Русская идея достоевского кратко

Обновлено: 02.07.2024

Русская идея – это термин, впервые введенный в литературно-публицистический оборот Ф. М. Достоевским в 1860 году и используемый отечественными мыслителями 19 – начала 20 века для определения характерных особенностей и значения русской культуры и истории, духовного облика русской нации и обоснования уникальной миссии России во всемирной истории человечества.

Готовые работы на аналогичную тему

Актуализация Русской идеи в ХХ и XХI вв.

Русско-японская война 1904-1905 гг. способствовала возобновлению интереса к русской идее.

Еще одним периодом, когда снова возродился интерес к русской идее, были две революции, Февральская революция и особенно Октябрьская революция. При этом специфика русского образа жизни, русская душа и их поистине роковое рабство обсуждались интеллектуалами России раньше, как будто они предвосхищали трагическую судьбу страны, пережившую революции. После Октября те из великих русских мыслителей, которые пережили революционный террор, должны были говорить о русской идее за пределами России, в изгнании, куда они были изгнаны советским режимом за инакомыслие.

Поиск национальной идеи в посткоммунистической России ведется более 20 лет – и пока без заметных результатов (за исключением превращения культа потребления в подобие национальной идеи). Нужна ли современной России национальная идея? И если да, то какие ценности, принципы, идеалы могут лечь в основу?

Похоже, нашей стране еще нужна русская идея. Национальная идея способствует возникновению уверенности в себе, самоуважения и исторического оптимизма нации. Он позволяет описать и обосновать цели развития страны. Опыт Западной Германии (после 1948 г.) и новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии показывает важность вдохновляющей идеи для экономического прорыва.

Национальная идея также может играть важную роль в процессе обретения российским обществом национальной идентичности, являясь одним из его существенных элементов. Она способна преодолеть ценностное разделение в российском обществе, внести свой вклад в его консолидацию и превратить население России в гражданскую нацию. Наконец, русская национальная идея может положительно повлиять на имидж нашей страны за рубежом.

Федора Михайловича современники оценивали только как писателя, но впоследствии в его работах стали находить мировоззренческие позиции. После этого стали выделять философию Достоевского. Если кратко и понятно разбирать ее, то можно выделить одну особенность: автор сделал упор на человеческое существование. Его произведения содержали квинтэссенцию русского национального самосознания.

Философия достоевского кратко

Особенности произведений

Философские взгляды Достоевского сформировались под влиянием разных событий. Россия и Европа переживали переломный момент, в них подводились итоги, и открывались новые перспективы. По мнению Федора Михайловича, общество перерождалось в совершенное, а люди искали возможности формирования общежития, которое основывалось на братстве и справедливости.

Философия достоевского кратко и понятно

Труды Достоевского пронизаны философскими рассуждениями. Писатель вывел определение русской идеи, состоящее из совокупности понятий, которые выражали историческое своеобразие и особое призвание народа.

Работы писателя стали предтечей появления русской философии. Его творчество повлияло на множество мыслителей. Некоторые исследователи полагают, что произведения Федора Михайловича помогли сформироваться экзистенциализму, персонализму и фрейдизму.

Основные идеи

Ключевой темой философии Достоевского можно считать гуманизм. Писатель считал, что человек сам по себе является высшей ценностью. Примечательно, что он выделял индивидуума, а не общество или социальную группу. В своих работах Достоевский писал о важных проблемах, среди которых:

  • патриотизм;
  • чувство долга;
  • нравственность;
  • честь.

Философия достоевского

  1. Раскрытие судеб людей. Так, князь Мышкин пытается узнать двух женщин и помочь окружающим. Все это влияет на его жизнь.
  2. Свобода. Если внимательно изучить дневники Достоевского, то можно заметить: он не поддерживал свободу в общественной и политической жизни. Писатель настаивал на возможности человека самостоятельно решать, как поступать. Это и есть внутренняя свобода. Раскольников сам решил сдаться властям.
  3. Зло и преступление. Вместе со свободой наступает ответственность за поступки.
  4. Любовь.

В ранних работах писателя можно заметить его стремление к социалистическим идеям. Но уже в это время творчество Достоевского было лишено материализма. Федор Михайлович полагал, что напряжение в обществе снизит распространение социализма, однако после каторги он кардинально изменил свое мнение.

Писатель отрицал социализм, доказывал несостоятельность революции, отвергал атеизм. Он призывал вернуться к народным корням. Мировоззрение Достоевского заключалось в критике капитализма. По его мнению, буржуазия бездушная и разрушает братство.

Исследования философии автора

Не все ученые согласны с тем, что Достоевский был философом. В советское время труды писателя мало изучались в подобном ключе. Зигмунд Фрейд полагал, что Федор Михайлович в своих книгах воспевает зло и поддерживает темные начала человеческой сущности. Эту идею разделял и Л. Шестов.

Достоевский философия

М. М. Бахтин отрицал такое рассмотрение произведений писателя. По его мнению, романы Федора Михайловича стали в равной мере отражением доброго и злого начала. Нельзя отрицать двойственной человеческой натуры. Главное в трудах Достоевского то, что индивид наделен внутренней свободой. Именно она вынуждает его поступать правильно или неправильно.

Русский философ Маслин также защищал творчество писателя. Он был уверен, что труды Федора Михайловича не могут стать пессимистичными и депрессивными, ведь автор рассказывал также о сострадании, жалости, смирении. В. В. Зеньковский еще в середине XX века признался: постичь до конца идеи писателя не представляется возможным.

Достоевский рассматривает личность человека как главную ценность. Она наделена свободой воли, но при этом индивид обязан нести ответственность за свои поступки. В трудах автора можно найти множество размышлений на религиозную тему.

Творчество многих русских писателей XIX ве­ка неразрывно связано с русским миром, во многих произведениях прослеживается тема русской идеи как социально-философской основы российской государственности.

С начала XIX века происходило расширение территории России, в связи с чем остро возникла необходимость в выработке нового политического курса государства, который объединил бы вновь вошедшие в его состав народы под властью русского монарха. Интерес к данной проблеме обусловлен не только историческими причинами, что актуально само по себе, но и современными условиями, когда Российское государство осуществляет выход в мировое пространство с новой политической философией и заявляет о себе как о сильной державе, способной противостоять мировому гегемону.

Среди русских писателей, которые наиболее тщательно и последовательно раскрывали содержание русской идеи, особое место занимает Ф.М. Достоевский. Его размышления о русской идее относятся к периоду 1860-1870-х годов, когда правительство разрабатывало реформы, и позже, когда стали ощутимы первые их результаты, оказывавшие влияние на содержание внутренней и внешней политики России.

Достоевский не подвел окончательно Раскольникова к христианству, однако сделал вывод, что преступления совершаются вне Бога, на пути Его отрицания, неприятия. Евангелие-Бог победил Топор-бунт (символ топора как орудия преступления был выбран Достоевским с намеком на идеи революционных демократов, в частности, Чернышевского, призывавших Русь к топору). Евангелие, по мысли писателя, должно помочь Раскольникову на каторге, как в свое время помогло самому Достоевскому. С веры в Христа началось духовное просветление и возрождение Раскольникова.

Тема детей у Достоевского — центральная с точки зрения содержания национального самосознания русского народа. Дети — будущее народа, гарантия его существования и процветания. Благополучие детей во все времена являлось ведущим критерием благополучия общества. По состоянию детства, отношению к детям измеряют степень цивилизованности народа. В современной России на этом поле — непочатый край работы.

Находясь в течение четырех лет за границей, Достоевский постоянно сравнивал русского человека с западноевропейцами, видел различия между ними в приверженности Запада католицизму. Главным недостатком католической религии он считал забвение человека, измену Христу ради материальных, земных выгод. В католицизме писатель не видел прочных религиозных и нравственных убеждений, западники, по его мнению, действовали в зависимости от конъюнктуры, ставили во главу мотивов своих действий исключительно власть и богатство.

Вообще Достоевский очень трепетно, осторожно относился к проявлениям любви, не разбрасывался ею, бережно копил в душах героев, чтобы затем выплеснуть на окружающих с неистовой силой, вопреки законам и нормам общества. По представлению Достоевского, Бог есть любовь. Вокруг этой евангельской идеи строились многие сюжеты его произведений и в целом нравственная концепция писателя.

Наиболее яркой фигурой церковного деятеля стал Зосима (старец Зосима). Главным его предназначением являлась помощь людям — добрым словом, житейским советом, исцелением. Это — видимая сторона деятельности Зосимы, а невидимая, внутренняя заключалась в бесконечном духовно-нравственном совершенствовании. Непросто происходило формирование нравственного мира будущего старца, но Господь подвел его к высшему его предназначению на Земле. Уход Зосимы в монахи, разрыв с миром свидетельствовали об окончательном его очищении.

Примечания:

1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 тт.: т. XXV / Ф.М. Достоевский. — Л.: Наука, 1984. — С.148. Далее ссылки на это издание с указанием тома и страницы.

Русская идея как научное понятие почти не поддается определению. Одно можно сказать смело — то, что она отражает национальную политику России с зарождения в ней государственного устройства, что наиболее содержательной и весомой становится с возникновения Российской империи, что вследствие сказанного является одной из стержневых идей в истории русской общественной мысли и что сегодня, в связи с распадом СССР и геополитическими переменами в мире, приобретает особую актуальность и остроту.

Общеизвестно, что Достоевский был одним из крупнейших выразителей и пропагандистов русской идеи. Русской идеей пронизано все его творчество, особенно публицистика конца 1870 – начала 1880-х годов и последний роман.

Такими качествами Достоевский наделил русский народ, призванный обновить мир на началах Любви, Добра и Красоты.

Русская идея Достоевского-публициста послужила Достоевскому-художнику и методологической базой, и непосредственным материалом для последнего романа писателя. Она получила гениальное воплощение и в его идейно-тематической основе, и в сюжете, и в образной системе — буквально в каждом образе: малом и большом, но более всего, естественно, в образах центральных персонажей, в частности братьев Карамазовых, старца Зосимы, а также Великого инквизитора и Христа, выведенных в поэме Ивана Карамазова.

У груди благой природы

Все, что дышит радость пьет;

Все созданья, все народы

* Здесь и далее ссылки на Достоевского даются по: Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч.: В 30 т. – Л., 1972-1990. В скобках арабскими цифрами указываются тома и после двоеточия страницы.

Читайте также: