Риски возникающие у банка при осуществлении расчетного кассового обслуживания клиентов кратко

Обновлено: 05.07.2024

обслуживание — пакет услуг, который банки предлагают для физических лиц, ведущих деятельность в качестве ИП, и организаций. Не все понимают, как выбрать обслуживающий банк, чтобы не переплачивать за РКО и получить необходимый пакет услуг.

Райффайзенбанк объясняет, что такое РКО, почему бизнесу необходимо и выгодно заключение договора обслуживания и в чем его основные особенности.

Состав услуги

обслуживание — это проведение банком операций по счетам клиентов в рублях и иностранной валюте. При заключении договора на РКО банк предоставляет:

открытие, сопровождение счетов — денежных расчетных, в драгметаллах

переводы денежных средств, операции с наличными

выпуск и обслуживание

зарплатное обслуживание юридических лиц и ИП

, поддержку мобильных приложений для расчетов

возможность размещения депозита, получения кредита

Для банков РКО — источник доходов. Право на предоставление услуг обслуживания имеют только те структуры, у которых есть лицензия, выданная ЦБ РФ. При этом в каждом банке свои тарифные планы и условия по ним отличаются. Выгодный для крупной корпорации вариант окажется убыточным для ИП, услуги для малого бизнеса не покроют нужд крупного. Поэтому перед заключением договора нужно изучить предложения, доступные для конкретного предпринимателя и юридического лица.

Чем полезно РКО

Заключая с банком договор, предприниматели и юридические лица соглашаются с предложенными им тарифами. Стоимость пакета на обслуживание зависит от числа включенных в него платежных поручений, комиссий за внесение наличных и других составляющих. Нельзя сказать, что один пакет дорогой, а другой дешевый, все зависит от оборотов и финансовой активности банка.

Какими услугами пользуются предприниматели и компании

Перечень операций по обслуживанию определяется действующим законодательством России. Среди регулирующих норм — Гражданский и Налоговый кодексы РФ, Законы № 395–1, № , Положения Центробанка № , № и другие документы. Из них чаще всего клиенты работают со сформированными пакетами, стандартными услугами. Их делят на группы:

Открытие и сопровождение счетов. В эту группу обслуживания входит составление ежедневных выписок, где указываются приходные и расходные обороты, исполнение платежных поручений. Банк дает возможность клиенту формировать справки, запросы, другие юридические и финансовые документы, касающиеся счета и выгружать их по необходимости.

обслуживание безналичных транзакций в рублях через . Они могут касаться зачисления денег от покупателей, выплат поставщикам, перевода зарплат и налогов, безакцептных списаний, аккредитивных операций.

Кассовое обслуживание. Банк выдает, принимает, пересчитывает наличные, разменивает, обменивает деньги, оформляет чековые книжки, занимается инкассацией. Некоторые операции бесплатны, за другие — взимается комиссия. При заключенном договоре на РКО комиссия всегда меньше, чем при обращении в банк без договора на услуги.

Выпуск, сопровождение банковских карт для организаций и физических , эквайринг. Банк выделяет клиентам арендное оборудование для приема оплаты по картам, поддерживает работу платежных интерфейсов для стационарных и мобильных терминалов.

Что входит в тарифный план по РКО

У финансовых организаций есть право самим формировать тарифную политику, составлять пакеты для предпринимателей, корпоративных клиентов. Они взимают плату за отдельные услуги, предлагают абонентский сервис. Ключевые условия в тарифах:

Как выбрать обслуживающий банк

Критериями оценки являются:

  • степень надежности — посмотрите место банка в рейтинге ЦБ;
  • доступность сервисов удаленного банковского обслуживания, возможности работы с банком без обращения в филиал;
  • развитость сети филиалов, наличие отделений в вашем городе;
  • разнообразие тарифов и стоимость РКО.

При изменении ориентиров компании, переходе на другие формы деятельности, увеличении оборота наличных или, напротив, повышении числа безналичных операций тариф можно сменить. Например, в Райффайзенбанке для перехода на другой тариф достаточно подать из личного кабинета.

Документы для заключения договора на РКО

Заявление на открытие счета и присоединение к договору на РКО можно подать онлайн. Также дистанционно вы отправляете сканы документов — это предусмотрено в форме на сайте. Если банку требуется заверение копий с оригиналов, вам позвонит менеджер и назначит встречу.

В заключение хотелось бы остановиться на таких немаловажных вопросах, как прибыль, которую получает банк при осуществлении расчетно-кассового обслуживания клиентов, и риски, которые у него при этом возникают.

На начальной стадии развития современной банковской системы России банки, стремясь получить максимальную прибыль, брали с клиентов комиссию за открытие банковского счета и за проведение всех видов операций по нему.

Сейчас картина коренным образом изменилась.

Открытие банковского счета клиенту осуществляется бесплатно. Комиссия же за проведение операций по нему взимается лишь по отдельным видам операций (проведение расчетов по аккредитивам, инкассо и пластиковым картам, выдача наличных денежных средств и др.) и, как правило, ее величина не превышает расходов банка по их проведению. Основным источником прибыли для банков при этом становятся средства, которые они получают от использования де-нежных остатков на счетах клиентов в собственных интересах (чаще всего путем предоставления их в виде краткосрочных межбанковских кредитов).

Помимо этого, остатки денежных средств на счетах клиентов способствуют поддержанию ликвидности банка, что тоже немаловажно. Таким образом, мы видим, что

денежные средства, находящиеся на счетах клиентов, играют для банков огромную роль. Поэтому банки стремятся привлекать на расчетно-кассовое обслуживание новых клиентов. С этой целью большинство банков, помимо прочего, начисляет проценты на сумму остатков денежных средств на счете клиента по ставке, равной ставке процентов по вкладам до востребования.

Осуществляя расчетно-кассовое обслуживание клиентов, банки не должны забывать про связанные с ним риски. Основной риск, возникающий при проведении банком данного вида деятельности, обусловлен тем, что банк не сможет своевременно провести платежи клиента по предъявленным им расчетно-платежным документам.

Данный риск непосредственно связан с двумя внутренними банковскими рисками: риском потери ликвидности банка и операционным риском, а также с рядом внешних банковских рисков из-за введения законодательных ограничений, нарушения системы безналичных расчетов в стране и т.д.

Проведение клиентских платежей в связи с потерей ликвидности банка станет невозможным потому, что у банка не будет для этого достаточного количества денежных ресурсов. Это может быть вызвано неэффективным или неграмотным управлением активами и пассивами банка.

В свою очередь, операционный риск может быть разбит на несколько видов:

технологический, связанный с невозможностью проведения клиентских платежей из-за сбоев в компьютерной системе или программном обеспечении банка;

бухгалтерский, связанный с неправильным зачислением (не на тот счет) поступивших в банк денежных средств или с неправомерным списанием средств со счета;

риск нарушения внутреннего контроля в банке.

В заключение можно сделать вывод, что для осуществления расчетно-кассового обслуживания, которое бы удовлетворяло и защищало интересы клиентов, банк должен проводить все связанные с ним операции максимально качественно, не задерживать платежи клиентов, по возможности расширять перечень сопутствующих услуг, а также не забывать про возникающие при этом риски и принимать все необходимые меры по управлению ими.

Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор

Многие вновь открывшиеся банки привлекают клиентов выгодными тарифами РКО для юридических лиц и ИП. Стоит ли поддаваться соблазну экономии, вопрос спорный. С одной стороны, такой прием нередко оказывается лишь манипуляцией для расширения клиентской базы: в дальнейшем тарифы растут и выгода сходит на нет. В то же время есть небольшие банки, ориентированные на расчетно-кассовое обслуживание малого бизнеса. Их услуги действительно недороги.

В погоне за конкурентным преимуществом предприниматели взаимодействуют с банками. Грамотная организация расчетно-кассового обслуживания помогает в успешном развитии бизнеса. В статье обратим внимание на нюансы этого направления банковских услуг.

Что входит в РКО

Банк предоставляет компаниям и физлицам услуги по расчетно-кассовому обслуживанию (РКО) наравне со вкладами и кредитами.

Все популярнее становятся и другие инновационные возможности для развития бизнеса: эквайринг (в том числе интернет-эквайринг), самоинкассация, интернет-банкинг.

Представим ситуацию: два друга Сергей и Борис хотят стать бизнесменами. Первый оформляет ИП, второй становится самозанятым.

Сергей идет в банк и подключает РКО. Борис же уверен, что его скромное дело не предполагает проведение финансовых операций на суммы свыше 100 тысяч рублей. Закон разрешает в таком случае обходиться без банковского счета, поэтому он отказывается от РКО.

Сергей не уверен в большой прибыли на начальном этапе, но в то же время не хочет повышенного внимания со стороны налоговых органов. Кооперация с банковской организацией делает бизнес прозрачным.

Благодаря дистанционному обслуживанию Сергей может проводить денежные операции, используя интернет-банкинг. А если возникнут вопросы, операторы колл-центра всегда придут на помощь. Многие рабочие моменты бизнесмен решит без посещения банка.

Если вам нужны деньги на крупную покупку под низкий процент, то рекомендуем оформить кредит под залог коммерческой недвижимости. По такому кредиту ставка намного ниже, чем по потребительскому, а одобрение дают на долгий срок. Это значит, ежемесячный платеж будет небольшим.

Выслушав рассказ Сергея о его бизнесе, специалист предлагает подключить дополнительные услуги в рамках пакета по расчетно-кассовому обслуживанию.

Инкассация и самоинкассация

Теперь Сергей не прячет наличные в потайной карман, опасаясь грабителей в темном переулке. Достаточно донести деньги до ближайшего банкомата.

Корпоративная карта

Карта дает круглосуточный доступ к средствам. Это очень удобно при взаиморасчетах с клиентами из других часовых поясов. Теперь бизнесмен держит под контролем все корпоративные расходы: хозяйственные, представительские, транспортные и командировочные.

Владельцам корпоративной карты Совкомбанка, помимо прочего, не нужно декларировать средства при выезде за рубеж. Им доступна также автоматическая конвертация валюты.

Зарплатный проект

Пока бизнес у Сергея небольшой, но планы наполеоновские. Со временем персонал будет расти. Стоит позаботиться о том, чтобы у них не было технических проблем с получением зарплаты.

Выпуск зарплатных карт не займет много времени, зато улучшит условия труда и повысит мотивацию работников. К примеру, Совкомбанк предоставляет возможность установить банкомат в офисе.

Приятным бонусом к корпоративным и зарплатным картам может быть кешбэк и процент на остаток средств.

Торговый эквайринг

Безналичная оплата давно стала привычной. Бизнесмен, который отказывается от торгового терминала в своем магазине, нарушает закон и снижает свою конкурентоспособность. Многие банки предлагают бесплатное подключение и настройку оборудования.

Интернет-эквайринг

Часть продукции Сергей реализует через интернет. Оформление сделок через интернет-эквайринг облегчает процедуру продажи и экономит время. Совкомбанк не берет абонентскую плату за эту услугу.

Чего не скажешь о Борисе, который вынужден самостоятельно вести учет движения средств и возиться с наличными деньгами. Он опасается повышенного внимания со стороны налоговой из-за частых пополнений личной банковской карты.

Получается, Борис сам ограничил свои возможности по взаимодействию с потенциальными клиентами. Не все партнеры готовы вести расчеты наличными или переводить деньги на личные банковские карты.

Расчетный счет для ИП и юридических лиц

Индивидуальный предприниматель не обязан открывать расчетный счет в случае, если у него нет наемных работников. Но банки знают множество способов, как заинтересовать бизнесменов в РКО.

Например, ИП может привязать к расчетному счету личную банковскую карту, а после уплаты налогов использовать его как собственный.

Банки предоставляют и другие дополнительные услуги:

  • льготные условия открытия и ведения счета;
  • страхование средств;

юридическое консультирование и ведение бухгалтерии для предпринимателей, работающих на УСН.

Без расчетного счета бизнесмен не сможет подключить электронный кошелек для проведения безналичной оплаты.

Совет от банка

Индивидуальному предпринимателю без расчетного счета следует учитывать, что потенциальные партнеры могут отнестись к нему с недоверием и отказаться от сотрудничества. Такие отношения грозят им блокировкой счета со стороны финансовых надзорных органов.

В отличие от ИП, юридическое лицо не может работать без расчетного счета. Это закреплено в ряде нормативно-правовых актов России: 173-ФЗ, 395–1-ФЗ, положениями Центробанка № 383-П, 630-П, а также гражданским и налоговым кодексами.

Чем отличается расчетно-кассовое обслуживание для ООО и ИП

Представим, что бизнес Сергея стал быстро развиваться. Он пошел в налоговую, чтобы перерегистрировать свое ИП в ООО. Что будет с РКО?

Для продолжения обслуживания счета банк может запросить у Сергея дополнительные документы – например, отчеты о финансовой деятельности и бухгалтерии за последний год.

Поскольку бизнес стал больше, изменится ряд параметров расчетно-кассового обслуживания. Банк скорректирует размеры льготного лимита оборота средств на расчетном счете и комиссий.

В целом, услуги останутся прежними, но теперь их значимость для Сергея возрастет, а вместе с этим и стоимость.

Часто на этом этапе умудренные горьким опытом предприниматели решают поменять банк, который предоставляет услуги по РКО. Такое решение не всегда дается легко, поскольку потребует от бизнесмена определённых усилий и знаний.

Совкомбанк дает возможность сменить расчетный счет прежнего банка по Trade-in. Популярный среди продавцов автомобилей термин внедрился и в банковскую сферу. Предприниматель может обменять свой счет на новый в Совкомбанке с целым рядом бонусов.

Как выбрать расчетно-кассовое обслуживание

Обратите внимание:

  • на надежность банка, его место в рейтинге ЦБ РФ;
  • на доступность офиса, режим работы и операционный день;
  • на качество интернет-банкинга, возможность удаленного управления счетом;
  • на предлагаемые тарифы по РКО, разнообразие услуг;
  • на стоимость обслуживания счета;
  • на отзывы о банке и его сотрудниках со стороны знакомых и в интернете.

Бизнесмен понимает, что поскольку он полностью перешел на безналичный расчет, инкассация и торговый эквайринг ему теперь не нужны. Зато, учитывая большое количество персонала компании, важны зарплатный проект и возможность в автоматическом режиме делать взносы в Пенсионный фонд, Соцстрах и Фонд ОМС.

Совет от банка

Перед подключением пакета РКО заранее определитесь с необходимыми услугами и рассчитайте ваши финансовые возможности.

При выборе тарифа посчитайте среднее количество транзакций, которые проходили на вашем счете в предыдущие периоды. Если вы открываете счет впервые, оцените приблизительно интенсивность финансовых операций, исходя из бизнес-плана.

В пакет услуг по РКО может входить определенное количество условно бесплатных платежных поручений. Их стоимость включена в оплату за подключение пакета.

Процедура открытия счета

Открытие расчетного счета – одна из основных операций при регистрации бизнеса. Повременить с этим можно лишь в случае, если вы не планируете сразу вести операционную деятельность.

В большинстве случаев эта процедура будет для вас бесплатной, если вы одновременно заключите договор о подключении расчетно-кассового обслуживания счета. В противном случае банк может взимать с вас плату за открытие счета.

В зависимости от лояльности банка к своим клиентам, при открытии счета вы можете получить:

  • индивидуальный подход;
  • услуги персонального менеджера и операциониста;
  • мгновенное резервирование счета онлайн;
  • приоритетный доступ ко всем услугам банка для бизнеса;
  • упрощенное оформление продуктов.

Документы для заключения договора на РКО

Банки скрупулезно относятся к проверке всех документов. Специалист может отказать при возникновении малейшего подозрения на недостоверность каких-либо сведений.

Документы для ИП

Последние два документа вас попросят предъявить в случае, если сотрудник банка не сможет найти их на специализированных сайтах.

Если у вас есть доверенные лица (распорядители счета), то дополнительно нужно будет предоставить:

  • доверенность на распоряжение счета, оформленную через нотариуса;
  • паспорт доверенного лица.

Документы для юрлиц

  • устав организации;
  • изменение (дополнение) в Устав, если таковые были;
  • решение (протокол) участников об избрании руководителя на должность;
  • паспорт РФ руководителя организации;
  • лицензия (зависит от вида деятельности);
  • паспортные данные бенефициарных владельцев (с долей более 25%).

Этот документ можно предоставить, как в виде оригинала паспорта или копии его страниц, так и форме письма с подписью руководителя или представителя организации с указанием следующих данных: ФИО, серия и номер паспорта, дата выдачи, кем выдан, код подразделения и адрес регистрации.

Если у вас есть доверенные лица (распорядители счета), то дополнительно нужно будет предоставить:

  • приказ о назначении на должность доверенного лица;
  • доверенность на распоряжение счета, оформленная через нотариуса;
  • паспорт доверенного лица.

Если вы представляете ООО, будьте готовы к тому, что банк проверит юридический адрес вашего предприятия на массовость. Признаки фирмы-однодневки снижают степень доверия к клиенту. Сотрудники службы безопасности банка могут выехать по адресу и проверить расположение вашей организации.

Если вы меняли юридический адрес, обязательно проверьте наличие подтверждающих документов и протоколов.

Читайте также: