Римский скульптурный портрет кратко

Обновлено: 04.07.2024

Римский скульптурный портрет (Roman portraiture) — это значительный период из истории мировой скульптуры, длившийся около пяти сотен лет: с I века до нашей эры до IV века нашей эры.
В этот период времени зародилась традиция точной, реалистичной передачи черт и форм изображаемых людей и объектов в скульптуре. До нашего времени дошло множество исторических скульптур и памятников периода Римского скульптурного портрета: бюсты, статуи, статуэтки, барельефы и другие виды скульптур.
Несмотря на название периода, сама практика создания реалистически точных скульптур зародилась в Древней Греции, а лишь спустя некоторое время попала в Древний Рим, вероятно, что вместе с взятыми в рабство греками-скульпторами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели:

1. Образовательные - просмотреть эволюцию римского скульптурного портрета в царский период, период Республики и Империи, указать политический и психологический аспекты появления римского портрета.

2. Развивающие - развить у детей умения анализировать особенности основных портретных памятников, давать определения новым понятиям, обобщать, делать выводы, давать оценку.

3. Воспитательные - приобщить учащихся к навыкам ведения дискуссий,
аргументации своей точки зрения и выслушивания чужой.

Тип урока: изучение нового материала.

Учитель: Соболева Н.А.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приветствие, проверка присутствующих и готовности класса к уроку.

2. Переход к новому материалу

Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, характеризуется стремлением передать характер изображённого человека. Римский скульптурный портрет отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность.

(запись в тетрадь)

3. Объяснение нового материала

Многие ученые считают, что римский портрет развился из посмертных масок , которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря. В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики. Этот погребальный культ был воспринят римлянами у этрусков.

Самые ранние римские портреты выполнены этрусскими мастерами.

Верно. Долгое время считалось, что это Брут- инициатор восстания, в ходе которого была установлена республика. Но кто это, мы не знаем.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи политических должностных лиц или военных командиров. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах . В случае преступления человека его изображения уничтожались. Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н. э. — периода Римской Республики . К этому времени Древний Рим окончательно укрепился как могущественное государство.

Характерная черта портретов этого периода - натурализм и правдоподобие в передаче черт лица человека.

Верно. Таким образом, через внешнюю точность мы можем увидеть внутреннюю сущность человека.

В период поздней Республики (c 1-й пол. I в. до н. э.) портрет начинает испытывать влияние греческого эллинистического искусства. От этого в нем появляется интерес к внутреннему миру человека.

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Скульптура этого периода характеризуется простотой и ясностью построения, строгостью, сдержанностью, четкостью форм и стремлением к обобщению, точностью. Стремление к полной индивидуализации личности.

- Хорошо, молодцы! Скульпторы этого времени изображали Августа в различных позах: как бога, жреца, полководца. В образе Августа ясно виден идеал совершенного человека.

Появляются изображения женщин и детей. Например, скульптурный портрет жены Августа Ливии .

Стабильная эпоха правления династии Флавиев привела к очередному взлету культуры, который коснулся и портрета.

Флавиевский портрет использует собственные приемы — динамические и пространственные композиции, тонкая передача фактуры при сохранении обычной четкости построения. Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. Изображают представителей среднего сословия, а также богатых вольноотпущенников. В период Флавиев портретные головы изображались обычно погрудными, с развернутыми плечами.

Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Его завоевательные войны были последней попыткой спасти империю от внутреннего разложения. В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. Портретисты стремятся подражать четкости и строгости республиканских портретов, но вырабатывается свой собственный портретный стиль — холодный и лишенный эмоциональности, но целостный и выразительный.

В женских портретах этой эпохи запечатлены сложные прически в виде валиков волос, например, из заплетенных косичек.

(запись в тетрадь)

(запись в тетрадь)

(запись в тетрадь)

(запись в тетрадь)

(запись в тетрадь)

(запись в тетрадь)

-«В портрете не видно строгости. Маленькие глаза, хитрая улыбка, тонкие губы. Монументальный образ, индивидуальные особенности лица сглажены.

(запись в тетрадь)

Итак, ребята, давайте с Вами сделаем выводы урока. Давайте определим основные черты скульптурного портрета в разные периоды развития.

4. « Император Август: простота и ясность построения, строгость, четкостью форм и стремлением к обобщению, точностью. Стремление к полной индивидуализации личности. Появляются изображения женщин и детей.

Династия Флавиев: динамические и пространственные композиции, сглаженные лица. Изображают представителей среднего сословия, а также богатых вольноотпущенников.

[с.5] Из всего богатейшего художественного наследия Древнего Рима скульптурному портрету принадлежит едва ли не первое место. В залах многих музеев мира хранятся сотни превосходных портретов, созданных римскими скульпторами на протяжении пяти столетий. Дополняя подчас скудные сведения, сохраненные историей, эти портреты убедительно воссоздают образы знаменитых политических деятелей Рима, граждан Римской республики и императоров, под властью которых объединилась огромная Римская империя. Они представляют для нас ценность и как первоклассные произведения искусства, сохраняющие до наших дней свое художественное значение. Римские портретисты впервые попытались разрешить задачу, которая в конечном счете стоит и перед современными художниками, — передать не только внешний индивидуальный облик определенного человека, но и отличительные особенности его характера. Основы последующего развития европейского реалистического портрета были заложены именно в искусстве Древнего Рима.

Характерные особенности римского портрета наиболее четко проявляются при сравнении его с предшествующим ему греческим портретом. Греческие скульпторы периода классики создают не столько портрет определенного человека, сколько некий обобщающий образ, воплощающий в конкретном изображении черты, характеризующие поэта, философа, полководца. Поэтому столь распространен был в Древней Греции портрет ретроспективный — изображения людей умерших, но продолжавших оставаться для потомков воплощением идеала. В эпоху эллинизма неизмеримо возрос интерес к внутреннему миру человека. Отвечая этим новым требованиям, искусство портрета приобретает большую глубину и выразительность, сохраняя обобщающую идеализацию классического периода.

Римский портрет вырос на иных основах, чем греческий. Иным был весь уклад жизни, характер искусства, основы мировоззрения римлян. Особенности мировоззрения римлян, отличавшегося конкретностью и трезвым практицизмом, хорошо выразил римский поэт Вергилий, сравнивая Италию с другими странами, прежде всего с богатой поэтическими мифами Грецией.

Эти рационалистические черты, сказывающиеся в религии, литературе и искусстве Древнего Рима, наиболее ярко выражены именно в скульптурном портрете. Римский портрет изначала был призван изображать конкретного гражданина Римского государства, гордо возглашавшего о себе “cives romanus sum” и сознававшего свое значение как самостоятельной личности. Этим и объясняется широкое развитие в Риме, наряду с официальными портретами должностных лиц и императоров, изображения частных лиц.

Возникновение римского портрета тесно связано с развитием в Риме культа предков, уходящего своими корнями в религию и обычаи народов, населявших Италию до подчинения ее Римом, особенно этрусков. В изображениях предков римские скульпторы стремились достигнуть прежде всего иконографического сходства. Ранние портреты времени Республики отмечены доходящим до натурализма правдоподобием в передаче лица человека.

Воздействие греческого, главным образом эллинистического искусства, впервые проявляющееся в период поздней Республики, сообщает римскому портрету интерес к внутреннему миру человека при сохранении максимальной точности в облике портретируемого. Эта объективная передача внешности сохраняется в большей или меньшей степени на всем протяжении существования римского портрета.

Истории римского скульптурного портрета посвящен ряд исследований зарубежных ученых. Особое внимание они уделяют вопросам иконографии, определению отдельных произведений и объединению их вокруг портретов известных исторических лиц. Таковы серии работ Ф. Поульсена 1 , X. Хейнце 2 , публиковавшиеся из года в год в специальных журналах, книги Веста, Вегнера 3 , Гросса и другие работы. Важные сведения о конкретных памятниках даны в каталогах различных музеев — Феличе Май (Национальный музей Терм в Риме), В. Поульсеном (Нью-Карлсбергская глиптотека в Копенгагене) 4 и другими. Особое внимание исследователей привлекает раннеримский портрет периода его становления. Из трудов, ему посвященных, следует упомянуть книги О. Фесберга и Б. Швейцера 5 . Однако нужно сказать, что, хотя вопросы иконографии и атрибуции портретов достаточно полно разработаны зарубежными учеными, капитального исследования, написанного на уровне современных знаний и охватывающего историю всего римского портрета в целом, в западной литературе пока нет. Правда, в некоторых работах [с.7] публикационного характера, как, например, в упомянутом выше каталоге Нью-Карлсбергской глиптотеки В. Поульсена, даны краткие обзоры современного состояния науки об античном портрете.

При изучении истории римского портрета возникают определенные трудности, связанные с его исторической судьбой. После падения Римской империи, в долгие столетия средневековья, произведения античной живописи и скульптуры подвергались безжалостному уничтожению. Лишь единичные памятники продолжали стоять на площадях и улицах Рима; среди них особым почитанием пользовалась конная статуя Марка Аврелия, которую считали изображением императора Константина, объявившего вначале IV века до н.э. христианство государственной религией Римской империи. Очевидно, именно это обстоятельство и предохранило замечательную скульптуру от уничтожения.

С эпохи Возрождения начинается новая жизнь античных памятников. Интерес к греческому и римскому искусству не мог не коснуться скульптурного портрета — наиболее непосредственного изображения человека античной эпохи, в которой люди нового времени видели свой идеал. Вновь найденные среди руин античных городов произведения, хранившиеся сначала в частных коллекциях, а затем в больших музейных собраниях, оказали несомненное воздействие на творчество крупнейших мастеров Возрождения. С этой эпохи распространяется практика копирования античных подлинников. Многочисленные копии, изготовленные в XVII и XVIII веках, украшали дворцы королей и вельмож. Высокая ценность произведений античного искусства привела к появлению большого числа подделок, то есть новых произведений, подражающих античным, но не воспроизводящих точно какой-то определенный античный оригинал. Особенно охотно подделывались римские портреты.

Копии и подделки античных портретов ярко демонстрируют отношение к античности в те эпохи, когда они создавались. Так, в XVII веке, в эпоху барокко, особой популярностью пользовались пышные портреты римских императоров времени расцвета Империи. Было сделано множество поддельных портретов наиболее известных императоров, причем для их изготовления охотно использовались цветные камни. В период классицизма, напротив, излюбленными стали строгие образы раннеримской Империи, высоко ценились многочисленные портреты Августа. Тогда был создан известный ватиканский портрет молодого Августа, многочисленные реплики которого имеются в ряде музеев. В конце XIX — начале XX века изготовление подделок распространилось на все области античного искусства.

Наряду с созданием новых произведений, имитирующих античные подлинники, уже в эпоху Возрождения распространился обычай реставрировать древние скульптуры, найденные в поврежденном состоянии. Дополнение античных памятников, сделанное даже хорошими мастерами, искажало их. Именно поэтому в настоящее время не принято делать полную реставрацию вновь найденных вещей, а в некоторых музеях, как, например, в Нью-Карлсбергской глиптотеке в Копенгагене, удаляются даже ранее дополненные части скульптур.

Реставрации и подделки внесли большую путаницу в изучение античного портрета. В настоящее время в крупнейших музеях мира ведется работа по отделению подлинных произведений от позднейших подделок. Как уже было сказано, многие узловые памятники, на которых еще недавно основывалась характеристика целых эпох античного портрета, теперь признаны неантичными, в результате чего изменились общепринятые точки зрения. Существенно и то, что, как установлено современными учеными, многие портреты, греческие и римские, дошли до нас не в оригиналах, а в копиях, сделанных еще в античное, но более позднее время, главным образом в период Римской империи. При этом копии, достаточно точно воспроизводящие оригиналы, приобрели черты той эпохи, в которую они были сделаны, что затрудняет их точное толкование. Большая, кропотливая работа по определению копий античного времени и выявлению подделок еще далеко не завершена.

Существует целый ряд других не решенных окончательно проблем, связанных с изучением римского портрета. К их числу относится, [с.9] например, проблема восприятия самими римлянами их изображений. Далеки от разрешения вопросы о природе реализма в искусстве Греции и Рима. Неразработанность терминологии, применяемой к различным периодам римского портрета, также затрудняет его изучение. Недостаточно исследовано искусство римских провинций, в частности европейских, что не позволяет в настоящий момент воссоздать полностью эволюцию провинциального портрета.

В настоящей работе авторы не ставят своей целью решение перечисленных проблем и многих других вопросов, возникающих при изучении античного портрета. Их задача скромнее: познакомить читателя с историей развития римского скульптурного портрета в том виде, в каком она представляется в настоящее время, с учетом новейших исследований в этой области.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Основные статьи Ф. Поульсена опубликованы в сборнике “Probleme der römischen Ikonographie”, Kobenhavn, 1937. [назад]

2. H. von Helntze , Studien zu den Porträts des 3. Jahrhunderts n. Chr. Статьи опубликованы в “Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Römische Abteilung”, 1955, LXII, 1956, LXIII, 1957, LXIV, 1959, LXVI. [назад]

3. R. West , Römische Portratplastik, Bd 1, München, 1933; Bd II, München, 1941. M. Wegner , Die Herrscherbildnisse in Antoninischer Zeit, Berlin, 1939; его же Hadrian, Plotina, Marciana, Matidia, Sabina, Berlin, 1956. [назад]

4. V. Pоulsen , Les portraits romains vol. 1, Republique et dynastle Julienne Copenhague, 1962. [назад]

5. O. Vessberg , Studien zur Kunstgeschichte der römischen Republik, Lund und Leipzig, 1941. В. Schweitzer , Die Bildniskunst der römischen Republik, Leipzig, 1948. [назад]

6. R.В. Bandnelli , Il Ritratto nella Antiquita. — “Enticlopedia Italiana”, vol. VI. Roma, 1965, pp. 695—738.
Наиболее ранней стадией портрета автор считает портрет символический, в котором полностью отсутствуют индивидуальные черты изображенного. Таковы портреты эпохи греческой архаики. Следующая ступень, по мнению Бандинелли, портрет типологический, в котором преобладает общая характеристика, выделяются черты, свойственные данному типу людей — стратег, философ, поэт и т. д. (портреты классического периода). Зрелой стадией античного портрета Бандинелли считает портрет физиономический, который передает индивидуальные особенности лица человека. Именно таков портрет римский. Физиономический портрет является основой всего западноевропейского портрета. Концепция Бандинелли в целом представляется убедительной, хотя терминология, применяемая автором, не всегда удачна. [назад]

7. E. Buschor , Das Porträt, Bildniswege und Bildnisstufen in fünf Jahrtauzend, München, 1960.
По мнению Бушора, римский портрет не передает тонких настроений греческого портрета, но стремится прежде всего к передаче внешнего сходства. Бушор называет его зеркальным портретом. Большое внимание он уделяет позднеантичному портрету, отмечая его основные черты — духовность, переход к бестелесности, — которые находят свое продолжение в портрете средневековья. [назад]

> > This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Tell your friends about Wikiwand!

  • Введение
  • Идеология
    1. Религиозная функция римского портрета
    2. Политическая функция римского портрета
    3. Психологический аспект появления римского портрета
  • Жанры
  • Общие тенденции
  • История
    1. Этрусский портрет
    2. Портрет эпохи Республики
    3. Портрет эпохи Империи
  • В культуре
  • Примечания
  • Библиография
  • Ссылки

Suggest as cover photo

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Читайте также: