Просвещение и наука в начале 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

В XIX в. были достигнуты большие успехи в области образования, науки и техники. Научные открытия, сыпавшиеся как из рога изобилия, способствовали развитию современной промышленности. Под их влиянием менялись представления людей об окружающем мире и многовековой уклад их жизни. На протяжении одного столетия человек пересел из кареты в поезд, из поезда — в автомобиль, в 1903 г. поднялся в воздух на аэроплане.

Образование

Вплоть до XX в. население в мире в целом оставалось неграмотным. Большинство людей не умело даже читать и писать. Только в высокоразвитых странах Западной Европы, охваченных индустриализацией, наблюдался заметный прогресс. В XIX в., особенно во второй половине, началось широкое распространение образования. Это стало возможным благодаря тому, что общество стало богаче и возросло материальное благополучие людей. Кроме того, индустриальная цивилизация нуждалась в квалифицированных рабочих. Поэтому государство стало уделять больше внимания вопросам образования и начало переход ко всеобщему обязательному обучению. В Великобритании закон об обязательном образовании всех детей до 12 лет был принят в 1870 г., во Франции — в 1882 г.

Школа для бедных


Школа для бедных

В некоторых европейских странах переход ко всеобщему начальному образованию начался еще раньше. В лютеранской Швеции, например, в 1686 г. был принят закон, обязывавший главу семейства обучать грамоте своих детей и даже слуг. И закон этот выполнялся неукоснительно. Ведь важнейшей обязанностью лютеранина было самостоятельное чтение Библии. Даже жениться нельзя было до тех пор, пока молодые люди не овладевали чтением. Неудивительно, что к концу XVIII в. шведское население было самым грамотным в Европе. Однако закон об обязательном начальном обучении был принят лишь в 1880-х гг.

К концу XIX в. число грамотных среди мужчин в Западной Европе достигло 90 %. Во многих городах открывались университеты. Однако высшее образование было доступным не для всех. Оно по-прежнему оставалось элитарным. Для детей из богатых семей создавались средние школы, из которых открывалась прямая дорога в высшие учебные заведения.

Наука

XIX в. часто называют веком науки. Под влиянием ее бурного и стремительного развития менялись представления человека о строении материи, пространстве и времени, о путях развития растительного и животного мира, о происхождении человека и жизни на Земле.

В XIX в. ученые занимали важное место в обществе, пользовались большим влиянием. Их труд был окружен почетом и уважением. На них смотрели как на волшебников современности. Не то, что в предшествующие столетия, когда вести жизнь ученого было рискованно и опасно.

В XV — XVII вв. такая жизнь порой заканчивалась на костре инквизиции. Вспомните, как церковь подвергла сожжению Джордано Бруно. На костре едва не закончилась жизнь Галилео Галилея, утверждавшего, что Земля вращается вокруг Солнца. Столкновения науки с религией тогда были обычным явлением. Совершенно иной стала ситуация в XIX в. Ведь мир промышленности, машинного производства и транспорта зависел от науки. И от нее нельзя было отказаться. Наука наступала по всему фронту, меняя не только окружающую среду, но и внутренний мир человека.

Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках. Геометрическая теория Евклида, господствовавшая на протяжении двух тысячелетий, была дополнена неевклидовой геометрией Н. И. Лобачевского и немца Б. Римана. Закон сохранения энергии позволил обосновать единство материального мира и неуничтожаемость энергии. Открытие явления электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическую и наоборот. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики.

Еще одно открытие гениального ученого — теория относительности — заставило по-новому взглянуть на время и пространство, признать существование тела в четырехмерном пространстве, координаты которого — длина, ширина, высота и время. Графически изобразить эту систему невозможно. Ее можно представить только с помощью воображения.

Одним из крупнейших открытий XIX в. было построение Д. И. Менделеевым периодической системы элементов. Она не только устанавливала зависимость между атомным весом и химическими свойствами элементов, но и позволяла предсказать открытие новых.

Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями.

Ученые проникали не только в тайны атомного ядра, но и лучше узнавали Вселенную. Были открыты новые планеты Уран и Нептун.

Учение Дарвина и формирование новой картины мира

Важнейшим достижением науки XIX в. было создание теории эволюции видов путем естественного отбора. Свое завершенное воплощение она нашла в учении Чарльза Дарвина, оказавшего огромное влияние на формирование новой картины мира.

Ч. Дарвин. Начинал свою деятельность как естествоиспытатель, изучавший животных, птиц, растения


Ч. Дарвин. Начинал свою деятельность как естествоиспытатель, изучавший животных, птиц, растения.

То, что нам кажется вполне очевидным, не было столь очевидным в середине XIX в. Большинство людей в Европе и Северной Америке в то время верили в библейские рассказы о сотворении мира за четыре тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Верили в то, что Бог по отдельности создал каждое растение и животное, в том числе человека. Все это противоречило новейшим научным открытиям, было несовместимым с данными геологов, которые исчисляли возраст Земли миллионами лет. Рушилась привычная картина мира. Религия требовала, чтобы верили в одно, а разум подсказывал другое.

В этом нет ничего удивительного. Еще в VI в. до нашей эры один китайский философ и биолог пришел к тем же выводам, что и Дарвин. Его имя было Цзон Цзе. Он писал о том, что организмы приобретали различия путем постепенных изменений, поколение за поколением. Поразительно только то, что миру понадобилось две с половиной тысячи лет, чтобы прийти к такому же выводу.

Переворот в технике

Создание крупного машинного производства и машинной техники составляет основное содержание второго периода Новой истории.

Развитие транспорта

Решающие изменения в жизни Европы, Северной Америки, да и всего мира, внесло создание парового транспорта. Первым пароходом было речное судно, построенное в США в 1807 г. Пароходы постепенно вытеснили парусные суда. С 1822 г. их начали строить из железа, а с 80-х гг.— из стали. В начале XX в. русские конструкторы спустили на воду первый теплоход.

Настоящую революцию в транспорте произвело изобретение паровоза (1814) и строительство железных дорог, начавшееся в 1825 г. В 1830 г. общая длина железнодорожных линий в мире составляла всего 300 км. К 1917 г. она достигла 1 млн 146 тыс. км.



"Железная лошадь" английского инженера Стефенсона развила скорость около 10 км в час, 1814

На рубеже XIX — XX вв., после создания двигателя внутреннего сгорания, возникли новые виды транспорта — автомобильный и воздушный. Вначале самолеты имели чисто спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле.

Большую роль в развитии транспорта сыграло строительство мостов, каналов и гидротехнических сооружений. В 1869 г. был открыт Суэцкий канал, сокративший морской путь из Европы в страны Юго-Восточной Азии почти на 13 тыс. км. В 1914 г. завершилось строительство Панамского канала, связавшего Атлантику с Тихим океаном.

Связь науки с практикой

Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни ученые разрабатывали идеи в какой-либо отрасли науки. Другие проверяли их в лабораториях при институтах и университетах. В ходе таких экспериментов выявлялись пути практического применения того или иного научного открытия. Так, например, произошло с изучением электричества.


Итальянский физик Алессандро Вольта — создатель первого химического источника света — вольтова столба, 1800.
Демонстрация батареи перед Наполеоном Бонапартом

Майкл Фарадей


Майкл Фарадей

Электрическая лампочка, изобретенная Томасом Эдисоном в 1879 г. Более дешевая и практичная, она заменила газовый рожок. Эдисон — автор свыше 1000 изобретений. Он усовершенствовал телеграф и телефон, изобрел фонограф (1882), построил первую в мире электростанцию общественного пользования (1882)

Новый вид энергии открывал новые горизонты перед европейскими странами. Но и она, подобно многим другим изобретениям, вскоре была использована в военных целях.

Средства связи

Во второй половине XIX в. произошла революция в средствах связи. На протяжении многих столетий люди связывались друг с другом с помощью писем. На флоте и в сухопутной армии — с помощью сигнальных флажков, световых или каких-либо других условных знаков. Развитие промышленности и торговли требовало более совершенных средств передачи информации. Научные открытия в области электричества и магнетизма сполна удовлетворили эту потребность.

В конце XIX в. благодаря техническому прогрессу появился кинематограф. Братья Люмьер изобрели в 1895 г. первый кинопроектор и основали в Париже первый в мире кинотеатр для демонстрации фильмов. Кино очень быстро превратилось в вид искусства и развлечений XX в.

Триумфальное шествие науки сильно изменило жизнь людей. Телеграф, телефон, железные дороги и пароходы, автомобили, а позднее и самолеты сократили расстояния, сделали мир внезапно тесным. Но человек дурно воспользовался дарами науки. Блестящие открытия ослепили его. С помощью науки разрабатывались самые совершенные методы уничтожения. Власть над природой вела к постепенному уничтожению окружающей среды. Правда, человек в то время еще не осознавал этого.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Просвещение и образование в начале 20 века в России

Самодержавие, церковь, официальная печать и различные реакционные политические организации прилагали все усилия к удержанию народа в повиновении. В деле народного образования по-прежнему главную ставку правительство делало на церковно-приходские школы и классические гимназии, но эта ставка в новых условиях оказалась битой. До середины 90-х годов рост церковно-приходских школ опережал земские и городские начальные школы. В годы первой русской революции, а также в десятилетие 1907—1917 гг. наблюдался повсеместный упадок церковно-приходского образования. Многие родители, особенно в городах, забирали своих детей из церковно-приходских школ.

Классические гимназии оказывались все более чуждыми жизненным потребностям. В 1905 — 1906 гг. забастовки стали повседневным явлением в жизни гимназий, реальных и коммерческих училищ, учительских институтов и других учебных заведений. Учащиеся требовали перемен в школьном режиме, коренной реформы школ.

Россия продолжала остро нуждаться в образованных кадрах, просто в грамотных людях. По уровню образования она стояла далеко от первых мест среди буржуазных стран той эпохи. Один учащийся средней школы в России приходился на 564 человека населения страны, тогда как во Франции — примерно на 300 жителей, в Англии — на 202, в Пруссии — на 122, а в США — на 83 человека. Из-за нехватки школ и учителей очень много детей школьного возраста оставались за порогом школы. В 1910 г. отказано было в приеме в начальную школу почти миллиону детей. В проекте речи, написанной для выступления большевистского депутата в IV Государственной думе, Ленин заметил: «Итак, детей в школьном возрасте 22%, а учащихся 4,7%, то есть почти впятеро меньше!! Это значит, что около четырех пятых детей и подростков в России лишено народного образования!!

Против правительства и сил реакции выступали в деле просвещения две силы, два направления — пролетарская демократия, представленная прежде всего рабочей марксистской революционной партией, поддерживаемая радикально настроенными мелкобуржуазными слоями, и либеральная буржуазия. При вполне понятной классово различной направленности рабочей и буржуазной демократий конкретные представители их нередко выступали вместе в тех или иных просветительных начинаниях.

Буржуазные либералы стремились взять руководство всем просвещением и народным образованием в свои руки. Еще с 90-х годов в либеральных кругах выдвигалась идея всеобщего обучения, вносились предложения о разработке новых школьных программ, но все это мыслилось при сохранении самодержавного строя.

Чаяния буржуазной демократии в России отразились в решениях нелегальных учительских съездов периода русской революции (три таких съезда в 1905—1906 гг. состоялись в Финляндии), в постановлениях и деятельности тогда же возникшего Всероссийского союза учителей и деятелей но народному образованию. Демократический характер носили и национальные учительские союзы (украинский, литовский, латышский и ДР-). Буржуазно-демократические устремления то более, то менее отчетливо, но постоянно проявлялись на многочисленных и бурных съездах и совещаниях по вопросам образования в годы между первой и второй буржуазно-демократическими революциями в России, а также при Временном правительстве.

Исторической проверкой на деле красивых фраз либералов явилась политика в области просвещения буржуазного Временного правительства в 1917 г. Буржуазные демократы, в лине своих политических организаций занявшие позиции, открыто враждебные рабочей социалистической демократии, не смогли сделать ничего существенного и полезного для создания подлинно народной школы, для настоящей демократизации просвещения и образования. Ее представители кричали о гибели образования, грозящем одичании народа, полном развале дела просвещения. В действительности гибло дело старого образования. А ростков нового буржуазные публицисты не видели.

Элементы нового, зарождавшегося в России просвещения и образования проявлялись в невиданном росте активности различных общественных слоев при обсуждении вопросов образования, в деятельности добровольных обществ по народному школьному и внешкольному образованию. Образцами таких обществ служили в последние годы прошлого века Московский и Петербургский комитеты грамотности, состоявшие один при Московском обществе сельского хозяйства, другой при Вольном экономическом обществе. Правительство приложило много сил, чтобы помешать работе этих общественно-просветительных институтов, но не сумело полностью подчинить их своему контролю.

Постоянная Педагогическая комиссия по техническому образованию при Русском техническом обществе с отделениями в Москве, Харькове, Одессе, Баку — чисто общественная демократическая организация — стала общенациональным центром и двигателем важнейшего культурно-просветительного дела — профессионально-технического образования. Огромную роль в развитии технической культуры и подготовке технически-ква-лифицировэнныхч кадров для промышленности сыграл III Всероссийский съезд по техническому профессиональному образованию в России (1903—1904 гг.). Съезды созывала Педагогическая комиссия. Подготовленный ею же IV съезд был назначен на 1913 г., но собрался только после победы Октября. Съезд дал богатый и ценный материал для работы Главнроф-обра в первые годы Советской власти.

Очень много добровольных образовательных обществ возникало на рубеже прошлого и нашего века, особенно в период первой русской революции и после нее. Уже в 1898 г. таких обществ числилось в России 135, в них состояло 8480 человек. Многие из таких местных обществ — в Ярославле, Томске, Харькове и других городах — становились крупными культурными центрами. Гонимые, запрещаемые добровольные общества во множестве возродились в годы первой революции. Существовавшие прежде и вновь созданные общества вошли в Лигу образования; ее возглавляли прогрессивные деятели просвещения Г. А. Фальборк и В. И. Чарнолуский. От имени Лиги образования было торжественно провозглашено открытие небывалого в России культурного учреждения — Педагогической академии. Большую роль в борьбе за демократизацию просвещения в России в эпоху первой русской революции сыграло Московское педагогическое общество при Московском университете. Во главе этого общества стояли выдающиеся ученые и публицисты, деятели революционного движения И. И. Скворцов-Степанов, М. Н. Покровский.

Организационные центры новой, прогрессивной системы народного образования зарождались в Европейской части России, в Сибири, на Украине и на Кавказе. Это были зримые, важные демократические элементы культуры; для их свободного развития и движения к социалистической культуре необходима была победа социалистической революции.

Только социалистическая революция могла обеспечить образование массам трудящегося населения. Но еще в условиях империализма возникали в России совершенно новые формы просвещения рабочих. Со времени первой русской революции значительное распространение получили народные университеты и рабочие просветительные общества. В Петербурге и Москве, а затем и во многих других городах часто по инициативе самих рабочих открывались общества народных университетов. В 1906 г. народные университеты открылись в большинстве губернских и даже в некоторых уездных городах. Основателем Общества народных университетов в Петербурге был выдающийся психолог и криминалист Д. А. Дриль. Председателем Московского общества был профессор медицины В. Д. Шер-винский.

Передовые ученые и педагоги безвозмездно выступали в народных университетах в качестве лекторов. Слушателями были мастеровые, рабочие, ремесленники, железнодорожники, торговые служащие; первое время — одни мужчины, затем, главным образом со времени 1904—1906 гг., появлялись кое-где и группы слушательниц. Рабочие организации и профсоюзы старались в таких обществах противопоставить преобладавшему в них влиянию буржуазно-просветительской идеологии свои революционные, пролетарские принципы.

Рабочие просветительные общества и обычно тесно с ними связанные рабочие курсы также были важными элементами демократической культуры. К 1908 г. только в Петербурге насчитывалось 13 таких обществ.

В 1901 г. начали действовать Харьковские курсы для рабочих; своим учреждением они обязаны почину местных заводских рабочих и демократических интеллигентов. Председателем совета курсов был избран крупный ученый, географ и ботаник профессор А. Н. Краснов; слушателями были главным образом рабочие. С 190(3 г. появились слушательницы, их пришло сразу около 200 человек. Занятия проводились по воскресеньям и в будни по вечерам. Преподавателей поражала колоссальная энергия слушателей курсов, их целеустремленная воля к знаниям.

В. И. Пичета, В. П. Потемкин, Н. Н. Полянский, М. Н. Кова-ленский, В. Н. Бочкарев.

Московских рабочих знакомили на курсах с искусством скульптор А. С. Голубкина, артист и режиссер Е. Б. Вахтангов, певец Л. В. Собинов.

Подобными же, хотя и менее крупными культурными очагами рабочей демократии, были курсы в других рабочих районах Москвы: Бутырские, Дорогомиловские, Пресненские, при фабриках Таля, Цинделя.

Зимой 1904/05 г. в Москве зародилась Народная консерватория. В ее организационный комитет входили композиторы и музыкальные деятели: А. Т. Гречанинов, С. И. Танеев,

Зарождались элементы нового просвещения и образования, действительно народного, чуждого всяческой религиозности, кровно связанного с революционной демократией, с делом борьбы за социалистическую революцию. Передача знаний народу, популяризация завоеваний культуры, открытие сокровищ науки и техники для широчайших масс населения, для рабочих и крестьян — все это рассматривалось передовыми людьми России как важнейшее, неотложное дело.

Образование и просвещение.Экономика все в большей степени предъявляла спрос на относительно образованного работника. Это обусловило определенный рост грамотности и увеличение различных видов учебных заведений.

Продолжало сохраняться различие в распространении грамотности среди городских и сельских жителей. Среди рабочих грамотность была выше.

Стремление к знаниям в среде рабочих было примечательной чертой культурной жизни России тех лет.

К 1914 г. в стране насчитывалось более 200 коммерческих училищ. Были основаны Московский и Киевский коммерческие институты. Всего в стране к 1914 г. было около 100 вузов со 130 тыс. студентов.

Примечательным явлением было распространение частных учебных заведений (Психоневрологический институт В.М.Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф.Лесгафта и др.). В этих институтах преподавали видные русские ученые, многие из которых работали безвозмездно.

В начале ХХ в. в стране заметно расширилось высшее женское образование.К этому времени насчитывалось около 30 высших женских учебных заведений. Возникли высшие женские курсы в ряде провинциальных городов (Саратов, Одесса, Ростов, Харьков и др.). Все они содержались на частные или общественные средства.

Правительство было вынуждено признать право женщин на получение высшего образования. Закон 1911 г. о высшем женском образовании распространял на женщин права, которые давал диплом об окончании высшего учебного заведения.

В начале ХХ в. учителей начальной школы продолжали готовить учительские семинарии. К 1917 г. было чуть более 170 таких семинарий. Учительских институтов в стране было 47. Зарплата народного учителя была ниже средней зарплаты промышленного рабочего.

В просвещении народа играло роль внешкольное образование. Это: воскресные школы; рабочие курсы. С 90-х годов получила распространение такая форма культурно-просветительной работы – народные дома. Это были своеобразные клубы с библиотекой, читальней, театрально-лекционным залом и даже чайной и торговой лавкой.

Многое сделало для развития библиотечного дела земство.

Но в целом система образования не соответствовала нуждам страны. Больше половины населения страны оставалось неграмотным.

Наука.

Число университетов в стране практически не изменилось, в 1909 г. появился еще один университет – в Саратове.

Физик П.Н.Лебедев сделал открытия в области физики волн. Он является создателем первой в России физической школы.




Выдающийся русский ученый В.И.Вернадскийполучил мировую известность энциклопедическими трудами, которые послужили основой для появления новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство его идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы.

Русский физиолог И.П.Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И.И.Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Тимирязев создал русскую школу физиологии растений.

Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н.Е.Жуковский. В 1904 г. он участвовал в основании под Москвой Аэродинамического института.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К.Э.Циолковский.Он развил теорию практической космонавтики. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов.

В начале ХХ в. Россия переживает научно-технический бум. Появляется множество научно-технических обществ: географических, ботанических, астрономический и др., объединяющих ученых, практиков, любителей-энтузиастов. Эти общества не только были центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения.

Образование и просвещение.Экономика все в большей степени предъявляла спрос на относительно образованного работника. Это обусловило определенный рост грамотности и увеличение различных видов учебных заведений.

Продолжало сохраняться различие в распространении грамотности среди городских и сельских жителей. Среди рабочих грамотность была выше.

Стремление к знаниям в среде рабочих было примечательной чертой культурной жизни России тех лет.

К 1914 г. в стране насчитывалось более 200 коммерческих училищ. Были основаны Московский и Киевский коммерческие институты. Всего в стране к 1914 г. было около 100 вузов со 130 тыс. студентов.

Примечательным явлением было распространение частных учебных заведений (Психоневрологический институт В.М.Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф.Лесгафта и др.). В этих институтах преподавали видные русские ученые, многие из которых работали безвозмездно.

В начале ХХ в. в стране заметно расширилось высшее женское образование.К этому времени насчитывалось около 30 высших женских учебных заведений. Возникли высшие женские курсы в ряде провинциальных городов (Саратов, Одесса, Ростов, Харьков и др.). Все они содержались на частные или общественные средства.

Правительство было вынуждено признать право женщин на получение высшего образования. Закон 1911 г. о высшем женском образовании распространял на женщин права, которые давал диплом об окончании высшего учебного заведения.

В начале ХХ в. учителей начальной школы продолжали готовить учительские семинарии. К 1917 г. было чуть более 170 таких семинарий. Учительских институтов в стране было 47. Зарплата народного учителя была ниже средней зарплаты промышленного рабочего.

В просвещении народа играло роль внешкольное образование. Это: воскресные школы; рабочие курсы. С 90-х годов получила распространение такая форма культурно-просветительной работы – народные дома. Это были своеобразные клубы с библиотекой, читальней, театрально-лекционным залом и даже чайной и торговой лавкой.

Многое сделало для развития библиотечного дела земство.

Но в целом система образования не соответствовала нуждам страны. Больше половины населения страны оставалось неграмотным.

Наука.

Число университетов в стране практически не изменилось, в 1909 г. появился еще один университет – в Саратове.

Физик П.Н.Лебедев сделал открытия в области физики волн. Он является создателем первой в России физической школы.

Выдающийся русский ученый В.И.Вернадскийполучил мировую известность энциклопедическими трудами, которые послужили основой для появления новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство его идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы.

Русский физиолог И.П.Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И.И.Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Тимирязев создал русскую школу физиологии растений.

Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н.Е.Жуковский. В 1904 г. он участвовал в основании под Москвой Аэродинамического института.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К.Э.Циолковский.Он развил теорию практической космонавтики. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов.

В начале ХХ в. Россия переживает научно-технический бум. Появляется множество научно-технических обществ: географических, ботанических, астрономический и др., объединяющих ученых, практиков, любителей-энтузиастов. Эти общества не только были центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения.

Образование

Уровень грамотности в народе заметно вырос. Система образования приобрела следующую форму:

  1. Начальное образование. Сюда входили, которые строились при церквях, земствах, а также государственные школы. Хорошее начальное образование давали школы при земствах. У детей, обучавшихся там, уровень грамотности был выше, чем у детей, обучавшихся в других школах.
  2. Среднее образование. Сюда входили училища, как епархиальные так и обычные, гимназии, которые имели дополнительное подразделение в виде женских гимназий. Между этими учреждениями имелись различия в предметах, на которые делался упор. В училищах преимущественно изучали естественно-технические науки. В гимназиях наоборот, тщательнее преподавались иностранные языки и гуманитарные науки.
  3. Высшее образование. Для поступления в университет требовался документ об окончании гимназии или училища. Без этого свидетельства поступить было невозможно. Высших учебных заведений в стране становилось все больше, также появлялись специальные институты, например, Горный и Лесной. В конце XIX века появились университеты стали появляться во многих городах России. Затем стали появляться частные высшие учебные заведения.

Грамотность распространялась не только среди детей и молодёжи. В 60-х года стали популярны воскресные школы для взрослых. В них бесплатно обучали грамотности и основам технических знаний. Позже возникли рабочие курсы. А затем стали появляться народные учебные заведения, так называемые народные дома. Чтобы попасть туда, достаточно было желания. На статус и положение никто не смотрел.

Издательство

Наблюдалось развитие книгопечатания и издательского дела в целом. К концу столетия число изданий, выходивших с определенной периодичностью, возросло в 3 раза.

Вместе с издательством книг росло и количество публичных библиотек. Они возникали при учебных заведениях и музеях, например, при Политехническом или Историческом. Музеи со своей стороны тоже принимали участие в развитии культуры страны. Среди них следует выделить:

  • собрание русской живописи Третьяковых, которое впоследствии стало основой для Третьяковской галереи;
  • Московский музей изящных искусств;
  • Петербургский Императорский Русский музей.

Деятельность этих музеев приобщала к культуре широкие слои граждан.

Наука

В XIX-XX веках наблюдалось стремительное развитие науки, причем во всех ее областях. Были совершены многие знаменитые открытия. Также это время стало периодом, в котором начавшееся разделение наук на фундаментальные и прикладные, только усилилось.

Естественные науки

Самые известные открытия, совершенные в то время:

  1. Менделеев открыл фундаментальный закон природы о химических элементах.
  2. Теория строения органических соединений Бутлерова.
  3. Органический катализ Зелинского.
  4. Множественные химические открытия Каблукова

Математика

Самыми знаменитыми исследованиями в области математики того времени являются исследования, на которых построены теория чисел и теория вероятностей. Хотя исследования проводились и во многих других разделах, данные теории стали большим прорывом в математике. Они проводились Чебышевым, Ляпуновым и Ковалевской, которая являлась первой в мире женщиной-профессором.

Физика и механика

Важнейшие открытия в области физики и механики:

  1. Знаменитая свеча Яблочкова.
  2. Лампа накаливания Лодыгина.
  3. Исследования явлений фотоэлектрики Столетова.
  4. Исследования в области гидроаэродинамики Жуковского.
  5. Первый самолёт был создан Можайским.

География

Продолжались исследования регионов Земли, о которых было мало известно:

  • Монголии;
  • Тибета;
  • Индонезийских островов;
  • Эфиопии;
  • Филиппинских островов;
  • Туркестана;
  • Тянь-Шаня.

На рубеже XIX-XX веков еще продолжались географические открытия. И русские ученые-географы принесли в них немалый вклад. Самые знаменитые достижения в области географии:

  • 2 плавания вокруг света совершил С. О. Макаров. Так же океанограф сделал описание Северного, Чёрного и Мраморного морей. Он же предложил исследовать Северный морской путь при помощи ледоколов.
  • Были отправлены экспедиции Толля и Колчака для изучения Арктики. Впоследствии эти экспедиции продолжились под командованием Г. Л. Седова.

В 1912-1914 годах прошла экспедиция к Северному полюсу, в которой проходили исследования побережья и островов Северного Ледовитого океана. Для этих исследований использовалась геодезическая съемка.

Гуманитарные науки

На развитие этой области оказывала влияние политическая ситуация в стране. Особенно сильное развитие получила история.

Самые знаменитые труды того времени:

Социальные конфликты и изменения в обществе задавали направление для развития. История Российского государства рассматривалось с разных сторон. Политик П. Н. Милюков описал историю государства с либеральной позиции, а историк Покровский с марксистской. Экономическое развитие страны тоже отражалось в некоторых работах.

Также в данный период были полностью перевернутый представления о материальном мире благодаря новым совершенным открытиям: рентгеновские лучи, радиоактивность, делимость атома.

Другие знаменитые достижения

В данный период получили Нобелевские премии знаменитые учёные Павлов и Мечников. Вернадский составил энциклопедические труды, способствовавшие развитию геохимии, радиологии и биохимии.

Литература

Многие писатели-прозаики в своих произведениях придерживались традиции критического реализма. Среди них особенно выделились Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов. В их произведениях поднимались важные для русского общества вопросы: о гуманизм, гражданственности и народности. В творчестве Толстого были выражены нравственные проблемы. Максим Горький в своих произведениях обозначал острые социально-политические вопросы.

В искусстве и литературе проявлялись принципы модернизма:

  1. Среди поэтов-футуристов прославились В.В. Маяковский, Саша Чёрный в Д.Д. Бурлюк, В.В, Хлебников.
  2. Самыми знаменитыми поэтами-акмеистами являлись Ахматова, Кузьмин, Мандельштам, Н.С. Гумилёв.
  3. Символистами являлись Блок, Брюсов, Бальмонт, Мережковский.

Театр

Развитие деятельности театра в стране проходило следующим образом:

  • В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Московский Художественный театр. На его сцене блистали знаменитые актеры Москвин, О.Л. Книппер-Чехов, В.И. Качалов.
  • В 1904 году был открыт театр в Петербурге имени Комиссаржевской. В театре ставились постановки, отражающие стремление демократической интеллигенции.
  • Благодаря деятельности некоторых театров стали развиваться музыкальные спектакли. К театрам, развивавшим данное направление, относится Московский Большой театр, частная опера, основанная Мамонтовым и Зиминым и Петербургский Мариинский театр.

Также произошло зарождение метафорического театра.

Кино

Первые кинофирмы появились в 1907-1908 годах. К 1913 году их насчитывалось уже около 30.

Самым знаменитым режиссером того времени являлся Я. А. Протазанов. Популярными звездами немого кино были Вера Холодная и Мозжухин.

Музыка

  • Мусоргский;
  • Римский-Корсаков;
  • Балакирев;
  • Бородин;
  • Кюи.

Произведения создавались в стиле оперы, балета, симфонии. Но поиски новых музыкальных стилей не прекращались.

В 1859 году было создано Русское музыкальное общество. Благодаря этому обществу большую популярность приобрела национальная музыка.

Множество консерваторий не только в столице, но и в других городах стали центрами музыкальной культуры. В 60-х годах в Петербурге была открыта бесплатная музыкальная школа. Её преподаватели Балакирев и Ломакин, которые и открыли эту школу способствовали приобщению общества к музыке.

В начале XX века наблюдалось усиление интереса к проблемам философии и этики. Этот интерес отразился в творчестве Скрябина, Рахманинова, Стравинского.

Живопись и скульптура

В конце XIX века в искусстве особенно выделялось несколько направлений:

  1. Исторический жанр, в котором присутствовали национальные сюжеты и народный эпос. Наиболее популярные живописцы исторического жанра – В.М. Васнецов и В.И. Суриков.
  2. Батальная живопись. Этот жанр использовал в своем творчестве Верещагин.
  3. Н.А. Ярошенко был мастером однофигурных жанровых композиций.

К концу столетия начались поиски новых направлений. Результатом этого поиска стали пейзажи, которые изображали на своих картинах И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи.

Часть живописцев выделялась среди остальных:

Эти художники объединяли в своем творчестве прошлое и будущее. Они сочетали традиции русского искусства с возникающими новыми направлениями.

  • К.А. Сомов;
  • Л.С. Бакст;
  • Е.Е. Лансере;
  • Н.К. Рерих;
  • А.Н. Бенуа;
  • Н.Э. Грабарь.

Самые знаменитые работы скульпторов:

На скульптуру конца XIX – начала XX века большое влияние оказывал импрессионизм. Стали использоваться новые пластические формы, контраст света и тени.

Архитектура

В конце XIX века здания сооружались в стиле архитектурной эклектики. Это означало, что в одном проекте могли использоваться разные элементы стилей прошлого. Например, во дворце великого князя Владимира Александровича, построенном по проекту Рязанова, который находится в Петербурге, сочетались элементы русского и британского стиля, а также барокко.

В начале XX века для архитектуры характерны три новых направления:

  1. Неорусский стиль. В нём использовалось древнерусское зодчество, смешанное с современным стилем (Казанский вокзал по проекту А.В, Щусева).
  2. Стиль модерн (Ярославский вокзал по проекту Ф.И. Шехтеля).
  3. Стиль неоклассицизм, в котором также смешивались принципы архитектурной классики и нового стиля (Киевский вокзал по проекту И.И. Рерберга).

Смешивание старых стилей в новыми приобрело широкое распространение в архитектуре.

Достижения в конце XIX – начале XX века сыграли важную роль в развитии мирового общества. Российские путешественники совершили множество открытий. Искусство и литература повлияли на мировую культуру. В целом, культурные достижения России получили мировое признание.

Читайте также: