Родственные тональности сольфеджио 7 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

В этой статье поговорим о родстве тональностей. Вообще все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, которые находятся в гармоническом родстве.

Родство тональностей

Рассмотрим тональность До-мажор:

Рисунок 1. Тональность до-мажор

На схеме римскими цифрами обозначены ступени тональности. На этих ступенях построим трезвучия так, чтобы не использовать знаки альтерации , поскольку C-dur не имеет знаков альтерации:

Рисунок 2. Трезвучия на ступенях тональности до-мажор

На VII ступени не получается построить без знаков альтерации ни мажорного, ни минорного трезвучия. Рассмотрим подробнее, какие трезвучия мы построили:

  • До-мажор на I ступени.
  • Фа-мажор на IV ступени. Эта тональность построена на главной ступени (IV).
  • Соль-мажор на V ступени. Эта тональность построена на главной ступени (V).
  • Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-мажору.
  • Ре-минор на II ступени. Параллельная тональности Фа-мажор, построенной на IV (главной) ступени.
  • Ми-минор на III ступени. Параллельная тональности Соль-мажор, построенной на V (главной) ступени.
  • В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор.

Эти тональности называются родственными До-мажору (не включая, конечно, сам До-мажор, с которого мы начали список). Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей.

Для Ля-минора вы можете попробовать найти родственные самостоятельно. Здесь должно получиться следующее:

  • на главных ступенях: Ре-минор (IV ступень) и Ми-минор (V ступень);
  • параллельная главной тональности: До-мажор (III ступень);
  • параллельные тональностям главных ступеней: Фа-мажор (VI ступень) и Соль-мажор (VII ступень);
  • тональность мажорной доминанты: Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре). Тут поясним, что рассматривается именно гармонический минор, в котором повышена VII ступень (в Ля-миноре это нота Соль). Поэтому и получится Ми-мажор, а не Ми-минор. Аналогично в примере с До-мажором мы получили на IV ступени как Фа-мажор (в натуральном мажоре), так и Фа-минор (в гармоническом мажоре).

Трезвучия, которые мы с Вами получили на ступенях основных тональностей, являются тоническими трезвучиями родственных тональностей.

Итоги

Вы познакомились с понятием родственные тональности и научились определять их.

степени родства тональносетй

Предмет классической гармонии вызывает необходимость глубокого рассмотрения взаимосвязей между различными тональностями. Эта взаимосвязь, прежде всего, осуществляется сходством нескольких тональностей общими звуками (в том числе и ключевыми знаками) и называется родством тональностей.

Прежде необходимо чётко понять, что, в принципе, универсальной системы, определяющей степени родства тональностей, не существует, так как каждый композитор воспринимает и реализует эту взаимосвязь по-своему. Однако, всё же, в музыкальной теории и практике существуют и прочно утвердились некоторые системы, к примеру, Римского-Корсакова, Способина, Хиндемита и немногих других музыкантов.

Степени родства тональностей определяются близостью этих тональностей друг другу. Критерии близости – наличие общих звуков и созвучий (главным образом, трезвучий). Всё просто! Чем больше общего, тем ближе связи!

степени родства тональностей

Пояснение! На всякий случай – в учебнике Дубовского (то есть бригадном учебнике гармонии) даётся чёткая позиция по поводу родства. В частности, справедливо замечено, что ключевые знаки – не главный признак родства, и он, к тому же, чисто номинальный, внешний. А вот что по-настоящему важно, так это именно трезвучия на ступенях!

Степени родства тональностей по Римскому-Корсакову

Самой распространённой (по числу приверженцев) системой родственных связей между тональностями является система Римского-Корсакова. В ней выделяются три степени или уровня родства.

Первая степень родства

Сюда входят 6 тональностей, которые по большей части различаются на один ключевой знак. Это те тональные строи, тонические трезвучия которых строятся на ступенях гаммы исходной тональности. Это:

  • параллельная тональность (все звуки одинаковые);
  • 2 тональности – доминантовая и параллельная к ней (разница в один звук);
  • ещё 2 тональности – субдоминанта и параллельная к ней (тоже разница на один ключевой знак);
  • и последняя, шестая, тональность – здесь случаи-исключения, которые нужно запомнить (в мажоре это тональность субдоминанты, но взятой в минорном гармоническом варианте, а в миноре – тональность доминанты, тоже взятой с учётом альтерации VII ступени в гармоническом миноре, и потому мажорной).

Вторая степень родства

В этой группе 12 тональностей (из которых 8 одного ладового наклонения с исходной тональностью, а 4 – противоположного). Откуда берётся ряд этих тональностей? Здесь всё, как в сетевом маркетинге: к уже найденным тональностям первой степени родства разыскиваются партнёры – свой набор тональностей… первой степени! То есть родственных к родственным!

Ей-богу, всё, как в математике – было шесть, к каждой из них ещё шесть, и 6х6 всего 36 – какая-то запредельность! Короче, из всех найденных тональностей выбираются только 12 новых (появляются в первый раз). Они то и будут образовывать круг второй степени родства.

Третья степень родства

Как вы уже, наверное, догадались, тональностями 3-й степени родства являются тональности первой степени родства к тональностям 2-й степени родства. Родственные к родственным родственных. Вот так вот! Увеличение степени родства происходит по одинаковому алгоритму.

Это самый слабый уровень связи тональностей – очень они друг от друга далеки. Сюда относятся по пять тональностей, которые при сравнении с исходными не обнаруживают ни одного общего трезвучия.

Система четырёх степеней родства тональностей

В бригадном учебнике (московская школа – наследуют традиции Чайковского) предлагается не три, а целых четыре степени родства тональностей. Весомого различия между московской и питерской системами нет. Оно состоит лишь в том, что в случае системы четырёх степенейтональности второй степени разделяются на две.

Напоследок… А зачем вообще надо разбираться в этих степенях? И без них вроде хорошо живётся! Степени родства тональностей, вернее их знание, пригодятся при игре модуляций. Например, о том как играть модуляции в первую степень из мажора, читайте здесь.

Родство тональностей — большая или меньшая близость тональностей, определяемая количеством и значимостью их общих элементов (звуков, аккордов, интервалов).


Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Рассмотрим тональность До-мажор:

Рисунок 1. Тональность до-мажор

На схеме римскими цифрами обозначены ступени тональности. На этих ступенях построим трезвучия так, чтобы не использовать знаки альтерации, поскольку C-dur не имеет знаков альтерации:

Рисунок 2. Трезвучия на ступенях тональности до-мажор

На VII ступени не получается построить без знаков альтерации ни мажорного, ни минорного трезвучия. Рассмотрим подробнее, какие трезвучия мы построили:

  • До-мажор на I ступени.
  • Фа-мажор на IV ступени. Эта тональность построена на главной ступени (IV).
  • Соль-мажор на V ступени. Эта тональность построена на главной ступени (V).
  • Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-мажору.
  • Ре-минор на II ступени. Параллельная тональности Фа-мажор, построенной на IV (главной) ступени.
  • Ми-минор на III ступени. Параллельная тональности Соль-мажор, построенной на V (главной) ступени.
  • В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор.

Эти тональности называются родственными До-мажору (не включая, конечно, сам До-мажор, с которого мы начали список). Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей.

Для Ля-минора вы можете попробовать найти родственные самостоятельно. Здесь должно получиться следующее:

  • на главных ступенях: Ре-минор (IV ступень) и Ми-минор (V ступень);
  • параллельная главной тональности: До-мажор (III ступень);
  • параллельные тональностям главных ступеней: Фа-мажор (VI ступень) и Соль-мажор (VII ступень);
  • тональность мажорной доминанты: Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре). Тут поясним, что рассматривается именно гармонический минор, в котором повышена VII ступень (в Ля-миноре это нота Соль). Поэтому и получится Ми-мажор, а не Ми-минор. Аналогично в примере с До-мажором мы получили на IV ступени как Фа-мажор (в натуральном мажоре), так и Фа-минор (в гармоническом мажоре).

Трезвучия, которые мы с Вами получили на ступенях основных тональностей, являются тоническими трезвучиями родственных тональностей первой степени.


В классической гармонии, которая, как известно, основана на тональном движении – одним из важных вопросов является взаимоотношение тональностей и их родство.

Также как внутри мажорного и минорного лада ступени выполняют свою определенную роль (функцию), так и тональности внутри произведения распределяются в соответствии с принципами родства тональности. Также как существуют устойчивые и неустойчивые ступени – можно говорить об устойчивости и неустойчивости определённых тональностей.

Следует сказать, что не существует универсальной системы родства тональностей, которую можно было бы назвать эталонной. Каждый композитор разрабатывал и разрабатывает свою систему на основе существующих в творчестве других музыкантов. Поэтому главная задача композитора – это изучить разные системы и выбрать ту, которая ему подходит.

Для более глубоко понимания принципов родства тональностей стоит обратиться в эпохе становления тональности в противовес модальности.

В модальной системе существовала следующая система.

Все лады имели один и тот же звукоряд. Как правило, CDEFGAB и соответственно один и тот же набор аккордов. Разница между ладами определялась по звуку, который принимался за устой. Транспозиция ладов практически не применялась.

В тональной системе используются другие принципы. При смене устоя меняется звукоряд и соответственно аккордовый набор – отсюда возникает проблема родства тональности.

И здесь возникают интересные соотношения. Параллельная тональность, имеющая одинаковый звукоряд с основной (как в модальности) – используется реже, чем тональности V и IV ступени.

То есть при звуковом оформлении функции, композиторы уже поняли, что и тональности этих ступеней будет наиболее близки.

Первая простейшая схема отклонений это T-D-S-T. Как Вы видите, это схема противоположна той, по которой движутся аккорды в классической схеме.

Более полная схема формируется во времена Баха – обойти все 6 тональностей построенные на основе аккордов гаммы. Это наиболее классическая схема отклонений и модуляций, которая использовалась многими теоретиками и композиторами.

В XVIII веке появились стандарты – модуляционные планы, которые использовались большинством композиторов.

Для мажорной тональности это движение следующего плана I-V-VI-IV-II и если нужно добавляли III ступень.

Для минора схема была другой: I-III-VII-V-IV-VI-I.

Это наиболее популярные схемы, конечно, были не единственными возможными, но самое главное, что они наглядно обрисовывают круг родственных тональностей.

Это тональности, построенные на ступенях гаммы. Кроме того наиболее близкой считалась одноименная тональность – это легко увидеть и по типичным кадансам времен Баха, когда минорное произведение заканчивалось мажорной тоникой, а также по тональным планам произведений венских классиков.

Классически выделяют 3 степени родства тональности.

  1. Тональности, отличающиеся на один знак + одноименная
  2. Тональности 1 степени родства к предыдущим
  3. И далее точно также.

Однако данная схема не всегда соответствует практике и требует уточнений, которые и были введены Римским-Корсаковым. Это касалось тональности Fm родственной по гармоническому мажору. И тональности E для A минора – которая являлась зеркальным отражением мажорной.

Однако в схеме Римского-Корсакова одноименная тональность оказывается дальше, чем аккорд минорной субдоминанты, что, конечно же, не верно.

Одна из лучших схем предложена Способиным (Лекции по курсу Гармонии):


На основе этой схемы Холопов создал свою наиболее универсальную, которая в отличие от всех других схем является двухуровневой. Это позволяет с легкостью переходить в любую из 24 тональностей и наиболее близко к практике композиции.

В этой схеме родство рассматривает не от одной тональности, а сразу в контекстве соврменного мажоро-минора.

Минус любой схемы родства тональностей в том, что, во-первых, она требует разного подхода для отклонений и модуляций.

Во-вторых, в каждом стиле своя уникальная система и нельзя слепо перенести в нее схему отклонений из другого стиля.

Таким образом, как я писал в начале статьи, важно изучить и освоить разные отклонения и модуляции и на основе их создать свою уникальную композиционную систему родства тональностей.

Читайте также: