Рубежный контроль это кратко

Обновлено: 01.07.2024

Явившись на рубежный контроль , каждый студент предъявляет все те отчетные материалы, которые показывают содержание и качество учебной работы студента, позволившей ему овладеть данным разделом дисциплины. Если качество отчетов студента оказывается достаточно высоким, то студент допускается к контролю. Студент должен решать задачи тест-карты, находясь в данной аудитории, без помощи других студентов, но он может использовать при этом все свои отчеты, конспекты, рабочие тетради. [4]

Раздав тест-карты рубежного контроля всем студентам, которые явились на контрольно-зачетное занятие ( причем часть студентов может сдавать первый рубежный контроль, часть - второй или третий), преподаватель проводит индивидуальные консультации для тех студентов, которые еще не готовы к контролю, просматривает отчетные материалы по расчет-но-графическим работам тех студентов, которые пишут контрольную работу, оказывает допустимую консультативную помощь всем, кто занят решением задач рубежного контроля. [5]

В качестве промежуточного контроля используются тесты, рубежным контролем являются зачеты и экзамены, предусмотренные учебным планом. [6]

Затем в результате выполнения контрольных заданий на рубежном контроле они осознают, что им необходимо еще раз проработать ( дополнительно изучить) пройденный материал по тому или иному разделу дисциплины. Все это, очевидно, изменяет индивидуальный ритм и необходимое время для достижения каждым студентом определенных и обусловленных целями изучения результатов. [7]

Учитывая качество и глубину знаний, демонстрируемых студентами на рубежном контроле , преподаватель может организовать дополнительное обучение для тех, кто не смог достичь запланированных целей. В этом случае преподаватель помогает студентам во внеаудиторное время, организуя обучение по отдельным темам, разделам, узловым вопросам курса. [8]

Эта задача может быть решена с помощью технических средств обучения, рубежного контроля или программированного обучения. [9]

Многопрограммные перфокарты без обратной связи ( МПР-2) успешно используются нами для поурочного и рубежного контроля , а также для контроля понимания текста при приеме домашнего чтения. При использовании этого вида перфокарт время контроля сокращается в 2 - 3 раза по сравнению с традиционными методами. [10]

На повышение познавательной активности студентов при изучении дисциплин специализации оказывают существенное влияние Формы и методы текущего и рубежного контроля знаний . [11]

Раздав тест-карты рубежного контроля всем студентам, которые явились на контрольно-зачетное занятие ( причем часть студентов может сдавать первый рубежный контроль , часть - второй или третий), преподаватель проводит индивидуальные консультации для тех студентов, которые еще не готовы к контролю, просматривает отчетные материалы по расчет-но-графическим работам тех студентов, которые пишут контрольную работу, оказывает допустимую консультативную помощь всем, кто занят решением задач рубежного контроля. [12]

Подготовка тест-карт с контрольными вопросами и задачами проводится по той же технологии, что и подготовка тест-карт для рубежного контроля . Ведущий преподаватель разрабатывает специальные комплексные задачи ( включая и задачи, при решении которых студент должен показать овладение методами постановки и проведения экспериментальных исследований) и подготавливает образцы их решения и оформления пояснительных записок, которые должны будут служить ориентиром для экспертов в процессе оценивания студенческих решений. [13]

Каждый студент, заканчивающий изучение ключевых тем или разделов курса, должен отчитаться о достигнутых им результатах в процессе диалогового рубежного контроля . [14]

Изучив свои ошибки и недоработки, еще раз проработав ту часть программы обучения, которая направлена на овладение знаниями и умениями, необходимыми для решения комплекса задач на данном рубежном контроле , студент может вновь участвовать в рубежном контроле на одном из последующих отведенных для этого занятий. Однако преподаватель должен исключить технологию ( часто применяемую студентами) длительной осады, когда студенты являются на все контрольные занятия без достаточной подготовки к ним и путем демонстрации своего усердия пытаются получить положительную оценку на контроле. Необходимо помогать студентам правильно готовиться к контрольным занятиям, объясняя назначение и роль тех или иных заданий программы обучения. Для предотвращения большой потери времени некоторыми студентами на рубежных контролях необходимо ограничить допустимое количество попыток сдачи контрольного теста. [15]

Рубежный контроль, или РК, или "модуль", обычно бывает при модульной системе обучения. Т. е. сначала идет начитка лекций, затем назначается по графику РК. Допустим, преподаватель читает лекции весь сентябрь, а, скажем, 3 октября назначает РК, который будет проводиться по всем вопросам дисциплины, которые прочитал за сентябрь преподаватель. РК обычно проходит в виде мини-экзамена, т. е. раздают билеты с вопросами, на которые нужно ответить письменно, реже устно. Таких РК бывает до трех за семестр.

промежуточная аттестация студента в течении семестра. Обычно, дважды за семестр, примерно 7-8 и 12-13 недели. Оценки вам выставят, господа студенты, чаще всего по результатам контрольных, тестов

Контрольная неделя. Если ты внебюджетник, тебе не стоит напрягаться. Казённокоштных студентов могут лишить стипендии.

Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений. Этот контроль должен быть регулярным и направлен на проверку усвоения учащимися определённой части учебного материала.

Промежуточный контроль проводится по завершении изучения темы. Он позволяет об эффективности овладения разделом программного материала.

Рубежный контроль - это контроль учебных достижений, осуществляемый по завершении раздела (модуля) одной учебной дисциплины.

Итоговый контроль (контроль результатов учебной деятельности) направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объёму материала (в конце семестра, учебного года). Особенность такого контроля заключается в его направленности на определение прежде всего уровня коммуникативной компетенции. Для этого используются специальные тесты, позволяющие с достаточной степенью объективности оценить результаты обученности каждого учащегося.

Формы контроля. Тесты как форма контроля.

Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным. Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки (аспект языка - вид речевой деятельности) и вида контроля (итоговый, текущий).

Так, для проверки уровня диалогической речи используется парная форма контроля: проверяющий подаёт реплику, а испытуемый на неё реагирует. Контроль протекает в форме двустороннего общения, в ходе которого устанавливаются темп и точность реакции на предъявляемые стимулы, соблюдение норм общения, чистота речи.

Для установления уровня владения монологической речью больше подходит индивидуальный контроль: учащийся знакомится с текстом и выполняет тестовые задания в отведённое время.

Успешность выполнения задания оценивается с использованием следующих критериев:

1) соответствие передаваемой информации содержанию текста и заданию;

2) связность и логичность изложения;

3) полнота передачи содержания исходного текста;

Рассмотрим подробнее перечисленные формы контроля.

Индивидуальный контроль считается наиболее объективным видом контроля, так как свидетельствует о достижениях каждого ученика. Поэтому он больше подходит для проверки уровня владения языком по окончании курса, т.е. в ходе итогового контроля.

Достоинство индивидуального контроля - возможность с достаточной глубиной оценить уровень подготовки учащегося.

Недостатки связаны со следующими обстоятельствами:

а) малый охват обучающихся в ходе урока;

б) снижение активности остальных учащихся во время беседы с одним из учеников.

На аудиторных занятиях индивидуальный контроль проводится преимущественно в устной форме. Письменная форма этого контроля характерна для итогового и завершающих тему занятий.

Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися группы, которые со своих мест отвечают на их вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного занятия.

Достоинства фронтального контроля:

1) возможность охвата проверяющим одновременно всех учащихся группы;

2) высокая активность учащихся;

3) высокий темп работы, который может варьироваться в зависимости от трудности задания и готовности учащихся.

К недостаткам относятся его поверхностный характер из-за рассредоточенности внимания учителя между учащимися и невозможности уделять больше внимания каждому.

Для повышения эффективности фронтального контроля рекомендуется:

1) планировать заранее место фронтального контроля в системе урока и время, которое будет ему уделено;

2) продумывать формулировки вопросов и заданий. Их нечёткость может вызвать затруднения при ответе и дать необъективное представление о подготовке учащихся;

3) не допускать переключения на индивидуальный контроль. Это может привести к изменению ритма урока и снижению эффективности в работе;

4) задавать вопросы всему классу, а затем называть фамилию ученика, которому предстоит отвечать.

Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, обеспечивает быстроту реакции. Если учащийся испытывает затруднения с ответом, следует обратиться за помощью к другому ученику, а не переходить на индивидуальную форму работы с учащимся. Фронтальный контроль с успехом может проводиться в форме игры.

Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся группы. Это может быть беседа на известную учащимся тему, разыгрывание по ролям прочитанного текста, участие в ролевой игре. Преподаватель заранее составляет сценарий беседы и определяет её участников.

Вариантом группового контроля является парный контроль, получивший распространение за последние годы. Учащиеся работают в паре, выполняя предложенное задание.

Тесты как форма контроля.

По мнению многих исследователей, тестирование является самым перспективным для создания системы контроля, отвечающей требованиям, выдвигаемым современной системой образования. Педагогическое тестирование занимает важное место в современной методике преподавания, оно является предметом исследования многих специалистов (B.C.Аванесов, В.И. Васильев, И.Я. Лернер, А.Н. Майоров, Н.Н. Нохрина, М.Б. Челышкова, В. А. Шухардина и др.).Основы лингводидактического тестирования достаточно полно рассмотрены в работах как российских (С.Р. Балуян, Л.В. Банкевич, В.А. Коккота, А.А. Леонтьев, О.Г. Поляков, И.А. Рапопорт, М.В. Розенкранц, Р. Сельг, В.Н. Симкин, И. Соттер, И.А. Цатурова), так и зарубежных тестологов (С. J.Alderson, L.F. Bachman, М. Chalhoub-Deville, N.E. Gronlund, A. Hughes, B. Spolsky).

Следует констатировать, что тестирование получило признание в нашей стране и стало общепринятой формой как текущего, так и итогового контроля.

Основными методологическими вопросами лингводидактического тестирования являются критерии отбора содержания для теста, методы экспериментальной проверки тестов для определения трудности заданий, валидность и надежность и методы их определения, принципы интерпретации полученных характеристик.

С помощью тестов и тестовых заданий удается более точно определить уровень сформированности речевых умений по иностранному языку, т. к. учитель опирается на большее количество баллов, т.е. сумму баллов за каждое из выполненных заданий, поскольку тест состоит из ряда заданий.

При проверке рецептивных коммуникативных умений (чтение и понимание на слух) отдается преимущество тестам.

Продуктивные коммуникативные умения (говорение и письмо) могут проверяться либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно-ориентированных тестовых заданий.

Уровень Стандарта можно считать достигнутым при правильном выполнении школьником не менее 60% тестов и тестовых заданий по чтению, аудированию и письму. Задания по говорению можно считать выполненными, если ученик решает поставленные в них коммуникативные задачи. При устно-речевом взаимодействии ученик может испытывать некоторые трудности, что требует от собеседника (учителя в роли носителя языка) использования повторов, перефразирования и переструктурирования высказываний. Приемлем ответ, ограниченный одной-двумя репликами. Возможны паузы, связанные с поиском способа передачи нужного значения. В речи ученика допустимы произносительные, грамматические и лексические ошибки, не нарушающие смысла высказывания.

Помимо централизованного итогового контроля школа может проводить итоговый контроль в конце каждого года обучения и промежуточный контроль в зависимости от потребностей.

Его отличает тщательность разработки в соответствии с определенными правилами и процедурами, предварительная экспериментальная проверка, наличие таких характеристик, как валидность и надежность.

Валидность, одна из основных характеристик эффективности теста, включает в себя широкий круг понятий. В самом общем виде валидность показывает, что измеряет тест и насколько хорошо он это делает.

Важнейшими сторонами этого показателя эффективности теста является обоснованность содержания, или содержательная валидность, сопряженная валидность, прогностическая валидность, конструктивная валидность и внешняя валидность. Данные типы валидности по существу являются разными способами ее определения. Валидность лингводидактических тестов и других форм контроля усиливается за счет следующих параметров:

1) предъявление материала в контексте;

2) использование аутентичных материалов в рецептивных тестах;

3) создание ситуаций, приближенных к реальной жизни при контроле устно-речевых навыков и умений;

4) использование коммуникативных заданий. Отличающихся целевой направленностью, завершенностью и ориентированных на достижение результата (речевого продукта), особенно при контроле экспрессивной письменной речи;

5)групповых, парных форм контроля.

Основное отличие теста от контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение и что он проходит процедуру стандартизации. Поэтому отметка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью, чем оценка контрольной работы, вынесенная на основании личного суждения проверяющего.

Тест обычно состоит из двух частей: информационной и операционной. Информационная часть содержит ясно и просто сформулированную инструкцию и примеры правильного выполнения заданий. Операционная часть состоит из некоторого количества заданий или вопросов.

Тесты со многими (более 40 - 50) заданиями называются комплексными тестами или тестовыми батареями и состоят из частей и субтестов. Субтест составляется на один конкретный объект тестирования и содержит однотипные задания.

В зависимости от различных критериев выделяются следующие виды лингводидактических тестов.

2)По характеру осуществления контроля: тест текущего и промежуточного контроля успеваемости, тест итогового контроля успеваемости.

3)По объекту контроля и характеру контролируемой деятельности: тест лингвистической компетенции, измеряющий усвоение языкового материала (навыки владения языковым материалом); тест коммуникативной компетенции, измеряющий сформированность речевых умений (прагматический тест).

4)По направленности тестовых заданий: дискретный тест, интегральный или глобальный тест.

5)По соотнесению с нормами или критериями: нормо-ориентированный тест и критериально-ориентированный тест.

6)По формальным признакам (по структуре и способу оформления ответа): избирательный тест, тест со свободно конструируемым ответом.

Проверочные задания (тесты и тестовые задания), используемые в процессе государственного централизованного контроля, должны быть по форме аналогичны тем, которые применяются в процессе обучения.

Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный, (периодический) и итоговый.

Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта ). Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

Предварительный контрольслужит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях учащихся.

Текущий контрольявляется одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. При этом он может быть особым структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторением учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.

При организации текущего контроля необходимо добиться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала.

Периодический (рубежный) контрольпозволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.

Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. Как уже было сказано, при этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического (рубежного) контроля обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.

Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.

Итоговый контрольнаправлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.




Итоговый контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях, государственных экзаменах, защите дипломного проекта.

Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный, (периодический) и итоговый.

Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта ). Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

Предварительный контрольслужит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях учащихся.

Текущий контрольявляется одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. При этом он может быть особым структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторением учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.

При организации текущего контроля необходимо добиться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала.

Периодический (рубежный) контрольпозволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.

Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. Как уже было сказано, при этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического (рубежного) контроля обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.

Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.

Итоговый контрольнаправлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.

Итоговый контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях, государственных экзаменах, защите дипломного проекта.

Читайте также: