Свобода это кратко история

Обновлено: 04.07.2024

Философия – наука, зависящая от состояния общества в конкретный период времени. В каждую историческую эпоху, она работает над разными проблемами и интерпретирует явления в соответствии с уровнем культуры и происходящими историческими событиями. Свобода – главный вопрос, который изучает философия.

Определение термина

Свобода в философии – это возможность проявлять свою волю, осознавая законы развития природы и общества. В разные исторические эпохи, этот термин имел разные понятия.

Понимать свободу можно по-разному. В концепции бихевиоризма наличие свободного выбора отрицается. Человек не может самостоятельно выбирать, что ему делать. У него есть только заранее предопределенный выбор, в котором нет места свободе.

Шопенгауэр говорил о том, что дать определение этому термину, можно только, если указывать на препятствия, которые мешают обрести свободу. У всех разные препятствия в жизни, которые зависят от исторической эпохи. Препятствия в эпоху феодализма, когда было разрешено рабство отличаются от препятствий современного мира. Тогда людям мешало быть свободными крепостное право. Они были зависимы, а их свободой распоряжались другие. В современном мире мешают:

  • кредиты, которые заставляют оставаться на нелюбимой, но оплачиваемой работе;
  • дети, из-за которых женщина остается с человеком, которого не любит.

Развитие термина в разное историческое время

Люди вкладывают разный смысл в это понятие в соответствии с тем, в какое время они живут. Поэтому определение термина меняется от эпохи к эпохе.

Свобода берет начало в Древней Греции. Сначала проблему изучают Сократ и Платон, которые предполагают, что каждый волен выбирать судьбу. Затем Аристотель и Эпикур расширяют это понятие термином политической свободы от деспотизма. А затем в неоплатонизме развивается идея свободного существования без бед и бремени.

В Средневековье большую роль играла религия, которая воздействовала на все сферы жизни, в том числе и на философскую мысль. В этот период развивается идея человека, свободного от греха. Грехи караются церковью, поэтому безгрешная жизнь свободна. Люди боятся божественного проклятия после смерти и надеются попасть в рай.

В эпоху Ренессанса человек встал в центр мировоззрения. Он считался венцом творения, а под свободой подразумевалось всестороннее развитие. В эту историческую эпоху развивается антропоцентризм, который идеализирует человека.

Во время эпохи Просвещения наука играет большую роль в жизни общества, поэтому выдвигаются различные интерпретации этого понятия, которые подвергаются анализу наукой.

Новое время знаменует развитие марксизма, который отрицает наличие свободы. Человек совершает поступки, руководствуясь мнением общества, а также отталкиваясь от среды, в которой он проживает. Основную роль в принятии решений играют экономическое положение и его нахождение в классовой системе.

В этот период получает развитие экзистенциализм. Один из его представителей, Мартин Хейдеггер, говорит о том, что человеком руководит страх. Страх побуждает нас действовать, отбросив условности, и возложить ответственности за действия на себя.

фото 776

Другой представитель экзистенциализма, Карл Ясперс, говорил о том, что свобода – эта не черта, а сущность.

Толкование термина меняется в зависимости от исторического времени и мировоззрения человека, который его выдвигает. Философия – наука, которая базируется не только на общественном опыте, но и на персональном. Философы часто придерживаются какого-либо мировоззрения, основываясь на своем жизненном опыте, и несут свою философию, извлеченную из него.

Факторы, ограничивающие свободу

Всегда есть то, что мешает нам быть полностью свободными. В философии выделяют две группы факторов, которые ограничивают свободу:

  1. Природно-биологические – связаны с базовыми потребностями: сон, еда, вода. Из-за природы мы постоянно должны помнить о наших человеческих ресурсах, без их пополнения мы не сможем достигнуть поставленной цели. Человек хочет пройти большое расстояние до места паломничества. Ему предстоит идти несколько дней. Он мог бы добраться до места назначения быстрее, если бы ему не нужно было останавливаться, чтобы поесть и поспать. В этом проявляется ограничение свободной воли биологическими факторами. Его еще задержат природные явления: гроза, дождь или непогода. Не все зависит от людей, поэтому нужно это учитывать.
  2. Социальные факторы – они обусловлены нашей социальной природой и окружением. Сюда относятся правила, установленные в обществе, из-за которых мы не делаем все, что приходит нам в голову. Сюда относятся социальные нормы, мода, обычаи и традиции, законы и право. Государство регулирует поведение общества при помощи законов, что также ограничивает индивидуальный выбор. Нельзя красть и убивать – за это последует наказание. А вот если вы некультурно ведете себя в общественном месте, то по закону вас не накажут, но вы получите общественное неодобрение.

Нас удерживают обстоятельства: отсутствие денег, наличие детей, заболевания и несчастные случаи. Поэтому свобода относительна, а в полной мере обладать ей невозможно.

Разновидности свободы

Она разная и проявляется в разных формах. Где-то нас ограничивают только наши собственные стереотипы, в других случаях близкие люди или обстоятельства, а иногда государство и закон. В соответствии с этим выделяют:

  1. Юридическую – с позиции права, люди все свободны, но все равно ограничены правовыми нормами. Наши правовые нормы часто нарушают, чем еще больше ограничивают независимость. Ограничение по закону разное: по отношению к одному лицу, группе лиц или обществу в целом. По отношению к одному лицу ограничение выражаются в уголовном следствии и заключении в места временного пребывания. Запреты для общества закреплены в законодательных актах, где также указаны последствия, с которыми столкнется каждый в случае неповиновения. Право ограничивает независимость.
  2. Экономическая независимость – самая частая причина людей жить не так, как они хотят – отсутствие денег. Это проявляется в их отсутствии, долгах. Из-за такого фактора мы не уходим с работы, которую ненавидим, потому что нужно кормить себя и семью, расплачиваться с долгами.
  3. Личная свобода при взаимодействии с людьми. Она различается. Иногда мы не делаем что-то, потому что боимся столкнуться с общественным неприятием. Другой вид независимости – это свобода в личных отношениях между людьми противоположного пола. Она может проявляться как независимость в финансовом плане, когда ни один из партнеров не зависит от другого, так и в полигамности, когда люди не запрещают друг другу иметь контакты с противоположным полом. Самая частая причина, сдерживающая нас сделать то, что мы хотим, – это общественное мнение. Мы боимся, что если начнем свое дело или оденемся так, как сейчас не модно, о нас плохо подумают.

фото 777

Кроме этих видов, есть свобода творчества, слова. Каждый день мы принимаем решения, руководствуясь этими типами. Мы взвешиваем, возможно ли для нас сделать что-то. Такие мысли уж не говорят о полной свободе, поскольку всегда есть сдерживающие факторы.

Условия реализации

Чтобы реализовать желания и проявить волю, должны быть определенные условия:

  1. Социальные нормы – действие должно быть законным в соответствии с принятым в конкретный период времени законодательством. Мы анализируем, будет ли действие уместным в соответствии с обычаями и традициями. Несколько столетий назад надеть короткую юбку или короткие шорты было неприемлемо, а сейчас на вас странно посмотрят, если вы выйдете на улицу в платье 15 века.
  2. Место в обществе – этот важный фактор. В средневековье, крепостной крестьянин не мог позволить себе того же, что и барин. Сейчас, кажется этому уже нет места, но это ошибочное мнение. Люди низшего класса с маленькой зарплатой не позволяют себе того, что делают люди высшего класса, даже если хотят.
  3. Формы общественной деятельности – то, как ваше действие воспримут, зависит от того, какая эта форма деятельности. Если вы высаживаете цветы на клумбе в частном доме, а осенью их срезаете и ставите в вазу, то все в порядке. Но если вы срезаете цветы с городских клумб, это грозит штрафом.
  4. Уровень развития общества – у людей средневековья даже не возникало желания надеть что-то такое, что носим мы. Также как у нас не возникает желания ходить по улице в устаревшей одежде.
  5. Освоение индивидом культурных норм и ценностей общества – уровень культуры, который освоил человек, определяет его волю. Дети, выросшие в неблагополучных семьях с родителями алкоголиками и наркоманами, в зрелом возрасте проявляют те же наклонности.

При наличии благоприятных условий человек выразит свою волю и не столкнется с осуждением общественности или наказанием по закону.

Свобода – относительное понятие и ключевая проблема философии на протяжении многих веков. Ее понимание различается не только у каждого человека, но и у всего общества в зависимости от исторической эпохи, в которой оно существует.

Рассказ о том, что происходило со свободой на протяжении человеческой истории и почему первобытный человек был гораздо свободнее, чем англичанин викторианской эпохи. А может быть, свободнее, чем мы с вами.

Зачем вообще нужен прогресс и развитие человечества, как не для того, чтобы сделать жизнь человека проще и приятнее?

Мы привыкли рассуждать о жизни первобытных землян с позиций нашего опыта. А мы живем в сложноустроенном обществе, которое развивается по первому пути. Западный человек, не останавливаясь, развивает и усложняет свою цивилизацию. Уровень комфорта постоянно увеличивается, но это необратимо влечёт за собой и рост запросов.

Малые запросы освобождают человека от материального и дают ему возможность заниматься тем, чем хочется.

При этом речь отнюдь не идёт о каком-то очень низком уровне комфорта или о постоянном недоедании. Салинз занимался анализом нескольких существующих сегодня на планете охотничье-собирательских обществ, и результаты его изысканий поражают. Бушмены Сан тратят на поиски пропитания меньше трёх часов в день, причём они занимаются этим не 5 дней в неделю, а не чаще чем через день.

image_image

Группа австралийских аборигенов местности Фиш Крик тратит на сбор еды менее четырёх часов в день. При этом их рацион разнообразен, и часть этого времени аборигены тратят на поиск более вкусной, но менее доступной еды. Для охотников-собирателей добыча еды не является непосильным и скучным трудом, она скорее похожа на игру. Большую часть остального времени аборигены Австралии и жители южноафриканского буша тратят на веселье, болтовню, сон и игры.

Охотники и собиратели свободны от труда в нашем понимании. Работа для них — это игра, да и её очень мало.

Американский юрист, антрополог и анархист Боб Блэк развивает идею Салинза. Он приводит свидетельства из жизни земледельческих народов, доказывающие, что они трудились гораздо меньше нас. Представитель садоводческого племени Хануноо тратит в среднем 2,45 часа в день, чтобы более чем сыто и разнообразно себя прокормить.

Антропология работы не показывает никакого уменьшения в количестве или улучшения в качестве работы по мере перехода к более сложным обществам.

image_image

По мнению Блэка, блаженны все эти народы в своей праздности оттого, что не выдумали себе государства. Когда государство возникает, крестьянин сразу начинает работать гораздо больше, чтобы платить налоги и выполнять другие обязанности. С усложнением общества и развитием государства этот процесс усиливается.

Блэк приводит цифры, сколько недель в году крестьянин Англии тратил для собственного пропитания:

в 1495 — 10 недель;

в 1564 — 20 недель;

в 1684 — 48 недель;

в 1726 — 52 недели.

Больше всего люди на Западе трудились в XIX-XX веке. Классическая экономическая теория предполагает, что работник должен работать как можно больше и получать как можно меньше. До появления трудового законодательства и легальных профсоюзов это правило порой выливалось в нечеловеческие условия. Государство не отставало от капиталистов и подобно им делало все, что выжать из своих граждан как можно большую выгоду.

Англию середины XIX века потряс скандал в работном доме Андовер, где узники были доведены до такого плачевного состояния, что вынуждены были питаться костным мозгом из гнилых костей животных, которые предназначались для приготовления удобрений. В таком заведении погибла мать Оливера Твиста.

Вплоть до XX века в США и Великобритании дети и женщины наравне с мужчинами трудились по 10-16 часов в день. К счастью, сегодня так тяжело в мире почти никто не работает. Восьмичасовой рабочий день является нормой в большинстве стран мира, наёмный работник защищен от произвола нанимателя.

image_image

Все эти примеры показывают нам, что прогресс в истории человечества нужен был отнюдь не для того, чтобы сделать нас свободнее и облегчить нам жизнь. За исключением последних ста лет, человек с каждой эпохой трудился всё больше и больше, получая за это все меньше. Лишь в последнее столетие этот процесс приостановился.

Как мы выяснили, вероятно, наши далекие предки, которые жили до эпохи возникновения государства, имели гораздо больше свободного времени, а значит, и свободы, которую можно использовать для развлечения и самореализации. Никто не оказывал на них давления, не заставлял их делать то, что им претит. Меньше вещей обременяло их, в отличие от наших предков менее далеких.

Но у них было гораздо меньше выбора, гораздо меньше приятных дел, которыми можно занять себя. Что делают бушмены в свободное время? Болтают о пустяках и посещают родственников. Ни в коем случае нельзя утверждать, что их культура хуже нашей, однако, окажись мы в их условиях, нам бы быстро стало скучно. У них нет того разнообразия, которое есть у нас. Поэтому необходимо ввести еще один критерий: условный объём выбора.

Теперь можно разделить эпохи по этим двум критериям: свобода (количество времени и отсутствие внешнего давления) и выбор (обилие вариантов того, на что тратить время и ресурсы личности).

Догосударственная эпоха: много свободы, но мало выбора

Возможно, наши северные предки не имели столько свободного времени, сколько было у вышеприведенных бушменов. Но они точно были свободны от многих обязательств, от которых зависим мы. Им не приходилось платить налоги, служить в армии, никто не навязывал им ту или иную идеологию. Их умы и сердца были свободны в выборе пристрастий. У людей был небольшой выбор профессий, они не могли путешествовать, однако они активно и с радостью создавали культуру.

Огромное, если не ключевое значение для человеческой цивилизации сыграли мифы, многие из которых появились в доисторическую эпоху. Люди рисовали, создавали скульптуры, пели песни, играли на музыкальных инструментах. Но развитие очень тормозило, во-первых, отсутствие письменности, и, во-вторых, отдалённость человеческих групп. Отсутствие письменности заставляло людей тратить много энергии на трансляцию культуры — например, мифы приходилось заучивать наизусть. А невозможность часто видеть представителей других групп тормозила очень важный культурный обмен.

image_image

Эпоха с момента появления государства до XX века: никакого выбора, никакой свободы

эпоха модерна: скорее много свободы, скорее мало выбора

К началу XX века человек во многом освободил себя сам, однако пока недостаточно поумнел, чтобы по-настоящему пользоваться своей свободой. Поэтому сложилась такая ситуация: человек имел право выбрать, но выбрать ту жёсткую систему стереотипов и ценностей, тот формат личной зависимости, который ему нравился больше.

image_image

Статуя Свободы на о. Свободы близ Нью-Йорка, США

Свобо́да — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми [1] . При этом свободу не стоит путать со вседозволенностью, когда человек вовсе не учитывает возможной пагубности своих действий для себя и окружающих [2] .

Существует множество различных определений свободы [⇨] . В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека.

В философии: свобо́да — универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания [3] .


Свобода, просвещающая мир (известный как Статуя Свободы) был подарен США Францией в 1886 году в качестве художественного олицетворение свободы.

Свобода происходит от латинского слова либертас, образованный от имени богини Либертас, который вместе с Богиня свободы, обычно изображает концепцию, а архаический римский бог Liber.

Содержание

Философия

Философы издревле рассматривали вопрос о свободе. Римский император Марк Аврелий (121–180 нашей эры) писал:

государство, в котором есть один и тот же закон для всех, государство, управляемое с учетом равных прав и равной свободы слова, и идея королевского правительства, которое больше всего уважает свободу управляемых. [10]

В соответствии с Томас Гоббс (1588–1679):

свободный человек - это тот, кто в тех делах, которые он может сделать своей силой и остроумием, не сталкивается с препятствиями в том, что он хочет сделать.

Джон Локк (1632–1704) отверг это определение свободы. Не говоря уже о Гоббсе, он нападает на сэра Роберта Филмера, у которого было то же определение. По словам Локка:


Джон Стюарт Милл (1806–1873), в своей работе, О свободе, был первым, кто осознал разницу между свободой как свободой действий и свободой как отсутствием принуждения. [12]

В его книге Две концепции свободы, Исайя Берлин формально сформулировал различия между двумя точками зрения как различие между двумя противоположными концепциями свободы: позитивная свобода и отрицательная свобода. Последнее обозначает негативное состояние, при котором человек защищен от тирания и произвольный осуществление орган власти, в то время как первое относится к свободе, происходящей от самообладания, свободе от внутренних принуждений, таких как слабость и страх. [13]

Политика


История


Романтичное воссоздание XIX века короля Иоанна, подписывающего Magna Carta. Хартия скорее была бы запечатана, чем подписана.

Современная концепция политической свободы берет свое начало в греческих концепциях свободы и рабства. [14] Для греков быть свободным означало не иметь хозяина, быть независимым от хозяина (жить так, как хочется). [15] [16] Такова была изначальная греческая концепция свободы. Это тесно связано с концепцией демократии, поскольку Аристотель положи это:

Это относилось только к свободным мужчинам. В Афинах, например, женщины не могли голосовать или занимать должности и находились в юридической и социальной зависимости от родственника-мужчины. [18]

Население Персидская империя пользовался некоторой степенью свободы. Граждане всех религии и этнические группы были даны те же права и имели одинаковые Свобода религии, женщины имели те же права, что и мужчины, и рабство был упразднен (550 г. до н.э.). Все дворцы царей Персии были построены наемными работниками в то время, когда рабы обычно выполняли такую ​​работу. [19]

Римское право также придерживались определенных ограниченных форм свободы даже во времена правления римских императоров. Однако эти свободы были предоставлены только Римские граждане. Многие свободы, которыми пользовалось римское право, сохранились на протяжении средневековья, но пользовались ими исключительно благородство, редко обычным человеком. [ нужна цитата ] Идея неотъемлемых и универсальных свобод должна была подождать, пока Эпоха Просвещения.

Социальный контракт



В Социальный контракт теория, наиболее влиятельно сформулированная Гоббс, Джон Локк и Руссо (хотя впервые было предложено Платоном в Республика), был одним из первых, кто дал политическую классификацию права, в частности, через понятие суверенитет и из естественные права. Мыслители Просвещение аргументированный который закон управлял как небесными, так и человеческими делами, и этот закон давал король его власть, а не власть короля, придающая силу закону. Эта концепция права найдет свое завершение в идеях Монтескье. На первый план вышла концепция права как отношений между людьми, а не семьями, а вместе с ней и все большее внимание личная свобода как фундаментальная реальность, данная "Природа и Бог природы, "который в идеальное состояние, будет максимально универсальным.

Истоки политической свободы

Англия и Великобритания

Англия (и после Акт Союза 1707, Великобритания), заложили краеугольные камни концепции свободы личности.

В 1100 г. Хартия свобод принят, который устанавливает определенные свободы дворян, церковных чиновников и отдельных лиц.

В 1166 г. Генрих II Англии преобразовал английское право, приняв Ассиз Кларендона. Этот акт, предвестник суда присяжных, положил начало отмене испытания поединком и испытания путем испытания. [23]

1187-1189 видит публикацию Tractatus de legibus et Consuetudinibus regni Anglie который содержит авторитетные определения свободы и рабства:

Свобода - это естественная способность делать то, что каждый человек хочет делать в соответствии с его волей, за исключением того, что ему запрещено по праву или силой. С другой стороны, суровость может быть противоположной, как будто любое лицо, противоречащее свободе, должно быть связано заветом делать что-то или не делать этого. [24]

В 1215 г. Magna Carta был принят, возможно, став краеугольным камнем свободы сначала в Англии, затем в Великобритании, а затем и во всем мире. [25] [26]

В 1628 году английский парламент принял Ходатайство о праве которые устанавливают особые свободы английских подданных.

В 1679 году английский парламент принял Закон о хабеас корпус которые запрещают незаконное или произвольное лишение свободы.

В 1689 г. Билль о правах предоставил "свободу слова в парламенте" и укрепил многие существующие гражданские права в Англии. Закон Шотландии эквивалентен Требование права тоже прошел. [27]

В 1772 г. Сомерсет - Стюарт Суд постановил, что рабство не поддерживается общим правом в Англии и Уэльсе.

В 1948 году британские представители попытались, но им помешали добавить правовую основу к Всеобщая декларация прав человека. (Только в 1976 г. Международный пакт о гражданских и политических правах вступила в силу, придавая юридический статус большей части Декларации.) [31]

Соединенные Штаты


К второй половине 20-го века свобода была расширена, чтобы запретить вмешательство правительства в личный выбор. В решении Верховного суда США Грисволд против Коннектикута, Справедливость Уильям О. Дуглас утверждал, что свободы, относящиеся к личным отношениям, таким как брак, занимают уникальное место в иерархии свобод. [33] Джейкоб М. Аппель резюмировал этот принцип:

Я благодарен за то, что у меня есть права на пресловутой общественной площади, но с практической точки зрения мои самые заветные права - это те, которыми я обладаю в своей спальне, больничной палате и камере смерти. Большинство людей гораздо больше озабочены тем, что они могут контролировать свое собственное тело, чем обращением в Конгресс. [34]

Франция

Читайте также: