Романтизм и реализм в творчестве лермонтова кратко

Обновлено: 04.07.2024

“Герой нашего времени” многими нитями связан с романтизмом, не утратившим еще своего значения для автора “Демона” и “Мцыри”. Преимущественное внимание к внутреннему миру человека, аналитический способ его раскрытия, психологический самоанализ героя, некоторая загадочность его прошлого, контрастность характеров, острота сюжета, нарушение хронологической последовательности в композиции, заметно выраженный “субъективный элемент”, придающий эпическому жанру

глубокий лиризм, – таковы художественные традиции романтизма, в той или иной форме проявившиеся в романе М. Ю. Лермонтова. Однако это не дает нам права считать “Героя нашего времени” романтическим романом, который был популярен в то время в России и на Западе.

Традиции романтизма в романе Лермонтова подчинены иному художественному заданию – реалистическому – и выступают в иной функции, также реалистической. “Герой нашего времени” вместе с произведениями А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя стал великим созданием русского реализма.

Роман (бессмертное произведение)тическим решением вопросов,

выдвинутых реальной действительностью, романтическим отображением процессов, происходивших в русской жизни той поры, нельзя было ограничиться. Широкое освещение этой темы требовало художественных средств реалистического романа. Так возникает “Герой нашего времени”.

Откликом на критические сведения о “Герое нашего времени” явилось предисловие, написанное Лермонтовым ко второму изданию. Автор указывает основные принципы, которым он следовал в своем произведении. Это, прежде всего, реализм, задачей которого является создание типичного образа: “Герой нашего времени… это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.

Лермонтов отстаивает реалистичность созданного им характера. “…Ежели вы верили, – обращается он к читателям, – возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не верите в действительность Печорина? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали. ” “Довольно людей кормили сластями, – возражает Лермонтов тем, кому образ Печорина казался “преувеличенным”, – у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины”.

“Герой нашего времени” поднимает очень важные для того времени вопросы. Лермонтовский Роман исследует центральную проблему эпохи – проблему “деятеля”, отвечающего общественно-историческим потребностям эпохи.

Принцип реализма, осуществленный Лермонтовым в “Герое нашего времени”, определил и стиль романа.

Отказ от метафоричности, характерной для романтического стиля, предметная точность словоупотребления, преобладание простых предложений, придающее изложению сжатость, лаконичность, – таковы основные особенности прозаической речи Лермонтова в “Герое нашего времени”. Однако в стиле романа мы видим и черты романтизма. Отказываясь от метафоричности, Лермонтов не исключает полностью слов и выражений в переносном значении.

Там, где это вызывается необходимостью, он использует систему тропов, богато разработанную романтиками, в том числе и им самим. Вот отрывок из пейзажа в “Тамани”: “Берег обрывком спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию”.

Олицетворения, которыми полно это описание, не нарушая реалистического принципа пейзажной живописи, придают картине глубокую эмоциональность. Метафорический характер носит концовка повести “Княжна Мери”. Образы бурного моря и матроса, рожденного и выросшего на палубе разбойничьего брига, связаны с традициями романтизма.

С традициями романтизма связано обилие афоризмов и парадоксов, которыми сопровождается повествование, особенно в “Княжне Мери”: “…честолюбие есть не что иное, как жажда власти”, “А что такое счастье? Насыщенная гордость”, “Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается”, и т. д.

Как писатель-реалист Лермонтов в “Герое нашего времени” блестяще разрешил задачу сохранения индивидуального речевого стиля изображаемых персонажей. Автор заставил Максима Максимыча рассказать историю Бэлы простым, но очень трогательным языком. (“Наделал он мне хлопот, не тем будь помянут”; “зато уже иногда, как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха”, и т. д.).

Индивидуальный стиль речи изображаемого персонажа Лермонтов сумел сохранить и там, где изложение ведется от лица рассказчика.

Особенно яркая речевая характеристика дана в романе Грушницкому. Лермонтов здесь зло высмеял ставшую шаблонной романтическую фразеологию. Устами Печорина Лермонтов так характеризует язык Грушницкого: “Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.

Грушницкого страсть была рекламировать”.

Индивидуальность речи каждого персонажа является еще одной реалистической чертой произведения.

Средствами реалистического искусства Лермонтов создает в “Герое нашего времени” типичный образ, в котором нашли отражение существенные стороны современной писателю действительности. Реалистические тенденции, проявившиеся и в ранних произведениях Лермонтова, нашли полное развитие в “Герое нашего времени”.

Реализм и романтизм удачно сочетаются в романе и взаимно дополняют друг друга.

Лермонтов как поэт романтизма

В творчестве Лермонтова, особенно в ранний период, много черт от романтического стиля.

Для этого стиля характерен прием двоемирия, когда в своей душе лирический герой рисует идеальный образ, а на деле сталкивается с жестокой действительностью.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

В этом стихотворении лирический герой признается, что влюблен не в ту земную женщину, которую видит перед собой, а в далекий и призрачный идеал женщины, которую создало его воображение. При этом идеал гораздо дороже оригинала.

Как это и свойственно романтизму, герой лирики Лермонтова часто одинок, он ищет лучшей доли в мире людей, но обретает чувство гармонии только в единении с природой.

Для чего я не родился
Этой синею волной?
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной,
О! как страстно я лобзал бы
Золотистый мой песок,
Как надменно презирал бы
Недоверчивый челнок…

Здесь лирический герой стремится слиться с природой, чтобы оставить свою человеческую сущность и обрести покой и забвение.

Черты лирики Лермонтова пронизаны духом романтизма, это мятущийся тревожный порыв к настоящей свободе, познанию истинного счастья и любви.

Лермонтов как поэт реализма

Однако гений Лермонтова заключил в себя не только популярный в его годы романтический стиль, но и стиль реализма. Поэтому в некоторых своих произведениях поэт предстает как состоявшийся реалист, верный наследник А.С. Пушкина.

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

Мать рассказывает сыну о его будущей непростой судьбе – судьбе воина, она говорит, что будет молиться за него и ждать его домой с войны:

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

В этом бесхитростном, на первый взгляд, стихотворении выражена и любовь к своей Родине, и восхищение перед подвигом материнства, и вся суть человеческой жизни.

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Необычность лирики Лермонтова как раз и заключается в сочетании романтических и реалистических мотивов: каждый читатель найдет в произведениях поэта то, что ему по душе: и тоску мятущейся одинокой молодости, и живое описание жизни своего народа.

Достаточно тяжелое детство было у поэта. Он рано потерял мать, отец не занимался воспитанием сына. Бразды семейного правления в руки взяла бабушка. Она не могла позволить растить мальчика, на ее взгляд, легкомысленному Юрию Петровичу, поэтому все тяготы воспитания она водрузила на свои плечи.

Внук не отличался отменным здоровьем, практически все детство пребывал в болезненном состоянии. В бабушкином доме удалось получить серьезное образование. Продолжил образовательный процесс юнец в Московском благородном пансионе. Те годы можно считать началом поэтической деятельности Михаила.

Отсутствие полноценной семьи, постоянные болезни – все это оставило отпечаток на его характере. Такие печальные моменты не могли не отразиться на становлении Лермонтова как творческого человека, личности в целом.

Важно! Ссылка на Кавказ также наложила свой отпечаток на характер Лермонтова. Особенно ярко было выражены эмоции в произведениях, которые были написаны в этот период.

Все мы знаем, какие произведения написал Лермонтов. Каждое поколение читателей откроет что-то для себя. Его книги вызывали отрицательное отношения со стороны правящей верхушки. Практически все произведения Лермонтова были пропитаны влиянием декабристских идей.

Сам Михаил был очень требовательным человеком, прежде всего к себе. Он отличался дерзким характером. Молодой человек позволял себе шутки над другими, которые порой переходили границы. Своим творчеством поэт внес новые веяния в лирику 19 века.

Творчество

Все стихотворения можно разбить на блоки: о природе, патриотизме, о любви и дружбе, о поисках смысла жизни. Несмотря на короткую жизнь, поэту удалось объять необъятное, охватить широкий спектр тематики произведений.

Список знакомых нам произведений русского поэта не ограничивается несколькими стихотворениями и парой поэм, всего было написано более 400, каждое из них интересно по-своему.

Поэт писал как взрослые рассказы философского характера, так и для детей. Его произведения отличаются легкостью не только в заучивании, но и в понимании. Лермонтов описывал природу и красоты Кавказа. Все стихотворения интересные, а некоторые западают в душу навсегда.

Это интересно! Повесть Портрет Николая Гоголя: краткое содержание

Самые известные произведения Лермонтова:

Романтические поэмы М.Ю. Лермонтова.

Романтизм-как литературное направление сформировался в конце XVIII — начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая личность. Мир, в котором находится такой герой, не соответствует его идеалу, его представлениям о жизни. Поэтому основными в романтических произведениях являются темы одиночества, бегства от действительности, поиск идеала, внутренней и внешней свободы.

В нашей стране романтизм как литературное направление сложился к 20-м годам XIX века. У его истоков стояли Батюшков, Жуковский, последователи немецкой традиции романтизма. В России это направление развивалось в произведениях Пушкина и Лермонтова, идеалом для которых стал Байрон и его мятежный романтический герой.

В творчестве Лермонтова проявляется общая закономерность развития русской литературы 20—30-х годов: от романтизма к реализму. Однако овладение методом реализма не привело Лермонтова к отказу от романтизма. Оба художественных метода в творчестве Лермонтова выступают в сложном своеобразном синтезе. И пример этому поэмы: “Мцыри” и “Песня про царя Ивана Васильевича…”

— это последняя чисто романтическая поэма Лермонтова. В ней мы можем выделить все мотивы, характерные для лермонтовского романтизма: это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы.

“Мцыри” продолжает традицию пушкинских кавказских поэм, однако в основе сюжета “Мцыри” лежит не ситуация бегства от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина, а ситуация бегства к людям, на родину. Вообще тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова. Но у Лермонтова монастырь не связан с верой, религией. Для Мцыри бегство из монашеской кельи вовсе не означает безверие. Скорее, в духе романтизма монастырь символизирует темницу земного бытия, из которой стремится вырваться Мцыри. Он — сильная личность, бросившая вызов окружающему миру. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни. Главная черта этого героя, определяющая весь его образ,— это духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побыть на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:

Увы! — за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, родственной душе героя, которая у Лермонтова, как и у Пушкина, является символом романтической свободы. Мцыри превыше всего ценит свободу; время, проведенное в монастыре, было лишь существованием для него, три дня на воле стали для героя поэмы истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

В композиции “Мцыри” также проявляются романтические черты. Лермонтов подробно не рассказывает нам о жизни Мцыри в монастыре. Он описывает только самые важные, напряженные моменты в судьбе своего героя.

Но жизнь в монастыре наложила отпечаток на Мцыри, он уже не способен жить на воле. Он погибает. Смерть оказывается для него блаженным забвением на лоне природы, так как именно после смерти герой соединяется и с природой, и с Кавказом.

“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”

является поэмой, написанной в народном духе. Лермонтов воссоздает стиль русской народной поэзии, наделяет купца Калашникова чертами героя русского народного эпоса. Поэт вводит в свою поэму традиционные фольклорные образы гусляров.

“Песня…” — не целиком романтическое произведение, но в поэме имеется много романтических черт. Само обращение к средневековому прошлому Родины характерно для творчества романтиков. Такие черты, как стремление к свободе, идеалу жизни, сильная воля, самоотвержение на пути к цели, возвышались и поэтизировались. Калашников — это мятежный, борющийся романтический герой.

В “Песне…”, как и в “Мцыри”, вершинная композиция: перед читателями кульминация судьбы героя, кульминация его развития.

Готовясь отомстить обидчику, Калашников вступает в открытый бой с государем, потому что он борется против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Автор любуется Степаном Парамоновичем, готовым насмерть стоять за святую правду, но эта идея Калашникова не тождественна идее всего произведения. Смысл поэмы не исчерпывается протестом, бунтом Калашникова, смысл “Песни…” заложен в ее народности.

Таким образом, в творчестве Лермонтова романтизм является основным направлением. Он не связан с каким-либо хронологическим этапом в жизни поэта. Романтические черты мы можем выделить в каждом произведении Лермонтова, причем романтизм не мешал поэту обращаться и к другим художественным методам, например реализму. Во многих произведениях Лермонтова мы видим синтез этих двух направлений. В “Песне…”, написанной в 1837 году, романтические черты переплетаются с чертами фольклорной поэтики. А в “Мцыри” нет ни одной реалистической черты. Эту поэму можно считать классическим образцом романтической поэмы.

  • Содержание
  • Материалы 2
  • Вопросы 3
  • Меню
Жанры древнерусской литературы.
Повесть
Романтические поэмы М.Ю. Лермонтова.
Периоды развития русской литературы
Лирика М.Ю. Лермонтова. Эволюции поэзии Лермонтова.
Поэмы А.С.Пушкина
Жанр жития. Житие Феодосия Печерского.

Слава молодого поэта

Лермонтов – один из самых известных русских поэтов. Его произведения стали известны еще при жизни. Также о творчестве молодого писателя говорили и после его смерти. Михаилу Юрьевичу удалось охватить практически все вечные вопросы. Перо автора отразило на листах лирические ноты, что особенно видно на начальном этапе творчества. Он писал о жизни и смерти, о героизме, свободе человеческой личности, судьбе поэта в обществе.

Пребывание в ссылке дважды на Кавказе сроднило Лермонтова с этими неописуемыми местами. На кавказских просторах поэт проявлял небывалую отвагу. В боевых действиях слыл храбрым бойцом. Ни одна военная операция не проходила мимо него, удивлял своей удалью даже кавказских жителей. Однако награды проходили мимо него, поскольку правящая верхушка недолюбливала правдивое отношение гусара к их поступкам, образу жизни.

Важно! Поэмы Лермонтова, его стихотворения затронули струны человеческой души очень глубоко. Именно поэтому многим захотелось донести мысли поэта до окружающих в песенной форме. Песни и романсы на стихи поэта звучат великолепно и незабываемо.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 10 класс тв-во Лермонтова.pptx

М.Ю.Лермонтов 3 октября 1814-15 июля 1841 

Описание презентации по отдельным слайдам:

М.Ю.Лермонтов 3 октября 1814-15 июля 1841 

М.Ю.Лермонтов 3 октября 1814-15 июля 1841 

Жажда свободы, вольности, борьбы разочарование, одиночество, поиск гармонии в.

Жажда свободы, вольности, борьбы разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром любовь-страдание критика самодержавия и светского общества осмысление судьбы своего поколения положение народа и Родины трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии Основные темы и мотивы лирики 

Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жи.

Основной творческий принцип поэта сформулирован в произведениях «Герой нашего.

О, как мне хочется смутить веселость их, И дерзко бросить им в глаза железны.

О, как мне хочется смутить веселость их, И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы… 

В России 30-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который открыто б.

В России 30-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который открыто бросил вызов правящему обществу. Ярким примером тому служит стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен. ”. Вынужденный жить среди светской черни, поэт глубоко презирает интригу, ложь, пустоту и бездушие этих людей. Очень большое место в творчестве Лермонтова занимает тема инертности молодого поколения. Даже лучшие представители молодежи того времени не знали, как и куда приложить свои силы. В конце концов многие из них стали безразличны ко всему, стали “лишними людьми”. Стихотворение “Дума” — это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима.. 

Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слиш.

Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет. 

“Только страдание – обязательное условие формирования настоящего поэта” Нет.

“Только страдание – обязательное условие формирования настоящего поэта” Нет, я не Байрон, я другой, Ещё неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. 

Лирическое "я" ранней лирики Лермонтова -- это романтический герой, мечтающий.

Лирическое "я" ранней лирики Лермонтова -- это романтический герой, мечтающий переделать мир по "книжным" образцам; избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон. . Исповедальность сменяется холодной иронией и отрицанием более крупного масштаба. Иногда лирическое "я" даже отодвигается на второй план, уступая место "объективным" персонажам. 

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато пр.

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? Бывало, мерный звук твоих могучих слав Воспламенял бойца для битвы; Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И отзыв мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. Но скучен нам простой и гордый твой язык; — Нас тешат блестки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны. Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? В наш век изнеженный… 

Лермонтов - продолжатель традиций poмантизма Дж. г. Байрона, В. А. Жуковског.

Лермонтов - продолжатель традиций poмантизма Дж. г. Байрона, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, декабристской поэзии Вопрос о соотношении романтизма и реализма в твоpчестве Лермонтова не является окончательно решенным в силу eгo сложности и до сих пор активно обсуждается в литературоведении. Романтизм и реализм в творчестве 

В сознании романтического героя лермонтовских произведений идет борьба добра.

В 1835-1841 годах происходит кризис романтичеcкoгo миросозерцания Лермонтова.

В 1835-1841 годах происходит кризис романтичеcкoгo миросозерцания Лермонтова. Романтизм позднего периода лишен активно протестующего характера, он приобретает все более трагический оттенок. Всякое прикосновение лирического героя к миру оказывается конфликтным и даже гибельным для нeгo . 

Нарастание реализма затронуло все жанры творчества Лермонтова в целом. Особен.

Средством протеста, орудием борьбы с ненавистным ему обществом Лермонтов выби.

Выбранный для просмотра документ опорный лист урока.docx

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

Романтизм и реализм в творчестве

(опорный лист урока раздается каждому учащемуся, на обратной стороне делаются пометки. краткий конспект .записывается интересная, с точки зрения учащегося, информация; возможна оценка работы с информационным листом)

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов(3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков.

1. Основные темы и мотивы лирики
1)жажда свободы, вольности, борьбы
2) разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром
3) любовь-страдание
4)критика самодержавия и светского общества
5) осмысление судьбы своего поколения
6)положение народа и Родины
7)трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии

В поздней лирике герой приходит к признанию неразрешимости конфликта с миром и дисгармонии в собственной душе. Начинают звучать мотивы трагической безысходности, усталости. Хотя лирическое "я" и понимает приоритет вечных нравственных ценностей, но не может расстаться со своим правом на исключительную, "странную" судьбу.

3. Романтизм и реализм в творчестве поэта .
В сознании романтического героя лермонтовских произведений идет борьба добра и зла, земного и небесного начал, возникает двоемирие. Разочарование является следствием повышенной требовательности к людям, миру, самому себе, и от этого в творчестве.
Подобно героям Байрона, романтическая личность у Лермонтова чувствует отчужденность от мироздания, что приносит ей страдания, одиночество.

В 1835-1841 годах происходит кризис романтичеcкoгo миросозерцания Лермонтова. Романтизм позднего периода лишен активно протестующего характера, он приобретает все более трагический оттенок. Лирический герой приобретает суровую сдержанность, становится волевой личностью.

Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладом для оперного, симфонического творчества и романсов.

Читайте также: