Рифмологион симеона полоцкого кратко

Обновлено: 05.07.2024

История создания сборника

Рукопись, которая сохранилась до нашего времени, считается рабочей или условно беловой. Окончательная версия сборника недоступна читателям, так как Полоцкий умер, не успев подготовить ни публикацию, ни парадный экземпляр.

Структура и основные идеи сборника

Отметим, что с обозначенными основными идеями сборника, которые были посвящены событиям жизни царской семьи и придворных, членам церковной епархии, встречаются также темы, связанные с близкими Симеону Полоцкому представителями придворной аристократии.

Интересен и тот факт, что Симеон Полоцкий почтенно относился и к членам семьи Б. М. Хитрово. Например, устами внучки Б. М. Хитрово произносятся некоторые стихи на Пасху (цикл на Воскресение Христово). Это демонстрирует особое почтение автора к семье Хитрово, так как все остальные стихотворения цикла были посвящены только представителям царской семьи.

Жанровая специфика

Поэтика текстов сборника

Пометы на полях рукописи

На полях также можно обнаружить карандашные записи, оставленные, вероятно, А. В. Горским и К. И. Невоструевым при описании рукописи.

Сборник в ряду других текстов автора

История изучения рукописи

Своим быстрым продвижением при московском дворе Симеон Полоцкий был обязан не только покровительству Паисия Лига­рида, но прежде всего той позиции, которую он занял с первого же дня своего приезда в Москву. Свидетель успехов русского оружия, завершившихся в 1667 г. окончательным присоедине­нием к России Левобережной Украины и Киева, свидетель роста международного авторитета Русского государства - одной из сильнейших держав в Европе во второй половине XVII в., горячий сторонник внешней и внутренней политики Алексея Михай­лович, Симеон Полоцкий всегда охотно шел навстречу пожела­ниям царя и выполнял все его поручения, нередко очень ответ­ственные.




В наиболее употребительных (у Симеона Полоцкого) разме­рах одиннадцатисложном и тринадцатисложном - стих, как правило, делится на две части отчетливой паузой, цезурой; в одиннадцатисложном стихе - после пятого слога (по схеме 5 + 6), в тринадцатисложном - пвсле седьмого слога (по схе­ме 7+6).

Пресветлый орле /Российская страны, (11)

честнокаменным /венцем увенчаны, (11)

Орле преславный, /высоко парящий, (11)

славою орлы /вся превосходящий. . . (11)

Слепец некто пять сотниц /златых цат имяше, (13)

яже в некоем месте /в земле спрятал бяше. (13)

Тыя сосед усмотрев /тайно ископал есть, (13)

но слепец татбу его /домыслом познал есть. . . (13)

Равносложность обусловила и самый способ чтения силла­бических стихов. Редкие ошибки в счете слогов - верный при­знак того, что счет этот несомненно воспринимался на слух. Стихи скандировались по слогам с выделением каждого слога: такое чтение привело и не могло не привести к тому, что неударные слоги стали произноситься с той же четкостью, что и ударные: различие между неударным и ударным слогами резко ослаблялось, если не стиралось совсем.

Творчество С. Полоцкого развивалось в русле пане­гирической и дидактической поэзии барокко с его обоб­щенностью и многозначностью символики, аллегорий, контрастностью и гиперболизмом, дидактическим мора­лизированием. Язык поэзии С. Полоцкого - чисто книжный, подчеркивающий отличие поэзии от про­зы. С. Полоцкий пользуется риторическими вопросами, восклицаниями, инверсивными оборотами. Тесно связан­ный с традициями архаического книжного языка, Симеон Полоцкий прокладывал пути развития классицистиче­ской поэзии.

Лекция 8. Своеобразие русской литературы XVIII в.

1. Своеобразие развития русской литературы XVIII в.

2. Периодизация русской литературы XVIII в.

Своим быстрым продвижением при московском дворе Симеон Полоцкий был обязан не только покровительству Паисия Лига­рида, но прежде всего той позиции, которую он занял с первого же дня своего приезда в Москву. Свидетель успехов русского оружия, завершившихся в 1667 г. окончательным присоедине­нием к России Левобережной Украины и Киева, свидетель роста международного авторитета Русского государства - одной из сильнейших держав в Европе во второй половине XVII в., горячий сторонник внешней и внутренней политики Алексея Михай­лович, Симеон Полоцкий всегда охотно шел навстречу пожела­ниям царя и выполнял все его поручения, нередко очень ответ­ственные.

В наиболее употребительных (у Симеона Полоцкого) разме­рах одиннадцатисложном и тринадцатисложном - стих, как правило, делится на две части отчетливой паузой, цезурой; в одиннадцатисложном стихе - после пятого слога (по схеме 5 + 6), в тринадцатисложном - пвсле седьмого слога (по схе­ме 7+6).

Пресветлый орле /Российская страны, (11)

честнокаменным /венцем увенчаны, (11)

Орле преславный, /высоко парящий, (11)

славою орлы /вся превосходящий. . . (11)

Слепец некто пять сотниц /златых цат имяше, (13)

яже в некоем месте /в земле спрятал бяше. (13)

Тыя сосед усмотрев /тайно ископал есть, (13)

но слепец татбу его /домыслом познал есть. . . (13)

Равносложность обусловила и самый способ чтения силла­бических стихов. Редкие ошибки в счете слогов - верный при­знак того, что счет этот несомненно воспринимался на слух. Стихи скандировались по слогам с выделением каждого слога: такое чтение привело и не могло не привести к тому, что неударные слоги стали произноситься с той же четкостью, что и ударные: различие между неударным и ударным слогами резко ослаблялось, если не стиралось совсем.

Творчество С. Полоцкого развивалось в русле пане­гирической и дидактической поэзии барокко с его обоб­щенностью и многозначностью символики, аллегорий, контрастностью и гиперболизмом, дидактическим мора­лизированием. Язык поэзии С. Полоцкого - чисто книжный, подчеркивающий отличие поэзии от про­зы. С. Полоцкий пользуется риторическими вопросами, восклицаниями, инверсивными оборотами. Тесно связан­ный с традициями архаического книжного языка, Симеон Полоцкий прокладывал пути развития классицистиче­ской поэзии.

© 2011 г. Л.И. САЗОНОВА

Россия вступила в раннее Новое время, имея еще ярко выраженный средневековый облик, а вышла из него, обладая достаточно обширным жанровым репертуаром литературы новоевропейского типа. Эта эпоха в русской культуре стала прорывом в мир новых литературных форм [1]. Ведущим защитником и представителем культурных и эстетических инициатив, которые в равной мере и привлекали московскую элиту, и вызывали ее недоверие в период, непосредственно предшествующий правлению Петра Великого, стал Симеон Полоцкий (Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович, XII.1629-25.VIII.1680) - одна из редких фигур в истории культуры, объединившая в своей творческой судьбе все ветви восточного славянства.

Сазонова Лидия Ивановна - д-р филол. наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН.

Симеон Полоцкий стал первым в России и придворным, и профессиональным поэтом.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

В практике русского стихотворства второй половины XVII в. укореняется правильно организованное силлабическое стихотворство, отличительной особенностью которого является равносложность стихов (большею частью 13 или 11 в каждой строке), цезура в середине стиха и парная женская рифма.

Официальные отношения Полоцкого (он был придворным поэтом и наставником царских детей) к царскому двору обусло­вили культивирование писателем жанра хвалебных, панегирических стихотворений, по темам и по форме являвшихся прямыми пред­шественниками торжественных классических од русских поэтов XVIII в.

В шуточных и сатирических стихотворениях Симеона Полоц­кого делается попытка обрисовать бытовые стороны жизни стилем реалистического письма. В некоторых стихотворениях Симеон Полоцкий выступает в ка­честве обличителя тех отрицательных черт, какие присущи были различным слоям современного ему общества.

Человек некий винопийца бяше,

Меры в питии хранити не знаше.

Темже многажды повнегда упися,

В очию его всяка вещь двоися,

В едино время прииде до дому

И вся сугуба зрешася оному.

Име два сына, иже предстояста, –

Ему четыре во очию стаста.

Он нача жену абие мучити, –

Дабы ему правду хотела явити,

Когда два сына новая родила

И с коим мужем она приблудила.

… Муку жестоку нача умышляти.

Взял есть железо, огнем распаляше,

Ко жене бедней жестоко вещаше:

«Аще ты инем мужем не блужденна,

Сим не будеши огнем опаленна.

… Ятся железа, люте опалися,

Болезни ради в мале отрезвися.

И се – два сына точию видяше,

Невинность жены, свою вину знаше,

Срамом исполнен, во печали был есть

И прощения у жены просил есть.

Тако пиянство ум наш помрачает.

Всяк убо того верный да гонзает!

Чин купецкий без греха едва может быти,

на многих бо я злобы враг обыче лстити;

Изрядное лакомство в купцах обитает,

еже в многия грехи оны убеждает.

Во-первых, всякий купец усердно желает,

малоценно да купит, драго да продает.

Грех же есть велий драгость велию творити,

малый прибыток леть есть без греха

строити. Вторый грех в купцах часто есть лживое слово,

еже ближняго в вещех прелстити готово.

Третий есть клятва во лжу, а та умноженна,

паче песка на брезе морстем поолженна.

… Осмый, – яко темная места устрояют,

да худыми куплями ближние прелщают,

Да во темности порок купли да не узрится

и тако давый сребро в купли да прелстится.

О сынове тмы люты! Что сия творите?

Лстяще ближне вашы, сами ся морите.

В тму кромешную за тму будете ввержени,

от света присносущна вечно отлучени!

Отложите дела тмы, во свете ходите,

да взидите на небо, небесно живите!

Брат некий в обители смиренно живяше

И без прекословия началных слушаше.

Тамо близ бяше блато, во немже живяху

Многи жабы и воплем своим досаждаху.

Ныне же человеци во церкви стояще,

Молбы си при безкровной жертве приносяще,

Многим глаголанием досады творяют.

Речеши ли молчати, никако слушают,

Еще огорчившеся, хулят иерея,

Обличения злобы не любят своея.

Наипаче сокочут язычныя бабы,

Досаждающе паче, неже овы жабы.

Тщитеся убо, бабы, жабы подражати,

Во время жертв духовных глас свой удержати.

Монаху подобает в келий седети,

Во посте молитися, нищету терпети,

Искушения врагов силно побеждати

И похоти плотския труды умерщвляти, –

Аще хощет в небеси мзду вечную взята,

Неоскудным богатством преобиловати.

… Но увы безчиния! Благ чин погубися,

Иночество в безчинство в многих преложися.

О честных несть зде слово: тыя почитаю,

Безчинныя точию с плачем обличаю.

Не толико миряне чревы работают,

Елико то монаси поят, насыщают.

Постное избравши житие водити,

На то устремишася, дабы ясти, питии…

… Престаните, иноцы, сия зла творити,

Тщитеся древним отцем святым точни быти.

Да идеже они суть во вечной радости,

Будете им общници присныя сладостей!

Малая часть телесе язык человека,

но не виде злейшия ничто же от века,

Ибо аще малое слово изпущает,

хулно или клеветно, многи убивает.

… И никими мерами может ся сокрити,

весть же сердца человек многих озлобити.

Убо разсудно слово всякое пущайте,

да не будет стрелою, прилежно смотряйте;

Аще бо яко стрела пойдет, то вратится

не к языку, но в сердце и смерть приложится.

Срам честный лице девы украшает,

Егда та ничесоже не лепо дерзает.

Знамя же срама того знается оттуду,

Аще очес не мещет сюду и онуду,

Но смиренно я держит низу низпущенны.

Постоянно, аки бы к земли пристроённы.

Паки аще язык си держит за зубами,

А не разширяет ся тщетными словами.

Мало бо подобает девам глаголати.

Много же к чистым словом уши приклоняти.

Комидия притчи о блудном сыне

Не тако слово в памяти держится,

Яко же аще что делом явится.

Христову притчю действом прояити

Зде умыслихом и чином вершити.

О блуднем сыне вся речь будет наша,

Аки вещь живу, узрит милость ваша.

… Не токмо сердцам, но душам спасенна,

Велию ползу может притча дати,

Токмо изволте прилежно внимати.

[Первая часть начинается с монолога отца, который делит свое имение между обоими сыновьями и дает им наставления. Он советует им надеяться на Бога, руководиться в жизни правилами благочестия и хранить христианские добродетели. Отцу отвечают оба сына, но отвечают по-разному.]

Сын старший глаголет к отцу:

Отче мой драгий! отче любезнейший!

Аз есмь по вся дни раб ты смиреннейший;

Не смерти скоро аз желаю тебе,

Но лет премногих, яко самому себе.

Честнии руце твои лобызаю,

Честь воздаяти должну обещаю,

Уст твоих слово в сердци моем выну

Сохраню, яко подобает сыну.

… С тобою самым изволяю жити,

Неже всем златом обогащен быти.

Сын юнеишии к отцу:

Заключение видит ми ся быти, –

В отчинной стране юность погубити.

Бог волю дал есть: се птицы летают,

Зверие в лесах волно пребывают.

И ты мне, отче, изволь волю дати,

Разумну сущу, весь мир посещати.

Твоя то слава и мне слава будет,

До конца мира всяк нас не забудет.

[Отец пробует убедить сына остаться дома, приобрести житейский опыт и потом уже пускаться в путь, но младший сын возражает]

Симеон Полоцкий история кратко

Симеон Полоцкий, оставшийся под этим именем в истории, на самом деле при крещении получил имя Самуил, а фамилия его была — Петровский-Ситнианович. Родился он в Полоцке или его окрестностях в 1629 году. В конце 1640-х годов учился в Киево-Могилянской коллегии, бывшей средоточием православной учености в юго-западной Руси. Позже, вероятнее всего, молодой человек продолжил образование в Виленской иезуитской академии, где, по некоторым данным, вступил в униатский базилианский орден. Исследователями этот факт часто ставится ему в вину, но по-другому получить приличное образование в те времена было невозможно — этот путь прошли многие выходцы из южной Руси, после униатского искуса вернувшиеся в лоно православия, перебравшиеся в Россию и ставшие знаменитыми церковными иерархами.

Памятник Симеону Полоцкому в Полоцке

Симеон Полоцкий в Москве

Симеон Полоцкий родоначальник русской силлабической поэзии

Смерть Симеона

Умер просветитель в 1680 году. Похоронили его в Заиконоспасском монастыре.

Увы, посмертная судьба оказалась к Симеону Полоцкому не слишком милостива. В конце 1680-х годов его религиозные сочинения были осуждены и запрещены — по настоянию Патриарха Иоакима, который всегда недолюбливал выходцев из юго-западной Руси, не без оснований считая их зараженными латинством. Лучший ученик Симеона Сильвестр Медведев, обвиненный в ереси, был обезглавлен.

Читайте также: