Рост численности человечества экология 11 класс кратко

Обновлено: 28.04.2024

Демографический рост и проблемы экологии человека взаимосвязаны. Некоторые ученные и их теории считают, что увеличение населения приводит к голоду и экологической катастрофе. Другие, наоборот, считают, что большая численность людей на планете ведет к резкому научно-технологическому росту. Как следствие – соблюдается баланс между потребностями населения и охраной окружающей среды.

Демографические проблемы экологии – мнения ученных и их теории

К таким теориям относятся работы Роберта Мальтуса. Они до сих пор вызывает сильную реакцию спустя 200 лет после первой публикации. Сторонников Мальтуса обычно называют неомальтузианцами.

В своей простейшей форме неомальтузианство считает, что человеческое население из-за своей тенденции к экспоненциальному росту, если рождаемость не остановить, в конечном итоге превзойдет ресурсы Земли. За этим последует экологическая катастрофа. Это была одна из доминирующих парадигм в области народонаселения и окружающей среды.

Многие социологи отвергли ее из-за лежащих в ее основе биологических/экологических основ. Неомальтузианство подвергалось критике за игнорирование культурной адаптации, технологических достижений.

Гипотезы в пользу демографического роста

Гипотезы в пользу демографического роста

Ряд теорий, часто поддерживаемых демографами, заявляют, что население является одной из ряда переменных, влияющих на окружающую среду. При этом быстрый рост населения просто усугубляет другие условия, из-за которых возникают демографические и экологические проблемы, а именно:

  • плохое управление;
  • гражданские конфликты и войны;
  • загрязняющие технологии;
  • искажающая, несоответствующая реалиям политика.

К ним относятся теория промежуточных (или опосредующих) переменных или холистический подход, в котором влияние населения на окружающую среду предопределяется социальной организацией, технологиями, культурой, потреблением и ценностями. Некоторые также относят концепцию Бозерупа к этой категории, поскольку население является лишь одной из трех переменных, влияющих на воздействие на окружающую среду.

Концепция Бозерупа названна в честь экономиста-аграрника Эстера Бозерупа. Он утверждает, что сельскохозяйственное производство увеличивается и улучшается с ростом населения за счет интенсификации производства (увеличения затрат труда и капитала).

Хотя его часто изображают как оппозиционера мальтузианству, сам Мальтус признавал, что объем сельскохозяйственного производства растет с увеличением плотности населения (только недостаточно быстро). Бозеруп признал, что существуют ситуации, при которых интенсификация может не произойти.

Рог изобилия, поддерживаемый некоторыми экономистами-неоклассиками, резко контрастирует с неомальтунизмом. В их теории человеческая изобретательность (за счет увеличения предложения более творческих людей) и рыночная замена (когда определенные ресурсы становятся дефицитом) предотвратят будущие ресурсные кризисы. Согласно этому образу мышления, рыночные сбои и неподходящие технологии в большей степени ответственны за ухудшение состояния окружающей среды, чем численность или рост населения, а природные ресурсы могут быть заменены искусственными.

Изменение растительного покрова и обезлесение

Изменение растительного покрова и обезлесение

Превращение естественных земель в пахотные земли, пастбища, городские районы, водоемы и другие антропогенные ландшафты – все это представляет собой наиболее заметную и широко распространенную форму антропогенного воздействия на окружающую среду. Некоторые данные по состоянию на текущее время:

  1. Примерно 40% поверхности суши планеты занято сельским хозяйством;
  2. До 85% этой земли имеет определенный уровень антропогенного воздействия;
  3. Сейчас 50% населения мира хоть и живут в городах, но при этом городские районы занимают менее 3% поверхности планеты.

Из этого можно сделать вывод, что крупномасштабные изменения земного покрова – это в основном сельскохозяйственное явление. Но многие из его движущих сил можно отнести к потребительским потребностям растущего городского среднего класса.

Как и в случае демографических переходов и переходов в развитии, мир остается разделенным на различные этапы землепользования. Развитые страны добились воспроизводства (2,1 рождения на женщину) или рождаемости ниже уровня воспроизводства, они урбанизированы, и в их экономике преобладают услуги и высокотехнологические отрасли.

В развивающихся странах по-прежнему наблюдается быстрый рост населения. Они остаются преимущественно сельскими, их основная рабочая сила сосредоточены в сырьевом секторе (сельское хозяйство и добывающая промышленность).

Большинство развитых стран в значительной степени обезлесили свои земли в прошлые столетия. Поэтому сегодня подавляющая часть преобразования земель из естественного состояния в использование человеком происходит в развивающихся странах. Особенно эти процессы наглядны в тропиках.

Исключением является Дальний Восток России. Это один из немногих развитых регионов мира с высокими темпами преобразования девственных лесов – в основном для рубок, а не для сельскохозяйственных земель.

Демография и экологические проблемы

Демография и экологические проблемы

Во многих развивающихся странах показатели рождаемости резко падают, и нигде они не снижались так быстро, как в городских районах. В них (за исключением Африки к югу от Сахары) рождаемость находится на уровне воспроизводства или ниже.

Наоборот, в большинстве развивающихся стран регионы с наивысшим плодородием также совпадают с наиболее удаленными землями, где сельскохозяйственные границы продолжают расширяться. Такие районы одновременно являются биоразнообразными и экологически уязвимыми. Быстрый рост населения напрямую способствует преобразованию земель в этих приграничных лесных районах.

Рождаемость в отдаленных районах тропиков поддерживается сочетанием низкого спроса и предложения противозачаточных средств. В таких регионах дети представляют собой актив для фермерских семей, которым часто не хватает рабочей силы.

Кроме того, плохой доступ к медицинскому обслуживанию способствует высокому уровню детской смертности. Дети компенсируют отсутствие земли за счет гарантированного дохода родителям в старости, а нехватка образования и возможностей для работы для женщин также поддерживает высокую фертильность. Положительная корреляция между плодородием и обезлесением была обнаружена в исследованиях в Центральной и Южной Америке.

Все это приводит к тому, что такие территории испытывают сильную нагрузку. Их ландшафт меняется, почва нещадно эксплуатируется, а на восстановительным процессам не хватает ресурсов (денег, технологий). Наоборот, в развитых государствах вопросу восстановления земель уделяется много времени и ресурсов.

Основное, в чем заключается демографическая проблема экологии, – это в неразвитости регионов, их бедности. В противном случае как правительство, так и граждане уделяют больше внимания эффективной переработке, системам очистки, щадящей эксплуатации ресурсов. Экология в таких местах, например, в Западной Европе, несмотря на густонаселенность, существенно лучше, чем, например, на эксплуатируемых землях в Африке или Америке.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сформировать представления учащихся об экологических факторах, ограничивающих рост численности человечества;

Развивать навыки групповой работы; умения преобразования учебного текста в краткие схемы;

Воспитывать коммуникативную культуру, чувство потребности в здоровом образе жизни.

Тип урока : изучение нового материала

Организационный момент – 3 минуты

Актуализация знаний – 8 минут

Изучение нового материала – 25 минут

Закрепление знаний – 4 минуты

Рефлексия – 3 минуты

Задание на дом – 2 минуты

Проверка готовности обучающихся к уроку

Разделение на 4 группы

Изучение нового материала:

hello_html_m41ca1254.jpg

Беседа на обозначение экологических факторов, которые могут оказывать регулирующее действие на численность популяции человечества (в ходе беседы необходимо выделить 4 основных фактора: климат, пищевые ресурсы, хищники и болезни). В процессе обсуждения учитель на доске вычерчивает начало схемы:

hello_html_m35364d4d.jpg

Работа с текстом §30 по составлению схемы урока – учащиеся работают в группах. Каждой группе необходимо раскрыть влияние определённого фактора на человеческую популяцию, указав, как человек научился преодолевать последствия фактора и что ещё до сих пор влияет на рост численности человечества. Представители групп по очереди выходят к доске и дополняют схему.

После каждого дополнения происходит комментирование учителя с элементами рассказа, а также знакомство с дополнительными фактами:

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, грозит ли человечеству в ближайшее будущее проблема нехватки мест для проживания?

Ядовитые змеи убивают в общей сложности по 100 тысяч человек каждый год. В мире насчитывается более 2500 видов змей, причем только около 700 ядовитых, В нашей стране встречаются 60 видов змей, из них 10 — ядовитых. Ядовитые змеи никогда не нападают на человека первыми и, увидев его, обычно стараются скрыться.

При встрече с опасным преследователем африканский буйвол нападает на него и протыкает их своими рогами. Гораздо большую опасность, нежели буйвол, может представлять стадо буйволов, в котором собирается до тысячи голов. Из-за нападений этого животного каждый год погибает более 500 человек.

По статистике, от словов погибает 600 человек ежегодно. Это животное попросту слишком крупное и сильное, ему достаточно одного неловкого движения, чтобы убить крокодила, льва или человека. Так, в Индии и Бангладеш слоны повадились воровать у людей рисовое пиво, в результате пьяные животные затаптывают от 10 до 100 человек в год.

Крокодилы опасны для человека в разной степени. Ученые подсчитали, что крокодилы убивают больше людей, чем все остальные животные. Каждый год погибает более 2 тысяч человек, и цифра не только не уменьшается, но даже увеличивается.

Задание: подсчитайте по этим данным – сколько людей ежегодно гибнет от хищников?

Работа с медицинскими картами – учащимся предлагается ознакомиться со своими медицинскими катами и выяснить, какие прививки и в каком возрасте им были поставлены.

Существует ли проблема голода в современном обществе?

Какие страны более всего страдают от недостатка пищи и почему?

Согласны ли вы с тем, что генномодифицированные продукты могут помочь в борьбе с нехваткой пищевых ресурсов?

Закрепление знаний: каждый учащийся получается карточки с названием одного из экологических факторов. Необходимо прикрепить свою карточку магнитами в соответствующий столбец таблицы, нарисованной на доске, в соответствии с влиянием данного фактора на демографию.

В презентации приводятся основные понятия демографии, а также рассмотрены факторы, устанавливающие зависимость народонаселения и загрязнения окружающей среды.

ВложениеРазмер
demografiya_i_problemy_ekologii.pptx 679.7 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Демография и проблемы экологии

Демография (греч. демос – народ) – наука, изучающая население, его структуру, состав, динамику и воспроизводства (рождаемость, смертность, продолжительность жизни).

I. Основные понятия 1. Средний коэффициент рождаемости (СКР) - среднее число детей, которое рождает женщина в течении жизни.

Средний коэффициент рождаемости (СКР) в России

Средний коэффициент рождаемости (СКР) в России 2010 г. - 1,567 2011 г. - 1,582 2012 г. - 1,691 2013 г. - 1,707 2014 г. - 1,750 2015 г. - 1,777

СКР в некоторых странах (2016 г.) Нигер – 6,62 ( I место в мире) Франция – 2,07 США – 1,87 Россия – 1,61 (179 место) Китай – 1,6 Беларусь – 1,48 Германия – 1,44 Сингапур – 0,82 (224 место - последнее)

2. Общий коэффициент рождаемости (ОКР ) – среднее число за год родившихся детей на 1000 человек населения. 3. Общий коэффициент смертности (ОКС) – среднее число умерших людей за год на 1000 человек населения.

4. Естественный прирост населения – разность между ОКР и ОКС. Чтобы выразить естественный прирост в процентах, необходимо его значение разделить на 10.

Нулевой прирост численности населения происходит при простой воспроизводимости (два родителя – два ребенка). В настоящее время, с учетом детской смертности, простое воспроизводство населения обеспечивает СКР = 2,03 в развитых и 2,20 в развивающихся странах. Реально: в развитых странах – около 2, в развивающихся 4,8. В ряде развитых государств прирост населения сократился или имеет отрицательные значения (Германия, Дания, Англия, Россия и др.).

5 . Плотность населения - число людей в пересчете на 1 м² территории. В РФ – 8 чел./ м² (средняя) в европейской части – 30 чел./ м² в азиатской – 2,5 чел./ м² в Москве, Ингушетии, Северной Осетии – 100 чел./ м², в районах Крайнего Севера – не более 1 чел./м² В Архангельской области – 1,98 чел./ м²

Но некоторые страны процветают, имея гораздо более высокие показатели плотности населения за счет импорта ресурсов и применения новейших технологий. Япония – 300 чел./м² Голландия – 400 чел./м² Тайвань – более 600 чел./м² Гонконг – около 6500 чел./м² Для сравнения в Китае – 140 чел./м²

6. Продолжительность жизни В развитых странах превышает 77 лет, в бедных – ниже 50 лет. Во второй половине XX века в СССР продолжительность жизни была 68 лет. В конце 90-х положение резко ухудшилось. На 2017 г. – 72,2 года

7. Возрастной состав населения Определяется соотношением людей трёх основных возрастных групп: 1) люди моложе трудоспособного возраста; 2) люди трудоспособного возраста (в РФ от 16 лет до пенсионного возраста); 3) люди старше трудоспособного возраста. В демографически благополучных странах (при СКР равном 2 - 2,5) возрастной состав оптимален: 1 группа численно превышает 3 группу и в 3 раза меньше 2 группы.

Доля населения по возрастным группам (%) Регион До 15 лет Старше 65 лет Европа Япония США Африка Россия 19,6% 14,3% 20,6% 45,3% 17,4% 13,5% 19,5% 12,4% 3,0% 14,2%

8. Средний возраст людей: В странах ЕС – 39 лет В России – 37 лет В США – 36 лет В Океании – 32 года В Азии – 28 лет В Латинской Америке – 26 лет

Кроме рождаемости и смертности, изменение численности населения в отдельных странах и регионах происходит за счет: эмиграции - переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам и миграции - перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой.

Счетчик рождаемости и смертности РФ

Население Архангельской области – 1 165 750 чел. В Архангельской области (без НАО) за 9 месяцев 2017 года выявлены следующие демографические показатели: - За 2016 год родилось 10 134 человека, за 9 месяцев 2017 года – 8 833 человека; - В 2016 году умерло 11 636 человек, за 9 месяцев 2017 года – 11 236 ; - Умерло детей до года в 2016 году – 58, в 2017 году – 60 за последние 9 месяцев; - Детская смертность составила в 2016 году – 109 человек, в 2017 году – 101. По рождаемости и смертности АО – 36 место в РФ

Динамика роста населения за последние 10-12 тыс.лет Год, период Численность, млрд.чел. 10-12 тыс.лет назад (до неалитической революции – перехода к с/х производству) 0,2 – 0,3 (20 – 30 млн ) 1830 г. (начальный период промышленной революции) 1 1930 г. 2 1960 г. 3 1975 г. 4 1987 г. 5 1996 г. 5,5 1999 г. 6 2011 г. 7 2020 г. (прогноз) 8

II. Демографический взрыв – резкое увеличение темпов роста народонаселения, обусловленное интенсивным снижением смертности, особенно детской, при сохранении рождаемости.

Демографические пирамиды и прогноз численности населения Для прогноза численности населения на перспективу большое значение имеет его возрастной состав, который по возрастным группам графические представляется в виде пирамид.

Для развитых стран характерна колонообзарная пирамида. Небольшая доля молодого населения, => общее старение популяции и отсутствие перспектив увеличения численности.

Для развивающихся стран (Кения), пирамида резко расширяется вниз за счет большой доли поколения, находящегося в детородном или более молодом возрасте, => продолжение демографического взрыва.

? Каковы причины демографического взрыва в развивающихся странах?

Причины демографического взрыва в развивающихся странах 1) отсутствие гарантий обеспечения в старости родителей со стороны государства; 2) отсутствие или небольшие расходы на образование детей ( => ранние браки, детская эксплуатация); 3) неучастие женщин в общественном труде и жизни; главная задача – рождение и воспитание детей; 4) запрещение абортов; 5) поощрение религией большой семьи; 6) отсутствие или слабая доступность противозачаточных средств.

III. Демография и проблемы состояния окружающей среды

Соотношение численности людей, природных ресурсов и сельскохозяйственной продукции

Диспропорция в потреблении ресурсов жителями Западной Европы (А) и Центральной Африки (Б)

III. Демография и проблемы состояния окружающей среды 1. Увеличение плотности населения. 2. Урбанизация. 3. Ухудшение санитарного состояния, эпидемии. 4. Увеличение потребления природных ресурсов. 5. Истощение природных ресурсов. 6. Загрязнение окружающей среды. 7. Изменение генофонда человечества (вредные мутации).

Промышленно-развитые страны: техногенное загрязнение, в меньшей степени идет прямое разрушение природы. 20-25% мирового населения = 80% загрязнений. Фактор разрушения: не численность населения, а производство и сопровождающее его богатство. Аграрные страны – прямое уничтожение природы в результате непомерно высоких нагрузок на экосистемы. P езультат : сведение лесов и разрушение других экосистем, исчерпание доступных ресурсов. Основная причина разрушения природы: бедность и нищета.

IV. Управление демографическим процессом Можно и нужно применять умеренные, цивилизованные методы. Задача снижение численности населения очень сложна в странах с высоким СКР.

Возможные причины стабилизации и снижения численности населения: демографический максимализм – чем больше население, тем лучше ( 5 0-60гг. Китай); демографический утопизм – выход будет найден (заселение космоса, океана); демографический фатализм – рост численности => исчерпание ресурсов, загрязнение окружающей среды = > гибель человечества.

Лозунг был подкреплен законом, запрещающим рождение второго ребенка в семье. Нарушение каралось штрафом – 3500$ ( 30 000 юаней, при средней заработной плате 1 000 юаней). Семьи, согласившиеся иметь одного ребенка, регулярно получали пособие до 3 лет, вне очереди детей принимали в детский сад, в школу. Дети имели льготы при поступлении в ВУЗы, трудоустройство, получение жилья, лечение в гос . учреждениях бесплатно.

Реакция населения: 1. Детей просто перестали регистрировать, а это легче всего было сделать, уехав в деревню, переехав в другой район или провинцию; 2. Уехать навсегда из страны; 3. Оформить ребёнка на бездетных родственников. 4. Нарушить закон и посмотреть, что будет (для этой категории семей государство применяло самые суровые санкции: ШТРАФ+ Публичное порицание, снятие с должностей, партийные взыскания). Но с 2013г. Правительство Китая заявило о смягчении мер, т.к. население начало стареть.

Другой путь – 2. повышение уровня образования населения планеты. В Латинской Америке женщины без образования имеют в среднем 6 детей, с начальным образованием – 4 детей, со средним образованием – 3 детей. Женщине с образованием легче найти работу. Богатые страны выделяют деньги на международные программы повышения уровня образования в странах Африки, Азии, Латинской Америки. В Индии более 50% женщин не умеют читать.

3. Урбанизация - один из факторов снижения скорости роста населения, т.к. городские семьи всегда меньше деревенских. Большую роль играет доступность контрацептивов . СМИ и телевидение постоянно освещают вопросы демографии, что заставляет людей задуматься. Есть страны, которые не принимают никаких мер по регулированию рождаемости: Эфиопия, Нигерия, Пакистан.

Регулирование народонаселения в развитых странах Для развитых стран характерно снижение естественного прироста численности или отрицательный прирост. Поэтому правительства вынуждены принимать меры против старения населения. И здесь действуют меры повышения рождаемости: льготы и пособия многодетным матерям, предоставление доступного жилья и др.

Демографическая политика России В России продолжается демографический спад. Смертность превышает рождаемость, и началось фактическое сокращение населения. России также грозит депопуляция (сокращение доли коренного населения) в будущем. Уже сейчас происходит миграция населения из стран ближнего зарубежья: азербайджанцы, армяне, аварцы, чеченцы, китайцы и др. Поэтому правительство РФ предпринимает меры по улучшению демографической ситуации.

В 2000 г. была принята Концепция демографической политики до 2015 года, целью которой являются постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста. 9 октября 2007 года утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года указом президента РФ Путиным В.В., в которой излагаются меры по улучшению демографической ситуации в России.

Вот некоторые из них: - усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей; - развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции); - усилить стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми; - создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов;

- обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, создать в городах и сельской местности среду обитания, благоприятную для семей с детьми; - создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет: - развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми; и многое другое. В концепции – 30 страниц.

В РФ на каждого родившегося ребенка выплачивается единовременное пособие, при рождении второго и последующих детей – материнский капитал. Обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно. Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект урока по теме "Проблемы экологии"

Данный урок связан с экологической тематикой, которая приобретает все большее значение в наши дни и имеет неоценимый воспитательный аспект. Чем раньше школьники познакомятся.


Научно - практическая работа Заргарян Микаел. "Демография. Демографические проблемы России на примере д. Верх - Чик"

Научно - практическая работа, выполненная учащимся 8 класса Заргарян Микаелом. Работа признана лучшей на районной научно - практической конференции "Первые шаги в науку" -2012 года.


Презентация к научно - практической работе Демография. Демографические проблемы России на примере д. Верх - Чик Ордынского района Новосибирской области.

Презентация к защите научно - практической работы Автор: Заргарян Микаел ученик 8 класса.


Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: № 1: Введение. Современное состояние окружающей среды, № 2: Глобальные проблемы экологии, № 3: Принципы рационального природопользования.

Конспекты по экологии по темам: 1.Введение. Современное состояние окружающей среды., 2.Глобальные проблемы экологии., 3.Принципы рационального природопользования. К конспектам прилагаются контрольные .

Экология сегодня и проблемы экологии Саратова

Данная презентация рассказывае об экологических проблемах в настоящем мире, о типах загрянения , а так же о проблемах окружающей среда Саратова.

Оборудование: карта мира, компьютер, презентации, схемы, таблицы.

Ход урока

I . Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами Артура Кларка “Человеку несвойственно задумываться над теми вариантами будущего, которые внушают страх”.

Вопрос: Подумайте и ответьте, почему современная демографическая ситуация может вызывать страх? (ответы детей)

Учитель: Экологическая ситуация в мире во многом зависит от состояния народонаселения. Чем больше людей на земле, тем больше они осваивают природу, развивают промышленность, сельское хозяйство и так далее, следовательно, тем сильнее давление на биосферу, природную среду в целом.

Народонаселение – это совокупность людей, живущих на нашей планете в целом или в пределах какой-либо ее части (запись правила в рабочую тетрадь). Существование человеческого рода поддерживается благодаря непрерывному возобновлению населения. Воспроизводство населения зависит от многих факторов, которые делятся на медико-биологические, социально-экономические и ценностно-мировоззренческие.

Исторический подход к изучению народонаселения показывает, что его общая численность неуклонно увеличивается. На доске схема:

В период, предшествовавший развитию науки и медицины, отмечались высокие показатели рождаемости и смертности и, как следствие, - низкий прирост населения. По мере совершенствования здравоохранения это равновесие нарушилось: уровень смертности упал, тогда, как рождаемость осталась без изменения. Соответственно страны, где процесс развивался, таким образом, пережили этап демографического взрыва (см. учебник стр. 187 чтение правила).

Демографический взрыв – это быстрое увеличение численности населения (запись правила в тетрадь).

Перенаселение Земли чревато включением экологических факторов, зависящих от плотности населения: теоретически вероятны шквалы заболеваний – гриппа, ВИЧ-инфекции. Высокая плотность населения ведет к утрате социальной значимости личности, к ее саморазрушению (алкоголизм, наркомания).

Задание: даны схемы, где вы должны указать стрелками возможные последствия роста населения на Земле (один уч-ся работает у доски с аналогичной схемой).

Демографическая проблема относится к одной из самых тяжелых, поскольку для ее решения требуется длительный период времени.

(На доске таблицы-диаграммы)

Вопрос: ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ? В каком регионе большая численность населения, а в каком меньшая?

Работа по карте (у доски): покажите на карте мира регион с самой высокой численностью населения и с самой низкой численностью.

Вопрос: Как вы думаете, какие факторы влияют на высокую численность населения в развивающихся странах? Каковы последствия?

  • ранние браки (с 12 лет);
  • невысокая занятость женщин в производстве;
  • влияние религии;
  • традиция многодетности детей;
  • запрещение абортов.
  • истощение почв;
  • дефицит продовольствия;
  • рост безработицы;
  • миграции в развитые страны;
  • болезни;
  • нищета.

Учитель: Прослушайте информацию, которую нам подготовила ученица о Китае.

Дополнительная информация о Китае:

К 1978 г. численность населения страны почти достигла 1 млрд и продолжала расти. Тогда было положено начало кампании, цель которой сводилась к тому, чтобы убедить каждую семью иметь не более одного ребенка. Главная же задача состояла в том, чтобы к концу нынешнего столетия добиться остановки роста численности населения на уровне 1,2 млрд человек, а затем способствовать ее снижению до уровня 800 млн человек.

В рамках этой кампании супругов убеждали подписывать обязательство не иметь больше одного ребенка. В качестве поощрения им предоставлялись сертификаты, дающие право на разнообразные льготы в зависимости от места жительства. В числе таких льгот были: бесплатное медицинское обслуживание и школьное образование для единственного ребенка, денежные дотации и дополнительное питание, повышенные пенсии по старости родителей, льготное техническое обслуживание жилища и, наконец, помощь в трудоустройстве ребенка по окончании школы. Если же в семье, подписавшей такое обязательство, все-таки появлялся второй ребенок, то супруги не только лишались всех привилегий, но и должны были платить большой штраф, который лишал их значительной части семейного бюджета. Эта кампания имела исключительно большой успех в городах Китая, в сельской же местности результаты оказались куда скромнее.

Учитель: Сейчас мы познакомимся с проектом-презентацией

“Может ли человечество заполонить весь земной шар?”

Учитель: Взрыв численности развивающихся стран отразится и на развитые страны. Произойдет депопуляция (запись правила в тетрадь) – это сокращение и замещение коренных жителей одних стран населением из других регионов. ( см. учебник на стр. 188, чтение правила)

А какова демографическая ситуация в России, Саратовской области?

В России продолжается демографический спад. Смертность превышает рождаемость, и началось фактическое сокращение населения. России также грозит депопуляция в будущем. Уже сейчас происходит миграция населения со стран ближнего зарубежья: азербайджанцы, армяне, аварцы, чеченцы, китайцы и др.

Рассчитайте по годам ожидаемую разность ОКР-ОКС и впишите в таблицу.

Демографическая ситуация в Саратовской области:

РОЖДАЕМОСТЬ - 8,1 человек.

СМЕРТНОСТЬ - 16, 3 человек.

ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ - 8,2 человека.

  • проводить разного рода акции, направленные на повышение рождаемости;
  • увеличить детское пособие на ребенка;
  • принимать государственные меры по улучшению жизни;
  • материальное стимулирование;
  • запретить аборты в стране;

Давайте посмотрим, что об этом думает еще нерожденный ребенок.

Учитель: - Какие выводы вы для себя сделали, просмотрев презентацию?

Обратим внимание на лозунги:

1 семья – 1 ребенок;

1 семья – 2 ребенка;

1 семья – 3 и более детей.

  • Какой лозунг приемлем для развивающихся стран, чтобы стабилизировать ситуацию?
  • Какого лозунга нужно придерживаться россиянам?
  • А сколько детей будет в вашей будущей семье? Будете ли вы участвовать в стабилизации ситуации в России?
  • рождаемость и смертность высокая;
  • рождаемость и смертность низкая;
  • высокая рождаемость и низкая смертность;
  • низкая рождаемость и высокая смертность.

Идеальный путь для развивающихся стран? (ответы детей)

Идеальный путь для России? (ответы детей)

III. Закрепление.

- Численность, каких стран увеличивается, а каких падает?

- К каким последствиям может привести рост населения?

- Почему политика должна заниматься регулированием численности населения?

Читайте также: