Русская культура 14 17 веков кратко

Обновлено: 02.07.2024

В это время происходит формирование московской культуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между цивилизациями Востока и Запада и непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток. На новой почве произошла задержка в развитии переселенцев из Киевской Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосознание. В результате наложения православных ценностей на языческую культуру формируется определенный тип человека.

С XII века началась активная миграция из Киевской Руси в междуречье Оки и Волги. Произошло смешение русских славян с народами финно-угорской группы (меря, мордва, мари), началось формирование русской народности — великороссов. Земли заселялись быстро, но в отличие от Киевской Руси здесь было мало городов. Переселенцы жили в другой географической среде, в лесах. Происходило становление иного образа жизни. Жизнеобеспеченность требовала больших физических усилий, тяжелого труда, на который они были обречены на столетия. Произошло изменение даже физического типа людей. Монголо-татарское иго задержало развитие страны. На земле Руси были разрушены города, села, ремесла, утрачена культура земледелия, сократилась численность населения. Становление субцивилизации Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой. С одной стороны — неприязнью к завоевателям, с другой — Орда была метрополией.

Развитию московоцентризма способствовал также внешний фактор — Великое княжество Литовское, где в XV веке многие русские города получили статус самоуправления и пошли по пути развития по общеевропейской модели. Культурный изоляционизм Москвы был направлен против Запада, в его основе — антагонизм между православием и католицизмом.

Если на Западе общество освобождается от влияния церкви, то в Москве наоборот, это влияние возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Общественным идеалом стало религиозное подвижничество во имя Христа, общества. Духовными символами Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской.

Реформа Никона была умеренной, несравнимой с религиозной реформацией на Западе. Но даже эта попытка вызвала сопротивление значительной части общества и церкви. Произошел раскол. С этого времени общественный раскол как последствие реформы будет сопровождать всю историю России. Сторонники Никона выступили за обновление общества, противники — за сохранение в неизменном виде православной старины. И там и тут были люди различных слоев, социального положения. Вопрос о соотношении духовной и светской власти обсуждался на соборе 1666 года. Церковь пришла к выводу о необходимости раздела светской и духовной сфер деятельности. Русская православная церковь сблизилась с православным миром. Изменения в такой сложной сфере, как духовная, открывали дорогу деятельности Петра I — великому преобразователю России.

Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника. Русские первые изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с многочисленными мостами соединяла острова.

Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к рождению картографии. Создаются первые карты русского государства. Развитие торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами привели к необходимости составления первых кратких словарей иностранных слов — азбуковников.

После татарского нашествия более чем на полстолетия было прекращено каменное строительство, уничтожены кадры зодчих. Поэтому в XIV веке во многом приходилось начинать сначала. Строительство сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Псков, Новгород) и во Владимирской земле (Москва, Тверь). В Новгороде в XIV веке формируется новый тип церкви. Лучшие памятники этого типа — церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине. Географическое положение Пскова обусловило значительное развитие оборонного зодчества. С XV века начинается процесс слияния местных архитектурных художественных школ в единую общерусскую, общемосковскую. С превращением Москвы в политическую, религиозную столицу связано стремление поднять художественный и технический уровень московского строительства. Р1скуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. Новые кирпичные стены и башни Кремля, сооруженные в XV веке при помощи итальянских архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но и замечательными произведениями искусства. В XVI веке была сооружена вторая линия укреплений Китай-города, затем под руководством Ф. Коня возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной город (современное Садовое кольцо). Кольца укреплений Москвы пересекались радиальными улицами — дорогами, начинавшимися от Кремля. Такая планировка была присуща древнерусским городам и носила название радиально-кольцевой. Наиболее опасные дороги прикрывали монастыри-крепости Новодевичий, Данилов, Андронников. Каменные крепости были возведены и на окраинах государства. С помощью итальянских мастеров завершается создание ансамбля Московского Кремля. Было сооружено три собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский. Завершила ансамбль Соборной площади Грановитая палата, бывшая тронным залом царского дворца. Одним из выдающихся проявлений новой национальной архитектуры стало строительство шатровых храмов. В отличие от крестово-купольных, шатровые не имели внутри столбов и вся масса здания держалась только на фундаменте. Наиболее известным памятником этого стиля является Покровский собор (Василия Блаженного) 1555-1560 гг.

Под влиянием Запада в XVII веке возникают первые театральные постановки. В 1672 году был организован придворный театр. В нем играли иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюжеты. Вначале на немецком языке, затем их переводили на русский и нанимали актеров из мещан. В 1675 году на сцене русского театра впервые был поставлен балет. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр — театр скоморохов, Петрушки, хотя правительство и официальная церковь преследовали скоморошество.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Силлабическое стихосложениеСИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система стихосложения.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Симеон ПолоцкийСИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситниано.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Царь Алексей Михайлович «Образ великого государя царя и великого князя Алексе.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Церковь Спаса на Ильине улицеЦерковь Спаса Преображения на Ильине улице. Пост.

Церковь Спаса на Ильине улице
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Построена в 1374 уличанами Ильины улицы и наряду с церковью Феодора Стратилата представляет собой типичный уличанский храм. В 1378 церковь была расписана Феофаном Греком (роспись в основном сохранилась и документально подтверждена).

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

ФьоравантиФЬОРАВАНТИ (Фиораванти) (Fioravanti) Аристотель (между 1415 и 1420.

Фьораванти
ФЬОРАВАНТИ (Фиораванти) (Fioravanti) Аристотель (между 1415 и 1420 — ок. 1486), итальянский архитектор и инженер. С 1475 в России. Построил Успенский собор в Московском Кремле (1475-79), участвовал в походах на Новгород (1477-78), Казань (1482) и Тверь (1485) как начальник артиллерии и военный инженер.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Успенский соборУспенский собор Московского Кремля (1475-1479; архитектор Арис.

Успенский собор
Успенский собор Московского Кремля (1475-1479; архитектор Аристотель Фьораванти). Общий вид со стороны Соборной площади.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Успенский соборИнтерьер Успенского собора. Вид на главный иконостас. На перед.

Успенский собор
Интерьер Успенского собора. Вид на главный иконостас. На переднем плане — круглые столбы, впервые примененные в русской архитектуре зодчим Аристотелем Фьораванти.
Фото В. А. Резвина.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Благовещенский соборВ 1484-89 годах юго-западнее Успенского собора псковскими.

Благовещенский собор
В 1484-89 годах юго-западнее Успенского собора псковскими мастерами был возведен Благовещенский собор (собор Благовещения Пресвятой Богородицы), ставший домовой церковью московских князей.
Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Кремль Стены и башни Московского Кремля. Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Кремль
Стены и башни Московского Кремля.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Пьетро Антонио СолариСОЛАРИ (Solari) Пьетро Антонио (Петр Фрязин) [после 1450.

Пьетро Антонио Солари
СОЛАРИ (Solari) Пьетро Антонио (Петр Фрязин) [после 1450, Милан (?) — 22 ноября 1493, Москва], итальянский архитектор. С 1490 работал в России.
Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Марко РуффоФРЯЗИН (ошибочно Руффо) Марк, итальянский зодчий 15 в. По летописн.

Марко Руффо
ФРЯЗИН (ошибочно Руффо) Марк, итальянский зодчий 15 в. По летописным данным, в 1487-91
работал в Москве.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.
Марко Руффо

Покровский СоборХрам Василия Блаженного. Один из самых известных храмов Москв.

Покровский Собор
Храм Василия Блаженного. Один из самых известных храмов Москвы, построен под названием Покровский собор в 1555-61 в честь победы над Казанским ханством в праздник Покрова Богородицы. Впоследствии пристроенная церковь Василия Блаженного дала название всему храму. Пестрая раскраска отражает вкусы позднейшего времени (17 век). Первоначально храм был окрашен в красную и белую краски. Покровский собор задумывался как первый общегородской собор, построенный вне стен Кремля, и должен был символизировать единение царя с народом.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

КоломенскоеЦерковь Вознесения в Коломенском. Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Коломенское
Церковь Вознесения в Коломенском.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

КоломенскоеЦерковь Вознесения в Коломенском (после реставрации). 1999 г. Фо.

Коломенское
Церковь Вознесения в Коломенском (после реставрации). 1999 г.

Фото С. Миронова

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

КоломенскоеЦерковь иконы Казанской Божьей Матери. Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Коломенское
Церковь иконы Казанской Божьей Матери.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

КоломенскоеЦерковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково (1547 или.

Коломенское
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково (1547 или 1554 г.; архитектор-реставратор П. Д. Барановский). В некоторых чертах предвосхищает храм Василия Блаженного.
Фото В. А. Резвина

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Андрей РублевАНДРЕЙ РУБЛЕВ, русский художник конца 14 — первой трети 15 века.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

ДионисийДИОНИСИЙ (ок. 1440-1505), русский художник, ознаменовавший своим твор.

Дионисий
ДИОНИСИЙ (ок. 1440-1505), русский художник, ознаменовавший своим творчеством последний взлет древнерусского искусства после Андрея Рублева, совпавший с общим подъемом Московской Руси в царствование Ивана III. Автор многочисленных икон, фресок и миниатюр, Дионисий известен не меньше, чем его гениальный предшественник.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Симон УшаковУШАКОВ Симон Федорович (1626-1686), русский живописец и гравер. П.

Симон Ушаков
УШАКОВ Симон Федорович (1626-1686), русский живописец и гравер. Произведения Ушакова (иконы, парсуны, миниатюры), сочетающие традиционные приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы, знаменуют переход от средневекового религиозного к светскому искусству. Трактат о живописи.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Симон УшаковС. Ф. Ушаков. «Богоматерь Владимирская — древо государства Россий.

Прусов Г.И., Прусова А.Е.

Итог урока Пережив тяжелую эпоху набегов и разорений, русский народ н.

Итог урока
Пережив тяжелую эпоху набегов и
разорений, русский народ начал воз­рождать свою культуру. Она сохраняла самобытность и при этом впитывала влияние соседей Руси. Литература и изобразительное искусство ХIV-ХV! веков были проникнуты стремлением к высоким идеалам, мыслью о борьбе за освобождение Родины, укреплении могущества цен­трализованного государства. В XVII веке в литературу, в церковное зод­чество и живопись стали проникать светские элементы.

Читайте также: