Романтический пейзаж это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Романтический пейзаж - художественный пейзаж в технике живописи или графики, исполненный в соответствии с визуальными традициями романтического направления изобразительного искусства.
Для романтического пейзажа типично изображение образа какой-либо величественной естественной местности, например горы, одним только своим видом в прямом и переносном понимании довлеющей над ничтожностью отдельного человека или даже всего человечества со всеми его достижениями и историей.
Также в рамках романтического пейзажа может быть представлено какое-либо ненастье, неподвластное воле человека, например шторм. В подобном контексте романтический пейзаж часто приобретает черты жанровой картины.
В некоторых случаях романтический пейзаж может иметь обратный посыл, обозначающий пафосное торжество человечества над, казалось бы, неукротимой природой.
В романтический пейзаж обычно вкладывается некоторый философский смысл или идея, которые не каждый зритель может распознать - именно по этой причине романтические пейзажи, как и романтизм в целом, быстро вышли из моды в 19 веке.


Романтический пейзаж имеет свои особенности: служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира, противопоставляемого реальной действительности, причём обилие красок делает пейзаж эмоциональным (отсюда исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником). Такой пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя - страдающего, меланхолически-мечтательного, бунтующего, борющегося; он отражает одну из центральных тем романтизма - разлад между мечтой и самой жизнью, символизирует душевные потрясения, оттеняет настроение персонажей.

Герой бежит из монастыря во время грозы, и это свидетельство его высоких вольнолюбивых устремлений. Яркая, экзотическая природа Кавказа соответствует внутреннему миру героя. Его душа так же необузданна и свободна, как буря. Гроза в романтическом произведении, разбушевавшаяся стихия - символ свободы. Для Мцыри побег - избавление от плена, начало осуществления его замыслов. Герой способен тонко чувствовать, понимать, любить природу, и любовь эта органически сочетается с его любовью к Родине и свободе. Не страх и смирение, а смелость духа и храбрость, не мрачные стены монастыря, а прекрасные, величественный мир, не покой и самоотречение, а тревога битвы - вот смысл человеческого существования, высшее счастье, которое обретает герой в общении с природой, слившись с ней, став её частицей.

Стихия Сокола - небо, его идеал - видеть "ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье". Небо, полное света, безграничное и прекрасное, - символ вольной жизни, борьбы. Жизненный идеал Ужа иной: мещанское благополучие, покой, мрачное, душное ущелье, где темно, "тепло и сыро".


Пейзаж - жанр изобразительного искусства, основным объектом которого является изображение природы как в первозданном, так и в измененном человеком виде. В литературе же автор использует изображение природы в качестве образного выражения собственного замысла. Чтобы лучше разобраться в особенностях романтического пейзажа в литературе, необходимо понять философию такого направления, как романтизм.

Романтизм

Романтизм - это идейное и художественное направление в культуре конца XVIII - начала XIX века. Данное направление характеризуется утверждением особой ценности духовной и творческой жизни личности, изображении сильных и своевольных персонажей, одухотворяющей и целительной силы природы. В восемнадцатом веке романтическим называли все, что нельзя объяснить, живописное и способное существовать только на страницах книг. В девятнадцатом веке романтизм воплотился в новое направление, которое стало полной противоположностью классицизма.

Романтизм приходит на смену эпохе Просвещения и совпадает с началом промышленной революции (изобретение паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и так далее). Если предыдущий период культуры характеризовался культом разума, то новая эра утвердила противоположный - культ чувства, всего естественного человека. Романтизм, стремившийся восстановить связь человека с природой, стал толчком к появлению и развитию туризма, альпинизма, пикников.

Романтизм в зарубежной литературе

Романтизм зародился в Германии благодаря кругу писателей и философов йенской школы (группе деятелей романтического движения). Философия этого направления была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. В дальнейшем немецкий романтизм отличается особым интересом к мифологическим, сказочным мотивам. Это получило особое выражение в творчестве братьев Гримм, Гофмана и в ранних произведениях Гейне.

Английский романтизм многое перенял от немецкого. Первыми английскими представителями романтизма принято считать поэтов "Озерной школы" Вордсворта и Кольриджа, которые установили теоретические основы направления, вдохновившись трудами и философией первых романтиков. Английский романтизм характеризуется особым интересом к проблемам общества: противопоставление буржуазного общества старым отношениям, воспевание природы и простых чувств. Ярким представителем английского романтизма считается Байрон, чье творчество проникнуто темой борьбы и протеста современному миру, восхваление свободы и индивидуальности. К английскому романтизму также относится творчество Шелли, Джона Китса и Уильяма Блейка.

Романтизм в русской литературе

Принято считать, что в русской литературе романтизм впервые появляется в творчестве В. А. Жуковского. Русский романтизм отличается свободой от условностей классицизма, созданием баллад и романтической драмы. Произведения этого направления утверждают новое представление сущности и значения поэтов, их творчества, признается не только самостоятельность, но и средство выражения высших целей, стремлений человека.

К русским поэтам-романтикам относятся К. Н. Батюшков, Е. А. Баратынский, ранний А. С. Пушкин. Вершиной романтизма в литературе считается творчество М. Ю. Лермонтова.

Петр Ефимович Заболотский

Особенности романтического пейзажа

Пейзаж в литературе романтизма служит не только средством создания мира, противоположного реальности, но и соответствует характеру главного героя, полного страданий, меланхолии, надежд и бунта. Более того, изображение природы в литературных произведениях начала девятнадцатого века служит средством выражения центральной темы идейно-художественного направления - борьба мечты и реальности. Также является символом душевного потрясения и в некоторой степени оттеняет внутреннее состояние персонажа.

М. Ю. Лермонтов

Ярким примером использования романтического пейзажа как средства выразительности может послужить поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри".

Главный герой убегает из монастыря во время грозы - свидетельство вольнолюбивых устремлений персонажа. Природа Кавказа служит отражением мира героя, его характера, она также необузданна, непоколебима, вольна.

Использование грозы в описании пейзажа в литературе эпохи романтизма является символом свободы и непреклонности.

Побег для главного героя поэмы является не только избавлением от монастырского плена, но и началом воплощения его целей - возвращения домой, обретения душевного спокойствия. Хоть ему и не удается вернуться домой, но юноша впервые за всю свою жизнь познал свободу. Израненный барсом и находящийся на смертном одре главный герой не жалеет о своей участи, ведь он смог вырваться из серых стен своей клетки, познать красоту окружающего его мира, природы, минутной, но все-таки независимости.

романтический пейзаж 1


В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
(Ф. Тютчев)

Романтический пейзаж

романтический пейзаж 3

Читайте также: