Россия в 1850 1870 годах исторические события общественная мысль литература кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель: дать общую характеристику литературы середины XIX века с точки зрения истории; показать значение русской литературы середины XIX века в развитии русского и мирового литературного процесса.

Эпиграф: До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых в России в XIX веке, но и поражающее разнообразие их.

У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести.

I. Оргмомент. Вступительное слово.

II. Периодизация русской литературы

Периодизация культурно-исторического процесса - это способ его структурирования. Только в зависимости от определения системообразующего элемента культуры и можно объяснить “пульсацию” культурно-исторического движения, выделить и обосновать периоды истории культуры определенной временной протяженности. Поскольку на роль таковых системообразующих элементов, критериев периодизации выдвинуто к настоящему времени более чем достаточное количество ориентиров, то и вариантов периодизации как истории культуры в целом, так и историй различных составляющих исторического процесса также имеется великое множество. Время человека, культуры, исторического существования периодизируются по-разному. Для каждого варианта периодизации, также как и для типологии культуры, существенным и определяющим является выбор основания, которое находится, как правило, либо в материальной, либо в духовной сфере, либо примыкает к одной из них. Смысл любой периодизации - будь то глобальная периодизация исторического процесса в целом, периодизация процесса развития какой-либо локальной культуры или даже вычленение этапов творческой деятельности ученого, художника, этапов развития научной теории или процессов жанрообразования в искусстве и т.д. - заключается в поиске необходимого подспорья в упорядочении фактов, их осмыслении, классификации. Периодизация - “это словно нанесенный на кальку чертеж истории”. Периодизация вводится с целью более глубокого изучения динамики развития, устанавливает вехи (срезы истории), формализует процесс, сводит к схеме, отвлекаясь от конкретных подробностей.

В истории русской литературы выделяют несколько периодов:

1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До 10 века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение.

2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.

3. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

4. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других великих писателей.

5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 века.

6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991 ) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия.

III. Социально-исторический контекст.

Две отправные точки новой эпохи:

2 марта(по н.ст.) 1855 г. скончалcя поражение в Крымской войне1853-1856 гг

император Николай I

Крымская война, поражение русской армии, унизительный Парижский мир взволновали современников и нашли отражение во многих художественных произведениях. Современники осознавали, что к концу царствования Николая I русское общество оказалось в состоянии глубокого кризиса. Поражение в Крымской войне воспринималось закономерным итогом недальновидной политики императора.

С императором Александром II россияне связывали надежды на обновление жизни страны. Почти одновременно были осуществлены крестьянская, земская, судебная, военная реформы, реформы образования и печати.

IV . Политическая борьба в общественной и литературной жизни.

Постепенные преобразования Путь народного восстания, крестьянской революции

Консервативные взгляды: Либеральные взгляды:

обновляя общество, необходимо преобразовать монархию в контитуцион-

сохранить монархию в России ную или сформировать республиканское

правительство и т.д.

На этом фоне в жизни русского общества важную роль играю четыре общественно-политических движения:

1. славянофилы отстаивали идею особого исторического пути России, хотели объединить все сословия с простым народом, критиковали реформы Петра I , утверждая, что в России невозможны просвещение и демократия западного образца. (А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы и др.)

2. западники считали необходимым для России именно европейское экономическое развитие и просвещение. (И.С. Тургенев, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский и др.)

3. почвенники полагали, что русское общество должно соединиться с народом, но при это не отрицали положительной роли реформ Петра I . (Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов, А.А. Григорьев)

4. революционеры-демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были сторонниками социалистического преобразования страны. (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.)

V. Философско-религиозный контекст эпохи.

Русский человек XIX века воспитывался в христианской вере. Поэтому органичным, постоянным и стабильным для русской философской мысли были философско-религиозные искания её представителей.

1-я половина XIX века в русском обществе прошла под знаком увлечения германской классической философией (учения Канта, Шеллинга, Гегеля).

Середина XIX века – увлечение материализмом и позитивизмом. В своём увлечении материализмом и позитивизмом русские мыслители – материалисты довели до логического заверщения идею отрицания всего внематериального и внеличностного, Бога и абсолютных ценностей.

Нигили́зм (от лат . nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Нигилизм в общем смысле подразумевает под собой отрицание, негативное отношение к определённым, или даже ко всем сторонам общественной жизни.

Русский нигилизм - отрицание христианства.

Во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, а также не признавали господствовавшие нормы морали (выступали за свободную любовь и т. п.). В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность женщины.

VII. Реализм как ведущее направление XIX века.

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

Этапы развития реализма:

1. Просветительский реализм (17-18 вв.): вера в разум человека, надежда на гармонизацию общества через просвещение, развитие творческого начала в человеке (А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин).

3. Критический реализм (1840 – 1890-е гг.): обличительная направленность произведений, решительный разрыв с романтическими традициями (И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и др.).

4. Социалистический реализм (1920 – 1980-е гг.): проникнут идеями революционной действительности и ощущением социалистического преобразования мира (М.Горький).

Черты реализма:

а. стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;

б. тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несёт на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;

в. универсальность в изображении времени;

г. социальный и психологический детерминизм;

д. историческая точка зрения на жизнь.

Особенности русского реализма:

‒ активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;

‒ выраженный жизнеутверждающий характер;

‒ синтетичность: более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями.

Основное средство реализма – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Ведущим критерием художественности была верность действительности, стремление к непосредственной достоверности изображения. Реализм признаёт право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Для этого направления характерно большое разнообразие художественных форм.

Типизация – 1. Изображение через единичное , т.е. соединение характерного и индивидуального в едином художественном образе.

2. Часто повторяющийся характер или ситуация, имеющая большое распространение.

3. Литературный опыт создания художественного мира, накопленный многими поколениями авторов.

VIII . Итог. Домашнее задание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правительство, напуганное событиями в Европе, особенно остро начинает реагировать на обстоятельства внутри России. Жестоко подавляются крестьянские волнения, вспыхивающие в различных концах страны. Предпринимаются различного рода усмирительные меры в отношении оппозиционных настроений у передовой части русского общества.

Люди 40-х годов, цвет русского дворянства, для которых сама идея революции была неприемлема, тем не менее очень болезненно восприняли победу реакции в Европе и разрастающуюся ситуацию политического террора в России.

Для наведения порядка в общественной жизни официальные власти не гнушались ничем в выборе охранительных средств, к примеру, как и в декабрьскую пору 1825 г., в обществе существовала система осведомительства.

В апреле 1849 г. в Петербурге был разгромлен кружок революционно настроенной молодежи, которым руководил М. В. Буташевич-Петрашевский. Под следствием находилось 123 человека, из них 21, в том числе Ф. М. Достоевский, был приговорен к смертной казни, замененной в последний момент, уже после совершения всего предсмертного ритуала, разными сроками каторги.

Все более заметно взаимопроникновение социального и психологического начал в изображении характера героя.

В 50-е годы в течение всего лишь нескольких лет был создан ряд первоклассных драматических произведений Островского. Тургенева, Сухово-Кобылина, Писемского, Салтыкова-Щедрина, Мея.

В 1852–1853 гг. заметно обострились русско-турецкие отношения; их результатом явилась Крымская война.

В 1855 г. умирает Николай I. И хотя еще не закончилась война, но вся Россия чувствовала, что со смертью Николая I завершилась большая страшная эпоха и что больше так жить невозможно.

Это чувство возникало еще ранее, в 1853–1854 гг., но переломным оказался именно 1855 г. Этот год характеризуется и самым бурным за все время войны размахом крестьянских волнений.

30 августа 1855 г. пал Севастополь – трагическое событие, ставшее кульминацией войны и приблизившее ее развязку. Позорное поражение России в Крымской войне обнаружило несостоятельность крепостнической системы, нуждающейся в незамедлительном реформировании. Правительству совершенно ясно, что дальнейшее сохранение крепостного права грозит революцией.

Философская публицистика 1850-1860-х годов: Герцен о судьбах России и Европы

Философская публицистика 1850-1860-х годов: Герцен о судьбах России и Европы Разочарованный в Европе и европейской системе ценностей, Герцен с начала 1850-х годов – и чем дальше, тем определеннее – обращает свои взоры к России, отныне связывая с ней и только с ней (как бы в пику

Творчество в 1830-1850-е годы

Литературно-общественные взгляды Салтыкова на рубеже 1850-1860-х годов

Литературно-общественные взгляды Салтыкова на рубеже 1850-1860-х годов В годы всеобщего подъема Салтыков разделяет серьезные упования многих русских людей на Александра II (ведь даже Герцен сразу после реформы 1861 г. будет приветствовать его именем царя-освободителя!). Он

ЛИТЕРАТУРНОЕ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛИТЕРАТУРНОЕ

ГЛАВА 11 ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1870-х ГОДОВ

ГЛАВА 11 ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1870-х ГОДОВ 1870-е годы — один из самых сложных периодов не только для русской литературы, но и для русской жизни в целом. У этого времени есть своя содержательность, а также особая структура, афористически зафиксированная H.A. Некрасовым в поэме

ГЛАВА 14 ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1880—1890-х ГОДОВ

ГЛАВА 14 ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1880—1890-х ГОДОВ Два исторических события стоят у истоков литературной эпохи 1880— 1890 -х годов. Первое — открытие памятника A.C. Пушкину в Москве 6 июня 1880 г. и всенародные торжества, этой дате сопутствующие. Второе — убийство народовольцами 1

Только до 9 марта

ШАГ 1: подайте 3 заявки на любые курсы ПК

Бесплатным становится курс с наименьшим количеством часов

Подсказка: выгоднее всего, если все курсы будут на одинаковое количество часов

  • Стоимость курса 1 — ₽
  • Стоимость курса 2 — ₽
  • Стоимость курса 3 0 ₽

Для участия в акции Вам необходимо подать 3 заявки на любые курсы ПК (повышения квалификации) Для участия в акции выбираются 3 последних поданных заявки.

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 9 материалов


Тема: Россия в 1850—1870-х годах. Исторические события. Общественная мысль. Литература (В. И. Коровин., Л. А. Капитанова)


Тема: Россия в 1850—1870-х годах. Исторические события. Общественная мысль. Литература (В. И. Коровин., Л. А. Капитанова)


Тема: Россия в 1850—1870-х годах. Исторические события. Общественная мысль. Литература (В. И. Коровин., Л. А. Капитанова)


Тема: Россия в 1850—1870-х годах. Исторические события. Общественная мысль. Литература (В. И. Коровин., Л. А. Капитанова)


Тема: Россия в 1850—1870-х годах. Исторические события. Общественная мысль. Литература (В. И. Коровин., Л. А. Капитанова)


Тема: Россия в 1850—1870-х годах. Исторические события. Общественная мысль. Литература (В. И. Коровин., Л. А. Капитанова)


Тема: Россия в 1850—1870-х годах. Исторические события. Общественная мысль. Литература (В. И. Коровин., Л. А. Капитанова)


Тема: Россия в 1850—1870-х годах. Исторические события. Общественная мысль. Литература (В. И. Коровин., Л. А. Капитанова)


Тема: Россия в 1850—1870-х годах. Исторические события. Общественная мысль. Литература (В. И. Коровин., Л. А. Капитанова)

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русская литература второй половины 19 века сыграла немаловажную роль в общественной жизни страны. Так считают сегодня многие критики. В тот период чтение являлось не развлечением, а способом изучения окружающей реальности. Для поэтов и писателей творчество было важным процессом служения обществу, у них сохранялась вера в силу слова и в вероятность того, что книга может действовать на душу и ум людей, менять их в лучшую сторону.

Русская литература второй половины 19 века

Общие сведения

Литература 2 половины 19 века характеризуется появлением новых направлений в развитии художественной поэзии. Это знаменательный период, когда активно появляется интерес к изучению мировой истории и познанию мировоззрения, развиваются политические и общественные движения, научный прогресс.

В это время появляется интерес к актуальным проблемам человеческих ценностей. Также ключевое влияние оказывают и исторические события:

Французская революция (1788—1792)

  1. Наполеоновские сражения.
  2. Французская революция (1788—1792).
  3. Отмена крепостничества в России.
  4. Образование независимых государств Италии и Германии.
  5. Революции XVIII столетия.

Литература попала в круговорот этих событий, она отобразила в себе текущий период и появление новой эстетической реальности.

Место романтизма занимает реализм, ставший отражением разнообразия человеческих взаимоотношений, воспроизведением действительного быта, объективным описанием достоверности. Тщательное изучение общественной жизни и конкретного человека, талантливо показанные в творчестве Пушкина, Гоголя, Бальзака и Стендаля, продолжили многие писатели мировой литературы: Тургенев, Абельдяев, Достоевский, Вельдман, Флобер, Гаршин, Толстой, Жуковский, Диккенс, Зубов, Мопассан.

В литературе можно четко проследить анализ общечеловеческих отношений. Действие во многих рассказах происходит в тот же период, когда они создаются и публикуются. На фоне социального строя того времени показана жизнь героев. В качестве мотива поведения главных персонажей выступает историческая атмосфера.

Основные стили

Вторая половина XIX столетия характеризуется появлением реализма в литературе. Это направление приходит вместо романтизма:

  • реализм всесторонне отображает влияние общественных и исторических событий на формирование человеческой личности и духовное развитие, отношение человека к обществу;
  • романтизм характеризуется анализом внутреннего мировоззрения человека, ощущением интуитивного мировосприятия, конфликтом желаний и реальности, отрицанием повседневности, большим вниманием к фольклору и приданиям, возвеличиванием духовности.

Поэты и писатели второй половины 19 века

Литература того времени заслуживает отдельного внимания. Популярные поэты создают свой мир, в котором главные персонажи переживают собственные трагедии и решают общественные проблемы. Основной целью писателей является отображение событий столетия, которое было насыщено социально-экономическими и политическими изменениями.

В эту эпоху усиливаются взаимоотношения между авторами разных стран, появляется самобытность литературы каждой нации. Основным стилем является роман, а поэзия и драматургия отходят на вторые позиции.

Хоть постоянно проходили литературные споры, в основном творчестве большинства авторов все еще чувствуется приверженность к романтическому жанру. Это было некое объединение реализма и романтизма, перетекание одного жанра в другой. Но этот процесс только обогащал поэзию. В произведениях Стендаля, Бальзака, Тургенева и Мопассана можно проследить эту тенденцию.

Проявление реализма

Произведения Стендаля

  • индивидуальность стиля, отступление от канонов;
  • реалистичность и объективность;
  • воссоздание мира;
  • связь с естествознанием, историей, социологией, политикой;
  • создание индивидуальных стилей, которые объединяют в себе реалистические и романтические составляющие;
  • основной акцент на социальной сфере;
  • анализ отношений среды и человека.

Ситуация в России

Литература 2 половины 19 века в России характеризуется общественными движениями западников и славянофилов. Первые утверждали, что развитие государства начало происходить благодаря реформам Петра Первого. Отношение к допетровской России у этих последователей было негативным, они утверждали, что в ту эпоху не были достойны уважения история и искусство. Славянофилы протестовали против европейской ориентации, они продвигали самостоятельное развитие Российского государства.

Очень распространенным течением у западников являлось радикальное, в основе которого лежали учения Фурье и Симона с выделением социализма. В этом течении наиболее радикальные его участники считали, что революция — это только один выход, благодаря которому можно что-то поменять в Российском государстве. Славянофилы утверждали, что по своему содержанию российская история не уступает европейской.

Федор Достоевский

В 1861 г. зарождается течение почвенников, которое пытается преодолеть разносторонность мнений. Его основоположниками являлись Страхов, Григорьев, Достоевский. Они не принимали самодержавный строй и европейскую буржуазно-демократическую систему разделения общества.

Расцвет новых жанров

Роман в виде литературного жанра начинает занимать основное место в русской литературе. В этот период публикуются:

Получает развитие национальная и самобытная поэзия. В произведениях основное внимание уделено фольклору, крестьянскому и мещанскому быту, языку. Зачастую рассказы посвящены общественным и нравственным проблемам, в которых романтизм объединяется с реализмом. Островский, Брюсов, Толстой относятся к писателям, использовавшим этот прием.

Также в это время появляется огромная плеяда поэтов, которую сплотил критик Белинский. Они называли себя представителями натурализма и были довольно популярны. Их основные персонажи — представители непривилегированного сословия населения. Это дворники, ремесленники, холопы, нищие.

Огромное влияние литература 19 столетия оказала на все сферы культуры. В борьбе за идеалы также использовались музыка и театр. Настроение общества находит отражение и в живописи, которая внедряет в сознание людей идею о равноправии и благах для общества.

При изучении этого периода в школе дети составляют таблицы, в которых перечисляют литературных деятелей и их произведения, пишут конспекты, сочинения и рефераты. Благодаря такой работе им удается глубже понять русскую литературу и ее связь с историей.

Читайте также: