Соц власть это кратко

Обновлено: 04.05.2024

Социальная власть – одна из форм управления социальными прогрессами, при которой согласованность совместной деятельности людей достигается по средствам подчинения их единому управляющему началу, т.

Власть, как и социальные отношения, характеризуется специфической структурой.

Структура социальной власти:

V. Субъекты власти (индивиды и группы, способные подчинять себе воли других людей).

VI. Объекты власти (индивиды и группы, подчиняющие свою волю субъектам власти и действующие под их управлением).

VII. Содержание власти (деятельность во властном управлении), которое выражается в принятии решений, исполнении решений и контролю за их исполнением.

VIII. Методы осуществления власти (основания, причины подчинения воли одних субъектов воле других).

В большинстве случаев власть основана на авторитете субъекта власти.

Признаки власти как социального отношения:

1) Власть есть общественное, социальное явление. Она возникает там, где есть люди.

2) Власть является необходимым компонентом общества на всех этапах его развития.

3) Власть возникает и развивается как общественные отношения, т. е. как форма социальной взаимосвязи людей между собой.

4) Власть осуществляется как интеллектуально-волевой процесс.

5) Осуществление власти называется властеотношением и имеет специфическую структуру.

6) Необходимым атрибутом власти является возможность принуждения.

7) Власть имеет множество форм реализации.

Власть может быть классифицирована по различным основаниям: по социальному уровню; по структуре власти (власть может быть единоначальной и коллегиальной); по уровню организованности (организованная и неорганизованная, неформальная виды власти); по субъекту (военная, парламентская, семейная); по методам (основанная на убеждении, принуждении, авторитете); по режиму управления (демократическая, авторитарная, бюрократическая, деспотическая); по социальному типу (по типу общества: рабовладельческая, феодальная);

Наиболее важная классификация власти – по уровню организованности (организованная и неорганизованная). Выделяют:

I. простую (неорганизованную, естественную). Форма власти, которая осуществляется непосредственно субъектом власти и аппаратом власти. Например, семейная власть, власть старшего над младшим;

II. сложную (организованную) форму власти – требуется создание специального органа, аппарата социальной власти, который и осуществляет функцию управления. Например, церковная, партийная, политическая власти.

Социальная власть – одна из форм управления социальными прогрессами, при которой согласованность совместной деятельности людей достигается по средствам подчинения их единому управляющему началу, т. е. подчинению воли одних индивидов и социальных групп воле других индивидов и социальных групп.

Существует пять видов социальной власти, которые испытывает на себе каждый человек.

Власть вознаграждения– заключается в возможности вознаграждать за поведение, которое соответствует ожидаемому. Этой властью пользуются родители, учителя и начальство на работе.
Власть принуждения (наказания)– эта власть основывается на практике угроз и наказаний. Но, чтобы удержать человека в подчинении в этой форме власти, необходим постоянный контроль, даже за самыми незначительными действиями.

Власть эксперта– основывается на знаниях в какой-либо области или на обладании информацией, необходимой для успешного ведения какого-либо дела; такой властью располагают ученые, профессионалы, а также политики. Но все же обладают узостью влияния, в связи со специфичностью знаний.

Власть авторитета (референтная)– состоит в уважении или преклонении перед человеком, знаменитостью или важным общественным деятелем, поступки которого служат образцом для других людей.

Власть закона (легитимная)– она имеется в распоряжении каждого человека, представляющего установленный социальный порядок, и ее поддерживают, используя другие формы власти.

Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти. Государственная власть, познавая объективные законы развития общества, реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом и на различные сферы его жизнедеятельности.

Методы управленческого воздействия - это метод насилия (принуждения) и метод руководства (убеждения).

Таким образом, говоря о власти, как социальном явлении, следует отметить, что любое человеческое общество на различных этапах его развития всегда предполагает властное руководство им, так как оно является главным условием функционирования, социальной системы, а также регулятором общественных отношений, возникающих в любом организованном обществе.

Государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях, образующих механизм (аппарат) этой власти.

Государственная власть обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Право - совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих наиболее важные общественные отношения, исходящих от государства и им охраняемых (гарантированных) и выражающих общие и частные интересы государства и населения страны.

Общие признаки права:

1) общий характер права (право не персонифицировано, т. е. право адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);

2) общеобязательность, так как исходит от государства и им охраняется,

3) право — есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах.

4) по своей социальной сущности право есть мера, масштаб свободы и поведения человека.

5) право имеет конкретную форму (формальность), т. е. выражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках (законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т. д.);

6) право представляет собой систему, т. е. единое, внутренне согласованное образование, где все нормы взаимозависимы и дополняют друг друга;

7) право рассчитано на урегулирование неопределенного количество жизненных случаев, т.е. мы можем говорить о многократности использования правовых норм.

Функции права - это основные направления воздействия права на общество, посредством которых реализуются цели права. В функциях, как и в принципах, проявляется сущность права.

1. Регулятивная функция. Эта функция представляет государственное регулирование позитивного развития общественных отношений. Регулирование осуществляется путем закрепления в нормативных актах прав и свобод, обязанностей, правового статуса, правил оптимального функционирования общественной жизни, развития свобод и активности личности, в также установления правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность общественной жизни.




2. Охранительная функция. Она обеспечивает охрану общественных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений вредных для личности и общества. Эта функция осуществляется путем установления запретов совершать общественно-опасные деяния и применения юридических санкций к виновным в правонарушениях.

"Система права" и "правовая система" понятия не тождественные. Система права характеризует внутреннюю структуру права, его структурные элементы, а также их соотношение и взаимосвязь. Правовая система - понятие более широкое, включающее в себя элементы правовой жизни страны.

Правовая система - совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся правовая действительность данного государства.

Структура правовой системы включает в себя право, правовую идеологию, правосознание, юридическую практику и др.

Кроме того, правовая система - есть комплексное образование, охватывающее все правовые явления. Основными элементами правовой системы являются: система права, система законодательства, правовые отношения, правовая политика, правовая культура, правосознание, правовые понятия и принципы, правовые учреждения, правотворческие органы и др.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что правовая система и система права соотносятся как целое и часть; данные понятия различаются по объему и имеют разные структурные элементы.

Конституционные характеристики российского государства как детерминанты национальной системы государственного управления.

1. Демократическое государство – государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

2. Федеративное государство.Принцип федерализма - государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.

3. Правовое государство - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Социальное государство

Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь :

- охрана труда и здоровья людей;

- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

- развитие системы социальных служб;

- установление государственных пенсий, пособий;

- иные гарантии социальной защиты.

Светское государство

- никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

- религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Федеральное Собрание Российской Федерации в системе органов государственной власти современной России: структура, состав, порядок формирования и основные функции.

Федеральное Собрание – парламент – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, – это представительное общегосударственное федеральное учреждение. Российский парламент – представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.

Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Совет Федерации составляют представители субъектов Федерации – по два от каждого из них: один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Такими представителями субъектов выступают главы исполнительных и законодательных (представительных) органов этих субъектов. Таким образом, члены Совета Федерации выражают интересы субъектов Федерации, их населения, проживающих там наций, народностей, региональные особенности и проблемы.

Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма.

Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп.

Состав этой палаты носит достаточно выраженный партийный характер. Здесь представлен широкий спектр политических сил. Депутатский корпус воплощает политический плюрализм и идеологическое многообразие, о которых говорится в ст. 13 Конституции РФ.

Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше – при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы, и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа.

Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль.

Базовые функции государства

Так, к базовым обычно относят такие функции, как определение стратегии развития, гарантирование прав собственности, организация денежного обращения, социальная политика, поддержание общественного порядка, защита государственного суверенитета.

Функции, не являющиеся базовыми, постоянными, изменяются с развитием исторического и научно-технического процессов. Одни из них становятся ненужными, в других появляется потребность, третьи, оставаясь в той же форме, наполняются новым содержанием.

Обычной мировой практикой является стремление государства увеличить объем выполняемых функций или усилить контроль над основными секторами хозяйства и социальной сферы. Этой тенденции противостоит активность гражданского общества, что позволяет в конечном счете найти баланс сил, устраивающий всех или большинство.

Наибольшее влияние на состав выполняемых государством функций оказывают сдвиги в структуре общественных потребностей и избранная модель социально-экономического развития. Практически все функции, особенно экономические и социальные, имеют характер предоставления общественных услуг.


13. Контроль как функция управления. Организация контроля исполнения решений в органах государственной власти.

Контроль в самом общем виде означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Предварительный контроль осуществляется руководителями до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ. Цель заключительного контроля - помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.

Основным содержанием деятельности органов государственного и муниципального управления является руководство хозяйственным и социально-культурным развитием на соответствующей территории. Такое руководство орган управления осуществляет посредством принимаемых управленческих решений.

Важнейшими функциями государственного и муниципального управления являются организация выполнения управленческих решений (распорядительных документов) органов государственного и муниципального управления и контроль их исполнения.

Целью подсистемы контроля за исполнением нормативно-правовых актов является обеспечение эффективности управления на основе организации выполнения управленческих решений, а также слежения за сроками, объёмами и качеством их исполнения, принятия своевременных мер по выполнению этих решений.

Контроль исполнения документов включает в себя следующие стадии:

1. Учет контролируемых документов.

2. Непосредственную проверку и регулирование хода исполнения документов.

3. Анализ результатов исполнения контролируемых документов в установленные сроки.

Используются различные системы линейного, функционального и операционного контроля. Линейный контроль охватывает администрацию в целом. Каждая процедура функционального контроля ограничена рамками соответствующего подразделения и точно очерчена. Процедуры операционного контроля ограничены рамками одного конкретного задания.

Органами контроля за исполнением распорядительных документов в субъекте РФ являются контрольные органы РФ в субъектах РФ. Эти функции в регионе прежде всего осуществляет полномочный представитель Президента РФ. Кроме этого контроль за деятельностью Администрации субъекта РФ осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ (на него возложена задача координации всех контрольных органов на всех уровнях гос.управления), Прокуратура РФ, министерство юстиции РФ, министерство внутренних дел РФ, налоговая служба РФ и другие контрольные органы РФ (за деятельностью своих территориальных подразделений в субъектах РФ). Объектами контроля являются Указы и Распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Постановления и Распоряжения Главы Администрации, правительства субъекта РФ по различным вопросам.

Социальная власть: понятие, назначение, виды, система. Государственная власть как вид социальной власти.

Социальная власть – одна из форм управления социальными прогрессами, при которой согласованность совместной деятельности людей достигается по средствам подчинения их единому управляющему началу, т. е. подчинению воли одних индивидов и социальных групп воле других индивидов и социальных групп.

Существует пять видов социальной власти, которые испытывает на себе каждый человек.

Власть вознаграждения– заключается в возможности вознаграждать за поведение, которое соответствует ожидаемому. Этой властью пользуются родители, учителя и начальство на работе.
Власть принуждения (наказания)– эта власть основывается на практике угроз и наказаний. Но, чтобы удержать человека в подчинении в этой форме власти, необходим постоянный контроль, даже за самыми незначительными действиями.

Власть эксперта– основывается на знаниях в какой-либо области или на обладании информацией, необходимой для успешного ведения какого-либо дела; такой властью располагают ученые, профессионалы, а также политики. Но все же обладают узостью влияния, в связи со специфичностью знаний.

Власть авторитета (референтная)– состоит в уважении или преклонении перед человеком, знаменитостью или важным общественным деятелем, поступки которого служат образцом для других людей.

Власть закона (легитимная)– она имеется в распоряжении каждого человека, представляющего установленный социальный порядок, и ее поддерживают, используя другие формы власти.

Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти. Государственная власть, познавая объективные законы развития общества, реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом и на различные сферы его жизнедеятельности.

Методы управленческого воздействия - это метод насилия (принуждения) и метод руководства (убеждения).

Таким образом, говоря о власти, как социальном явлении, следует отметить, что любое человеческое общество на различных этапах его развития всегда предполагает властное руководство им, так как оно является главным условием функционирования, социальной системы, а также регулятором общественных отношений, возникающих в любом организованном обществе.

Государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях, образующих механизм (аппарат) этой власти.

Государственная власть обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Власть социальная - власть индивида или группы людей над другими людьми и социальными группами. Максимальная власть – это возможность осуществлять полный контроль над другими, оставаясь при этом недоступной для попыток со стороны бессильных и лишённых прав людей ей противостоять, иначе говоря, власть диктаторская.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое "Власть социальная" в других словарях:

ВЛАСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ — Социальные психологи и социологи обычно рассматривают власть как степень контроля, которой обладает человек или группа над другими людьми или группами. Власть, таким образом, рассматривается в терминах отношений; максимальная власть – это… … Толковый словарь по психологии

ВЛАСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — подчинение людей путем повышения или понижения их социального статуса, предоставления должностей, различных льгот и привилегий, места в служебной иерархии … Политология: словарь-справочник

СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — См. власть, социальная … Толковый словарь по психологии

Власть — (power) Способность заставлять людей (или обстоятельства) совершать то, что иначе они бы не совершили. Цель современной концепции власти была признана еще в 1748 г., когда было опубликовано эссе Юма (Hume) О первоначальном договоре ( Of the… … Политология. Словарь.

Власть и тело власти — социальная сила, единство воли и средств подчинения одних социальных субъектов другим. В. является необходимым механизмом управления и социальной регуляции. Реализация в. предполагает ее легитимность – оправданность и признание ее полномочий… … Проективный философский словарь

Власть (управление) — Власть это способность оказывать социальное влияние для достижения целей на того или иного лица или группу лиц. Формы власти: Основанная на принуждении. Влияние посредством страха. Руководитель имеет возможность наказать подчинённого (увольнение … Википедия

Социальная сила — Социальная сила способность распространять свою волю на других через общение, даже если они сопротивляются каким либо образом. Социальная сила не использует физическое насилие. Социальная сила часто называется словом влияние. Содержание 1… … Википедия

Социальная технология — Социальная технология совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть по сути социальная технология это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные… … Википедия

СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ — (греч. hierarhia, hieros святой, arche власть, правление) система последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему и характеризующая многоуровневость социального целого. В этом значении понятие иерархии может… … Новейший философский словарь


Учителя имеют власть над своими учениками. Родители имеют власть над своими детьми. Боссы имеют власть над своими сотрудниками. Политики имеют власть над обществом. Социальная сила присутствует во всех сферах жизни. Некоторые люди и профессии имеют власть над другими, но что такое власть? Давайте разберем это.

Важно! Сила — это способность делать или быть чем-то. Способность осуществлять верховное правление над одним или несколькими людьми. Способность влиять на людей и иметь высший авторитет, признанный обществом.

В истории было много разных определений, теорий и типологий власти. Чтобы понять это лучше, давайте рассмотрим некоторые из наиболее приемлемых.

Одним из наиболее значительных фигур в ранних теориях власти был Фридрих Ницше (2005). Он представил концепцию воли к власти или амбиций по достижению своих желаний.

Примерно в то же время Макс Вебер определил власть как возможность для одного человека осуществлять свою волю в социальных отношениях. Позже, через призму марксизма, различные авторы изучали концепцию власти.

Ближе к нашему времени французский философ Мишель Фуко опубликовал один из самых широких анализов власти. В то время было много других, но его являются самыми значительными.


Макс Вебер

Макс Вебер был одним из самых значимых мыслителей 20-го века. Хотя его работа охватывает много разных областей исследования, мы сосредоточимся на его концепции власти.

Сила подразумевает способность навязывать свою волю другим, которая может проявляться во многих различных формах. Между тем, господство, понимаемое как форма командования-послушания, является высшим выражением власти.

Существуют разные типы доминирования. Одной из наиболее важных подкатегорий является законное доминирование. Это когда существует общее убеждение определенного социального порядка. Существует три различных типа законного господства:

  1. Законное доминирование: мнение о законности установленных законов и праве держателя власти наделять их силой.
  2. Традиционное господство: вера в святость существующих традиций и законность использования этих традиций для осуществления власти.
  3. Харизматическое доминирование: мнение о святости, героизме или образцовом статусе человека.

Марксизм

Политический классовый конфликт лежит в основе приобретения социальной власти. Он имеет большее влияние, чем другие формы классовых конфликтов, такие как экономические или идеологические. Согласно Марксу, в то время изменения в экономических условиях влияют на тех, кто приходит к власти.


Мишель Фуко

Фуко настаивал на том, что власть повсюду, потому что она никуда не приходит. С этой точки зрения, власть не может быть ограничена одним учреждением или государством. Поэтому марксистская концепция захвата власти невозможна.

Власть — это соотношение сил, которые возникают в обществе в данный момент. Следовательно, власть повсюду, и влиятельных людей нельзя рассматривать независимо от этих отношений.

Перевернув прежние представления о власти, Фуко исследовал, как взаимоотношения власти могут создавать нормы права, которые, в свою очередь, приводят к обсуждению истины. В то время как сила, закон и истина подпитывают друг друга, власть всегда оказывает большее влияние на закон и истину.

Хотя Фуко анализировал власть в разных ситуациях и ​​в разное время, одна из его самых важных идей — биоэнергетика. Биоэнергетика — это практика, используемая современными государствами для контроля над населением.

Современная власть, согласно анализу Фуко, вплетена в социальные практики и поведение человека. Это происходит, когда угнетенное население постепенно принимает правила и ожидания социального порядка.

Биоэнергетика уступает место биологической регуляции жизни. Классический пример можно найти в психиатрических больницах, тюрьмах и судах. Это дисциплинарные институты, которые определяют нормы, которые нарушают определенные слои населения, тем самым отклоняясь от общества.


Социальная сила в психологии

В области социальной психологии Джон Френч и Бертрам Равен (1959) предложили 5 типов власти:

  1. Законная власть — проистекает из относительного положения и обязанностей лидера в организации или обществе. Люди имеют законную власть, когда им делегированы какие-то формальные полномочия.
  2. Референтная власть — это способность некоторых людей убеждать или влиять на других. Это вытекает из харизмы и межличностных способностей человека. Угнетенный человек рассматривает носителя власти как образец для подражания и пытается действовать как они.
  3. Экспертная сила — проистекает из способностей или опыта человека и того, насколько они нужны организации или обществу. В отличие от других типов, экспертная власть обычно очень специфична и ограничена областью экспертизы.
  4. Сила вознаграждения — зависит от способности лидера предоставлять материальные награды. Это относится к тому, насколько легко человек может дать людям какую-то выгоду. Это может быть свободное время, подарки, рекламные акции или больше ответственности.
  5. Принудительная власть — исходит от способности держателя власти налагать санкции. По сути, это способность отдавать и отнимать награды и исполнять наказания. Желание угнетенного человека получать ценные награды и его страх потерять их, в конечном счете, является источником силы.

Как видите, концепции социальной власти разнообразны и находятся под сильным влиянием своего времени в истории. Определение власти варьируется от доминирования над людьми до сложной сети отношений.

Более поздняя концепция власти предполагает, что мы всегда ориентируемся в отношениях власти. Каждое имеющееся у нас взаимодействие характеризуется существующими различиями сил. Поэтому осознание социальной власти — это первый шаг к снижению ее влияния.

Читайте также: