Пространство и время в структуре бытия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пространство и время как философские категории характеризуют бытие людей, предметов, явлений и событий. Они используются для описания сосуществования определенных единиц в пространстве. Процесс изменения вещей, их замена и другие процессы проходят в период определенного времени. Пространство – это бытие и его характеристики. Время – это показатель продолжительности. С помощью двух указанных категорий можно представить любые структуры и конструкции, чтобы объяснить ситуацию, независимо от ее масштабов.

Что такое пространство в философии

Пространство – это в философии одно из фундаментальных свойств, которыми обладает бытие. Это свойство используется для характеристики длительности, формы, особенностей бытия. Оно является незаменимым условием функционирования всего мира. Пространство в философии – это определение места существования и сосуществования вещей, явлений. Каждый объект, материя находится в пространстве.

  1. Трехмерная физическая плоскость, в которой находится весь мир, за которым мы наблюдаем.
  2. Конкретная точка, в которой происходят определенные действия, события, явления. Оно универсальное, поэтому способно вмещать неограниченное количество физических объектов. Между ними может присутствовать или отсутствовать связь.
  3. Определенная зона, в которой находятся вещи, люди, явления, объединенные одним признаком, имеющие между собой контакт, связь.

В повседневной жизни понятие часто используется как метафора. Пространство – неограниченная территория, где могут существовать любые объекты.

Что означает время как философская категория

Второй фундаментальный элемент философии бытия – время. Оно характеризует движение, процесс, изменение, развитие. С помощью времени формируются такие категории, как прошлое, настоящее, будущее.

Свойства времени в философии обозначены с самого начала развития цивилизации. Его цикличность ранее измерялась природными явлениями, подручными средствами. Для человечества крайне важен отсчет месяцев, годов, дней. Каждый процесс цикличен – день заканчивается и начинается снова. Аналогично повторяются часы, десятилетия, века. Время имеет различный формат: биоритмы человека, лунный календарь, смена поколений – все управляется временем.

Одним из регуляторов времени ранее являлся восточный календарь. Через годы понимание людей изменилось, появился линейный отсчет. Циклическая система актуальна до наших дней. Она признана лучшим способом измерения временных промежутков. Свойства времени:

  • Продолжительность. Если время идет, значит, продолжается жизнь, настоящий момент. Понятия будущего, настоящего, прошлого характеризуются абстрактным и конкретным компонентами. Абстрактный – распространяется непосредственно на существование, материальный мир, понятие. Конкретный – используется для характеристики событий, процессов;
  • Открытость. Целенаправленное движение времени к будущему способствует уходу событий в прошлое, которое уже известно, пройдено и безвозвратно. Настоящее происходит в данный момент. Оно известно, зависит от действий, совершенных в эту секунду. Будущее неизведанное, покрытое тайной;
  • Течение характеризует постоянные перемены. Меняются погода, настроение, природа. Это говорит о том, что жизнь идет вместе со временем.

Пространство и время в философии – кратко

В составе материального мира основа – структурные объекты. Все они подвижны, развиваются, являются процессами. Материальный взгляд на них заставляет замечать последовательность изменений. Свойства пространства в философии рассматриваются как местонахождение структурных объектов, их представление. Свойства пространства и времени в философии:

  • Материя абсолютная, ее атрибуты также абсолютны;
  • Присутствие неразрывной связи между подвижностью материи, пространством и временем;
  • Объективное восприятие, понятия не зависят от человеческого сознания;
  • Все структурные отношения, процессы, развитие материальной системы взаимозависимы;
  • Непрерывное и прерываемое обладают структурным единством;
  • Величины не имеют качественного или количественного исчисления.

Пространство и время в философии имеют и другие критерии. Свойства могут быть метрическими и топологическими. Первые характеризуют измерения, вторые – симметрию, суть непрерывности, связности, необратимость. Использование топологических характеристик подходит для описания:

  1. Связности.
  2. Размерности.
  3. Непрерывности и прерываемости.
  4. Ориентации.

Метрическая характеристика является показателем бесконечности и конечности, гомогенности и изотропности, кривизны.

Пространство всегда является протяженным, в нем существуют точки, объемы, отрезки. В любой момент в пространство может добавиться новый объект или же количество точек может уменьшиться. Оно является трехмерным, связным и непрерывным.

Основные концепции пространства и времени в философии

Оба понятия являются формами материального бытия. Различают две основные концепции пространства и времени в философии:

Пространство есть форма бытия материи, характеризую­щая порядок сосуществования и рядоположенность материаль­ных образований, их структурность и протяженность. Время — форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объек­тов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Пространство и время как объективные формы бытия ма­терии отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом из­меняются. В связи с этим, кроме реальных пространства и вре­мени, различают перцептуалъное (психологическое) и концеп­туальное пространство и время.

Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных про­странства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адек­ватным отображением реальных пространства и времени пу­тем логического мышления. Перцептуальное и концептуаль­ное пространство и время являются формами отражения мате­риальной действительности и вместе с тем формами дальней­шего познания внешнего мира.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:

2. Реляционная концепция рассматривает пространство и вре­мя не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений нау­ки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

- время — форма бытия материи, которая выражает длительность

- пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри ма­териальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что со­вершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Гегель, соединяя пространство и время с движением, утверждал, что они дей­ствительны только при наличии движения, изменения чего-либо. А дви­жение, по Гегелю, является непосредственным единством простран­ства и времени.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном:

- подтвердила правильность реляционной теории — то есть пони­мание времени и пространства как отношений внутри материи;

- перевернула прежние взгляды на время и пространство как веч­ные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштей­ном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объ­екты) уменьшится, а время замедлится. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.




Категории пространства и времени носят универсальный характер, так как применимы для анализа и объективной, и субъективной ре­альности, то есть носят всеобщий характер. Всеобщность обусловле­на единством бытия и абсолютным характером происходящих в нем изменений.

Можно выделять пространство и время социального бытия. Еди­ницей социального пространства может выступать деревня, полис, фео­дальное поместье, национальное государство. Ощущение времени в различные эпохи связано с темпом жизни, с применением кален­дарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процессов в целом. Социальное время — форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их сме­ны, возникающих в ходе деятельности людей.

Таким образом, понятие пространства и времени имеют смысл для объективной и субъективной реальности, поскольку всякая действи­тельность дифференцирована, структурирована, а мир находится в состоянии движения, изменения.

Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должно со­провождаться становлением качественно специфичных форм про­странства и времени.

В начале XX в. физика выявила глубокую связь между простран­ством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение ми­ра, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики харак­теризуется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). Эта фундаментальная характеристика определила мате­риальное строение Метагалактики. Современная наука считает, что мо­гут существовать миры с другими пространственно-временными пара­метрами. Ученые предполагают, что при рождении нашей Метагалак­тики существовало десятимерное пространство — время. Четыре из­мерения (формула 3+1) стали формами бытия материи на макроско­пическом уровне, а шесть — определили структуру микромира, раз­меры которого меньше 10~ 33 см. Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макромире, в котором живет человек.

К их всеобщим свойствам относятся: 1. объективность и независимость от сознания человека, 2. их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, 3. единство непрерывного и прерывного в их структуре, 4. количественная и каче­ственная бесконечность, 5. вечность.

Реальные пространство и время обладают метрическими и топологическимисвойствами.

Первые выражают их протяжен­ность, они связаны с измерением и характеризуют их количе­ственный аспект. Метрическими свойствами пространства яв­ляются - гомогенность, изотропность, трехмерность, кривизна; времени — однородность, одномерность. Топологические свой­ства выражают пространственную и временную упорядочен­ность, качественный аспект пространства и времени (связность, симметричность и изотропность пространства, анизотропность, необратимость, ритм, темп).

Общие свойства пространства и времени специфически кон­кретизируются, преломляются на различных уровнях органи­зации материи, например, в неживой природе, в мега-, макро- и микромире.

С возникновением живой природы возникают биологичес­кие пространство и время. Считается, что существует множе­ство биологических пространств (например, ареалы распрост­ранения тех или иных организмов или их популяций).

Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколения (дли­тельность актуальной жизнедеятельности современников) и время истории — качественно высший уровень социального времени.

Пространство есть форма бытия материи, характеризую­щая порядок сосуществования и рядоположенность материаль­ных образований, их структурность и протяженность. Время — форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объек­тов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Пространство и время как объективные формы бытия ма­терии отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом из­меняются. В связи с этим, кроме реальных пространства и вре­мени, различают перцептуалъное (психологическое) и концеп­туальное пространство и время.

Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных про­странства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адек­ватным отображением реальных пространства и времени пу­тем логического мышления. Перцептуальное и концептуаль­ное пространство и время являются формами отражения мате­риальной действительности и вместе с тем формами дальней­шего познания внешнего мира.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:

2. Реляционная концепция рассматривает пространство и вре­мя не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений нау­ки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

- время — форма бытия материи, которая выражает длительность

- пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри ма­териальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что со­вершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Гегель, соединяя пространство и время с движением, утверждал, что они дей­ствительны только при наличии движения, изменения чего-либо. А дви­жение, по Гегелю, является непосредственным единством простран­ства и времени.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном:

- подтвердила правильность реляционной теории — то есть пони­мание времени и пространства как отношений внутри материи;

- перевернула прежние взгляды на время и пространство как веч­ные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштей­ном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объ­екты) уменьшится, а время замедлится. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Категории пространства и времени носят универсальный характер, так как применимы для анализа и объективной, и субъективной ре­альности, то есть носят всеобщий характер. Всеобщность обусловле­на единством бытия и абсолютным характером происходящих в нем изменений.

Можно выделять пространство и время социального бытия. Еди­ницей социального пространства может выступать деревня, полис, фео­дальное поместье, национальное государство. Ощущение времени в различные эпохи связано с темпом жизни, с применением кален­дарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процессов в целом. Социальное время — форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их сме­ны, возникающих в ходе деятельности людей.

Таким образом, понятие пространства и времени имеют смысл для объективной и субъективной реальности, поскольку всякая действи­тельность дифференцирована, структурирована, а мир находится в состоянии движения, изменения.

Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должно со­провождаться становлением качественно специфичных форм про­странства и времени.

В начале XX в. физика выявила глубокую связь между простран­ством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение ми­ра, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики харак­теризуется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). Эта фундаментальная характеристика определила мате­риальное строение Метагалактики. Современная наука считает, что мо­гут существовать миры с другими пространственно-временными пара­метрами. Ученые предполагают, что при рождении нашей Метагалак­тики существовало десятимерное пространство — время. Четыре из­мерения (формула 3+1) стали формами бытия материи на макроско­пическом уровне, а шесть — определили структуру микромира, раз­меры которого меньше 10~ 33 см. Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макромире, в котором живет человек.

К их всеобщим свойствам относятся: 1. объективность и независимость от сознания человека, 2. их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, 3. единство непрерывного и прерывного в их структуре, 4. количественная и каче­ственная бесконечность, 5. вечность.

Реальные пространство и время обладают метрическими и топологическимисвойствами.

Первые выражают их протяжен­ность, они связаны с измерением и характеризуют их количе­ственный аспект. Метрическими свойствами пространства яв­ляются - гомогенность, изотропность, трехмерность, кривизна; времени — однородность, одномерность. Топологические свой­ства выражают пространственную и временную упорядочен­ность, качественный аспект пространства и времени (связность, симметричность и изотропность пространства, анизотропность, необратимость, ритм, темп).

Общие свойства пространства и времени специфически кон­кретизируются, преломляются на различных уровнях органи­зации материи, например, в неживой природе, в мега-, макро- и микромире.

С возникновением живой природы возникают биологичес­кие пространство и время. Считается, что существует множе­ство биологических пространств (например, ареалы распрост­ранения тех или иных организмов или их популяций).

Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколения (дли­тельность актуальной жизнедеятельности современников) и время истории — качественно высший уровень социального времени.

В данной статье рассмотрены понятия пространства и времени, их концепции и свойства. Выявлены главные проблемы философии по отношению к этим составляющим. Важной особенностью этой статьи является взгляд на пространство и время с точки зрения физики и математики, а именно физвакуум (Великая Пустота) и общая теория относительности (пространственно-временной континуум). Приведены уровни мироздания, на которых пространство и время не существует, а также затронуто перцептуальное или психологическое пространство и время человека

Ключевые слова

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННО КОНТИНУУМ, ФИЗВАКУУМ, РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ, СУБСТАНЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ, МАТЕРИЯ, ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, ГРАВИТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ, УРОВНИ РЕАЛЬНОСТИ

Текст научной работы

Такие мысли излагал Фридрих Энгельс, один из основоположников марксизма. Своими словами он хотел подчеркнуть, что ничего не существует кроме материи, а материя не существует отдельно от пространства и времени. Таким образом, я считаю, что пространство и время нельзя рассматривать отдельно от материи. Предметом этого эссе является рассмотрение сущности пространства и времени c разных точек зрения, а также проблема объективности пространства и времени.

Для начала нужно рассмотреть главные понятия пространства и времени, так как без понимания их сути будет трудно разобраться в проблеме.

Что же такое пространство? Пространство – это протяженность и структурированность материальных объектов.

Пространство связано с ощущениями и не отделимо от них в восприятии и в представлениях. Отсюда следует, что пространство неизбежная форма сознания и возникает одновременно с ним. Поэтому невозможны ни эмпирическое объяснение его происхождения, ни определение его сущности. Лишь представления о пространстве можно исследовать.

Все философы по-разному трактуют сущность пространства. Наиболее распространено учение о критической философии, по которой пространство это наше представление, то есть вполне субъективно. Оно не воспринимается извне, а налагается самим познающим субъектом на весь материал чувственного восприятия.

Что такое время? Время - это длительность и последовательность состояний материальных объектов.

Так же это то, что заставляет все события происходить неодновременно.

Другие полагают что это субъективное ощущение, продукт мышления и восприятие нами окружающего мира. Единого подхода к понятию времени пока что нет. Но есть вещи, в которых уверены практически все, и они проверены очень точными экспериментами. Согласно общей теории относительности, время это одна из координат четырехмерного пространства времени, в которым мы все с вами живем.

Итак, обобщая выше сказанное, мы поняли, что понятие пространства связано с понятием протяженности, а понятие времени связано с понятием длительности.

В истории философии существуют две концепции пространства и времени. Это субстанциональная и реляционная концепции. Первая говорит о том, что пространство и время - это особые самостоятельные сущности, которые существуют независимо от материальных объектов. Еще в древности субстанциональный подход сформулировал Демокрит, а свое завершение он получил в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона.

В противовес субстанциональной концепции развивалась реляционная. Она говорила о том, что пространство и время существуют зависимо от объектов и процессов. Время согласно этой концепции не существует как самостоятельное явление. Представителем такой концепции был Лейбниц.

Но современная физика не отдает предпочтение ни одной из этих концепций.

Важнейшими философскими проблемами, относящимися к пространству и времени, являются:

  • вопросы о сущности пространства и времени,
  • вопросы об отношении этих форм бытия к материи,
  • вопросы об объективности пространственно-временных отношений и закономерностей.

И самой главной, из выше сказанных проблем нашего времени, является проблема объективности пространства и времени.

Агностик Д. Юм признавал за пространством и временем последовательность и сопряженность наших восприятий.

Теперь то, что касается невозможности восприятия пространства и времени органами чувств. Понятие времени увидеть нельзя, а вот последовательность смены состояний материальных объектов (например, молодой — старый), вполне доступна нашим органам чувств.

Таким образом объективность пространства и времени сейчас считается более обоснованной стороной, чем субъективность пространства и времени.

Посмотрим на пространство и время с точки зрения физики и математики.

В результате развития идей Эйнштейна появилась теория физического вакуума, которая указывает на определяющую роль некой Высшей реальности при рождении грубой материи из ничего. Высшая реальность рассматривается рядом исследователей как Сверхсознание, Сверхразум или Бог.

Итак, физвакуум — это особая среда, формирующая пространство Вселенной, имеющая огромнейшую энергию, участвующая во всех процессах и видимым проявлением которой является наш материальный мир.

В книге теория физического вакуума Г. И. Шипова говорится о том, что физический вакуум – это Великая Пустота, которая лежит в основе мира.

Что всё состоит из пустого пространства, в котором по определенному закону располагаются молекулы. В свою очередь молекулы состоят из атомов, а между атомами пустота. В центре атома ядро, вокруг которого электроны, а между ядром и электронами опять наблюдается пустота. Ядро состоит из элементарных частиц между которыми пустота, а элементарная частица, например, электрон и есть пустота, согласно теории Дирака.

Чтобы понять, чем отличается пустота в том месте где есть электрон и где его нет, нужно ввести понятие абсолютной пустоты. Это пустое, без какого-либо вида материи пространство-время. Следовательно, где существует абсолютная пустота, там нет электрона, а где пространство искривлено, хотя бы незначительно, там электрон будет. [1]

Рассмотрим пространство и время с точки зрения общей теории относительности, одним из авторов которой был Альберт Эйнштейн.

Согласно этой теории мы живем в четырехмерном пространстве и времени. Пространство и время - это проявление одного и того же, некой единой сущности, которую назвали пространственно-временно континуум. Это и есть четырехмерное пространство и время. Следовательно, мы все являемся четырехмерными объектами. Но люди не могут воспринимать четыре измерения одинаково, либо как пространство, либо как время. По сути мы видим только проекции настоящего четырехмерного объекта на пространство и время. [4]

Разобравшись с физическим вакуумом, который формирует пространство Вселенной и говорит нам о том, что в основе мира лежит Великая Пустота, мы можем перейти к времени, а точнее к главным его свойствам.

Можем ли мы остановить, замедлить или ускорить время?

Скорость света в вакууме во всех системах отсчета одинакова (299 792 458 м/с) и из этого следует, что время может протекать везде по-разному. Например, если двигаться с огромной скоростью мимо неподвижного наблюдателя, то с его точки зрения стрелки ваших часов будут двигаться медленнее.

Есть еще один фактор влияющий на течение времени – это гравитация. Гравитация – искривление пространства и времени. Чем она сильнее, тем время протекает медленнее (чем ближе к земле, тем гравитация больше).

Время даже можно замедлить до полной остановки, но для этого нужно оказаться на горизонте событий черной дыры, там, где присутствует колоссальная гравитация или двигаться со скоростью света.

Так что при определенных условиях мы в принципе можем менять течение времени, но повернуть его вспять вряд ли получится, ведь время протекает только в одном направлении и с этим связаны фундаментальные законы термодинамики.

Не менее интересной темой для рассуждения является перцептуальное или как его еще называют психологическое пространство и время. Под ним понимается отражение в сознании человека, на уровне представления и воображения.

Это своего рода чувство пространства и времени, важной особенностью которого является субъективность. В наших представлениях мы часто наблюдаем временные и пространственные смещения. Ведь наше время то стремительно бежит, то замедляется и у каждого человека по-своему. Это зависит от конкретных ситуаций. Возьмем к примеру, то, что в детстве время течет медленно, но уже в зрелом возрасте нам его всегда не хватает, время кажется быстротечным.

Или другой пример, когда мы заняты чем-то интересным, то не замечаем времени. И наоборот, когда человек находится в постоянном ожидании чего-то, то время никуда не спешит.

Перцептуальное пространство – чувственное пространство, с которым мы постоянно встречаемся в повседневном опыте.

Психологическое пространство и время соответствует реальному времени и пространству, то есть объективной реальности. [2]

Что представляет собой пространство и время на высших уровнях реальности? С помощью теории физического вакуума стало возможным описать семь уровней реальности Мира. К материальному миру относятся первые четыре уровня:

  • твердые тела,
  • вода,
  • газ,
  • элементарные частицы.

Материальный мир – это всё, что нас окружает, он полностью доказан и исследован. Этот мир воспринимается нашими органами чувств, мы можем видеть, слышать и осязать его. Пространство и время является неотъемлемой частью материального мира.

К высшим уровням реальности относятся такие как:

  • физический вакуум
  • первичные торсионные поля
  • Абсолютное ничто

Абсолютное ничто является первоисточником и началом всех нижележащих уровней. Оно лежит в основе всего мира. Его принципиальной особенностью является бесконечность, в том числе и бесконечность во времени и пространстве. Значит время и пространство на этом уровне не существуют, так же, как и движение, эволюция, рождение и смерть. [3]

Итак, можно сделать вывод о том, что пространство и время неразрывно связаны с нашим сознанием и являются неотъемлемой частью человека. На разных уровнях реальности они имеют разные свойства и формы, кроме того пространство и время существуют не сами по себе, а обусловлены особенностью уровня реальности.

Список литературы

Цитировать

Глава 1. Философия о бытии, материи, пространстве и времени
(Онтологические основы философского учения)

Что такое бытие?

Бытие — совокупность всего сущего, единство форм и спо­собов существования. Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятель­ности.

Какие виды бытия существуют?

В философии различают бытие как объективную и субъек­тивную реальности.

Объективная реальность — это все то, что существует вне и независимо от сознания, все то, что составляет неживую и живую природу, включая человека и общество.

Субъективная реальность — это сознание, мышление, ду­ховный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях и т.д. Эти два вида бытия не полярные противоположности, они взаимосвя­заны. Субъективная реальность отражает объективную реаль­ность и, в свою очередь, оказывает влияние на нее.

Какие уровни бытия выделяются в философии?

В философии различают актуальное (действительное) и по­тенциальное (возможное) бытие.

Актуальное бытие — это действительное бытие в данном пространственно-временном интервале, это все то, что суще­ствует в данный момент. В актуальном бытии выделяют, преж­де всего, бытие естественных вещей и процессов.

Актуальное бытие содержит в себе массу нереализованных возможностей — это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.

Какие формы бытия существуют?

В философии различают природное и социальное бытие.

Какие концепции бытия существуют?

В философской мысли сложились три основных концепции бытия. В материалистической концепции под бытием пони­мают конкретную реальность. В объективно-идеалистической концепции бытие представлено в виде объективно существую­щих идей. В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта: реально лишь то, что я чувствую.

Что такое субстанция?

Первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи.

Субстанция в обычном понимании — синоним материи и ве­щества. В философии — это нечто неизменное, устойчивое — в противоположность тем свойствам и состояниям, которые ме­няются. Субстанция — это сущность, лежащая в основе всего.

В философии субстанция трактуется по-разному, в соответ­ствии с разным видением мира. В монистическом учении осно­вой всего существующего признается одно начало. Различают материалистический монизм, в котором основой, началом мира считается материя; идеалисты считают дух, идею единым на­чалом всех явлений.

Наряду с монистическими толкованиями в философии су­ществуют дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала — материальное и ду­ховное. Плюрализм выводил многообразие мира из множества начал.

Что такое материя?

Материя — это вещество. В материализме материя понима­ется как основа всей действительности.

Понятие материи возникло в то время, когда древнегрече­ские мыслители пытались объяснить единство мира.

Материалисты рассматривают материю, прежде всего, как субстанцию, благодаря которой строятся все отношения и из­менения в мире, в том числе и в сознании. Материя не суще­ствует вне и независимо от вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них.

Каким образом человек может познать материю?

Материя существует в бесчисленном множестве конкрет­ных форм, и познать ее можно только через познание отдель­ных материальных объектов. Чем глубже человек проникает в структуру конкретных материальных систем и процессов, тем ближе он подходит к пониманию сути материи.

Какую структуру имеет материя?

Еще в философии Демокрита зародилась идея о иерархи­ческом строения материи, то есть материя — не сплошное, однородное целое, она структурно организована, и эту струк­турную организацию можно обнаружить в любом ее элементе. Материю можно разделить на три сферы: неживую, живую и социально-организованную. Каждая сфера — самостоятельная область материального мира. При детальном рассмотрении в каждой из сфер можно выделить определенные уровни органи­зации материи. Например, социально-организованную сферу можно разделить на государство, этнос, социальные группы, человека.

Каким образом существует материя?

Длительное время считалось, что материя — некое застыв­шее образование, из которого возникают вещи. В ходе разви­тия философской мысли материя стала восприниматься как движущее начало.

Какие формы движения материи существуют?

Формы движения материи многообразны. Некогда Аристотель выделил 6 видов: возникновение, уничтожение, антипатия и т.д. Бэкон называл уже 19 видов движения материи, среди них колебание, инерция, антипатия, колебание и т.д. Ф. Энгельс выделил 5 взаимосвязанных форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и со­циальное движение.

Что является началом всякого превращения?

Основой и началом всякого превращения является самодви­жение материи, без чего она была бы мертва. Самодвижение является импульсом любых изменений и жизни вообще.

Как понимают пространство и время в философии?

Что такое реляционный подход?

Что понимают под пространством и временем в диалектическом материализме?

Пространство и время в диалектическом материализме вос­принимаются как системы взаимосвязей процессов и явлений, способ существования объективного мира.

Пространство — форма существования вещей, их структур­ность и протяженность.

Время — форма протекания всех механических, органиче­ских и психических процессов. Время характеризует взаимо­действие объектов, смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Какие свойства пространства и времени выделяются в философии?

Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Метрические свойства пространства — трехмерность, непрерывность; метрическое свойство времени — одномерность. Топологические свойства выражают качественный аспект пространства и времени. Для простран­ства это гомогенность (однородность), изотропность (одинако­вость свойств) и кривизна; для времени — однородность.

Можно сказать, что пространство и время характеризует свойства разномерного бытия.

Пространство и время как формы существования материи. Основные свойства пространства и времени.

Важнейшими формами бытия являются пространство и время. Понятие пространство характеризует некий общий порядок расположения объектов относительно друг друга, оно выражает протяжённость тел, их сосуществование. Время означает смену состояний, порядок следования одних явлений за другими, длительность происходящих с ними процессов.

Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие - чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени. Так, Беркли, Юм, Мах полагали, что время есть форма индивидуального сознания. Кант трактовал время как априорную форму чувственного созерцания, Гегель понимал время как категорию Абсолютного духа.

Признание существования объективной реальности обязательно приведет к признанию и объективности пространства и времени, т.е. существует реальное пространство и время не зависимое от сознания субъекта.

Существуют две точки зрения на отношение пространства и времени.

Субстанциальная концепция. В ней пространство и время трактуются как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представляется как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это ведёт к независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них процессов. Основы концепции были заложены Демокритом. Классическое своё выражение она получила в работах Ньютона. По Ньютону, время и пространство не зависят ни от массы вещества, ни от скорости движения тел. Пространство есть гигантских размеров пустое вместилище, в котором независимо друг от друга с не изменяющимися размерами движутся многочисленные тела. Пространству и времени он приписал характер абсолютных.

Реляционная концепция. Её сторонники понимают пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы пространство и время не существуют. Допускается и зависимость пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. Впервые такой подход встречается у Аристотеля, классическое свое выражение он получил у Лейбница. В настоящее время эта концепция связана с теорией относительности, созданной А.Эйнштейном. Из теории относительности следовали два важных вывода: при скоростях, близких к скорости света, длины тел сокращаются примерно в 2 раза; темп течения временных процессов замедляется при скорости, близкой к световой.

Философское значение теории относительности:

а) она исключила из науки понятие абсолютного пространства и времени; б) она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем; в) она нанесла удар субъективистким, априористским трактовкам пространства и времени.

Свойства пространства и времени.

Характерным свойством пространства является его трехмерность.

Время одномерно ибо для фиксации положения события во времени достаточно одной величины. К специфическим свойства пространства относятся однородность и изотропность. Однородность означает отсутствие в нём каких-либо выделенных точек, а изотропность – равноправность всех возможных направлений.

Время обладает только свойством однородности, заключающимся в равноправии всех его моментов. Специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое.

Под концептуальным пространством и временем подразумевают математические пространственно-временные структуры и математические пространства, где допускается многомерность, обратимость и т.д.

В каждой форме движения материи пространство и время специфицировано. Специфично проявление времени и пространства в микромире, живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое, социальное пространство-время и другие виды времени и пространства.

Читайте также: