Рождение новой европы кратко

Обновлено: 04.07.2024

В первой половине XVI века в Нидерландах, являвшихся с 1512 года частью Священной Римской империи, а с 1549 года – наследственным владением дома Габсбургов, начали распространяться протестантские учения. Это обстоятельство, а также социально-экономическая политика Испании, привели к возникновению антииспанского движения в стране, в ответ на которое Испания ввела войска в Нидерланды. В стране началась партизанская война. В 1579 г. страна раскололась на лояльные испанскому королю южные провинции и мятежные северные провинции, которые вскоре объявили себя независимой республикой. До 1648 года Республика Соединенных Провинций, оставаясь де-юре испанской территорий, де-факто была независима. Боевые действия между Голландией и контролируемыми Испанией южными провинциями велись (с перерывом на 12 лет с 1609 по 1621 гг.) до подписания в 1648 году Мюнстерского договора между Испанией и Нидерландами. Этот договор являлся частью европейского Вестфальского мира, завершавшего Тридцатилетнюю войну 1618–1648 гг. Голландская республика была признана в качестве независимого государства и сохранила контроль над территориями, завоёванными на поздних этапах войны.

Власть над Семнадцатью провинциями получил Филипп ΙΙ (1555 год), ставший в 1556 испанским королем. Ряд событий, произошедших после этого, дал толчок освободительному движению в Нидерландах.

Средние века, как говорилось выше, завершились к середине XVI в. Но последствия явлений, обозначавших конец Средневековья Возрождения, Реформации, Великих географических открытий — сказывались на протяжении по меньшей мере еще столетия.

Англиканская церковь стала после Реформации, проведенной Генрихом VIII, частью государственной системы. Поэтому любые религиозные перемены влекли за собой перемены политические и наоборот. Попытки королевы Марии Тюдор (1553—1558), дочери Генриха VIII, вернуть Англию в лоно католицизма (за расправу над протестантами она заслужила прозвище Кровавой) не увенчались успехом.

Самой мощной католической державой в Европе была Испания главная соперница Англии в мировой торговле и в захватах земель в Новом Свете. Поэтому любая прокатолическая политика, неизбежно оказывавшаяся происпанской, была в Англии обречена. И с прокатолической политикой было покончено, когда после смерти Марии на престол вступила дочь Генриха VIII и Анны Болейн Елизавета I Тюдор. В ее царствование (1558—1603) укрепляются английское национальное государство и англиканская церковь.

Политическая борьба в Англии в правление Елизаветы воплотилась во вражде двух королев: Елизаветы и шотландской королевы Марии Стюарт (1542—1567).

Характеры этих женщин были прямо противоположны. Елизавета — умна, жестока и коварна, некрасива; она покровительствовала наукам и искусствам, была прекрасно образована. Красавица Мария, обаятельная и легкомысленная, была мало склонна к государственной деятельности. Елизавета — убежденная протестантка, Мария — пламенная католичка. Детство Елизаветы было тяжелым: Генрих VIII обвинил Анну Болейн в государственной измене и приказал казнить, а Елизавету заточить в государственную тюрьму — Тауэр. Мария получила корону Шотландии еще в колыбели; шестилетней девочкой она стала невестой наследника французского престола, была перевезена во Францию, воспитывалась при французском дворе, шестнадцати лет стала королевой Франции, а в семнадцать овдовела.

Для Елизаветы управление государством было долгом, исполнением Божьих заповедей, она считала себя высшим должностным лицом страны, ощущала, что она принадлежит Англии. С точки зрения Марии, страна принадлежит монарху, а не наоборот; в дела управления она не вникала и ей было все равно, корона какой страны увенчает ее голову.

Правление Елизаветы было эпохой расцвета Англии, и с ростом

английской мощи возрастал авторитет государыни. Иначе сложилась судьба Марии Стюарт. Поскольку Елизавета строго придерживалась догматов протестантизма, и, тем самым, была в глазах католического мира еретичкой, то она, с точки зрения католиков, не имела права занимать престол. Ближайшей же наследницей бездетной Елизаветы оказывалась Мария Стюарт, внучатая племянница Генриха VIII, никогда не отрекавшаяся от своих притязаний на английский престол. Реформация в Шотландии привела к отречению Марии от престола и к бегству ее в Англию, где она, суверенная королева, оказалась, в нарушение всех законов, пленницей английской монархини. После двадцатилетнего заточения Мария, рассчитывавшая на поддержку католической Испании, была вовлечена в заговор, о котором английские власти знали с самого начала и даже, отчасти, его провоцировали. Заговор был, естественно, в нужное время раскрыт, Мария Стюарт осуждена английским судом и обезглавлена.

В борьбе с Армадой Дрейк действовал в соответствии со своими пиратскими принципами: избегать решительного сражения и нападать на отдельные корабли на флангах и в тылу врага. Такая тактика принесла успех, Армада не смогла пристать к берегам Англии и решила вернуться в обход Британских островов; страшная буря застигла испанский флот у северных берегов Шотландии, разметала и потопила большинство судов. В Испанию вернулось только 43 корабля.

выступят уже в качестве политических партий в вооруженной борьбе и на парламентских выборах.

Во главе гугенотов стояли правители королевства Наваррского из рода Бурбонов, младшей ветви правящей династии Валуа.

эту ночь там же Генрих Наваррский спасся, перейдя в католичество.

После смерти Карла IX в правление бездетного Генриха III возникла опасность того, что после его смерти трон перейдет к ближайшему родственнику — Генриху Бурбону. Лидер католиков Генрих Гиз создал в 1576 г. в противовес организации гугенотов Католическую лигу, массовое движение с военной дисциплиной.

Умный и осторожный политик, Генрих IV стремился не репрессиями, а богатыми подарками умиротворить католических вельмож, в том числе Гизов. Удовлетворил он и своих союзников-гугенотов. В 1598 г. был издан Нантский эдикт, регулирующий религиозные и политические права гугенотов. Католическая религия объявлялась государственной, но протестантское богослужение разрешалось на территории всей страны, кроме Парижа и нескольких городов; про-

тестанты получили право занимать любые государственные должности наряду с католиками. Но не забудем, что в XVI в. полное отделение религии от государства было еще невозможно, религия занимала слишком большое место в сознании людей. Поэтому любые религиозные права сопровождались политическими привилегиями. Гугеноты, по Нантскому эдикту, получили право созывать собрания, наподобие Генеральных штатов, держать при дворе своих представителей, а в залог выполнения эдикта им передавалось несколько крепостей, главной из которых был город Ла-Рошель на побережье Бискайского залива.

Целью короля Филиппа II Испанского, коварного и жестокого фанатика, было величие Испании и торжество католической веры. Во имя государственной мощи Испании он безжалостно обирал под-

властные земли, в том числе Нидерланды, в качестве католического монарха — безжалостно расправлялся с еретиками.

В Нидерландах, в особенности на севере, где реформационные идеи, в основном кальвинистские, были широко распространены, Филипп II ввел чрезвычайно жестокие законы против еретиков. Одновременно он обложил страну налогами, весьма невыгодными для местных купцов и нарушил вольности страны, сосредоточив все управление в руках наместников. В 1565 г. группа недовольных нидерландских дворян во главе с членами Государственного совета принцем Вильгельмом Оранским, графом Эгмонтом и адмиралом Горном объединилась в союз, который в 1566 г. предложил наместнице Нидерландов Маргарите Пармской смягчить ряд антиеретических законов, упразднить некоторые налоги и восстановить права Генеральных и провинциальных штатов. Явившиеся к наместнице вожди этого союза были одеты в скромные одежды, что дало повод пышно наряженным испанцам из свиты наместницы назвать их ГЁЗАМИ, т.е. оборванцами. Эти события знаменуют собой начало Нидерландской революции, и уже в них видно переплетение двух целей этой революции — распространение Реформации и отделение (для начала — автономия) от Испании. Религия и политика соединялись и здесь.

В 1572 г. ряд городов на севере открыл ворота гёзам. Вильгельм Оранский прибыл в Нидерланды с войсками, набранными в Германии. В ответ Альба прошел по стране, уничтожая все на своем пути. Генеральные Штаты Нидерландов объявили войну, но не Филиппу (формально они признавали его своим монархом), а Альбе. В иль-

гельм Оранский был избран статхаудером нескольких провинций, в частности Голландии, и ему были вручены верховное командование и высшая исполнительная власть. Жестокости Альбы не принесли ему победы и он был отозван в Испанию, но война продолжалась.

В 1579 г. произошел раскол. Юг страны признал испанское владычество, северные провинции заключили так называемую Утрехтскую унию, по которой союз северных провинций становился практически независимым государством. Провозглашалась свобода вероисповедания, но вместе с тем были запрещены публичные богослужения католиков. В 1581 г. была провозглашена Республика Соединенных провинций (часто называемая Голландией по крупнейшей из провинций). Война с Испанией продолжалась до перемирия в 1609 г., когда новое государство было фактически признано Испанией. Юг Нидерландов оставался под властью Испании.

Республика Соединенных провинций представляла собой довольно рыхлое образование. Каждая из провинций была почти независима во внутренних делах, формально имела своего статхаудера, но фактически большинство из них избирало одного общего, и он же был верховным главнокомандующим страны. Первым статхаудером стал Вильгельм Оранский, после его убийства испанским агентом республику возглавил его сын, и фактически власть в Республике Соединенных провинций стала наследственной в Оранской династии.

Формирование голландской нации началось, в сущности, только после Нидерландской революции. Разделение страны по религиозному признаку привело к тому, что возникло два народа — голландский и фламандский, говорящие на одном языке, но исповедующие разные религии.

Тридцатилетняя война (1618—1648) являлась одновременно и внут- ригерманским и общеевропейским конфликтом. Внутри самой Германии, давно уже не обладавшей государственным единством, образовались две коалиции княжеств — Протестанская уния и Католическая лига. Конфликт между ними начался в Чехии, а потом распространился на всю Германию, и в этот конфликт втянулся ряд европейских государств. Католиков поддерживала, естественно, Испания, протестантов — Англия, Дания, Швеция, причем последние стремились и к захватам германской территории. Религиозная сторона дела явно уступала территориально-политической. Ряд протестантских князей оказывался союзниками императора-католика, а сам он иногда не поддерживал Католическую лигу, боясь ее усиления. Франция, управляемая кардиналом римско-католической церкви, поддерживала немецких протестантов, дабы ослабить австрийских и испанских Габсбургов. Война, в сущности, кончилась ничем. Был произведен не очень значительный передел территорий, Швеция и Франция усилили свое влияние в Германии, еще более ослабла общегерманская власть императора. Окончательно был подтвержден прин-

XVI—XVII вв. стали периодом рождения новой науки. Средневековая наука исходила из того, каким должен быть мир, созданный Богом. Поэтому основой ее были теология, наука о Боге, и логика, понимаемая как наука о вечных и неизменных законах разума, дарованного Богом человеку. В конце Средних веков произошел поворот от небесных к земным ценностям, рост интереса к земному, реальному миру — мы видели это на примере нового искусства, — произошло небывалое расширение пределов известного мира, — мы видели это на примере Великих географических открытий.

Особо драматичной была история развитая астрономии, ибо в этой сфере знания новые идеи натолкнулись на мощное сопротивление традиции. Великий польский ученый Николай Коперник (1473— 1543) высказал предположение о том, что не Солнце обращается вокруг Земли, как это считалось тогда и находило подтверждение в Писании и трудах античного астронома Клавдия Птолемея, но Земля вокруг Солнца. Суть его научного подвига, однако, не в том, что он это предположил — подобные мысли высказывались еще в Античности, — а в том, что он математически доказал невозможность обращения Солнца вокруг Земли. Именно так, невозможность обращения Солнца вокруг Земли, ибо его описание движения Земли вокруг Солнца оказалось неточным. Он полагал, как и многие мыслители Средних веков и Возрождения, что круг есть идеальная фигура, поэтому в его картине Солнечной системы орбиты планет, в том числе и Земли, были круговыми. Только в начале XVII в. немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571—1630) вывел законы движения планет, показав, что они перемещаются относительно Солнца по эллипсам.

Копернику было ясно, что его гелиоцентрическая (т.е. предполагающая центр системы на Солнце) система противоречит не только привычной геоцентрической (т.е. предполагающей центр на Земле), но и всей традиционной картине мира. Мы помним, что в Средние

Церковь — оплот традиционной картины мира — встретила новую систему мироздания весьма сурово, и судьба сторонников этой системы оказалась тяжелой. В 1600 г. в Риме был сожжен на косаре по приговору инквизиционного трибунала итальянский мыслитель и поэт Джордано Бруно (1548—1600). Он отстаивал идею бесконечной Вселенной, множественности миров, в каждом из которых есть свои обитатели. Таким образом, оказывалось, и даже более явно, чем у Коперника, последователем и почитателем которого был Бруно, что Земля не есть центр Космоса, что могут существовать другие миры, для которых Грехопадение и Искупление не имеют значения. Такое, разумеется, могло быть воспринято только как ересь, хотя Бруно обосновывал свои взгляды теологическими аргументами. Он считал, что если Бог действительно всемогущ, то Он ме мог ограничиться однократным творением только одного мира. Он творит непрерывно, и звезды — это далекие Солнца, вокруг которых обращаются планеты, населенные другими людьми. Джордано Бруно отказался отречься перед судом от своих взглядов и был осужден на смерть. При всей своей новизне такие взгляды были созвучны эпохе. Разве Великие географические открытия не показали, что кроме Старого Света существует Новый? Что в этом Новом Свете обитают люди, которых современники Бруно считали то ли не принадлежащими к роду человеческому, то ли неподвластными первородному греху?

Менее страшной, но не менее тяжкой оказалась судьба другого итальянца, гениального физика Галилео Галилея (1564—1642). За опуб-

Трагедия жизненного пути Галилея не должна заслонять от нас того, что им сделано. Он усовершенствовал подзорную трубу, превратив ее в телескоп, с помощью которого впервые в мире взглянул на небо и увидел горы на Луне и четыре спутника Юпитера. Он открыл многие законы механики, в том числе закон падения тел, без знания которых была бы невозможна современная техника. Он заложил основы всей будущей физики, выдвинув принцип относительности. В соответствии с этим принципом, не существует разницы между состоянием покоя и прямолинейного равномерного движения. Мы не можем сказать, что нечто движется, а нечто покоится в абсолютном смысле; любое движение есть движение относительно чего-то, и от позиции наблюдателя зависит, принять ли это состояние за покой или движение. Но это значит, что картина мира зависит от человека, который эту картину созерцает, что все картины равноценны, и в центре каждой — человек, индивид. Но, опять-таки, при всей новизне и необычности такой теории, разве не также в родном городе Галилея — Флоренции — художники создавали свои живописные полотна методом линейной перспективы, ставя себя в центр мира?

Новые ценности, зародившиеся в позднее Средневековье, в эпоху Возрождения, оказались тем умственным фундаментом, на котором возникла новая наука, в свою очередь ставшая неотъемлемой частью культуры и всей истории Нового времени.

Вопросы Каковы были причины борьбы Елизаветы Английской и Марии Стюарт? Могла ли Франция во время религиозных войн распасться на несколько государств? Какова была бы их дальнейшая судьба? Какова была главная цель Ришелье? За что боролись жители Нидерландов во время Нидерландской революции? Была ли Тридцатилетняя война религиозной? Сравните взгляды Коперника, Галилея, Бруно. Кого из них можно назвать деятелем науки в современном смысле?

Нидерландская буржуазная революция

Нидерландская революция (Восьмидесятилетняя война) сыграла большую роль в истории, ознаменовав приход Нового времени.

Восстание соединяло в себе признаки освободительной, гражданской и религиозной войны. В результате этого события в Европе появилось государство с республиканской формой правления.

Условия и причины революции

В XVI веке Нидерланды представляли собой 17 провинций, занимающих территории современной Бельгии, Голландии, Люксембурга и части Франции.

Система управления Нидерландов имела свои особенности. Провинция управлялась штатгальтером ‒ наместником короля. Его власть поддерживали Государственный, Финансовый и Тайный советы. С 1559 г. штатгальтером Нидерландов стала Маргарита Пармская. Представительным органом были Генеральные штаты. В качестве местного самоуправления выступали магистраты. Большие города и провинции обладали определенными привилегиями и могли свои внутренние вопросы решать самостоятельно. То есть, централизованная власть здесь сочеталась с местной.

Развитие экономики и появление сильного класса буржуазии стало плодородным полем для развития идей Реформации. Лютеранство, кальвинизм и анабаптизм получили в Нидерландах большое распространение.

В целях борьбы с ересью испанский король учредил в провинции инквизицию. За одно лишь подозрение в инакомыслии людей пытали и предавали мучительной казни. Однако эти жестокие меры не могли остановить распространение новой религии.

При отречении от престола в 1555 г. Карл V передал своему сыну Филиппу Нидерланды в составе огромной габсбургской империи.

Жесткая политика нового государя по удержанию Нидерландов под господством Испании и в лоне католичества во многом сыграла свою отрицательную роль при развитии конфликта.

Отстаивая интересы Испании, Филипп II принял ряд непопулярных мер, навредивших экономическому и общественному развитию Нидерландов:

  • были установлены высокие пошлины на вывоз испанской шерсти, которая использовалась для производства тканей местными ремесленниками;
  • купцам из Нидерландов запретили торговать в американских колониях;
  • поскольку Испания находилась в состоянии войны с Англией, Нидерландам пришлось порвать с ней все торговые и иные связи;
  • объявление Испании неплатежеспособной принесло убытки ее кредиторам ‒ финансистам из Нидерландов;
  • армия испанцев после военных действий с Францией была расквартирована на землях Нидерландов и вела себя там, как на завоеванной территории, вызывая ненависть населения;
  • была попытка централизовать власть через преданных Филиппу членов Тайного совета;
  • в 4 раза увеличилось количество епископов с полномочиями инквизиторов. Количество казней еретиков резко возросло.

Все это вызвало недовольство не только у простого населения Нидерландов, но и у дворянства.

Формирование дворянской оппозиции

Первыми борцами с деятельностью Филиппа II были дворяне ‒ Вильгельм Оранский, адмирал Горн, граф Эгмонт.

Вопрос о выделении денежных сумм испанскому королю находился в ведении Генеральных штатов. Филипп созвал представительный орган в 1559 г., чтобы попросить средства на очередную войну с Францией. Он потребовал введения дополнительных налогов и предоставления единовременной выплаты в размере 3 миллионов флоринов. В конце своей речи король заявил о том, что не потерпит распространение ереси и будет бороться с ней до конца.

Тем временем, Вильгельм Оранский создал вокруг себя коалицию недовольного дворянства. По их мнению, интересы Нидерландов ущемлялись в угоду далекой Испании. Кроме того, дворянство сильно обнищало к этому времени. Сам Вильгельм Оранский имел огромные долги. Они требовали доступа к высшим государственным должностям и церковной реформы. Перераспределение монастырских земель и возможность назначения дворян на духовные должности сулили неплохие доходы. Пока же все это оставалось в ведении королевской власти.

Хотя Маргарита Пармская формально была штатгальтером Нидерландов, настоящую власть и влияние на короля оказывал ее советник кардинал Гранвела, известный своей жесткой позицией к инакомыслию и еретикам.

В 1563 г. высшее дворянство Нидерландов потребовало у короля отставки кардинала. Филиппу II пришлось сделать некоторые уступки. Через год он отозвал Гранвелу, и тот покинул Нидерланды.

В апреле 1566 г. 300 представителей местной знати подали Маргарите Пармской петицию с требованием восстановления местных вольностей и отмены преследования еретиков. Наместница не дала прямого ответа. Она пообещала, что сообщит их требования королю и на время приостановила работу инквизиции.

Обобщая, можно выделить следующие причины Нидерландской революции:

  • развитие производства и экономики Нидерландов, которые привели к усилению буржуазии как класса;
  • ослабление дворянства, недовольство знати политикой Испании;
  • распространение Реформации на территории Нидерландов;
  • недальновидная политика Испании по отношению к Нидерландам (высокие налоги, инквизиция, централизация власти, ущемление прав буржуазии и дворян).

Недовольство политикой Филиппа II росло не только среди дворян, но и у простого народа.

Начало революции. Иконоборческое восстание

Началом Нидерландской революции считается Иконоборческое восстание. Ему предшествовали несколько неурожайных лет. Цены на продовольствие сильно выросли. Усилилась деятельность протестантских священников, призывавших к борьбе с католическим идолопоклонством.

В августе 1566 г. в западной Фландрии началось массовое народное восстание. Разъяренный народ грабил католические храмы и монастыри. Все изъятые у церкви драгоценности отдавались местным властям. Основой восстания были простые люди ‒ крестьяне и ремесленники. Власти оказались не готовы к народному бунту. Восстание быстро распространялось с одного города на другой. Бунтари требовали свободы кальвинистского вероисповедания и заставляли магистраты заключать с ними соответствующие соглашения.

Все это напугало происпанские власти. Маргарита Пармская издала манифест, где обещала прекратить инквизицию, разрешить протестантские богослужения, амнистировать дворян. К дворянству она обращалась в надежде, что они помогут установить в стране порядок.

Местное дворянство и руководители протестантов пошли ей навстречу. Вместе с испанскими солдатами знать активно стала подавлять восстание. А члены городских советов сами выдавали бунтарей властям. По всей стране начались массовые казни иконоборцев. Весной 1567 г. восстание было подавлено. Однако Филипп II не собирался прощать бунтовщиков. Он решил послать в Нидерланды войско под предводительством герцога Альбы.

Правление герцога Альбы

В августе 1567 г. герцог Альба с большим войском достиг Нидерландов. Он занял место штатгальтера вместо Маргариты Пармской, уехавшей в Италию. Герцог был жестокий, но преданный королю испанский гранд, фанатичный последователь католицизма. Он приехал в Нидерланды, чтобы с помощью армии и костров инквизиции уничтожить ересь и добиться выплаты денег для Испании.

Прослышав про приближение герцога, тысячи жителей Нидерландов покинули родину. Среди них оказались Вильгельм Оранский с братом Людовиком Нассауским. Они уехали в свои германские владения.

Весной следующего года Вильгельм Оранский предпринял попытку вторжения с наемными войсками, но был разбит испанцами.

В конце лета 1572 г. Генеральные штаты назначили Вильгельма Оранского наместником в Голландии и Зеландии. Осенью он вернулся в Нидерланды и возглавил восстание. Альба попытался военной силой подавить бунт, но у него ничего не вышло. После сдачи осажденного Лейдена, герцогу пришлось отступить.

По нему Филипп II оставался правителем Нидерландов, провозглашался кальвинизм на севере и католичество в Южных Нидерландах. Мятежникам даровалось прощение. Законы и конфискации герцога Альбы, а также эдикты инквизиции отменялись. То есть, предлагалось сохранить единство страны под властью Испании взамен на некоторые уступки.

Этот документ приходил к некоему компромиссу, но не разрешал главного:

  • не решался окончательно религиозный вопрос
  • сохранялась власть Филиппа II;
  • не были восстановлены привилегии местной власти.

С небольшим войском Хуан Австрийский занял Намюр. В январе 1578 г. он смог захватить г. Исимбле, а затем Беннегад, Брабант, Фландрию. Однако Филипп II не поддержал его ни деньгами, ни армией. В конце концов 1 октября 1578 г. Хуан Австрийский умер от болезни в военном лагере.

Политика Алессандро Фарнезе

В ноябре 1578 г. наместником Нидерландов был назначен сын Маргариты Пармской Алессандро Фарнезе. Будучи искусным политиком и дипломатом, он сумел склонить южные земли на сторону Филиппа II, посеяв раздор между югом и севером.

В июле 1581 г. Вильгельм Оранский был назначен штатгальтером Северных штатов. Также был подписан акт, низлагающий Филиппа II.

Между тем, в южных землях Алессандро Фарнезе уничтожил последние оплоты повстанцев. Он провел несколько удачных военных операций, покорив Брюссель, Гент, и Антверпен. Таким образом, южная часть Нидерландов осталась под властью Испании.

Образование Республики Северных провинций

После убийства Вильгельма Оранского в 1584 г. место предводителя северных земель занял его сын Мориц Нассауский.

Поначалу Северные штаты пытались найти себе правителя в других государствах, но эти попытки оказались неудачными. Так что в 1588 г. власть перешла к Генеральным штатам. Так была создана Республика Соединенных провинций. В ней провозглашалась свобода вероисповедания. Каждая провинция сохраняла независимость в своих внутренних делах. Учреждались две главные должности: великий пенсионарий, занимавшийся дипломатией и административными делами, и штатхаудер, командующий армией.

Штатхаудером стал Мориц Нассау. Он вернул захваченные испанцами территории республики и начал военные действия на юге.

Республика соединенных провинций с Испанией заключили Двадцатилетнее перемирие в 1609 г. Северной республике давалась независимость. Наконец наступила победа северных Нидерландов.

Это противостояние возобновилось во время Тридцатилетней войны 1618 ‒ 1648 гг. Однако и тут Испания проиграла и повторно признала свободу северных территорий по Мюнстерскому миру. Восьмидесятилетняя война закончилась.

Итоги Нидерландской революции:

  • в Европе образовалась республика Соединенных провинций;
  • в ней основной религией провозглашался кальвинизм;
  • создавались все предпосылки для становления буржуазии и перехода к капиталистическим отношениям;
  • было положено начало формирования нидерландцев как единой нации;
  • создание республики привело к расцвету культуры Нидерландов в 17 веке.

Хотя итоги Нидерландской революции считаются двойственными из-за того, что победу над испанцами одержала лишь часть населения страны, все же нельзя не отметить то, что это событие оказало огромное влияние на всю Европу и обозначило зарождение нового мирового экономического порядка.

В 16-17 веках европейская христианская цивилизация совершила в своем развитии рывок, резко изменивший весь ход мировой истории.

Типографии распространились по всей Европе; их продукция пользовалась массовым спросом, — за первые полвека книгопечатания (к 1500 году) в свет вышло около 40 тысяч (!) изданий. Скорость распространения новых идей и сила их воздействия на общество резко возросли — а новых идей тогда как раз было очень много. В типографиях печатались и расходились по Европе, например, сочинения итальянских и немецких гуманистов, находя восторженных почитателей и последователей среди образованных людей всех стран. Но переворот в массовом сознании вызвали не идеи гуманистов — элитарные, доступные немногим, да и обращенные лишь к избранным.

Первой книгой, которую напечатал Гутенберг, была Библия.

screenshot_3

РЕФОРМАЦИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЙ РАСКОЛ ЕВРОПЫ

В этот год германские типографии напечатали втрое больше книг, чем за несколько предыдущих лет, — в основном, это были брошюры Лютера и его сторонников. Католической церкви была объявлена открытая война:

Лютер чувствовал, что нельзя оставить массу верующих совсем без церковной поддержки в страшном одиночестве перед Богом — но как будет организована эта новая церковь, кто будет назначать священников, обеспечивать ее единство? Единственный выход Лютер увидел в том, чтобы передать церковь под покровительство единоверных светских властей.

Лютеранская церковь стала простой и строгой. Эта церковь не позволяла ждать от нее чудес. Лютеранские пасторы, в отличие от католических священников, не претендовали на обладание особой божественной благодатью. Их роль была скромнее: выслушать исповедь, растолковать непонятные места в Священном писании, помочь избавиться от тяжких сомнений, обнадежить, дать добрый совет. Лютеранство, сохранив дух своего основателя, стало самым умеренным течением протестантизма.

Одним из таких беглецов был французский протестант Жан Кальвин, нашедший убежище в Швейцарии — в Женеве.

screenshot_1

Казалось, отсюда неизбежно следует вывод, что человек может махнуть на все рукой… Но как жить в ожидании Приговора, не зная, проклят ты или спасен? Кальвин объяснял, что узнать это можно.

Человек избран и спасен, если он одарен глубокой и сильной верой, если готов отдать всю свою жизнь служению Богу, если он сам себя ощущает орудием в Божьих руках. Если же он, напротив, чувствует непреодолимую тягу к греху, не ощущает в себе божественного призвания, если он не способен сосредоточить свои мысли и дела на служении Богу, то он наверняка погиб.

Таким образом, требования предъявлялись уже не к отдельным поступкам, а ко всему укладу жизни, к самому строю человеческой души. Любое отклонение от религиозного служения расценивалось не как единичный грех, который можно замолить, загладить покаянием, а как грозный признак божественного проклятия.

screenshot_3

Религиозный плюрализм. Кальвинизм распространился почти по всей Европе. Вместо единой церкви, подчиняющейся высшему руководству, кальвинисты создавали общины верующих с выборными пасторами, и поэтому на основе учения Кальвина вырастали разные религиозные течения и секты — обязательных общих догматов и обрядов не было, каждая община могла вносить что-то свое.

Каждый вступавший в орден иезуитов должен был, кроме традиционных монашеских обетов (бедности, безбрачия), принести еще один — беспрекословного и абсолютного повиновения папе. Кроме папы, любой член братства обязан был так же беспрекословно и абсолютно повиноваться всему орденскому начальству.

Проповедь иезуитов была обращена к тем, кому не по плечу оказывалась ноша личной ответственности перед Богом , кому трудно было расставаться с милыми сердцу торжественными и пышными богослужениями, иконами, святыми заступниками, кого отпугивали суровость протестантов и их непримиримость к маленьким человеческим слабостям. Они производили впечатление более гуманных и милосердных пастырей, чем их противники, и, несомненно, были более тонкими психологами.

Тридцатилетняя война. Условия Аугсбургского мира соблюдались до тех пор, пока в конце 16 века не набрала силу Контрреформация. Германские католические князья и епископы повели наступление на протестантские земли, пытаясь вернуть потерянное ранее. В возникший в 17 веке конфликт оказались втянутыми все крупные европейские государства (одни на стороне католиков, другие — протестантов).

Эта война на германской территории длилась 30 лет — с 1618 по 1648 год — и сопровождалась чудовищными зверствами и опустошениями. Религиозные мотивы ее постепенно отошли на второй план; наемные армии готовы были служить тому, кто больше заплатит; больше всех страдало мирное население, подвергавшееся грабежам и насилиям со стороны обеих враждующих сторон. Население многих германских земель сократилось вдвое, а некоторых — и в десять раз.

Сначала такая позиция власти подвергалась яростным нападкам с обеих сторон (и стоила жизни двум королям, погибшим от руки фанатичных католиков), но в 17 веке уставшее от кровопролитий общество стало смотреть на королевскую власть как на гарантию сохранения порядка и стабильности в стране. Это способствовало укреплению во Франции абсолютной монархии.

Нидерланды были страной с идеальными условиями для распространения идей Реформации: уже в 16 веке большинство населения здесь жило в городах, каждая провинция имела выборное самоуправление; это была, наряду с Швейцарией, самая свободная, грамотная и богатая страна тогдашней Европы. Протестанты из соседних стран, подвергавшиеся гонениям у себя на родине, — и лютеране, и кальвинисты, и анабаптисты — находили здесь убежище и многочисленных приверженцев.

Этот шаг короля, однако, не означал, что он признал правоту протестантов — Генрих был равнодушен к религии, он рассматривал церковь лишь как необходимое орудие управления подданными и просто решил полностью взять это орудие в свои руки.

image10

В английской революции многое было впервые — и повторилось потом в других революциях. Единственное, что так и осталось неповторимым, — это удивительная личность Оливера Кромвеля: благочестивого дворянина, талантливого полководца и политика, железного диктатора, который — при такой судьбе! — до конца жизни сохранил беспокойную совесть христианина и нес свою необъятную власть как тяжелый крест, как страшную обязанность перед Богом и народом Англии.

После смерти Кромвеля в 1658 году в стране началась анархия, которая закончилась восстановлением свергнутой королевской династии. Но католики так и не смогли прочно утвердиться на английском престоле: в 1688 году король-католик Яков II бежал из страны, не в силах сопротивляться войску принца Вильгельма Оранского, приглашенного парламентом из Голландии.

НОВЫЕ ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

За 200 лет мир европейского человека очень сильно изменился.

screenshot_20

screenshot_6

8722

Современники замечали, что чем больше в стране кальвинистов, тем она богаче. Экономический, политический и культурный центр Европы переместился на север, ее новое лицо стали определять протестантские страны — Нидерланды, Англия, Дания, Швеция.

screenshot_124

screenshot_24

Читайте также: