Романтические черты музыки ф шуберта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере произведений Ф.Шуберта.

  • познакомить с творчеством композитора-романтика Ф. Шуберта;
  • углубить знания учащихся о музыкальных стилях;
  • выявить отличительные признаки романтизма.
  • дальнейшее освоение художественного наследия выдающихся представителей музыкально-исторического стиля .

3. Воспитательные: воспитывать чувство вкуса, способность определять на слух принадлежность музыкальных произведений к музыкальному стилю.

Демонстрационный материал: компьютер, мультимедийный проектор, практический курс "Учимся понимать музыку" из серии "Кирилл и Мефодий".

- Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с основными стилями в музыкальном искусстве.

Стиль - это своеобразие, присущее музыке определённого исторического периода, национальной композиторской школы, творчеству отдельных композиторов, исполнителей.

- Назовите основные направления музыкально-исторического стиля, с которыми мы познакомились на прошлых уроках (барокко, рококо, классицизм).

- Перечислите основные признаки искусства барокко, рококо, классицизм (Ответы детей)

II. Основная часть

1. Вступительное слово учителя о романтизме.

- В начале XIX века в Европе зарождается романтизм - новое направление в искусстве, воспевшее правду чувств, идеальный мир, созданный воображением. Очень ярко романтизм воплотился в музыке.

Запишите в тетради понятие "романтизм".

После революции во Франции во всей Европе установились реакционные режимы, преследовалось всё передовое, революционное, любые общественные движения. Человеку оставалось одно - уйти в себя, углубиться в мир личных переживаний.

Отличительные признаки музыкального стиля композиторов-романтиков: картинность, красочность, изобразительность, лиризм, внимание к внутреннему духовному миру человека. Героический революционный дух эпохи просвещения сменился духовностью XIX века.

2. Слушание - "Музыкальный момент" Ф. Шуберта.

- Какая это мелодия по настроению? (Ответы детей).

- Мы слушали пьесу "Музыкальный момент" австрийского композитора, крупнейшего представителя раннего романтизма Франца Шуберта

Слайд № 4 - портрет Ф. Шуберта (1797 - 1828)

- "Музыкальный момент" так именуются некоторые короткие пьесы. Уже название говорит об особом характере создания музыки - в порыве вдохновения, в захватившем композиторе настроении ("моменте"). Его "Музыкальный момент фа минор" подкупает своим изяществом, лёгкой "танцевальностью", задушевностью.

Франц Шуберт - один из самых тонких музыкальных лириков в мировой культуре, обладавший гениальным песенным даром. В 18 лет создал шедевры вокальной лирики: "Маргарита за прялкой", "Форель", баллада "Лесной царь". Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы "Прекрасная мельничиха" (20 песен на слова В. Мюллера), "Зимний путь" (24 песни на слова В. Мюллера). 600 песен проникновенно раскрывают чувство человека - мечтательного, страдающего, протестующего. Он написал более тысячи фортепианных и оркестровых произведений. Главное место среди них занимают изящные миниатюры, наполненные простым и искренним чувством. Шуберт не узнал прижизненной славы. Знаменитая "Неоконченная симфония" зазвучала через 40 лет после его смерти.

3. Слушание - Ф. Шуберт "Неоконченная симфония" № 8.

- Франц Шуберт писал циклы песен так же, как Гойя писал серии картин. Получились будто бы роман в песнях, рассказы о человеческой судьбе музыкальными средствами. Он был горячим поклонникам поэзии Гёте, Шиллера, Гейне. Свои первые песни композиторов написал на стихи Гете. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.

Сегодня мы обратимся к балладе "Лесной царь".

4. Прослушивание баллады Ф. Шуберта "Лесной царь" и беседа о ней.

- Вам знаком жанр баллады? (Ответы детей).

- Вокальная баллада- это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остродраматический. В нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

Опережающее задание - Произведение звучит на немецком языке, определите количество действующих лиц.

Слушание - "Лесной царь" Ф. Шуберта

- Сколько действующих лиц? (4)

- Послушайте русский перевод текста В. Жуковского.

- Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина. Эта песня - целая драма. Музыка баллады наполнена отчаянием, тоской и безысходностью. Она настолько гибко следует за текстом, что перед нашими глазами проносится стремительно скачущий всадник с прижатым к груди ребёнком и догоняющий их Лесной царь. Мы слышим и взволнованную речь рассказчика, и страдания, просьбы, и ужас в возгласах умирающего мальчика, и коварно соблазнительные речи Лесного царя. Фоном, "скрепляющим" музыкальные характеристики, является фортепианное сопровождение, изображающее стремительный бег коня.

5. Прослушивание "Аве Мария" Ф. Шуберта.

- Что чувствует человек при звучании этой пьесы? (Ответы детей)

Слушание - "Аве Мария" Ф. Шуберта с текстом.

- Это самое известное произведение Шуберта написано на стихи известного английского поэта и писателя Вальтера Скотта.

Всего Шуберт написал семь песен на стихи Вальтера Скотта.

Мелодия песни так проникновенна, так задушевна, что стала использоваться в качестве молитвы.

Слушание - "Аве Мария" (инструментальное исполнение) со зрительным рядом.

  • Сурбаран. Мадонна с младенцем. 17 век
  • Эль Греко. Святое семейство
  • Рембрандт. Святое семейство 1645
  • К.С. Петров - Водкин. Мать. 1913
  • Андрей Рублев. Богоматерь Владимирская
  • Рафаэль. Сикстинская Мадонна
  • Герард Давид. Мария, обнимающая тело Христа
  • В. Перов. Богоматерь и Христос у житейского моря
  • Ламберт Ломбард. Милосердие

- Музыке Ф.Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность, и всегда находит путь к сердцам слушателей. Он при всех своих жизненных невзгодах, писал светлую музыку, способную облагораживать человеческую душу.

2. Повторное слушание - "Музыкальный момент" Ф. Шуберта

3. Исполнение ранее выученной песни.

4. Домашнее задание: если бы вы были художниками, каким бы вы показали человека-романтика? "Нарисуйте" словесный портрет.

Франц Пе́тер Шу́берт (31 января 1797 — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций, девяти симфоний, а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений. Произведения Шуберта входят в число самых известных образцов музыки периода романтизма.

Франц Шуберт — первый великий композитор-романтик. Поэтическая любовь и чистая радость жизни, отчаяние и холод одиночества, томление по идеалу, жажда странствий и безысходность скитаний — все это нашло отзвук в творчестве композитора, в его естественно и непринужденно льющихся мелодиях.

Шуберт родился в семье школьного учителя. У мальчика очень рано обнаружились выдающиеся музыкальные способности и его отдали на обучение в конвикт. Там он пел в хоре, изучал теорию музыки под руководством А. Сальери, играл в ученическом оркестре и дирижировал им.
В семье Шуберт музыку любили, но допускали лишь как увлечение; профессия музыканта считалась недостаточно почетной. Начинающему композитору предстояло пойти по стопам отца. В течение нескольких лет школьная работа отвлекала Шуберта от творчества, и все же он сочиняет чрезвычайно много.
Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставляет работу в школе (это привело к разрыву отношений с отцом) и переселяется в Вену. Остаются такие непостоянные источники существования, как частные уроки и издание сочинений.

Два вальса






Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Романтизм в творчестве Ф.Шуберта. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Франц Шуберт (1797-1828) Австрийский композитор. Вошёл в историю музыки как основоположник музыкального романтизма и создатель ряда новых жанров: романтической симфонии, фортепианной миниатюры, романтической песни и программно-сюжетного вокального цикла.

Романтизм Романтизм – литературное направление конца 18 – начала 19 века, противопоставлявшее себя классицизму как поиск более соответствовавших современной действительности форм отражения. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепиано. Темы песен: любовная лирика, трагическое одиночество и природа. Один из крупнейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепиано. Темы песен: любовная лирика, трагическое одиночество и природа. Один из крупнейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием.

Песни отличаются непритязательными, сразу запоминающимися мелодиями в народном духе, в простой, чаще всего куплетной форме. Фортепианное сопровождение нередко рисует картины романтически одушевленной природы: наряду с главным героем важнейшее место занимает образ его друга и утешителя-ручья. Песни отличаются непритязательными, сразу запоминающимися мелодиями в народном духе, в простой, чаще всего куплетной форме. Фортепианное сопровождение нередко рисует картины романтически одушевленной природы: наряду с главным героем важнейшее место занимает образ его друга и утешителя-ручья.

Мы еще никуда не уезжаем из Австрии — Австрии Гайдна, Моцарта, Бетховена. Сейчас это Вена Шуберта. Первому венскому романтику Шуберту была суждена совсем короткая жизнь.

Дом Шуберта

Неудивительно, что человечество не перестает поражаться огромному наследию Франца Шуберта. Это немыслимо — столько написать. И большая часть — шедевры. Это и симфонии, и камерные сочинения, и духовная музыка.

Вообще-то, все творчество Шуберта насыщено песенностью — он же живет в Вене, где на каждом углу поют немецкие, итальянские, украинские, хорватские, чешские, еврейские, венгерские, цыганские песни. Музыка в Австрии того времени была абсолютно бытовым, живым и естественным явлением. Играли и пели все — даже в самых бедных крестьянских домах.

У Шуберта поет каждая маленькая тема в сонатах и симфониях. Каждая нота — поет. Но сегодня — вспомним только его песни. Музыку чаще всего сравнивали не с архитектурой (это самое известное сравнение), но с риторикой — то есть умением высказаться.

Если тебе нечего сказать, значит, и нечего спеть.
любимое изречение Шуберта

Маленький Человек

Героями романтиков становятся не боги, не титаны, не представители знати, а самый обычный человек. Его еще называют Маленький Человек. И этот Маленький Человек вдруг обнаруживает невероятные глубины переживаний и чувств.

Кстати, песни Шуберта быстро расходились по Австрии в рукописных вариантах — до последней горной деревушки. Сам Шуберт их не распространял — ноты с текстами переписывались, дарились друг другу жителями Австрии.

Он прожил 31 год. Но подавляющая часть его наследия звучит непрерывно. Шубертовская музыка — это великая музыка. Она неброская, не совсем щедрая, даже скупая на красоты — но достаточно только один раз в нее вслушаться.

Мне кажется, нужно немного передохнуть от грустных историй. Поэтому самое время заглянуть в Италию — там есть, чему улыбнуться, даже посмеяться.

Читайте также: