Русская деревня в конце xix в кратко

Обновлено: 05.07.2024

Питание в русской деревне конца XIX века отличалось однообразием: ржаной хлеб, капуста и картошка. Приправ никаких не знали. Пшеничный хлеб был редко у кого по праздникам, мяса съедали не более 5-10 кг в год. Бани были у небольшого числа кулаков, а подавляющая часть крестьян мылась 1-2 раза в месяц в корытах в избе.

Скудный рацион

Состав крестьянской пищи определялся натуральным характером его хозяйства, покупные яства были редкостью. Она отличалась простотой, ещё её называли грубой, так как требовала минимум времени на приготовление. Огромный объём работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и обыденная пища отличалась однообразием. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Сельская женщина была консервативна в компонентах и приемах приготовления пищи.

Отсутствие кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции. Селяне были не притязательны в еде, поэтому все рецепты для её разнообразия воспринимали как баловство.

Из круп, употребляемых в пищу в Тамбовской губернии, наиболее распространено было просо. Из неё варили кашу кулеш, когда в кашу добавляли свиное сало. Постные щи заправляли растительным маслом, а скоромные щи забеливали молоком или сметаной. Основными овощами, употребляемыми в пищу, здесь являлись капуста и картофель. Морковь, свеклу и другие корнеплоды до революции в селе выращивали мало. Огурцы появились на огородах тамбовских крестьян лишь в советское время. Еще позже, в в 1930-е годы, на огородах стали выращивать помидоры. Традиционно в деревнях культивировали и употребляли в пищу бобовые: горох, фасоль, чечевицу.

Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. В конце XIX века в сёлах черноземного края чаепитие распространено не было, если чай и употребляли, то во время болезни, заваривая его в глиняном горшке в печи.

Обыкновенно порядок еды у крестьян был таков: утром, когда все вставали, то подкрепляются кто чем: хлебом с водой, печёным картофелем, вчерашними остатками. В 9-10 утра садились за стол и завтракали варевом и картошкой. Часов в 12, но не позже 2 дня, все обедали, в полдник ели хлеб с солью. Ужинали в деревне часов в девять вечера, а зимой и раньше. Полевые работы требовали значительных физических усилий и крестьяне, в меру возможностей, старались употреблять более калорийную пищу.

Но и в благополучные годы недоедание и несбалансированное питание были обыденным явлением. В начале ХХ века по Европейской России среди крестьянского населения на одного едока в день приходилось 4500 Ккал., причём 84,7% из них были растительного происхождения, в том числе 62,9% хлебных и только 15,3% калорий получали с пищей животного происхождения. Для примера, потребление сахара сельскими жителями составляло менее фунта в месяц, а растительного масла – полфунта.

По данным корреспондента Этнографического бюро потребление мяса в конце XIX века бедной семьей составляло 20 фунтов, зажиточной – 1,5 пуда в год. В период 1921-1927 годов растительные продукты в рационе тамбовских крестьян составляли 90 – 95%. Потребление мяса было незначительным: от 10 до 20 фунтов в год.

Бани нет

Солома служила универсальным покрытием для пола в крестьянской избе. На неё члены семьи оправляли свои естественные надобности, и её, по мере загрязнения, периодически меняли. О гигиене русские крестьяне имели смутное представление. По сведениям А.Шингарева, в начале ХХ века бань в селе Моховатке имелось всего две на 36 семейств, а в соседнем Ново-Животинном — одна на 10 семейств. Большинство крестьян мылись раз-два в месяц в избе, в лотках или просто на соломе.

Постоянные работы по хозяйству и в поле практически не оставляли крестьянкам времени для поддержания чистоты в домах. В лучшем случае раз в день из избы выметали сор. Полы в домах мыли не чаще 2-3 раз в год, обычно к престольному празднику, Пасхе и Рождеству. Пасха в деревне традиционно являлась праздником, к которому сельские жители приводили свое жилище в порядок.
Источник
---------------------------------------- -

Что же это творится. То все последние годы прожужжали уши про "завшивленную гейропу", а оно вон оно как. ссать и срать прямо в доме на солому. И топить печь "по черному". Просто замечательно.

еда-гл

Питание в русской деревне конца XIX века отличалось однообразием: ржаной хлеб, капуста и картошка. Приправ никаких не знали. Пшеничный хлеб был редко у кого по праздникам, мяса съедали не более 5-10 кг в год. Бани были у небольшого числа кулаков, а подавляющая часть крестьян мылась 1-2 раза в месяц в корытах в избе.

Крестьяне в Российской империи в конце XIX века составляли 85% населения. Этот был "архипелаг Африка", даже если судить по питанию и гигиене, а не только по неграмотности (80% крестьян не умели читать и писать; ещё 10% умели читать, но не понимали смысла прочитанного). О крестьянском рационе и гигиене пишет доктор исторических наук Владимир Безгин в статье "Традиции крестьянского быта конца XIX - начала XX веков (пища, жилище, одежда)" ("Вестник Тамбовского государственного технического университета", №4, 2005).

Скудный рацион

Состав крестьянской пищи определялся натуральным характером его хозяйства, покупные яства были редкостью. Она отличалась простотой, ещё её называли грубой, так как требовала минимум времени на приготовление. Огромный объём работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и обыденная пища отличалась однообразием. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Сельская женщина была консервативна в компонентах и приемах приготовления пищи.

Отсутствие кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции. Селяне были не притязательны в еде, поэтому все рецепты для её разнообразия воспринимали как баловство.

еда-1

Из круп, употребляемых в пищу в Тамбовской губернии, наиболее распространено было просо. Из неё варили кашу кулеш, когда в кашу добавляли свиное сало. Постные щи заправляли растительным маслом, а скоромные щи забеливали молоком или сметаной. Основными овощами, употребляемыми в пищу, здесь являлись капуста и картофель. Морковь, свеклу и другие корнеплоды до революции в селе выращивали мало. Огурцы появились на огородах тамбовских крестьян лишь в советское время. Еще позже, в в 1930-е годы, на огородах стали выращивать помидоры. Традиционно в деревнях культивировали и употребляли в пищу бобовые: горох, фасоль, чечевицу.

Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. В конце XIX века в сёлах черноземного края чаепитие распространено не было, если чай и употребляли, то во время болезни, заваривая его в глиняном горшке в печи.

Обыкновенно порядок еды у крестьян был таков: утром, когда все вставали, то подкрепляются кто чем: хлебом с водой, печёным картофелем, вчерашними остатками. В 9-10 утра садились за стол и завтракали варевом и картошкой. Часов в 12, но не позже 2 дня, все обедали, в полдник ели хлеб с солью. Ужинали в деревне часов в девять вечера, а зимой и раньше. Полевые работы требовали значительных физических усилий и крестьяне, в меру возможностей, старались употреблять более калорийную пищу.

еда-2

Но и в благополучные годы недоедание и несбалансированное питание были обыденным явлением. В начале ХХ века по Европейской России среди крестьянского населения на одного едока в день приходилось 4500 Ккал., причём 84,7% из них были растительного происхождения, в том числе 62,9% хлебных и только 15,3% калорий получали с пищей животного происхождения. Для примера, потребление сахара сельскими жителями составляло менее фунта в месяц, а растительного масла – полфунта.

По данным корреспондента Этнографического бюро потребление мяса в конце XIX века бедной семьей составляло 20 фунтов, зажиточной – 1,5 пуда в год. В период 1921-1927 годов растительные продукты в рационе тамбовских крестьян составляли 90 – 95%. Потребление мяса было незначительным: от 10 до 20 фунтов в год.

Бани нет

еда-4

Солома служила универсальным покрытием для пола в крестьянской избе. На неё члены семьи оправляли свои естественные надобности, и её, по мере загрязнения, периодически меняли. О гигиене русские крестьяне имели смутное представление. По сведениям А.Шингарева, в начале ХХ века бань в селе Моховатке имелось всего две на 36 семейств, а в соседнем Ново-Животинном - одна на 10 семейств. Большинство крестьян мылись раз-два в месяц в избе, в лотках или просто на соломе.

Постоянные работы по хозяйству и в поле практически не оставляли крестьянкам времени для поддержания чистоты в домах. В лучшем случае раз в день из избы выметали сор. Полы в домах мыли не чаще 2-3 раз в год, обычно к престольному празднику, Пасхе и Рождеству. Пасха в деревне традиционно являлась праздником, к которому сельские жители приводили свое жилище в порядок.

редактор-практикум

Пр еподаватель курса – журналист и профессиональный редактор Павел Пряников.
Занятия пройдут в выходные дни 25 марта и 1 апреля в центре Москвы, стоимость курса 4500 рублей.
Подробная программа, вопросы и запись на курс: [email protected]
или по телефону + 7 (916) 679 40 87

Ещё в Блоге Толкователя о русском крестьянстве:

В конце XIX века подавляющая часть дел об изнасилованиях женщин и детей в деревнях оканчивалась примирением сторон на сходе: насильник обычно платил какую-то сумму или отрабатывал в семье жертвы. В начале ХХ века дела о насилии в деревне перешли в уголовные суды, и крестьяне – особенно за растление детей – стали получать реальные сроки.

Как поражали французов русские солдаты своей стойкостью (в её основе лежало убеждение, что умереть и попасть в рай лучше, чем жить), так обратный эффект производили крестьяне, оставшиеся без попечения помещиков. Несмотря на пропаганду, внушавшую, что французы это черти, а Наполеон – Антихрист, крестьяне радушно принимали французов.

французы-3

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

На этом уроке мы поговорим о русской повседневности во второй половине XIX века в крестьянском быту. Вначале рассмотрим расслоение русского крестьянства после реформы 1861 года и тенденции развития этого класса в разных областях России. Узнаем о причинах закрепившегося имущественного неравенства в русской деревне. Познакомимся также с изменениями повседневного быта в деревенской жизни, возникшими под влиянием индустриализации общества.

Крестьянство, как вы знаете — это подавляющая масса российского населения в 19 веке, почти 90%, и конечно, не поговорить о том, как же, собственно говоря, жило основное население России просто нельзя. Итак, российское крестьянство.

Русская повседневность второй половины 19 века — деревня

Отмена крепостного права

Начальная или, скажем так, отправная точка нашего с вами разговора – это, безусловно, отмена крепостного права. Неоднократно уже мы с вами об этом говорили — отмена крепостного права в России – это, безусловно, важнейшее событие в истории нашего государства, потому что рабское состояние основной массы российского населения вплоть до второй половины 19-го века – это, конечно, просто фатальная ситуация для истории нашего государства.

Но историю, что называется не изменишь, ее нужно принимать такой, какой она была, и это очень точная наука. Поэтому мы начинаем с того, что в 1861 году отменяется крепостное право и вот тут начинаются процессы по очень серьезному, скажем так, дифференцированию российского крестьянства, серьезному расслоению российского крестьянства.

Расслоение крестьянства

С одной стороны, русское крестьянство, как бы, расходится на два основных вектора по типу своей хозяйственной организации. Если мы говорим о центральной полосе России, то, как правило, здесь идет очень медленный процесс перестроения вот этого барско-помещичьего типа крестьянских хозяйств, когда крестьяне принадлежали какому-то владельцу, вот этой трансформации крестьянской общины в нечто такое более или менее капиталистическое.

И то — этот процесс затянется вплоть до 20-го века, до реформ Петра Аркадьевича Столыпина. А вот если мы говорим о юге, то там эти процессы пошли быстрее, то на Северном Кавказе, в северном Причерноморье намного раньше появляются фермерские хозяйства и вообще дух предпринимательства на селе получает свое развитие еще в первой половине 19-го века.

И тем не менее, даже в центральной полосе России расслоение крестьянства идет очень бурными темпами. Почему это происходило?

Причины расслоения крестьянства

В силу в общем-то очень простого механизма: если в дореформенной России русский крестьянин в течение жизни мог оказаться, как бедняком, так середняком, так и богатым человеком, то теперь этот статус, это состояние, экономическое состояние — оно становится фиксированным. Почему такая разница?

Дело в том, что в дореформенной России крестьянин принадлежал какому-то помещику, и его благополучие практически во всём зависело от отношения помещика к своим крестьянам. Человек мог разбогатеть, но помещик мог у него все это отнять. В той или иной форме это было в общем-то очень просто сделать.

С другой стороны, теперь, когда крестьяне становится лично свободными, — то состояние, то имущество, которое крестьянин в течение своей жизни зарабатывал, те излишки, которые у него оставались, он мог передать по наследству. В России впервые крестьянство начинает получать полноценное наследство, как бы, гарантированное.

И вот этот факт запускает механизм расслоения российского крестьянства. Теперь действительно на селе очень четко видны богатые, зажиточные крестьяне, середняки и абсолютно разорившиеся, так называемые — пролетаризированные крестьяне (то есть те крестьяне, у которых вообще никакого имущества нет, либо это имущество минимально).

Тут можно, конечно, спорить: почему одни становились богатыми, другие становились бедными. Кто-то может говорить, что бедные люди становились потому, что они сами в этом виноваты — они были ленивы, они пьянствовали, и эта жизнь, безусловно, не способствовала тому, чтобы люди каким-то образом обеспечивали свое благополучие. А дети таких пьяниц и лентяев, даже если они были трудолюбивы, они просто выбиться из этого уже состоянии обедневшего не могли в силу объективных причин.

Крестьянский труд специфический, он достаточно сложный и заработать какое-то состояния в течение одного поколения крайне сложно. Это состояние накапливается годами. Не случайно русское крестьянство, как правило, жило такими патриархальными домами, где отец — глава семьи, он очень рассчитывал, даже не просто рассчитывал — она была совершенно необходима, эта помощь — его детей, его сыновей, прежде всего, которые жили как правило вместе с ним; они все вместе составляли единую ячейку крестьянскую, которая совместно могла богатеть, но по отдельности каждый очень редко становился богатым человеком.

Это будет возможно только уже после того, как начнется реформа на селе. Но она, как мы с вами сказали, будет только в 20 веке. И все-таки, вот те изменения, которые происходили в крестьянской среде, они не носили какого-то фатального характера. Крестьянство все-таки очень консервативно по своему содержанию, по образу жизни, по укладу семейному и поэтому трансформация крестьянства в быту шла крайне медленно. Но все-таки она шла.

Бытовые изменения жизни крестьян

Если мы будем говорить уже конкретно, то есть какие-то детали крестьянской жизни рассматривать, то, например, внешний вид крестьянина меняется мало. Та же самая одежда — те же самые армяки, те же самые тулупы и те же самые картузы. Но все-таки постепенно становится очевидным, что одни крестьяне могут себе что-то позволить более дорогое, более значимое, более престижное для крестьянина; другие нет.

Вот те же самые картузы: какой-то крестьянин победнее мог носить домотканую фуражку, но если крестьянин был побогаче — то он, как правило, стремился себе купить фуражку с лаковым козырьком — это ярко, это броско, это красиво. А для русского человека красиво — это чуть ли не главный показатель твоего социального статуса.

Самым популярным видом обуви по-прежнему были лапти. Но вместе с тем, если человек хотел показать свое достоинство, показать, что он что-то в жизни преуспел, чего-то добился — то обязательно крестьянин покупал себе сапоги и эти сапоги начищались до зеркального блеска.

Денежные траты

Впервые, наверное, вообще крестьяне начинают по-настоящему тратиться. То есть если раньше какие-то средства, какие-то деньги, которые крестьянин мог себе скопить, он, как правило, берег для того, чтобы в трудную минуту воспользоваться этой кубышкой, то есть этой заначкой. Теперь, когда становится понятно, что если я могу реально что-то заработать и это что-то, в общем-то, обеспечено моим крестьянским трудом, то в таком случае — почему бы мне не позволить себе нечто, что выделит меня от окружающих.

Крестьяне начинают покупать себе одежду более лучшего качества. Как правило, мужчины, особенно молодые люди, любили носить шелковые яркие красные рубахи. Безусловно это была одежда исключительно на праздники. Женщины меняют сарафаны на модные тогда костюмчики, состоящие из юбки и шерстяной кофты. Еще раз подчеркнем очень важный момент: среди крестьян впервые появляется мода.

То есть, если раньше было важно то, что ты вообще просто тепло одет, то теперь нет — просто быть тепло одетым или удобно одетым мало. Нужно быть одетым красиво.

Изменения в еде

Меняется и пища. Если раньше, как правило, все-таки, крестьянское хозяйство обеспечивало всем необходимым крестьянскую семью и, как правило, главным продуктом питания был хлеб, были всевозможные каши, была соленая рыба (знаменитый соляной бунт вы наверняка помните: он был вызван тем, что удорожается цена соли, что ведет неизбежно к удорожанию цены на соленую рыбу, а это был главный продукт питания, потому что ввиду отсутствия холодильников хранить какие-то продукты скоропортящиеся без соления было невозможно). Так вот теперь все эти продукты питания уступают место продуктам, которые раньше крестьянин себе позволить просто не мог.

Мужчины начинают пить чай. Причем не просто чай пустой, как тогда говорили, а чай с сахаром. Вообще в Европе бытует мнение, что русские пьют самый противоречивый напиток на земле: они пьют черный чай с лимоном и сахаром. То есть одновременно мы завариваем крепкий чай, чтобы придать ему горечь; потом бросаем туда дольку лимона, чтобы соответственно создать в этой горечи кислинку; а потом все это обильно сдабриваем сахаром, чтобы этот напиток получился еще и сладким.

Европейцы этого не понимают. Но для русского крестьянина это был показатель его достатка: я могу сидеть дома и, как городской обыватель, пить дома чай из собственного самовара. Это вершина крестьянского шика.

Появление праздников

Рождество, Масленица, Крещение — это периоды массовых народных гуляний. Но надо сказать, что даже и не в праздники, в свободное от работы время, хотя крестьянский труд, безусловно, очень сложный и занимал большую часть времени крестьянина, но тем не менее и летом и зимой, все-таки, особенно молодые люди, находили время на то, чтобы устроить какие-то совместные посиделки. А главным на таких посиделках, безусловно, был гармонист.

Музыка на селе

Вообще музыка на селе, музыка в деревне становится обыденностью. И это, безусловно, положительное новшество. Таким образом, мы видим с вами, что 19 век очень серьезно изменивший облик всего мира, серьезно меняет и Россию. Причем он меняет Россию структурно, во всех ее социальных проявлениях.

Меняется облик города, меняется облик городского населения, меняется статус крестьянина и меняется его быт. Да, 19 век, по сути, навсегда превращает Россию в европейскую страну. Мы теперь мало чем отличаемся от других государств, развивавшихся по этому цивилизационному принципу. Но такова российская судьба, мы сами ее избрали и в 20 век Россия входит полноправным членом мирового сообщества.

Изменения в деревенской жизни конца XIX века Учитель истории Ведерникова Надежда Владимировна

Огромные перемены произошли в жизни России в конце 19 века, но жизнь крестьян менялась крайне медленно. Жили они в деревянных избах, крытых соломой, носили привычную одежду, обувью были лапти. Но контакты с городом и наличие денег постепенно меняли деревенскую жизнь.

Крышу домов перестилали настилом из досок, из мелкой деревянной брусчатки. Дома облагораживались как внешне, так и внутренним убранством. Керосиновые лампы вытеснили лучины н

Крышу домов перестилали настилом из досок, из мелкой деревянной брусчатки. Дома облагораживались как внешне, так и внутренним убранством. Керосиновые лампы вытеснили лучины

лучина Керосиновая лампа

Керосиновая лампа

Крестьяне стали пользоваться глиняной посудой вместо деревянной. Пили чай с сахаром, стали есть больше мяса.

Крестьяне стали пользоваться глиняной посудой вместо деревянной. Пили чай с сахаром, стали есть больше мяса.

Пятистенные избы, деревянные полы и печные трубы в избах стали делать только с конца 19 века, когда крестьяне - отходники познакомились с городским укладом жизни. Дома стали выглядеть опрятнее. В зажиточных семьях появились часы, книги, картины, гармонь.

Пятистенные избы, деревянные полы и печные трубы в избах стали делать только с конца 19 века, когда крестьяне - отходники познакомились с городским укладом жизни. Дома стали выглядеть опрятнее. В зажиточных семьях появились часы, книги, картины, гармонь.

Интерьер простого крестьянина Интерьер зажиточного крестьянина

Интерьер простого крестьянина

Интерьер зажиточного крестьянина

Алые атласные рубахи

И хотя земледельческий труд занимал много времени, молодежь собиралась вечерами за околицей. Пели песни, задорные частушки, водили хороводы, встречали Рождество и Крещение. Гадали, устраивали колядки. А осенью устраивали веселые свадьбы.

И хотя земледельческий труд занимал много времени, молодежь собиралась вечерами за околицей. Пели песни, задорные частушки, водили хороводы, встречали Рождество и Крещение. Гадали, устраивали колядки. А осенью устраивали веселые свадьбы.

Читайте также: