Резервное копирование информации кратко

Обновлено: 04.07.2024

О технических средствах резервного копирования и восстановления информации сказано уже очень много, поэтому в этой статье мы рассмотрим создание бекапов больше с точки зрения организации этого процесса. Эффективные системы резервного копирования информации подразумевают, в первую очередь, грамотную стратегию, организационные решения и политики сохранения данных.

Основными тенденциями на 2017-2019 годы мы видим следующие виды резервного копирования:

  • копирование в облако с любых устройств по принципу “подписки” за каждый гигабайт данных с помощью облачных сервисов, которые через предустановленный в систему агент “заливают” копии в облако . Пример тому — Commvault;
  • копирование в облако с помощью Veaam и подобных продуктов (Acronis/Symantec/HP Data Protector). Требует подготовки провайдера, настройки коннектора между облаком провайдера и “наземной” виртуальной средой;
  • копирование “инхаус” с помощью софтовых решений от производителей NAS систем или выделенных хранилищ корпоративного сектора;
  • распределенный бекап с помощью встроенных в ОС Windows Server решений.

Задачи резервного копирования в организации

Резервное копирование информации чаще всего преследует две цели:

  • сохранить данные для максимально быстрого восстановления (disaster recovery), если с ИТ-системой компании произошла авария, ее атаковал вирус и т.д. У таких резервных копий сравнительно небольшой период хранения (чаще всего сутки или двое, потом они перезаписываются более новыми), к данным можно получить доступ очень быстро. Копируются пользовательские и бизнес-данные, а также настройки ОС, прикладного ПО и вся информация, необходимая для восстановления работоспособности системы;
  • создать долговременный архив сведений о деятельности компании, к которому можно обратиться при необходимости получить данные за прошедшие периоды. Такие архивы хранятся долго (месяцы и годы), скорость доступа к ним не особенно важна – обычно не страшно, если получение данных займет несколько дней. Хранятся только бизнес-данные и данные пользователей, нет необходимости хранить какую-либо системную информацию.

Например, в копии для быстрого восстановления системы вам может быть доступна только последняя, актуальная версия какого-либо документа, а в архиве могут храниться все его прошлые версии.

Резервное копирование VS Избыточное резервирование

Пример избыточного резервирования:

Такая избыточность повышает надежность системы, однако она не заменяет резервное копирование. Ни RAID-массив, ни кластер никак не обезопасит данные от действия вируса, удаления из-за ошибки пользователя или нарушения файловой системы, так как данные будут затронуты все равно по всей системе, не останется неповрежденной копии для восстановления. К тому же, ни одно из приведенных средств не решит полноценно задачу вести долговременный архив данных компании.

Распорядок резервного копирования

Сам по себе процесс резервного копирования ощутимо нагружает сервер, информация с которого копируется, вплоть до отказа определенных сервисов и недоступности для пользователей. К тому же очень желательно, чтобы в данные не вносились изменения в тот момент, когда они копируются – это может вызвать различные коллизии.

Виды резервного копирования в организации

Существуют разные технологии резервного копирования, которые отличаются затратами средств и времени:

  • полное резервное копирование – выбранные данные копируются целиком. Самый надежный способ, но требует наибольшего количества ресурсов, места для хранения данных и времени копирования, поэтому в чистом виде применяется редко, обычно комбинируется с другими видами (например, первый раз с системы снимается полная копия, а потом резервируются только внесенные изменения). Позволяет восстановить утраченные данные с нуля быстрее всех остальных видов копирования;
  • инкрементное копирование – записываются только те данные, которые были изменены со времени прошлого бэкапа. Для таких копий требуется значительно меньше памяти, чем при полном копировании, и снимаются они значительно быстрее. Разумеется, при таком подходе необходимо периодически делать и полную резервную копию, при любой аварии систему восстанавливают из такой копии, а затем накатывают на нее все последующие инкрементные копии в хронологическом порядке. Важный момент: инкрементное копирование восстанавливает удаленные файлы и все предыдущие версии файлов, которые изменялись, так что при восстановлении следует предусмотреть дополнительное дисковое пространство на этот случай;
  • дифференциальное резервное копирование – похоже на инкрементное, т.е. копируются только изменения, сделанные с момента последнего полного копирования. Отличие в том, что в каждую последующую копию сохраняются изменения из предыдущей и добавляются новые. Получается, что для восстановления после аварии понадобится только полная копия и последняя из дифференциальных, что значительно сокращает время восстановления. Минусами, по сравнению с инкрементным копированием, являются большой объем копий (иногда сравнимый с полным копированием) и большее время копирования.

Топология резервного копирования

По своей топологии схемы резервного копирования также различаются.

  • Децентрализованная схема. Её суть в том, что на каждом сервере и рабочей станции может быть собственное ПО для резервного копирования, работающее независимо от других узлов сети. Все данные выгружаются на какой-либо общий сетевой ресурс, откуда потом попадают в архив или восстанавливаются, при необходимости. Достоинства схемы в том, что она чрезвычайно простая, легко реализуется и обычно не требует дополнительного ПО, копирование выполняется штатными средствами операционной системы или СУБД. Есть и недостатки – сложно установить общую политику резервного копирования и защиты информации, общее для всех программ расписание бэкапов, настраивать и мониторить деятельность каждой из программ придется отдельно, что усложняет администрирование. Поэтому децентрализованная схема резервного копирования подойдет либо для небольшой и несложной сети, либо для случаев, когда централизованную схему невозможно организовать в силу каких-либо ограничений;
  • Централизованная схема – для ее реализации необходимо специализированное клиент-серверное ПО. Серверная часть устанавливается на сервер резервного копирования и централизованно управляет установленными у пользователей программными агентами, которые собирают, копируют информацию о системе или восстанавливают ее из копии. В таком варианте легко настраивать общие политики создания резервных копий, расписание бэкапов, все участники могут работать согласно с общей для компании инструкцией по резервному копированию информации;
  • Централизованная схема резервного копирования без программ-агентов – упрощенный вариант предыдущей схемы, когда серверная часть использует только существующие службы и сервисы (например, собирает данные из специально назначенных общих папок Windows). Схема не очень надежная, в ней есть известная проблема, когда открытые в текущий момент для редактирования файлы не попадают в резервную копию и при сбое системы могут быть утрачены. Поэтому применять ее стоит только на небольших сетях и при условии высокой пользовательской дисциплины;
  • Смешанная схема – сочетание централизованной и децентрализованной. Программы-агенты устанавливаются только на некоторых серверах сети, от остальных устройств данные на эти сервера отправляют их локальные программы, каждая своими средствами. А уже с этих серверов накопленную информацию программы-агенты централизованно соберут, обработают и отправят в общее хранилище.

Место хранения резервных копий

Чтобы еще больше обезопасить информацию от возможной потери, желательно физически хранить резервные копии отдельно от основного оборудования, на котором развернута рабочая система. При этом необходимо обеспечить возможность быстро получить эти копии, если действительно возникнет такой случай, когда данные необходимо восстанавливать.

Наиболее популярный метод – хранить резервные копии в облаке в дата-центре (собственном или арендовать у провайдера), отправляя туда данные и получая их обратно по защищенному VPN-туннелю. Скорость передачи данных в таком случае ограничивается пропускной способностью канала, но большие объемы данных можно сжимать, используя алгоритмы сжатия или дедупликацию.

Также можно записывать данные на съемные физические носители, которые будут храниться за пределами офиса или здания компании. Плюсом данного подхода является его простота, минусами – необходимость организовать логистику перемещения физических носителей для перезаписи копий, для восстановления данных из копии, а также безопасное хранение данных (шифрование данных, договора о неразглашении с сотрудниками).

Организационные моменты и человеческий фактор

Кроме сугубо технических моментов, в организации резервного копирования информации важен и организационный аспект. Необходимо разработать положение о резервном копировании информации и добиться его выполнения всеми задействованными сотрудниками. В частности, в таком положении должно быть следующее:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Резервное копирование: назначение, виды

Резервное копирование ( англ. backup copy ) — процесс создания копии данных на носителе (жёстком диске и т. д.), предназначенном для восстановления данных в оригинальном или новом месте их расположения в случае их повреждения или разрушения.

Резервное копирование необходимо для возможности быстрого и недорогого восстановления информации (документов, программ, настроек и т. д.) в случае утери рабочей копии информации по какой-либо причине. Кроме этого, решается проблема передачи данных и работы с общими документами.

Требования к системе резервного копирования:

1. Надёжность хранения информации — обеспечивается применением отказоустойчивого оборудования систем хранения, дублированием информации и заменой утерянной копии другой в случае уничтожения одной из копий (в том числе как часть отказоустойчивости).

2. Многоплатформенность - полноценное функционирование системы резервного копирования в гетерогенной сети ( гетерогенная компьютерная сеть — вычислительная сеть , соединяющая персональные компьютеры и другие устройства с различными операционными системами или протоколами передачи данных ) предполагает, что её серверная часть будет работать в различных операционных средах и поддерживать клиентов на самых разных аппаратно-программных платформах.

3. Простота в эксплуатации — автоматизация (по возможности минимизировать участие человека: как пользователя, так и администратора).

4. Быстрое внедрение — простая установка и настройка программ, быстрое обучение пользователей.

Ключевыми параметрами резервного копирования являются:

- RPO — Recovery Point Objective;

- RTO — Recovery Time Objective.

RPO определяет точку отката — момент времени в прошлом, на который будут восстановлены данные, а RTO определяет время, необходимое для восстановления из резервной копии.

Виды резервного копирования

Существует несколько видов резервного копирования:

1. Полное резервное копирование (Full backup)

Полное копирование обычно затрагивает всю систему и все файлы. Еженедельное, ежемесячное и ежеквартальное резервное копирование подразумевает создание полной копии всех данных. Обычно оно выполняется тогда, когда копирование большого объёма данных не влияет на работу организации. Для предотвращения большого объёма использованных ресурсов используют алгоритмы сжатия, а также сочетание этого вида с другими: дифференциальным или инкрементным. Полное резервное копирование незаменимо в случае, когда нужно подготовить резервную копию для быстрого восстановления системы с нуля.

Обычно, полные резервные копии делают периодически и объединяют их с другими типами резервного копирования.

Преимущества Full Backup:

быстрое восстановление данных

все данные содержаться в одной резервной копии

Недостатки Full Backup:

требует много места для хранения резервных копий

высокая загрузка сети

длительное выполнение резервного копирования

hello_html_714c14ab.jpg

2. Дифференциальное резервное копирование (Differential backup)

Дифференциальная резервная копия позволяет быстрее восстанавливать данные по сравнению с инкрементным резервным копированием, поскольку для этого требуется всего две части резервной копии: полная резервная копия и последняя дифференциальная резервная копия. Скорость резервного копирования / восстановления, находится где-то между полным и инкрементным методом резервного копирования. Резервное копирование выполняется быстрее, чем полная резервная копия, но медленнее, чем инкрементное резервное копирование. Восстановление выполняется медленнее, чем у полной резервной копии, но быстрее, чем у инкрементных резервных копий. Объем памяти, необходимый для дифференциального резервного копирования, по крайней мере на определенный период меньше, чем требуется для полного резервного копирования и больше, чем требуется для инкрементного резервного копирования.

Преимущества Differential Backup:

резервное копирование быстрее, чем полное, но медленнее, чем инкрементное

восстановление быстрее, чем инкрементное, но медленнее чем полное

более надежный способ (для восстановления требуется только полная и последняя резервная копия)

Недостатки Differential Backup:

каждый последующий бэкап выполняется дольше по времени и занимает больше дискового пространства в хранилище

hello_html_m55d48f9c.jpg

3. Инкрементное резервное копирование (Incremental backup)

Преимущества Incremental Backup:

высокая скорость резервного копирования (копируются только блоки изменённых данных)

меньше места для хранения (по сравнению с полным)

большее количество точек восстановления

Недостатки Incremental Backup:

низкая скорость восстановления данных (необходимо восстановить как начальную полную копию, так и все последующие блоки)

менее надежна (зависит от целостности всех блоков в цепочке)

hello_html_m6a562d81.jpg

4. Клонирование

Клонирование позволяет скопировать целый раздел или носитель (устройство) со всеми файлами и каталогами в другой раздел или на другой носитель. Если раздел является загрузочным, то клонированный раздел тоже будет загрузочным.

5. Резервное копирование в виде образа

Образ — точная копия всего раздела или носителя (устройства), хранящаяся в одном файле.

6. Резервное копирование в режиме реального времени

Резервное копирование в режиме реального времени позволяет создавать копии файлов, каталогов и томов, не прерывая работу, без перезагрузки компьютера.

7. Холодное резервирование

При холодном резервировании база данных выключена или закрыта для потребителей. Файлы данных не изменяются и копия базы данных находится в согласованном состоянии при последующем включении.

8. Горячее резервирование

При горячем резервировании база данных включена и открыта для потребителей. Копия базы данных приводится в согласованное состояние путём автоматического приложения к ней журналов резервирования по окончании копирования файлов данных.

Схемы ротации

Смена рабочего набора носителей в процессе копирования называется их ротацией. Для резервного копирования очень важным вопросом является выбор подходящей схемы ротации носителей (например, магнитных лент).

1. Одноразовое копирование

Простейшая схема, не предусматривающая ротации носителей. Все операции проводятся вручную. Перед копированием администратор задаёт время начала резервного копирования, перечисляет файловые системы или каталоги, которые нужно копировать. Эту информацию можно сохранить в базе данных, чтобы её можно было использовать снова. При одноразовом копировании чаще всего применяется полное копирование.

2. Простая ротация

Простая ротация подразумевает, что некий набор лент используется циклически. Например, цикл ротации может составлять неделю, тогда отдельный носитель выделяется для определённого рабочего дня недели. Недостаток данной схемы — она не очень подходит для ведения архива, поскольку количество носителей в архиве быстро увеличивается. Кроме того, инкрементальная/дифференциальная запись проводится на одни и те же носители, что ведёт к их значительному износу и, как следствие, увеличивает вероятность отказа.

Данная схема рассчитана на десять наборов носителей. Период из сорока недель делится на десять циклов. В течение цикла за каждым набором закреплён один день недели. По прошествии четырёхнедельного цикла номер набора сдвигается на один день. Иными словами, если в первом цикле за понедельник отвечал набор номер 1, а за вторник — номер 2, то во втором цикле за понедельник отвечает набор номер 2, а за вторник — номер 3. Такая схема позволяет равномерно распределить нагрузку, а, следовательно, и износ между всеми носителями.

Хранение резервной копии

- Лента стримера — запись резервных данных на магнитную ленту стримера;

- DVD или CD — запись резервных данных на компактные диски;

- HDD — запись резервных данных на жёсткий диск компьютера;

- LAN — запись резервных данных на любую машину внутри локальной сети;

- FTP — запись резервных данных на FTP-серверы;

Причины утери информации

Эксплуатационные поломки носителей информации

Описание: случайные поломки в пределах статистики отказов, связанные с неосторожностью или выработкой ресурса. Если важная информация уже потеряна, то можно обратиться в специализированную службу, но надёжность не стопроцентная.

Решение: хранить всю информацию (каждый файл) минимум в двух экземплярах (причём каждый экземпляр на своём носителе данных). Для этого применяются:

- RAID 1, обеспечивающий восстановление самой свежей информации. Файлы, расположенные на сервере с RAID, более защищены от поломок, чем хранящиеся на локальной машине;

- Ручное или автоматическое копирование на другой носитель. Для этого может использоваться система контроля версий, специализированная программа резервного копирования или подручные средства наподобие периодически запускаемого cmd-файла.

Описание: шторм, землетрясение, кража, пожар, прорыв водопровода — всё это может привести к потере всех носителей данных, расположенных на определённой территории.

Борьба: единственный способ защиты от стихийных бедствий — держать часть резервных копий в другом помещении. В частности, помогает резервное копирование через сеть на компьютер, расположенный достаточно далеко (или в облачное хранилище данных).

- Установка антивирусных программ на рабочие станции. Простейшие антивирусные меры — отключение автозагрузки, изоляция локальной сети от Интернета, и т. д.

- Обеспечение централизованного обновления: первая копия антивируса получает обновления прямо из Интернета, а другие копии настроены на папку, куда первая загружает обновления; также можно настроить прокси-сервер таким образом, чтобы обновления кэшировались (это всё меры для уменьшения трафика).

- Иметь копии в таком месте, до которого вирус не доберётся — выделенный сервер или съёмные носители.

- Если копирование идёт на сервер: обеспечить защиту сервера от вирусов (либо установить антивирус, либо использовать ОС, для которой вероятность заражения мала). Хранить версии достаточной давности, чтобы существовала копия, не контактировавшая с заражённым компьютером.

- Если копирование идёт на съёмные носители: часть носителей хранить (без дописывания на них) достаточно долго, чтобы существовала копия, не контактировавшая с заражённым компьютером.

- Использование носителей с однократной записью: CD-R, DVD-R, BD-R. Их объём недостаточен для серьёзных применений.

Описание: намеренное или ненамеренное уничтожение важной информации — человеком, специально написанной вредоносной программой или сбойным ПО.

- Построить работающую систему резервного копирования — систему, которой люди реально пользуются и которая достаточно устойчива к ошибкам оператора. Если пользователь не пользуется системой резервного копирования, вся ответственность за сохранность ложится на него.

- Хранить версии достаточной давности, чтобы при обнаружении испорченных данных файл можно было восстановить.

- Перед переустановкой ОС следует обязательно копировать всё содержимое раздела, на которой будет установлена ОС, на сервер, на другой раздел или на CD/DVD.

- Оперативно обновлять ПО, которое заподозрено в потере данных.

Затруднения при резервном копировании

Законы об авторском праве и других исключительных правах могут запрещать или ограничивать копирование. Иногда для резервного копирования предусматриваются исключения (см. Свободное использование произведений, ограничения и исключения в области авторского права).

Условия использования проприетарного программного обеспечения и других несвободных произведений также могут ограничивать или запрещать резервное копирование.

Технические меры защиты от копирования затрудняют резервное копирование независимо от законов и условий.

Что такое резервное копирование (бэкап)

Вот мы и добрались до самой важной темы — резервное копирование.

В этом же уроке мы узнаем, почему теряются и повреждаются данные и как их обезопасить!

Содержание

Можно воспользоваться ссылками для быстрого перехода:

Отложите все дела и приготовьтесь к приёму полезной информации 🙂

Что такое резервное копирование (бэкап)?

Попробую описать простым языком, что такое резервное копирование:

Обратите внимание, в определении я уточнил, что копия должна быть на дополнительном носителе информации, это немаловажный момент. Почему? Давайте разберемся!

Зачем нужно резервное копирование?

Как вы уже догадались, компьютер – это не самое надежное устройство. Данные могут довольно легко повредиться или вообще разрушиться.

Если у вас нет копии, то восстановить важные документы, семейный фотоальбом и видеозаписи может быть очень сложно или совсем невозможно!

Резервное копирование служит спасательным кругом, который поможет восстановить ваши данные!

Также, бэкап пригодится при недоступности самого устройства (сдали компьютер в сервисный центр, потеряли телефон (тьфу-тьфу-тьфу) или просто забыли ноутбук на даче).

Что такое резервное копирование?

Что такое резервное копирование? Это ваше спасение!

Почему теряются данные

Если подумать, резервное копирование и не было бы нужно, если бы данные не терялись. Но способов потерять важную информацию очень много.

Давайте рассмотрим самые распространённые причины потери данных:

  1. Поломкакомпонентов компьютера. Жесткий диск может в любой момент выйти из строя по разным причинам (проявившийся брак, скачок напряжения, случайный удар или падение и т.д.). Флэш-память тоже не очень надежный носитель информации. Доверять важные данные одному устройству ни в коем случае нельзя!
  2. Программный сбой. Программы написаны людьми, а людям свойственно ошибаться. Из-за программного сбоя может не загрузиться операционная система, и вы не сможете воспользоваться содержимым компьютера. Ошибки в программах могут привести к повреждению или удалению файлов. Можно привести еще примеры, но суть, думаю, понятна: программы могут случайно навредить.
  3. Злоумышленники. К сожалению, наше общество тоже не идеально, и есть желающие воспользоваться чужим трудом, похитив устройство с информацией на нём. Есть и другой способ вредительства, который описан в следующем пункте:
  4. Вредоносные программы. Различные вирусы могут испортить/удалить ваши файлы или зашифровать с целью вымогательства у вас денег. Антивирус не всегда помогает (об этом мы поговорим в следующих IT-уроках).
  5. Пользователь компьютера. Да, ничего удивительного, пользователь очень часто сам виновен в потере своих важных документов. По невнимательности удалил или перезаписал новую версию документа старой, случайно удалил содержимое файла, забыл как назвал и куда положил… и т.д.

Я сам сталкивался с каждым из перечисленных пунктов и, если бы не резервное копирование, страшно представить, сколько времени потребовалось бы каждый раз на восстановление данных.

Что нужно копировать?

Перед тем как выполнить бэкап, разберемся, что же нужно копировать.

В первую очередь, нуждаются в защите ваши личные файлы:

  • фотографии и семейные видеозаписи;
  • рабочие документы;
  • закладки браузера;
  • важная сохраненная информация из интернета;
  • заметки;
  • контакты;
  • файлы настроек нужных программ;
  • прочие данные, которые тяжело восстановить.

Во вторую очередь, можно сделать резервное копирование операционной системы и программ, но об этом мы поговорим позже, на более высоком уровне сложности.

Не нужно делать резервное копирование тех файлов, которые вы можете легко восстановить (например, фильм, который вы скачали из интернета на два просмотра, музыка, которую вы и так удалите через неделю и т.д.)

Куда делать бэкап?

Сохраняйте резервную копию (бэкап) в надежном месте. Таким надежным местом можно считать внешний носитель информации, т.е. тот, который большую часть времени не подключен напрямую к вашему компьютеру.

1. Внешний жесткий диск. Устройство довольно надежное, но требует бережного отношения (не любит падений со стола или полки). Кстати, советую периодически контролировать здоровье, как внешнего жесткого диска, так и основного внутреннего.

3. Флэшка (USB-флэш-накопитель). Маленькие размеры и простота использования привлекают, но могут ввести в заблуждение на счет надежности, которая далека от идеала. Сразу скажу, что флэшку можно рассматривать лишь как дополнение к основным накопителям для резервного копирования (учтите, что изначально она создана для переноса данных).

Сколько должно быть копий?

Инфографика - три резервные копии

Инфографика: три резервные копии

Посмотрите на эту инфографику, и запомните: копии важных данных хранятся в трёх разных местах, на разных видах носителей (например, одна копия на внешнем жестком диске, вторая на DVD-диске, третья на сервере в Интернете).

Эти копии должны храниться отдельно от вашего компьютера (одну копию, в идеале, нужно хранить в другом здании или городе, на случай стихийных бедствий и… первой и пятой причин потери данных, описанных выше).

Как сделать резервное копирование (бэкап)?

Резервное копирование можно делать вручную или с помощью специальных программ (это значительно упрощает регулярное резервирование).

Любой способ сводится всего к четырем действиям:

Перед копированием можно выполнить архивацию ваших данных, чтобы они занимали меньше места (специальные программы для резервирования данных умеют делать это автоматически при копировании).

Как часто делать резервное копирование (бэкап)?

Делайте резервную копию регулярно: чем чаще вы делаете бэкап, тем меньше работы придется выполнить после восстановления.

Пример 1: вы пишете книгу, каждый день дописываете пять-десять страниц. Резервную копию нужно делать каждый день.

Пример 2: вы делаете курсовую работу, возвращаясь к ней раз в неделю. Бэкап делаете после каждого изменения, т.е. раз в неделю.

Пример 3: вы изредка что-то меняете в своих документах с разной периодичностью. Делаете резервное копирование раз в месяц.

Я рекомендую делать резервную копию не реже раза в месяц.

Главные правила резервного копирования!

Вроде бы всё просто, сделал копию важных данных и свободен. Но всегда следует учитывать следующие правила:

  1. Делайте резервную копию регулярно (чем чаще вы делаете бэкап, тем меньше работы придется выполнить после восстановления).
  2. У вас должно быть не менее двух копий данных на разных видах носителей (например, одна копия на внешнем жестком диске, вторая на DVD-диске, третья на сервере в Интернете).
  3. Копии должны храниться отдельно, одна из копий должна быть в другом здании или даже городе (если еще не догадались почему, то вспомните третью и пятую причину потери данных).
    После резервного копирования отключайте внешний накопитель от компьютера (чтобы избежать воздействия вирусов и проблем с питающим напряжением).
  4. Делайте резервную копию для всех ваших устройств (ноутбук, планшет, мобильный телефон, фотоаппарат и т. д.), ведь на них могут быть данные, которых нет на основном компьютере.
  5. Всегда… нет, ВСЕГДА проверяйте созданные копии на возможность восстановления! (хуже всего, когда вы думаете, что бэкап есть, но он поврежден/не читается/забыли пароль… и это становится известно на стадии восстановления данных)

А теперь перечитайте еще раз эти правила и запомните их раз и навсегда!

Небольшой опрос

Теперь, когда вы обладаете тайным важным знанием, я хотел бы попросить вас ответить на вопрос:

Благодарю за ответ!

Заключение

Итак, сегодня мы изучили самое важное, что должен знать любой пользователь компьютера (и не только). Мы узнали, что такое резервное копирование, зачем оно нужно и запомнили пять важных правил.


Защита данных предполагает наличие бэкапа — резервных копий, из которых можно выполнить их восстановление. Для большинства компаний и организаций резервное копирование данных относится к числу наиболее важных приоритетов. Около половины компаний работают со своими данными как со стратегическим активом. И ценность хранимых данных постоянно растет. Их используют для повышения качества обслуживания клиентов, поддержки текущей деятельности, исследований и разработок, учета, они задействованы в системах автоматизации, интернета вещей, искусственного интеллекта и др. Поэтому задача защиты данных от аппаратных сбоев, человеческих ошибок, вирусов и кибератак становится крайне актуальной.

В мире наблюдается рост киберпреступности. В прошлом году более 70% компаний подверглись кибератакам. Компрометация персональных данных клиентов и конфиденциальных файлов может иметь серьёзные последствия и приводить к огромным убыткам.

Вместе с тем появляется культура работы с данными, понимание того, что данные – это ценный ресурс, с помощью которого компания может получать дополнительную прибыль или сокращать издержки, а вместе с этим — и желание обеспечить надежную защиту своих данных.


Вариантов резервирования несколько: локальное или удаленное хранение резервных копий на собственной площадке, облачное хранение или бэкапы у хостинг-провайдеров.

Хранить и защищать

Как показывают результаты опросов, примерно четверть респондентов выполняет резервирование данных ежемесячно, столько же – еженедельно, и более четверти – ежедневно. И это вполне оправдано: в результате такой предусмотрительности почти 70% организаций избежали в минувшем году простоев из-за потери данных. В этом им помогают совершенствующиеся программные инструменты и сервисы.


При этом растет популярность облачного резервного копирования: продажи таких продуктов и сервисов, по прогнозам, будут расти более чем вдвое быстрее рынка программного обеспечения защиты данных в целом. По прогнозу Gartner, уже в этом году до 20% предприятий будут использовать резервное копирование в облако.


По прогнозам Marketintellica, мировой рынок ПО для создания и хранения резервных копий на своей (on premises) и на сторонней площадке (off-site) в ближайшей перспективе будет стабильно расти.

Требования к системам резервного копирования

Тем временем требования к программному обеспечению резервного копирования и восстановления данных меняются. Чтобы успешнее решать задачи защиты данных и оптимизировать расходы, компании готовы приобретать более простые, гибкие и недорогие решения, считают аналитики Gartner. Привычные методы защиты данных не всегда соответствуют новым требованиям.

Системы резервного копирования и восстановления данных должны предусматривать простое развертывание и администрирование, удобное управление процессом резервирования и восстановления, оперативное восстановление данных. Современные решения нередко реализуют функции репликации данных, позволяют автоматизировать операции, предусматривают интеграцию с облаками, встроенные функции архивирования, поддерживают аппаратные снимки данных.


По прогнозу Gartner, в ближайшие два года до 40% компаний перейдут на новые решения резервного копирования, заменив имеющееся ПО, а многие будут использовать одновременно несколько продуктов или сервисов, оптимально защищающих те или иные системы. Чем же их не устраивают прежние решения резервного копирования и восстановления данных?

Все в одном

Аналитики полагают, что в результате такого перехода компании получают более гибкие, масштабируемые, простые и производительные системы, нередко представляющие собой унифицированное программное обеспечения для управления данными и их хранения. Усовершенствованные продукты резервного копирования и восстановления включают в себя инструменты эффективного управления данными, дают возможность перемещать данные туда, где их хранение наиболее эффективно (в том числе автоматически), управлять ими, защищать и восстанавливать.

С ростом разнообразия и объемов данных важным требованием становится комплексная защита и управление данными: файлами, базами данных, данными виртуальных и облачных сред, приложений, а также доступ к различным типам данных в первичных, вторичных и облачных хранилищах.

Комплексные решения управления данными обеспечивают единое управление ими в масштабе всей ИТ-инфраструктуры: их резервное копирование, восстановление, архивирование и управления моментальными снимками. Однако администраторы должны четко понимать, где, как долго и какие данные хранятся, какие к ним применяются политики. Быстрое восстановление приложений, виртуальных машин и рабочих нагрузок из локального или облачного хранилища данных минимизирует простои, а автоматизация позволяет свести к минимуму ошибки из-за человеческого фактора.

Крупные организации с комбинацией унаследованных, традиционных и современных приложений нередко выбирают системы резервного копирования, поддерживающие широкий спектр операционных систем, приложений, гипервизоров и реляционных баз данных, обладающие высокой масштабируемостью (до нескольких петабайт и тысяч клиентов), а также предусматривающих интеграцию с широким спектром систем хранения данных, публичных, частных и гибридных облаков и ленточных накопителей.

Как правило, это платформы с традиционной трехуровневой архитектурой из агентов, медиа-серверов и сервера управления. Они могут объединять функции резервного копирования и восстановления, архивирования, аварийного восстановления (DR) и облачного резервного копирования, оптимизировать производительность, используя алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения.

Как считают в компании Forrester, централизованное управление источниками данных, политиками, способность к надежному восстановлению данных и безопасность являются наиболее важными характеристиками решений резервного копирования.

Современные решения могут с любой периодичностью выполнять резервное копирование виртуальных машин на основе моментальных снимков практически без снижения производительности рабочих сред. Они ликвидируют разрыв между целевой точкой восстановления (Recovery Point Objective, RPO) и целевым временем восстановления (Recovery Time Objective, RTO), гарантируют доступность данных в любое время и обеспечивают непрерывность бизнеса.

Рост объемов данных

Тем временем в мире продолжается экспоненциальный рост объема создаваемых данных, и в ближайшие годы эта тенденция сохранится. По прогнозу IDC, объем создаваемых за год данных вырастет с 2018 до 2025 годы с 33 до 175 ЗБ. Среднегодовые темпы роста превысят 27%. На этот рост влияет и увеличение числа пользователей интернета. В прошлом году интернетом пользовались 53% населения Земли. Число пользователей интернета ежегодно увеличивается на 15-20%. Новые и развивающиеся технологии, такие как 5G, видео UHD, аналитика, IoT, искусственный интеллект, AR/VR, влекут за собой генерацию все больших объемов данных. Источниками роста объема данных также являются также развлекательный контент и видео с камер систем видеонаблюдения. Например, рынок хранения видео с камер наблюдения, по прогнозам MarketsandMarkets, будет расти на 22,4% в год и достигнет в этом году 18,28 млрд долларов.


Экспоненциальный рост объемов создаваемых данных.

За последние два-три года объемы корпоративных данных выросли примерно на порядок. Соответственно, усложнилась задача резервного копирования. Емкости хранилищ данных достигают сотен терабайт и продолжают увеличиваться по мере накопления данных. Потеря даже части этих данных может сказаться не только на бизнес-процессах, но и повлиять на репутацию бренда или на лояльность клиентов. Поэтому создание и хранение бэкапов в значительной мере влияет на весь бизнес.

Сориентироваться в предложениях вендоров, предлагающих свои варианты резервного копирования, бывает нелегко. Существуют разные варианты создания и хранения резервных копий, но наиболее популярными являются локальные системы резервного копирования и использования облачных сервисов. Резервное копирование в облако или в ЦОД провайдера обеспечивает надежную защиту данных и минимизирует риски, связанные с программными сбоями, техническими неисправностями оборудования и ошибками сотрудников.

Миграция в облака

Данные можно накапливать и хранить в собственных центрах обработки данных, но при этом придется обеспечить отказоустойчивость, кластеризацию и масштабирование емкости, иметь в штате квалифицированных специалистов по администрированию систем хранения. В этих условиях передача всех подобных вопросов на аутсорсинг провайдеру очень актуальна. Например, при размещении баз данных в ЦОД провайдера или в облаке можно возложить ответственность за хранение, резервирование данных, функционирование баз данных на профессионалов. Провайдер будет нести финансовую ответственность по соглашению об уровне обслуживания. Помимо прочего это позволяет быстро развернуть типовую конфигурацию для решения конкретной задачи, а также обеспечить высокую степень доступности за счёт резервирования вычислительных ресурсов и резервного копирования.


В 2019 году объем мирового рынка облачного резервного копирования составил 1834,3 млн. долл., и ожидается, что к концу 2026 года он достигнет 4229,3 млн. долл. при среднегодовом росте 12,5%.

При этом все больше данных будет храниться не в корпоративных сетях и не на конечных устройствах, а в облаке, причем, согласно IDC, доля данных в публичных облаках вырастет к 2025 году до 42%. Более того, организации переходят к использованию мультиоблачных инфраструктур и гибридных облаков. Такого подхода придерживаются уже 90% европейских компаний.

Облачное резервное копирование представляет собой стратегию резервного копирования данных, которая включает отправку копии данных по сети на сервер за пределами собственной площадки. Обычно это сервер сервис-провайдера, который взимает с клиента плату на основе выделенной емкости, пропускной способности или количестве пользователей.

Широкое внедрение облачных технологий и необходимость управления большими объемами данных способствуют росту популярности облачных решений для резервного копирования. Кроме того, с внедрением облачных решений резервного копирования связывают такие преимущества как простое управление и мониторинг, резервное копирование и восстановление в режиме реального времени, простая интеграция облачного резервного копирования с другими корпоративными приложениями, дедупликация данных и поддержка различных клиентов.

Ключевыми игроками данного рынка аналитики считают компании Acronis, Asigra, Barracuda Networks, Carbonite, Code42 Software, Datto, Druva Software, Efolder, IBM, Iron Mountain и Microsoft.

Мультиоблачные среды

Поставщики систем хранения данных делают все возможное, чтобы их продукты эффективно работали в мультиоблачной среде. Задача — упростить использование данных и перемещать их туда, где они необходимы, а их хранение — наиболее эффективно. Например, они применяют распределенные файловые системы следующего поколения, которые поддерживают единое пространство имен, обеспечивая доступ к данным в разных облачных средах, предлагают общие стратегии и политики управления в разных облаках и на локальном уровне. Конечная цель состоит в управлении, защите и эффективном использовании данных, где бы они ни находились.

Мониторинг — еще одна из проблем мультиоблачного хранения. Нужны инструменты мониторинга для отслеживания результатов в мультиоблачной среде. Независимый инструмент мониторинга, разработанный для нескольких облаков, позволит получить общую картину.


Прогноз роста мирового рынка систем управления мультиоблачными средами.

Совмещение периферийного и мультиоблачного хранения – также непростая задача. Чтобы эти системы эффективно работали вместе, нужно знать объемы и типы данных, где и как эти данные будут собираться, передаваться и сохраняться. Для планирования процесса потребуется также знать, как долго должны храниться данные каждого типа, где, когда и сколько данных нужно будет передавать между различными системами и облачными платформами, как осуществляется их резервное копирование и защита.

Все это поможет администраторам свести к минимуму сложности, связанные с объединением периферийного и мультиоблачного хранения.

Данные на периферии

Периферийная инфраструктура – дата-центры разного масштаба и форм-фактора -предлагают достаточно возможностей для обработки и хранения данных и обеспечивают низкую задержку. В связи с этим намечаются изменения в пропорции объемов данных, размещаемых в ядре сети/ЦОД, на ее периферии и на конечных устройствах.

Переход от облачных и централизованных вычислений к периферийным вычислениям уже начался. Такие системы становятся все более востребованными. Затраты и сложность создания централизованной архитектуры для обработки большого объема данных чрезмерно велики, такая система может стать плохо управляемой по сравнению с распределением обработки данных по периферии или на соответствующем уровне сети. Кроме того, на периферии можно объединять или деперсонализировать данные перед отправкой в облако.

Данные за границей

Некоторые компании предпочитают хранить данные за рубежом, считая такой вариант надежной защитой данных от несанкционированного доступа и важным фактором снижения риска. Данные за границей – это гарантия защиты ценной информации. Размещенное за рубежом оборудование не находится под российской юрисдикцией. А благодаря шифрованию сотрудники ЦОД могут вообще не иметь доступа к вашим данным. В современных зарубежных дата-центрах используется высоконадежное оборудование, обеспечиваются высокие показатели надежности на уровне ЦОД в целом.

Использование иностранных ЦОД может иметь и ряд других преимуществ. Клиент застрахован от рисков, связанных с форс-мажорами или недобросовестной конкуренцией. Использование таких площадок для хранения и обработки данных позволит минимизировать подобные риски. Например, в случае изъятия серверов в России компания сможет сохранить копию своих систем и данных в зарубежных ЦОД.

Как правило, ИТ-инфраструктура зарубежных ЦОД – это стандарты качества, высокий уровень безопасности и контроля хранения данных. В них используются новейшие ИТ-решения, межсетевые экраны, технологии шифрования каналов связи, средства защиты от DDoS-атак. Энергообеспечение ЦОД также реализовано с высоким уровнем надежности (до TIER III и IV).

Зарубежные площадки нередко используют и в качестве резервного ЦОД. Тем самым достигается максимальная безопасность и надежность, минимизируются риски. В ряде случаев они удобны для размещения данных и подключения к ним европейских клиентов. При этом достигается лучшее время отклика для европейских пользователей. Такие дата-центры имеют прямой доступ к европейским точкам обмена трафиком. Мы например предлагаем своим клиентам сразу 4 точки размещения данных в Европе — это Цюрих (Швейцария), Франкфурт (Германия), Лондон (Великобритания) и Амстердам (Нидерланды).

Что нужно учитывать при выборе дата-центра?

Используя услуги коммерческих ЦОД, помимо удобной структуры расходов, бизнес получает более гибкий сервис, который можно масштабировать в режиме реального времени, а оплачиваются только потребляемые ресурсы (pay-per-use). Услуги внешнего ЦОД также позволяют снизить риски, связанные с неопределенностью будущего, легко адаптировать ИТ к новым технологическим трендам, сосредоточиться на своих ключевых бизнес-процессах, а не на обслуживании ИТ-инфраструктуры.

Провайдеры учитывают при строительстве и эксплуатации своих площадок лучшие практики и международные стандарты, предъявляющие высокие требования к инженерным и ИТ-системам ЦОД, такие как ISO 27001:2013 Information Security Management (управление информационной безопасностью), ISO 50001:2011 Energy Management System (эффективное планирование систем энергоснабжения дата-центра), ISO 22301:2012 Business Continuity Management System (обеспечение непрерывности бизнес-процессов ЦОД), а также европейские стандарты EN 50600-x, стандарт PCI DSS, касающийся безопасности обработки и хранения данных пластиковых карт международных платежных систем.

В результате заказчик получает отказоустойчивый сервис, обеспечивающий надежный надежное хранение данных и непрерывность бизнес-процессов.

Читайте также: