Риторический инструментарий деловой речи кратко и понятно

Обновлено: 12.05.2024

Деловой разговор — это в первую очередь устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Прежде всего деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения, что существенно отличает устную деловую речь от ее письменной формы.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Культура.docx

Основные требования к деловому разговору……………………………………… стр. 3

Риторический инструментарий деловой речи……………………………..………. стр. 4

Список использованной литературы…………………………………………………… ..стр. 7

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО РАЗГОВОРА.

Деловой разговор как особая разновидность устной речи Деловой разговор — это понимаемый в самом широком смысле устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем.

Каждодневно ведя деловые разговоры друг с другом, а также со своими клиентами, такие люди проявляют порой вопиющую речевую безграмотность, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет в полной мере реализовать свой потенциал. В то же время деловой разговор как научное понятие в современной лингвистике отсутствует. Отсюда и полная неразработанность устной деловой речи в сфере предпринимательской деятельности.

Деловой разговор — это в первую очередь устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Прежде всего деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения, что существенно отличает устную деловую речь от ее письменной формы.

Основные требования к деловому разговору.

К деловому разговору предъявляются требования правильности, точности, краткости и доступности речи.

Непременное требование к деловому разговору — ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ говорящих. Хотя нормы устной деловой речи не так строги, как у ее письменной формы, говорящие обязаны стремиться к правильности своего языка. Необходимость соблюдения этого требования продиктована тем, что большинство участников деловой беседы, которые сами допускают речевые погрешности, не упустят случая отметить (если не вслух, то про себя)

наиболее очевидные ошибки в речи беседующего с ними партнера. К тому

же пока вы не будете твердо знать, что ваша речь с точки зрения ее лексико-стилистических норм является правильной, вам не избавиться от ощущения неуверенности. Только полная уверенность в этом отношении дает возможность сосредоточиться не на словах, а на деле.

Риторический инструментарий деловой речи.

Чтобы деловое общение было успешным, недостаточно знать специфику деловой речи, ее лексику, грамматику и стилистику. Надо научиться пользоваться своей речью так, чтобы заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, успешно говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу и выступать перед широкой публикой.

Наверное, нет таких профессий и специальностей, где искусство владеть словом не пригодилось бы. Но в некоторых областях человеческой деятельности, к которым, в частности, относится и бизнес, владение искусством речи является обязательным. Ведь деловому человеку, занятому в сфере предпринимательства, постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, участвовать в коммерческих переговорах, проводить служебные совещания, вести прием посетителей и сослуживцев. Но чтобы хорошо говорить, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, т.е. владеть инструментарием ораторской речи, приемами риторики.

Говорить красиво учит особая наука — риторика, или наука о красноречии. Она излагает законы подготовки и произнесения публичных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Особо подчеркнем, что это не просто наука о способах красивой подачи информации посредством устного слова, но свод конкретных законов и правил, обеспечивающих действенность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей. Знание законов и правил красноречия особенно важно для людей дела. Пренебрежение ими — одна из существенных причин неудач многих предпринимателей, их низкого рейтинга в среде профессионалов — бизнесменов и в среде потребителей. Поэтому в самых общих чертах опишем сущность ораторского искусства.

Риторика предполагает учет факторов, существенно влияющих на действенность общения.

Техника речи.

Для делового разговора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи — в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это вызывает раздражение у слушающих его людей, и эффект выступления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом, а до остальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушающих и всем им хорошо слышно.

Как тихая, так и громкая речь может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию, и она перестает слушать оратора. Чтобы избежать этого, во время выступления постепенно и плавно то повышайте, то понижайте голос, делайте его то громким, то тихим.

Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.

Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох. У хорошего оратора соотношение длительности вдоха и выдоха должно быть 1:15 — 1:20.

Речевой этикет.

Соблюдение норм речевого этикета — необходимое условие ведения любого делового разговора. Основу речевого этикета составляет вежливость, которая в обязательном порядке предполагает прежде всего ПРИВЕТСТВИЕ. С древних времен люди оказывают друг другу почтение посредством приветствий.

своей речью для того, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него; уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас; участвовать в беседе в узком кругу и выступать перед широкой публикой.

Говорить красиво учит особая наука — риторика, или наука о красноречии. Она излагает законы подготовки и произношения публичных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию, чтобы склонить людей к своим взглядам и позициям. Это не просто наука о способах красивой передачи информации посредством устного слова, это свод конкретных законов и правил, обеспечивающих действенность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей.

Средства выразительности речи — лексические и синтаксические

Важнейшими лексическими средствами выразительности речи являются: гипербола (образное преувеличение), олицетворение (одушевление неодушевленного), эпитет (образное определение), сравнение (сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого), метафора (перенос на один предмет свойства другого предмета, сближение двух явлений по сходству или контрасту).

Другая группа средств выразительности речи — это синтаксические средства (фигуры речи). К ним принято относить: риторический вопрос (утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса, которое в себе самом содержит ответ и предназначается для активизации внимания и привлечения интереса слушателей), повтор — многократное повторение одного и того же слова или словосочетания с целью выделить или подчеркнуть наиболее существенные места высказывания. Разновидности повтора — анафора, т.е. повтор начальных слов, и эпифора, т.е. повтор заключительных слов, антитеза (оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия), инверсия (намеренное нарушение обычного порядка слов), градация (расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности), риторическое восклицание (особо эмоциональное утверждение или отрицание, цель которого привлечь внимание аудитории, разделить мнение оратора).

Очень важно в самом начале речи при-

Как привлечь внимание слушателей и поддержи-

внимание слушателей его в течение всего времени общения

с аудиторией. Прямые призывы к слушателям, как правило, малоэффективны. Более действенны специальные приемы привлечения внимания, которые подразделяются на композиционные, речевые и методические.

К композиционным приемам относится подбор первых эффективных фраз, содержащих интригующую информацию или очень интересные для аудитории факты, которые сразу приковывают к себе ее внимание.

К речевым средствам повышения внимания относится использование в речи литературных образов, цитат, пословиц, поговорок и крылатых слов, а также тропов и фигур речи, разностильной лексики.

Методическими средствами повышения внимания принято считать рассмотрение проблемных ситуаций, придание высказываниям полемического характера, а также использование обращений к аудитории.

Как правило, вначале оратора воспринимают по его внешнему облику, и это первое впечатление накладывает отпечаток на его дальнейшие взаимоотношения с аудиторией. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать то, что вы говорите.

Жесты в речи являются одним из средств передачи информации, которые призваны ее усиливать и помогать убеждать слушателей. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. Но они должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему, надлежащим образом подчеркивая некоторые смысловые элементы. Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты, которые выдают неискренность речи, оставляя осадок предубеждения и недоверия. Оратор не должен специально придумывать жесты, но контролировать их он обязан. При этом следует руководствоваться следующими правилами: жесты должны быть непроизвольными. Прибегайте к жесту только по мере ощущения потребности в нем. Жестикуляция не должна быть непрерывной, не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Управляйте жестами, жест не должен отставать от подкрепляемого им слова. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Жесты должны отвечать своему назначению. Их интенсивность должна соответствовать характеру речи и аудитории.

Для оратора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются речевое дыхание, дикция и орфоэпия (правильное литературное произношение). Суть техники речи — в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.

Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха, а также контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох.

Многие ораторы ошибочно считают, что вдох нужно делать на знаках препинания или по окончании фразы.

На одном вдохе можно произнести только короткую фразу. Если вы произносите длинную фразу, то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звучность голоса. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох следует делать во время естественных (логических) пауз и незаметно.

Есть и психические предпосылки полноты и звучности речи. Это уверенность в себе, душевный подъем, увлеченность предметом разговора. Чем лучше подготовлен оратор, чем большими интересными фактами он располагает, тем увереннее он себя чувствует и, как следствие, тем легче ему придать своему голосу звучность и выразительность.

Техника- речи включает в себя и понятие темпа речи, который характеризуется такими показателями, как быстрота речи, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз. Скорость речи зависит от особенностей самого оратора и характера содержания его речи. Торопливость речи, вызываемая робостью, — один из наиболее распространенных и серьезных недостатков. Слишком быстрая речь является следствием полного безразличия оратора к аудитории. Хорошие ораторы никогда не говорят скороговоркой

Они дают слушателям время, чтобы вникнуть в наиболее содержательные мысли речи.

Вялая речь — порок флегматичных и ленивых людей. Они никак не могут себе представить, что слушатель теряет способность следить за смыслом высказывания прежде, чем такие ораторы доберутся до его конца.

Темп речи определяется также и длительностью звучания отдельных слогов и самих слов. Слоги, как и слова, подобно гармонике, можно растягивать и сжимать. Их гибкость в этом отношении зависит от их значения и выражаемых ими чувств. Длительность слогов, представляющих звуковые единицы, разнообразна, как звучность голоса, в зависимости от ударений и выразительности. Нервные, порывистые ораторы для наиболее выразительного звучания чаще налегают на громкость, чем на протяжность звучания. В результате — неприятная для слуха резкость.

На темп речи существенно влияет пауза.

Эффект паузы полезен во многих отношениях. Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Главная задача паузы — психологическая. Она нужна для того, чтобы сконцентрировать внимание аудитории, обеспечив тем самым возможность подготовиться к восприятию его речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи ошеломить их. В обоих случаях — это психологический прием, цель которого привлечь внимание, вызвать интерес. Наши чувства в речи передаются не только при помощи слов, но и посредством разнообразных интонаций. Иногда именно в интонации кроется истинный смысл сказанного.

В технике речи большое значение придается работе над дикцией. Многие ораторы говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, неправильно артикулируя звуки. Это ведет к искажению слов, а следовательно, и мыслей, и аудитория теряет интерес к выступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании оратора.

Одним из наиболее сложных вопросов техники говорения является освоение правил орфоэпии, т.е. правильного литературного произношения. В русской речи очень важно четко произносить окончания слов, особенно многосложных. Любое отклонение от норм произношения и ударения переключает внимание аудитории с существа речи оратора на ее форму, тем самым отвлекая от восприятия смысла и раздражая слушающих.

Итак, мы рассмотрели основной ораторский инструментарий, который может быть весьма полезен в деловом разговоре деловых людей. Приведем наиболее общие советы по ораторскому искусству, которые являются кратким обобщением всего ранее изложенного.

•Выступайте только тогда, когда есть что сказать и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи. Не начинайте

времени зачитывайте короткие справки и цифры, хотя вы и помните их. Это снимет сомнения слушателей в достоверности вашей информации.

•Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и строго опираться на проверенные и отобранные факты.

•Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Помните, что

долгий пристальный взгляд оставляет неприятное чувство. Поэтому скользите взглядом по отдельным слушателям, это привлекает внимание слушающих и вызывает их расположение. •Говорите выразительно, старайтесь исключить из своей речи канцеляризмы и вульгаризмы. Избегайте также книжного стиля.

•Меняйте темп речи. Это придает ей выразительность и меняет

скорость восприятия, мешая слушателю заснуть. Меняйте также и тон голоса — он должен то повышаться, то понижаться, как поверхность моря. Внезапное повышение (понижение) тона голоса выделяет слово на общем фоне.

•Говорите громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не повышайте голоса без особой необходимости. Стремитесь избегать менторского тона и поучительно назидательных ноток в голосе.

•Имейте в запасе смешные истории, шутки и анекдоты, которые в трудных случаях всегда могут вас выручить.

•Всегда старайтесь делать необычайным начало и ярким запоминающимся конец выступления, поскольку они лучше всего

запоминаются. Если все же главные тезисы по логике изложения попадают на середину, то следует в конце выступления их кратко повторить. 4.5.

Читайте также: