Россия и сша в 90 е годы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Внешняя политика России в 1990-х годах была направлена на адаптацию российского государства в новых международных реалиях и упрочение своих позиций в системе международных отношений. Важнейшими направлениями на этом этапе были определение приоритетов во взаимоотношениях со странами Запада, а также с независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР, утверждение России в качестве ядерной державы.

Общие тенденции во внешней политике

3 января 1993 года президенты РФ и США подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), который предусматривал взаимное сокращение ядерного потенциала обоих государств к 2003 году до уровня 3500 ядерных боеголовок. Российское общество неоднозначно отреагировало на договор, поскольку число боеголовок, которые страны обязывались уничтожить, было разным: у СССР на момент распада их было более 33 тысяч, тогда как у США – более 23 тысяч. Верховный Совет России счёл договор плохо проработанным и не ратифицировал его. Позднее, в октябре 1996 года, против ратификации договора выступила и Государственная Дума.

Серьёзный удар по международному имиджу России нанесла начавшаяся в 1994 году война в Чечне. Запад применил экономические санкции по отношению России. Под давлением со стороны США и НАТО российская дипломатия ослабила свои позиции в связи с югославским конфликтом. К середине 1990-х годов главным для российской дипломатии стал вопрос о расширении НАТО в восточном направлении. Руководители стран НАТО, некогда обещавшие Горбачёву не распространять влияние блока на Восток, слов не сдержали. В конце 1994 году, несмотря на решительные возражения со стороны России, власти США приняли решение принять в НАТО бывшие страны Соцлагеря. 27 мая 1997 года в Париже был подписан Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. Стороны перестали рассматривать друг друга как противников, и НАТО официально заверило Россию, что не будет размещать на постоянной основе вооружённые контингенты на территории новых стран-членов блока.

После распада СССР в отношениях России с традиционными союзниками на Азиатском континенте – КНДР, Лаосом, Вьетнамом, Ираком – наступил период стагнации. Контакты были заморожены и практически не развивались. Не было прогресса во внешней политике на ближневосточном и африканском направлении. В конце 1992 года восточный вектор стал активнее разрабатываться российской дипломатией: в ноябре Б. Н. Ельцин посетил Южную Корею, в декабре – Китай. В конце 1995 года А. В. Козырев посетил Иран. Лишь ко второй половине 1990-х годов России удалось добиться определённого прогресса в отношениях с большинством стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Развивались двусторонние отношения с Индией, Вьетнамом, Монголией. В апреле 1996 года в Пекине Б. Н. Ельцин и глава КНР Цзян Цземинь сформулировали курс на развитие равноправного доверительного партнёрства. Через год, уже во время визита китайского лидера в Москву, стороны подписали совместную Декларацию о многополярном мире и установлении нового международного порядка. Этот документ продемонстрировал, что в сфере международных отношений концептуальные подходы России и Китая совпадают.

Взаимоотношения на постсоветском пространстве

Курс на максимальную дезинтеграцию связей с Россией сразу же взяли Литва, Латвия и Эстония, устремившие свои взгляды в сторону Европы. Остальные бывшие советские республики оказались вместе с Россией в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Цели этого объединения не были чётко регламентированы, в рамках СНГ предполагалось заключить двусторонние договоры между суверенными государствами, а также проводить встречи и консультации по тем или иным вопросам. Позднее было установлено поочерёдное председательство стран-членов СНГ, введён пост Исполнительного секретаря, создана Межпарламентская ассамблея, выработан Устав Содружества.

Ещё в 1991 году Россия заявила о том, что намерена остаться единственной ядерной державой на постсоветском пространстве. США, заинтересованные в сохранении надёжного контроля за ядерным оружием, высказались в поддержку этой инициативы. На Алма-Атинской встрече глав постсоветских государств 21 декабря 1991 года было принято решение, что ядерные силы не будут разделяться и останутся под контролем и охраной командования Объединённых вооружённых сил СНГ, но базироваться будут на территории России. Белоруссия и Казахстан сразу заявили о статусе неядерных держав, но четвёртая страна, на территории которой располагались советские ядерные боеголовки, Украина, не спешила этого делать. В июле 1993 года она объявила две тысячи боеголовок – примерно 20 % стратегического арсенала бывшего СССР – своей собственностью. В ситуацию вмешался президент США Б. Клинтон. Он выступил в качестве международного гаранта притязаний Украины, выторгованных в обмен на передачу боеголовок России: в начале 1994 года США, Украина и Россия подписали трёхстороннее соглашение, по которому последняя обязывалась поставлять обогащённый уран для украинских АЭС. В том же году Б. Н. Ельцин и глава МИД А. В. Козырев заявили, что всё постсоветское пространство является сферой жизненных интересов России, и та, как великая держава, будет всеми способами отстаивать свои интересы в пределах границ бывшего СССР.

В 1997 году, уже в бытность главой МИД Е. М. Примакова, Россия подписала двусторонние договоры с Белоруссией и Украиной. С Украиной удалось найти компромисс по вопросам статуса Севастополя, главной базы Черноморского флота РФ, и о разделе самого флота. В 1992–1993 годах между государствами фактически возник территориальный спор, поскольку в России многие настаивали на незаконности передачи Крыма в состав УССР в 1954 году. Окончательно вопросы в отношениях между странами были решены весной 1997 года во время визита на Украину президента Ельцина.

В начале 1992 года российские вооружённые силы вмешались в межнациональный конфликт в Приднестровье, пожелавшем выйти из состава Молдавии и провозгласившем свою независимость. Приказ остановить противостояние молдавских войск и приднестровских сил получила дислоцировавшаяся в этом регионе 14-я армия под командованием генерала А. Лебедя. В апреле 1992 года она перешла под юрисдикцию России. В 1994 году Россия также выступила в роли посредника в армяно-азербайджанском конфликте по поводу Нагорного Карабаха.

Итоги и оценки внешнеполитического курса России в 1990-х годах

В целом к концу 1990-х годов внешняя политика России стала более прагматичной, в большей степени учитывающей национальные интересы и приоритеты страны.


В личном плане, Ельцин относился к Бушу с затаенной обидой. Во время первой поездки в США в 1989 году Ельцин, уже известный как ведущий российский демократ и оппонент Горбачева, но еще не занимавший высоких государственных постов, рассчитывал, что Буш примет его в Белом доме. Однако Буш не хотел портить отношения с Горбачевым, и лишь ненадолго заглянул на встречу Ельцина с помощником по национальной безопасности Скоукрофтом. Став президентом независимой России и начав рыночные реформы, Ельцин о старых обидах не вспоминал — он прекрасно понимал, что на избранном пути без поддержки США ему не обойтись.

В январе 1993 года, незадолго до завершения президентских полномочий Буша-старшего, США и Россия подписали новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений — СНВ-2 (его предшественник, СНВ-1, предусматривавший сокращение ядерных боеголовок до 6000 у каждой из сторон, был подписан Бушем и Горбачевым еще летом 1991 года). По СНВ-2 ликвидации подлежал целый класс ядерных вооружений — ракеты с разделяющимися головными частями. К сожалению, судьба этого договора оказалась печальной: сначала его долго не могли ратифицировать, затем в 2002 году денонсировали по инициативе России (в ответ на выход США из договора по ПРО).

Помимо сокращения вооружений, США в это время чрезвычайно волновал вопрос о распределении советского ядерного арсенала между новыми независимыми государствами. В Вашингтоне шли горячие дискуссии о вариантах решения этой проблемы: оставить все как есть, создав таким образом четыре ядерных государства вместо одного, либо надавить на руководство Белоруссии, Украины и Казахстана и заставить эти страны передать имеющиеся ядерные вооружения России.

Сторонники первого варианта, подразумевающего создание противовеса России в лице ближайших соседей, вооруженных ядерными ракетами (прежде всего, имелась в виду Украина), группировались в администрации Буша-старшего вокруг фигуры министра обороны Дика Чейни. Чейни, равно как и его заместитель Пол Вулфовиц, не верили в способность России принять американские ценности и стать постоянным стратегическим партнером США. Поэтому, по их мнению, надо было заранее готовить почву для продолжения политики сдерживания, даже если для этого придется поступиться принципами ядерного нераспространения.

Однако атмосфера больших ожиданий и надежд в начале 1990-х годов превращала пессимистов вроде Чейни и Вулфовица в политических изгоев. Возобладала точка зрения госсекретаря Джеймса Бейкера, согласно которой Украина, Белоруссия и Казахстан должны были передать свое ядерное оружие России в обмен на международные гарантии их безопасности и суверенитета. В декабре 1994 года четыре постсоветских государства, а также США и Великобритания, подписали Будапештский меморандум, решивший судьбу советского ядерного оружия по схеме, предложенной госсекретарем Бейкером.

Сменивший Буша на посту президента Билл Клинтон верил в российские реформы еще сильнее предшественника. Внешнеполитическая стратегия Клинтона базировалась на идее расширения зоны демократии и активного вовлечения в работу международных структур еще сохранившихся авторитарных режимов, вроде Китая, с целью их постепенной внутренней трансформации. В этой схеме Россия и ее президент, открыто заявляющий о приверженности западным ценностям, играли одну из ключевых ролей, выступали своеобразным локомотивом глобальной американизации.

У Клинтона с Ельциным сразу установились тесные, доверительные и даже дружеские отношения. Из-за разницы в возрасте (Ельцину в 1993 году было 62 года, Клинтону — 46 лет) их порой можно было принять за отца и сына, что, возможно, отчасти компенсировало для Ельцина психологически некомфортную зависимость от США, в которой он оказался. Клинтон охотно подыгрывал Ельцину в этом плане, а в окружении американского президента и вовсе сформировалось убеждение, что сохранение фигуры Ельцина во главе России — это непременное условие для продолжения реформ и движения страны по пути демократии.

Одновременно в США началась дискуссия о судьбе блока НАТО. Многие члены администрации Клинтона выступили сторонниками расширения НАТО на восток — не потому, что не доверяли России, а наоборот, потому что были убеждены в успехе российской демократии и приверженности Ельцина курсу реформ. Расширение Североатлантического альянса воспринималось ими как однозначное и неоспоримое благо: новые члены НАТО будут вести себя в рамках союза более ответственно, а демократическая Россия, принять которую в НАТО нельзя лишь из-за ее размеров, не будет возражать, так как демократии не воюют друг с другом, и увеличившееся в размерах НАТО не будет представлять для России никакой угрозы.

Пример с расширением НАТО хорошо иллюстрирует ход принятия в 1990-е годы внешнеполитических решений в США и по другим чувствительным для России вопросам. Вмешательство США в гражданскую войну в Югославию оправдывалось гуманитарными соображениями, если кто-то в США и думал о балансе сил и сферах влияния, это точно был не президент Клинтон.

Вместе с тем, реакция российских властей на происходящее становилась все более резкой. В 1999 году, узнав о начале бомбардировок Югославии, российский премьер Евгений Примаков отказался от визита в США, демонстративно развернув свой самолет над Атлантическим океаном. Судьба рыночных реформ также висела на волоске, поразивший Россию в 1998 году финансовый кризис свидетельствовал, помимо прочего, и о провале всех американских усилий в данном направлении. На протяжении нескольких последних лет президентства Клинтон с огромным трудом отбивался от обвинений со стороны республиканцев, которые называли его политику на российском направлении провальной.

Действительно, вместо цветущей демократии к концу 1990-х годов в России сформировался олигархический режим, с хорошо заметными авторитарными тенденциями, а в общественном мнении все большей популярностью пользовались идеи национализма и имперского возрождения. Неуклюжие попытки США утвердить в мире собственную либеральную гегемонию лишь способствовали развитию всех этих процессов.

Отношения с США занимали ключевое место во внешней политике России в 1990-е годы. Российско-американские связи представляли сложное переплетение взаимодействия, поиска сфер совпадающих интересов и разногласий по конкретным вопросам международных и двусторонних отношений.

После распада СССР:

По мнению Б.Н. Ельцина и его окружения для выживания новой власти, окончательного разрушения советского строя и укрепления демократического устройства в стране нужна была проамериканская и прозападная внешняя политика.

Ø Первый этап (1991–1993 гг.) отношений был тесно связан с изменением внешней политики СССР в конце 1980‑х гг. (“дипломатия перестройки”), а его наиболее характерными чертами являлись готовность России и США к сотрудничеству и партнерству, а также их взаимные завышенные и неадекватные ожидания. Однако эти особенности не отражают всей сложности, неоднозначности и даже противоречивости начального этапа новых российско-американ­ских отношений.

v Новый характер отношений получил отражение в двух документах 1992 г.: “Кэмп-Дэвидская Декларация о принципах новых взаимоотношений” и “Хартия российско-американского партнерства и дружбы”. В них предусматривались отказ сторон рассматривать друг друга в качестве противников (короч отныне во всём дружба и партнерство); общая приверженность правам человека, экономической свободе; поддержки США курса России на углубление реформ; продолжение процесса сокращения вооружений и сотрудничество в поддержании стратегической и региональной стабильности.

Подписать или иным образом закрепить следующие российско - американские договоренности (помимо двух,что отмечены выше):

· Документ о дальнейших радикальных сокращениях СНВ

· Соглашение о сотрудничестве России и США по вопросам ликвидации оружия массового уничтожения

· Соглашение между министерствами обороны Российской Федерации и США об обеспечении безопасности ядерного оружия посредством поставки бронированных покрытий и оборудования для ликвидации последствий аварий

· Совместное заявление о сотрудничестве в области конверсии

· Соглашение об обучении российских военнослужащих в военных учебных заведениях США

· Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений

· Договор об избежании двойного налогообложения

· Соглашение об использовании в России добровольцев "Корпуса мира" США

· Меморандум о понимании в отношении "открытой суши"

· Соглашение о сотрудничестве в области жилища, городского и регионального развития

· Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях

· Четырехстороннее Соглашение об учреждении в России Международного научно - технического центра

· Договоренность об открытии генеральных консульств Российской Федерации и США в Сиэтле и Владивостоке,

· Договоренность об отмене квот на количественный состав официальных представительств Российской Федерации и США на территории друг друга.

v Значительно активизировались российско-американские политические связи. Приобрели регулярный характер встречи президентов двух стран. Оживились межпарламентские контакты, взаимодействие по линии других государственных учреждений и ведомств. Все это позволило добиться важных результатов.

v Активно развивалось сотрудничество в сфере сокращения вооружений. В 1992 г. ратифицирован подписанный годом ранее Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), а уже в 1993 подписан Договор СНВ-2. Стороны достигли рамочной договоренности, предусматривавшей радикальные сокращения наступательных вооружений США и России к началу XX в. Сферой двустороннего взаимодействия становилось сотрудничество в безопасном уничтожении ядерных и химических боеприпасов, а также вопросы нераспространения оружия массового поражения и ракетной технологии.

v Начало рыночных реформ в России открыло значительные перспективы для сотрудничества в торгово-экономической области.Снят был ряд ограничений периода “холодной войны”, создавалась договорно-правовая база экономического взаимодействия. Рабочим механизмом решения проблем в этой сфере стала созданная в 1993 г. межправительственная российско-американская Комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству (известная по именам ее сопредседателей как “Комиссия Гор-Черномырдин”).

Борис Ельцин Джордж Буш

В 1992-1996 годах в российской внешней политике американское направление стало преобладающим. Были заложены концептуальные основы внешнеполитических стратегий обоих государств в изменившемся мире, происходило становление российско американских отношений.

В 1992-1996 годах в российской внешней политике американское направление стало преобладающим. Были заложены концептуальные основы внешнеполитических стратегий обоих государств в изменившемся мире, происходило становление российско-американских отношений.

31 января-1 февраля 1992 года Борис Ельцин впервые посетил США в ранге президента Российской Федерации. В Кэмп-Дэвиде прошел саммит с участием российского лидера и американского президента Джорджа Буша-старшего. Стороны обсудили проблемы распада СССР, договорились продолжать процесс сокращения стратегических ядерных вооружений, сотрудничать в области торговли оружием, сфере нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и пр.

По итогам встречи принята Кэмп-Дэвидская декларация, зафиксировавшая новую формулу российско-американских отношений, впервые официально провозглашено окончание холодной войны.

2-3 января 1993 года президент США Джордж Буш старший посетил Москву. По итогам встречи с российским лидером Борисом Ельциным был подписан Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

3-4 апреля 1993 года в Ванкувере (Канада) состоялась первая встреча президента РФ Бориса Ельцина и президента США Билла Клинтона. По итогам встречи была принята Ванкуверская декларация, провозгласившая стратегическое партнерство России и США.

12-15 января 1994 года состоялся первый официальный визит президента США Билла Клинтона в Москву. По итогам переговоров на высшем уровне были подписаны Меморандум о намерениях между правительствами двух стран о сотрудничестве в области экспортного контроля и контракт на продажу в США в течение 20 лет российского урана, извлекаемого из демонтируемых ядерных боеголовок. Принято Совместное заявление о нераспространении оружия массового поражения и средств его доставки, а также Декларация, которая зафиксировала договоренность об отказе РФ и США от нацеливания друг на друга стратегических ядерных ракет.

27-28 сентября 1994 года состоялся очередной визит президента России Бориса Ельцина в США. По итогам встречи на высшем уровне в Вашингтоне было подписано Совместное заявление президентов РФ и США по вопросу стратегической стабильности и ядерной безопасности; было принято Совместное заявление о принципах и целях развития торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества "Партнерство для экономического прогресса", главной целью которого провозглашено "стремление установить стратегическое экономическое партнерство".

9-10 мая 1995 года президент США Билл Клинтон посетил Москву по случаю 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Активно развивался диалог на высшем уровне "на полях" различных саммитов. Лидеры США и России неоднократно встречались в рамках саммита G7 ("Большой семерки"), в последствии G8 ("Большой восьмерки"): 8 июля 1992 года в Мюнхене (Германия); 9-10 июля 1993 года в Токио (Япония); 10 июля 1994 года в Неаполе (Италия); 17 июня 1995 года в Галифаксе (Канада); 20-21 апреля 1996 года в Москве.

23 октября 1995 года президент России Борис Ельцин встретился с президентом США Биллом Клинтоном в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

13 марта 1996 года российско американская встреча на высшем уровне состоялась в рамках саммита, посвященного достижению мира на Ближнем Востоке, в Шарм-эш-Шейхе (Египет).

Всего за 1992-1996 годы между РФ и США было заключено около ста межправительственных и межгосударственных договоров, что составляло более половины всех аналогичных советско американских документов, подписанных в 1933-1991 годах. Для данного этапа российско-американских отношений было характерно снижение количества договоренностей по военно политическим и региональным проблемам и рост соглашений по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

В сентябре 1993 года в ходе визита в США председателя правительства РФ Виктора Черномырдина в соответствии с Ванкуверской декларацией (1993) создана Российско американская комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству (до марта 1998 года носила второе название "Комиссия Гор - Черномырдин" - по фамилиям представителей сторон).

В результате работы комиссии наметился заметный рост двусторонней торговли и превращение США в крупнейшего иностранного инвестора России (с 1992 по 1998 год включительно США вложили в российскую экономику 7,7 млрд долларов, что составляло около трети объема иностранных инвестиций).

По мнению экспертов, в первой половине 1990 х годов в двусторонних отношениях между Россией и США был получен целый ряд значимых результатов: достижения в области контроля над стратегическими вооружениями, ликвидация или, по крайней мере, сужение идеологических и политических разногласий между Россией и США, расширение деловых и культурных контактов россиян и американцев, экономическая помощь США и т.п.

(Дополнительный источник: "Энциклопедия российско-американских отношений", XVIII-XX века, Москва, 2001).

Читайте также: