Ролевое исполнение это кратко

Обновлено: 03.07.2024

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ — предметная область социологии, занимающаяся: 1) исследованием социокультурной обусловленности человеческой сущности, 2) механизмов, способов и институционализируемых стратегий индивидуально надындивидуальных взаимоотношений и взаимодействий в… … Социология: Энциклопедия

РОЛЬ — стереотипное поведение, ожидаемое от человека, занимающего опр. позицию (или статус) в социальной структуре, в тех или иных типовых ситуациях взаимодействия. Понятие “Р.” широко используется в социологии, социальной психологии,… … Энциклопедия культурологии

РОМАН — детализированное повествование, которое, как правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом деле таковыми не являющихся. Какого бы объема он ни был, роман всегда предлагает читателю развернутое в цельном… … Энциклопедия Кольера

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстаёт в виде… … Философская энциклопедия

Стандарты и принципы оценивания — Основная статья: Оценка программ Оценивание специфическая сфера деятельности, которая не может осуществляться без учёта множества факторов. Для принятия максимально эффективного решения и достижения лучшего результата оценщику необходимо… … Википедия

Социальная роль — это форма общественного поведения человека, обусловленная его положением: а) в некоторой социальной группе (например, в семье, в производственной, учебной, спортивной, военной группе ср. роли отца и сына, начальника и подчиненного, учителя и… … Педагогическое речеведение

ОТНОШЕНИЯ РОЛЕВЫЕ В СЕМЬЕ — отношения между членами семьи, к рые определяются характером и содержанием семейных ролей или типом взаимодействия членов семьи при исполнении ими семейных ролей. Семейная роль один из видов соц. ролей человека в об ве. Семейные роли определяются … Российская социологическая энциклопедия

Институт социальный — форма закрепления и способ осуществления специализированной деятельности, обеспечивающей стабильное функционирование общественных отношений. С помощью социальных норм и санкций И. с. (политические партии, армия, церковь, школа, семья,… … Социологический справочник

Ролевая теория личности – это один из подходов к изучению личности, в соответствии с которым личность описывается через усвоенные и принятые ею или вынужденно выполняемые социальные функции и образцы поведения, то есть роли. Такие социальные роли являются следствием ее социального статуса.

Джордж Герберд Мид выделил три стадии в освоении ролевых функций:

  • имитация, или механическое бездумное повторение, например, когда дети копируют поведение взрослого, не понимая его сути;
  • ролевые игры – дети воспроизводят прежде видимое и понятное им поведение взрослых - в игре исполняют роли врача, продавца, военного и пр.;
  • коллективные игры – дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, а всей группы. Например, каждый из игроков футбольной команды должен придерживаться правил и стратегии, общих для всей команды и вообще всех игроков в футбол. То есть, дети учатся оценивать свое поведение в соответствии со стандартами, которые были установлены другими со стороны.

Социальная роль – это образец поведения, который был закреплен, утвержден и отобран в качестве целесообразного для людей, находящихся на той или иной ступени социальных отношений.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные положения теории социальных ролей личности

Обычно социальную роль рассматривают с двух позиций: ролевое ожидание и ролевое исполнение.

Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, которая ассоциируется с рассматриваемым статусом, то есть типичное поведение, характерное людям данного статуса в рассматриваемой социальной системе. Иными словами, это поведение, которое ожидают окружающие, знающие социальный статус человека.

Ролевое исполнение – это фактическое, то есть реальное поведение человека, который занимает тот или иной социальный статус.

В результате данного эксперимента сделали вывод, что функциональная целесообразность и социокультурные традиции предопределили поведение его участников. То есть ролевыми ожиданиями было обусловлено вполне типичное и узнаваемое поведение. Все приятельские отношения оказались разрушенными, когда студенты примерили разные социальные роли.

Стоит обратить внимание, что ролевые ожидания и ролевое исполнение никогда не могут быть тождественными, несмотря на тенденцию к достижению такого тождества.

В нормативной структуре любой социальной роли принято выделять четыре элемента:

  • описание типа поведения, которое соответствует данной роли;
  • предписания и требования, связанные с данным поведением;
  • оценка выполнения предписанной роли;
  • санкции, которые несут и негативный, и позитивный характер.

Любой человек в обществе человек выполняет массу социальных ролей. В связи с этим возникает ролевой конфликт.

Ролевой конфликт – это столкновение требований, которые предъявляются к человеку, возникшее из-за множества ролей, выполняемых им одновременно.

Основываясь на общем представлении о сути ролевых конфликтов, можно рассмотреть их классификацию:

Ролевыми конфликтами порождается ролевая напряженность, проявляющаяся различными житейскими и служебными неурядицами. В связи с этим необходимо знать отдельные способы снижения ролевой напряженности. Один из таких способов заключается в том, что отдельные роли признаны более важными, по отношению к другим. Например, в отдельных случаях следует выбрать, что более важно: работа или семья. Для женщины очевидным кажется выбор семьи, а для мужчин – работы.

Во всех определениях личности всегда акцентируется ее общественное происхождение (личность рассматривается как своеобразный сплав биологического и социального с подчеркнутым преобладанием социального) и включенность в ту или иную систему социальных отношений. Каждый человек занимает определенное положение в социальной структуре, и в соответствии с этим положением другие люди ожидают от него того или иного поведения. На реализацию определенного типа поведения ориентирован и сам человек, занимающий данное положение.

В дальнейшем теория ролей получила развитие в работах Т.Парсонса, Р.Мертона, Ч.Кули, Дж.Мура, А.Таллера, Т.Шибутани, Э.Берна, Т.Сарбина, Г.Блумера, Э.Гоффмана и других авторов.

Анализу основного содержания ролевых теорий личности и современных представлений о социальных ролях посвящена данная работа.

1. Основные понятия ролевых теорий личности

Основными понятиями ролевых теорий личности являются понятия социального статуса и социальной роли.

Социальный статус. Жизнедеятельность современного человека осуществляется в обществе. Каждый член общества включен в несколько социальных групп, таких как семья, учебная группа, трудовой коллектив, дружеская компания – на микроуровне, а также группа мужчин или женщин, группа лиц данной возрастной категории, группа людей данной профессии – на макроуровне.

В каждой группе, членом которой является человек, он обладает определенной позицией, или местом в данной конкретной системе взаимосвязей. Эта позиция называется социальным статусом человека в группе.

Статус личности, как правило, связан с экономическим, политически-правовым положением человека, его уровнем образования, трудовой характеристикой, а также статусом семьи данного человека и положением личности в своей семье [1].

Статус личности объективен, а степень осознания и адекватности осознания человеком собственного статуса различается у разных людей [1].

Выделяют следующие виды статусов:

В социальную психологию понятие социальной роли ввел создатель первой теории ролей Дж.Мид [6], позаимствовав этот термин из сферы театра и обыденной жизни, где он использовался как метафора.

Таким образом, обобщая перечисленные определения, можно сказать, что роль рассматривается как стереотипное поведение, обусловленное социальным статусом человека, определяющим функции данного индивида в данном обществе, и связанными с этим статусом ожиданиями других людей по отношению к человеку, занимающему данное положение в обществе.

М.Дойч и Р.Краусс [6; 3] провели анализ различных ролевых концепций и выделяли три аспекта социального поведения, которые имеются в виду, когда речь идет о социальной роли:

Классификации ролей. Существует несколько классификаций видов ролей, некоторые из которых совпадают с классификациями видов социального статуса, а другие являются специфическими и относятся только к социальным ролям:

  1. Специфические, связанные с четкими целями взаимодействия и жесткими правилами, регулирующими поведение индивидов (например, кассир, продающий билеты в кинотеатр);
  2. Диффузные – роли с низкой степенью формализации, к которым, например, относятся все семейные роли.

В зависимости от того, чем определяются экспектации, предъявляемые к поведению личности, выделяют роли:

Следующим основанием для классификации ролей являются особенности группы, положение человека в которой определяет его роль. В соответствии с данной классификацией, вслед за Т.Шибутани, различают [6; 16]:

В зависимости от того, исполняется ли данная роль человеком в текущей ситуации, один из создателей ролевых теорий личности Р.Линтон различает [6]:

  1. Активные роли – проявляющиеся в текущий момент;
  2. Латентные – характерные для данного человека, но не актуальные в данной ситуации роли.

Попытку систематизировать социальные роли предпринял Т.Парсонс [13]. Он считал, что роли обладают пятью основными характеристиками, каждая из которых может быть рассмотрена как основание для классификации ролей:

  1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, врача, милиционера) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.
  2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши или взрослого: они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются: когда мы говорим об ученом, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
  3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана: каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
  4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения.
  5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.

Таким образом, некоторые основания для классификации, предложенные Т.Парсонсом, совпадают с описанными выше (масштаб, формализация), другие не встречаются в остальных источниках литературы (эмоциональность, мотивация).

Таким образом, понимание социального статуса и роли в современной психологии во многом отличается от тех представлений, на которых основывались авторы первых ролевых теорий личности.

2. Прикладные аспекты ролевых теорий личности

Нередко причины, по которым человек обращается к психологу, так или иначе связаны с его социальными ролями. В таких случаях, в первую очередь, психологический дискомфорт может быть вызван недостаточной успешностью освоения роли, приводящей к трудностям ее исполнения, и ролевыми конфликтами.

Качество исполнения личностью какой-либо роли зависит, таким образом, от успешности прохождения личностью каждого из этапов освоения этой роли.

С другой стороны, наиболее существенное значение для побуждения человека к освоению роли оказывают внутренние мотивы, к которым относятся следующие [13]:

  1. Внутренняя мотивация к освоению роли возникает, если выполнение каких-либо желаний человека возможно через овладение им определенной ролью и для него заманчивы те права, те льготы, которые доступны исполнению определенной роли;
  2. Если овладение ролью позволяет человеку приобрести социально-психологическую защищенность, дает возможность иметь более приятные социальные отношения с другими людьми, получить их признание, любовь, одобрение, уважение, то человек способен приложить максимум усилий для овладения этой социальной ролью.

Ролевые конфликты. Существует несколько видов ролевых конфликтов, отличающихся по своей сущности [7, с.212-213]:

В рамках изучения социальных ролей с точки зрения порождаемого ими психологического дискомфорта в настоящее время рассматривают так же явления ролевой перегрузки и ролевой недогрузки [7, с.213-214]. В первом случае личность выполняет избыточное множество ролей, во втором случае – напротив, выполняемые личностью роли не дают ей возможности в полной мере реализовать себя.

Ролевая терапия. Современные практические психологи в качестве одного из основных видов психологической коррекции и психотерапии используют ролевую терапию.

В рамках современной ролевой терапии применяют следующие основные техники [4, с.199-200]:

Таким образом, ролевая терапия оказывает неназойливое развивающее воздействие на личность, эмоционально склоняя человека к исполнению положительной жизненной роли. Игровое общение, в форме которого реализуются техники ролевой терапии, способствует снятию эмоционального напряжения, позволяет адаптироваться к сложному миру людей и вещей, создает положительный психологический баланс между личностью и обществом.

Заключение

Проведенный в данной работе теоретический анализ ролевых теорий личности позволяет придти к выводу о том, что социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях взаимодействия с другими людьми. Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях взаимодействия, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей. При этом и нормы, и роли с течением времени меняются в соответствии с переменами жизненных условий.

Таким образом, социальные роли – это результат коллективного приспособления людей к условиям жизни в обществе.

Личность использует ролевое поведение как инструмент адаптации к социальной среде. Однако личность и роль не являются как абсолютно отдельными, так и абсолютно тождественными друг другу. Личность привносит индивидуальное своеобразие в исполнение роли, а интернализация роли формирует и развивает одни качества и препятствует формированию и развитию других черт личности. Таким образом, между личностью и ролью осуществляется взаимодействие и взаимное влияние.

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Социальные роли и ролевое поведение Личности

Это механизмы социализации. Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

  1. Модель поведения человека со стороны общества.
  2. Система представления человека как он должен вести себя.
  3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение Личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют:

  • социальное происхождение;
  • этническая принадлежность;
  • уровень образования;
  • должность;
  • проф. принадлежность;
  • власть;
  • доход и богатство;
  • образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер. Линтон доказал, что роль имеет социо-культурную обусловленность.

Есть еще определение, что социальная роль – это социальная функция Личности.

Необходимо отметить, что существует несколько точек зрения:

  1. Шебутани – конвенциональная роль. Разводит понятия конвенциональной роли и социальной роли.
  2. Совокупность социальных норм, освоить которые общество побуждает или принуждает.
  • психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
  • социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.
  • активные или актуальные – исполняемые в данный момент;
  • латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент
  • конвенциональные (официальные);
  • стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Связь роли и поведения:

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение челоека. Феномен поглощения Личности человека ролью. Ролевые предписания формируют поведение человека. Явление деиндивидуализации – поглощение Личности социальной ролью, Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).

Читайте также: