Роман кармен биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Роман Лазаревич Кармен (Корнман) — советский кинорежиссёр-документалист, кинооператор, сценарист, журналист, писатель, публицист. Профессор, Член Союза писателей СССР с 1940 года. С 1965 года секретарь правления Союза кинематографистов СССР. Автор ряда книг и множества статей для газет и журналов.

Родился в семье одесского писателя Лазаря Осиповича Кармена. После рождения сына семья переехала в Петербург, куда отец был приглашён в столицу сотрудничать в литературных журналах. Тогда мальчик получил в подарок фотоаппарат и с детских лет стал занимался фотографией. Лазарь Кармен общался с писателями, дружил с А. И. Куприным, был знаком с Максимом Горьким. После революции вернулся…

Роман Лазаревич Кармен (Корнман) — советский кинорежиссёр-документалист, кинооператор, сценарист, журналист, писатель, публицист. Профессор, Член Союза писателей СССР с 1940 года. С 1965 года секретарь правления Союза кинематографистов СССР. Автор ряда книг и множества статей для газет и журналов.

Родился в семье одесского писателя Лазаря Осиповича Кармена. После рождения сына семья переехала в Петербург, куда отец был приглашён в столицу сотрудничать в литературных журналах. Тогда мальчик получил в подарок фотоаппарат и с детских лет стал занимался фотографией. Лазарь Кармен общался с писателями, дружил с А. И. Куприным, был знаком с Максимом Горьким. После революции вернулся с семьей в Одессу, работал в большевистской печати и в Политуправлении Красной армии. После захвата Одессы белогвардейцами был заключен в тюрьму, а в 1920 году умер от туберкулеза.

В 1932 году окончил операторский факультет ВГИКа, работал на Центральной студии документальных фильмов. Известность к нему пришла после съемок в Испании во время гражданской войны (1936 — 39 годы). Снимал на фронтах Великой Отечественной войны, 9 мая 1945-го в Берлине — подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. В 1950—1970-е годы работал во Вьетнаме (он стал первым советским человеком, побывавшим в джунглях Вьетнама и встретившимся там с Хо Ши Мином). Как автор многих известных фильмов имел огромное влияние на документальное кино Советского Союза.

С 1960 года преподавал во ВГИКе. Зав. кафедрой режиссуры документального кино ВГИКа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Кармен Роман Лазаревич (16 (29) ноября 1906, Одесса — 28 апреля 1978, Москва) — оператор, режиссер, сценарист, писатель, педагог. Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1942, 1947, 1952). Лауреат Ленинской премии (1960). Народный артист СССР (1966). Лауреат Государственной премии СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1976). Член ВКП(б) с 1939 года. Член СП СССР с 1940 года. Член СК СССР с 1957 года.

Георгий Димитров в Москве. Снимает Роман Кармен. 1934 год. Фото из частного архива.

Участвовал в качестве оператор в автопробегах в 1933 и 1936 году.

Испытание автомобилей ГАЗ

Оператор Роман Кармен среди участников автопробега в одном из горных районов. Фото: www.rus-texnika.ru.

Летом 1937 года кинооператор Булдаков снимает встречу на Белорусском вокзале оператора Р. Кармена, вернувшегося из Испании. С реди встречающих Е.М. Ярославский. Митинг на площади у Белорусского вокзала.


Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны . Призван на фронт 25 июня 1941 года Политуправлением Красной Арми. Воинское звание — майор.

Вместе с своими коллегами–кинохроникерами снимал сражения под Москвой и под Ленинградом; в месте с Борисом Шером с нимал в Сталинграде пленение фельдмаршала фон Паулюса [1 ] ; на Курской дуге; в партизанских отрядах; участвовал во взятии Кёнигсберга, форсировании Немана, Вислы и Одера, в освобождении Варшавы, одним из первых снял концлагерь Майданек. В мае 1945 года снимал в Берлине подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

  • С июня 1941 — оператор, начальник киногруппы Северо-Западного фронта.
  • С мая 1942 — оператор, начальник киногруппы (до 23 сентября 1943) Западного фронта.
  • С сентября 1943 — оператор 1-го Белорусского фронта.
  • С 27 марта по 29 ноября 1944 — оператор, начальник киногруппы 2-го Украинского фронта.
  • С августа 1944 по 02 мая 1945 — оператор 1-го Белорусского фронта.

Советские военные корреспонденты (слева направо): В.А. Тёмин, Б.Л. Горбатов и Р.Л. Кармен. 1945 год. Фото из частного архива.

Режиссёр (совместно с Е. Вертовой-Свиловой) полнометражного документального фильма "Суд народов" (1947) — трибунал над гитлеровскими военными преступниками.

Фронтовые кинооператоры. Апрель-май 1945 года. На фото (cправа налево): Роман Кармен, Михаил Посельский, Борис Соколов, Борис Дементьев. Автор фото: Е. Халдей. Фото из семейного архива Наталии Венжер.

Военный корреспондент ряда советских и зарубежных изданий.

В 1950 — 1970-е годы Кармен снимал во Вьетнаме, Китае, Бирме, Индии, Индонезии, Южной Америке.

С 1960 года Кармен преподавал во ВГИКе. Зав. кафедрой режиссуры документального кино ВГИКа, профессор (с 1970).

Автор ряда книг и множества статей для газет и журналов.

С 1965 года секретарь правления СК СССР .

Последняя фотография Р.Л. Кармена. В этот день Кармен принимал экзамены у иностранных студентов. ВГИК. 28 апреля 1978 года. Автор фото: студент операторского ф-та Шах Джавед (Непал). Фото из личного архива режиссера Татьяны Юриной.

Роман Кармен умер 28 апреля 1978 года в Москве. Прощание с Карменом, которое было поистине всенародным, проходило в большом зале Дома кино на Васильевской улице.

РГАКФД хранится летописный материал (учетный № 29154 ) прощания с Романом Лазаревичем: среди присутствующих — Л. Корвалан, Ф.Т. Ермаш, В. Санаев, А. Медведкин, С. Герасимов, Ч. Айтматов, В. Тейтельбойм, А. Рыбакова, Г. Захарова, С. Аларкорн, Т. Макарова, А. Чаковский. Похоронен Роман Кармен на Новодевичьем кладбище.

Материалы творческой деятельности Романа Кармена (сценарии, творческие заявки, фотографии кадров из фильмов и др.) хранятся в РГАЛИ.

СЕМЬЯ

Отец — Лазарь Осипович Кармен (1876 — 1920), писатель.
Мать — Дина Львовна Кармен, домашняя хозяйка.

Участник автопробега Москва-Каракум-Москва Р. Кармен с женой М. Ярославской. 1933 год. Автор фото: Д. Дебабов.

Первая жена — Марианна Ярославская (1915 — 2003), скульптор, дочь советского партийного и государственного деятеля Емельяна Ярославского.


1962 год. Судак, Крым. На фото (сидят слева направо): Елизавета Дмитриевна Уварова-Трояновская, Майя Кармен, Ира (дочь Е.Д. Уваровой-Трояновской), Алена (дочь Майи Кармен), Роман Лазаревич Кармен, Сергей Трояновский. Автор фото: Марк Антонович Трояновский. Фото из семейного архива Алексея Марковича Трояновского.

Третья жена — Майя Афанасьевна Овчинникова (1930 — 2014), дочь советского историка, политработника Змеула Афанасия Андреевича; по первому мужу Овчинникова; третий муж — Василий Аксенов (1932 — 2009), писатель.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ



ФИЛЬМОГРАФИЯ

Режиссёр Роман Кармен летом 1957 года на съёмках панорамного фильма ШИРОКА СТРАНА МОЯ. Фото из журнала СОВЕТСКИЙ ЭКРАН № 23, 1957 год.

КИНОПЕРИОДИКА

Режиссер Роман Кармен и оператор Валерий Никонов во время работы XXV съезда КПСС. Март 1976 года. Автор фото: Георгий Завьялов.

Библиография

Звания

1957 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1959 — Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР
1965 — Народный артист РСФСР
1966 — Народный артист СССР
1976 — Герой Социалистического Труда

Награды

Цитаты

В конце 20-х годов Кармен приходит в кинохронику. Он снимает сюжет о переустройстве деревни, о социалистической индустриализации. Они содержат в себе обобщения, результаты поэтического и социального анализа. Чувствуется свой взгляд на событие, на человека — участника великого исторического процесса. Кармен осваивает специфику молодого экранного искусства, совершенствует профессиональное мастерство. Его камера — в гуще жизни, она целеустремленна, активна. Фиксирует переживания человека, проникает в его внутренний мир.[…]

ПРОЖИКО Г. Роман Кармен. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987., Источник

Он шел от жизненного материала. И еще — от творческой интуиции, от того, что в искусстве во все времена называлось вдохновением.
Но у карменовского вдохновения был, как и у всякого художника, свой стимулятор: необыкновенное чутье на то, что надо именно сегодня. Почувствовав насущную потребность данного исторического отрезка раньше многих других, он быстрее других уходил со старта и раньше других оказывался на финише.
Потому он и был лидером неутомимого, бесстрашного, вездесущего поколения советских хроникеров, начинавшего в конце двадцатых — начале тридцатых годов и определявшего судьбы документального кинематографа (со всеми его победами и неудачами) на протяжении нескольких последующих десятилетий.
Он всегда, с самого начала и до своего конца, оставался прежде всего репортером — поначалу фото, а потом кино. И тогда, когда занимался только съемкой, и тогда, когда занимался съемкой, и режиссурой. […]

РОШАЛЬ Л. Эффект Кармена // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

Удивительна способность этого человека наполнить до предела свою жизнь делами, быть участником интереснейших событий, видеть смысл существования в постоянном поиске, в неудержимом стремлении к освоению новых рубежей. Умение свернуть с проторенной колеи. […]

ГЕЛЕЙН И. Жажда жизни // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

[. ]В сентябре 1941-го на воздушную киносъемку отправилась целая спецбригада во главе с имевшим после съемок в Испании огромный авторитет капитаном Романом Карменом. В нее впервые включили и звукооператора Рувима Халушакова, до этого съемки были "немыми".
260-м бомбардировочным полком Северо-Западного фронта, в который прибыли кинооператоры, командовал опытный летчик, награжденный за бои в Испании и Финляндии орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды подполковник Алексей Забелин. Обстановка в небе была сложной, каждый день полк нес потери. Первый вылет Кармена был назначен на 9 сентября на бомбардировщике Пе-2 во 2-й эскадрилье капитана Сергея Асаулова. Накануне здесь зенитным огнем был сбит экипаж заместителя командира эскадрильи капитана Алексея Черунова. Летчик капитан Василий Агуреев, с которым предстояло лететь Кармену, по воспоминаниям Романа Лазаревича, с нескрываемым удивлением и раздражением спросил: "Объясните, зачем вам это нужно? Мы — другое дело, это наш долг. А вам-то зачем?" Не очень обрадовало летчика и то, что кинооператор собрался лететь вместо штурмана, а значит, экипаж будет неполным. Это была главная ошибка Кармена. В тесной кабинке штурмана, да с двумя парашютами — кроме основного, у него на груди болтался еще и запасной, — и при условии, что ему приходилось по команде летчика еще и участвовать в процессе бомбометания, снять что-то путное было очень сложно. Первый полет прошел впустую, при этом погиб экипаж младшего лейтенанта Василия Власова, а комполка Забелин с трудом посадил свою горящую "пешку".
На следующий день с аэродрома Будово на бомбардировку в район Демянска полетел напарник Кармена оператор Анатолий Рубанович. Результат тот же. И невдомек было выяснить у Николая Вихирева, что снимал он из кабины стрелка-радиста, где не только вполне хватало места для обоих, но и был прекрасный обзор и по горизонтали, и по вертикали. Кстати, на киносъемку в авиаполки всегда выезжало по два оператора.[. ]

Николай КАЧУК, обозреватель СБ "Беларусь сегодня", Источник

Роман Кармен (Роман Корнман) фотографии

Советский кинооператор-документалист, фронтовой оператор.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1959).
Народный артист РСФСР (1965).
Народный артист СССР (29.11.1966).
Герой Социалистического Труда (18.03.1976).

Роман Кармен был сыном известного писателя Лазаря Кармена.

Кармен много раз снимал документальные фильмы о войне. Известность к нему пришла после того, как он снимал в Испании во время гражданской войны (1936-1939 годы). На основе его съёмок выпускалась кинохроника о войне в Испании.

Снимал на фронтах Великой Отечественной войны во время сражений под Москвой и под Ленинградом. В феврале 1943 года снимал сдачу фельдмаршала Паулюса под Сталинградом. 9 мая в Берлине снимал подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
После Великой Отечественной войны снимал во Вьетнаме и в Южной Америке в 1950-х и 1960-х годах. Член ВКП(б) с 1939 года.
Кармен верил в идеалы коммунизма, снимал руководителей международного коммунистического движения и революционных лидеров: Мао Цзэдуна в Китае, Хо Ши Мина во Вьетнаме, Фиделя Кастро на Кубе, Сальвадора Альенде в Чили.

Преподавал во ВГИКе с 1960 года. Заведующий кафедрой режиссуры документального кино ВГИКа, профессор (1970).
Автор книг: По странам трех континентов, М., 1962; О времени и о себе, М., 1969; Искусство кинорепортажа, М., 1974.
С 1965 года - секретарь правления Союза кинематографистов СССР.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Кармен (псевдоним; настоящая фамилия – Корнман) Роман Лазаревич – советский режиссёр и оператор документального кино, сценарист, педагог, народный артист СССР, профессор.

С 1960 года вёл мастерскую режиссёров-документалистов во Всесоюзном государственном институте кинематографии (с 1970 – профессор). С 1965 года ‒ секретарь правления Союза кинематографистов СССР.

Его фильмы отмечены ярко выражённой авторской интонацией, темпераментом, отличаются выразительностью монтажного и звукового решения, мастерством репортажных съёмок.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 28 апреля 1978 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Народный артист СССР (29.11.1966). Награждён 2 орденами Ленина (в т.ч. 18.03.1976), орденом Красного Знамени, 2 орденами Трудового Красного Знамени (23.05.1940, 9.05.1957), орденом Красной Звезды (1937), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии (1942, 1947, 1952), Государственной премии СССР (1975), Национальной премии ГДР (1970).

8 мая 1980 года в Москве на доме, в котором он жил (Котельническая набережная, 1/15), была открыта мемориальная бронзовая доска с барельефным портретом. В Одессе его именем названа улица.

Читайте также: