Рококо в ювелирном искусстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Украшения в стиле рококо: секрет вечной молодости

Название стиля рококо образовано от французского слова rocaille. Этим термином обозначали элемент орнамента, напоминающий завиток морской раковины. Стиль рококо сформировался в конце XVIII во Франции, во времена правления короля Людовика XV.

История возникновения

Стиль рококо возник на волне изменений в придворной жизни, вкусах и морали своего времени. Он провозгласил наивысшей ценностью молодость, красоту и беззаботность. Именно этот стиль ассоциируется с пасторалью, пастушеской идиллией, бегством от реальности. Герои барокко не обременены тяготами жизни: они развлекаются на фоне красивых пейзажей в окружении овечек.

Рококо — стиль, который не чурался приукрашивания действительности. Наоборот, художники того времени изображали молодых девушек непременно с румянцем на щеках, сложными прическами и выразительными чертами лица. Это одно из главных отличий между рококо и барокко.

Стиль появился и сформировался во Франции. Позднее он распространился и на другие страны — Италию, Германию, Чехию. Российское рококо во многом было близко французскому.

Стиль оказал большое влияние на все виды искусства и декоративно-прикладных ремесел. В этот период активно развивается производство фарфора: мастера создают с его помощью по-настоящему уникальные изделия. Не менее популярно серебро: из него изготавливают тарелки, блюда, чашки и другую кухонную утварь

Украшения в стиле рококо: секрет вечной молодости. История возникновения, характерные особенности.

Характерные особенности

Стиль рококо вобрал в себя элементы многих предшествующих ему направлений. Для него характерны:

  1. камерность;
  2. кокетство;
  3. изящество.

Главный элемент стиля — завитая раковина. Вокруг центральной спирали изображают многочисленные завитки и символы, цветочные и растительные орнаменты. Часто используются символы с эротическим подтекстом.

Ювелирные изделия сочетают в себе асимметрию, изогнутые линии и затейливые узоры. Пластика — грациозная и изящная. Если барокко тяготеет к напыщенной роскоши, то рококо — к утонченной и легкой.

Виды изделий

Эпоха рококо — время глубоких декольте. Такая мода привела к изменению ювелирных трендов: дамы стали носить эффектные ожерелья и колье, усыпанные драгоценными камнями. Центр украшения обычно венчала звезда или каплевидный кулон.

Стиль повлиял и на мужскую моду. Аристократы этого периода носили пряжки и перстни, а также украшали драгоценными камнями рукоять шпаги. Мужской костюм дополнял пышный воротник жабо, который скрепляли серебряной булавкой.

Материалы

Рококо — эпоха бриллиантов. В этот период были изобретены новые формы огранки камня, и к нему обратились взоры всех модников и модниц. Бриллиантовые вставки украшали женские и мужские украшения.

Цвета

Рококо сделал модными нежные, пастельные оттенки. Его цвета — розовый, голубой, сиреневый. Реже встречаются бежевый, серый, слоновая кость и оливковый.

Украшения в стиле рококо: секрет вечной молодости. Виды изделий, материалы, цвета. Как носить украшения в стиле рококо.

Как носить украшения в стиле рококо

Стиль рококо — максимально женственный, приветствующий намеренное искажение естественных линий фигуры. Дамы этой эпохи носили пышные юбки панье, из-за чего фигура напоминала перевернутую рюмку. Талию перетягивали корсетом и всячески подчеркивали.

В современных ювелирных изделий часто можно встретить элементы стиля рококо. Его затейливые завитые узоры легко узнать в дизайне колец, ожерелий, серег. И все-таки этот стиль требует соответствующей атмосферы: украшения рококо будут уместны на свадьбе, роскошном празднике или торжественном мероприятии.

Marie_Antoinette_Young2

Со временем пышные, тяжеловесные формы и симметричные композиции барокко сменились на игривую легкость причудливых асимметричных форм и легкие нежные краски нового стиля - рококо.

Zcy2i


Цепь. Фрагмент. Ок. 1760. Золото, рубины. Частное собрание. Германия

EsGDv


Эмблема Золотого Руна. 1760 - 1770. Золото, альмандин, гранат, бриллианты, рубины
Баварское Управление государственными замками, Королевская резиденция
Мюнхен. Германия. Принадлежит к знакам ордена Золотого Руна, учрежденного в 1430 году бургундским герцогом Филиппом Добрым

Унаследовав основные формы от искусства предыдущей эпохи, стиль рококо оказался совершенно иным в главном - претенциозной парадности барокко он противопоставил камерность и игривое изящество стиля аристократических салонов. Такая трансформация ориентиров не могла не вызвать изменений в пластических и композиционных решениях, которые и определили характерные особенности нового стиля.

2YSba


Брошь в виде банта. Середина 18 века. Бриллианты. Вес 98 г
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Москва
Россия

Художники того времени, отказываясь от ясной конструктивности своих произведений, искали новый идеал красоты в утонченной грациозной пластике, асимметричных композициях, изогнутых линиях. По сравнению с барокко орнаментика рококо приобрела удивительную легкость и изящество, акантовый лист стал тоньше, ленты в гирляндах начали развиваться, листья - закручиваться, а главный элемент орнамента рококо - раковина - превратилась в веерообразную композицию из извивающихся лепестков.

mo6rT


Брошь в виде банта. Середина 18 века. Бриллианты. Вес 155 г
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Москва
Россия

2AzRJ


Большая Императорская корона. Позье, Иеремия. 1762
Серебро, бриллианты, жемчуг, рубины-шпинели. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Москва. Россия
Большая Императорская корона, созданная придворным ювелиром для коронации Екатерины II. Традиционная по форме, корона состоит из двух раскрывающихся полушарий, увенчанных державой и крестом

Модный костюм эпохи рококо был весьма благосклонен к драгоценным украшениям. Глубокие, откровенные декольте женского платья, доходившие порою до талии, способствовали появлению моды на колье. Особенным успехом пользовались бриллиантовые колье с подвесками каплевидной или звездообразной формы. Подобные изделия являлись главной принадлежностью парюр - вошедших в моду гарнитуров украшений, которые в то время включали аналогичные по рисунку, работе и материалу серьги, кольца, украшения для головы и несколько реже - браслеты.

R43Md


Панагия. 1767. Серебро, золото, бриллианты; эмаль, литье, резьба
Высота 16,5 см; ширина 10 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва. Россия

2qu0J


Пара серег с каплевидными подвесками
Вторая половина 18 века
Рубины, бриллианты
6 х 4,5 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Москва
Россия

37RPX


Алмазная брошь Ордена Святого Духа
Жакмен
Середина 18 века
Серебро, бриллианты, рубин
Лувр
Париж
Франция
На изготовление ордена пошло 400 бриллиантов в серебряных кастах. Самый крупный из них огранен в виде туловища голубя, клюв которого - красный рубин

Но не только женщины в тот галантный век проявляли интерес к драгоценностям. Мужчины украшали сверкающими орденами грудь, закалывали драгоценностями кружевные жабо, вставляли бриллианты в пряжки брюк, щеголяли роскошными перстнями и великолепными рукоятками шпаг; признаком особой элегантности кавалера служило тонкое позвякивание золотых брелоков.

nvSqE


Заколка "Польский орел"
17 - 18 век
Золото, жемчужина, рубины; эмаль
Лувр
Париж
Франция

Во второй половине XVIII века блестящего расцвета в России, как и во всей Европе, достигло искусство эмалевой миниатюры. Портреты на эмали помещали в кольца и броши, окружая их пояском из бриллиантов или мелкого жемчуга. Но в четких строгих оправах этих украшений уже заметны черты нового стиля - классицизма.

Во второй половине XVIII века европейское общество начало испытывать усталость от непомерной роскоши, вычурных форм и прихотливых линий искусства рококо. Менялось общество, росла буржуазия, все громче звучали голоса, восстававшие против расточительства дворянства, суетности и легкомыслия высшего общества, призывавшие к скромности и естественности. Вновь, как это было в эпоху Ренессанса или позднее, в XVII веке, во Франции пробудился интерес к античности. Несомненно, этому способствовали и производившиеся в 1750-1760-х годах раскопки погибших при извержении Везувия античных городов Помпеи и Геркуланума, которые позволили многим художникам воочию увидеть шедевры прошлого.

bdjJf


Ожерелье, серьги
Около 1780
Серебро, золото, изумруды, бриллианты, жемчуга
Диаметр около 20 см
Музей драгоценностей
Пфорцхайм
Германия

1ePTV


Скипетр
1770
Золото, серебро, алмаз "Орлов", бриллианты; эмаль
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Москва
Россия
Главным украшением скипетра является алмаз "Орлов" в 189,62 карата

Век классицизма был недолог - всего несколько десятилетий. Тем не менее он оставил прекрасные образцы художественного творчества и, прежде всего, в зодчестве. Архитектура Древней Греции вдохновляла архитекторов того времени на создание сооружений гармоничных форм, с четкими пропорциями и ясной ордерной системой, которые украсили города многих стран Европы. Не менее прекрасны были произведения прикладного искусства. В художественном решении рельефных бисквитов английского завода Джозайи Веджвуда, в мебели знаменитых мастеров, работавших при дворе Людовика XVI - Жан-Анри Ризенера, Жоржа Жакоба и Давида Рентгена, - и во многих других предметах господствует та же спокойная уравновешенность форм, гармоничность пропорций, сдержанность и упорядоченность декора.

KI5Mb


Полукруглая диадема
Конец 18 века
Золото, серебро, рубины, бриллианты
8,5 х 8,5 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Москва
Россия

Орнаментика классицизма полностью подражала античной. В ней царствовали греческий меандр, листья аканта и лавра или дуба, геометрически выверенные розетки и пальметты, медальоны и другие мотивы античного декора, при этом в расположении орнаментальных композиций соблюдались симметрия и определенный порядок.
Требования стиля отразились и на костюме. Характер европейского женского платья к концу XVIII столетия радикально изменился, во многом под влиянием английской моды, раньше других уловившей новые веяния. Ушли в прошлое стягивавшие фигуру корсажи и широкие юбки; силуэты стали повторять очертания фигуры, благодаря чему обрели естественность и элегантность; к началу XIX века вошли в моду античные прически и легкие светлые бальные платья, похожие на тунику.

B6e8c


Корона Людовика XV
1722
Золото, бриллианты, драгоценные камни
Лувр
Париж
Франция
Использовалась в коронации Людовика XV в 1722 году в Реймском соборе, где короновались все французские короли до 1789 года, была украшена знаменитым бриллиантом Регент

Ни платья дам, в которых они напоминали колонну греческого храма или античную статую, ни общественные взгляды того времени не располагали к обилию в костюме драгоценностей, поэтому набор ювелирных украшений эпохи классицизма был довольно ограничен. Тем не менее к некоторым видам украшений мода того времени проявляла исключительную благосклонность. Так, она способствовала необыкновенной популярности круглых и овальных брошей - ими закалывали модные кашемировые шали, необходимые при легкой одежде. В золотые оправы брошей вставляли античные камеи или тонко выписанные эмалевые портретные миниатюры, которые, как правило, окружали пояском из мелких бриллиантов или жемчужин. Нередко вместо резных камней и эмалевых миниатюр в броши монтировали мозаичные изображения или веджвудские неглазурованные бисквиты с двухслойными рельефами, преимущественно белыми на голубом фоне.

Ни с чем не сравнимой любовью пользовались старинные геммы, поступавшие из проводившихся в то время археологических раскопок. Эти раритеты прошлого необычайно ценили, они были предметом соперничества, их охотно демонстрировали, вставляя не только в броши, но и в кольца, серьги, пряжки пояса и даже в ожерелья и диадемы.

загруженное

В то время мода была небезразлична и к кольцам - их носили помногу, а на светских раутах порою на всех пальцах рук. В вечернее время предпочтение отдавалось кольцам со сверкающими в свете свечей крупными, преимущественно светлоокрашенными драгоценными камнями, красоту которых оттеняли обрамлявшие их бриллианты. В дневное время носили более скромные украшения - с рисунчатыми агатами, искрящимися авантюринами, яркими сердоликами, а в кольцах молодых девушек допускалось использование бирюзы. Иногда в кольца вставляли черные силуэтные изображения из фольги, что, возможно, было данью зарождавшемуся сентиментализму.

Обнаженные руки в то время было принято также украшать многочисленными золотыми обручами или разнообразными браслетами в греческом стиле, браслеты даже носили на ногах, под прозрачными тканями.
Дамы высшего общества дополняли модные прически a la grecque (в греческом стиле) золотыми обручами, нередко декорированными гравированным меандром. В особо торжественных случаях надевали роскошные диадемы, украшенные бриллиантами и жемчугом, орнаментальный декор которых обладал четким ритмом и отличался чувством меры. Художественное решение диадемы, являвшейся в то время доминантой парюры, определяло декоративное оформление всех украшений, входивших в комплект.

ea4c5ca4391da02f0db0e15650a25c36bc5f6c133604055

В начале XIX века в ряде стран, и в том числе в России, возродилась техника ажурной филиграни, которую использовали при создании украшений, предназначавшихся не только для дворян, но и для более широкого круга лиц. Из филигранных нитей составляли ожерелья, плели сетки для волос, соединяли ими отдельные детали браслетов и колье. Особенно хороши были золотые и серебряные сканные серьги с грушевидной подвеской. Хотя линии растительного узора скани плавно извивались и переплетались, они создавали ясные, легко читаемые рисунки, совсем не похожие на сложные орнаментальные композиции рококо.

6e230c895fbd

Мужчины, воодушевленные модными идеями гражданственности, не проявляли столь большого интереса к драгоценностям, как это было в XVII - первой половине XVTII века, тем не менее набор их украшений включал перстни, булавки для галстука или шейного платка и часы, подвешивавшиеся на специальной цепочке - шатлене, отделанном весьма искусно.

95089990_ZHakLui_David__Antuan_Loran_Lavuaze__17431794__i_ego_zhena__MariAnnaPeretta_Paulc_17581836__1788

Практически все украшения рубежа веков выполнялись в соответствии с художественными принципами классицизма, что нашло отражение в целостности и гармонии их форм, ясности и строгой симметрии композиционных построений, сдержанности декора. Однако уже в первое десятилетие XIX века многие произведения искусства утратили черты, присущие классицизму в пору его расцвета, и, обретая новые качества, стиль перерос в свою последнюю фазу, получив название - ампир.

Автор статьи: Инна Вениаминовна Шаталова .
Один из ведущих российских специалистов в области ювелирного искусства.

Роскошное и праздничное ювелирное направление возникло в конце XVIII века во Франции. Его развитие совпало с появлением новых, сложных способов огранки алмазов. Переливающиеся всеми оттенками радуги бриллианты ярче всех отражали эстетику нового направления в ювелирном деле. Рококо – это игривая камерность, сочетание изящных изогнутых линий и ассиметричных орнаментов.

что такое портбукет

Ювелирные украшения в стиле рококо

В эпоху рококо появились термины полупарюр и парюр. Так называли комплекты ювелирных изделий, выполненных в едином стиле:

  • женский полупарюр (малая парюра) − набор для ежедневной носки, включающий 2−3 аксессуара, чаще всего – корсажные украшения, серьги;
  • женский парюр − гарнитур для выхода в свет, включающий в себя до 15 драгоценных изделий (серьги, корсажные и шейные аксессуары, кольца, браслеты, шпильки);
  • мужской парюр – брошь для шляпы (эгрет), аксельбант, кинжал, шпага, портупея.

Серьги в стиле рококо

Женские украшения

Доминирующий элемент классического женского кольца – цветной или прозрачный камень прямоугольной или овальной формы. Оправа скромная, незаметная. Ювелиры комбинировали бриллианты, рубины, изумруды, создавая изящные растительные композиции, предпочитали серебро, белое золото.

Старинное кольцо в стиле рококо

Роскошные прически знатные дамы дополняли ажурными шпильками с подвижным навершием в виде султанчика. Декоративный элемент, усыпанный драгоценными камнями, при малейшем движении головы подрагивал, переливался и сверкал разноцветными огнями. Экстравагантный женский аксессуар получил название цитернадель (нем. nadel – шпилька, zittern – трястись).

Мужские аксессуары в стиле рококо

Для мужчин ювелиры создавали изысканные аксессуары из золота, сплавов золота с серебром и вставок из драгоценных камней:

Современные серьги-люстры

  • пряжки для ремней, обуви;
  • булавки для украшения жабо; ;
  • ордена.

Мужчины носили брелоки из желтого золота, которые мелодично позвякивали при ходьбе, щедро украшали бриллиантами, драгоценными камнями рукоятки шпаг, кинжалов.

Заключение

Рококо – это сложные ассиметричные композиции, изящные формы, ажурные серебряные оправы, бриллианты и экстравагантные ювелирные украшения – эгреты, колье-чокеры, портбукеты, серьги-бриолез.

Современные ювелиры используют некоторые элементы исторического стиля при создании женских украшений для особых случаев.


Довольно быстро роскошный и праздничный стиль завоевал всю Европу, причем он стал развиваться сразу во всех направлениях: живописи, архитектуре, скульптуре. Так же этот стиль вошел в дизайн интерьера и одежды. Конечно, не прошел стиль Рококо и мимо ювелирного мира.


В отличие от многих других стилей, которые зарождались как отдельное течение, Рококо унаследовал многое от стилей прошлых эпох, однако его главное отличие от прошлых столетий – изящество, игривость, камерность. Понятно, что такие перемены не могли не отразиться на дизайне и форме ювелирных украшений, а так же основных мотивах, используемых при создании ювелирных изделий.


Мастера – ювелиры стали искать новый идеал для вдохновения, и им оказалась грациозная пластика, изогнутые линии, ассиметричные орнаменты. Многие рассматривают стиль Барокко и Рококо как единое направление в ювелирном искусстве, но это не правильно. Барокко – это тяжелый, напыщенный, хотя и роскошный стиль. Рококо – это тоже роскошь, но легкая, изящная, тонкая.


Главным элементом Рококо стала завитая раковина, которая превратилась в своеобразную композицию, состоящую из завивающихся лепестков, но при этом ленты орнамента наоборот стали развиваться. Вся композиция напоминала роскошный, элегантный веер. Самое интересное, что стиль Рококо совпал в ювелирном искусстве с новыми открытиями в области огранки бриллиантов. Обновленный, сверкающий, переливающийся всеми цветами радуги алмаз идеально вписался в стиль Рококо.



Стиль Рококо повлиял и на одежду, дамы стали носить очень глубокие декольте, что не могло не отразиться на ювелирных предпочтениях. В моду стремительно входят колье, причем в качестве основного центра использовались подвески звездообразной или же каплевидной формы. Под колье создавали комплект украшений – серьги и кольца, а вот браслеты и украшения для головы стали реже использовать.



Броши так же были в моде в эпоху Рококо, однако стиль внес в их дизайн и форму некоторые коррективы. Форма броши стала изящнее, линии – гибкими и изысканными, а композиции стали ассиметричными. И, конечно, бриллианты всех размеров украсили броши эпохи Рококо.




Однако стиль Рококо принес радость не только для женщин, мужчины тоже стали носить украшения определенного типа – ордена, булавки, которыми скрепляли кружевные жабо, пряжки, перстни, рукоятки шпаг так же украшались драгоценными камнями. Особо модным стало ношение золотых брелоков, которые элегантно позвякивали при ходьбе джентльмена.



К сожалению в нашей стране не много сохранилось ювелирных изделий того времени, драгоценные камни были настолько роскошными, что впоследствии их доставали из украшений и использовали при создании более современных изделий. Однако некоторые экспонаты все же можно найти в Алмазном Фонде РФ: сапфировый убор и серьги – жирандоли. Этот комплект очень напоминает струи Петергофских фонтанов, которые посажены и изящные оправы и сверкают алмазами. Основой композиции служат загадочной глубины сапфировые капли.


Повторим основные характеристики стиля Рококо. Мотив: завитая раковина. Дизайн: плавные линии, завитые листки, изящные композиции. Материал: серебро и бриллианты. Тематика: любая. Основные украшения: колье, кольца, серьги, булавки, мужские броши и драгоценное оружие.

Читайте также: