Романский стиль литература кратко

Обновлено: 02.07.2024

Если в раннем Р. с. господствовала настенная живопись, то в конце 11 — начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом Р. с. плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Эпоха Р. с. явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства.

10 в., наибольшее распространение получили трёхнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, около 1080 — 12 в.). В целом французское романское зодчество отмечено крайним многообразием местных школ: к особой монументальности композиций тяготела бургундская школа

(так называемая церковь Клюни-3), к богатству скульптурного декора — школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье, 12 в.); в Провансе отличительной особенностью церквей являлся обильно украшенный скульптурой главный портал (однопролётный или трехпролётный), развивающий, вероятно, мотив древнеримской триумфальной арки (церковь Сен-Трофим в Арле). Строгие по декору нормандские церкви ясностью своих пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане, 1059—66). В светской архитектуре Р. с. во Франции сложился тип замка-крепости с Донжоном. К вершинам романского изобразительного искусства Франции принадлежат проникнутая мощной экспрессией скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей [в Везле, Отене, Муассаке], многочисленные циклы росписей, памятники миниатюры и декоративно-прикладного искусства (в том числе лиможские эмали (См. Лиможская эмаль)).

В Италии элементы Р. с. ранее всего зародились в ломбардской школе (См. Ломбардская школа), где уже в 9—10 вв. сложился так называемый первый Р. с. (регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). Для итальянского Р. с. типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния. Теснее связано с германской и французской романикой зодчество Тосканы [соборный комплекс в Пизе], где возник Инкрустационный стиль.

Р. с. развивается также в Англии (после норманнского завоевания 1066; в архитектуре здесь традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, а в живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно особое богатство растительного орнамента), в странах Скандинавии (если большие городские соборы здесь следуют преимущественно немецким образцам, то в приходских и сельских церквах отчётливо проступают черты местного своеобразия), в Польше, Чехословакии, Венгрии. За пределами Европы очагами Р. с. были замки, возведённые крестоносцами в 12—13 вв. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье,

12—13 вв.). Отдельные черты Р. с., обусловленные не столько прямыми влияниями, сколько некоторым сходством идейно-художественных задач, проявились в искусстве Древней Руси (например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы (См. Владимиро-Суздальская школа)).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л. — М., 1966; Grabar А., Nordenfalk С., Romanesque painting from the 11 th to the 13 th century, N. Y., [1958]; Conant K. J., Carolingian and romanesque architecture. 800—1200, [Нагмоndsworth, 1959]; Demus 0., Romanische Wandmalerei, Münch., [1968]; Fillitz H., Das Mittelalter, Bd I, B., 1969; Francastel P., L'humanisme roman, P. — La Hayt, [1970].

Авила. Общий вид городских укреплений. 1088—91.

Соборный комплекс в Пизе. Баптистерий (начат в 1153), собор (1063—1160) и кампанила (1174—1372).

Кан. Церковь Ла Трините. 1059—66.

Майнц. Собор Санкт-Мартин-унд-Санкт-Штефан. Западная часть (1200—39).

Аналой с фигурами 4 евангелистов из монастыря в Альпирсбахе (ФРГ). Дерево. Сер. 12 в. Городская церковь. Фрёйденштадт.

Аналой с фигурами 4 евангелистов из монастыря в Альпирсбахе (ФРГ). Дерево. Сер. 12 в. Городская церковь. Фрёйденштадт.

Церковь в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Ок. 1080—1211. Интерьер.

Палаццо Ла Дзиза в Палермо. 12 в.

Церковь Сент-Этьенн в Невере (Франция). 1063—97. Интерьер.

Собор св. Петра и св. Павла в Крушвице (Польша). 12 в.

Баптистерий в Парме. Начат в 1196.

Церковь Сен-Сернен в Тулузе. 1096—1250.

Замок в Лоше (Франция). Основное строительство — 11—12 вв.

Церковь монастыря Мария Лах (ФРГ). 1093—1156.

Дверь собора в Трое (Италия). Бронза. 1119. Фрагмент.

Собор в Ле-Пюи (Франция). 11—12 вв. Сводчатое перекрытие центрального нефа.

Верхний край и днище литургического сосуда (из монастыря в Вильтене, ФРГ). Позолоченное сереро. Ок. 1160—70. Художественно-исторический музей. Вена.

Верхний край и днище литургического сосуда (из монастыря в Вильтене, ФРГ). Позолоченное сереро. Ок. 1160—70. Художественно-исторический музей. Вена.

Рукоять епископского посоха с евангельскими сценами (из Кентербери, Великобритания). Слоновая кость. Ок. 1180. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

Рукоять епископского посоха с евангельскими сценами (из Кентербери, Великобритания). Слоновая кость. Ок. 1180. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

Членение стены среднего нефа в церквах: Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме (ФРГ, 1010—1250), Нотр-Дам в Жюмьеже (Франция, 1018—1067), а также собора в Вормсе (ФРГ, основное строительство — 1170—1240).

Вормс. Собор Санкт-Петер. Основное строительство — между 1170 и 1240.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Романский стиль" в других словарях:

Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X XII вв. (в ряде мест и в XIII в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин романский… … Художественная энциклопедия

Романский стиль — Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами Романский стиль (от лат. romanus римский) художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X … Википедия

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — Архитектурный стиль, вошедший в употребление в X ст., его отличительная особенность круглые арки и тяжеловесность построек. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Стиль, получивший начало в … Словарь иностранных слов русского языка

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — РОМАНСКИЙ стиль, художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители монастырские ордена. Для архитектуры (церкви, монастыри, замки) характерны простые… … Современная энциклопедия

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… … Большой Энциклопедический словарь

Романский стиль — стиль средневекового западно европейского искусства Х – XII вв. (в ряде стран также ХIII в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных … Энциклопедия культурологии

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — (от лат. romanus римский) стиль в зап. европ. искусстве эпохи феодализма 10 13 вв. В монументальной архитектуре Р. с. преобладали храмы, монастыри, замки. Широкое развитие получили сводчатые и арочные конструкции. См. рис. К ст. Романский стиль.… … Большой энциклопедический политехнический словарь

романский стиль — стиль средневекового западноевропейского искусства X XII вв. (в ряде стран также XIII в.). Главную роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… … Энциклопедический словарь

Романский стиль — романика (от romanum римский) общеевроп. стиль средневекового искусства X XII вв. Термин появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI XII вв. с древнерим. архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов), В… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Романский стиль — Церковь монастыря Мария Лах (Германия).1093 1156. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители монастырские ордена. Для архитектуры… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Романский стиль — стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… … Архитектурный словарь

Читайте также: