Риторический инструментарий деловой речи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Чтобы деловое общение было успешным, недостаточно знать специ­фику деловой речи, ее лексику, грамматику и стилистику. Надо на­учиться пользоваться своей речью так, чтобы заинтересовать собесед­ника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, успешно говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу и выступать перед широкой публикой.

Наверное, нет таких профессий и специальностей, где искусство владеть словом не пригодилось бы. Но в некоторых областях челове­ческой деятельности, к которым, в частности, относится и бизнес, вла­дение искусством речи является обязательным. Ведь деловому челове­ку, занятому в сфере предпринимательства, постоянно приходится об­щаться с людьми, беседовать, участвовать в коммерческих перегово­рах, проводить служебные совещания, вести прием посетителей и сослуживцев. Но чтобы хорошо говорить, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, т.е. владеть инструментарием ораторской речи, приемами риторики.

Если все это конкретизировать, то можно утверждать, что для того, чтобы научиться хорошо говорить, надо поставить перед собой следу­ющие вопросы:

— Как сказать правильно?

— Как сказать понятно?

— Как сказать красиво?

— Как сказать убедительно?

Говорить красиво учит особая наука — риторика, или наука о крас­норечии. Она излагает законы подготовки и произнесения публичных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Особо подчеркнем, что это не просто наука о способах красивой подачи информации посредством устного слова, но свод конкретных законов и пра­вил, обеспечивающих действенность речи, превращающих слово в сред­ство влияния на других людей. Знание законов и правил красноречия особенно важно для людей дела. Пренебрежение ими — одна из суще­ственных причин неудач многих предпринимателей, их низкого рейтин­га в среде профессионалов — бизнесменов и в среде потребителей. По­этому в самых общих чертах опишем сущность ораторского искусства.

Риторика предполагает учет факторов, существенно влияющих на действенность общения.

Первый такой фактор - это СОСТАВ АУДИТОРИИ, ее культур­но-образовательные, национальные, возрастные и профессиональные особенности.

Второй фактор - СОДЕРЖАНИЕ и характер самого ВЫСТУП­ЛЕНИЯ. Здесь недопустим авторитарный тон, безапелляционность высказываний. Необходимо проявлять доверие к людям, советоваться с ними в процессе выступления.

Третий фактор — объективная САМООЦЕНКА докладчиком сво­их личностно-деловых качеств, компетенции в тех вопросах, с которы­ми он выступает перед людьми. Важно не переоценивать и не занижать свою подготовленность.

Бизнесменам и менеджерам надо стремиться всячески избегать менторского тона при общении, а также остерегаться, чтобы с профес­сиональными успехами у них в голосе не начали появляться поучи­тельно-назидательные нотки. Никакой позы, никакого проявления сво­его интеллектуального превосходства над людьми, игнорирования их реакции на излагаемую информацию.

В риторике используются следующие психолого-дидактические ПРИНЦИПЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: доступность, ассоциа­тивность, экспрессивность и интенсивность.

Используя принцип ДОСТУПНОСТИ, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный и производственный опыт. Никогда не следует забывать, что многие люди слышат то, что хотят слышать. Отсюда необходимость принимать во вни­мание эмоционально-психологические расслоения каждой аудитории. Для по­вышения доступности весьма эффек­тивен прием, заключающийся в сооб­щении малоизвестной информации (новизна и оригинальность), а так­же в сочетании разнохарактерных сведений и их достоверности.

Принцип АССОЦИАТИВНО­СТИ связан с вызовом сопережива­ний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональ­ной и рациональной памяти. Для вы­зова соответствующих ассоциаций ис­пользуются такие приемы, как аналогия, ссылки на прецеденты, образность высказываний.

Принцип ЭКСПРЕССИВНОСТИ выражается в эмоционально напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетель­ствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание — все это конкретные формы экспрессивности.

Принцип ИНТЕНСИВНОСТИ характеризуется темпом подачи информации. Различная информация и разные люди нуждаются в диф­ференцированном темпе изложения и усвоения речи. Надо учитывать темперамент людей, их подготовленность к восприятию конкретного вида информации. В связи с этим важны: умение выступающего ори­ентироваться в настроении аудитории; способность аудитории рабо­тать в определенном информационном клише; умение выступающего предлагать аудитории необходимый скоростной режим усвоения ин­формации.

Существует целый набор ораторского инструментария, элемента­ми которого являются КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ. Рас­смотрим их более подробно.

Эффект ВИЗУАЛЬНОГО ИМИДЖА. Как правило, вначале че­ловека воспринимают по его внешнему облику, и это первоначальное впечатление накладывает отпечаток на дальнейшие взаимоотношения. Поэтому предприниматель должен взять на вооружение эстетику одеж­ды, поставленную мимику, обостренное чувство такта, чтобы излучать обаяние, расположить к себе собеседника элегантными манерами и т.д.

Не следует допускать эксцентричности в одежде. Ничто в ней не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины долж­ны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопы­ривающих карманы. Женщинам рекомендуется по крайней мере остав­лять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтитель­нее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это поме­шает слушать то, что вы говорите.

Сопровождающие речь жесты являются одним из средств переда­чи информации, которые призваны ее усиливать и помогать убеждать слушателей. Целесообразность использования жестикуляции заклю­чается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положе­ние и движение стали наиболее характерными для выражения наших переживаний.

Восприимчивость к жестикуляции глубо­ко заложена в сознании слушателя. В соче­тании со словами жесты тоже говорят, уси­ливая их эмоциональное звучание. Но они должны быть адекватны содержанию речи, надлежащим образом подчеркивая неко­торые смысловые элементы. Осмыслен­ная и выразительная работа рук от кис­тей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естествен­ной человеческой потребности в движе­нии, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной дея­тельности.

Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты, которые выдают неиск­ренность речи, оставляя осадок предубеждения и недоверия. Говорящий не должен специально при­думывать жесты, но контролировать их он обязан. При этом следует руководствоваться следующими правилами.

1. Жесты должны быть естественными. Прибегайте к жесту толь­ко по мере ощущения потребности в нем.

2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируй­те на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчерки­вании жестом.

3. Управляйте жестами. Жест не должен отставать от подкрепляе­мого им слова.

4. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без раз­бора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать сло­вам выразительность.

5. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Эффект ПЕРВЫХ ФРАЗ закрепляет или корректирует первона­чальное впечатление у людей. В первых фразах должна быть сосредо­точена интересная информация, с элементами оригинальности, сразу приковывающая к себе внимание.

Эффект АРГУМЕНТАЦИИ. Речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, вызывающей соразмышление и осмыс­ление информации.

Эффект ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРА­ЗИТЕЛЬНОСТИ — это грамотное построение предложений, правильные словоударения, ис­пользование метафор, гипербол и т.п. Как утвер­ждал Вольтер, прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.

Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, дви­жут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоци­онального элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия здесь нет. Оба этих элемента в ораторской речи право­мерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновиднос­ти познания — наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеобраз­ный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемо­го посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступле­ния и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человечес­кого мышления 7 .

Все вышесказанное позволяет заключить, что ораторская речь со­четает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность — совершенно естественное и вме­сте с тем необходимое качество публичной речи, которое помогает вос­принять и усвоить ее содержание.

Важнейшими ЛЕКСИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ выразитель­ности речи (тропами) являются: гипербола (образное преувеличение), олицетворение (одушевление неодушевленного), эпитет (образное определение), сравнение (сопоставление двух предметов или явле­ний с целью более яркой характеристики одного из них через свой­ства другого), метафора (перенос на один предмет свойства другого предмета, сближение двух явлений по сходству или контрасту), метонимия (замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий), синекдоха (употребление названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот).

Другая группа средств выразительности речи — это СИНТАКСИ­ЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (фигуры речи). К ним принято относить: рито­рический вопрос (утверждение или отрицание, облеченное в форму воп­роса, которое в себе самом содержит ответ и предназначается для акти­визации внимания и привлечения интереса слушателей), повтор — мно­гократное повторение одного и того же слова или словосочетания с целью выделить или подчеркнуть наиболее существенные места выс­казывания. Разновидность повтора — анафора, т.е. повтор начальных слов, и эпифора, т.е. повтор заключительных слов, антитеза (оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставля­ются противоположные понятия), инверсия (намеренное нарушение обычного порядка слов), градация (расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности), ри­торическое восклицание (особо эмоциональное утверждение или отри­цание, цель которых привлечь внимание аудитории или побудить ее разделить мнение оратора).

Итак, мы рассмотрели основной ораторский инструментарий, ко­торый может быть весьма полезен в разговоре деловых людей. В зак­лючение дадим наиболее ОБЩИЕ СОВЕТЫ ПО ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ, которые являются кратким обобщением всего ранее из­ложенного.

1. Выступайте только тогда, когда вам есть что сказать и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи.

4. Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и опирать­ся на строго проверенные и отобранные факты.

5. Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Помните, что дол­гий пристальный взгляд оставляет неприятное чувство. Поэтому скользите взглядом по отдельным слушателям. Это привлекает внимание слушающих и вызывает их расположение.

6. Говорите выразительно, ибо выразительная речь способна пере­дать огромную массу оттенков мысли.

7. Используйте весь запас слов своего лексикона. Старайтесь ис­ключить из своей речи канцеляризмы и вульгаризмы. Избегайте также книжного стиля.

9. Научитесь держать паузу. Это поможет сосредоточить внима­ние на важных мыслях, подчеркнуть неожиданность выводов, обобщить изложенное.

10. Соединяйте слово с жестом. Часто выразительный жест поня­тен без слов. Жесты должны быть скупыми, точными и выразительны­ми. Мимика должна быть умеренной и доброжелательной.

И. Меняйте темп речи. Это придает ей выразительность. Смена темпа речи меняет и скорость восприятия, не давая слушателю отвлечь­ся. Меняйте также и тон голоса — он должен то повышаться, то пони­жаться. Внезапное повышение или понижение тона голоса выделяют слово или фразу на общем фоне.

12. Говорите громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не по­вышайте голоса без особой необходимости.

13. Стремитесь избегать менторского тона, поучительно-назида­тельных ноток в голосе.

14. Имейте в запасе юмористические истории, шутки, байки и анек­доты, которые в трудных случаях могут вас выручить.

15. Всегда старайтесь начать выступление с чего-то необычного, а конец его сделать ярким и насыщенным, поскольку лучше всего запо­минается то, что находится с краю, т.е. начало и конец выступления. Если все же главные тезисы по логике изложения попадают на середи­ну, то следует в конце выступления резюмировать их.

Что такое

Риторика – это искусство красноречия, умение строить свою речь таким образом, чтобы удерживать интерес слушателей, грамотно доносить до них нужную информацию, добиваясь нужного оратору результата. Если изначально оно требовалось больше юристам, артистам или политикам, то сегодня огромное значение имеет деловая риторика.

Талант убеждения необходим на деловых переговорах, без умения правильно строить диалог в процессе общения с партнером или решения необходимых задач в большом коллективе трудно представить хорошего руководителя или успешного бизнесмена.

Основы деловой риторики

Умение общаться, правильно выстраивать диалог и быть убедительным, способность слушать и слышать собеседника, манера поведения, внешний вид – все это части имиджа, позволяющие добиться успеха практически при любом виде деятельности. Профессионализм и культура речи лежат в основе достижений любого руководителя.

Современная деловая риторика подчиняется определенным правилам. Общение ведется на грамотном литературном русском языке. Объектами изучения деловой риторики, как науки, стали устные и письменные виды служебного контакта, например: заявления и приказы, отчеты и доклады на собраниях. Именно они стали современными основами состояния деловой риторики.

Деловым общением называется сложный комплексный процесс развития служебных контактов. Цель их – добиться выполнения поставленных задач, создать эффективный трудовой процесс. Общепринятый регламент поведения сотрудников называется деловым этикетом. Его соблюдение способствует созданию в коллективе атмосферы взаимопонимания и облегчает взаимодействие работников. Основными требованиями делового общения являются ровные предупредительные взаимоотношения, вне зависимости от личных симпатий.

Основы деловой

Виды делового общения

Устная деловая риторика подразделяется на диалогический и монологический виды. К диалогическим относится:

  • конференция;
  • собрание или совещание;
  • переговоры;
  • дискуссия;
  • интервью;
  • разговор;
  • беседа.

Монологический вид деловой риторики представляет:

  1. приветствие;
  2. рекламная речь;
  3. доклад;
  4. информационное выступление.

К письменным видам, представляющим деловое общение, относятся различные служебные документы, выполняемые по определенному образцу. Примером служат приказы и заявления, объяснительные и докладные записки.

Виды

Типы ораторов

Конечно, восприятие речи слушателями напрямую зависит от таланта оратора, его темперамента и манеры выступления. Именно эти критерии формируют неповторимый индивидуальный стиль выступающего. К сожалению, вопрос об ораторских типах в современной деловой риторике не обрел пока единого подхода.

Чаще всего выступающих делят на две основные группы: рациональную и эмоциональную, кроме того, существует смешанный тип ораторов.

Для первого типа характерна сухая, сдержанная подача информации, лишенная эмоциональной окраски. Такой докладчик, чаще всего, вызывает доверие и понятен слушателю.

Второй тип предполагает эмоциональное выступление, в которое оратор вкладывает душу. Такие люди притягательны для аудитории и никогда не оставляют равнодушными слушателей.

Третий тип сочетает лучшие качества двух первых видов. Именно третий тип выступающих дает наиболее талантливых представителей ораторского искусства.

Классификация ораторов, созданная признанным специалистом в области деловой риторики С.Ф. Ивановой, выглядит так.

Рационально-логический, представляет ораторов со склонностью к рассуждениям, строгой аргументации своих действий, они имеют в голове четкий план, которому неуклонно следуют, иногда таким выступлениям не хватает эмоций.

Эмоционально-интуитивный тип склонен к страстной увлеченной речи с шутками, они не придерживаются четкого плана, однако во время речи могут увлечься и потерять основную нить выступления.

Философский, ораторы этого типа совершают маленькие открытия в процессе выступления, вовлекая в него слушателей. Они склонны к исследованию и анализу.

Лирический. Все выступления имеют яркую эмоциональную окраску. Речь мягкая и насыщена художественными образами.

Типы

Стилистические приемы в деловом общении

Такие приемы ораторского выступления позволяют выделить нужную информацию, подчеркнуть основную мысль выступления. К стилистическим приемам в деловой риторике относятся:

  1. Градация, расположение речевых элементов в порядке убывания или возрастания их значимости.
  2. Антитеза – противопоставление противоположных понятий, при помощи которой можно усилить выразительность.
  3. Риторический вопрос. Вопрос, на который сразу дается ответ. Позволяет обратить внимание слушателей на особо важные моменты.
  4. Инверсия – это изменение порядка слов в предложении, для постановки акцента.
  5. Параллелизм – оборот с одинаковым синтаксическим построением соседних предложений.

Каждый из приемов позволяет повысить эмоциональность выступления, сделать его более живым, обеспечить слушателям ощущение диалога с оратором.

Деловой риторический инструментарий

В основе красноречия лежит способность оратора заинтересовать слушателей с помощью определенных приемов. Деловая риторика использует следующие методы:

Грамотное использование этих приемов риторики делового общения позволяет удерживать внимание аудитории длительное время и направлять его в нужное выступающему русло. При этом оратор должен тонко реагировать на настроение слушателей, для улучшения восприятия изменять темп и тембр речи, использовать паузы и интонацию.

Деловой риторический

Дополнительными и очень эффективными средствами хорошего оратора служат:

Особенности современной деловой риторики

Современная деловая риторика подразумевает партнерский стиль отношений со слушателями. Для обеспечения нужного результата следует избегать менторского тона и поучающего стиля выступления. Диалог с людьми, эффект сопричастности и заинтересованность в конечном результате дают возможность оратору добиться желаемого результата.

Конечно, при этом необходим высокий профессионализм человека. Помните, отсутствие знаний сразу бросается в глаза при публичном выступлении. Следует строить выступление в форме диалога и использовать местоимения 1-2 лица. Главное, чтобы речь была грамотной, интересной и информативной. Особенности деловой риторики в способности добиться желаемого результата, опираясь на собственную компетентность, заинтересованность слушателей и доброжелательные отношения с коллективом.

В заключение

Значение компетенции в сфере деловой риторики невозможно переоценить. Талант и знания в этой области позволяют в разы усилить эффективность трудового процесса или воплотить самые смелые бизнес-идеи.

своей речью для того, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него; уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас; участвовать в беседе в узком кругу и выступать перед широкой публикой.

Говорить красиво учит особая наука — риторика, или наука о красноречии. Она излагает законы подготовки и произношения публичных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию, чтобы склонить людей к своим взглядам и позициям. Это не просто наука о способах красивой передачи информации посредством устного слова, это свод конкретных законов и правил, обеспечивающих действенность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей.

Средства выразительности речи — лексические и синтаксические

Важнейшими лексическими средствами выразительности речи являются: гипербола (образное преувеличение), олицетворение (одушевление неодушевленного), эпитет (образное определение), сравнение (сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого), метафора (перенос на один предмет свойства другого предмета, сближение двух явлений по сходству или контрасту).

Другая группа средств выразительности речи — это синтаксические средства (фигуры речи). К ним принято относить: риторический вопрос (утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса, которое в себе самом содержит ответ и предназначается для активизации внимания и привлечения интереса слушателей), повтор — многократное повторение одного и того же слова или словосочетания с целью выделить или подчеркнуть наиболее существенные места высказывания. Разновидности повтора — анафора, т.е. повтор начальных слов, и эпифора, т.е. повтор заключительных слов, антитеза (оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия), инверсия (намеренное нарушение обычного порядка слов), градация (расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности), риторическое восклицание (особо эмоциональное утверждение или отрицание, цель которого привлечь внимание аудитории, разделить мнение оратора).

Очень важно в самом начале речи при-

Как привлечь внимание слушателей и поддержи-

внимание слушателей его в течение всего времени общения

с аудиторией. Прямые призывы к слушателям, как правило, малоэффективны. Более действенны специальные приемы привлечения внимания, которые подразделяются на композиционные, речевые и методические.

К композиционным приемам относится подбор первых эффективных фраз, содержащих интригующую информацию или очень интересные для аудитории факты, которые сразу приковывают к себе ее внимание.

К речевым средствам повышения внимания относится использование в речи литературных образов, цитат, пословиц, поговорок и крылатых слов, а также тропов и фигур речи, разностильной лексики.

Методическими средствами повышения внимания принято считать рассмотрение проблемных ситуаций, придание высказываниям полемического характера, а также использование обращений к аудитории.

Как правило, вначале оратора воспринимают по его внешнему облику, и это первое впечатление накладывает отпечаток на его дальнейшие взаимоотношения с аудиторией. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать то, что вы говорите.

Жесты в речи являются одним из средств передачи информации, которые призваны ее усиливать и помогать убеждать слушателей. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. Но они должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему, надлежащим образом подчеркивая некоторые смысловые элементы. Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты, которые выдают неискренность речи, оставляя осадок предубеждения и недоверия. Оратор не должен специально придумывать жесты, но контролировать их он обязан. При этом следует руководствоваться следующими правилами: жесты должны быть непроизвольными. Прибегайте к жесту только по мере ощущения потребности в нем. Жестикуляция не должна быть непрерывной, не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Управляйте жестами, жест не должен отставать от подкрепляемого им слова. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Жесты должны отвечать своему назначению. Их интенсивность должна соответствовать характеру речи и аудитории.

Для оратора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются речевое дыхание, дикция и орфоэпия (правильное литературное произношение). Суть техники речи — в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.

Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха, а также контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох.

Многие ораторы ошибочно считают, что вдох нужно делать на знаках препинания или по окончании фразы.

На одном вдохе можно произнести только короткую фразу. Если вы произносите длинную фразу, то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звучность голоса. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох следует делать во время естественных (логических) пауз и незаметно.

Есть и психические предпосылки полноты и звучности речи. Это уверенность в себе, душевный подъем, увлеченность предметом разговора. Чем лучше подготовлен оратор, чем большими интересными фактами он располагает, тем увереннее он себя чувствует и, как следствие, тем легче ему придать своему голосу звучность и выразительность.

Техника- речи включает в себя и понятие темпа речи, который характеризуется такими показателями, как быстрота речи, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз. Скорость речи зависит от особенностей самого оратора и характера содержания его речи. Торопливость речи, вызываемая робостью, — один из наиболее распространенных и серьезных недостатков. Слишком быстрая речь является следствием полного безразличия оратора к аудитории. Хорошие ораторы никогда не говорят скороговоркой

Они дают слушателям время, чтобы вникнуть в наиболее содержательные мысли речи.

Вялая речь — порок флегматичных и ленивых людей. Они никак не могут себе представить, что слушатель теряет способность следить за смыслом высказывания прежде, чем такие ораторы доберутся до его конца.

Темп речи определяется также и длительностью звучания отдельных слогов и самих слов. Слоги, как и слова, подобно гармонике, можно растягивать и сжимать. Их гибкость в этом отношении зависит от их значения и выражаемых ими чувств. Длительность слогов, представляющих звуковые единицы, разнообразна, как звучность голоса, в зависимости от ударений и выразительности. Нервные, порывистые ораторы для наиболее выразительного звучания чаще налегают на громкость, чем на протяжность звучания. В результате — неприятная для слуха резкость.

На темп речи существенно влияет пауза.

Эффект паузы полезен во многих отношениях. Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Главная задача паузы — психологическая. Она нужна для того, чтобы сконцентрировать внимание аудитории, обеспечив тем самым возможность подготовиться к восприятию его речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи ошеломить их. В обоих случаях — это психологический прием, цель которого привлечь внимание, вызвать интерес. Наши чувства в речи передаются не только при помощи слов, но и посредством разнообразных интонаций. Иногда именно в интонации кроется истинный смысл сказанного.

В технике речи большое значение придается работе над дикцией. Многие ораторы говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, неправильно артикулируя звуки. Это ведет к искажению слов, а следовательно, и мыслей, и аудитория теряет интерес к выступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании оратора.

Одним из наиболее сложных вопросов техники говорения является освоение правил орфоэпии, т.е. правильного литературного произношения. В русской речи очень важно четко произносить окончания слов, особенно многосложных. Любое отклонение от норм произношения и ударения переключает внимание аудитории с существа речи оратора на ее форму, тем самым отвлекая от восприятия смысла и раздражая слушающих.

Итак, мы рассмотрели основной ораторский инструментарий, который может быть весьма полезен в деловом разговоре деловых людей. Приведем наиболее общие советы по ораторскому искусству, которые являются кратким обобщением всего ранее изложенного.

•Выступайте только тогда, когда есть что сказать и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи. Не начинайте

времени зачитывайте короткие справки и цифры, хотя вы и помните их. Это снимет сомнения слушателей в достоверности вашей информации.

•Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и строго опираться на проверенные и отобранные факты.

•Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Помните, что

долгий пристальный взгляд оставляет неприятное чувство. Поэтому скользите взглядом по отдельным слушателям, это привлекает внимание слушающих и вызывает их расположение. •Говорите выразительно, старайтесь исключить из своей речи канцеляризмы и вульгаризмы. Избегайте также книжного стиля.

•Меняйте темп речи. Это придает ей выразительность и меняет

скорость восприятия, мешая слушателю заснуть. Меняйте также и тон голоса — он должен то повышаться, то понижаться, как поверхность моря. Внезапное повышение (понижение) тона голоса выделяет слово на общем фоне.

•Говорите громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не повышайте голоса без особой необходимости. Стремитесь избегать менторского тона и поучительно назидательных ноток в голосе.

•Имейте в запасе смешные истории, шутки и анекдоты, которые в трудных случаях всегда могут вас выручить.

•Всегда старайтесь делать необычайным начало и ярким запоминающимся конец выступления, поскольку они лучше всего

запоминаются. Если все же главные тезисы по логике изложения попадают на середину, то следует в конце выступления их кратко повторить. 4.5.

Деловой разговор — это в первую очередь устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Прежде всего деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения, что существенно отличает устную деловую речь от ее письменной формы.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Культура.docx

Основные требования к деловому разговору……………………………………… стр. 3

Риторический инструментарий деловой речи……………………………..………. стр. 4

Список использованной литературы…………………………………………………… ..стр. 7

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО РАЗГОВОРА.

Деловой разговор как особая разновидность устной речи Деловой разговор — это понимаемый в самом широком смысле устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем.

Каждодневно ведя деловые разговоры друг с другом, а также со своими клиентами, такие люди проявляют порой вопиющую речевую безграмотность, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет в полной мере реализовать свой потенциал. В то же время деловой разговор как научное понятие в современной лингвистике отсутствует. Отсюда и полная неразработанность устной деловой речи в сфере предпринимательской деятельности.

Деловой разговор — это в первую очередь устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Прежде всего деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения, что существенно отличает устную деловую речь от ее письменной формы.

Основные требования к деловому разговору.

К деловому разговору предъявляются требования правильности, точности, краткости и доступности речи.

Непременное требование к деловому разговору — ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ говорящих. Хотя нормы устной деловой речи не так строги, как у ее письменной формы, говорящие обязаны стремиться к правильности своего языка. Необходимость соблюдения этого требования продиктована тем, что большинство участников деловой беседы, которые сами допускают речевые погрешности, не упустят случая отметить (если не вслух, то про себя)

наиболее очевидные ошибки в речи беседующего с ними партнера. К тому

же пока вы не будете твердо знать, что ваша речь с точки зрения ее лексико-стилистических норм является правильной, вам не избавиться от ощущения неуверенности. Только полная уверенность в этом отношении дает возможность сосредоточиться не на словах, а на деле.

Риторический инструментарий деловой речи.

Чтобы деловое общение было успешным, недостаточно знать специфику деловой речи, ее лексику, грамматику и стилистику. Надо научиться пользоваться своей речью так, чтобы заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, успешно говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу и выступать перед широкой публикой.

Наверное, нет таких профессий и специальностей, где искусство владеть словом не пригодилось бы. Но в некоторых областях человеческой деятельности, к которым, в частности, относится и бизнес, владение искусством речи является обязательным. Ведь деловому человеку, занятому в сфере предпринимательства, постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, участвовать в коммерческих переговорах, проводить служебные совещания, вести прием посетителей и сослуживцев. Но чтобы хорошо говорить, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, т.е. владеть инструментарием ораторской речи, приемами риторики.

Говорить красиво учит особая наука — риторика, или наука о красноречии. Она излагает законы подготовки и произнесения публичных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Особо подчеркнем, что это не просто наука о способах красивой подачи информации посредством устного слова, но свод конкретных законов и правил, обеспечивающих действенность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей. Знание законов и правил красноречия особенно важно для людей дела. Пренебрежение ими — одна из существенных причин неудач многих предпринимателей, их низкого рейтинга в среде профессионалов — бизнесменов и в среде потребителей. Поэтому в самых общих чертах опишем сущность ораторского искусства.

Риторика предполагает учет факторов, существенно влияющих на действенность общения.

Техника речи.

Для делового разговора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи — в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это вызывает раздражение у слушающих его людей, и эффект выступления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом, а до остальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушающих и всем им хорошо слышно.

Как тихая, так и громкая речь может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию, и она перестает слушать оратора. Чтобы избежать этого, во время выступления постепенно и плавно то повышайте, то понижайте голос, делайте его то громким, то тихим.

Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.

Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох. У хорошего оратора соотношение длительности вдоха и выдоха должно быть 1:15 — 1:20.

Речевой этикет.

Соблюдение норм речевого этикета — необходимое условие ведения любого делового разговора. Основу речевого этикета составляет вежливость, которая в обязательном порядке предполагает прежде всего ПРИВЕТСТВИЕ. С древних времен люди оказывают друг другу почтение посредством приветствий.

Читайте также: