Русификация при александре 3 кратко

Обновлено: 06.07.2024

Сергей Витте, которого Александр возвысил из безвестности, казалось, должен был быть преданным своему благодетелю. Однако, рядясь в преданность и беспристрастие, он то и дело находил у своего патрона некрасивые или непривлекательные черты.

Но многие другие советники императора вслед за ним полагали, что, поскольку Россия является русской монархией, в ней должна господствовать националистическая и монархическая славянофильская идеология.

Дальше — больше. Число городов, где дозволялось жить евреям, постоянно сокращалось. Евреям-ремесленникам и отставным николаевским солдатам было запрещено проживание в Москве и Московской губернии. Это требование исходило от московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича и привело к высылке из одной только Москвы 17 тысяч семей.

В 1889 году был закрыт доступ евреев в число присяжных поверенных.

Однако, как бы ни относился император к евреям, он решительно пресек чудовищную волну еврейских погромов, происшедших осенью 1881 года и имевшую особенно трагические последствия в юго-западных губерниях России. Представляется, что сам Александр III не испытывал какого-либо личного предубеждения против евреев. При нем Антон Рубинштейн возглавил консерваторию, император высоко ценил творчество М. А. Врубеля и И. И. Левитана, был доброжелателен по отношению к евреям-промышленникам и купцам и совсем не в них видел угрозу русской самобытности.

К тому же не одни евреи попадали под пресс новой национальной политики.

Частью стратегии Александра III была русификация окраин империи, предполагающая, прежде всего, повсеместное введение в официальное употребление русского языка.

При вступлении на престол он впервые, вопреки обычаю, не подтвердил особые привилегии, которыми пользовались немцы в Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерниях, составлявших Прибалтийский край. Те зачатки самоуправления, которые издавна там присутствовали, — например, дворянская полиция — были упразднены. Зато введен российский уголовный кодекс, гораздо более суровый, чем местное законодательство. С 1884 года немецкие училища были преобразованы в городские училища с русским языком преподавания. В крае во всех мужских и женских частных учебных заведениях было введено обязательное обучение на русском языке по всем предметам, кроме Закона Божия евангелическо-лютеранского исповедания. В 1893 году немецкий Дерпт получил русское название Юрьев, и в Юрьевском ветеринарном институте введено преподавание на русском языке; позднее на русский язык перешел и Юрьевский университет (кроме богословского факультета).

Многие представители либеральной интеллигенции сурово осуждали царя за то, что он обязал жителей России пользоваться русским языком. При этом вовсе не учитывалось, что до того, как у Александра дошли до этого руки, официальным языком балтийских губерний были вовсе не коренные эстонский или латышский, а немецкий (Deutsch).

Однако в Великом княжестве Финляндском действовала конституция, дарованная еще Александром I. Финский сейм, состоящий из четырех сословий (дворян, духовенства, горожан и крестьян), созывался каждые пять лет. При Александре III в 1885 году он даже получил право законодательной инициативы. Местным правительством был сенат, назначавшийся императором, а связь с общеимперским управлением обеспечивалась через министра — статс-секретаря по делам Финляндии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС Республиканский образ правления никак не гарантирует прав самоуправления - Франция самоуправления не имеет вовсе. Монархическая Россия имела разные формы самоуправ л ения - от почти республиканского в Великом Княжеств е Финляндском, до

ГЛАВА 4. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

ГЛАВА 4. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС РУССКИЙ ПОДХОД Само собой разумеется – если русские слились в одну семью, им безразлично, кто из братьев и сестер какой национальности. Они братья и сестры – это главное, а остальное не имеет значения. Действительно, женщина могла иметь мужей

5. Национальный вопрос

5. Национальный вопрос На большей части оккупированной на востоке территории немцы стремились ограничить состоявшие из представителей коренного населения администрации лишь местным уровнем; но во многих частях Северного Кавказа и в казацких районах к югу от Ростова

Национальный вопрос

Национальный вопрос Сергей Витте, которого Александр возвысил из безвестности, казалось, должен был быть преданным своему благодетелю. Однако, рядясь в преданность и беспристрастие, он то и дело находил у своего патрона некрасивые или непривлекательные черты.Отчего же

3. Национальный вопрос

3. Национальный вопрос Чтобы понять, мог ли Ленин просить Сталина о яде, проследим хронологию конфликта Ленина в период его болезни со Сталиным и Дзержинским. 10 августа 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение создать комиссию для подготовки проекта усовершенствования

VI. Национальный вопрос на XIX партконференции

VI. Национальный вопрос на XIX партконференции В Тезисах ЦК КПСС к XIX Всесоюзной партконференции национальному вопросу посвящен седьмой пункт. В нем сказано: «В рамках перестройки политической системы следует рассмотреть и принять назревшие меры по дальнейшему развитию

Репрессии и национальный вопрос

Репрессии и национальный вопрос Надо сказать, что, объявляя войну троцкизму, Сталин продолжал трепетно оберегать свое любимое детище – дружбу народов. Вместе с тем главнейшим отличительным признаком троцкиста, несмотря на все богатство звучавших в обществе вариаций,

20. Ленин и национальный вопрос

20. Ленин и национальный вопрос В последнем разделе V главы Истории КПСС излагаются основные взгляды Ленина на национальный вопрос. Признавая в теории полное равноправие наций и право народов на самоопределение, большевистская программа требует «теснейшего единства

БОЛЬШЕВИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

6. Национальный вопрос

6. Национальный вопрос 6.1. Национальные движения.• Революционеры. В 1901–1904 гг. активизировались ранее возникшие национальные партии, в большинстве левого толка – нео-народнические и социал-демократические: Гнчак (1887) и Дашнакцутюн (1890) (Армения), Социал-демократия

5. Национальный вопрос

5. Национальный вопрос 5.1. Правительственная политика по национальному вопросу характеризовалась наибольшим консерватизмом.После ряда уступок, сделанных во время революции 1905–1907 гг., самодержавие отозвало из Думы законопроекты 1906 г. об использовании национальных

Национальный и религиозный вопрос: решение

Национальный и религиозный вопрос: решение На протяжении всей истории человечества религиозный вопрос всегда являлся одним из главнейших при определении жизни каждого конкретного члена общества и его мироустройства в целом. Это происходило и происходит по той

1. Программа и национальный вопрос

Национальный вопрос

Национальный вопрос Этот вопрос и в своей общепринципиальной постановке с точки зрения социализма, и в практически-организационном отношении (строительство нашей собственной партии) настоятельно требует обсуждения и решения всеми с.-д. организациями.Августовская

Национальная политика Александра III в противовес традиционной российской веротерпимости и покровительственному отношению к малым народам определялась буквально понятым православным патриотизмом и стремлением добиться слияния всех подданных Российской империи в единую нацию. Сам глубоко религиозный император и его ближайшее окружение, опираясь на православно-славянофильские идеи, стремились укрепить самодержавие, осуществляя с 80-х гг. бюрократическими методами политику воинствующего великодержавного национализма, насильственной русификации и утверждения православия.

Эта политика особенно ярко проявилась в отношении Царства Польского и Финляндии. В Финляндии в конце 80-х - начале 90-х гг. была упразднена самостоятельность финляндского почтового ведомства, введен обязательный прием русской монеты, преобразован Сенат в целях ослабления его политического значения.

В Польше усиленно насаждался русский язык в школе. В 1885 Г. был закрыт Польский банк. Вся деятельность администрации была направлена на превращение Царства Польского в Привисленский край.

В прибалтийских губерниях в конце 80-х гг. местные судебные и административно-полицейские учреждения были заменены общеимперскими, начал активно внедряться русский язык, что объективно ослабляло позиции немецкого дворянства, снижая его влияние на местное население (латышей и эстонцев). Вместе с тем в 1883 г. небывалый размах приобрело в Прибалтике обращение населения в православие. Всего за период правления Александра III из лютеранства: в православие перешло более 37 тыс. человек.

Дискриминации подверглась национальная культура украинцев и белорусов, их языки были запрещены к употреблению. Подверглась гонениям униатская церковь.

В течение царствования Александра III в православие было обращено более 8,5 тыс. мусульман и более 50 тыс. язычников.

Политика преследований и ограничений проводилась в отношении евреев. В мае 1882 г. были изданы "Временные правила", запрещавшие евреям селиться вне городов и местечек, за исключением существующих земледельческих колоний, что должно было, с одной стороны, ослабить волну антиеврейских выступлений, прокатившуюся в 1881т т. по запааным губерниям и Польше, а с другой - ограничить.места1 проживания евреев "чертой оседлости". Еврей лишались ..права приобретать имущество в сельских местностях. В 1887 г. циркуляром министра народного просвещения. Делянова была установлена процентная норма приема евреев в средние и высшие учебные заведения: 10% - в "черте оседлости", 5% - вне ее и 3% - в столицах. В 1891-1892 гг. специальными законами было ограничено проживание евреев в Москве и Московской губернии и выселено около 20 тыс. человек.

В 19-м веке Россия приросла большим количеством территорий: Финляндия, Польша, Кавказ, Средняя Азия, Уссурийский край (ныне Приморский).

Лишь Уссурийский край был свободен от населения. А все остальные регионы были заселены народами, отличными от русского.

Нюанс заключался в том, что во всех этих регионах сохранялся самобытный уклад. А это стало угрожать управляемости Империи.

Кроме этих территорий были ещё и другие: Прибалтика, присоединённая в 18 веке. И другие районы, присоединённые в более ранние эпохи (Татары и другие).

Т.е. к России постоянно присоединялись инородцы. Лишь Причерноморские степи были относительно свободными от населения (присоединены в 18 веке).

И с этим, безусловно, надо было что-то делать.

Собственно, путей всего 3:

- оставить как есть, но активней призывать инородцев в общеимперские процессы

Но лишь в начале 20-го возникла программа по заселению Сибири и северного Казахстана. Хотя в более мягком виде эту программу можно было запустить и ранее. Но заселять не только Сибирь, но и некоторые другие регионы.

Однако же в конце 19-го Российское правительство пошло по пути довольно жёсткой русификации, чем и вызвало вполне ожидаемые протесты.

Наиболее ярко результаты этой политики проявились в гражданскую войну.

Но и сама гражданская война и революция во многом стала возможна из-за еврейского протеста. Ибо евреи в ответ на русификацию резко ушли в оппозицию.

В целом, подобные процессы надо проводить постепенно и задействуя все три перечисленные составляющие.


Урок рассказывает о контрреформах Александра III в области самоуправления, положения сословий, образования и печати. Описывает политику русификации окраин и укрепления роли православия в России. Называет итоги этих преобразований.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Внутренняя политика Александра III"

Такие строки содержало письмо, отправленное графом Дмитрием Андреевичем Толстым Александру III в момент своего назначения министром внутренних дел. С назначением графа Толстого главой министерства внутренних дел, внутренняя политика Александра III приобретает реакционные черты.

На сегодняшнем занятии вы узнаете об изменениях, произошедших при Александре III в охране общественного порядка, о переменах в отношении государства к различным сословиям (в первую очередь к роли дворянства). Рассмотрите основные контрреформы Александра III (земскую, городскую, суда, печати, образования), национальную и религиозную политику Российской империи 1880–1890-х годов.

Последние годы царствования Александра II были неспокойным временем.

Среди них право высылки нежелательных лиц, закрытия учебных заведений, печатных изданий, торгово-промышленных предприятий, право передавать гражданские дела военным судам, проводить судебные процессы при закрытых дверях, останавливать работу сословных органов управления, увольнять без объяснения причин невыборных служащих земских и городских учреждений.

Кроме того местная полиция получала право на арест всех подозрительных лиц, свободно проводить обыски и арестовывать имущество.

В 1880-х годах была организована сеть охранных отделений. Они занимались политическим сыском (надзором за противниками власти).

В свете всех этих событий Россия приобрела черты полицейского государства. В такой стране власть жёстко контролирует общественную, политическую и экономическую жизнь граждан.


Были нарушены принципы законности, заложенные реформами Александра II. Но с другой стороны меры правительства имели успех.

После убийства Александра II было лишь два удачных покушения на государственных чиновников и одно предотвращённое в 1887 году на Александра III. После этого террористических актов в стране не было вплоть до начала XX века.


Проводя политику контрреформ, правительство видело свою главную опору в дворянстве. Поэтому власти считали необходимым укрепить его пошатнувшееся за годы реформ положение. При этом как материальное, так и положение в обществе.

В 1885 году открывается Дворянский банк. Он был учреждён для помощи помещичьим хозяйствам, которые стали разоряться. В его задачу входило льготное кредитование помещиков.

В 1889 году издаётся Положение о земских участковых начальниках. Оно отменяло бессословные и выборные должности и учреждения в сельской местности (уездные и губернские по крестьянским делам присутствия, мировые суды).

Их место занимал земский начальник, назначаемый из дворян.

Нагрудный знак земского начальника


В его полномочия входили:

· Надзор за самоуправлением крестьянских общин.

· Право влиять на решения общинных органов самоуправления.

· Контроль над финансовой деятельностью общины.

· Решение дел, связанных с земельными спорами.

· Функции мирового судьи.

· Рассмотрение жалоб на сельских и волостных должностных лиц.

Положение о земских начальниках усилило влияние правительства на местах.

Укрепило положение дворян и предоставило им возможность престижной службы.

Но слишком тщательная опека над крестьянами вызывала нарекания. Дворяне были наделены властью за счёт крестьян. Поэтому многие считали это возвратом к временам крепостничества.


Цель земской контрреформы


Согласно новому земскому положению изменялся порядок выборов в земства. Деление выборщиков на курии сохранялось. Но в курии землевладельцев остались только дворяне. При этом ценз для них был значительно понижен, а количество гласных увеличено.

В городской курии выборщиками могли быть только владельцы недвижимости. Для них ценз заметно повышался, а количество выборщиков уменьшалось.

В крестьянской курии по-прежнему отсутствовал ценз. Но с 1890 года крестьяне стали выбирать не гласных, а лишь кандидатов в гласные.

Изменения в порядке выборов в земства


В итоге удельный вес дворян в уездных земских собраниях к 1890-м годам вырос с 43% до 57%.

Крестьян понизился с 40% до 30% .

Буржуазии сократился с 17% до 13%.

Удельный вес сословий в уездных земских собраниях


Притом, что в уездных управах дворян стало 72% (ранее было 55%).

В губернских земских управах – 94%.

Удельный вес дворян в уездных и губернских земских управах


Деятельность земских учреждений ставилась под полный контроль губернатора. Он управлял процессом земских выборов, утверждал список должностных лиц земских управ.

Многие решения земств не вступали в силу до их утверждения губернатором.

Губернатор мог отменить любое решения земства, имел право ревизии земских управ, рассматривал жалобы на действия земских учреждений.

На примере земской правительство провело городскую контрреформу. Её цели были такими же – не допустить к выборам несогласных, усилить роль дворянства, полностью включить городское самоуправление в систему государственной власти.

В состав городских дум вводились кроме всех избранных гласных председатель уездной земской управы и депутат от духовного ведомства с правом голоса.

В итоге из около 10 миллионов российских горожан избирательные права по новому закону получили только около 100 тысяч (1%).

В городском самоуправлении первенство перешло от буржуазии к крупным домовладельцам – преимущественно дворянам.

При Александре III были приняты запретительные меры по отношению к печати.

Главной задачей этой контрреформы было искоренение любых проявлений инакомыслия.

Согласно этому документу издания, ранее получившие предостережение, должны были проходить предварительную цензуру. При этом цензор мог на своё усмотрение запретить выход проверяемого номера. Редакции изданий обязывались по первому требованию предоставлять все данные авторов статей.

Кроме Сената, право на закрытие изданий получило совещание министров внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода.

В 1880-х–1890-х годах прекратило существование 15 изданий. Было запрещено 72 книги, около 1300 пьес.

Назначенный главой министерства внутренних дел граф Толстой при Александре II был министром народного просвещения. Но из-за своих крайне консервативных позиций был смещён.


При новом монархе Толстой решил закончить то, что не успел в предыдущее царствование – установить государственный контроль над системой образования.

В 1882 году министром народного просвещения стал Иван Давыдович Делянов. На эту должность он был назначен по прямой протекции Толстого.


При нём в 1884 году был принят новый университетский устав, значительно урезавший автономию высших учебных заведений. По новым правилам университеты ставились под строгий контроль министерства народного просвещения.

В компетенции университетского самоуправления оставались только узкие учебные и научные вопросы.

Для контроля над обучением и поведением студентов была введена особая инспекция.

В системе среднего образования также произошли изменения.

Этой мерой планировалось не допустить поступления в средние учебные заведения детей из низших сословий (крестьян, прислуги, мелких торговцев), которые после обучения могли стать разночинцами или студентами – по мнению правительства, главными носителями революционных идей.

Инициатором изменений в системе начального образования стал Победоносцев. Его стараниями распространение получили церковно-приходские школы, находившиеся в ведение Синода.

Всего к 1894 году в России насчитывалось около 31 тысячи церковно-приходских школ, в которых обучалось до 1 миллиона детей. Но такие школы плохо финансировались. Уровень знаний, которые они давали зачастую был очень низок.

В большинстве таких школ преподавали местные священники.

Судебная реформа Александра II была одним из самых успешных его начинаний. Но её принципы противоречили курсу внутренней политики Александра III.

Поэтому за 1880-е годы система судов России также претерпела изменения.

Была ограничена независимость суда, согласно которой все дела решались только на основе существующих законов. Это ограничение выразилось во вмешательстве администрации в судебный процесс. Ликвидации мировых судов, чьи полномочия переходили к земским начальникам, в руках которых находилась административная и судебная власть на местах.

Вопреки прежнему принципу несменяемости, администрация получила право смещать судей. При том, что для таких действий не требовалось веских причин.

Была ограничена гласность судов. Политические, религиозные, процессы опасные для нравственности теперь проводились без публики. Запрещалась публикация результатов таких процессов.

Изменения в системе судов России в 1880-е гг.


При Александре III изменилась национальная и религиозная политика в России.

Был взят курс на русификацию окраин империи, усиление роли православия в жизни общества. Эти меры должны были способствовать единству многонациональной страны.

Религиозная политика осуществлялась под руководством Победоносцева.

Опираясь на поддержку светской власти, он стремился поднять религиозность русского народа, распространить православие в среде нерусских народов.

Основными мерами в этом направлении стали:

· Восстановление старых и открытие новых православных приходов.

· Активная деятельность православных миссионеров.

· Развитие церковной благотворительности.

· Увеличение числа церковных периодических изданий.

· Развитие церковного образования всех ступеней.

· Борьба с сектантством.

Но результаты работы Победоносцева нельзя назвать однозначными.

В Прибалтике был произведён перевод делопроизводства на русский язык. Местные чиновники заменялись российскими. Вводилось обязательное преподавание русского языка в средней школе. Российская судебная система.

Евреям, проживавшим в Российской империи, было запрещено селиться в сельской местности. Для них устанавливалась процентная норма для поступления в различные учреждения образования (от 3 до 10 % от общего числа учащихся). Был издан ряд указов о выселении евреев из разных городов и регионов России.

В Средней Азии, во избежание конфликтов, были сохранены местные порядки (религия, суды, частично самоуправление).

Национальная политика Александра III


Таким образом, при Александре III были значительно ужесточены меры по охране порядка.

Укрепилось положение дворянства, в котором самодержавие видело свою главную опору.

Для искоренения любых проявлений инакомыслия вводилась жёсткая цензура.

Были усилен контроль государства над системой образования.

Российские суды частично потеряли свою независимость.

Главными чертами национальной и религиозной политики Александра 3 стали русификация окраин и укрепление роли православия.

Читайте также: