Романтизм и реализм в герое нашего времени кратко

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Рада Хибба

Автор: Самый Зелёный · Published 22.10.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 24.08.2021

Сочинение: Тема природы в творчестве А.А. Фета

Автор: Самый Зелёный · Published 07.08.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Данное произведение заключает в себе реалистические и романтические элементы. Лермонтов с объективной точки зрения глядит на русское бытие, подходит к ее описанию как настоящий исследователь. Два этих направления находят друг против друга в сравнении и подчеркивают самую важную проблему романа. Реализм формируется и подчеркивается во внутренностях другого жанра.

В заметках по пути использован реалистический вид рассказа. Детали быта описаны четко и достоверно, а речь проста и поэтична, также заполнена иронией и лирикой.

Романтические сцены

Любовь и романтика – слова-синонимы. Красива любовь Печорина и Бэлы в начале ее проявления. Искренность дикой княжны удивительно привлекательна. Романтизмом наполнены сцены, описывающие стремление Григория покорить сердце девушки. Их роман завершается трагично. Любовь проходит.

Романтические пейзажи

Расцветает пейзажный жанр. Это эпоха знаменитых пейзажистов — таких, как Уильям Тёрнер.

А неугомонность духа романтиков пробуждала интерес к экзотическим далям и буйству стихий. Выразительный пример — полотна выдающегося мариниста Ивана Айвазовского.

Поэтизируя природу, художники делали её полноправной героиней сюжетных полотен.

Ландшафты перестали быть фоном. Во многих работах мастеров-романтиков персонажи борются со стихией. В других природные явления подчёркивают душевные переживания героев.

Романтики-пейзажисты любили изображать грозы, бури, штормы, землетрясения, извержения вулканов.

Они восхищались непокорной красотой природных сил и наслаждались эмоциональным воздействием своих творений на зрителя.

Герои романтики и реалисты


В общем, можно сделать вывод, что характеристики героев реализма и романтизма, хотя и достаточно разнятся во многом, в чём-то сильно близки. Можно ли сказать, что реализм — это более усовершенствованный романтизм? В принципе да, так как многие вещи романтизма со временем устарели или просто были переосмыслены и в итоге превратились в то, что люди назвали реализмом.

Особенности романтизма

  1. Главный герой романтических произведений должен был быть сложной, многогранной личностью, переживающей все события, происходящие с ним, остро, глубоко, очень эмоционально. Это страстная, увлечённая натура с бесконечным, таинственным внутренним миром.
  2. В романтических произведениях всегда было противопоставление высоких и низменных страстей, поклонников этого направления интересовало любое проявление чувств, они стремились понять природу их возникновения. Их больше интересовали внутренние миры героев и их переживания.
  3. Писатели-романисты могли выбрать любую эпоху для действий своего романа. Именно романтизм познакомил весь мир с культурой Средневековья. Интерес к истории помогал писателям создавать свои яркие произведения, пропитанные духом того времени, о котором они писали.

Мятежные живописцы-романтики

Романтизм в живописи оформился в 1820-1830-х годах. Живописцы-романтики активно противостояли неоклассицизму и в особенности его канонической версии — консервативному академизму. Между романтиками и академиками шли бурные идейные битвы!

В этом художники-романтики были похожи на своих героев: они смело шли наперекор общественному мнению, отвергали догмы, бросали вызов устоявшимся традициям.

Слишком динамично, слишком ярко, слишком эмоционально, слишком шокирующее! Академисты жёстко критиковали работу, но революция в живописи уже произошла: Жерико потряс основы классической живописи и открыл дорогу новому направлению.

В борьбе с критиками творил и Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix), ставший главой французской романтической школы. Признание он обрёл лишь к концу жизни. На Делакруа оказали влияние знаменитые колористы Позднего Возрождения и барокко: Тициан, Веронезе, Рубенс. Он запоем читал Шекспира и Байрона. Восхищался Жерико и тоже смело эпатировал высокосветских ценителей и столпов академизма.

Его победе способствовала меняющаяся общественно-политическая обстановка:

  • расширялся круг образованных людей;
  • усиливался средний класс;
  • ломались исторические традиции, связанные с монархизмом;
  • шла борьба против всего косного, реакционного;
  • одной из главных ценностей была провозглашена свобода;
  • нарастали демократические тенденции.

Это было время буржуазных революций и национальных движений. Аристократические идеалы, воспеваемые в стиле ампир, сменялись идеалами более широких масс. Усиливалось значение индивидуализма, ценнее становилась личность. Всё это нашло отражение в работах мастеров романтической школы.

Но не стоит думать, что романтики-живописцы всегда находились в непримиримом антагонизме с классическими традициями. Многие мастера сочетали в своём творчестве романтизм с классицизмом, а иногда и с академизмом. Это было особенно характерно для России. Например, Карл Павлович Брюллов создал удивительную гармонию из академической основы и романтического взгляда на мир, сотворив галерею бессметных шедевров.

Просвещение

Романтизм и реализм столкнулись в тот период, когда в реалистичном направлении стали преобладать просветительские идеи. В этот период литература стала своеобразной подготовкой общества к социально-буржуазной революции. Все поступки героев оценивались только с точки зрения разумности, поэтому положительные персонажи — это воплощение разума, а отрицательные — нарушающие нормы личности, некультурные, поступающие неразумно.

В этот период реализма появляются его подвиды:

  • английский реалистический роман;
  • критический реализм.

То, что для представителей романтизма было проявлением бессердечности, реалистами понималось как разумность действий. И наоборот, та свобода действий, которой следовали герои романов, порицалась представителями реализма.

Самые знаменитые произведения


Необычайно интересное произведение. В качестве главного действующего лица выступает княгиня Вера Николаевна, которая в момент начала рассказа находится на даче. Её семья имеет финансовые трудности. Вера Николаевна всеми силами старается помочь и поддержать своего мужа, страстная любовь к которому давным-давно ослабла. Княгиня счастлива, что не приходится оставаться в городе, где пришлось бы устраивать званый ужин в честь своих именин, поскольку это наверняка ещё более сильно отразится на достатке супругов. Именины Веры Николаевны, которые должны были пройти тихо и спокойно, неожиданно заканчиваются трагедией. Во время празднества, после получения подарков, женщина обнаруживает письмо и посылку от неизвестного. Подарком оказывается гранатовый браслет, а в письме рассказывается о горячей привязанности и дружбе. В результате оказывается, что всю жизнь Веру Васильевну, вплоть до брака, любил некий мужчина, однако не стал мешать её счастью. Раздражённый муж Веры Васильевны и её брат отправляются на поиски загадочного поклонника. Они обнаруживают некоего господина Желткова. Мужчина признаётся, что ему проще убить себя, чем перестать любить Веру Васильевну. Вскоре, не выдержав напряжения, мужчина совершает суицид. Вера Васильевна отправляется попрощаться с ним, и, неожиданно для себя, осознаёт, что именно этот мужчина любил её всю жизнь. Осознание того, что, возможно, она пропустила свою единственную любовь, тяготит главную героиню. Она сравнивает мужчину со своим мужем и понимает, что с Желтковым страсть и привязанность никогда бы не угасли, и вся жизнь была бы совершенно иной, не такой серой, обыденной и скучной.




Главный герой, как понятно из названия, Вертер. Образованный, творческий молодой человек, из небогатой семьи. Вертер находит маленький зелёный городок, где в одиночестве рисует, наслаждается общением с простыми людьми, читает Гомера. Случайно герой знакомится с Шарлоттой. Девушка сталкивается с ним на загородном балу. Вертер влюбляется без памяти. Его впечатляет стойкость девушки перед невзгодами судьбы, ведь ей пришлось растить девять братьев и сестёр после смерти матери. Девушка не только красива, но и увлечена тем же, что и Вертер, поэтому молодые люди быстро находят общий язык. После того вечера молодой человек постоянно общается с Лоттой, помогает ей во всём. Вертер ощущает себя участником в её жизни. Однако, ухаживания остаются без ответа, так как у девушки уже есть богатый и солидный жених, который на момент рассказа находится в другом городе, где занимает хорошую должность. По прибытию домой, Альберт, жених девушки, знакомится с Вертером. Как соперника он его не рассматривает, но из уважения к персоне главного героя не показывает чувств к Шарлотте. Вертер всё равно сильно ревнует. Когда у Шарлотты и Вертера бывают встречи, Альберт всегда находится рядом, чем ужасно раздражает молодого человека. Общение Вертера и Альберта сводится к тому, что они довольно часто спорят о природе любви. Вертеру присуща любовь страстная, которая разумом не контролируется, а Альберту по душе холодный расчёт и разумное решение проблем. В день рождения Шарлотты Вертер получает в подарок бант с платья возлюбленной. Этот подарок сделал ему Альберт. Молодой человек понимает, что пора двигаться дальше и уезжает прочь, попрощавшись с Шарлоттой. Он находит в другом городе работу и новую девушку, которая похожа на его прошлую, ещё не умершую любовь. Однако, ввиду проблем, связанных с его душевным состоянием, молодой человек увольняется и уезжает обратно к Шарлотте. По приезду он видит её счастливый брак с Альбертом и решает покончить с собой, не в силах выдержать любовной муки. Трагедия кончается тем, что Альберт и Шарлотта хоронят его в месте, которое он выбрал сам.



В этом произведении речь идёт о девушке Олесе и рассказчике – главном герое, который оказывается в маленькой и неказистой губернии. И нет больше в той деревушке развлечения, кроме как охота. Однако, молодой человек узнаёт, что недалеко живет ведьма, которая может предсказывать будущее. Сильно заинтригованный главный персонаж направляется к загадочной избе, где знакомится с ведьмой и её дочерью. Дочь зовут Олеся. Героиня оказывается милой, красивой и смешливой девушкой, коих главный герой ещё не встречал, что неволей заставляет его интересоваться Олесей всё больше и больше. Сначала между ними завязывается крепкая дружба, которая перерастает в роман. Однако, не смотря на счастье от любви друг к другу, Олеся, которая знает будущее, подозревает, что отношения закончатся плохо. Она говорит об этом главному герою, однако тот отмахивается, предпочитая жить одним днём. Вскоре ему пора возвращаться в родной городок, Олеся признаётся, что выйти замуж за него не может, и в церковь войти тоже, ведь её душа давно продана нечистому. В результате Олеся получает общественное порицание, когда пытается войти в церковь первый раз. Главный герой и девушка расстаются, чтобы потом никогда не встретиться снова.

Реализм

Никто точно не может сказать, когда появилось это направление, но оно считается одним из наиболее ранних течений. Его особенности зависят от конкретной исторической эпохи, в которую его рассматривают. Поэтому главной отличительной особенностью является точное отражение действительности.

Реализм как литературное направление

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.
Определение 1

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.

Реализм — литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.

Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.

Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Реализм в русской литературе 410 руб.
  • Реферат Реализм в русской литературе 230 руб.
  • Контрольная работа Реализм в русской литературе 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.

Задумка Лермонтова требовала истинного изображения действительно в произведении, а это, в свою очередь, повлияло на весь стиль романа. Произведение написано простым, понятным, лаконичным языком. Кроме того, Лермонтов отказался от метафоричных образов, которые свойственны романтизму. К ому же, читатель с лёгкостью может заметить индивидуальность языка каждого из героев. К примеру, Максим Максимыч разговаривает простым, местами даже просторечным языком. Подобный приём работает именно на реализм, ведь речь героя может отражать уровень его образования, положение в обществе – то есть реальное положение вещей.

Если мы обратим внимание на главного героя произведения, Григория Печорина, то сможет вполне законно назвать его романтическим героем, искателем свободы, покоя, искателем подходящей жизни. Однако в отличие от прочих романтических героев, Печорин не лишён способностей хорошего анализатора. Он не идёт наперекор толпе из высоких побуждений, он лишь пытается развеять свою скуку, он много наблюдает за окружающими его людьми, потому ему и легко, а, следовательно, скучно играть со своими знакомыми, причиняя им страдания. Он успешно анализирует модели поведения людей, поэтому исход для него всегда очевиден и предсказуем, он твёрдо знает, как добиться желаемого.

Но не только других анализирует Печорин, с тем же успехом он предаётся самоанализу. Автор наделяет героя умением смотреть на свою жизнь со стороны и трезво, без приукрашения, оценивать её, оценивать себя самого, свои поступки, своё поведение. Лермонтов открывает в своём романе глубокий психологизм героя, который в дальнейшем получит своё развитие именно в реалистической литературе.

2 вариант

Реализм – это направление в литературе, которое было наиболее популярно в искусстве в целом в 19-ом веке, сменив собой романтизм. Для того, чтобы понять, что такое реализм в искусстве и особенно в литературе, необходимо установить, что любое произведение условно делиться на два элемента – субъективный, то есть то, что автор выдумал и вложил в историю, персонажей и их окружение (характерен для уже упомянутого романтизма), а так же объективный – то есть то, что творец увидел в реальном мире и воспроизвёл в своём творении. Именно максимально возможное отражение реальности и использование объективного элемента присуще реализму как направлению в искусстве.

Также читают:

Картинка к сочинению Черты реализма в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Действие рассказа происходит осенний дождливый день. Старый тарантас подъезжает к избе, половину которой занимает почтовая станция, а вторую половину – гостевая комната. Из повозки выходит старый мужчина

Образ Прекрасной Дамы очень важен для Александра Блока, он даже так назвал один из самых своих известных циклов. Этот образ постоянно встречается в его стихах.

Величайшее своё произведение роман Тихий Дон Михаил Александрович Шолохов пишет долго, двенадцать лет. Всё до мелочей в нём отточено, а в образе главного героя Григория Мелехова собраны все проблемы

Все творчество А. Солженицына постоянно находится на гребне читательского обсуждения. Оно никого не оставляет равнодушным. Один из немногих российских писателей, который был гоним и обласкан

Значит, в изображении героя есть как реализм (влияние социума на характер), так и романтизм (влияние природы, индивидуальности)

Печорин чувствует в себе две стороны личности: мыслящую и действующую. Это и есть проявление двойственности, характерной в романтическом жанре литературы.

Герои романа и весь роман в целом имеют целью раскрытие образа главного героя – Печорина. Это тоже признак романтизма, где выделен один персонаж. Также вокруг него строится композиция произведения. Этим образом пронизан весь роман, объединённый в единое целое. Печорин изображён как уникальный человек, имеющий великий ум, стремлением к свободе, амбиции. Поэтому этого героя можно считать романтическим героем.

Но в то же время Печорин – образ, олицетворяющий дворянскую интеллигенцию начала девятнадцатого века. Выходит, что он ещё и реалистический герой.

Лермонтов использует черты романтизма и реализма в романе, которые проявляются в образах персонажей, сюжетной линии, композиции, где олицетворение главной идеи романа – Печорин.

В произведении отдельные средства, характерные для романтической литературы, довольно точно подходят для использования в литературе реалистической. Так, двойственность отображает психологический портрет Печорина, как и пейзаж и портрет.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Главное место в романтических произведениях отведено личности, которая раскрывается через конфликт героя и общества. Поспособствовала распространению этого течения Великая французская революция. Таким образом, романтизм стал ответной реакцией общества на появление идей, прославляющих разум, науку.

Такие просветительские идеи казались его приверженцам проявлением эгоизма, бессердечия. Конечно, похожее недовольство было и в сентиментализме, но именно в романтизме оно выражено наиболее ярко.

Романтизм противопоставлялся классицизму. Теперь авторам предоставлялась полная свобода творчества, в отличие от рамок, свойственных классическим произведениям. Литературный язык, которым писались романтические произведения, был прост, понятен каждому читателю, в противоположность витиеватым, чересчур благородным классическим произведениям.

Своеобразие реализма в романе Герой нашего времени Лермонтова

Своеобразие реализма в романе 8220 Герой нашего времени 8221 Лермонтова

Лермонтов – поэт XIX в., поэт эпохи романтизма. Все его творчество, да, собственно, и сама его биография доказывают, что дух романтизма не просто витал как модное течение – он был для Лермонтова стилем жизни, образом мышления.

Герой поэтов-романтиков – личность многогранная, постоянно рефлексирующая и сомневающаяся. Автор всегда изображает своего героя попавшим в какую-либо неординарную ситуацию, требующую выбора. Герой, следуя типичному романтическому принципу, всегда выбирает свободу, честь, достоинство. Существует целый комплекс единых для всех романтиков мотивов (т.е. особенностей, общих для писателей одного направления, либо характерных для всего творчества одного автора). Так, Лермонтов достойно продолжил дело поэтов, стоявших в России у истоков романтизма, – Пушкина и Жуковского, и в полной мере развил мотивы, встречающиеся у них, о чем будет сказано далее.

Но, говоря о романтизме Лермонтова, нельзя не вспомнить о таком произведении, как “Герой нашего времени”. Этот роман в равной степени можно отнести и к романтическим, и к реалистическим произведениям. Действительно, в реалистическом произведении, написанном романтиком, имеют место значительные черты привычного для него направления. Несомненно, “Герой нашего времени” реалистичен: исторически верно воссоздана эпоха и типичные представители разных слоев общества (офицеры, горцы и прочие), главный герой находится в более или менее реальных условиях и ситуациях. Тем не менее, в характере самого героя присутствует много чисто романтических черт (и Лермонтов, быть может, невольно, их выделяет), как, например, полное разочарование в окружающих людях и жизни, возвышенное одиночество и тому подобное. Таким образом, “Герой нашего времени” можно оценивать как романтическое произведение, если рассматривать только главного героя и не касаться общественных и нравственных вопросов, затрагиваемых в нем.

Творчество романтиков основано на своего рода постулатах, которые можно отыскать в любом их произведении. Личность героя противоречива, он сторонится окружающего его общества, не находя в нем ничего близкого своей душе, да и само общество не принимает его, не понимая. Он вечно в поиске лучшего – покоя, понимания, но на его пути постоянные разочарования.

В принципе, в творчестве Лермонтова можно выделить много тонких нюансов в мотивах, но значительное число таковых также “вытекает” из тех нескольких понятий и слов-образов, вокруг которых в дальнейшем строится вся тематика.

Излюбленной лермонтовской темой, на которой основано все его творчество, является одиночество. И на примере романа “Герой нашего времени” также можно легко проследить так называемую цепочку мотивов, выделяемую в его лирике. Отправной точкой, первым звеном этой цепочки является одиночество.

Печорин, безусловно, одинок, но его одиночество качественно отличается, к примеру, от одиночества Мцыри – типично романтического героя у Лермонтова. Оно приурочено к его жизненному опыту: он встречал многих людей и, вследствие своего “несчастного характера” или каких-либо других причин, считает себя несравненно выше почти всех из них (не считая подобных доктору Вернеру, которые способны разглядеть его истинное лицо под маской). Отсутствие интереса к кому бы то ни было из окружающих – Печорин считает их недостойными внимания – приводит к простой, но вместе с тем гибельной скуке. Стоит отметить, что для Лермонтова существовало различие между разными видами одиночества: бегство или странничество он относил к так называемому добровольному одиночеству (человек сам выбирает этот путь, отвергая окружающих), а изгнанничество или узничество он называл вынужденным. То есть, тот же Мцыри был вынужденным узником, а Печорин просто сам не захотел быть с людьми, разочаровавшись в них. И он путешествует, переходя от одного человека к другому и не находя в них интересного для себя; это еще один мотив – мотив пути, в поисках свободы. Для него свобода – это жизнь среди равных ему людей, умеющих видеть пороки “всего…поколения, в полном их развитии”. Освобождением можно было бы назвать и избавление от внутренних “злых” сил, от того порока, не имеющего имени, который не позволил развиться в его душе положительным качествам, способным развеять скуку. Недопустимо видеть в Печорине отдельного, конкретного человека, ведь даже сам автор в предисловии заметил во избежание такой ошибки, что Печорин – это “портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего…поколения”. Само название романа, предисловие, выразившее основную мысль Лермонтова и в своем роде пересказавшее смысл, говорит о том, что в романе автор продолжает начатые в стихотворении “Дума” размышления по поводу молодежи 30-х гг., то есть современной ему. Если общественно-политические взгляды Пушкина, Достоевского, Толстого можно понять по их публичным высказываниям, прочесть в дневниках и так далее, то мнение Лермонтова по подобным вопросам возможно увидеть только в его произведениях. “Дума” и “Герой нашего времени” в этом смысле как бы дополняют друг друга и вкупе являют собой полную картину современного Лермонтову общества (его глазами). Эти выводы настолько серьезны, что их можно выделить в отдельный мотив – размышления над поколением. Вероятно, никто из историков не смог бы так точно передать характер поколения 30-х гг. Лермонтов же создал достаточную для понимания картину: события 14 декабря 1825 г. оказались трагичными не только для самих декабристов, но и для этих людей; они чувствовали себя растерянными после поражения восстания, на которое возлагались такие надежды. Если такие крайние меры оказались безрезультатными, что же тогда могут сделать они? Это вопрос угрожающе навис над молодыми людьми, некоторые из них пытались искать истину в науке и философии и, подобно Печорину, стали теми, кому Лермонтов в “Думе” дал очень емкое определение: “тощий плод, до времени созрелый”. Главная мысль Лермонтова заключалась в том, что ненужность молодежи 30-х гг. возникла из-за ее бездействия, ибо действие есть основа жизни, по Лермонтову. Печорин, несомненный эгоист, чтобы не поддаваться скуке, развлекает себя, издеваясь и мучая окружающих, а с ними и себя самого. Причиной было желание не “застывать” на месте, а постоянно осуществлять хоть какую-нибудь деятельность.

Естественно, при таких обстоятельствах покой, которого так ищет Печорин, наступит только со смертью. Поскольку “Герой нашего времени” все-таки реалистическое произведение, то ни о какой сентиментальной исповеди (как у Мцыри) и загробной жизни речи быть и не может, то есть остается только догадываться, что есть смерть для самого Печорина. Выводы напрашиваются сами из того, что Печорин всю свою жизнь искал способ стать счастливым, а при последней его встрече с Максимом Максимычем, когда он ведет себя крайне холодно и даже неуважительно, когда читатель узнает кое-что о том, как провел Печорин последние годы (а провел он их в путешествиях, о которых он может сказать, что не делал ничего, кроме как “скучал”), на этой встрече становится ясно, что сам Печорин осознает бесцельность своей жизни и лишь ждет смерти. В этом случае смерть тоже является избавлением от всех житейских проблем, волнений и, главное, от скуки.

Жизнь его, в общем, состояла из того, что он от нечего делать заставлял страдать других, изучая результаты своих экспериментов. Собственные страдания он принимал за нечто само собой разумеющееся, они ему неинтересны, в отличие от чужих, созерцание которых поддерживало его жизненные силы. Печорин не был бы так увлечен наблюдением за душевными метаморфозами, если бы жизнь не была бы столь скучна для него; изучая других, он заполняет “вакуум” своей жизни, пытаясь хоть как-то ее разнообразить.

Итак, сравнив некоторые типично лермонтовские мотивы, можно сделать вывод о том, что деятельность этого человека привнесла в русскую литературу совершенно неожиданное сочетание двух, казалось бы, противоположных, направлений – романтизма и реализма. Его творчество уникальным образом стало “завершающим звеном” романтизма, и в то же время некоторые его произведения являются единственными в своем роде, где читатель может наблюдать переходную стадию от романтизма к реализму.

Особенности романтизма

  1. Главный герой романтических произведений должен был быть сложной, многогранной личностью, переживающей все события, происходящие с ним, остро, глубоко, очень эмоционально. Это страстная, увлечённая натура с бесконечным, таинственным внутренним миром.
  2. В романтических произведениях всегда было противопоставление высоких и низменных страстей, поклонников этого направления интересовало любое проявление чувств, они стремились понять природу их возникновения. Их больше интересовали внутренние миры героев и их переживания.
  3. Писатели-романисты могли выбрать любую эпоху для действий своего романа. Именно романтизм познакомил весь мир с культурой Средневековья. Интерес к истории помогал писателям создавать свои яркие произведения, пропитанные духом того времени, о котором они писали.

Реализм

Никто точно не может сказать, когда появилось это направление, но оно считается одним из наиболее ранних течений. Его особенности зависят от конкретной исторической эпохи, в которую его рассматривают. Поэтому главной отличительной особенностью является точное отражение действительности.

Реализм как литературное направление

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.
Определение 1

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.

Реализм — литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.

Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.

Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Реализм в русской литературе 400 руб.
  • Реферат Реализм в русской литературе 240 руб.
  • Контрольная работа Реализм в русской литературе 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.

Просвещение

Романтизм и реализм столкнулись в тот период, когда в реалистичном направлении стали преобладать просветительские идеи. В этот период литература стала своеобразной подготовкой общества к социально-буржуазной революции. Все поступки героев оценивались только с точки зрения разумности, поэтому положительные персонажи — это воплощение разума, а отрицательные — нарушающие нормы личности, некультурные, поступающие неразумно.

В этот период реализма появляются его подвиды:

  • английский реалистический роман;
  • критический реализм.

То, что для представителей романтизма было проявлением бессердечности, реалистами понималось как разумность действий. И наоборот, та свобода действий, которой следовали герои романов, порицалась представителями реализма.

Герой-романтик

Зная, что ему пытаются подать незаряженное оружие, Печорин ждет от соперника признания. Герой не боится смерти, идет наперекор судьбе, пытаясь найти свое место в этой сложной и непонятной для него жизни. Романтическая мечтательность погибает под жестокой реальностью, практичностью и апатией. Образ привлекает читателя, становятся понятны многие метания души. Он настолько реалистичен, насколько мечтателен и индивидуален.

Романтизм и реализм в русской литературе 19 века (кратко)

Эти направления не обошли стороной и Россию. Романтизм и реализм в литературе 19 века в России вступают в борьбу, которая проходит в несколько стадий:

Мятежные живописцы-романтики

Романтизм в живописи оформился в 1820-1830-х годах. Живописцы-романтики активно противостояли неоклассицизму и в особенности его канонической версии — консервативному академизму. Между романтиками и академиками шли бурные идейные битвы!

В этом художники-романтики были похожи на своих героев: они смело шли наперекор общественному мнению, отвергали догмы, бросали вызов устоявшимся традициям.

Слишком динамично, слишком ярко, слишком эмоционально, слишком шокирующее! Академисты жёстко критиковали работу, но революция в живописи уже произошла: Жерико потряс основы классической живописи и открыл дорогу новому направлению.

В борьбе с критиками творил и Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix), ставший главой французской романтической школы. Признание он обрёл лишь к концу жизни. На Делакруа оказали влияние знаменитые колористы Позднего Возрождения и барокко: Тициан, Веронезе, Рубенс. Он запоем читал Шекспира и Байрона. Восхищался Жерико и тоже смело эпатировал высокосветских ценителей и столпов академизма.

Его победе способствовала меняющаяся общественно-политическая обстановка:

  • расширялся круг образованных людей;
  • усиливался средний класс;
  • ломались исторические традиции, связанные с монархизмом;
  • шла борьба против всего косного, реакционного;
  • одной из главных ценностей была провозглашена свобода;
  • нарастали демократические тенденции.

Это было время буржуазных революций и национальных движений. Аристократические идеалы, воспеваемые в стиле ампир, сменялись идеалами более широких масс. Усиливалось значение индивидуализма, ценнее становилась личность. Всё это нашло отражение в работах мастеров романтической школы.

Но не стоит думать, что романтики-живописцы всегда находились в непримиримом антагонизме с классическими традициями. Многие мастера сочетали в своём творчестве романтизм с классицизмом, а иногда и с академизмом. Это было особенно характерно для России. Например, Карл Павлович Брюллов создал удивительную гармонию из академической основы и романтического взгляда на мир, сотворив галерею бессметных шедевров.

Читайте также: