Русская идея прошлое и настоящее кратко

Обновлено: 05.07.2024

Русская идея – это термин, впервые введенный в литературно-публицистический оборот Ф. М. Достоевским в 1860 году и используемый отечественными мыслителями 19 – начала 20 века для определения характерных особенностей и значения русской культуры и истории, духовного облика русской нации и обоснования уникальной миссии России во всемирной истории человечества.

Готовые работы на аналогичную тему

Актуализация Русской идеи в ХХ и XХI вв.

Русско-японская война 1904-1905 гг. способствовала возобновлению интереса к русской идее.

Еще одним периодом, когда снова возродился интерес к русской идее, были две революции, Февральская революция и особенно Октябрьская революция. При этом специфика русского образа жизни, русская душа и их поистине роковое рабство обсуждались интеллектуалами России раньше, как будто они предвосхищали трагическую судьбу страны, пережившую революции. После Октября те из великих русских мыслителей, которые пережили революционный террор, должны были говорить о русской идее за пределами России, в изгнании, куда они были изгнаны советским режимом за инакомыслие.

Поиск национальной идеи в посткоммунистической России ведется более 20 лет – и пока без заметных результатов (за исключением превращения культа потребления в подобие национальной идеи). Нужна ли современной России национальная идея? И если да, то какие ценности, принципы, идеалы могут лечь в основу?

Похоже, нашей стране еще нужна русская идея. Национальная идея способствует возникновению уверенности в себе, самоуважения и исторического оптимизма нации. Он позволяет описать и обосновать цели развития страны. Опыт Западной Германии (после 1948 г.) и новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии показывает важность вдохновляющей идеи для экономического прорыва.

Национальная идея также может играть важную роль в процессе обретения российским обществом национальной идентичности, являясь одним из его существенных элементов. Она способна преодолеть ценностное разделение в российском обществе, внести свой вклад в его консолидацию и превратить население России в гражданскую нацию. Наконец, русская национальная идея может положительно повлиять на имидж нашей страны за рубежом.


Русская идея — это философия особого призвания и особенностей русского народа.Что же скрывается за этим широким понятием? Как правильно понимать русскую идею?

История русской идеи

Обособленность русского народа от исторических процессов в мире изначально оценивалась философом в негативном ключе, но со временем сменилась убежденностью в исключительному пути для России. Источником счастья и благополучия для русских Чаадаев считал религию.

Русские философы Трубецкой, Франк, Карсавин и Федотов употребляли этот термин именно в таком значении. Они считали русскую идею связующим и объединяющим нацию звеном. Объединение достигалось в основном по следам Чаадаева — на основе религиозной мысли. Святая Русь — это Русь, объединенная почитанием святых Русской Православной Церкви.

И. Ильин отмечал значение патриотизма в философии русской идеи:

Русская идея — это геополитический вопрос?

Русская идея и современность

После распада СССР и духовного кризиса, который последовал за распадом, русская идея стала особенно актуальной.

Русская идея играла и продолжает играть ведущую роль в возрождении Русской Православной Церкви.


Самобытность каждого отдельного этноса весьма уникальна. Не является исключением и российский народ, который может похвастаться не только самобытной культурой, но и потрясающе глубокой и богатой историей. В один прекрасный момент все наши богатства были объединены в так называемую русскую идею. Это термин, характеризующий нас как этнос, который имеет свои традиции и историю. Что же, давайте разберемся с данным понятием и всеми его нюансами подробнее.

Общее определение

Итак, в общепринятом смысле, русская идея - это совокупность определений, которые выражают особенности исторического образования и особенное призвание нашего народа. Этот термин имеет глубокий философский смысл, а если говорить более точно, является основой философии отечественной народности. Русская национальная идея также играет роль своеобразной призмы, через которую видят мир наши писатели, поэты, художники и мыслители.

Важно понимать, что этот термин появился в обиходе вовсе не в качестве строгого постулата или догмы. Русская идея - это, скорее, метафора или некий символ, который стал отображением всего, что связано с нашей народностью в мировом контексте на протяжении веков.

Истоки зарождения термина

Первые весьма завуалированные и размытые упоминания об идеях русского народа зародились в трудах монаха Фиолефея в 16-м столетии. Он стал автором знаменитейшей концепции "Москва - третий Рим", которая обсуждается в обществе до сих пор. Говоря кратко, Филофей присудил столь громкое звание княжеству Московскому в период его процветания, а именно с момента начала правления Иоанна III. Всех князей, которые занимали свою верховную должность, сторонники концепта считали наследниками византийских и римских императоров. Отметим также, что, согласно трудам монаха, все идеи русской культуры на тот момент возвышались над идеями остальных существующих народностей. Так из Московского княжества хотели сделать сверх-государство, популяризовав всю его атрибутику и наследие обычного, простого народа.

у истоков русской идеи

Нужно сказать, что такое радикальное развитие русской идеи стало хорошим оплотом для формирования дальнейшего народного самосознания. Период существования Московского княжества также называют "Золотым веком русской святости", так как именно тогда религия в нашей стране достигла своего пика, а с ней тесно была переплетена культурная жизнь. Все это сформировало так называемый русский каталог идей, в основе которых лежала религия.

Предпосылки Чаадаева

История русской идеи продолжилась только три века спустя. Народ стоял на пороге чего-то нового, каждый чувствовал, что былой, привычный ритм жизни нужно менять. После эпохального восстания декабристов в 1825 году ключевые вопросы русской национальной идеи снова поднял Петр Чаадаев в своих знаменитых "Философских записках". Он первый решил не просто описать, так сказать, в двух измерениях сущность и особенности нашего народа, а задумался о его предназначении и призвании. Важным моментом является то, что Чаадаев оценивал обособленность русского народа от всех остальных исключительно в негативном ключе. Однако со временем он понял, что истинная русская идея - это ни хорошо, ни плохо, это нужно принимать как данность и пытаться всячески понять свою самобытность. Для ясности можно процитировать его краткое высказывание, которое было опубликовано в журнале "Телескоп" в 1836 году: "Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку. Мы - народ исключительный".

Относительно самого Чаадаева можно сказать следующее. Он был под постоянным прицелом у царской полиции, так как своими антимонархичными трудами и весьма дерзкими рассуждениями изрядно злил на тот момент правящего Николая Первого. Несмотря на все это, его эссе публиковались в журналах и выпускались в качестве мемуаров; широкие массы людей имели возможность ознакомиться с суждениями столь свободно мыслящего автора. Именно благодаря Чаадаеву, можно сказать, появилась русская идея в России, так как люди начали один за другим задумываться о том, кто они в этом мире, что им предначертано и как им жить дальше.

Дальнейшее развитие

Вскорости появилась русская идея и в русской литературе. Впервые употребил этот термин "душа" всех отечественных писателей - Федор Достоевский, который уж точно знал, какова наша страна и ее народ на самом деле. Гениальному автору принадлежат следующие слова, написанные им в 1861 году: "Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях".

Конечно же, Достоевский не формирует четкого определения данному термину, а преподносит его в контексте, как бы ссылаясь на эти слова как на само собой разумеющееся. Но именно в творениях этого автора мы видим наше бытие, наших людей, их обычаи и нравы такими, какие они есть на самом деле. В романах Достоевского четко сформулирована русская идея 19 века, которая, как оказалось в дальнейшем, является не только символом того времени, а вечным знаменем России.

Наши за рубежом

В 1888 году Европа, а впоследствии и весь мир впервые узнали о том, что это такое и что вообще существует русская идея. Соловьев Владимир - отечественный публицист, философ, мыслитель и поэт опубликовал статью, которая так и называлась - "Русская идея". Свои соображения на этот счет он преподнес через призму религии, опять-таки подняв вопрос о предназначении наших людей. Вот одна из ключевых цитат этого автора: "Национальная идея - это не то, что нация думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности".

Именно "Русская идея" Соловьева стала причиной межнациональных дискуссий на данную тематику. На международном уровне, в сообществе мыслителей и философов, стали подниматься вопросы о том, насколько непосредственно российская культура и история повлияли на развитие Запада и Востока. А также в какой степени наша народность смогла впитать традиции иных этносов, которые стали оплотом для создания чего-то нового.

Владимир Соловьев

Сам Владимир Соловьев определяет развитие русской идеи по трем простым принципам:

  • Принцип первый - центростремительный, подавляющий всякое разнообразие. Эта черта заимствована у Востока.
  • Второй принцип - центробежный, который дает свободу индивидуализму, эгоизму и анархии. Черта заимствована у Запада.
  • Третий принцип - славянство как носитель двух предыдущих крайностей, как "губка", которая впитала от Запада и Востока только самое лучшее и синтезировала это в нечто новое.

По мнению мыслителя, именно Россия должна заложить основы всемирной теократии, основанной на принципах, описанных выше.

Последователи данной концепции

Наступление нового, ХХ столетия, для России стало фатальным периодом в истории. Революция, две войны, постоянный голод и дефицит не дали возможности мыслителям в полной мере раскрыть свой потенциал и донести до измученного народа те самые светлые мысли. Тем не менее в 1946 году в свет выходит книга Николая Бердяева "Русская идея". Его можно назвать единственным в своем роде последователем Соловьева, который мудро и с учетом нового времени представил миру консенсус бытия российского народа и его предназначение.

Книга предоставляет читателю возможность взглянуть на "русскую идею" через призму истории и религии. Исходя из своих исследований, автор делает следующие выводы, которые можно назвать краткой рецензией к его сочинению: "Природа русского народа очень поляризованная. Ей свойственно как смирение и отречение, так и бунт, который требует справедливости. Есть место состраданию и жалости, но наряду с ними идет жестокость. Русским людям свойственна любовь к свободе, но они склонны к рабству. Но самое главное - у русского человека есть особая любовь к земле, и сама земля у него иная, нежели на Западе. Ему чужда мистика крови или этноса, но присуща мистика земли".

Николай Бердяев

Суть труда Бердяева

Русская идея для данного автора, как и для его предшественника Соловьева, является вопросом глобальным. Бердяев раскрывает его через Бога и религию, но при этом делает также огромную ставку на самосознание российских людей. Автор утверждает, что народ русский не любит того устройства, которое свойственно этому миру, и всячески его отвергает. А устремлен он к созданию некого Града Грядущего, Нового Иерусалима, который сплотит все расы, объединит людей всей планеты и станет воплощением Духа Святаго. Все это и есть тот самый замысел Божий, то самое предназначение и идея, которую несет в себе русский народ и земля, на которой он живет. Именно Россия, находясь одновременно и на Западе, и на Востоке, сможет стать вратами в новую эру и в новый мир.

Мнения других философов

Развернуто, в виде труда или книги, или же кратко о русской идее высказывались многие отечественные мыслители. Среди них особого внимания заслуживают слова Ивана Ильина, который был яростным противником Советской власти и полагал, что этот режим правления подавляет суть и предназначение русского народа. Стоит отметить, что, в отличие от Соловьева и Бердяева, Ильин не предлагает рассматривать все аспекты бытия и культуры, а формирует образ народного единства, выбирая лишь самое светлое и самое лучшее из того, что ему присуще. Высказывания этого философа можно процитировать: "Русская идея - это то, что уже нашему народу присуще, то, в чем он прав пред лицом Божьим и то, чем он самобытен и выделяется среди других народностей. Вместе с тем это указывает на нашу историческую задачу и предначертанный путь. Это все то, что нам нужно перенимать у предков и передавать своим детям, то, что нужно растить и развивать во всех сферах бытия - в культуре, повседневной жизни, религии, искусстве и законах. Русская идея - это нечто живое, простое и творческое. Она воплотила в себе самые знаменательные времена для нашей страны, нашла свое отображение в самых знатных людях и их не менее весомых поступках".

характерные черты русского народа

Выводим общую философскую формулу термина

На фоне всего вышесказанного можно сформулировать так называемый каталог идей на русском языке, о русском народе и о русской земле, который берет свое начало у истоков формирования государства и заканчивается новейшим временем. Какие же именно аспекты включила в себя русская идея?

  • Любовь к Родине, которая идет рука об руку с патриотизмом.
  • Историческая миссия государства Российского и его предназначение. Возрождение понятия "Москва - Третий Рим", а также утверждение о том, что русский народ - это мессия.
  • Особенности исторического пути России, пересечение с другими культурами и народностями и синтез традиций.
  • Специфика бытия российского народа или, как говорится, "русская душа".
  • Ценности, которые присущи этой "душе", национальные и общечеловеческие.
  • Роль государства и интеллигенции в формировании основ бытия.

Получается, что русская идея - это неразрывный круг, который включает в себя все аспекты из жизни нашей страны. Начинается он у подножия, то есть в быту и повседневной жизни любого простого человека. А заканчивается в правящей верхушке и приближенным к ней. Именно взаимоотношения этих двух, так сказать, прослоек, а также нить религии, которой пронизана вся история народа, формируют то самое самосознание и место, которое Россия занимает в мире.

Русское самосознание и его особенности

Очень важную роль в становлении идеи какого-либо этноса и его культуры играет самосознание каждого отдельно взятого человека. Как ни крути, каким бы особым и уникальным ни был человек как личность, он обитает в социуме, следовательно, в большей степени следует стереотипам и суждениям, присущим этому обществу. Именно по этим критериям иные, отличные от нашего, этносы и общины (или же нации) идентифицируют нас и определяют среди многих других. Каковы же особенности самосознания русского? Что для нас характерно?

  • Мистицизм. Им буквально пропитана вся наша история и быт. Основой для зарождения мистицизма стали учения святого Григория Паламы (исихазм), которые появились в поздневизантийский период. Основными идеями труда стали: познание внечувственного мира, умная молитва, возможность восприятия энергии Бога, молчальничество и т. д. Все это еще в те далекие времена тесно переплелось с так называемыми "русскими исканиями" и нашло отражение в религии и в быту. Нужно сказать, что позднее все эти азы религии синтезировались с такими понятиями, как "рацио" и "чувства". Скорее всего, именно поэтому духовная жизнь русского народа более едина и целостна, нежели на Западе.
  • Историзм. Самым главным козырем русского народа, скорее всего, является его история. Причем такая черта была ему присуща не только в недавние годы, но и в весьма далекие времена. История, в свою очередь, тесно переплетается опять-таки с религией, и эти два понятия формируют уже новую философию, которая становится зеркалом народа. Самым ярким примером историко-сакральной мысли является идея соборности.
  • Эстетизм. Проявляется он уже в более светских сферах бытия, таких как искусство, философия, мораль. Самые яркие примеры проявления русской идеи в искусстве мы уже кратко затронули. Это труды Федора Михайловича Достоевского, поэмы и рассказы других авторов, а также статьи и труды мыслителей.

русская идея в соборности России

Глобальный смысл понятия

Нынешнее время характеризуется как эпоха глобализма. По этой причине русская идея именно сейчас может стать смыслоообразующим компонентом. Иными словами, за счет становления уникальной, самобытной и очень многогранной концепции российского народа духовно может обогатиться вся планета, что приведет к единству народа во всем мире. Почему именно за счет одного-единственного государства - России? Следует воззреть в корень идеи этой страны:

  • В первую очередь просматривается приоритет единства всего мира.
  • Ценности, которыми превалирует русская идея, общепринятые. Это свобода, справедливость, братство, терпимость, солидарность, отсутствие насилия и т. д.

Дело в том, что духовные приоритеты любого другого государства или этноса на данный момент сильно расчленены. Люди сосредоточены на своих, автономных, можно так сказать, догмах, убеждениях и истинах, которые чаще всего идут вразрез со многими другими доводами. Российская же культура, которая на протяжении веков тесно переплеталась с религией и духовностью, стала единой субстанцией. Более того, она впитала в себя истоки различных других культур, что в большей степени обогатило ее и сделало многогранной. Именно поэтому как ранее, так и сейчас считается, что именно русская идея - это тот самый постулат единства, который откроет дверь в нечто новое для всего мира, а не только для своей страны.

Как с этим связана геополитика?

Некоторыми философами, в частности А. Л. Яновым, была выдвинута следующая мысль. Если русский народ рассматривается как некая мессия для всего мира, и рассматривается он в таком контексте относительно политических границ государства, то это чистой воды шовинизм. Однако данное суждение не стало переломным в истории русской идеи. Многие другие мыслители, опираясь не только на свои труды, но и на наработки своих предшественников, указали на тот факт, что данным термином определяются отнюдь не отношения народа с государством. Это понятие более глубокое, которое охватывает целый спектр жизнедеятельности, становления народности, его обычаев и традиций, а также формирование народных прослоек.

русская идея и современность

Русская идея в современном контексте

Если рассматривать все через призму культуры, философии и нравственности, то не только современная Россия, но и весь мир, который мы можем увидеть сегодня, стоит на краю пропасти. Утеряны важнейшие духовные ценности, нет единства веры, приверженности чему-либо, рассыпаются на глазах традиции и культурное наследие. В таких условиях именно русская идея обретает особый смысл и становится крайне важной для понимания. Если люди вовремя "очнутся" и обратят свои взоры на ту самую идею единства, гармонии и процветания, то человечество сможет открыть новые двери, перейти в новую эру, стать на порядок выше, умнее, духовнее и богаче. Как мы видим сами, пока что эти глубокие и крайне мудрые мысли если и прорываются в "грешный" мир, то конкурируют там с сотнями сопротивлений. Возможно, в ближайшем будущем люди смогут найти в себе силы возродить народное единство и вспомнить, каковой была история их народа и чему может научить культура.

Специфика русской философии

Ну а теперь пришло время изложить основные идеи русской философии, по которым живет народ и, опираясь на которые, создавали свои знаменитые труды мыслители и философы.

Русская идея - это

Недостатки русской философии

Идея, призывающая объединить людей всего мира под одним знаменем, которой чужды насилие, страх и ненависть, конечно же, звучит очень привлекательно и многообещающе. Однако у нее, увы, нашлись недостатки, из-за которых она до сих пор не может в полной мере раскрыться. Как же можно охарактеризовать минусы русской идеи или философии?

  • Отсутствие систематики. Все понятия весьма размыты, в них нет точности. Они имеют колоссальную философскую нагрузку, но далеко не всегда применимы на практике.
  • Недоработанность. Философы, о которых мы говорили выше, смели лишь изложить свои мысли на бумаге, предоставить людям духовную пищу для рассуждений. Но они не сформировали все это в единый постулат, коим можно было бы руководствоваться.
  • Недооценка рационалистичных конструкций. Вся суть русской идеи сводится к духовности и религии. Но в ходе этих размышлений мы забываем, что реальный мир совсем иной и живет, скорее, по "западным" правилам, нежели по законам единства и дружбы.

Русская идея, несомненно, нуждается в доработках, но ее суть - это тот самый стержень, за который необходимо держаться каждому, кто заинтересован в том, чтобы наш мир стал лучше, светлее и добрее.

Подведение итогов

Все сказанное выше можно считать своего рода каталогом всемирных идей на русском языке. А можно охарактеризовать как размышления группы единомышленников, которые далеки от реальности. Но в любом случае стоит признать, что русская идея - это нечто гениальное, что имеет отголоски не только в народе, его религии и истории, а в самом бытии, природе и людях, которые живут с ней рука об руку, в творениях этих людей и их поступках, в истории, которую они создают прямо сейчас. Для русского человека, как утверждают философы, единственный путь к свету - это Бог, но, для того чтобы достичь просветления, нужно искренне хотеть стать частичкой Бога, а не просто слепо следовать инструкциям.

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Р Е Ф Е Р А Т

По дисциплине “Философия”

По теме “Русская идея: прошлое и настоящее

Факультет МиМ Специальность Менеджмент

Ф.И.О. П ахряева Марина Александровна

Архангельск 1999 г.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить.

Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные народы как западного, так и восточного типа. С самого начала в истории русского народа играли огромную роль их соседи. Именно поэтому первое большое историческое сочинение “Повесть временных лет” XI века начинает свой рассказ о Руси с описания того, с кем соседит Русь, какие реки куда текут, с какими народами соединяют. На севере это скандинавские народы - варяги (целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане, шведы, норвежцы, “англяне”). На юге Руси главные соседи - греки, жившие не только в собственно Греции, но и в непосредственном соседстве с Русью - по северным берегам Черного моря. Затем отдельный конгломерат народов - хазары, среди которых были и христиане, и иудеи, и магометане.

Значительную роль в усвоении христианской письменной культуры играли болгары и их письменность.

Самые тесные отношения были у Руси на огромных территориях с финно-угорскими народами и литовскими племенами (литва, жмудь, пруссы, ятвяги и другие). Многие входили в состав Руси, жили общей политической и культурной жизнью, призывали, по летописи, князей, ходили вместе на Царьград. Мирные отношения были с чудью, мерей, весью, емью, ижорой, мордвой, черемисами, коми-зырянами и т. д. Государство Русь с самого начала было многонациональным. Многонациональным было и окружение Руси.

Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, можно говорить об исторической миссии России. В этом понятии исторической миссии нет ничего мистического. Миссия России определяется ее положением среди других народов, тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов - больших, великих и малочисленных, требовавших защиты. Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным. И это нам необходимо осознать, ибо мост этот, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду, злоупотребления государственной власти.

Самая характерная черта русской культуры, проходящая через всю ее тысячелетнюю историю, начиная с Руси X-XIII веков, общей праматери трех восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, - ее вселенскость, универсализм. Эта черта вселенскости, универсализма, часто искажается, порождая, с одной стороны, охаивание всего своего, а с другой - крайний национализм. Как это ни парадоксально, светлый универсализм порождает темные тени.

По своему содержанию русская философия универсальна, она исследует различные темы. Нестандартность, противоречивость социального бытия обусловили ее особый интерес к социально-политическим проблемам. Причем русская философия занималась не столько социально-философской проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны. Интерес к этой теме особенно возрос в конце XIX- начале XX вв. в связи с катастрофическим обострением социальной ситуации в России.

Проблемы особенностей русского самосознания и культуры, судеб России, ее роли в преображении человечества разрабатывались русскими философами в начале века на основе выдвинутой В.Соловьевым “русской идеи” (1886). Начатое им исследование судеб России было активно продолжено его единомышленниками Е. Трубецким, В. Ивановым и др. Суть выдвинутой ими “русской идеи” сводилась к обоснованию глубокого духовного единства России и Запада и к критике славянофильских установок на особое мессианское призвание русского народа как народа избранного.

В послеоктябрьский период появился еще один оригинальный подход к пониманию места России в мировой истории. Этот подход был обоснован группой русских философов - эмигрантов в сборнике “Исход Востока” (София, 1921) и вскоре стал широко известен как концепция евразийства. По серьезности исследования российской истории и государственности, по силе прозрения в грядущие пути отечества евразийская школа заметно выделяется среди других движений эмигрантской мысли. К евразийской школе относилась целая плеяда ярких и талантливых литераторов, философов, публицистов, экономистов первой волны эмиграции. Среди наиболее известных - географ П. Н. Савицкий, философ Л. П. Карсавин, филолог и культуролог Н. С. Трубецкой, историк Г. В. Вернадский, музыковед и искусствовед П. П. Сувчинский, религиозные философы и публицисты - Г. В. Флоровский, В. Н. Ильин, Б. Н. Ширяев, критики и литературоведы А. В. Кожевников (Кожев), Д. П. Святополк-Мирский, правовед Н. Н. Алексеев, востоковед В. П. Никитин, писатель В. Н. Иванов, экономист Я. Д. Садовский.

Главная ценность евразийства состояла не в обширности его географии или сферы интересов у основателей, а в его идеях, одновременно оригинальных и в тоже время внутренне родственных глубинным традициям русской истории и государственности. Евразийцам была присуща особая пространственно-временная оптика, большое историческое зрение, позволившее свежим взглядом в привычных до боли чертах России разглядеть целый географический континент - материк с особой исторической судьбой - Евразию. Евразийство рассматривало русскую культуру не просто как часть европейской, но и как совершенно самостоятельную культуру, вобравшую в себя опыт не только Запада, но и в равной мере Востока. Русский народ, с этой точки зрения, нельзя относить ни к европейцам, ни к азиатам, ибо он принадлежит к совершенно самобытной этнической общности - Евразия. Подобная оригинальность русской культуры и государственности (одновременное присутствие европейских и азиатских элементов) определяет и особый исторический путь России, ее национально-государственную программу, не совпадающую с западноевропейской традицией. Причем азиатские истоки для России внутренне ближе западных. Восточность ориентации России евразийцы прежде всего связывали с геополитической сферой, не распространяя ее на религиозную область, где они, как писал П.Н. Савицкий, оставались глубоко “православными людьми”, для которых “Православная церковь есть тот светильник, который им светит”.

Хотя сами евразийцы видели своих непосредственных предшественников в лице славянофилов, Данилевского, Леонтьева и Достоевского (как мыслителя-публициста), они опирались на значительно более давнюю традицию. Внимательное ее изучение показывает, что евразийское движение - это не случайный зигзаг российской историософии, якобы рожденный от искр революционного пожара и усиленный эмигрантской неприкаянностью, но закономерный итог многовекового развития русской мысли.

Строго говоря, и собственно евразийство началось не в Софии и не в Берлине, а в России, и еще до революции. Этот “предевразийский” период движения был связан с научными поисками “старшего” поколения евразийцев - Г. Вернадского, Л. Карсавина, Н. Трубецкого. Младшее поколение (хотя разница в годах здесь была минимальная - 5 - 10 лет) - П. Савицкий, Г. Флоровский - присоединялось уже в эмиграции. Вернадский, с юности тянувшийся к изучению роли степной Азии в судьбе нашего отечества, уже в 1914 году писал статьи, где образно сравнивал движение России к Востоку с движением против Солнца. Карсавин до своей высылки из СССР в 1922 году опубликовал отдельную книгу, само название которой - “Запад, Восток и русская идея” - говорит о сути его тогдашних интересов. И хотя речь в ней идет в основном о богословско-религиозном аспекте проблемы Запад - Восток в ее отношении к национальной идее, а евразийские восточные приоритеты Карсавина, находящегося тогда под сильным влиянием В. Соловьева, еще не выкристаллизовались в полной мере, антизападничество занимает в настроениях мыслителя существенную роль: “Не в европеизации смысл нашего исторического существования и не европейский идеал преподносится нам как наше будущее”. Уже тогда, не будучи лично знакомым с другими участниками евразийского движения, Карсавин сетует на то, что подлинной “истории Востока у нас нет”, утверждает, что важнейшая цель русской культуры “настоятельно требует преодоления ограниченности западного эмпиризма и решительного отказа от суррогата всеединства, именуемых идеалом прогресса”. Серьезно размышлял о роли Востока в исторических судьбах и перспективах России и Трубецкой, внимательно изучавший восточные языки, мифологию и фольклористику и оттачивающий свое будущее евразийское мировоззрение на заседаниях лингвистического кружка при Московском университете, где помимо обсуждения языковых проблем говорилось о кризисе западной духовности и “необходимости сближения европейских и азиатских тенденций мировой истории”. Когда в Софии, ставшей одним из первых центров эмиграции, встретились и “объединились на общем мироощущении” основные участники евразийства, этому объединению предшествовал серьезный путь личностных исканий каждого. Революция, в которой молодые мыслители увидели закономерный итог 200-летней европеизации страны, и последующие тяготы беженства сыграли роль катализатора объединения, увидевшего ясные ориентиры спасения в “исходе к Востоку”.

В своем идейном развитии евразийство прошло несколько этапов. В начале двадцатых годов это было, по выражению С. Хоружего, не столько “единое учение, сколько набор мыслей, религиозных и историософских у Трубецкого, географических - у Савицкого”. Однако затем, во второй половине двадцатых годов, евразийская идеология усложняется и вбирает в себя достаточно противоречивые тенденции. С одной стороны, ее важной составляющей и философским фундаментом становится высокое метафизическое учение об иерархии “симфонических личностей”, к высшим звеньям которой относится “идея Личного Бога” и Россия - Евразия, представляющая собой “соборность” наций. С другой стороны, движение приобретает все более политизированную окраску. Выражая естественную претензию любой серьезной теории увязать себя с практической жизнью, евразийцы попытались дать подробный анализ процессов, происходящих в современной им большевистской России. Разумеется, они не могли обойти тему событий 1917 года, к которым у них было сложное, неоднозначное отношение. Для евразийцев вообще было характерным разделение понятий революции как явления истории, большевизма как плода революции и коммунистической идеи как разрушительной революционной идеологии.

Уже в наше время, на новом этапе исторического развития России и постсоветского состояния геополитического пространства бывшего СССР идея евразийства получила новый импульс на новом государственно-политическом уровне. Она сформулирована в проекте президента Н. Назарбаева и предложена в качестве конструктивной геополитической доктрины, предусматривающей новый стратегический механизм политической и экономической интеграции стран-участниц СНГ. История покажет, соответствует ли эта доктрина коренным интересам народов, живущих на территории СНГ, или нет.

В заключение можно сказать, что историческая миссия России на протяжении веков была реализована в различных событиях мирового значения: борьба с татаро-монгольским игом, остановившая экспансию татаро-монголов на запад и фактически спасшая Запад от катастрофы; Отечественная война с французами в 1812 г., не позволившая Наполеону осуществить свои планы мирового господства и, наконец, Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг., в результате которой человечество было спасено от чумы фашизма. Во всех этих (и многих других, может быть, не таких масштабных) событиях усилия и жертвы России имели решающее значение.

В области духа на протяжении многих веков русская идея выражалась в том, что неизменные нравственные представления организовывали жизнь русской нации, указывали духовные ориентиры русскому человеку, несмотря на все нашествия и внутренние смуты. То же чувство единения с людьми, те же понятия меры, гармонии. Всякий раз они наполнялись живым смыслом - в подвижничестве Сергия, Нила, Серафима, в творчестве Рублева, Пушкина. В масштабе исторического времени Пушкин и Илья Муромец представляют собой одинаково совершенное воплощение русского духа, русскости. Русская идея удивила мир, проявившись в таком замечательном, лучше сказать ослепительном явлении, как русская литература XIX века. Приведем здесь лишь некоторые имена: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

Вот слова Гоголя о Пушкине: “Русский человек в его развитии. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились. в такой очищенной красоте”.

А закончим словами о. Павла Флоренского: “. Я верю и надеюсь, что, исчерпав себя нигилизм докажет свое ничтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе, и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы не по-прежнему вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси. Я верю в то, что кризис очистит русскую атмосферу, даже всемирную атмосферу”.

Читайте также: