Роман петр первый художественная история россии 18 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь страны, бытовой и национальный колорит, нравы, обычаи и религиозные конфликты того времени. В центре повествования образ ПЕТРА - выдающейся исторической личности, о которой уже много писали и ученые, и литераторы. Писателю удалось создать достоверный, убедительный образ русского царя-реформатора. Преобразовательская деятельность царя охватывает буквально все сферы жизни: армию, флот, науку, культуру, быт, внешнюю и внутреннюю политику. Толстой изображает в своем романе широкий поток исторической жизни, целую панораму страны, судьбу не только отдельных героев, но и всего народа. Роман "Петр 1" - значительное явление в русской литературе.

ВложениеРазмер
hudozhestvennoe_izobrazhenie_russkoy_istorii_v_romane_a.n._tolstogo_peir_pervyy.doc 118.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОГВ(С)ОКУ В(С)ОШ при

ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области

Урок литературы на конкурс

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск - 2012

Образовательная – выявить позицию автора романа по отношению к вопросу о создании романа о Петре 1. Создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о Петре 1 как государственном деятеле, вызванном к жизни исторической необходимостью. Показать духовные искания главных героев романа. Привлечь внимание учащихся к главной проблеме романа – изображению творческого труда народа, созидающего новую культуру. Соотнести реальное время и пространство России первой четверти 18 века с художественным временем и пространством романа Толстого.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию, как патриотизм. Показать общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе на благо страны. В этом патриотический пафос романа.

Развивающая – формирование навыков работы в классе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, умение вести записи школьной лекции.

Метапредметные учебно -информационные умения:

- умение извлекать информацию из разных источников;

- умение составлять план;

- умение отбирать материал по заданной теме;

- умение составлять письменные тезисы;

- умение подбирать цитаты;

- умение составлять таблицы.

Эпиграф на доске :

Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно

хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю,

коренные узлы её, трагические и творческие эпохи,

в которых завязывается русский характер.

Методические приемы : Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Время проведения : 90 минут

Подготовка к уроку

Главы и страницы

Московская Русь. Юность Петра. Вековая отсталость Руси. Широта охвата действительности.

Изображение борьбы между Софьей и Петром. Крымские походы окончились бесславно. Народ доведен до нищеты.

Гл. 1, ч.15, гл. 2, ч.6

Преображенский потешный батальон. Петр 1 постигает военную науку.

Гл. 2, ч. 3, гл. 3, ч. 5,

Софья замышляет убийство Петра.

Петр бежит в Троицкую лавру. Подавление Петром заговора.

Первые реформы Петра после победы над Софьей.

Первый Азовский поход. Неудача. Взятие Азова

Петр за границей учится кораблестроению.

Заговор Софьи. Стрелецкий бунт.

Возвращение Петра в Москву. Казнь стрельцов

Гл. 7, ч. 17, гл. 7, ч. 21

Преобразовательная деятельность Петра

Борьба Петра с боярами за новые формы быта

Гл. 1, ч. 3, гл. 2, ч. 3

Вступление России в союз с Польшей и Литвой против шведов.

1700 год. Поход на Нарву.

Тайная кладовая в Кремле

Шереметьев разбивает шведского генерала

Взятие крепости Мариенбург

Архангельский флот. Взятие крепости Нотебург (Орешек)

Царевна Наталья Алексеевна заводит театр

Заговор против Петра

Петр под Нарвой. Русские захватили шведского короля. Героизм русских солдат.

План изложения материала

11. Образ Пера 1 – преобразователя, сумевшего почувствовать исторические потребности страны, нации.

1.Влияние среды и исторический событий на формирование личности Петра1.

2.Петр 1 – сын своего времени ( жестокость. грубость, невежество).

3.Петр 1 как личность государственного деятеля и преобразователя:

а) патриотизм Петра, чувство национальной гордости, стремление преобразовать старину;

б) государственная мудрость и дальновидность, умение трезво оценивать обстановку. Жизнь – учитель Петра.

в) настойчивость в достижении целей, сильная воля, решительность, твердость;

г) любовь к труду, взаимоотношения с простыми людьми;

д) полководческий талант Петра 1;

е) отношение к иноземцам.

4. Мастерство Толстого в создании образа Петра 1.

111. Художественное изображение русской истории в романе Толстого «Петр 1 «

Обзорная лекция учителя

( сопровождается показом иллюстраций, зачитыванием фрагментов романа)

Первое упоминание его имени читатель встречает в разговоре двух холопов – Ивашки Бровкина и Цыгана, обсуждающих волнующий вопрос: кому быть царем в случае кончины царя Федора.

Книга 1, гл.2 стр. 6-8

Первый раз мы видим Петра в водовороте стрелецкой расправы со сторонниками Нарышкиных ( откуда сам Петр)

Перед нами испуганный мальчик в узком кафтанчике.

Кн.1, гл1, ч. 19 стр. 43

Маленький Петр остро воспринимает расправу с близкими матери, и через всю жизнь пронесет он неприязнь к боярам, и еще долгое время его природная пытливость будет омрачаться мыслью, что он царь гонимый, что ему постоянно угрожает опасность со стороны Софьи и ее сторонников Милославских. Эта постоянная тревога делает характер Петра неуравновешенным.

Подростка Петра характеризует стремление к познанию окружающей жизни. Автор обстоятельно повествует о потешных играх царя, о его неистощимой любознательности, о рано проявившейся независимости характера.

Постепенно в Петре пробуждается сильный, волевой, властный характер. Он весь – отрицание старого. Его внешний вид и поведение противопоставлены старому стилю царского обихода.

Кн.1, ч. 11, гл.4. стр.125-126

Хмурая Москва и чистенький аккуратный Кукуй. Однообразная жизнь Преображенского и увлекательные развлечения у Лефорта, глупая Евдокия и прелестная Анхен, - таковы контрасты, которые влияют на воображение юного Петра и формируют его волю, мысли и чувства.

Формирование личности Петра завершается драматическими событиями, связанными с борьбой Софьи за престол. Пережитый им позор бегства из Преображенского, завершает юношеский период жизни.

Кн.1, гл. 5, ч.15, стр. 196 -200 .

С этого времени молодой царь становится действенным правителем государства. Смерть царицы Натальи Кирилловны (матери Петра) отмечает в романе эту веху.

Кн.1, гл 5,ч.17 . стр. 41

Государственный талант Петра проявился во всей силе, когда он приступил к осуществлению первых задач национального развития страны: созданию флота и армии, к борьбе за выходы к морям.

Сначала внимание Петра, как и его предшественников, было обращено на охрану южных границ. Он затевает Азовский поход, который приносит много бедствий. Русские полностью разбиты, но терпит поражение не Петр, а весь домостроевский уклад России.

Кн.1, гл. 6, конец, стр. 234-246 .

Мужает Петр, закаляется его характер, шире становится кругозор. Враги смеялись над поражением русских при Азове, но русские учились на ошибках и добивались победы. Флот построен, Азов сдался.

За границей, куда Петр едет учиться чужеземному опыту, раскрывается во всей мощи широта его натуры, жадность к знаниям, стремление перенять все лучшее для России.

Кн.1,гл.7,ч.9.10,11. стр. 266-270, 275-277, 279-280

Он едет под видом простого моряка. К Европе Петр относится насмешливо. Его привлекает другая Европа – трудовая, деятельность простых людей: голландцы-рыбаки, плотники, кузнецы. Культуру их труда стремится перенять Петр 1. Толстой подчеркивает главное в его делах – созидательное начало.

Пока Петр приглядывается к новому, старое шипит, подымает голову. Последним кровавым актом, исторической драмой, начавшейся еще при мальчике Петре, был мятеж стрельцов и расправа с ними – ужасная и беспощадная.

Кн.1, гл.7. ч. 21 стр.290-292 .

В первой книге романа действие происходит вокруг больших событий в быстром темпе. Во второй книге большое место уделяется психологической мотивировке поступков Петра. Мы видим его на войне и в мирной обстановке, на виду народа и в кругу друзей, в часы веселья и в часы раздумий.

Кн.2, гл.1, ч.6,7,11,12 стр.321-324

Толстой сумел проникнуть во внутренний мир Петра и показать его человеческие черты. Любовь его к Анхен, а затем к Катерине говорит о его нравственном облике, как о человеке, способном на большое чувство, но умеющем этим чувством управлять. Как и всем людям, ему присущи и колебания и сомнения, моменты раздумий и тревог за судьбу своих планов. Два раза мы видим его плачущим. Один раз у гроба матери, другой – у гроба Лефорта.

Кн.2, гл.1,ч.6,7. стр.317.

Но основной ведущий тон романа бодрый, оптимистичный, отражающий объективный исторический момент пробуждения нации к жизни. Толстой показывает своего героя все время в действии, в гуще преобразований. Обратимся к тексту.

Кн.2, гл. 5, ч. 7 стр. 517-547.

В последней части романа перед читателем предстает повелитель одного из сильнейших государств, в облике которого писатель подчеркивает величавую осанку, властное спокойствие, уверенность в себе.

1.Положение крестьян при Петре 1.

Выражение недовольства своим положением крестьянами. Жалобы к Петру.

4. Расправа со стрельцами.

Кн.1,гл 4, ч.21; гл.7,ч.14

5. Массовые сцены в романе.

а) народ к Кремля (кн.1,гл1,ч.16)

б)оценка народом Крымских походов Голицына (кн.1, гл.4,ч.9)

в) Казнь Кульмана (кн.1,гл. 5, ч.9)

г) сцена в кабаке (кн.2,гл.1,ч.2)

6. Талантливость, одаренность русского народа. Кузьма Жемов.

(кн.1, гл.5, ч.10,21 кн.2, гл1, ч.10)

7 Русский богатырь – Кондрат Воробьев. (кн.3, гл.5, ч.1)

8.Андрей Голиков. (кн. 2, гл.5, ч.3. кн.3, гл.2, ч.5)

9. Мужество и героизм русского народа. (кн. 3, гл. 6).

Е.И.Богомолова, Т.К.Жаков, М.М. Кедрова «Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений, М., Высшая школа, 1989г.

В то же время историческая тематика была поводом к размышлению над современными вопросами. Толстой ощущал созвучие двух эпох. В революционной России повторялось многое из того, что было характерно для времени петровских реформ. Это был крутой поворот, когда происходила резкая ломка устоявшихся общественно-бытовых форм, воспринимавшихся как застойные, окаменелые, мешающие прогрессу. Эта ломка сопровождалась взрывом энергии, пробуждением творческих сил широких масс, на фоне которого выдвигалась сильная личность, обладавшая волей и способностью возглавить народные движения. В этом смысле авторская художественная цель отвечала запросам сталинской власти, требовавшей освещения роли Сталина в истории. Возникла аналогия, возвышающая руководителя партии и страны.

В романе можно выделить два тематических пласта. Первый - показ исторической действительности 1682 – 1704 годов: от быта разных слоев русского общества до событий государственного масштаба. Второй – исследование национального характера, черты которого выявляются в переломный момент. История понимается А.Н. Толстым как единый, безостановочно движущийся процесс, в котором эпоха Петра I – необходимое звено. Движение совершается к ясно осознанной цели – победе всего передового над закостеневшим. Ее не всегда можно достичь путем постепенных преобразований, тогда и становится необходима безжалостная ломка старого.

Для прогрессивного деятеля необходимо проявлять инициативу. А.Н. Толстой главным движущим фактором истории видел прогрессивную личность.

Петровское время – один из сложных периодов русской истории. В центре романа - сложная, противоречивая фигура царя Петра I, великого русского царя, преобразователя, строителя и воина. Петр решительно боролся с вековой отсталостью русского государства, стремясь установить контакты с развитыми европейскими странами.

Толстой усвоил диалектический взгляд на великого царя. Отдавая должное его государственной мудрости и энергии, он не идеализировал Петра. Русская история в романе Толстого предстает вереницей живых, осязаемых и видимых картин, глубоко задевающих ум и сердце читателя. Жестокая сцена казни женщины, зарытой по горло в землю, дает яркое представление о том, с каким фанатизмом, дикостью и невежеством приходилось бороться Петру. В столь же запоминающихся сценах развертывается и жизнь самого Петра – от ранней молодости, когда еще мальчиком его поставили на перила красного крыльца, до зрелых лет, когда могучий самодержец "прорубал окно в Европу". Мы видим Петра на голландских верфях с топором в руках, в спорах с боярами, во главе русских войск, в святочных забавах.

Личность Петра изображена на широком историческом фоне, воспроизводящим многие реалии той эпохи. Роман Толстого в высокой степени достоверен. Он не только о Петре, но и о времени, о народе.

Одна из главных художественных задач писателя заключалась в показе творческого гения русского народа, его выдающейся роли в преобразованиях начала 18 века. Петр – лишь одно из проявлений того гения. Талантливо выписаны Толстым фигуры простых людей. Надолго запоминаются могучий и свободолюбивый Федька - Умойся - Грязью, изобретатель Кузьма Жемов, один из первых создателей летательного аппарата, строители Осип и Федор Баженины, оружейники Воробьевы, талантливый иконописец-самоучка Андрей Голиков.

Художественная достоверность, историческая правда романа заключена не только в верности и точности исторических деталей, фактов, колорита, но, прежде всего, в самом понимании диалектики развития истории, правдивости как исторических, так и вымышленных персонажей.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


Место и время действия

События романа происходят в 1692–1704 годах в разных местах России (в Москве, Архангельске, на Неве), а также в Германии, Голландии, Англии.

Главные герои

  • Петр 1 – русский царь, великий реформатор, навсегда изменивший историю государства российского.

Другие персонажи

  • Александр Меншиков (Алексашка) – соратник царя, его верный друг, впоследствии ставший князем.
  • Алексей Бровкин – лучший друг Алексашки.
  • Франц Лефорт – генерал, друг и наставник молодого Петра.
  • Софья Алексеевна – царевна, сестра Петра, мечтавшая о власти.
  • Василий Голицын – князь, любовник Софьи, ее помощник в заговорах и бунтах.
  • Анна Монс – немка, возлюбленная Петра.
  • Евдокия Лопухина – законная жена Петра, подарившая ему наследника.

Краткое содержание

Книга первая

Главы 1-3

Петр влюбился в очаровательную Анхен, дочь зажиточного немецкого виноторговца Монса. На именинах у Лефорта Петр встретил Алексашку, с которым сдружился, и приблизил к себе, назначив на должность постельничего. Паренек зарекомендовал себя ловким и верным слугой. Он не позабыл о своем друге Алешке Бровкине и попросил царя назначить того барабанщиком в потешное войско.

Чтобы остепенить Петрушу, у его матери был простой план – женить его на Евдокии Лопухиной.

Главы 4-7

Книга вторая

Главы 1-2

Главы 3-5

Петр заключил мир с турками, и в 1700 году отправил войска на шведов. Молодой шведский король Карл XII с легкостью разбил русские войска под Нарвой. Заняв Лифляндию и Польшу, он намеревался углубиться в Московию, но генералы его отговорили. О мире с Карлом не могло быть и речи.

Петр направил все силы на завоевание Невы. После продолжительного боя была взята крепость, получившая название Шлиссельбург. Петр узнал об измене Анны Монс и отдалил ее от себя. Верный Меншиков быстро нашел сердечную замену царю – ею стала пленная девушка Катерина, которой суждено было стать царицей Екатериной I.

Книга третья

Главы 1-6

И что в итоге?

Пётр I – сумел яростным штурмом взять Нарву и взять в плен генерала Горна; Алексашка знакомит его с Катериной.

Александр Меншиков (Алексашка) – становится губернатором Нарвы.

Алексей Бровкин – назначен барабанщиком в потешное войско.

Софья Алексеевна – перевезена из Кремля в Новодевичий монастырь.

Василий Голицын – после подавления мятежа отправлен в вечную ссылку.

Анна Монс – изменяет Петру I, вследствие чего он отстраняет её от себя.

Евдокия Лопухина – Пётр отправляет жену в монастырь в Суздале и навсегда там оставляет.

Заключение

В произведении описывается жизнь Петра I, становление его как личности и как мудрого и решительного правителя большой державы. На его долю выпадает немало суровых испытаний, с которыми он достойно справляется.

Люди должны знать историю своей страны, чтобы в будущем знать, как поступать в том или ином случае. Алексей Толстой, вдохновившись эпохой Петра 1, решил показать нам все тонкости и трудности петровской эпохи. Как известно, он вложил в работу почти 10 лет своей жизни и потратил множество часов, чтобы изучить в точности эпоху преобразований и изменений в нашей стране.

История создания

Алексея Николаевича Толстого очень интересовала судьба императора Петра 1, более двадцати лет писатель изучал биографию и исторические факты из жизни правителя. Этот случай можно назвать одним из тех, когда творчество автора, в попытках передать характер эпохи и личности, граничит с научной исторической литературой.

Изначально произведение задумывалось как роман-эпопея, который бы позволил при своем объеме показать все позиции и смену мыслей человека советского. Писателю это в полной мере удалось, ведь через образ Петра проглядывает личность покровителя и почитателя Толстого – И. В. Сталина. В своем романе Толстой хотел показать ценность преобразований того времени, он описывает, как мудрость правителя определяет дальнейшее развитие государства. Но читателю совсем нетрудно уловить связь между тем временем и новой советской эпохой, где народу также нелегко измениться к лучшему, где люди не хотят принимать необходимость перемен. В такой ситуации стране нужен жестокий, но сильный и дальновидный руководитель, которого автор видел и в Петре Первом, и в генеральном секретаре партии КПСС.

Жанр, направление

“Петр Первый” — исторический роман, включает в себя элементы романа становления и героического повествования. Также можно найти черты биографического романа.

Направление – реализм. Автор воспроизводил быт и нравы, основываясь на исторических хрониках. Он писал только то, что было на самом деле.

В первой книге перед нами предстает Петр-преобразователь. Личность, еще до конца сформировавшаяся, но стремившаяся к становлению на истинный и правильный путь. Автор показывает нам царя как человека, близкого к своему народу, способного понять все проблемы и постараться найти их решение.

  1. Первый том показывает нам еще совсем маленького Петра, напуганного грядущими трудностями правления. С этого момента начинается наше знакомство со становлением будущего царя, способного изменить судьбу своей страны. Мы можем наблюдать как маленький правитель учится справляться с дворцовыми интригами, предательствами, переживает первые неудачи, учится исправлять свои ошибки и решать сложные, даже, казалось бы, неразрешимые проблемы.
  2. Во втором томе мы видим Петра уже подросшего, способного наравне с простым народом трудиться на благо процветания страны. Прошло уже много времени, молодой правитель готовится к первым преобразованиям и подписаниям законов. Петр заботится о воем народе, стараясь не допускать произвола со стороны бояр. Так, страница за страницей, у нас на глазах происходит становление царя, из маленького напуганного мальчишки в зрелого мудрого правителя.
  3. В третьем томе перед нами предстает уже состоявшийся как личность человек, царь, мужчина. Вот уже стоит на берегу Невы Петербург, прекращены многолетние войны. Как и Петр, страна встает на новый путь, изменений и улучшений. Третий том является финалом и показателем положительных последствий реформ, происходит культурный подъем жизни людей, растет и военная мощь государства.

Главные герои

  • Петр Алексеевич — царь России. Писатель постарался раскрыть образ правителя многогранно и полноценно, показав как положительные, так и некоторые отрицательные качества Петра. Монарх предстает перед нами в разном свете, начиная с молодых лет, заканчивая пиком успешных реформ состоявшейся исторической личности. Герой отличается трудолюбием, целеустремленностью, дальновидностью и силой воли.
  • Александр Данилович Меншиков — соратник Петра, готовый на все ради правителя, ему Петр доверял полностью, считал своей правой рукой. Меньшиков сбежал из семьи, будучи совсем молодым, выживал как мог, перебивался с копейки на копейку. Благодаря своему уму, попал во дворец, где работал постельничим. Когда же Петр понял истинную ценность этого человека, тот стал правой рукой государя. Он отличался умом, деловитостью и способностью усваивать новые веяния.
  • Франц Лефорт — наставник Петра, его друг, помогавший раскрыть потенциал царя. Франц предстает перед нами уже зрелым мужчиной, можно сказать, что он был главным по всем делам иностранцев в России. Лефорт служил советником Петра по военным вопросам, по социальным и экономическим делам, подсказывал, как лучше поступить во время дворцовой борьбы с Софьей.

Есть и другие герои романа, которые не менее важны для сюжета, но описать каждого нет возможности, у нас же не статья-эпопея. Но если Вам кого-то не хватило, смело пишите об это в комментариях, добавим.

Темы и проблемы

  1. Основная тема — патриотизм. Автор показывает, что наша земля богата различными природными залежами, но они растрачиваются впустую. Таким образом, в нашей стране есть потенциал, но он либо не используется, либо используется неправильно. Это может изменить только сильный и волевой человек, по мнению писателя. Каждый из нас ради своей родины, ради своего будущего должен стать таким человеком.
  2. Главная проблема – власть и ее влияние на личность. Петру пришлось столкнуться с родственными интригами, родные люди готовы были избавиться от него, лишь бы занять престол. Тяга к власти выбивает из человека все самое хорошее, оставляя на месте души выжженное поле.
  3. Проблема социальной несправедливости. Петр поставил себя на место обычного работника и понял, как тяжела жизнь народа под гнетом боярского произвола. Поэтому он так ополчился против знати, которая своей алчностью тянула страну назад, изнуряя крестьянина и живя за его счет.
  4. Социальная проблематика также включает в себя и вопрос о готовности народа к переменам. Новаторам очень трудно менять мир, они постоянно сталкиваются с непониманием и агрессией тех, кто привык жить по старинке.

Главная мысль

Основная идея романа заключается в том, что большой стране нужен дальновидный, целеустремленный и решительный лидер, который силой своей воли направит страну вперед. Без сильной и твердой руки невозможно эффективное управление. Без нее элита никогда не согласится менять хоть что-либо, ведь ей и так хорошо живется, а народ из страха перемен или невежества будет плавно погружаться в застой. Таким образом, настоящий лидер – это жесткий и непреклонный человек, который обязан идти на жертвы, чтобы творить историю.

С этим посылом можно не согласиться, он очень спорный. Автор, который вернулся из эмиграции и (благодаря протекции Горького) устроился при враждебном ему режиме, мог выполнять политический заказ, смысл которого в том, чтобы оправдать жестокую диктатуру Сталина, прикрывая репрессии исторической необходимостью.

Чему учит?

Изменения, приносящие пользу, нужны всегда. Жизнь не может стоять на месте, особенно в таком большом государстве, как наша страна. Но хоть сколько-нибудь значимые преобразования не могут свершиться сами собой, без нашей готовности к ним. Книга учит людей брать ответственность за будущее страны в свои руки и смотреть в будущее.

Нередко сами люди тормозят прогресс, и их действительно приходится подталкивать сверху, таково прямое назначение правительства. Но и сам человек должен идти навстречу позитивным переменам, должен развиваться и адаптироваться в современности, а не стоять на месте и упираться в то, что уже есть. Тогда и подталкивать никого не придется.

Критика

И. Эренбург указывал на то, что работа Толстого была похожа на творчество Достоевского. Сам автор не знал, что сделают герои, они оживали в его голове и делали то, что сами считали нужным. Никогда эти писатели не знали, чем кончится та или иная книга.

В. Инбер вспоминал, что Толстой был удивительно цельной натурой и героя выбрал себе под стать. Он также любил Россию, как и первый ее император.

Ю. Олеша отмечал подлинность прозы коллеги по перу. Он часто представлял то, что написано в романе, и строки оживали в его голове. Текст мастерки описывал все то, что хотел сказать литератор.

В. Лидин говорил, что в Толстом он ценит, прежде всего, народность. Его царь – как будто человек из народа, живущий интересами простых людей. Автор виртуозно передал русский дух, уделив внимание живой русской речи, которая украшает текст и передает тончайшие оттенки смыслов.

Л. Коган описывал подробности бесед с писателем, тот считал, что переломным моментом в русской истории является полтавская битва, именно там царь и народ соединились в едином порыве.

Г. Уланова полагала, что Толстой жил в душах своих героев, как будто бы сам переживал их эмоции, будто бы видел историю своими глазами.

Читайте также: