Родословная иисуса христа кратко

Обновлено: 30.06.2024

Прочтем и внимательно сравним обе родословные:

а) «В этих двух родословиях действительно находим разночтения:

1. По Матфею — Иосиф происходит от Давида через Соломона, по Луке — от Давида через Нафана, другого сына Вирсавии.

2. По Матфею — от Зоровавеля, через его сына Авиуда, по Луке — от Зоровавеля, через другого его сына, Рисая.

3. У Матфея, отцом Иосифа называется Иаков, а у Луки — Илий.

4. Матфей отцом Салафииля считает Иехонию, напротив Лука — Нирия.

5. Матфей ведет родословную от Авраама по восходящей линии, Лука — наоборот, по нисходящей и доводит ее до Адама.

Эти разночтения легко объясняются следующим образом: Матфей приводит родословную Иисуса Христа через Иосифа, а Лука — через Марию. Иаков, был родным отцом Иосифа, а Илий (Иоаким) тестем Иосифа и отцом Марии. (Нужно заметить, что Матфей говорит: Иаков родил Иосифа, а Лука, напротив, что Иосиф был, как думали, сын (зять) Илии: (греческое выражение, означающее вообще близкое родственное отношение, — весьма легко допускает такой смысл). С этим согласно и иудейское предание, которое гласит, что отцом Марии был Илий. Мария была единственной дочерью у своих родителей, а по иудейскому закону такая дочь имела право на отцовское наследство (Числ. 27,8). Кроме того, дочь-наследница должна была сохранять имя своего отца и через своего мужа вносилась в родословные списки. Муж такой наследницы, кроме своей родословной (как мы читаем об Иосифе у Матфея) должен был вписаться еще и в родословную жены, и, как сын (зять) своего тестя, сохранять его имя (Неем. 7,63; 1Пар. 2,21-22; Чис. 32,40-41). Поэтому Лука называет Иосифа сыном Илия. То же самое и в отношении Салафииля. Здесь, вероятно, имело место так называемое ужичество. Об ужичестве говорится во Втор. 25,5-10: если израильтянин умирал бездетным, то ближайший его родственник должен был взять себе в жену вдову покойного, и первый сын от такого брака получал имя покойного и так вписывался в родословные списки. Вполне допустимо, что Салафииль был родной сын Нирии, а по ужичеству сын Иехонии.

После этого обе родословные могут быть соединены между собою следующим образом:

Соломон (сын) — по Матфею

1. Давид (отец) «

Нафан (сын) — по Луке

Иехония (отец по ужичеству)

2. Салафииль (сын) «

Нирий (родной отец) — по Луке

Авиуд (сын) — по Матфею

3. Зоровавель (отец) «

Рисай (сын) — по Луке

Иаков (отец) — по Матфею

4. Иосиф (муж Марии) «

Илий (тесть) — по Луке

. Соломон (сын) — по Матфею 1. Давид (отец) « . . Нафан (сын) — по Луке

. Иехония (отец по ужичеству) 2. Салафииль (сын) « . . Нирий (родной отец) — по Луке . Авиуд (сын) — по Матфею 3. Зоровавель (отец) « . . Рисай (сын) — по Луке . Иаков (отец) — по Матфею 4. Иосиф (муж Марии) « . . Илий (тесть) — по Луке

Православный комментатор говорит:

Как видим, евангелист Лука только дополнил родословную Иисуса Христа и противоречия здесь нет.

3:23–38 Родословие Иисуса (см.: Мф. 1:1–17)

3:23–38 Родословие Иисуса (см.: Мф. 1:1–17) Перед нами отрывок, который в современной книге был бы несомненно помещен в примечаниях. Лука приводит родословие Иисуса Христа, чтобы подтвердить Его законную принадлежность к роду Давидову (ср.: 1:27,32,69) по линии Иосифа, Его приемного

Родословие Благодати

Родословие Благодати Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил

Родословие Благодати

Родословие Благодати Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил

Родословие Благодати

Родословие Благодати Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил

Евангелие от Матфея. Глава 1. 1. Надписание. Родословие Иисуса Христа.

Евангелие от Матфея. Глава 1. 1. Надписание. Родословие Иисуса Христа. Надписание. Евангелие от Матфея в русском и славянском переводах озаглавливается одинаково. Но это заглавие несходно с заглавием Евангелия на греческом языке. Там не так понятно, как на русском и

Родословие Господа Иисуса Христа по плоти (Матф. 1:1-17 и Луки 3:23-38).

Родословие Господа Иисуса Христа по плоти (Матф. 1:1-17 и Луки 3:23-38). В двух Евангелиях — от Матфея и от Луки — содержится родословие Господа Иисуса Христа во плоти. Оба они одинаково свидетельствуют о происхождении Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама, но имена в одном

Родословие Исы Масиха

Родословие Исы Масиха (Лк. 3:23–38)1 Вот родословие Исы Масиха a, потомка Давуда, потомка Ибрахима.2 Ибрахим был отцом Исхака,Исхак — отцом Якуба,Якуб — отцом Иуды и его братьев,3 Иуда — отцом Фареца и Зераха, а их матерью была Фамарь.Фарец был отцом Хецрона,Хецрон — отцом Рама,4

Родословие Исы Масиха

Родословие Исы Масиха (Мат. 1:1-17)23 Исе было около тридцати лет, когда Он начал Своё служение. Он был, как все думали, сыном Юсуфа, j сына Илия, 24 чьими предками были Матфат, Леви, Мелхий, Ианнай, Юсуф, 25 Маттафия, Амос, Наум, Эслий, Наггей, 26 Мааф, Маттафия, Шемий, Иосих, Иодай, 27

Родословие Иисуса

Родословие Иисуса 23 Сам Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати; Он, как думали, был сыном Иосифа,Илия, 24 Матфата, Левия, Мелхия, Ианная, Иосифа,25 Маттафии, Амоса, Наума, Еслия, Наггея,26 Маафа, Маттафии, Семеина, Иосиха, Иодая,27 Иоанана, Рисая, Зоровавеля, Салафиила,

Глава XIV. Замыслы врагов Христа против Него, помазание Христа в Вифании, уговор Иуды с врагами Христа о предании Христа (1—11). Приготовления к пасхальной вечери (12—16). Пасхальная вечеря (17—25). Удаление Христа с учениками на Елеонскую гору. Предсказание об отречении ап. Петра (26—31). Христос в

Глава XIV. Замыслы врагов Христа против Него, помазание Христа в Вифании, уговор Иуды с врагами Христа о предании Христа (1—11). Приготовления к пасхальной вечери (12—16). Пасхальная вечеря (17—25). Удаление Христа с учениками на Елеонскую гору. Предсказание об отречении ап. Петра

Глава XVI. Воскресение Христа (1—8). Явление воскресшего Христа Марии Магдалине и ее выступление пред учениками с вестью о воскресении Христа (9—11). Явление Христа двум ученикам и возвещение последними вести о воскресении в среде апостолов (12—13). Явление Христа двенадцати апостолам и Его обетован

Глава XVI. Воскресение Христа (1—8). Явление воскресшего Христа Марии Магдалине и ее выступление пред учениками с вестью о воскресении Христа (9—11). Явление Христа двум ученикам и возвещение последними вести о воскресении в среде апостолов (12—13). Явление Христа двенадцати

Родословие Господа Иисуса Христа Мф. 1, 1-17; Лк. 3, 23–38

Родословие Господа Иисуса Христа Мф. 1, 1-17; Лк. 3, 23–38 Родословие Иисуса Христа изложено евангелистами Матфеем и Лукой. Первый исчисляет предков Его в нисходящем порядке, начиная с Авраама, а последний – в порядке, восходящем до первозданного Адама; первый, излагая после

Евангелие от Матфея Глава 1 1. Надписание. Родословие Иисуса Христа

Евангелие от Матфея Глава 1 1. Надписание. Родословие Иисуса Христа Надписание. Евангелие от Матфея в русском и славянском переводах озаглавливается одинаково. Но это заглавие несходно с заглавием Евангелия на греческом языке. Там не так понятно, как на русском и

1. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

1. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Евангелие от Матфея начинается родословием Спасителя, которое излагается с 1 -го стиха по 17. В славянском переводе вместо "родословие" — "книга родства". Русский и славянский переводы хотя и точны, но не буквальны. В

Родословие Господа Иисуса Христа по плоти (Матф. 1:1-17 и Луки 3:23-38).

Родословие Господа Иисуса Христа по плоти (Матф. 1:1-17 и Луки 3:23-38). В двух Евангелиях — от Матфея и от Луки — содержится родословие Господа Иисуса Христа во плоти. Оба они одинаково свидетельствуют о происхождении Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама, но имена в одном

3. Родословие Иисуса Христа и духовная наследственность. Духосмешение потомков Адама и Евы с арийскими народами мира

3. Родословие Иисуса Христа и духовная наследственность. Духосмешение потомков Адама и Евы с арийскими народами мира В Евангелии от Матфея перечислено родословие Иисуса Христа от Авраама до Давида, а затем от Давида до его приемного отца Иосифа. Здесь мы сталкиваемся с

Родосло́вная Иису́са Христа́ — книга род­ства Иисуса Христа, содер­жа­ща­яся в Еван­ге­лии от Матфея ( Мф.1:1-16 ) и Еван­ге­лии от Луки ( Лк.3:23-38 ).

rodoslovnaja iisusa hrista - Родословная Иисуса Христа

^ О Родо­сло­вии Хри­сто­вом

свя­щен­ник Виктор Ильенко

Поскольку еван­ге­лист Матфей име­нует Иосифа пра­вед­ни­ком, то просто невоз­можно пред­по­ло­жить, чтобы сей пра­вед­ный муж пре­не­брег этим освя­щен­ным веками обы­чаем и взял себе жену из дру­гого рода.

Теперь оста­ется решить вопрос, почему не дано родо­сло­вие Девы Марии. Причин этому – несколько. Первая – у евреев не было обычая вести родо­сло­вие по жен­ской линии, и поскольку еван­ге­лист Матфей писал свое еван­ге­лие для евреев, то есте­ственно он не хотел вво­дить нов­ше­ства и пер­выми же стра­ни­цами своего повест­во­ва­ния воз­буж­дать недо­уме­ния и недо­ве­рие чита­те­лей.

Вторая при­чина лежит в том, что о без­муж­нем рож­де­нии нельзя было гово­рить при жизни Марии. Если даже чудеса Иисуса Христа не открыли глаз еврей­ских на то, что пред ними не про­стой чело­век, то в какое бешен­ство пришли бы они, услы­шав о рож­де­нии от девы! Нужно было сна­чала убе­дить их, все­лить в них веру, что Иисус есть Сын Божий, тогда в том, что Он родился от Девы, как в более легком для пони­ма­ния, они не стали бы сомне­ваться.

Нако­нец, третью при­чину того, что дано родо­сло­вие не Девы Марии, можно усмот­реть в сми­ре­нии Ее. Пре­чи­стая всегда ста­ра­лась оста­ваться в тени за Своим Сыном. Про­ис­ходя из цар­ского рода, из дома Дави­дова, Она жила с цар­ствен­ной про­сто­той и сми­ре­нием, нико­гда не выстав­ля­ясь, нико­гда не гор­дясь ни своими пред­ками, ни своим Бого­ма­те­рин­ством. Перед этим Ее сми­ре­нием скло­нился и святый Еван­ге­лист, дав родо­сло­вие пра­вед­ного Иосифа.

В ряду имен пред­ков Христа по плоти встре­ча­ются несколько жен­ских, притом имена таких женщин, как Фамарь или Раав, кото­рые не могут похва­литься без­упреч­ной нрав­ствен­но­стью. Что же это значит? Почему в родо­сло­вие Христа Спа­си­теля вклю­чены греш­ные предки? Напри­мер, при рож­де­нии Соло­мона ука­зана его мать, до ее брака с Дави­дом бывшая женой его вое­на­чаль­ника Урии. И здесь соста­ви­тель родо­сло­вия, как будто с целью, делает это пояс­не­ние не осо­бенно лест­ное для царя Давида. Что могло побу­дить свя­того Еван­ге­ли­ста к этому?

Святой Иоанн Зла­то­уст ука­зы­вает одну мысль: в родо­сло­вие Иисуса Христа, – гово­рит он, – вве­дены греш­ные предки для того, чтобы всем стало ясно, что пороч­ность роди­те­лей нимало не позо­рит бла­го­че­сти­вого чело­века и нисколько не обес­це­ни­вает его доб­ро­де­те­лей.

Но можно пред­ло­жить и еще одну мысль: тот факт, что даже для Гос­пода Иисуса Христа в дохри­сти­ан­ском чело­ве­че­стве не нашлось непре­рыв­ной линии пра­вед­ни­ков, пока­зы­вает, как трудно дости­жима была тогда пра­вед­ность; и значит, – при­ше­ствие в мир Сына Божия было необ­хо­димо. Ста­ре­ю­щему дереву чело­ве­че­ства, при­но­сив­шему только кислые плоды, нужна была при­вивка, чтобы оно могло снова укра­ситься пло­дами пра­вед­но­сти.

И еще отме­тим одну мысль св. Иоанна Зла­то­уста о родо­сло­вии, выте­ка­ю­щую из того факта, что св. Еван­ге­лист делит его на три части по 14 родов в каждой. От Авра­ама до Давида – это время, когда народ еврей­ский управ­лялся тео­кра­ти­че­ски, от Бога ука­зан­ными лицами; от Давида до пере­се­ле­ния в Вави­лон – время прав­ле­ния царей; и от пере­се­ле­ния до Христа – прав­ле­ние ари­сто­кра­тии. И несмотря на пере­мену прав­ле­ния иудеи не ста­но­ви­лись луч­шими. Значит, заклю­чает Свя­ти­тель, при­ше­ствие Спа­си­теля было совер­шенно необ­хо­димо.

Итак, родо­сло­вие Хри­стово, на первый взгляд кажу­ще­еся про­стым пере­чис­ле­нием имен, на самом деле имеет глу­бо­кий смысл: оно убеж­дает нас в том, что Хри­стос не гну­ша­ется греш­ни­ками, что Его при­ше­ствие было совер­шенно необ­хо­димо для обнов­ле­ния чело­ве­че­ства и что Он, Сын Божий, чрез вопло­ще­ние став истин­ным чело­ве­ком – вторым Адамом – сде­лался духов­ным родо­на­чаль­ни­ком ново­за­вет­ных пра­вед­ни­ков.

Рождество с родовым древом Иисуса Христа

Рождество с родовым древом Иисуса Христа

Все библейские имена – говорящие имена, которые чаще всего и довались людям в некоем пророческом озарении.

Никакой перевод не способен до конца раскрыть красоту палитры библейских имен и образов. Ибо неодинаковый смысл имеет то, что читается по-еврейски, когда переведено будет на другой язык (Сир. 0, 4).

Внимательно вчитываясь в библейские имена, мы открываем для себя новые горизонты в познании и раскрытии тайн Библии, не лежащих на поверхности букв и слов библейского Откровения. Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6, 63).

К примеру, можно привести два разных имени, которые в русско-славянской традиции, к сожалению, одинаково транслитерируются.

И таких примеров множество…

Итак, родословие Иисуса Христа по Евангелию от Матфея:

Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию. (Мф. 1, 2–10).

Обычно, когда читаются родословия Библии, то читающий спешит побыстрее пробежать эти тексты глазами, даже не догадываясь о тех духовных тайнах, которые скрываются в самих этих родословиях.

. Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос (Мф. 1, 11–16).

По самому родословию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа возникает три основных вопроса:

По первому вопросу – о присутствии в Родословии Господа Иисуса Христа некоторых грешных женщин, – надо вспомнить, что, как известно, Господь Иисус Христос и пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13), что прямо и следует (в данном случае) из Его собственного Родословия.

И все это имеет огромное значение и для нас! Ибо если по Истинному Человечеству Христос выходит из этого родословия, а по Истинному Божеству (неслиянно) входит в него, не чуждаясь его замутненности, – это и означает, что Он (Христос) силен войти и в нашу жизнь, несмотря и на ее замутненность. Ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8), Он же и в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника (Рим. 5, 6, 7).

Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов (Мф. 1, 17).

Никакие политические спекуляции не могут обезопасить человека от власти греха

И нельзя думать, что сказанное об иудеях не относится и к нам самим, ибо ап. Павел писал о них и нас (христианах), что Все это происходило с ними (т.е. иудеями – О.С.), как образы; а описано в наставление нам (т.е. христианам – О.С.), достигшим последних веков (1 Кор. 10, 11). – И в наше время многие слишком много значения придают разным формам политического устроения общества. Однако мы видим, и это очевидно, – с переменою правления люди лучше не становятся. Грешили иудеи и при патриархах (время от Авраама до Давида) – общинно-родовой, или националистический период управления. Грешили и при царях (от Давида до Вавилона) – монархический период управления. Грешили и при власти разных религиозных олигархических партий – период политического плюрализма. И все равно Господу Иисусу Христу потребовалось прийти в этот мир, потому что никакие политические и националистические спекуляции не могут обезопасить человека от власти греха, страха смерти и дьявола.

В Писании и сказано: Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? (Ис. 2, 22); и еще: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его (Пс. 145, 3–4).

Все формы человеческого правления порочны в той или иной степени… Когда евреи хотели заменить теократическую монархию обычной монархией, то Господь Бог сказал пророку Самуилу: . послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними (1 Цар. 8, 7). А весь период царей и являлся периодом духовного упадка. Сказано: потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских (4 Цар. 23, 22). То есть все эти цари так были заняты собою, что во все их дни Пасха не праздновалась. Разве это не упадок? Разве это не духовный кризис? А что говорить о других формах правления.

Православные христиане должны удаляться от коллективных грехов собственных современников и никак не солидаризоваться с ними. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4); и еще: И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2).

Христос по Божеству вошел в этот мир, а по Человечеству – вышел из него

Таким образом, из всего Родословия Христова становится очевидным, что Сын Божий не гнушается нашей испорченности и оскверненности (вспомним оскверненных женщин). Если Господь не погнушался их, это значит, что Он не погнушается и нас с вами. С другой стороны, то обстоятельство, что в начале Евангелия от Матфея указаны имена грешниц, есть свидетельство, что и само все это Евангелие написано для тех, кто считает себя грешным и оскверненным. Вы, оправдывающие себя законом (т.е. добрыми делами и заслугами – О.С.), остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры (Гал. 5, 4).

Теперь рассмотрим духовный смысл в переводе всех имен Родословия Христова в их очередности по 14 родов. Как известно, библейские имена давались под воздействием пророческого духа и, как правило, являлись характеристикой для целого поколения. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21).

Общая духовная характеристика периода от Авраама да Давида получается следующая: (Авраам) – благословение чрез одного дается многим; (Исаак) – это благословение оборачивается радостью, но и недоумением для потомков; (Иаков) – возложенные на потомков надежды оказались обманчивыми, но со временем (Израиль) – положение изменилось в лучшую сторону; (Иуда) – прославление Бога продолжалось; (Фарес) – но брешь от содеянных грехов уже образовалась; (Есром) – цветение духовности продолжалось; (Арам) – высоты духовные манили; (Аминадав) – и щедрая милость изливалась; (Наасон) – духовность не могла остановить чародейство и волхование, двоеверие, магизм и единобожие сосуществовали; (Салмон) – от подобного сосуществования и раздвоенности тьма спускалась в этот мир; (Вооз) – но разум подсказывал другое направление; (Овид) – поклонение Богу сохранялось; (Иессей) – и оно приносило богатства духовной жизни; (Давид) – как плод богатства духовной жизни, любовь возрастала.

Следующие 14 родов:

Духовная характеристика поколений от Давида до Вавилона была следующей: (Давид) – братолюбие процветало; (Соломон) – от сего мир и благоденствие воцарялись в мире; (Ровоам) – народ возрастал и креп как духовно, так и физически; (Авия) – осознание сыновства Богу продолжалось; (Аса) – и это врачевало сердца народа; (Иосафат) – надо было не забывать о судах Божьих; (Иорам) – надо было помнить о том, что подлинное величие (возвышение) – только от Бога; (Озия) – искать подлинную силу можно было только в Боге; (Иоафам) – совершенство надо было искать только в Боге, не надеясь на свои собственные силы; (Ахаз) – враг мог завладеть душою каждого; (Езекия) – укрепить мог только Бог; (Манассия) – Он (Бог) предавал забвению грехи кающихся; (Амон) – чудесным образом Творец проявлял Свою заботу; (Иосия) – таким образом, Бог поддерживал жизнь целых поколений.

Последние 14 имен:

Мозаика смысла имен подвела нас к самому Пришествию Христову и Его Рождеству

Духовная характеристика поколений от Вавилона до Христа была такова: (Иехония) – надеяться на стойкость и утверждение можно было только в Боге; (Салафиил) – поэтому необходимо было умножать моления; (Зоровавель) – ведь дух Вавилона продолжал жить в народе; (Авиуд) – но надо было помнить о Духе Бога; (Елиаким) – ведь только Он (Господь) мог утвердить в истине; (Азор) – человечество нуждалось в помощи; (Садок) – Он (Господь) утверждал и в праведности; (Ахим) – верующий становился братом для другого верующего; (Елиуд) – необходимо было восхвалять Бога; (Елеазар) – помощь от Бога приближалась; (Матфан) – обещанный от Бога дар спасения приближался; (Иаков) – вера истинная могла поменять судьбу и имя каждому; (Иосиф) – Бог Сам мог восполнить все; (Иисус) – спасение от Бога пришло.

Подобная мозаика смысла разных имен подвела нас к самому Пришествию Христову и Его Рождеству, раскрыв духовный смысл ожиданий и переживаний рода человеческого в преддверии явления своего Спасения. Имя как символ для библейской экзегетики обычное явление, для примера можно привести и следующие слова апостола Павла: В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму. (Гал. 4, 24–25).

Как и сказано в Писании: Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6); и еще: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1 Кор. 2, 14).

30 декабря 2017 г.

[2] Блаженный Иероним. Толкование на Евангелие от Матфея.

[3] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея.

[5] Святитель Иоанн Златоуст. Гомилии на Послание к Римлянам 12. 2.

В последнее воскресение перед Рождеством Христовым, на литургии читается именно этот отрывок из Евангелия от Матфея.

Юлиус Шнор фон Каросфельд. Переселение Иакова с семейством в Египет. 1860 г.

Юлиус Шнор фон Каросфельд. Переселение Иакова с семейством в Египет. 1860 г.

Откуда взялись колена Израиля

Генеалогию Спасителя современному неподготовленному человеку читать сложно: она кажется длинной, скучной, а главное, совершенно ненужной.

Вместо поражающих воображение чудес Христа и Его учения, читатель сразу же натыкается на этот огромный перечень имен. Однако Новый Завет совсем не случайно начинается с генеалогии Иисуса. Для христианства родословие Спасителя имеет принципиальное значение. Почему?

Вот уже 2000 лет продолжается спор о том, Кто же Такой был Иисус Христос? Многие люди соглашаются с тем, что Иисус из Назарета — это действительно историческая Личность, а не выдуманный герой христианской мифологии, уважают Его нравственное учение и почитают как великого Учителя праведности. Но под вопрос вновь и вновь ставят то, что для христиан является сердцевиной Евангелия и непреложной истиной: Иисус — это Тот Самый Спаситель мира, обещанный Богом еще Адаму? Почему христиане уверены в этом?

Юлиус Шнор фон Каросфельд. Победа Давида над Голиафом. 1860 г.

Илл.: Юлиус Шнор фон Каросфельд. Победа Давида над Голиафом. 1860 г.

О царе Давиде

Давид (Возлюбленный — евр.) (простой пастух, ставший величайшим царем израильского народа — родился около тысячи лет до Р.Х. в Вифлееме. Давид прославился многочисленными военными победами, и особенно своей знаменитой победой над Голиафом, когда он вышел против вооруженного до зубов филистимлянина с одной лишь пращей и именем израильского Бога на устах. Давид приступом овладел городом Иевусом и сделал его столицей израильского царства с именем Иерусалим (жилище мира — евр.). Давид правил сорок лет, при нем Израиль стал сильным и могущественным государством. Этот царь является автором множества молитвенных песнопений — псалмов, — составляющих основу современного христианского богослужения. Большинство псалмов были написаны Давидом по внушению Божиему. Там содержится много пророчеств о грядущем Мессии, о Его страданиях и славе, о том, что Спаситель будет потомком Давида.

И когда для апостолов, тоже принадлежавших к израильскому народу, встал вопрос, следовать ли им за Иисусом, то в первую очередь они вдумывались и вспоминали знакомые им с детства библейские пророчества, вопрошая: правда ли, что человек по имени Иисус из крохотного города Назарет — это потомок царя Давида? Генеалогия Христа отвечает на этот вопрос положительно. Причем происхождение Мессии от Авраама и Давида было для апостолов всего лишь одним из огромного количества библейских пророчеств о Мессии. И все они с поразительным единодушием сходились именно на Иисусе.

Для людей, принявших Евангелие, это означало, что перед ними Спаситель мира. И они шли за Ним, несмотря на то, что Он был незнатен, не заканчивал специальных религиозных школ, а по профессии был обычным плотником.

Для первого поколения христиан родословие Иисуса стало аргументом. И аргумент этот вовсе не перестает оставаться актуальным. Люди по-прежнему обращаются и к этому, и к другим библейским пророчествам, чтобы решить для себя: действительно ли на землю Израиля 2000 лет назад вступил именно Мессия, а не просто талантливый проповедник и моралист?

И во-вторых, прежде чем начать рассказ о рождении Спасителя, Евангелие оглядывается на прошедшие тысячелетия, на то, как Бог готовил человечество к этому событию. Рассказ о подготовке — это Ветхий Завет, а в Евангелии приводятся только имена. Однако в них заключена вся история ветхозаветных людей, которые поверили и пошли за Единым Богом, пошли наперекор всему тогдашнему языческому миру.

Юлиус Шнор фон Каросфельд. Мелхиседек благословляет Авраама. 1860 г.

Юлиус Шнор фон Каросфельд. Мелхиседек благословляет Авраама. 1860 г.

Пророчество о семени Авраама

И иудейская, и христианская традиции расценивают эти слова как благословение всех народов земли через Христа, который должен родиться от Авраама. Только христиане считают, что Спаситель уже пришел — это был Иисус из Назарета. А иудеи до сих пор ждут своего Мессию.

Родословие рассказывает о том, какой долгий и тяжелый путь должно было пройти человечество, прежде чем суметь встретить Христа. Этот путь был и остается непрост, верующего ждут и взлеты, и падения, минуты настоящей духовной радости и пугающей безысходности, встречи с подлинной святостью и явной подлостью. Главное — идти. Окончание пути — это встреча со Христом.

И, наконец, последнее. Евангелие — бесконечно глубокая книга, со множеством смыслов, постепенно, а не сразу открывающихся для понимания. Все христиане стараются читать ее хотя бы понемногу каждый день и всю жизнь и всегда могут найти и постоянно находят в ней нечто актуальное для себя. Поэтому не надо думать, что в Евангелии что-то не нужно или устарело. Просто кое-что в Евангелии трудно понять, а еще труднее ему следовать, потому что мы не всегда способны это воспринять. А несколько страниц можно перевернуть не читая, и иногда это даже нужно, но только для того, чтобы когда-нибудь обязательно вернуться к ним опять.

Читайте также: