История комиксов в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

> > This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Tell your friends about Wikiwand!

  • Введение
  • Исторические предшественники комикса
    1. Житийная икона
    2. Лубок
    3. Карикатура
  • Комиксы в дореволюционной России
  • Комиксы русской эмиграции (1935—1945)
  • Комиксы в Советской России
  • Комиксы в СССР
    1. 1922−1951: пропаганда и сатира
    2. 1952−1986: юмор и приключения
    3. 1987−1991: перестроечный бум комиксов
  • Комиксы в современной России
    1. 1992−2000: комиксы для детей
    2. 2001−2008: комиксы для детей и взрослых
    3. С 2009 года: появление индустрии
  • См. также
  • Примечания
    1. Комментарии
    2. Источники
  • Литература
    1. Книги о русских комиксах
    2. Книги о зарубежных комиксах
    3. Переиздания
  • Ссылки

Suggest as cover photo

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Комиксы – типично американское искусство, точно так же, как блюз и мыльные оперы. Большинство россиян, которых еще в школе приучили к тому, что население города – самое духовное и читающее, привыкло говорить о комиксах с большим скепсисом.

«Считается, что комиксы как жанр искусства возник на Западе. Однако его эстетические корни можно найти и в русской культуре. Просматриваются они в лубке - жанровых народных картинках, появившихся в России в начале 17 века и пользовавшихся любовью и популярностью.

Нередко лубки использовались и в более серьезных целях (например, раздававшийся в Киево-Печерской лавре лубок об Илье-Муромце служил как бы призывом на борьбу с врагами).

В Москве, с распространением печатного дела, лубок также завоевал всеобщее признание. До сих пор старые московские названия хранят память о нем. Это и улица Лубянка, и две церкви на Сретенке: Успения-в-Печатниках и Троицы-в-Листах, название которых произошло от ранее находившейся здесь слободы работных людей печатного двора, где бойко шла торговля лубками.

Технология их изготовления была проста. На доске, чаще всего липовой, вырезалась картинка, которая затем покрывалась краской (из жженого сена, сажи и вареного льняного масла). Полученные с досок бумажные оттиски раскрашивались в 3-4 цвета.

Стоит особо подчеркнуть, что лубок на Руси, а значит и комиксы, имел изначально именно не только русское происхождение, но и библейское содержание. Именно христианские сюжеты, евангельские темы отражались на русских лубках, и они не считались чем-то плохим, а, наоборот, в самих же церквях (православных) их и изготавливали.

Однако, как ни был лубок связан в первую очередь с проповедью христианских идей (пусть и в православной интерпретации), очень скоро появились и лубки неприличного и злобного содержания, которые и вытеснили в конце концов другие. Они были запрещены, а с запретом лубки ушли из поля зрения и появлялись лишь как разовые картинки.

На сегодняшний день в России сложилось негативное отношение к комиксам, во многом именно из-за того, что они в своем большинстве изображают непристойные и неблаговидные сюжеты. Впрочем, это беда всего современного, зачастую бездуховного искусства, и тут комиксы ничем не лучше и не хуже. Все опять же зависит от того, кто, как и зачем создает произведение искусства.

Фактически Россия побила все временные рекорды неприятия комикса. Сто лет существования комикса, этого девятого по счету искусства, прошли мимо нее. За ее пределами - стомиллионные тиражи, ежедневное чтение целых наций; в России - одиночные выстрелы.

Нельзя сказать, чтобы в России первой половины XIX века никто не стремился к графической литературе. Очень интересный пример - ранняя повесть Владимира Даля о похождениях Виольдамура. Это, на первый взгляд, обычная литературная повесть, однако сюжет построен из нескольких картинок работы автора - причем не просто иллюстраций: описание картинки в тексте ведет к ее развитию в рассказ, который подводит к следующей картинке, и так далее. По сути, повесть Даля ближе к Девятому искусству, как называют ныне комиксы, чем популярные тогда альбомные или журнальные графические сюиты таких художников, как Орловский.

В начале семидесятых мир поклонников девятого искусства потрясло появление на Западе первых русских комиксов, вышедших из советского подполья: то была Октябряна. Невероятные приключения этой девушки, на которые ее толкали привлекательная внешность и политический идеализм, вели героиню к самим дерзким географическим и эротическим открытиям. Эту мистификацию нескольких англичан разоблачили только к середине восьмидесятых. Феномен Октябряны, явившейся миру в ревущие годы, хорошо показывает, как изменилось место комикса в западной культуре по сравнению с классической довоенной эпохой. Хотя мощная индустрия детского и семейного комикса работала по-прежнему, сегодняшний день и будущее графической литературы уже были знаком контркультуры.

Выросло новое поколение, воспринимающее комиксы очень позитивно. Сегодня комиксы - это модно. Издатели больше не ужасаются, услышав предложение издать комикс, и практически ни один уважающий себя журнал не обходится нынче без ежемесячной серии. В стране уже успешно выходит несколько комиксных изданий и собирается стартовать еще несколько. Комикс - самостоятельный жанр, такой же обширный, как литература или кино. Существуют детские, взрослые, интеллектуальные, сюрреалистические, остросоциальные, европейские, японские, умные, глупые и множество других, самых разных комиксов.

Рассказы в картинках были прежде всего детской литературой. В. Набоков на страницах Пнина проникновенно вспоминает это детское чтение. Нельзя не сказать и о неподражаемом Мурзилке, на котором выросли целые поколения русских детей в России, Советском Союзе и в эмиграции, придумали в Америке. Даже в Англии с ее давней журнальной традицией рассказа в картинках старые персонажи отступали перед героями новых американских комиксов. Герои эти, такие же эксцентрики, как Чарли и Бестер из раннего кино, были все сплошь малыши или странные человечки вроде Мурзилки: Желтый Малыш, Бестер Браун, Малыши Катценъяммер. Многие авторы детских комиксов затем переработали свои приемы и своих героев в мультипликацию - как Уинзор Мак-Кей.

кс америка нский история

Рис. 5. Обложка комикса "Современные Люди-Х" и постер фильма "Люди-Х: Последняя битва".

Отечественная комикс-культура начала формироваться только в 1980-х годах, а активный ее рост пришелся на 2010-е. Графические романы (так по-другому называют комиксы) проникали в жизнь москвичей скачками, в то время как весь цивилизованный мир планомерно продвигал комиксы, формируя сферу, на которой можно делать большие деньги. В Европе и Штатах комиксы стали популярны в 1930-х годах, но сегодня они стоят в одном ряду с кино, театром и литературой. Нашему обществу до такого позиционирования комиксов еще далеко. Как и до понимания того, что графические романы не заменяют чтение, как многие считают, а дополняют его, и не примитивизируют информацию, а лишь особым образом упаковывают.

Догнать Японию по команде сверху

Сегодня эксперты говорят: у Москвы есть потенциал. Например, если к десятку имеющихся комикс-магазинов добавится еще столько же, покупательского спроса хватит и на них. Правда, встать в один ряд с комиксными державами — США, Бельгией, Японией, Южной Кореей — России это не поможет. Для этого нужна государственная политика и поддержка на уровне Министерства культуры. Очевидно, что для нас возведение комикс-культуры в ранг гос программы — не первоочередная задача. Хотя это, безусловно, полезно и хорошо монетизируется. Плюс даже самая неудобоваримая информация, переложенная на язык комикса, в некоторых случаях едва ли не единственный вариант донести ее до читателя. На уровне власти уже зреет понимание, что за жанром комикса, как бы громко это ни звучало, будущее. Один из показательных примеров — выпуск по заказу столичного правительства ко Дню города — 2017 серии графических рассказов о москвичах, внесших свой вклад в историю города. Цветные брошюрки с комиксами, основанными на реальных событиях, которые раздавали на всех оживленных улицах Москвы. Просто, ярко и познавательно.

Нужно учиться читать

Александр мечтает, что когда-нибудь, когда в нашей стране развитие комикс-индустрии станет делом государственной важности, как, например во Франции или той же Японии, лучшие художники-комиксисты Москвы выпустят серию графических рассказов о достопримечательностях маленьких российских городков или истории московских дворов, создадут яркий сборник комиксов про столичное метро или рисованный роман на основе публицистики Владимира Гиляровского.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Мир комиксов разнообразный. Кроме американской массовой супергероики, большой популярностью пользуется японская манга и корейская манхва. Свою нишу занимают исторические комиксы, нон-фикшн (те, что основаны на реальных событиях и фактах), включая биографии публичных людей и образовательные, а также научно-популярные проекты.

Интерес представляют и комиксы на основе классических произведений. Свой читатель есть и у книг про русских супергероев — Майора Грома, Красную Фурию, Инока и Бесобоя, придуманных Артемом Габреляновым, и у абсурдистских комиксов Виталия Терлецкого, и у вебкомиксов, заполонивших интернет.

— Комиксы становятся популярнее. Я по себе сужу. Если раньше я занимался в основном книжной иллюстрацией, то сейчас рисую комиксы. Комиксы по Цветаевой рисовал, Пелевину, Достоевскому, Ахматовой. Сейчас рисую комикс по Гумилеву. Хотя молодежь в основном читает комиксы про супергероев — переводные. И русским супергероям конкурировать с ними тяжело. Еще хочу сказать, что у нас маловато издается европейских комиксов. Почаще их печатали бы, это было бы интересно. Есть в Москве хорошие авторские комиксы, но я вижу и много подражания. Маловато у нас еще авторов и не хочется, чтобы они оглядывались на запад. Хочется, чтобы создавали свой стиль.

Михаил Заславский, сценарист и редактор комиксов, бывший КОМовец:

— Комиксы способны передать большой объем информации через комбинацию визуальных и вербальных средств. Более того, есть информация, которую лучше передавать именно комиксами. Сейчас активно развивается направление интеллектуального и образовательного комикса, много издается комиксов, связанных с реальными событиями, научно-популярных. Отечественный комикс довольно специфичен. Ему присущи мультижанровость, мультистилистика. Он развивался с учетом традиций всех западных школ и нашей школы живописи и рисунка. Русские комиксы слишком разнообразны, чтобы уместить их в какие-либо рамки.

Японская манга: эмоции через край

— Федор, так в чем же риск?

— У русского читателя специфические вкусы. Зарубежные хиты могут не пойти. Мне приходилось выпускать звездные американские или европейские комиксы, которые встретили у нас скромный прием.

— Выходит, и конкуренция в вашей нише не высока?

— Из личных пристрастий. Манга — высокая графическая культура и гиперэмоциональность. Американские боевые комиксы остроумны и хорошо продуманы фэнтезийно, но по эмоциональности лучше японского комикса ничего нет. Ты читаешь книжку и умываешься слезами.

— А более популярны какие комиксы?

— У нас хорошо читают про супергероев и недетские комиксы, с налетом альтернативности.

— Комикс заменяет литературу, как думаете?

— Это просто другой жанр. Мы делаем манги, в которых до двух авторских листов текста. А это по объему — рассказ Гайдара, например. Комикс — это в чтение, а не пролистывание какое-то.

— Какие тенденции на столичном рынке комиксов вы замечаете?

— Аудитория японской манги сильно не растет, в цветном комиксе из-за агрессивного маркетинга Голливуда идет рост. Его прокачивает кино.

— Что скажете про отечественных комиксистов?

— Есть десятка два хороших художников. Рисуют многие, но способных сделать книгу мало. Мы уже выпустили порядка 600 книг, но русских авторов там от силы — 50. Мало.

— Молодые авторы к вам приходят?

История русского комикса: интервью Марии Евдокимовой с Мишей Заславским

Расскажите, пожалуйста, о том, когда, где и в какой форме появился комикс на территории России.

Если коротко охарактеризовать историю графической литературы в России, то на протяжении пяти-шести веков она активно развивалась в различных формах протокомикса: иконопись, средневековая книжная миниатюра, лубок, иллюстрированная периодика, диафильмы, – а где-то со второй половины 80-х и по наши дни можно говорить о начале становления комикса в той его современной форме, в какой он обрёл своё название в американских газетах конца XIX века.







Первые яркие образцы повествования в картинках получили широкое распространение в средневековых житийных иконах, где на полях вокруг средника с ликом святого изображались ключевые события его жизни. Эти последовательные сцены назывались клеймами и располагались в традиционном для комиксной полосы хронологическом порядке, слева направо, сверху вниз, а изобразительный ряд нередко сопровождался разъяснительными подписями, цитатами. Приёмы иконной живописи перенимались в книжной миниатюре, в оформлении рукописных книг. Сформировалась разветвлённая система изообразов, при которой многие элементы: расположение людей, предметов в общей композиции, жестикуляция, антураж играли не просто иллюстративную, но и существенную информационную, повествовательную роль.




Житийные иконы с различной структурой полей: Николай Чудотворец с житием (XIV в.), Илия Пророк с житием и деисусом (XIII в.), Феодоровская икона Богоматери со сказанием, с текстом и клеймами на полях (XVIII в.)

C XVII века протокомикс обрёл популярность в форме лубочных листков, представляющих картинки и серии картинок на самые разнообразные сюжеты, от религиозных и новостных до сказочных и сатирических. Жанр лубка, поначалу нередко воспринимавшийся в штыки духовной и светской цензурой, находит официальное признание во времена войны с Наполеоном 1812 года как действенное агитационное оружие в борьбе с врагом, стремительно развивается, а к концу XIX века становится одной из самых востребованных разновидностей массовой, народной литературы.




1860-е, различные интерпретации популярного лубочного сюжета о том, как солдат спас царя Петра Великого от разбойников




1885, 1884, 1902 — хромолитографические лубки о пагубности пьянства

В советский период широкое распространение получили диафильмы – отпечатанные на позитивных плёнках для просмотра через проектор рисованные рассказы информационного, образовательного, беллетристического содержания. Настоящий расцвет начинается в 50-е годы, когда ежегодно появляется свыше тысячи названий диафильмов, а их общий тираж доходит до 20 миллионов плёнок, и, вплоть до 80-х, неуклонно растёт.















Есть расхожее мнение, что в советское время комикс считался явлением капиталистического, американского, прежде всего, мира и оттого чуждым гражданам СССР по идеологическим причинам. И это на долгие годы определило отношение к комиксу в нашей стране - если не негативное, то пренебрежительное. Так ли это?

Если говорить о серьёзных гонениях на комиксы, то я не встречал тому никаких документальных свидетельств. В 30-х годах были репрессированы многие замечательные художники, стоявшие у истоков российского комикса, но не из-за комиксов.






Хотя идеологически, по советским меркам, в сюжете Лобачёва ничего предосудительного не было. Наоборот, критиковался колониализм. Неприятие сотрудников обкома вызвала как раз сама визуальная форма подачи истории в виде комикса.

Растет ли популярность комикса в России за последнее время? Если да, то почему это происходит?

Ярким примером могут быть сказочные иллюстрации Ивана Билибина, который хоть и не занимался непосредственно комиксами, но выработал уникальный графический стиль, до сих пор вдохновляющий как отечественных, так зарубежных комиксистов, таких, как Майк Миньола. Билибин, получив академическое образование реалистического живописца, отталкивался в своих работах от декоративных и изобразительных традиций русского искусства, лубка, совместив их с набиравшими тогда популярность веяниями стиля модерн, с эстетикой, почёрпнутой из графики Обри Бёрдслея, из японских гравюр. Результатом стали несомненные шедевры книжной графики, которые эклектичными ни в коем случае не назовёшь.



Назовите представителей русского комикса и их главные работы.

Из протокомиксов самым грандиозным произведением графической литературы, бесспорно, был Лицевой свод Ивана Грозного, созданный во второй половине XVI века по распоряжению царя для его детей. Над сводом работало больше дюжины писцов и порядка десятка художников. Свод в десяти томах пересказывает мировую и русскую историю, начиная с библейских времён, причём изобразительный материал занимает около двух третей всего материала, и некоторые описываемые в своде события отражены только изобразительно.



Наиболее серьёзный след в истории мирового комикса оставили российские художники-эмигранты, принявшие участие в коротком, прерванном Второй Мировой войной, но очень бурном расцвете жанра рисованных историй в Королевстве Югославия. Это Юрий Лобачев, Владимир Жедринский, Николай Навоев, Алексей Рахнер, Сергей Соловьев, Иван Шеншин. Их графические романы выходили в многотиражных журналах и газетах, переиздавались за пределами Югославии и поражают разнообразием стилей, тем и изобразительных решений, кое в чём опередивших своё время.


Обложка книги сербского исследователя Ирины Атанасиевич, посвящённая русским авторам югославского комикса





Среди современных авторов мне сложно выделить кого-то, поскольку, как редактор и сценарист, я работал и работаю очень со многими, и¸ естественно, пристрастен, как участник процесса.

Что сегодня происходит с авторским русским комиксом? Какие вы видите тенденции?


У нас пока не существует направлений, сопоставимых по масштабу с, скажем, деятельностью советских студий, производивших диафильмы. Поэтому основным вопросом для авторов остаётся: как дойти до читателей? Ведь комиксы по сути – это рассказы, истории в картинках, а нельзя же рассказывать истории только самому себе.

Читайте также: