Рококо в европе 18 века кратко

Обновлено: 07.07.2024

Рококо — это стиль в искусстве XVIII века, воплотивший в себе галантность и беззаботность светской жизни. Рококо зародился во Франции и достиг наивысшего расцвета в эпоху Людовике XV и его блистательной фаворитке мадам Помпадур, поэтому часто считается французским художественным течением. Но всё-таки рококо — явление не локальное. Тенденции рокайльного стиля нашли развитие и в других странах, хотя и не стали там художественной доминантой на значительный период. А вот во Франции зрелое рококо стало визиткой правления Луи XV. И даже получило особое название — стиль Людовика XV.

Генезис стиля рококо и особенности рокайльной живописи

Рококо иногда считают продолжением барокко, но подобный взгляд, пожалуй, слишком упрощён. Прямо выводить рокайльную эстетику из барочной невозможно уже хотя бы потому, что во Франции барокко получило сравнительно небольшое распространение.

Но от барочной эстетики действительно были переняты некоторые внешние элементы: декоративная затейливость, плавность линий, пышность форм, эмоциональность, интерес к эротике — в противоположность холодной рационалистичности классицизма.

И в то же время представители нового направления отказались от ключевых барочных принципов:

Таким образом, новые тенденции противостояли на художественной арене не только классицизму. На первый взгляд парадоксально, но рокайльная эстетика стала не развитием, а смысловой противоположностью барокко.

После нас хоть потоп!

В итоге светская жизнь сосредоточилась в изящных гостиных и салонах (а не в огромных версальских залах), а в искусстве был взят курс на декоративность, утончённость, игривые формы, хрупкость, поэтическую меланхоличность и даже некоторую жеманность.

В живописи правили бал пасторали и буколика, на фоне которых разворачивались галантные сюжеты. Приметой времени стали пастушеские мотивы.

Впрочем, настоящих пастухов художники никогда не изображали. Их персонажи — это, скорее, переодетые дворяне, не знающие тягот жизни, далёкие от социальных проблем, томно воздыхающие на фоне роскошных пейзажей.

Художники без устали воспевали восторги возвышенной, но притом вполне плотской любви и с удовольствием живописали обнажённую натуру.

Венера, нимфы и другие женские образы из мифологии в изобилии представлены на полотнах.

В качестве жизненных ориентиров были провозглашены праздничность и праздность. В атмосфере произведений царит веселье, ликование. Кажется, что со многих полотен доносится смех.

Не было чуждо творцам и остроумие — например, оно искрится в сценках Фрагонара. Были популярны и домашние сентиментальные сюжеты, бытовые моменты фривольного типа.

Возникло и оригинальное ответвление — шинуазри: ориентальная ветвь, отразившая интерес европейцев к экзотическому Китаю.

Интенсивно развивался портретный жанр. Интересно, что появилась мода на изображение дам в мифологическом антураже — например, маркиза де Помпадур у Жан-Марка Натье (Jean-Marc Nattier) предстаёт в виде Дианы-охотницы.

Или же, наоборот, в мифологических персонажах прослеживались черты реальных красавиц. К примеру, у Психеи Шарля-Жозефа Натуара (Charles-Joseph Natoire) улавливаются черты герцогини де Субиз.

Очень много на рокайльных полотнах очаровательных путти — младенцев с крылышками и без.

Кстати, портретисты часто изображали детей в виде ангелочков.

Герои картин всегда молоды и красивы. Интересна ещё одна характерная особенность рокайльности — цветущий румянец.

Он украшает даже лица героинь, похожих на фарфоровые статуэтки (в том числе и мадам де Помпадур, которая отличалась очень слабой, болезненной натурой). Это довольно противоречивое сочетание бледной хрупкости и пылающего румянца типично для рококо.

Узнаваема и палитра: лёгкая, приглушённая, даже несколько блеклая, зато богатая тонкими переливами нежных оттенков. Живописцы с удовольствием используют розоватые, голубоватые, сиреневые тона.

Выдающиеся мастера рококо

Предтечей этого направления в живописи считается Антуан Ватто (полное имя Жан Антуан Ватто, Jean Antoine Watteau), великолепно изображавший беспечные празднества и увеселения благородной публики.

Крупнейшая фигура — портретист, мастер пейзажей и мифологических сюжетов Франсуа Буше. Его звёздный час настал при мадам Помпадур.

Для Буше характерно совершенство рисунка, тональная изысканность, эффектная динамичность композиций и безграничная чувственность.

Утончённые сценки на фоне буколических пейзажей писал ещё один известный француз — Николя Ланкре (Nicolas Lancret).

Популярностью у знатной публики пользовались работы Шарля-Жозефа Натуара и Франсуа Лемуана (François Lemoyne).

Большое значение для истории искусства имеет творчество создателя жанра исторического портрета Жан-Марка Натье. Ему позировали монархи и аристократы. В 1717 году Натье написал портреты Петра I и Екатерины I, встретив монархическую чету во время путешествия по Голландии.

Сочетание юмора и пикантности свойственно озорным картинам Жана-Оноре Фрагонара (Jean-Honoré Fragonard). Не получив признания как пейзажист и мастер батального жанра, он снискал мировую славу фривольными жанровыми сценками.

Фрагонар с юмором и деликатностью воспел маленькие радости любви. Эротика у него шаловлива и очаровательна.

В Италии рокайльное искусство тоже нашло своих поклонников. Например, в этой манере работал венецианец Пьетро Лонги (Pietro Longhi).

Работы Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo) совмещают барочно-рокайльные черты: иногда у него прорывается тяга к пафосу и монументальности, но всё-таки превалирует изысканная воздушность.

В Англии прославился художник-пастелист Фрэнсис Котс (Francis Cotes), чьи портреты радуют взгляд нежным сочетанием красок.

Известность получили также работы ещё одного пастелиста — шведа Густафа Лундберга (Gustaf Lundberg), который учился и долго работал в Париже.

В Россию рокайльное искусство пришло во времена императрицы Елизаветы Петровны и сохранило определённое влияние при Екатерине II, в основном проявившись в портретистике:

  • Ивана Вишнякова (1699 — 1761);
  • Ивана Аргунова (1729 — 1802);
  • Алексея Антропова (1716 — 1795); (1736 — 1808); (1735 — 1822);
  • а также представителей так называемой россики (то есть у прибывших в империю художников-иностранцев) — например, у Луи Каравака (Louis Caravaque).

Закат и критика стиля рококо

Но, несмотря на легковесность, рокайльность внесла свою лепту в развитие искусства, показав, что оно может быть оптимистичным, светлым, лишённым морализаторства. Художники сделали искусство максимально светским и привлекли внимание к простым человеческим радостям (пускай и с точки зрения благородного сословия). Таким образом, они вновь, как мастера Возрождения, поставили в центр искусства человека.

Сейчас рококо пользуется высоким спросом на аукционах. С примерами лотов можно познакомиться на сайте VeryImportantLot. Коллекционеров привлекает и их инвестиционная ценность, и замечательная декоративность: эти картины — великолепное украшение интерьеров.

Стиль рококо в живописи, искусстве и архитектуре

Искусствоведы величают рококо самым легкомысленным и даже вульгарным из всех существовавших когда-либо стилей. Однако, он представляет интерес, как предмет изучения, поскольку в XVIII оказал непосредственное влияние на последующее развитие культуры России. Основные принципы этого направления можно видеть в фундаментальном градостроении обеих столиц и других старинных городов России. Картины, написанные в тот период, до сих пор хранятся в лучших музеях нашей страны, студенты изучают их в художественных вузах.

Описание стиля

Впервые именно рококо внесло единство в интерьер. Едиными и гармонирующими стали стены, потолки, мебель в помещениях. Появилась некая цельность и в архитектуре.

Легкость, игривость, царившая в этом направлении искусства, создавалась асимметрией расположения декоративных элементов, их формой. В лепнине применяются обрамления, переплетения, завитки, головки амуров, разорванные картуши, гротеск, как сочетание, казалось бы, несочетаемых элементов. Гармонично вписалось в рокайль китайское искусство.

Характерные черты, особенности стиля

В архитектуре фасадов домов и дворцов в интерьерах господствуют резные по дереву или лепные узоры, разорванные картуши, головки амура, в скульптуре, в живописи целые фигурки амуров, изящные обрамления, завитки, напоминающие морские ракушки. Очертания дворцов, а соответственно и форма внутренних помещений приобретают округлые формы.

На стенах и потолках оформляются медальоны, внутри которых помещались фрески с пасторальными, мифологическими, реже – флористическими сюжетами. В аристократической Франции стены украшались шелковыми тканями, которые гармонично сочетались с портьерами и шторами на окнах, дверях. Стены плавно переходили в потолок, и эта плавность также достигалась посредством декоративных карнизов из гипса.

Рококо в живописи выразилось в легкой и жизнерадостной тематике картин. В них также преобладают светлые оттенки, лица центральных фигур счастливые и жизнеутверждающие. Если художник писал жизнь аристократов, то это либо счастливая сцена в гостиной, в будуаре, либо на лоне природы. В искусстве царствует чувственная эротика.

Рококо как стиль в искусстве зародился во второй четверти XVIII века во Франции, и его возникновение совпало с периодом правления регентского совета, возглавляемого Филиппом Орлеанским по причине малолетства Короля Людовика ХV.

Вступив на престол, Людовик ХV правил Францией 58 лет. Это при нем рококо дало развитие всем направления искусств и стало своеобразным образом жизни.

Сменивший Людовика Влюбленного, следующий король Людовик XVI, получил вместе с троном недовольное население в экономически ослабленном государстве.

Так получилось, что Людовик ХV в многочисленном семействе оказался единственным претендентом на трон, и потому его драгоценную жизнь оберегали, а его самого баловали, не озадачивая государственными делами. Он, по сути, не занимался управлением государством.

Сначала это делал за него герцог Орлеанский, потом кардинал Флери. В 1745 году он всецело подпал под влияние маркизы де Помпадур, которая по своему усмотрению назначала военачальников и своей расточительностью разоряла страну. Обнищавшие парижане начали с враждебностью относиться к своему королю.

Однако обнищание страны не мешало аристократии строить и обустраивать замки, шить дорогостоящие наряды, которые порой надевались всего один раз, и щеголять друг перед другом своей роскошью, порой эфемерной эфемерной.

После смерти маркизы де Помпадур, у короля появилась новая фаворитка – мадам дю Барри. Эти две дамы и супруга короля Мария Лещинская и стали законодательницами мод и стиля во Франции, из которой рококо перекочевал в соседние страны. Наивысшего расцвета в архитектуре рококо приобрел в Баварии.

Отдельным ответвлением стиля стало китайское направление, или шинуазри. В этом направлении присутствуют китайские мотивы и элементы. Так, в моду вошли чайные домики; тип женщин, похожий на китайские фарфоровые статуэтки и восточные элементы декорирования.

Основателем рококо в живописи принято считать французского художника Жана Антуана Ватто (1684-1721). Это член королевской академии живописи и скульптуры с 1712 года. Кисти Антуана Ватто принадлежат следующие творения:

Творческая жизнь Антуана Ватто была короткой – всего лет 12, но у него появились последователи. Его картины стали образцом для творчества Франсуа Буше, который достиг совершенства в этом направлении.

Рококо в России

В России рококо расцвел во время правления Елизаветы Петровны, которая получила образование во Франции. Правда, в благочестивой, патриархальной России он не получил столь чувственной направленности и выражался более в архитектуре фасадов, интерьеров, в убранстве залов, чем в живописи или скульптуре. Впрочем, здесь можно вспомнить нескольких художников, работавших в рокайльной направленности:

Для Аргунова эта картина, скорее исключение из правил. Иван Петрович был склонен к классицизму, граничащему с реализмом. Это великолепный портретист, сохранивший истории лица императриц Елизаветы Петровны, Екатерины II, ряда видных государственных деятелей и аристократов, приближенных к царскому двору. Иван Вишняков тоже портретист, но он писал портреты во французском стиле рококо. Суходольский – мастер пейзажа и крупных композиций в том же стиле, характерном для галантного века.

В архитектуре стиль рококо отразился в следующих памятниках русской архитектуры:

  • Китайский дворец и дворец Петра III в Ораниенбауме;
  • Китайский театр в Царском селе;
  • Летний дворец Елизаветы Петровны в Петербурге. Здание не сохранилось, но есть картина М. И. Махаева с его изображением и дающая полное представление о нем.

В зданиях, созданных итальянцем Растрелли, присутствуют элементы рококо и барокко. Так, в декоре уже упомянутого дворца Елизаветы Петровны присутствуют картуши, рокайли, маски львов, сдвоенные колонны, ризалиты, вазы, формирующие визуальную неровность стен. Архитектурный ансамбль дополняют статуи.

Отличие рококо от барокко, классицизма, сентиментализма, модерна, романтизма

Стиль рококо значительно отличается от других течений, бывших до него и возникших после. Хотя некоторые элементы одного стиля все-таки могут проникать в другие стилистические решения.

Барокко

Легкий и игривый стиль рококо пришел на смену помпезному, массивному, фундаментально тяжелому барокко. Он зародился в Италии и просуществовал около 100 лет.

В живописи барокко присутствуют глубокие переживания, картинам темные и зачастую контрастные, насыщенные цвета, в то время как в рококо напротив доминируют светлые цвета и оттенки, а настроение картин – радость, праздник, пасторально приятное время препровождение. На смену трагической религиозности пришли языческие сюжеты из древнегреческой и древнеримской мифологии. Стилю рококо в живописи и архитектуре присуща эротика – игривая, пикантная, жизнеутверждающая.

Одновременно с тяжеловесным барокко и строгим классицизмом в средневековом искусстве XII-XVII веков существовал готический стиль. Он проявился в возведении храмов монастырей, соборов. Готика в литературе – это ужасные сюжеты с потусторонними сущностями, с вампирами, происходившие с литературными героями в старинных готических замках.

Классицизм и неоклассицизм

Классицизм соседствует с уходящим барокко и господствующим рококо. Этот стиль придерживается античной направленности в архитектуре, скульптуре и живописи. Классицизм, классика означают образцовость.

В нем нет тяжеловесной вычурности, присущей барокко, отсутствует также фривольность, присущая рококо. Архитектурные элементы применяются, но они строго симметричные, правильные. В архитектуре классицизма присутствуют:

  • колонны и полуколонны;
  • треугольные фронтоны;
  • барельефы в круглых или овальных медальонах,
  • статуи, в том числе кариатиды и атланты, поддерживающие балкон, или иную конструкцию;
  • ротонды на крыше как правило треугольные.

Черты, характерные для эпохи античности, также присутствуют в живописи и скульптуре. Классицизму характерна идеализация формы тела. Женщины изображаются более женственными и изящными, чем есть на самом деле, а мужчины – атлетически сложенными.

Сентиментализм

Сентиментализм переводится как чувство, чувственность, и, казалось бы, философия этого стиля должна быть близкой стилю рококо. Однако сентиментализму присуще сопереживание, сочувствие, в то время как в рококо каждый живет для себя, любит и радуется жизни по-своему.

Сентиментализм проповедует культ нравственной чистоты, неиспорченности, утверждение богатого духовного мира в человеке, чаще у представителей низшего сословия. В стиле сентиментализма творили художники Ван Дейк, Дж. Ромини, Дж. Рейнолдс, У. Хор. Сентиментализм нашел благодатную почву в русской патриархальной культуре.

Модерн

Модерн как художественный стиль пришел на смену рококо на рубеже XVIII-XIX веков. Второе его название арт-нуво (новое искусство). Этот стиль зародился в Англии, а свое развитие получил во Франции и продержался более 100 лет, до первой мировой войны.

Это был стиль развивающейся буржуазии, ее основанием служили органичность, простота и функциональность. Арт нуво начал распространяться в другие страны Европы благодаря Всемирным выставкам, на которых выставлялись достижения современных для того времени технологий и прикладного искусства.

Характерная черта модерна — отказ от прямых линий, углов в пользу плавных, обтекаемых форм, приближенным к растительным. Арт-нуво свел к минимуму наличие узоров, завитушек, картушей и других декоративных элементов.

Романтизм

Романтизм, как направление в искусстве просуществовал недолго. Он был порожден революционными, бунтарскими настроениями, царившими в Европе. Он торжествовал в литературе и живописи, характеризовался изображением сильных характеров, противопоставляющих себя существующему миропорядку. Романтизм противопоставляется классицизму.

Основные представители романтизма в живописи — Франсиско Гойя, Антуан-Жан Гро, Карл Шпицвег, Люси Мэдокс Браун. Ярким представителем романтизма в литературе был лорд Байрон. В русской литературе ему подражали Лермонтов, Пушкин, Бестужев-Марлинский и другие.

За что стиль рококо подвергался критике?

После смерти мадам Помпадур критике подвергся Франсуа Буше за непристойности, откровенный эротизм. В легковесности, отсутствии идейности подвергались критике и другие художники, творившие в этом стиле. Критиковали как правило, классицисты, не позволявшие себе ничего лишнего, и идеологи барокко, возвышавшие страдания души и тела.

Однако стиль мадам Помпадур и Людовика XV сыграл огромную роль в развитии искусства в целом, показав, что простые человеческие радости не могут быть чуждыми творчеству, и напротив, они даже весьма привлекательны и востребованы.

Мастера рококо создали искусство для человека, и поставили человека в центр творческого начала. Этот стиль оказал влияние на последующие развитие искусства, в частности на импрессионистов.

Рококо в других видах искусства

Легкий фривольный стиль рококо проник во все сферы искусств: в скульптуру, архитектуру, ландшафтный дизайн.

Скульптура

В скульптуру тоже проникла чувственная игривость, легкость и камерность форм. В этот период преобладают бюсты, небольшие садовые фигурки и группы. Дворяне заказывают скульпторам для своих роскошных парков, садов, купален фигурки нимф, амуров. В стиле рококо работают известные скульпторы:

Архитектура

Архитектура – это не просто наука или отрасль строительства. Это целое искусство, получившее расцвет в XVII-XVIII веках. Стиль рококо проник и увековечил себя и в этой сфере.

Отель Субиз, Франция

Отель Субиз, Франция

Неподражаемым образцом стиля служит отель Субиз в столице Франции. Во всей своей полноте характер стиля выражен в Китайском домике в Потсдаме. Тут и округлые формы (сам домик имеет форму листа клевера) и обилие позолоты, и колонны, завершающиеся невероятным числом декоративных элементов, и скульптурные композиции, в числе которых фигурка мандарина, сидящего под зонтом на крыше.

В стиле рококо выстроены:

  • Дворец Келуш в Португалии. Архитектор – Матеуш Винсенте де Оливейра;
  • Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету архитектора Алейжадинью;
  • Дворец Шарлоттенбург – летняя резиденция для прусских королей. Дворец выстроен в западной части Берлина.

Ландшафтный дизайн

Особенно стиль рококо проявил себя в ландшафтном дизайне своего времени. Парки и сады украшались гротами, беседками. На смену тяжеловесным лестницам, пришли китайские сады с мостиками и ручейками, павильоны, искусственно созданные гроты, криволинейные дорожки, лабиринты, обсаженные густой изгородью из вьющихся растений.

Иллюзорность – еще одна характерная черта рококо. Элементы паркового ландшафта создавали некую иллюзорность пространства. Непременным атрибутом парков и садов были скульптурные композиции и фигурки мифических героев: амуров, купальниц.

Интерьер

Рококо в интерьере – это прежде всего обилие света и золота. Обивки тканей, цвет мебели выбираются светлые: цвет дерева – выбеленный или золотисто светлый. Ткани сиреневые, бежевые, золотистые. На стенах легкие, ажурные обрамления, образующие медальоны, углы также сглажены лепными карнизами. Потолки однотонные, или украшенные панно в обрамлениях. Проемы окон и дверей декорированы лепными аркадами.

На смену просторным апартаментам приходят уютные небольшие комнатки, в которых игривый рококо нашел себе место. В новом стиле отделывались будуары, спальни и личные кабинеты аристократов. В ХVIII веке было в порядке вещей принимать посетителей, лежа в постели, поэтому спальни часто отделывались, как парадные.

Музыка

Музыка тоже ощутила на себе влияние галантного века. Стиль рококо выразился в легких, танцевальных мотивах, в обилии фонетических украшений, мелизмов.

Главным требованием к музыкальным произведениям была возможность наслаждаться звучанием музыкального инструмента. Произведения в стиле рококо не требовали, чтобы над ними размышляли, переживали, плакали. Музыка, как и все, окружавшее бытие аристократов, служила наслаждениям и развлечениям. Ее писали в основном для клавесинов, виолы, скрипки и гобоя.

Яркими представителями стиля были следующие композиторы:

Инструментальные или сценические произведения демонстрируют невероятно слаженное единство архитектурой и дизайном интерьеров, с живописью и скульптурой, с аристократическим бытом времени, получившего название галантного века.

Влияние стиля на моду

Философией стиля рококо был праздник, получение удовольствия, любовь. Об этой эпохе известный русский поэт Александр Пушкин сказал, что в нем царствовали женщины.



Португальское рококо. Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету архитектора Алейжадинью. 1765 г

Ордера не присутствуют в фасадах зданий. Колонны выполняют эстетические функции, они становятся уже, меняют свои пропорциональные размеры в отношении к габаритам здания. В зданиях в рококо стиле капители колонн дополняются изящными изгибами, сами колонны приобретают меньшие размеры, чем при барокко, однако, в них больше декора. Нередко вместо полуколонн, пилястр используются украшения в виде лепного ленточного переплетения, орнаментальных рельефов, составленных из завитков, щитов, масок, гирлянд, фестонов. По краю крыш создают балюстрады, для которых характерны фигурные балясины, постаменты с вазами или статуями. Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями. Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы.


Амалиенбург под Мюнхеном. "Охотничий домик" курфюрстины Амалии в Нимфенбурге, загородной резиденции курфюрстов Баварии Виттельсбах (Wittelsbacher). Выполнен французским архитектором Ф. Кювилье 18 в. /em>

В интерьерах в стиле рококо рельефный декор присутствует в обрамлении зеркал, в декоре мебели стены, потолков, плафонов. Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). Модными становятся имитации объемных форм, когда нарисованные на стенах, потолках изображения выполнялись настолько точно, что их можно было принять за настоящие скульптуры. В те времена очень популярными были художники - квадратуристы, которые специализировались на создании подобных изображений. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях. Стены дворцов украшали также городскими пейзажами, особенно популярными были виды Венеции, изображенные реалистически точно. Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей. Переняв от барокко плавность форм, по своей философской сути рококо стал противоположностью этого стиля, изменив его монументальности и масштабности, заменив их тонкостью, изящностью, приблизив его к человеку. В цветовой палитре стиля рококо светлые, пастельные тона: розовый, салатный, голубой, много белых и золотых деталей.


Гостиная в стиле рококо с амурами. Зимний дворец. Акварель Э.П. Гау. 19 в.

Архитектурный стиль рококо оставил о себе память в небольшом количестве сооружений, поскольку больше применялся для оформления интерьеров, где стиль рококо в своем стремлении к легкости, стремился видоизменить пространство, увеличить его с помощью больших окон, зеркал, масштабных и перспективных росписей на стенах и потолках. Случалось, что сложный витиеватый декор внутреннего убранства в стиле рококо контрастировал со строгими фасадами здания. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг.).


Малый Трианон в Версале, фасад здания. Архитектор Габриэль Жак Анж. 18 в.


Интерьер помещений Малого Трианона в Версале. Архитектор Габриэль.


Церковь в Фирценхайлигене. архитектор Нейман. 1743-1772 гг.

В Англии рококо больше проявлялся в прикладном искусстве, например в инкрустации мебели и производстве серебряных изделий, здесь были известны мастера Хогарт или Гейнсборо, работы которых соответствует этому стилю. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо. Знаменитые здания в рококо стиле, соединенном с элементами барокко - Версальский дворец, Цвингер в Дрездене, Зимний дворец в России, в Баварии - Амалиенбургский павильон замка Нимфенбург, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Малый Трианон в Версале и ансамбль трех площадей в городе Нанси.

Дворец Шарлоттенбург(Schloss Charlottenburg) - летняя резиденция для прусских королей. Был построен в 1699 г. королем Пруссии Фридрихом I для своей супруги Софии Шарлоты. Здание подвергалось перестройке: в 1701-1707 гг. (архитектор Э. фон Гёте), в 1740-1743 гг. (архитектор Т.В. фон Кнобельсдорф). Дворец был отреставрирован после войны.

Стиль рококо во Франции уже к середине 18 века стал терять свою популярность под влиянием исторических событий, а в странах Центральной Европы к нему относились с интересом еще до конца века.

Рококо в архитектуре проявилось, как новый с тил ь , из высокого Барокко. Драматичность и религиозность истончились в лёгкость и игривость. Причиной тому можно назвать светский образ жизни, принятый высшем обществе. Калейдоскоп роскоши, развлечений и наслаждений, как смысл существования, нашёл выражение в архитектуре. Какие же характерные признаки стали его определяющими? На примерах Франции, Италии, Германии и России исследуем их и, заодно, различия между архитектурой барокко и рококо.

Предпосылки Рококо в архитектуре

Лет 300 назад, дома аристократов, проживающих в Париже, были полны чувственной фантазии.

Рококо в архитектуре: дом аристократа 18 века

  • Светло-пастельные стены, украшенные фигурной лепниной сложнейших позолоченных узоров,
  • мебель с волшебными изгибами деталей и резным декором,
  • панно с амурами, пастушками и юными прелестницами —

всё это представляет стиль Рококо или Позднего Барокко.

Основные элементы в Рококо архитектуре

  • Рокайль — это стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям. Стал основным элементом стиля.
  • Часто можно встретить и другую деталь украшений — картуш — щит или полуразвёрнутый свиток с гербом или вензелем внутри в обрамлении витиеватых линий . Тоже относится к важнейшим деталям.
  • В отличие от барокко, дизайн рококо асимметричен.
  • Ц ветовая гамма — белая, золотая и светлая пастель.
  • Этот стиль более светский, чем религиозный; подчеркивал неприкосновенность частной жизни, а не публичное величие.
  • Зеркала были важным аспектом общего дизайна. Вместе с панно и рельефами задачей стиля было создать эффект переменчивости, движения, перетекания, пронизывающий поверхности.

Рококо в архитектуре Франции

Версаль

Высокое барокко Версаля было дополнено несколькими комнатами с новыми тенденциями стиля.

Одна из них была королевской спальней, фото которой ниже.

Рококо в архитектуре: Версаль, спальня

рококо в архитектуре. спальня королевы




рококо в архитектуре Версаля

Другим хорошим примером стиля рококо является версальский Зал Зеркал. На стене длиной более 73 метров встроены 357 зеркал. Они находятся напротив 17 огромных окон и отражают свет, поступающий из них. Стены и потолок украшают панно и лепнина. С галереи открывается шикарный вид на Версальский парк.

Изначальную роскошь зала нам, увы, не суждено увидеть. Расходы на строительство Версаля опустошили казну. Военные планы короля заставили переплавить серебряную мебель и множество других украшений зала в монеты для содержания армии. Но, несмотря на это, невероятный интерьер потрясает. Этот зал использовался для приёма послов других стран с целью произвести на них впечатление и заставить испытывать уважение к владельцу такого двора. Заметим, что цель достигалась.

Маленькая сцена из жизни королевского двора снята в Зеркальном зале. Придворные спешат услышать решение монарха.

Париж

В 1715 году королевский двор был перенесен в Париж и Рококо архитектура распространилась на город. Он а принял а форму городских дворцов, построенных для элитных вечеринок. Проектировались и строились более м аленькие комнаты и уютные салоны.

Эти пространства для развлечения указывали на культурный сдвиг: от желани я произвести впечатление на гостей — на стрем ление к большей близости и меньшему величию. Х озяевами мероприятий в этих гостиных преимущественно были ж енщины. Из-за этого некоторые стали считать стиль женским.

Рококо в архитектуре Парижа. Отель Аmelot de Пournay

Отель Amelot de Gournay

Рококо не только включал изогнутые фигуры в декоре, но и перенёс плавность в форм у комнат. Одним из примеров этого является отель Amelot de Gournay.

Внутренний двор в форме овала, который был очень уникальным по тем временам , показал, что стиль Рококо может использоваться во внешней архитектуре, а не только в интерьер е . Дизайн, возможно, был вдохновлен барочным San Carlo alle Quattro Fontane, который также содержит внутренний двор аналогичной формы. Построенное в Риме, Сан Карло было спроектировано известным архитектором Высокого Барокко Борромини.

Стиль Рококо в архитектуре Италии

Примерно в то же время, когда рококо начинался во Франции, в начале 18 века итальянцы стали больше интересоваться работами Франческо Борромини. Некоторые дизайнеры в этот период, такие как Филиппо Джуварра, были под влиянием этого стиля, но стремились сделать его более элегантным, легким и менее репрессивным, чем Высокий барокко. Итальянский Рококо появился с дизайном Испанской лестницы, фасадом Санти Мария делла Керсия и Санти Катериной.

Рококо в архитектуре Италии

Испанская лестница или Scalinata-di-Trinità-dei-Monti. Рококо в архитектуре Италии

Этот новый стиль, представленный несколькими архитекторами в Северной Италии, характеризовался выпуклыми изогнутыми формами, терракотовой конструкцией, открытыми структурами и сложными архитектурными композициями. Был сделан акцент на взаимосвязь тени и света.

Посмотрите Лучшие примеры итальянского рококо и убедитесь, что направление это развивалось параллельно с французским.

Рококо архитектура Германии

Рококо в архитектуре Германии. Сан суси

Sans Souci. Рококо в архитектуре Германии

Потеряв популярность во Франции к концу 1780-х годов, стиль надолго обосновался в других странах. Наверное, самые причудливые примеры архитектуры рококо были построены в Пруссии. Королевская резиденция в Сан-Суси отлично демонстрирует характерные черты немецкого понимания направления.

Смотрите Примеры Рококо в архитектуре Германии — работы архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.

Елизаветинское Рококо в архитектуре Санкт-Петербурга

Был полностью перестроен придворным архитектором Елизаветы Петровны Франческо Растрелли в 1757 году. Позже интерьер был обновлён в нео-палладианском стиле.

Catherine Palace in Tsarskoe Selo 02.jpg


By Alex ‘Florstein’ Fedorov, CC BY-SA 4.0, Link Екатерининский Дворец

Им же был перестроен Большой дворец в Петергофе (1745-52 гг) по модели Версальского, как пожелала императрица.

Зимний дворец — главный дворец императорской России — призван был прославить могущество империи. Ф.Растрелли закончил его в 1762 году, после чего в нём постоянно (до 1904) года жили цари.

Эти примеры наиболее типичны для архитектуры рококо в России 18 века.

Заметим, что рококо в Англии представлено несколько по-другому.

Барокко и Рококо: сравнение

Архитектура может выражать силу и драму или легкость и воздушность. Барокко и Рококо демонстрируют эти качества. Хоть Рококо и считают истончившимся барокко, многие искусствоведы выделяют его в отдельный стиль. Давайте рассмотрим сходства и различия между ними.

Причины появления архитектуры барокко и рококо

Барочная архитектура появилась в Италии 16-го века как стиль, разработанный для усиления влияния католической церкви. Вы когда-нибудь стояли перед церковным храмом в восхищении? Или чувствовали свет и праздник? Такие реакции происходят не случайно. Архитектура влияет на психику человека.

Барокко появилось во время рождения протестантства, когда реформаторы уходили из лона католицизма. Реакцией на это было желание Ватикана укреплять статус в обществе. Архитектуру раннего барокко, ориентированную на храмы, принято рассматривать как визуальную форму религиозной пропаганды.

Рококо представлял собой отход от тяжелой эмоции и драмы к более беззаботному, но очень декоративному стилю. Он отверг чрезмерно эмоциональные элементы. Если Барокко пропагандировало силу церкви, то Рококо — светскую высокую моду. Однако, помимо дворцов и усадеб, рококо тоже использовался в некоторых церквях.

Влияние архитектурных стилей

  • Большие изогнутые стены и
  • вытянутые, искаженные архитектурные элементы,
  • ниши (углубленные области в стенах для скульптур),
  • портики (крытые входные подъезды) и
  • колоннообразные аркады (ряды колонн, покрытых крышей)

усиливают взаимодействие света и тени, создавая иллюзию драматичности. Массовые группы элементов, такие как колонны и пилястры (квадратные колонны, которые не являются полностью автономными), делают структуры более впечатляющими и значительными. Барокко часто повторяет архитектурные элементы на разных поверхностях. Интерьеры полны смелых цветов и украшений, много позолоты или очень тонких слоёв золота.

Фасад барочной церкви в Италии

Обратите внимание, как стены, выгибаются на передней части этой барочной церкви в Италии

Архитектура барокко была глубоко эмоциональной. Все эти тени и кривые создают ощущение движения и производят сильное впечатление.

Переход в рококо

Рококо в архитектуре оставил много оригинальных, роскошных, красивых памятников, несмотря на отсутствие рациональности, капризность и обременённость форм.

Вам нравиться стиль рококо в архитектуре? Хотели бы Вы жить в комнате с рокайлевским интерьером? Напишите в комментариях свои мысли по этому поводу.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях.

Читайте также: