Рогнеда и владимир история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Древнерусские летописцы уделяли внимание лишь немногим женщинам своей эпохи. Однако была среди представительниц прекрасного пола та, которая сумела поразить воображение авторов прошлого. Это — полоцкая княжна Рогнеда.

О её красоте ходили легенды, она стала избранницей самого великого князя Владимира. Дочь могущественного “заморского” правителя, Рогнеда, казалось бы, должна была наслаждаться жизнью. Но в её судьбе была масса трагических моментов, однако все потери эта женщина принимала с истинно королевской стойкостью. Какой же была полоцкая красавица? И почему она люто ненавидела своего супруга, князя Владимира?

Полоцкая красавица

Рогнеда родилась приблизительно в 960 году (более точными данными историки не располагают) в Полоцке. Её отцом был местный правитель Рогволод, о котором в “Повести временных лет” говорится так:

По мнению исследователей, “заморское” происхождение князя может быть связано с его иноземными, а конкретнее — варяжскими корнями. Рогнеду на самом деле могли звать скандинавским именем Рагнхильд. Впрочем, есть версия, что имя девушки могло иметь славянское происхождение и значить “изнеженная властью”.

С ранних лет княжна осознавала свою значимость. Кроме того, красоту её воспевали жители и гости Полоцка. Когда же настало время искать супруга для девушки, она знала — в мужья выберет самого достойного. К ней сватался Владимир Святославич, правивший в ту пору Новгородом, однако получил решительный отказ. “Не хочу розути робичича”, — заявила гордая княжна.

Здесь подразумевался обычай разувания супруга, а вот “робичичем” Владимира она называет неспроста. Это слово значило “сын рабыни”, то есть Рогнеда знала о происхождении князя и ставила под сомнение его высокородность. Женихом княжны в итоге был объявлен Ярополк Святославич, брат Владимира.

Ярость Владимира

Взбешённый отказом избранницы Владимир отправился с войском к Полоцку. Огромная дружина, состоявшая из новгородцев, чуди, кривичей и варягов, оказалась под стенами города. Рогволод выступил против Владимира, но потерпел поражение, а в 978 году Полоцк пал под натиском княжеского войска.

Однако Владимир не желал успокоиться. По наставлению своего дяди он унизил весь род Рогнеды. Над невестой брата он надругался на глазах её родных, после чего Рогволод, его супруга и сыновья были убиты.

В дальнейшем необузданный князь направил дружину на Киев. Ярополк был убит, а его несчастная невеста стала второй женой Владимира. Рогнеду поселили на Лыбеди в небольшом селении. Периодически Владимир приезжал к ней, причём в один из таких визитов произошёл случай, описанный летописцами.

Однажды ночью Рогнеда решила заколоть спящего князя. На протяжении многих лет она ненавидела этого человека, а теперь выпал шанс поквитаться с ним. Но, к её большом сожалению, Владимир проснулся и сумел отвести удар.

Как думаете, что могло ожидать женщину после такого поступка? Конечно, смертная казнь, причём князь решил лично покарать супругу. Чтобы расправа над преступницей не казалась обыкновенным убийством, он приказал Рогнеде облачиться в ритуальный (свадебный) наряд.

Когда Владимир уже занёс меч для удара, в комнату вдруг вбежал его сын Изяслав, который закрыл собой мать. Не зная, как поступить, князь спросил совета у бояр. “Повесть временных лет” цитирует их слова:

Жизнь в Полоцке и последние годы

Владимир так и поступил, отправив Рогнеду и сына в Полоцк. От себя хочу заметить, что именно Изяслав образовал полоцкую ветвь Рюриковичей. Что примечательно, династия именовалась Рогволодовичами, а отсчёт правления её представителей в Полоцке вёлся со времён правления Рогволода. Вероятно, Рогнеда и сын лишний раз старались не упоминать князя Владимира, который принёс столько горя в их жизнь.

Известно, что у князя Владимира было несколько жён, однако после принятия правителем христианства он решил изменить свою жизнь. Рогнеде супруг предоставил свободу, заявив, что та может выбрать любого из бояр себе в мужья. На это гордая красавица ответила:

Прежняя княгиня приняла постриг, взяв имя Анастасия, и остаток дней провела в монастыре в Изяславле, где и ушла из жизни приблизительно в 1000 году.

Судьбе Рогнеды Рогволодовны, легендарный полоцкой княжны, нельзя позавидовать. Но если бы не те страшные события, произошедшие в родном городе женщины, на свет не появились бы великие князья Руси. Рогнеда подарила миру трёх дочерей, а трое её сыновей стали знаменитыми князьями, причём одним из них был воспетый летописцами Ярослав Мудрый, который стал не менее выдающимся правителем, нежели его отец.

Князь Владимир Святославович, известный как Владимир Красное Солнышко или Владимир Святой, был женат законным браком то ли семь, то ли восемь раз. Кроме законных жен, было у Владимира и несчетное количество наложниц.

Из всех жен Владимира можно выделить двух, особенно ярко характеризующих две стороны его противоречивой натуры: необузданного и жестокого варвара до крещения и столь же пылкого и не ведающего компромиссов неофита-христианина, получившего в крещении имя Василий. Речь о дочери полоцкого князя Рогнеде и сестре византийского императора Анне.[С-BLOCK]

К Рогнеде Владимир посватался совсем молодым. Он был к тому времени уже женат, но для язычника это не было препятствием, ведь как уже говорилось, наши предки до принятия христианства были полигамны.[С-BLOCK]

Но Владимир Свтославич был не из тех, кто удовлетворится подобным ответом. Он явился с дружиной в Полоцк, сжег город, изнасиловал Рогнеду на глазах ее родителей, а затем убил отца, мать и братьев Рогнеды. Бедняжка, наверное, была бы рада тоже погибнуть, но жестокий киевлянин обрек ее на другую участь. Он сделал ее своей законной женой, и она вынуждена была нести узы этого постылого брака и рожать князю детей.[С-BLOCK]

В общем, князь Рогнеду простил. И, судя по тому, что после Изяслава она родила мужу еще двух сыновей, один из них – знаменитый Ярослав Мудрый, и двух дочерей, дальнейшая семейная жизнь вполне заладилась.

Анна была дочерью византийского императора Романа II, сестрой императоров-соправителей -- знаменитого Василия Болгаробойцы и Константина VIII. К ней сватались представители европейских королевских династий. Однако, свою судьбу она нашла в лице киевского варвара. Вероятно, Анна была хороша собой, поскольку ее мать Феофано, по свидетельствам современников, была настоящей красавицей, да и оба брата отличались приятной внешностью.[С-BLOCK]

Владимир отправился в Крым и захватил Корсунь. Смириться с потерей этого важного пункта на Черном море императоры Византии никак не могли, поэтому начали переговоры с Владимиром. Он обещал им мир, если они отдадут ему в жены свою сестру Анну, а в противном случае грозил пойти на Константинополь. Не то чтобы повелители Империи очень испугались варварской дружины, но хлопот Владимир мог причинить им немало, государство было истощено войнами, да и казна оскудела. В общем, братья принялись уговаривать Анну согласиться на этот брак. Та, поплакав, приняла предложение. Но поставила условием крещение Владимира. Владимир легко согласился, поскольку к тому времени уже подумывал о принятии христианства и даже отправлял в Константинополь своих послов, которые вернулись, очарованные красотой православного Богослужения.[С-BLOCK]

Владимир крестился в Корсуни, заключил брак с Анной по православному обряду, а в качестве вена (свадебного дара) отдал братьям-императорам взятый им с бою город.

Анна приехала на Русь, конечно же, с большой свитой, в которой были и священники, и ученые мужи, и архитекторы, и разная челядь, которая должна была организовать ей жизнь хотя бы в некоторой степени напоминающую ту, к которой она привыкла в пышном Константинополе.[С-BLOCK]

И, первым делом, взялась образовывать мужа. Тот оказался послушным учеником. Вообще, судя по поступкам, описанным в летописи, Владимир до крещения и после – просто два разных человека. Летописец относит это на счет благотворного влияния христианства. Но, думается, не обошлось и без влияния жены – красивой, образованной, утонченной византийской принцессы.[С-BLOCK]

И, разумеется, Анна ввела при киевском дворе византийскую моду. Отныне и на многие века вперед русская знать стала одеваться так, как это было принято в Константинополе.

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. История отношений киевского князя Владимира, "крестителя Руси", причисленного к лику святых, и полоцкой княжны Рогнеды известна нам благодаря, в первую очередь, "Лавреньевской летописи" и "Повести временных лет". Из прочтения этих источников встает драматическая история ненависти, отчаяния, жестокости и гнусности, которыми полны эти отношения. Чего в них точно не было, так это любви, нежности, взаимного уважения, благородства и великодушия, что бы ни говорили те, кто хочет обелить образ князя Владимира вопреки исторической правде.

В картине Антона Лосенко можно видеть одну из попыток облагородить этого персонажа. Она была написана в 1770 году по заданию Академии художеств и стала первым полотном русского художника, отразившим тему отечественной истории. До этого момента художники-классицисты изображали исключительно сцены из античной или библейской истории. От удачи в написании картины зависела карьера Лосенко, ведь он претендовал на должность помощника профессора в Академии и звание академика (то есть ее выпускника).

В духе просветительской идеологии XVIII века он придумал сцену раскаяния Владимира, который просит прощения у Рогнеды за причиненное ей публичное насилие. Картина была призвана показать, как во Владимире проснулась добродетель. Разумеется, в реальности ничего подобного не было. Но в данном случае мы видим условную ситуацию, очень театральную. Кстати, для образа раскаивающегося князя позировал популярный тогда актер-трагик Иван Дмитриевский.

Сваты Владимира Святославича у Рогволода (слева); Рогволод беседует с Рогнедой (справа). Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.

Сваты Владимира Святославича у Рогволода (слева); Рогволод беседует с Рогнедой (справа). Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.

На самом деле, как повествуют летописи, то, что происходило между Владимиром и Рогнедой, было историей, крайне далекой от нормальных человеческих отношений. В ней было очень много жестокости. Рогнеда была дочерью полоцкого князя Рогволода. Ее сосватали за киевского князя Ярополка Святославича. Разумеется, чувства тут были ни причем, речь шла исключительно о политических выгодах. Однако выгоду от союза с Полоцком видел и новгородский (тогда) князь Владимир, который соперничал с братом во всем. Он тоже сосватался к Рогнеде, но получил весьма оскорбительный отказ.

Собрав войско, Владимир пошел на Полоцк и захватил его как раз в тот момент, когда Рогнеда собиралась в Киев.

Будучи мстительным и жестоким человеком, лишенным малейшего благородства, Владимир решил максимально унизить поверженного противника. На глазах родителей и других пленников он надругался над Рогнедой. На это его науськал дядя - воевода Добрыня, а Владимир радостно согласился. После этого Рогволод с семьей были убиты, а несчастную девушку Владимир насильно взял в жены. Так он официально овладел Полоцким княжеством. Далее он продолжил поход и взял еще и Киев, став тем самым киевским князем. Да уж, умел Владимир земли собирать.

Рогнеда стала второй женой Владимира и была поселена недалеко от Киева. Тот факт, что Рогнеда рожала детей (принято говорить о 4 сыновьях и 2 дочерях, но это неточные сведения), свидетельствует о том, что Владимир, несмотря на своих многочисленных наложниц, не забывал о ней. С каждым разом ненависть Рогнеды к мужу-насильнику становилась все невыносимее. В конце концов, женщина дошла до такой степени отчаяния, что решила убить его.

Владимир же после Рогнеды женился еще четыре раза, принял христианство, насаждал огнем и мечом новую, выгодную ему, религию. Рогнеда, думаю, вздохнула с облегчением, избавившись от постылого супруга. Никаких значимых событий в ее жизни потом не было. Сведения о том, что она стала христианкой и постриглась в монахини, не имеют под собой достоверных источников. Так что, думаю, это чистой воды фейк, придуманный впоследствии. Вряд ли она приняла бы новую религию, тем более протаскиваемую насильно ненавистным ей Владимиром.

В мае месяце я был в Полоцке, где проходил День города и газета "Полоцкий вестник" от 3 июня вышла с репортажем о дне города с таким заголовком на первой странице "На земле Ефросинии, Рогенды и Скарыны. ". Ну если Ефросинью Полоцкую, княжну Полоцка и пра-правнучку святого князя Владимира умершую в Иерусалиме практически знает каждый православный, а Франциска Скарыну, писателя, предпринимателя и учёного уроженца Полоцка 15 века, умершего в Праге знает тоже каждый белорус и не только белорус. То вот , кто такая Рогенда, которой в отличие от Ефросинии и Скорыны и памятников нет в Полоцке, этот вопрос для многих может оказаться безответный.

А между тем , Рогенда, это Полоцкая княжна, которая жила за долго до княгини святой Ефросинии Полоцкой. Она жила ещё в языческом Полоцке до крещения святой Руси , являлась одной из многих жён святого князя Владимира , матерью святого киевского князя Ярослава Мудрого и пра-прабабушкой Святой княгини Ефросиньи Полоцкой.

Отцом Рогенды был Полоцкий князь язычник Рогволд, у которого кроме дочери было два сына. Князь, тогда ещё Новгородский, святой Владимир пожелал Рогенду взять в себе в жёны. Однако её отец Рогволд, отказывает князю Владимиру по той причине, что он хоть и князь, но сын рабыни и за такого князя он свою дочь замуж не отдаст, а отдаст за князя Ярополка, который являлся родным братом по отцу князю Владимиру.

И тогда князь Владимир собирает войско и идёт на Полоцк в военный поход, чтобы разорить город и силой захватить Рогенду.

Не смотря на то, что Рогенда была дочь Полоцкого князя и жила в Полоцке, но есть такая легенда, что родина её является современная Латвия, в частности современный город Краслава вблизи Даугавпилса. Так или иначе, Краслава входила в Полоцкое княжество и нельзя отвергать, что Рогенда хотя бы бывала на той земле, где сегодня находится латвийский город Краслава.

В книге Бориса Васильева "Владимир Красное Солнышко" вот как описывается разграбление князем Владимиром Полоцка:

Полоцк не имел серьезных укреплений, поскольку его владыка не предполагал нападений ни с какой стороны. Невысокий земляной вал со старыми деревянными башнями был преодолен с ходу. Оставив новгородцам город для грабежа, Владимир ударил по детинцу, ворвался в него и пошел прямо на княжеский дворец. Тоже деревянный и тоже скверно укрепленный.

За ним шла его личная охрана, за левым плечом — Ладимир. И богатыри, вмиг изрубившие всех, при ком было оружие. Владимир отчетливо представлял себе примитивный план дворца Рогволода. Прямо наверняка располагалась тронная палата. И именно там должна была находиться его обидчица.

Дверь оказалась закрытой на засов. Владимир навалился на нее, сзади поднажал кто-то из его богатырей, двери рухнули, и новгородский князь вошел в залу. Два стражника одновременно бросились навстречу, мешая друг другу. Владимир легко уклонился от меча, следовавшие за ним богатыри тут же повязали последних защитников полоцкого князя, и князь новгородский увидел перед собою статную и очень юную девушку с коротким мечом, который она держала перед собой двумя руками. Гнев, страх и ярость смешались в ее взгляде, невероятной радугой отражаясь в широко распахнутых глазах, а яркий румянец, вспыхнувший на щеках, делал ее наивно-отчаянной и прекрасной в этом отчаянии.

Девушка молча бросилась на него. Владимир отпрянул, развернул ее и крепко прижал к себе.

— Хороша, — сказал он. — Чудо как хороша. Жаль, что придется тебя обидеть.

Из рук девушки выпал меч, глухо ударился о шкуры, которые устилали пол залы. И тотчас же с княжеского места поднялся ее отец, князь Рогволод:

— Ты будешь драться со мной!

— Привязать князя и княгиню к их креслам! — приказал Владимир.

Он действовал совсем как его отец, когда-то изнасиловавший Малушу на глазах челяди. Таков был обычай раннего Средневековья. Этим противнику наносилось тяжелейшее и несмываемое оскорбление.

Ладимир сказал осторожно:

— Не надо бы, великий князь…

— Надо! — по-отцовски рявкнул Владимир, заваливая девушку на покрытый шкурами пол.

До конца жизни Рогнеда ненавидела его за великий позор, который она приняла тогда от него. Владимир неспешно и по-своему даже очень нежно насиловал ее на глазах родителей, в душе, впрочем, глубоко сожалея, что ему приходится поступать именно так. Но этого требовал варяжский кодекс чести, нарушить который он не мог. И всю жизнь Владимир любил ее больше, чем всех своих жен и многочисленных любовниц. И Рогнеда всю жизнь любила только его. Сквозь ненависть и отчаяние, сквозь прилюдный позор и душевные муки. Он был и остался первым и единственным мужчиной в ее жизни.

Наконец кончилось это позорище, Владимир сказал, еще не встав на ноги:

— И Рогдая! — выкрикнула Рогнеда, оттолкнув Владимира. — Не смейте трогать моего брата!

— Никто его и не тронет, — сказал Добрыня, подхватив пятилетнего малыша. — Ого, кусается! Я из него доброго богатыря выпестую…

И вышел с мальчонкой на руках.

Итак, по приказу князя Владимира, будущего святого крестителя Руси был убит отец Рогенды, князь Полоцка Рогволд и его два сына (братья Рогенды). Рогенду с 5 летним сыном князь Владимир увёл с собой.

Знатное происхождение, могущественное положение и богатства отца, яркая внешность, неистребимое жизнелюбие и страстность великолепной Рогнеды — все, казалось, сулило ей любовь, преклонение, обожание, счастье. Но эти упования рухнули в одночасье. Вовлечённая бурных событий, прекрасная и гордая Рогнеда стала жертвой непримиримого политического столкновения и мужского соперничества двух родных братьев — Ярополка и Владимира Святославичей.

Полоцкая земля, которой вполне законно, по наследству, владел Рогволод, находилась в середине между Киевским и Новгородским княжествами — владениями братьев Ярополка и Владимира.

А что же Рогнеда? Через девять месяцев после столь печально начавшегося супружества с Владимиром она родила сына-первенца Изяслава. Владимир, проливший столько крови ради брачного союза с Рогнедой, очень скоро разлюбил ее, забыв и о несчастной супруге, и о маленьком сыне . Осиротевшая, униженная дочь Рогволода жила уединенно в тереме на реке Лыбеди, недалеко от Киева. С ней находился маленький сын Изяслав, отныне единственная ее родная душа и отрада.

Удаленную из Киева великую княгиню Рогнеду мучили не только ревность и оскорбленное достоинство, но и тревога за маленького Изяслава. Равнодушие Владимира к их сыну-первенцу переполнило чашу терпения Рогнеды.
Однажды Владимир охотился в дубраве на берегу Лыбеди и решил навестить Рогнеду и сына Изяслава. Когда гонец сообщил княгине об этом, она пришла в негодование. Когда после богатого пира утомленный охотой Владимир крепко заснул, Рогнеда решилась на мужеубийство. Она тихонько встала с супружеского ложа, зажгла свечу, сняла со стены тяжелый меч и занесла его над Владимиром. В тот самый момент Владимир внезапно проснулся и, выхватив у нее меч.

По языческим законам славян того времени, покушение на убийство мужа каралось смертью виновной. Княгиню же, по традиции, мог казнить только сам князь.

Владимир велел Рогнеде надеть свадебную княжескую одежду, сесть на богато убранную постель в своей горнице и ждать его. Рогнеда знала, что ее ждет неминуемая смерть, что на утренней заре роскошное брачное ложе станет для нее плахой, на которой беспощадный Владимир пронзит ее своим мечом.
Без боязни и без слез ждала мужественная Рогнеда назначенной супругом казни. Казалось, все слезы она уже выплакала! Одно-единственное чувство теплилось в ее груди: она желала хотя бы еще раз увидеть юного своего сына Изяслава.

Тайком пробралась она к сыну. И только здесь, у постели сына, невольно разбудив его бурны ми поцелуями и объятиями, Рогнеда не выдержала и разрыдалась.
Встревоженному, горячо любящему мать и рано повзрослевшему княжичу Изяславу она поведала, что через несколько часов он осиротеет.

Княгиня оценила и милосердие, и благородство Владимира, сохранившего ей жизнь, вопреки языческим законам. Прощенная, уверенная отныне в будущности своего сына Изяслава, Рогнеда примирилась с мужем. Более того, она снова оказалась в почете как великая киевская княгиня, верная супруга и заботливая мать. В последующие годы у Рогнеды и Владимира родились еще три сына и две дочери, среди которых были будущий великий князь Ярослав Мудрый.

В Минской области, городе Заславле стоит памятник княгини Рогнеды и её сыну-первенцу, Изъяславу, а в Киеве её имя носит одна из улиц столицы Украины.

Великая княгиня Рогнеда Рогволодовна воспитала замечательных детей, любящих, преданных, умных, образованных.
Старший сын Рогнеды Рогволодовны, Изяслав Владимирович, впоследствии стал родоначальником новой династии полоцких князей. Летописи характеризуют Изяслава Владимировича как мудрого и просвещенного правителя.

Родной внучкой Всеслава Брячиславича была святая преподобная Евфросиния Полоцкая , стараниями которой древнерусское искусство обогатилось непревзойденными шедеврами. Её нетленные мощи покоятся в монастыре города Полоцка .

Из двенадцати сыновей Владимира Святославича не кто иной, как младший сын Рогнеды; Рогволодовны, Ярослав Владимирович Мудрый, стал великим киевским князем и продолжателем сей последующей династии Рюриковичей.

Один из самых образованных правителей своего времени, Ярослав Мудрый был прекрасным семьянином, нежно любящим упругом, братом и отцом. Ярослав Мудрый высоко ценил достоинства своей жены Ирины-Ингигерды, дочери шведского ороля Олафа, которая занималась не только воспитанием детей, но и вникала во все государственные дела, создавая особую культурную и духовную атмосферу при дворе своего мужа, великого князя киевского.

Ярослав Мудрый заботился о прекраснм образовании детей. Три его дочери — Еливета, Анна и Анастасия — стали первыми коронованными россиянками.

Две дочери Владимира и Рогнеды Предслава и Мстислава попали в плен к польскому королю Болеславу Храброму и стали его наложницами.

А дочьПремислава стала супругой Венгерского принца Владислава Лысого.

Возвышая личность Рогнеды, летописцы отдают должное ее несомненным достоинствам: безграничной преданности родному краю, женской гордости, супружеской верности, самозабвенной материнской любви.

Все историки в личности святого князя Владимира видят очень сложного и тяжёлого для понимания человека. В истории России, он был человеком неоднозначным, но в истории Русской Церкви он понастоящему велик и приравнен к святым апостолам, как равноапостольный князь. Иногда задают много вопросов, как братоубийца, насильник, развратник, гуляка и прилюбодей мог стать святым русской Церкви?
И тут надо понимать правильно слово СВЯТОЙ. Святой , не значит безгрешный. Все святые имели свои болезни, слабости и грехи. Святой - это особый человек перед Богом. Князь Владимир крестил Русь и всем нам подарил Православную Христову веру Эта заслуга перед государством, народом и Церковью превыше его личных слабостей и грехов. Да и те слабости и грехи князя смыло его крещение, ибо тот образ жизни далеко не христианский, князь вёл ещё будучи язычником и там царили другие нравы, нравы мести. Да и время его жизни, это тяжёлые годы средневековья, где прав был тот, у кого была сила и власть.

Читайте также: