Римский период древнего египта кратко

Обновлено: 30.06.2024

С начала I тыс. до н. э. египетская культура все активнее воспринимает другие культуры — Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми Египет широко торгует. В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами и их владычество продолжалось до 405 г. до н. э. Последующий вслед за освобождением период самостоятельности Египетского государства был недолгим: уже в 332 г. до н. э. македоняне во главе с Александром Македонским (356—323 до н. э.) подчинили его своей власти. С этого времени начинается быстрый процесс эллинизации Египта, его культуры.

Египетское жречество приветствовало нового завоевателя, он был объявлен сыном бога Ра, Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы. В Египте был установлен культ нового бога — Сараписа, который соединял в себе черты важнейших божеств греков и египтян, и почитание Сараписа было повсеместно распространено среди как греческого, так и египетского населения.

Важнейшим событием в жизни Египта того периода было основание нового города, названного Александрия в честь Александра Македонского. Александрия очень быстро становится торговым и культурным центром греко-восточного мира. Немногие города могли похвастаться такими преимуществами, какие были у Александрийского порта — удобное географическое положение на пересечении торговых путей, связывающих три континента, прекрасный ровный климат, защищенность, легкость доступа. В гавани Александрии заходили сотни кораблей со всех концов эллинистического мира, прибывали иностранные посольства. Через Александрийский порт на вывоз шли зерно, папирус, тонкое полотно, изделия из цветного стекла, бальзамы, мази; ввозили рабов, мрамор, дерево, вино, керамику. Внутренний рынок Александрии был емким: полагают, что в I в. до н. э. население города составляло 50 тыс. человек. Здесь жили греки, египтяне, евреи.

Город был построен архитектором Дейнократом по стройному плану и имел длинные прямые улицы. В городе были театр, библиотека, ипподром, множество храмов, парков, садов, цветников, бань. В 280 г. до н. э. здесь был построен знаменитый маяк высотою около 150 м. Александрийский маяк был назван одним из семи чудес света. В III в. до н. э. в Александрии был создан Мусейон1 — Академия наук. В Муссейоне имелись залы для заседаний, столовая для ученых, место для отдыха. Ученые, приезжавшие из разных концов греко-римского мира, содержались за государственный счет и работали под управлением особого чиновника — жреца муз, назначаемого царем. В Александрии работали Архимед, великий географ III в. до н. э. Эратосфен и анатом и физиолог Герофил Халкедонский, открывший кровообращение.

Во II в. до н. э. в Александрии изобрели новый музыкальный инструмент — гидравлический орган. В нем воздух нагнетался не мехами, а водяным прессом. Это обеспечивало ровность и красоту звучания.

Египет — римская провинция

Следующий период в культурной истории Египта связан с Римской империей: в 36 г. до н. э. римские войска вступили в Александрию, и Египет был превращен в римскую провинцию, живущую неспокойной культурной и религиозной жизнью.

Римляне старались выжать из страны все, что можно, — росли налоги, многие египтяне были практически бесправны. В стране постоянно вспыхивали волнения. Особенно частыми были беспорядки в Александрии, которую римляне считали городом мятежников.

Пестрое в этническом отношении население Египта, разумеется, не имело единой религии. По-прежнему широко распространены были солнечные культы, в которых солнце мыслилось как единственный или верховный бог. Некоторые религиозные учения принимали формы примитивной магии и веры в демонов. Поклонялись и римским богам. Много было последователей и у различных иудаистских течений и христианства, которое распространяется по территории Египта с I в. н. э. Показательно, что в первые века новой эры копты (потомки коренных жителей Египта) исповедовали в основном именно христианство. Такая ситуация сохранится вплоть до завоевания Египта арабами, которые в VII в. н. э. принесут туда ислам.

Египет — страна древней и таинственной культуры, всегда привлекавшей к себе внимание, вызывавшей удивление, восхищение, живой интерес. Египетское государство — одно из первых в истории человечества — возникло в долине Нила почти 6 тыс. лет назад. За столь длительный срок в стране было создано огромное множество памятников материальной культуры: произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, ювелирных украшений, скульптур, стел, великолепных архитектурных сооружений. И если жилые дома строились из недолговечного кирпича-сырца, то храмы, гробницы и пирамиды возводились из камня — на века.




Египетской архитектуре была свойственна простота форм — поверхность зданий изнутри и снаружи была плоской и ровной, а очевидную геометрическую замкнутость и однообразие смягчали лишь настенные росписиси и барельефы.

Архитектор — главная фигура на грандиозных стройках в Древнем Египте — следил за организацией работ: ему подчинялись беспрекословно, и это было необходимым залогом успеха — ведь на стройках были заняты тысячи людей.

Наиболее известные древнеегипетские памятники — пирамиды. Уже в Античном мире их считали одним из семи чудес света, да и сейчас они являются не только символом Египта, но и непревзойденными образцами архитектурного творчества человечества

В пирамидах отразились характерные особенности мировоззрения и религии древних жителей Египта: вера в возможность вечной жизни души после физической смерти и обожествление фараона.

Религия Древнего Египта была политеистическая. Египтяне поклонялись многим богам, которые олицетворяли и природные явления, и процессы, и отвлеченные понятия.

Современная культура человечества немыслима без культуры Древнего Египта.

Эллинистический Египет.

С начала I тыс. до н. э. египетская культура все активнее воспринимает другие культуры — Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми Египет широко торгует. В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами и их владычество продолжалось до 405 г. до н. э. Последующий вслед за освобождением период самостоятельности Египетского государства был недолгим: уже в 332 г. до н. э. македоняне во главе с Александром Македонским (356—323 до н. э.) подчинили его своей власти. С этого времени начинается быстрый процесс эллинизации Египта, его культуры.

Египетское жречество приветствовало нового завоевателя, он был объявлен сыном бога Ра, Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы. В Египте был установлен культ нового бога — Сараписа, который соединял в себе черты важнейших божеств греков и египтян, и почитание Сараписа было повсеместно распространено среди как греческого, так и египетского населения.

Важнейшим событием в жизни Египта того периода было основание нового города, названного Александрия в честь Александра Македонского. Александрия очень быстро становится торговым и культурным центром греко-восточного мира. Немногие города могли похвастаться такими преимуществами, какие были у Александрийского порта — удобное географическое положение на пересечении торговых путей, связывающих три континента, прекрасный ровный климат, защищенность, легкость доступа. В гавани Александрии заходили сотни кораблей со всех концов эллинистического мира, прибывали иностранные посольства. Через Александрийский порт на вывоз шли зерно, папирус, тонкое полотно, изделия из цветного стекла, бальзамы, мази; ввозили рабов, мрамор, дерево, вино, керамику. Внутренний рынок Александрии был емким: полагают, что в I в. до н. э. население города составляло 50 тыс. человек. Здесь жили греки, египтяне, евреи.

Город был построен архитектором Дейнократом по стройному плану и имел длинные прямые улицы. В городе были театр, библиотека, ипподром, множество храмов, парков, садов, цветников, бань. В 280 г. до н. э. здесь был построен знаменитый маяк высотою около 150 м. Александрийский маяк был назван одним из семи чудес света. В III в. до н. э. в Александрии был создан Мусейон1 — Академия наук. В Муссейоне имелись залы для заседаний, столовая для ученых, место для отдыха. Ученые, приезжавшие из разных концов греко-римского мира, содержались за государственный счет и работали под управлением особого чиновника — жреца муз, назначаемого царем. В Александрии работали Архимед, великий географ III в. до н. э. Эратосфен и анатом и физиолог Герофил Халкедонский, открывший кровообращение.

Во II в. до н. э. в Александрии изобрели новый музыкальный инструмент — гидравлический орган. В нем воздух нагнетался не мехами, а водяным прессом. Это обеспечивало ровность и красоту звучания.

Египет — римская провинция

Следующий период в культурной истории Египта связан с Римской империей: в 36 г. до н. э. римские войска вступили в Александрию, и Египет был превращен в римскую провинцию, живущую неспокойной культурной и религиозной жизнью.

Римляне старались выжать из страны все, что можно, — росли налоги, многие египтяне были практически бесправны. В стране постоянно вспыхивали волнения. Особенно частыми были беспорядки в Александрии, которую римляне считали городом мятежников.

Пестрое в этническом отношении население Египта, разумеется, не имело единой религии. По-прежнему широко распространены были солнечные культы, в которых солнце мыслилось как единственный или верховный бог. Некоторые религиозные учения принимали формы примитивной магии и веры в демонов. Поклонялись и римским богам. Много было последователей и у различных иудаистских течений и христианства, которое распространяется по территории Египта с I в. н. э. Показательно, что в первые века новой эры копты (потомки коренных жителей Египта) исповедовали в основном именно христианство. Такая ситуация сохранится вплоть до завоевания Египта арабами, которые в VII в. н. э. принесут туда ислам.

Египет — страна древней и таинственной культуры, всегда привлекавшей к себе внимание, вызывавшей удивление, восхищение, живой интерес. Египетское государство — одно из первых в истории человечества — возникло в долине Нила почти 6 тыс. лет назад. За столь длительный срок в стране было создано огромное множество памятников материальной культуры: произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, ювелирных украшений, скульптур, стел, великолепных архитектурных сооружений. И если жилые дома строились из недолговечного кирпича-сырца, то храмы, гробницы и пирамиды возводились из камня — на века.

Египетской архитектуре была свойственна простота форм — поверхность зданий изнутри и снаружи была плоской и ровной, а очевидную геометрическую замкнутость и однообразие смягчали лишь настенные росписиси и барельефы.

Архитектор — главная фигура на грандиозных стройках в Древнем Египте — следил за организацией работ: ему подчинялись беспрекословно, и это было необходимым залогом успеха — ведь на стройках были заняты тысячи людей.

Наиболее известные древнеегипетские памятники — пирамиды. Уже в Античном мире их считали одним из семи чудес света, да и сейчас они являются не только символом Египта, но и непревзойденными образцами архитектурного творчества человечества

В пирамидах отразились характерные особенности мировоззрения и религии древних жителей Египта: вера в возможность вечной жизни души после физической смерти и обожествление фараона.

Религия Древнего Египта была политеистическая. Египтяне поклонялись многим богам, которые олицетворяли и природные явления, и процессы, и отвлеченные понятия.

Современная культура человечества немыслима без культуры Древнего Египта.

Со времён Геродота Египет был центром притяжения для иностранцев. Вскоре после того, как Птолемеи в III веке до н.э. заключили первый договор с Римом, среди живших в стране чужеземцев всё чаще стали встречаться римляне. Они служили наёмниками в царской армии, торговали с египтянами, посещали страну в составе официальных делегаций и в качестве туристов. По мере того, как Египет всё сильнее впадал в зависимость от Рима, число римлян в стране увеличивалось. Со временем они стали входить в состав правительства, вести крупномасштабную торговлю и составлять отборные части египетской армии.

Рим в Восточном Средиземноморье

В перечне посольств, прибывших к Александру в Вавилон в 323 году до н.э., древнегреческий историк Арриан называл и римскую делегацию. О дипломатических контактах между Александром и римлянами сообщал Мемнон из Гераклеи. Другие авторы римлян не упоминали, так что сам факт такого посольства у современных историков вызывает большие сомнения. Хотя Аристотель, по словам Плутарха, что-то слышал о разграблении Рима галлами в 390 году до н.э., для греков, современников походов Александра Великого, римляне оставались малоизвестными.

​Встреча Попиллия Лената и Антиоха IV. Реконструкция А. МакБрайта. Источник: Sekunda, N. Seleucid and Ptolemaic Reformed Armies 168–145 BC / N. Sekunda. — Vol. 1: The Seleucid Army under Antiochus IV Epiphanes. Montvert Publications, 1998. — Pl. 2 - Римляне в стране фараонов | Warspot.ru

Встреча Попиллия Лената и Антиоха IV. Реконструкция А. МакБрайта. Источник: Sekunda, N. Seleucid and Ptolemaic Reformed Armies 168–145 BC / N. Sekunda. — Vol. 1: The Seleucid Army under Antiochus IV Epiphanes. Montvert Publications, 1998. — Pl. 2

Со временем сенату всё чаще приходилось выступать в роли арбитра в междоусобных конфликтах последних Лагидов (Птолемеев). Одним из первых случаев такого рода был спор между братьями Птолемеем VI Филометором и Птолемеем VIII Евергетом в 162 году до н.э. Чтобы вызвать сочувствие сенаторов, старший из братьев высадился в Италии и пешком проделал путь до Рима — в обычной одежде, в сопровождении одного только евнуха и трёх рабов. В Риме в качестве заложника находился его двоюродный брат Деметрий из династии Селевкидов. В 37 км от города он встретил Птолемея с роскошно убранной лошадью, диадемой и царским одеянием, но тот вернул все подарки. Ради того же драматического эффекта Птолемей поселился в римском бедняцком квартале вместе с греческим художником, которому он когда-то оказал благодеяние в Александрии. Словом, вёл он себя перед сенатом не как царь, а как униженный проситель.

Первые римляне в Египте

По мере того, как росло римское влияние на египетскую политику, увеличивалось и число римлян, живших в Египте. Первые римляне, о которых нам известно из папирусов и других документов III–II веков до н.э., попадали в страну в качестве наёмников. Самым ранним документом считается договор по займу, составленный в Александрии в 255 году до н.э., в котором в качестве свидетеля фигурирует некий Диннус Римлянин (Δίννος Ῥωμαῖος), солдат на службе Птолемея II Филадельфа. В правление его преемника Птолемея III Эвергета некий Луций сын Гая (Λεύκιος Γαΐου Ῥωμαῖος) вступил в царскую армию, в рядах которой сделал головокружительную карьеру и дослужился до должности командира гарнизона в Итаносе на Крите. Гай (Γάϊος), упомянутый в папирусе из Мемфиса начала II века до н.э., и его тёзка из Гермополя, живший столетием позже, могут быть как римлянами на царской военной службе, так и, в равной степени, их натурализовавшимся потомками — особенно если они носят дополнительное греческое имя. Помимо тех, кто прямо идентифицировал себя римлянами (Ῥωμαῖος), нередко встречаются италики: кампанец Эвбий ([Ε]ὔòβιος Καμπανὸς), тарентинец Лизаний (Λυσανίας Ταραν[τῖνος]), некий этруск, несколько сиракузян и один япиг.

​Погребальная стела из Сидона с изображением писидийца Салмаса на египетской военной службе, II век до н.э. Археологический музей, Стамбул. Фото автора - Римляне в стране фараонов | Warspot.ru

Погребальная стела из Сидона с изображением писидийца Салмаса на египетской военной службе, II век до н.э. Археологический музей, Стамбул. Фото автора

Менее определёнными с точки зрения цели посещения являются оставленные римскими визитёрами надписи и граффити на стенах египетских памятников. В 1976 году на стене одного из храмов острова Филе на Ниле была найдена латинская надпись с именами Гая Акуция, Марка Клавдия Вара и Спурия Варея (Γάϊος Ἀκούτιος | (Marcus) Claudius Varus | Sp (urius) Varaeus N(umerii) f(ilius)), датированная 116 годом до н.э. Годом позже датируется другая надпись из Элефантины, оставленная Марком Тинторием Грекаником: M(arcus) Tin[.]tòrius N(umeri) f(ilius) Graicanicus. Неизвестно, кем являлись эти люди: членами официальной делегации, торговцами или туристами. Проблема идентификации касается и Марка Вольтурия (Μάρκος Ὀτούρι[ο]ς| Ῥωμαῖος), который известен нам по трём надписям — иногда латинским, иногда греческим, — нацарапанным на стенах нескольких фиванских царских гробниц, а также Критона, сына Агафокла, который, несмотря на чисто греческое имя, аттестовал себя в качестве римлянина в надписи на стене Мемнониона Абидоса: Κρίτων Ἀγαθοκλέους Ῥωμαῖος.

​Египетский всадник на погребальной стеле птолемеевского периода из Александрии. Источник: Cole, S.E. Ptolemaic Cavalrymen on Painted Alexandrian Funerary Monuments / S.E. Cole // Arts. — 2019. — Vol. 8. — Fig.6 - Римляне в стране фараонов | Warspot.ru

Египетский всадник на погребальной стеле птолемеевского периода из Александрии. Источник: Cole, S.E. Ptolemaic Cavalrymen on Painted Alexandrian Funerary Monuments / S.E. Cole // Arts. — 2019. — Vol. 8. — Fig.6

Зависимый правитель

Римское вмешательство в политику Египта особенно возросло в I веке до н.э. Всесильный Луций Корнелий Сулла после смерти царя Птолемея IX Лафура в 81 году до н.э. навязал египтянам в качестве нового правителя Птолемея XI Александра II. Юноше пришлось жениться на своей двоюродной сестре Клеопатре Беренике III, которая управляла страной вот уже 20 лет при никчёмных соправителях. Через 19 дней после свадьбы Птолемей распорядился убить Клеопатру. Когда известие о её смерти распространилось по столице, вспыхнуло восстание. Разъярённая толпа ворвалась во дворец, выволокла Птолемея из царских покоев и разорвала его на части. Новым царём египтяне поспешно выбрали Птолемея XII Нового Диониса.

Одним из самых горячих сторонников идеи превращения Египта в римскую провинцию был Юлий Цезарь. При помощи огромной взятки в 6000 талантов Птолемею удалось перетянуть его на свою сторону. Будучи консулом, в 58 году до н.э. Цезарь провёл закон, признававший Птолемея царём Египта. В том же году римляне аннексировали Кипр, являвшийся некогда частью владений Лагидов. Птолемей не ударил пальцем о палец для защиты этих земель. Египтяне были так возмущены своим правителем, что в страхе перед мятежом ему пришлось покинуть столицу. Птолемей уехал в Рим, где провёл 58–57 годы до н.э., подкупая сенаторов и щедро раздавая обещания кредиторам. Наконец, ему удалось заручиться поддержкой проконсула Сирии Авла Габиния, который за взятку в 10 000 талантов согласился восстановить незадачливого царя на троне. Весной 55 года до н.э. Габиний со своей армией вторгся в Египет, разбил войска узурпатора Архелая, захватил Александрию и оставил Птолемею для поддержки 2000 пехотинцев и 500 всадников. Последние несколько лет правления Птолемея отмечены отчаянными злоупотреблениями и поборами — так правитель пытался расплатиться с римскими кредиторами.

Царский министр Рабирий Постум

​В этой бронзовой статуэтке тучного римлянина можно было бы увидеть изображение Рабирия Постума. Изобразительный музей имени А.С. Пушкина, Москва. Фото автора - Римляне в стране фараонов | Warspot.ru

В этой бронзовой статуэтке тучного римлянина можно было бы увидеть изображение Рабирия Постума. Изобразительный музей имени А.С. Пушкина, Москва. Фото автора

В 1993 году был опубликован египетский папирус из Милана с греческим текстом, автор которого жаловался на действия римлянина по имени Постум (Πòόστομος). Хотя не все исследователи идентифицируют этого персонажа со знаменитым диойкетом Птолемея XII, на основе палеографии текст папируса можно датировать как раз серединой I века до н.э.:

Габинианцы в египетской армии

Поскольку Египет сохранял номинальную независимость, оставленные Габинием для поддержки Птолемея XII солдаты формально не являлись оккупационной армией, а считались наёмниками и входили в состав царской армии. Птолемей щедро одаривал габиниевых солдат деньгами и опирался на их поддержку в столкновениях с мятежными подданными. После смерти Птолемея XII в 51 году до н.э. они продолжали верой и правдой служить его совместно правившим детям — Птолемею XIII и Клеопатре VII. В течение долгих лет, проведённых на Востоке, габинианцы постепенно утратили связь с родиной, усвоили изнеженный образ жизни александрийцев, вступили в браки с местными женщинами и породили общих детей. Их ряды постепенно размывались пришлым людом, в том числе галлами и германцами, а также бывшими разбойниками и пиратами. Тем не менее габинианцы продолжали сохранять прежнюю высокую боеспособность и в ходе Александрийской войны 47 года до н.э. проявили себя в качестве опасного противника Цезаря:

​Птолемеевские солдаты II–I веков до н.э. Современная реконструкция. Источник: Sekunda, N. Seleucid and Ptolemaic Reformed Armies 168–145 BC / N. Sekunda. — Vol. 2: (2) Ptolemaic Army. — Montvert Publications, 1998. — Fig. 89, 90, 92, 94 - Римляне в стране фараонов | Warspot.ru

Птолемеевские солдаты II–I веков до н.э. Современная реконструкция. Источник: Sekunda, N. Seleucid and Ptolemaic Reformed Armies 168–145 BC / N. Sekunda. — Vol. 2: (2) Ptolemaic Army. — Montvert Publications, 1998. — Fig. 89, 90, 92, 94

Первым вывести габинианцев из Египта попытался в 50 году до н.э. проконсул Сирии Марк Кальпурний Бибул, который отправил в Александрию двух своих сыновей с соответствующим приказом. Те, однако, не захотели отказываться от комфортной жизни в столице ради войны с парфянами и потому убили сыновей наместника. Клеопатра немедленно арестовала зачинщиков мятежа, заковала их в цепи и выдала Бибулу. Тот отослал их обратно, считая себя не в праве казнить преступников, всё ещё остававшихся римскими гражданами.

В 49–48 годах до н.э. 500 габинианцев участвовали в Гражданской войне, которую Помпей вёл в Греции против Цезаря. После поражения при Фарсале Помпей прибыл в Египет, надеясь на помощь правительства Птолемеев и поддержку размещавшихся в стране римских войск. Однако советники юного Птолемея XIII убедили его убить Помпея, чтобы угодить победившему Цезарю. Исполнителями стали бывший трибун Луций Септимий и центурион Сальвий, некогда служившие под командованием Помпея. Обоих Цезарь впоследствии обезглавил.

Ненавидевшие Клеопатру габинианцы во время вспыхнувшего между ней и братом конфликта заняли сторону Птолемея XIII. Когда по следам Помпея через несколько дней после его убийства в Египет прибыл Цезарь, Клеопатра сумела заручиться его расположением. Римское вмешательство в конфликт из-за престолонаследия спровоцировало восстание населения Александрии, а затем и полномасштабную войну, в которой 3200 пехотинцев и 800 всадников Цезаря противостояла 20-тысячная царская армия, отборной частью которой были габинианцы. Три месяца Цезарь оставался в царском дворце на положении осаждённого, отрезанный от подвоза продовольствия и воды. Решающую роль в исходе конфликта сыграли силы, которые прибыли к нему на помощь под командованием Митридата Пергамского. В сражении на берегах Нила 27 марта 47 года до н.э. царское войско было разбито, а сам Птолемей XIII погиб. Клеопатра стала единовластной правительницей Египта. Для её охраны Цезарь оставил в стране три своих легиона, которые также должны были дополнительно обеспечить её лояльность Риму.

Документальные свидетельства

Свидетельствами этого времени являются папирус первой половины или середины I века до н.э. с упоминанием Гая Лутация Криспа, воина царя Птолемея (στρα|τιώτης Πτο(λεμαικὸς), проксена Гортины на Крите, или названный выше папирус из Гермополя, также датируемый первой половиной I века до н.э., с упоминанием Гая в составе отряда всадников (Γάϊος καὶ οἱ ἱππεῖς). Надпись с острова Филе на Ниле, относящаяся ко времени правления Клеопатры, говорит о визите в находившееся здесь святилище Осириса римского военачальника (ἔπαρχος) Гая Юлия Папа вместе с сыновьями и другими родственниками в сопровождении нескольких центурионов (κεντορίωσι), среди которых встречаются как римские (Ῥούφος, Νίγρος, Οὐαλερίος, Λαβύωνος, Τερεντίος, Βαρωνος), так и греческие (Δημητρίος, Νικάνορος) имена. В отличие от граффити, оставленного их предшественниками в 116 и 115 годах до н.э., надпись оговаривает цель визита: поклонение расположенным здесь святыням.

​Терракотовая статуэтка II–I веков до н.э., изображающая солдата. Музей археологии, Александрия. Источник: Sekunda, N. Seleucid and Ptolemaic Reformed Armies 168–145 BC / N. Sekunda. — Vol. 2: (2) Ptolemaic Army. — Montvert Publications, 1998. — Fig. 118 - Римляне в стране фараонов | Warspot.ru

Терракотовая статуэтка II–I веков до н.э., изображающая солдата. Музей археологии, Александрия.
Источник: Sekunda, N. Seleucid and Ptolemaic Reformed Armies 168–145 BC / N. Sekunda. — Vol. 2: (2) Ptolemaic Army. — Montvert Publications, 1998. — Fig. 118

В Эдфу был найден список римских, греческих и семитских имён, датированный четвёртым годом неназванного правления. Среди римских встречаются Гай (Γάϊς), Марк (Μάρκος), Децим (Δέκμος), Вибий (Οὐΐβις), Аврелий (Aὐρήλις), Помпей (Πομπήϊς) и даже Антоний (Ἀντώνιος). Являются ли эти лица, объединённые загадочным общим термином οἰνοδιχίαι, виноторговцами, как думал первый издатель надписи, или получателями винных пайков из состава размещённого здесь солдатского гарнизона, как считает большинство исследователей, строго говоря, остаётся неизвестным. В зависимости от датировки документа идентичность представленных в нём солдат может сильно меняться. Если принять дату 49 год до н.э., римские солдаты оказываются наёмниками Птолемея XIII — может быть, даже частью известных габинианцев. С равным успехом документ может быть датирован 27 годом до н.э., и в этом случае перед нами предстают солдаты египетской армии на римской военной службе.


Египет — провинция Римской империи, территория которой практически совпадает с территорией современного Египта, за исключением Синайского полуострова. На западе она граничила с Киренаикой, а на востоке с Аравией. Египет попал под власть Рима в 30 до н. э. после смерти царицы Клеопатры и Марка Антония.

Содержание

Римская власть в Египте

Первый префект Египта, Гай Корнелий Галл, подчинил римской власти Верхний Египет и установил протекторат над территориями за южной границей провинции, которые были потеряны при последних Птолемеях. Следующий проконсул, Гай Элий Галл, совершил неудачный поход в Каменистую Аравию и в Счастливую Аравию (лат. Arabia Felix , сов. Йемен). Третий проконсул, Гай Петроний, произвёл очистку ирригационных каналов, стимулировав этим возрождение земледелия в Египте.

Однако, после правления Марка Аврелия тяжёлые налоги привели к восстанию, которое было подавлено только через несколько лет, в 172 году. Эта война принесла большой вред экономике и торговле и стала причиной упадка провинции. Гай Авидий Кассий, подавивший египетское восстание, объявил себя императором и был поддержан армиями Сирии и Египта. Однако, при приближении Марка Аврелия он был низложен и убит. Подобное же восстание было подавлено в 193, когда Песценний Нигер, способствовавший приходу к власти Септимия Севера, решил получить свою часть империи. При Септимии Севере столицей провинции стала Александрия (202).

Каракалла (211—217) пожаловал римское гражданство всем египтянам, наравне с остальными провинциями. Но это было лишь поводом для увеличения налогов, которые постоянно возрастали для пополнения непрерывно опустошаемой государственной казны. В III в. произошло несколько восстаний. При Деции Траяне, в 250 христиане восстали против введения культа Гения императора. В 260 префект Египта Луций Муссий Эмилиан первым поддержал узурпаторов Макрианов, а в следующем 261 сам объявил себя императором, но был побеждён Галлиеном. В 272 Зенобия, царица Пальмиры на короткое время завладела Египтом, но потеряла его, когда Аврелиан подавил её восстание. В июне/июле 297 Домиций Домициан поднял восстание против Диоклетиана и объявил себя императором, но его власть в Египте продержалась лишь до декабря того же года, когда Диоклетиан прибыл в Египет и подавил восстание.

Христианство в Египте

С возрастанием роли христианской церкви в Египте его глава, епископ Александрии становится властью, конкурирующей по авторитетности с губернаторами. В IV веке он известен под именами папы или архиепископа Александрийского. В отличие от светской администрации, в церковном отношении Египет оставался единым. Никейский собор в 325 году установил юрисдикцию епископа также над Ливией и Пятиградьем, что не соответствовало общеимперскому принципу дублировать в церковном управлении светское.

Пытаясь назначить в Александрию арианского епископа, императоры Констанций II и Валент II несколько раз изгоняли из города Афанасия Великого. Поддержка арианства прекратилась с воцарением в 379 году Феодосия, установившего в своём кодексе равные статусы для патриарха Петра II и папы Дамасия.

Территориальное деление

В 298 провинция Египет была разделена на три провинции: Фиваида, лат. Aegyptus Jovia и лат. Aegyptus Herculia (Диоклетиан имел эпитет Jovius, то есть — Юпитеров, а Максимиан — Herculius, то есть — Геркулесов), которые вошли в диоцез Восток (лат. Oriens ). Позже из этого диоцеза был выделен отдельный диоцез Египет, делившийся на провинции:

Эпоха Римского владычества и раннее христианство в Египте

Оккупация Египта римлянами отличалась от завоевания страны греками в эпоху Птолемеев.
Александр Великий вошел в Египет без единого сражения, римские же войска начали военные действия против египтян с момента пересечения границы. Птолемеи сами правили в Египте, римские императоры жили в Риме и управляли страной через префектов. Однако для местного населения представителем царской фамилии являлся именно префект, а не абстрактный император. Но чиновники в отличие от фараонов не исполняли церемониальных обязанностей священного царствования, которые традиционно были исключительно личностными. Таким образом начали происходить серьезные изменения в управлении страной.

Император Август совершил непростительную ошибку, упразднив греческий сенат в Александрии и отобрав административную власть у греческих чиновников.
Еще большее недовольство вызвало его согласие вернуть царю иудеев Героду земли, пожалованные Клеопатре в то время, когда она нашла прибежище в Сирии, и предоставить самоуправление греческим евреям в Александрии. Эти необдуманные решения привели к стычкам между греками и евреями, к которым впоследствии присоединились и римляне, тщетно пытавшиеся восстановить спокойствие. Таким образом, начало христианской эры в Александрии было ознаменовано смутой. В 47 г. до н.э. во время пожара в гавани пламя перекинулось на библиотеку при Мусейоне. В огне погибло 490 тыс. папирусных свитков.

Римляне завоевали Александрию, столицу Египта, Вавилон (Старый Каир) и Нижний Египет, а также Суэн (Асуан).
Они рассматривали страну как кладовую зерна, поставляемого в Рим. Поэтому на обитателей долины Нила был возложен большой налог. А для этого проведена перепись всех деревень, составлены списки их жителей. То, что было обычной процедурой в Риме, в Египте расценивалось как нарушение частной жизни. Расчет собираемого зерна производился не на основе урожайности земли, а в зависимости от количества мужчин в селении.

Египтяне достигли определенного благополучия в эпоху Птолемеев, по римляне не приняли это во внимание.
И как только император Траян (I-II вв. н.э.) издал указ о наборе крестьян в армию, возникли серьезные проблемы. Император Адриан снизил размер земельной ренты, освободил от налогов жителей греческих городов и греческих поселенцев города Файюма, а для египтян ввел единый налог - без учета дохода семьи, возраста кормильца, его способности трудиться. Наступили трудные времена. Сохранились записи, свидетельствующие о том, что только в одной деревне лишились своего имущества сначала 43, затем 60 и 100 жителей. Некоторые должники нашли убежище в отдаленных районах пустыни, другие спрятались в пещерах и древних гробницах, расположенных в долине Нила. Если мужчины убегали или прятались, то их семьи подвергались наказанию.

Римляне, выражавшие уважение лишь египетскому жречеству, возводили новые храмы или достраивали старые, начатые еще в эпоху Птолемеев.
Храм богини Хатор в Дендера был завершен 185 лет спустя после его основания, во времена императора Тиберия (14-37 гг.). Святилища в традиционном стиле были достроены в Иене, Ком-Омбо и Филэ. Нужно отметить, что места расположения для этих храмов были выбраны совсем не случайно: Иена служила центром местной торговли с ранних времен, Ком-Омбо, расположенный на горе, контролировал торговые пути в Нубию, а Филэ охранял южные рубежи Египта.

Раннее христианство в Египте

Таковы были условия жизни в Египте в самом начале христианской эры, когда апостол Марк проповедовал в Александрии.
Нет точных сведений, в какое время христианство начало распространяться в Египте, но Новый Завет, найденный в Бахназе, в Среднем Египте, относится к 200 г., а фрагмент "Евангелия от Иоанна" из Верхнего Египта написан на коптском языке даже в более ранний период.

В соответствии с традицией в 40 г. в Александрии впервые проповедовал христианство апостол Марк и несмотря на упорное сопротивление древних языческих культов, новая религия постепенно завоевывала признание.
Во II в. в Александрии была основана Дидаскале - христианская богословская школа, которая помогала талантливым и ревностным проповедникам, таким, как Климент Александрийский (150-215 гг.) и Ориген (185-252 гг.), распространять христианскую веру в образованных кругах того времени. При римском императоре Деции (201-251 гг.), яром преследователе христианства, начали развиваться монашество и монастырская жизнь. Спасаясь от преследований, отшельники селились в глухих местах Синайского полуострова. Впоследствии они перешли к монастырской совместной жизни под влиянием примера св. Антония и его ученика Пахомия. По мере усиления преследований внутри христианской общины возникли религиозные разногласия. Инициатором одного из самых знаменитых споров был Арий Александрийский (280-336 гг.), основатель арианского учения, объявленного ересью Никейским вселенским собором (325 г.).

Катехизаторская школа в Александрии стала первым важным институтом религиозного обучения в эпоху христианской античности.
Основанная в 190 г. Пантанием, христианским ученым, который, по преданию, пришел в Александрию десятью годами раньше, она обучала не только теологическим дисциплинам, но математике и другим общеобразовательным предметам. Появление этой школы по времени совпадает с первыми выступлениями римлян против христиан в Александрии.

Климент (160-215 гг.), преемник Пантания, стремившийся к синтезу эллинистического философского "гуманизма" и христианской веры, преподавал в Александрии более 20 лет. Его сменил Ориген (185-253 гг.), теолог и писатель, один из величайших апологетов раннего христианства. Как и Климент, он серьезно критиковал гностицизм (от греческого gnosis, или познание), религиозное движение поздней античности.

Гностицизм

Происхождение этого движения до сих пор окончательно не выяснено:
Гностицизм связан с ортодоксальным христианством со II в. Почти нет документальных свидетельств о его возникновении.

Некоторый свет проливает собрание древних рукописей, найденных в Наг-Хаммади, в Верхнем Египте, в 1945 г.
Их тексты были скопированы с оригинальных произведений второй половины I в. Двенадцать священных рукописей, переведенных на коптский язык (язык египтян того времени), были очень разнообразны по содержанию. Они включали "Евангелие от Фомы"; собрание высказываний, приписываемых Иисусу; выдержки из "Государства" Платона и неканонические (секретные) книги, относящиеся к зороастризму и манихейству. И совсем неудивительно, что гностицизм, включавший столь разнообразный набор всяческих учений, подвергался нападкам со стороны ортодоксальных христиан. Тем не менее обнаруженные рукописи свидетельствуют, что это движение имело более глубокое историческое значение, чем предполагалось ранее.

Неоплатонизм

Самое непримиримое противодействие христианству в течение долгого времени исходило от неоплатонизма.
Эта философская школа, возникшая в Александрии в III столетии, развила объективно-идеалистическое учение Платона, давая объяснение вселенной как иерархии, восходящей от материи к душе, от души к разуму, от разума к Богу. Неоплатоники понимали реальность как духовный мир, созерцаемый разумом, и допускали наличие материи как формального существования. Отшельничество было частью их этического кода, побуждавшего подниматься от оков материи к духовному миру и становиться единым со Святым Духом.

Первый неоплатоник, Аммоний Саккас, был учителем Оригена и бывшим христианином, в то время как его последователи - Плотин, Порфирий, Ямнлих, Гипатия и Прокл - все были язычниками. Плотин родился в Асьюге и имел много последователей в Риме. Наиболее развернутую критику христианства с позиций неоплатонизма дал Порфирий, написавший полемическое сочинение "Против христиан" в 15 томах. Они были сожжены церковниками. Но некоторые христиане изучали неоплатонизм. Порфирий нашел переводчиков, осуществивших кооптацию своих идей в учение ранней Церкви.

Большинство работ неоплатоников сохранилось, и к концу средних веков многие европейцы смогли познакомиться с ними.
В то время греческий язык знали не только церковники, но и аристократы, особенно популярен он был в Италии. Неоплатонизм очень быстро завоевывал популярность. За несколько лет он распространился по всей Западной Европе, питая культурное течение, известное как Возрождение. Картины Боттичелли и Тициана, гравюры Дюрера, скульптуры Микеланджело, поэзия Шекспира - все эти творения корнями уходят в образы и идеи этого учения. Идеи неоплатонизма стали ключевыми моментами в понимании древней языческой культуры, разрушенной Церковью в Египте и других странах.

Религиозные притеснения в Египте

Начало Иночества

Святые Павел Фивский, осиротевший в юношестве, и Антоний, происходивший из богатой семьи землевладельцев, были первыми египетскими духовными лидерами.
Не знавшие друг о друге, они оба удалились от мира и проводили жизнь в медитациях и молитвах. Павел был старше Антония и слыл хорошим врачевателем. По преданию, он ушел в пустыню в возрасте 16 лет, спасаясь от преследования Деция. Антоний продал все свое наследство и, раздав деньги беднякам, удалился в долину Нила, поселившись в горах, известных сегодня как Южная Калала.

Эти двое, обладавшие даром пророчества, собирали вокруг себя других отшельников.
В это время тысячи уединившихся от мирской жизни людей искали себе учителей, подобных Павлу и Антонию, которые могли бы дать наставление в обстановке духовности и конфиденциальности. В силу того что иночество распространялось все шире, стали развиваться различные его традиции. Нельзя с уверенностью утверждать, кто был первым отшельником: Павел или Антоний. Хотя отдают предпочтение последнему. Пещеру, где укрывался св. Антоний от непрошеных гостей, можно увидеть и сегодня. Она расположена в конце узкого туннеля, начинающегося с выступа, под которым есть маленькая терраса. Вот там-то, по преданию, он и плел корзины из пальмовых листьев.

В 284 г. на престол вступил император Диоклетиан, чьи реформы оказали существенное влияние на развитие христианства.
Он разделил империю на четыре основные провинции, усилил армию, ввел новую систему налогообложения, основанную на плодородии земельных наделов. Египтян стали привлекать к государственной службе. А чтобы легче их было контролировать, ввели новый официальный язык - латинский. Нет никакого сомнения, что причиной всех этих реформ стало желание укрепить и усилить Римскую империю, но делалось это с помощью войск. 20-летний период правления Диоклетиана был отмечен многочисленными выступлениями вассальских провинций. Сильнейшее восстание подняли египтяне. Будучи непримиримым врагом христиан, Диоклетиан принуждал их вернуться к древней религии. Христиан начали выгонять со службы, их частные владения конфисковывались, храмы разрушались до основания. Найденные христианская литература и копии священных писаний сразу же сжигались. Тысячи людей погибли в период преследования, многие скрылись в пустыне, сохранив приверженность христианскому учению, для воспитания новообращенных.

Христианская церковь воспевает как мучеников, так и проповедников.
Первые умерли за свою веру, вторые продолжали жить для распространения своего учения. В мире нужды и жестокости религия, проповедовавшая счастливую жизнь после смерти, была встречена с энтузиазмом.

Первые монашеские реформы

Святой Пахом (Пахомиум - по-латыни, по-арабски - Анба Бакхум), родившийся в 285 г., первым увидел преимущества в организации и широком распространении отшельнических общин и стал основателем монашества в Египте.
Египтянин, выучивший греческий язык в достаточно зрелом возрасте, он основал свое братство возле Ахмина, где в горах проживало множество отшельников. Пахом собрал их всех вместе и предложил распорядок на каждый час дня и ночи. Основными его тезисами были: в здоровом теле - здоровый дух; не стоит слишком усердствовать в какой-либо работе, даже в духовных размышлениях.

Пахом хотел создать религиозную, просвещенную и самообеспечиваемую общину, которая смогла бы служить примером для других.
Кандидат в монашеское братство не должен был демонстрировать подвигов умерщвления собственной плоти, а просто пройти испытательный срок, после которого он получал монашескую одежду и официально вступал в братство.

Ведя образцовый образ жизни, монахи возвращали плодородие земле, восстанавливали ремесла и, что более важно, поддерживали связи с соседними нехристианскими общинами. Существуют многочисленные свидетельства того, что иноки помогали людям зерном, продуктами, снабжали ремесленными изделиями, оказывали в случае необходимости медицинскую помощь. Нередко выступали в роли посредников в разрешении различных конфликтов, случавшихся в семье или между соседями.

Когда монастырь окреп, Пахом двинулся дальше и основал вторую обитель и затем еще одну.
Он стал основателем 11 монастырей в Верхнем Египте, среди них было два женских. Но не все отшельнические общины руководствовались принципами св. Пахома. Те братства, которые сложились вокруг духовных учителей св. Антония и св. Макария, не жили в обители, а только раз в неделю собирались на обедню и совместно принимали пищу, затем на собрании распределяли работу на следующую неделю.

Все христианские монастыри напрямую или косвенно связаны с обителями Пахома:
св. Василий - организатор монашеского братства в Малой Азии, чьим принципам следуют церкви Востока, посетил Египет в 367 г.; св. Бенедикт, основавший монастыри на Западе в VI в., использовал принципы св. Пахома, но в более строгой форме.

Обращение язычников и полемика

В 312 г. был обращен в христианство император Константин, а через некоторое время последовал Миланский эдикт, по которому христианство получило привилегии на всей территории Римской империи. Наконец и в Египте стало безопасно признавать себя христианином. Но к сожалению, теологические дискуссии, не затихавшие в период раннего христианства, стали еще более ожесточенными в IV в.

Главным предметом разногласий была трактовка личности Христа и связанное с ней толкование догмата Троицы.
В начале IV столетия доктринальное содержание всех споров вокруг вопроса о соотношении Отца и Сына вылилось в борьбу между арианством и афанасианством (от имен Ария и Афанасия - деятелей Египетской церкви). Арий попытался внести логическую последовательность в учение Церкви об отношении Христа как Сына Божия к Богу-Отцу: он отстаивал монотеистическую трактовку понятия трансцендентного бога: сын, по его мнению, не мог быть своим же отцом, понятие сыновства связано с рождением, т.е. возникновением во времени. Сторонники Афанасия верили, что Отец и Сын были одной природы и, таким образом, Иисус был и человеком и богом в одном лице.

Император Константин пытался не допустить раскола в христианской церкви.
Он писал лидерам противоборствующих сторон: "Я внимательно рассуждал о начале и предмете вашего спора; повод к нему мне показался вовсе не таким, чтобы по нему надобно было начинать спор. Поэтому я решился написать вашему общему благоразумию настоящее послание и. объявляю себя посредником в вашем разногласии, и желаю, чтобы водворился мир между вами. " ("Деяния вселенских соборов", т. 1, стр. 29).

Объясняя мотивы, побудившие его написать это послание, Константин заявлял:
"Когда вы спорите между собою касательно неважных предметов, такое самое несогласие ваших мыслей не позволяет вам управлять таким множеством народа божия. Впредь в подобных вещах ни вопрошать, ни отвечать на вопросы, потому что подобные вопросы, не предписанные законом, а предлагаемые одним любословием, хотя и можно задавать для упражнения ума, но мы должны держать их втайне, а не выносить легкомысленно в общественные собрания и не допускать необдуманно до слуха простою народа. " (там же, стр. 30).

Одним словом, император хотел подчеркнуть:
важно, чтобы Церковь помогала власти управлять народом, а уж если ей необходимо разбираться в догматических тонкостях, то делать это стоит втихомолку. Однако церковники не последовали совету Константина. И когда спор достиг своего апогея, он приказал собрать в 325 г. епископов в Никее (Малая Азия) на Церковный собор, вошедший в историю под названием I Вселенского. На нем присутствовали император Константин и 318 епископов с делегациями из Египта, Сирии, Ассирии, Малой Азии, Греции и с Запада. В состав александрийской делегации входили епископ Александр, дьякон Афанасий, его антагонист Арий и многие другие монахи и богомольцы.

Хотя Александр официально и возглавлял египетскую делегацию, но основным оратором стал дьякон Афанасий.
И во многом благодаря его красноречию, аргументированию и настойчивости участники пришли к мнению о том, что Отец и Сын имеют одну природу и решительно осудили взгляды Ария как еретические. Константин одобрил выводы епископов и издал указ об изгнании тех церковных иерархов, которые откажутся подписаться под ним.

Падение Александрии

Вскоре после Никейского собора Константин решил перенести свою столицу в древний город Византию, который впоследствии стал называться Константинополем или "городом Константина".
Это решение негативным образом отразилось на значении и престиже Александрии. Известный как Новый Рим, Константинополь стал хранилищем христианского и языческого искусства, культурным центром, отобрав эту роль у Александрии.

Египет вступал в эпоху церковной смуты, священники отлучали друг друга от Церкви, и толпы народа грабили храмы тех, кто находился в оппозиции.
Афанасия пять раз отправляли в ссылку. Он находил убежище у отшельников в пещерах близ Красного моря или в монастыре оазиса Харга.

При Феодосии I (379-395) христианство стало единой религией всей империи, и арианцев объявили еретиками.
Опальные епископы Александрии были восстановлены в правах, но в результате раздела империи между сыновьями Феодосия Гонорием и Аркадием (первый получил запад, второй - восток) власть церковников была ограничена. В Египте начался так называемый период византийского правления.

Периодизация Древнего Египта

Распространённая в современном мире периодизация Древнего Египта насчитывает множество периодов истории, причём их характеристики заметно различаются. Это государство возникло около 5,5 тысяч лет назад, когда по некоторым островам Земли ещё бродили последние карликовые мамонты.

Периодизация истории

История Древнего Египта кратко

Древние люди жили на территории Древнего Египта сотни и тысячи лет назад, о чём свидетельствуют разнообразные исторические находки. Этот период древнеегипетской истории называют доисторическим, а в конце медно-каменного века (додинастический период) две половины страны были объединены воедино под властью первой династии (начало династического периода). В целом же в периодизации Древнего Египта обычно рассматриваются временные рамки с середины IV тысячелетия до н. э. 30 года до н. э. , когда это государство было завоёвано Древним Римом и превращено в римскую провинцию.

Периоды истории Древнего Египта

Таблица периодов истории Древнего Египта (одна из классификаций)

Однако, характеристики разных периодов истории Древнего Египта имеют общие черты: фараон всегда был абсолютным монархом, являясь и главой правительства, и верховным военачальником. Он контролировал все ресурсы страны и вообще абсолютно всё, олицетворяя собой абсолютную власть. Династический период был самым долгим из всех, он продлился около 2700 тысяч лет. Последней правительницей независимого Египта была знаменитая Клеопатра, после смерти которой эта огромная страна превратилась в провинцию Рима. Позднее, после распада Римской империи на две, Западную и Восточную,, она вошла в состав Восточной (Византии), а в VII веке н. э. была окончательно завоёвана арабами.

Читайте также: