Родовой строй это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Первобытнообщинный строй (общиннородовой, первобытно-коммунистический) — первая в истории человеческого общества общественно-экономическая формация. Он охватывает, согласно общепринятым в марксистской науке представлениям, эпоху от возникновения человека и человеческого общества до становления классовых отношений, археологически — в основном эпохи палеолита, мезолита и неолита.

В отличие от последующих классовых формаций, первобытнообщинный строй характеризуется тем, что уровень развития производительных сил был крайне низок, орудия труда были примитивными, недостаточно развитыми и совершенными, труд людей носил коллективный характер, собственность выступала в форме общинной собственности, производство было по своему характеру и форме натуральным, господствовало уравнительное распределение продуктов, не существовало социального деления общества.

Периодизация первобытнообщинного строя

История первобытнообщинного строя восстанавливается главным образом по археологическим, антропологическим и этнографическим источникам. Археология и антропология представляют прямые, но ограниченные по значению данные: они, например, мало что говорят об общественной организации первобытных людей. Данные этнографии шире, но они, как правило, относятся не к подлинно первобытным, а к отсталым народам нового времени и тем самым имеют лишь косвенное значение. В наших представлениях о первобытнообщинном строе, наряду с твёрдо установленными основными положениями, есть ещё много пробелов, гипотез и спорных моментов. Марксистская наука строит периодизацию первобытнообщинного строя на материалистической основе, исходя из уровня развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений.

Большинство современных исследователей подразделяют эту эпоху на 3 основных периода:

Роль труда в становлении и формировании человеческого общества

Возникновение человека явилось важнейшим поворотным пунктом в развитии жизни на Земле. Вместе с человеком возникает и формируется человеческое общество. Начинается история общественно-экономического развития, осуществляющегося в соответствии с объективными законами.

«Вместе с человеком, — говорит Ф. Энгельс, — мы вступаем в область истории. И животные имеют историю, именно историю своего происхождения и постепенного развития до своего теперешнего состояния. Но они являются пассивными объектами этой истории; а поскольку они сами принимают в ней участие, это проис

Изучение жилищ, одежды, объектов искусства и орудий труда древнего человека позволяет делать выводы об организации общественной жизни .


Учёные считают, что на протяжении всего каменного века (палеолита, мезолита и неолита, о котором будет рассказано в последующих темах) люди жили группами, объединёнными родственной связью. Такие общности принято называть родовыми группами , или родами.

До недавнего времени наличие кровного родства в первобытных коллективах оставалось скорее предположением, сделанным на основании наблюдений археологов и этнографов. Сегодня генетические исследования , позволяющие установить степень родства между людьми, останки которых были найдены при раскопках, подтвердили его.

Если совместно проживавшие люди оказывались связаны не только родством, но и коллективным трудом по добыче пропитания, обустройству жилища, изготовлению одежды и орудий труда, воспитанию потомства, если у них формировались особые правила распределения различных благ — такую организацию называют родовой общиной .

Родовая община — исторически первый вид общины, члены которой объединены родственными связями и общей хозяйственной деятельностью.

Несколько родовых общин, живущих на одной, но довольно обширной территории (скажем, вокруг большого озера), могли вступать в общие хозяйственные отношения (например, в период сезонной охоты), обмениваться ценными породами камня для изготовления орудий, выдавать замуж за соседей своих дочерей и принимать к себе невесток из чужих родов и т. д. Так формировалось племя.

род община племя.jpg

Постоянное взаимодействие способствовало формированию общего языка, культуры , представлений о мире, в том числе религии.

Племя — коллектив людей, объединённый не только кровным родством, но и хозяйственными связями, общим языком и культурными ценностями, представлениями о мире.

РОД, или родовая община, историческая общественная форма, свойственная первобытнообщинному периоду истории и представляющая собой хозяйственное, общественное и идеологическое соединение кровных родственников, происходящих от одного предка; в более широком смысле понятие рода обнимает не только всех живущих, но и умерших членов рода — предков. Род возникает на определенной стадии развития производительных сил, на смену начальной общественной форме — первобытному человеческому стаду (см. Стадо первобытное). С точки зрения археологической периодизации род возникает с началом верхнего палеолита (см.), в эпоху Ориньякской культуры (см.). По периодизации Моргана (см.), принятой Энгельсом, Р. возникает на средней ступени дикости. Возникновение Р. знаменуется отчетливо сказывающимся скачком в развитии прежде всего самого человека, затем—техники, хозяйства, организации общества и идеологии. В развитии человека в этот момент биологическое становление человека, или антропогенез, достигает своего завершения от homo primigenius к homo sapiens (см. Происхождение человека), причем одновременно возникают и современные расы (см.). В области техники совершается представляемое Ориньякской культурой и отличное от предшествующей Мустьерской культуры (см.) развитие от универсального к дифференцированным, разнообразным по типу орудиям, при одновременном значительном повышении техники обработки; наряду с кремневыми орудиями, получает большое развитие и костяная техника, причем ряд типов представляет собой уже орудия для выделки орудий. Несомненно возникновение копья, дротика, позднее — лука со стрелами. Впервые возникает на данной стадии и искусственно сооруженное жилище. В области производительной деятельности возникновение рода сопровождается развитием массовой охоты на крупных животных, а равно рыболовства и зачатками земледелия.

Описанный подъем производительных сил требует новой организации общества, обусловливая возникновение нового прочного коллектива на смену непостоянному первобытному стаду. С другой стороны, тот же подъем производительных сил достаточным образом обеспечивает существование этого нового коллектива. Форму и связь, объединяющую этот коллектив, дает естественное родство, — возникает род. Возникновение рода знаменуется и появлением ряда элементов идеологии, в частности искусства и религии. Одной из наиболее ранних форм последней является тотемизм (см.), состоящий в представлении о связи всех членов рода с каким-либо животным, растением или явлением природы. Тотемизм остается существенным элементом идеологии рода.

Структура и организация развитого рода состоит в следующем. При матриархате основной хозяйственной и общественной ячейкой рода является небольшая, в зависимости от уровня развития производительных сил, материнская семья, возглавляемая старшей женщиной. При патриархате эта ячейка превращается в большую патриархальную семью или домовую общину. Несколько материнских семей группируются в матронимии, несколько больших патриархальных семей—в патронимии (см.). Совокупность названных ячеек составляет при матриархате материнский, при патриархате—отцовский род, или родовую общину. Размеры рода на различных стадиях развития родового строя и в зависимости от самых разнообразных условий бывают крайне различны. Производство и потребление в родовом строе покоится на коллективистических, или общинных, основаниях. Основным средоточием производства и потребления является семья. Основу хозяйственного единства рода в целом, или родовой общины, составляет владение и распоряжение землей, распределяемой по родам из общеплеменной земли. Из этого фонда рода наделяет участками усадебной и пахотной земли семьи рода для непосредственной обработки, причем эти участки подвергаются периодическим переделам в зависимости от численности обрабатывающих их семей. Вся остальная часть земельного фонда рода остается в общем владении и пользовании всего рода. В скотоводческих обществах преимущественно вся земля остается в общеродовом владении и пользовании. рода свойственно и производственное единство; нередко весь род соединяется для коллективного выполнения работ, требующих большого числа рабочих рук; при работах отдельных семей действует в случае надобности родовая взаимопомощь.

Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том сорок девятый. Робер – Ручная граната. – М., АО Советская энциклопедия. – 1941. Колонка. 29-32.

Родовая община: определение, признаки родовой общины, кто управлял родовой общиной

Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?

Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.

Власть и управление

А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Родовая община: определение, признаки родовой общины, кто управлял родовой общиной

Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.

Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

  • Наличие родственных (кровных) связей между ее членами.
  • Наличие общей собственности.
  • Совместное ведение хозяйства, земледельческих работ.
  • Совместное проживание.
  • Разделение обязанностей.

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.

Что такое родовая община?

У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Виды родовых общин

История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.

Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.

Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.

Читайте также: