Русская культура 9 16 веков кратко
Обновлено: 05.07.2024
Таблица может понадобиться для подготовки к ЕГЭ и решения многих вопросов.
Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)
чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.
Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом
скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки
2.Узелково – иероглифическая письменность;
4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.
(Глаголица и кириллица)
- Летопись;
- Житие;
- Слово (поучение);
- Хождения;
- Исторические повести.
монастыря, около 1113 года.
Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.
- Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
- Собор Святой Софии в Новгороде;
- Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
- Золотые ворота в Киеве.
Памятники Владимиро-Суздальской земли:
- Церковь Покрова – на – Нерли;
- Успенский собор;
- Дмитровский собор (известен белокаменной резьбой)
Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.
Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем
Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура
Литература | Архитектура | Живопись | Церковь |
- влияние ига на темпы и ход развития. | Жанры: Летописи; Исторические повести; |
(о восстании в Твери в 1327г.);
Белый камень Красный кирпич
1367-1369гг. Иван III
- Благовещенский собор(1484-1489гг.);
- Церковь Ризоположения
Создатели: псковские мастера;
1487г.- Марко Фрязин,
1491г. – Пьетро Антонио Солари;
использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде.
(конец 14в.- первая треть 15в.),
возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие.
Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.
предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета.
Нил Сорский Иосиф Волоцкий
Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела.
Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской.
Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура
русских государей с византийскими императорами.
Максим Грек выступал против обогащения церкви.
Матвей Башкин - против официальной церкви, осуждал холопство.
в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.
(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.
Архитектор - Алевиз Новый , 1506-1508гг.
Фёдор Конь – Белый город
Русская культура XVII века.
наука | литература | публицистика | архитектура | живопись | театр |
География: |
В. Поярков: экспедиция на Амур;
2.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой;
3.1649г.- Е. Хабаров:
4.В. Атласов: Камчатка и Курильские острова;
( победа над турками 1641г.)
основатель Симеон Полоцкий.
(идея: социальный мир и смягчение угнетения);
1. начало- 30-ые годы XVII века – шатровый стиль;
2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко:
г) сочетание красного и белого кирпича.
Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков,
1.Кремлёвский Теремной дворец;
2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве;
3. Церковь Покрова в Филях (барокко);
4.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов).
XVII век: появляются парсуны – портреты
Русская культура первой половины XVIII века
1714г.- указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.
2.Навигацкая школа (1701г.),
3.Морская школа (1715г.);
2.1706г.- аптекарский огород- основа ботанического сада;
3. 1707г.- первый госпиталь;
1718г. – отечественные хирургические инструменты;
4.1724г.- подводная лодка (Никонов)
5.1714г. – Кунсткамера-первый естественно-научный музей.
6.В Сухаревской башне Я. Брюс открыл обсерваторию.
Идея: право монарха на неограниченную власть.
изогнутость линий фасада;-обилие колонн, статуй.Памятники:
-Собор Петропавловской крепости (Трезини, Земцов);
-здание 12 коллегий
( проект Трезини, Земцова);
(началось строительство при Петре);
Русская культура второй половины XVIII века
Наука. | Изобретения. | Литература. | Образование. | Живопись. Скульптура. | Архитектура. | Театр. | |
1.Ломоносов – развитие молекулярной теории строения веществ; закон сохранения материи, доказал общность природы молнии и электричества, создал рецепт изготовления смальты, исследование Венеры, действующая модель вертолёта. |
Лаптевы – исследование побережья Северного Ледовитого океана.
шлифовка оптических стёкол;
-одноарочный неразводной мост;
-суда, двигавшиеся против течения;
-протезы для инвалидов.
1757г. – академия художеств (по плану Шувалова)
1764г. – Смольный институт благородных девиц (Бецкой).
(бюсты Ломоносова, Екатерины II);
-Дом Пашкова (Баженов);
Жемчугова – крепостная актриса;
Русская культура первой половины XIX века
Наука и образование. | Литература. | Архитектура. | Живопись, скульптура. | Театр | Музыка. |
1811г.- Царскосельский лицей; |
Лисянский, Крузенштерн- кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана, о. Сахалин, Камчатка);1807-1809-Головнин, Курильские острова; Головнин – глава Русского географического общества;
-1821-1824гг. – Литке; Северный Ледовитый океан;
доказал, что Сахалин-остров.
Зинин- синтез анилина;
-Шиллинг – электромагнитный телеграф;
Черепановы – первая ж/д
-реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь.
-ампир- опора на художественное наследие Греции и Рима;
обилие декоративных украшений и военной эмблематики.
-эклектика – произвольное сочетание разных стилей.
Росси: Сенат, Дворцовая площадь,
Бове: Манеж, Большой театр (ампир);
Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир);
Захаров: Адмиралтейство (ампир);
Жилярди: здание Опекунского совета (ампир);
Тон: Большой Кремлёвский дворец,
Храм Христа Спасителя
Монферран: Иссакиевский собор,
Русская культура второй половины XIX века
Наука. | Живопись | Скульптура. | Архитектура. | Музыка. | Театр. |
География. Этнография. |
Математика. Чебышев, Ковалевская;
Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио),
Химия .Менделеев – (периодическая система),
Бутлеров (основы органической химии).
Жуковский, Можайский, Циолковский
Тимирязев- фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию,
Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин.
Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.
Шервуд, Семёнов: Исторический музей,
1866г.- Московская консерватория
Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев
Дягилев: Русские сезоны (балет) в Париже.
Рекомендуем:
Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.
Особенности развития русской культуры IX-XVII вв.
1. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует
натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных
отношений.
2. Характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-
земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного
человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт
был самым надежным гарантом. Отсюда авторитет старины, того, что
многократно повторялось; следование образцам.
3. Отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения
4. Для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения
многие факты и явления еще не получили.
___
Более подробно есть в источнике. Учись гуглить.
плотницкое ремесло. (Всего исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей).
Типичное жилище в Древней Руси — полуземлянка или бревенчатый сруб, отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода). У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. Основу внутреннего убранства жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.
Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее время — меховой кожух.
С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. На высоком уровне находилась обработка дерева.
Вопрос 2. Фольклор.
Устное народное творчество:
заговоров на бытовые темы,
былинный эпос (центральными фигурами которого являются князь и его богатыри),
Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII—XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания.
Вопрос 3. Письменность и литература.
Широкое распространение письменности началось, по-видимому, с распространением христианства и созданием славянского алфавита — кириллицы.
В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже).
Вопрос 4. Архитектура.
С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были деревянными, но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм — Десятинная церковь. Типичный русский храм был крестово-купольным.
Центральный барабан опирался на четыре столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. Древнейшим сохранившимся памятником древнерусского зодчества является собор Св. Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.).
В связи с оформлением самостоятельных княжеств в XII в. быстро развивалось каменное строительство. Два направления в архитектуре XII—XIII вв. представлены зодчеством Новгорода и Владимира. В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на средства горожан, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. На Северо-Востоке строили не из кирпича, а из белого камня. Многие здешние постройки испытали влияние романского стиля.
В XIII в. русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным.
Вопрос 5. Изобразительное искусство.
С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись. Особенно широко применялись фресковые росписи. Высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры. Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития.
Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности. XII—XIII вв. — эпоха раздробленности. В этот период в связи с обособлением отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая единства, становится значительно богаче и разнообразнее.
Напишите названия храмов и их описание.
Подготовка докладов по темам:
Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий.
Традиции, обычаи и обряды на примере деревни Секирино Скопинского района Рязанской области или на примере других населённых пунктов.
Культура в широком смысле — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Духовная культура — наиболее ценные произведения человеческого творчества, зафиксированные на материальном носителе и доступные окружающим.
Основными направлениями духовной культуры являются:
- литература;
- живопись;
- музыка;
- архитектура;
- иные виды культуры.
Культура восточных славян
В догосударственный период культура восточных славян была представлена в основном предметами быта — избы, посуда, рубашки-вышиванки, народные песни, которые стали результатом сплава древнеславянской оседлой и скифо -сарматской степной культур. Особый прорыв в культурной сфере происходит в период расцвета Киевской Руси при Владимире Красное Солнышко и Ярославе Мудром после принятия Русью христианства:
Особенности русской культуры периода монголо-татарского ига
Культура Руси в период монголо-татарского ига (1240 — 1480 гг.) носила сильный религиозно-православный и патриотический оттенок:
Это не случайно, поскольку православие стало главной духовной опорой русского народа в период ига; в русском народе также жила ностальгия по былой славе предков.
Культура Московского государства
После свержения монголо-татарского ига в 1480 г. в Московском государстве почти во всех сферах культуры восторжествовал помпезный имперско-византийский стиль:
Церковный раскол XVII в.
Отличительной чертой русской культуры конца XVII в. стал церковный раскол:
Читайте также: