Революция в докторе живаго кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главный герой произведения – Юрий Живаго, который относится к классу дворянской интеллигенции. Когда в детские годы он остался сиротой, то его дядя отдал на воспитание в прекрасную семью профессора Громыко. В этой семье интеллигентов царила атмосфера любви и уважения, поэтому в Юре так тонко был развит чувственный мир. Он был поэтичен.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Для Пастернака интеллигентный человек это не только хорошее образование, но и благородство, и неравнодушие. Потому-то он показывает трагедию интеллигенции в революционный период на примере судеб двух героев: Живаго и Стрельникова. Бывший учитель Павел Антипов после войны и плена, вернувшись домой, полностью отдался революции. Теперь он Стрельников, и в нем осталась внутренняя сила, но появилась жестокость. Он легко ради революции может многое и многих уничтожить. Но он не может быть добрым даже к какому-то одному, конкретному человеку. И эта слепая вера в дело революции, доведенная до фанатизма, отталкивает.

Таким образом, Пастернак утверждает, что трагедия интеллигенции заключена в том, что революция преследовала высокие цели, но забывала о счастье конкретных людей.

Сам главный герой провёл много времени на фронтах Первой мировой войны. Он был счастливо женат и не боялся за своё будущее. Но война и революция коренным образом изменили жизнь семьи Живаго. Вернувшись с фронта, главный герой видит отчаянное положение своих близких в холодной революционной Москве, однако ничего не может с этим поделать. С этого момента даже название романа приобретает ироничный смысл, ведь после революции доктор Живаго уже никогда не работал по призванию. Юрий превращается в безвольную куклу в руках обстоятельств. Он боится принимать решения, не может найти работу. Его семья умудрялась выживать лишь благодаря помощи со стороны. Именно так Пастернак изображает перед читателем судьбу отдельного человека во времена исторических катаклизмов. Неглупый и талантливый Живаго просто пытается выжить в этом жестоком мире, однако его надежды на мирную жизнь с семьёй терпят крах. Юрия забирают в партизанский отряд, навсегда разлучая с женой и детьми. В этот момент Пастернак высказывается о революции уже в большем масштабе. Он вырисовывает перед нами образ Памифила Палых — одного из многих крестьян, сражавшихся на стороне большевиков. Этот озлобленный на всех представителей высшего сословия человек убил огромное количество людей. Когда партизанский отряд близок к разгрому, Палых сходит с ума, боясь, что его семью постигнет та же участь, что и его жертв. В конце концов, убив жену и детей, он окончательно теряет человеческий облик и уходит в тайгу. Таким образом, писатель хотел сказать, что революционная борьба зачастую пробуждает в людях самое худшее, превращая их в зверей. В конце романа перед нами предстаёт окончательно опустившийся главный герой. Юрий не пишет стихов, живёт обывательской жизнью с девушкой Мариной, не стремится ни к работе, ни к семье. После завершения гражданской войны герой оказался в новом для себя мире, и, будучи не способным принять его, предпочёл опуститься на дно жизни и ждать смерти, которая вскоре и настигла его.

По мнению Пастернака, революция при всей своей исторической значимости чаще всего губительна для отдельного индивида. Активно создавая новый мир, она разрушает старый и губит всех, кто был с ним связан.

Литературные критики пришли к выводам, что тексты произведений Пастернака не нравились советской власти, которая видела в них потайной, скрытый смысл.

Героем его знаменитого романа выступает Юрий Живаго. События в жизни данного героя разворачиваются в довольно сложный исторический период времени. Россия переполнена революционными событиями. И тут, в свет выходит текст, на страницах которого главный герой – Юрий Андреевич говорит и размышляет от имени самого автора. Пастернак желает высказать свое отношение к революции, описать свои душевные переживания, которые переполняли сердце.

Конечно, в тексте романа поднимается вопрос о значимости, о смысле революции 1917 года. Юрий, как и сам Борис Леонидович, не изливал никаких категорических отзывов о происходящих изменениях, однако, и не восхвалял, не пропагандировал лозунги партии. Он словно плыл по течению событий, которые ежедневно окружали его.

Чтобы дать объективную оценку происходящим событиям, Борис Леонидович и решает принять нейтральную позицию. Описывая жизнь одной семьи, Пастернак пытался передать ежедневный быт большинства простых людей, которые попали под политическое влияние, которые были сломлены революционными событиями, которые стали бояться за свою жизнь и жизни близких.

В конечном итоге, Живаго теряет всех родных. Он становится одиноким и печальным. Смерть застигает его в трамвайном вагончике, где у Юрия случился сердечный приступ. И причиной всему стали те сильнейшие жизненные и революционные испытания. И вся история романа подготавливала читателя к такому исходу.

Борис Пастернак высказывает свое личное мнение о бессмысленности проходящей революции. Она была лишь насилием над человеком, над естественными законами жизни и природой. Веря в положительные революционные изменения – равенство, братство, право народа, Борис Леонидович не мог оправдать те методы, которыми пользовалась партия для достижения поставленной цели.

В конце своего романа Пастернак все-таки настраивает читателя на позитивную волну, утверждая о том, что жизнь способна обновляться, выдержать все испытания и победить.

При написании романа “Доктор Живаго” Пастернаку, в первую очередь, хотелось передать эпоху того времени, события, свидетелем и описателем которых он являлся. В романе писатель выражает свой необычный, отличающийся от других, взгляд на мир, на происходящее. Перед нами развертывается жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, судьбы которых оказываются прямо связаны с историческими событиями.
Содержание романа – это духовная история самого Бориса Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия

Живаго. При этом в несколько лет, прожитых доктором Живаго в разгар революции, Пастернак вмещает свой жизненный и духовный опыт за гораздо больший срок, чуть ли не за все послеоктябрьское время.
В переживаниях, раздумьях, страданиях героя романа отразился очень широкий круг обстоятельств. Писателю важно не столько изобразить самую жизнь героя, сколько выразить его отношение к революции, его отношения с революцией.
Живаго – это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь. В романе главная действующая сила – стихия революции. Сам же главный герой никак

не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий, он служит тем, к кому попадает. Однажды, в бою с белыми, он даже берет винтовку и против собственной воли стреляет в атакующих, восхищающих его своею храбростью юношей.

Его отталкивает жестокость разгулявшейся красной партизанщины, отталкивает и жестокость белых, и равнодушие новой власти к культуре.
Пастернак, а вместе с ним и его герой, принимают жизнь и историю такими, какие они есть. Писатель считал, что “истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидать, как трава растет”. Войны, революции, цари, Робеспьеры – это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи.

Полюбуйтесь. Прочтите”.
Не вставая с корточек, вороша угли, Юрий Андреевич громко разговаривает с собой: “Какая великолепная хирургия. Откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины, без внимания к ее ходу”.
Эти слова в романе едва ли не самые важные для понимания Пастернаком революции. Во-первых, они принадлежат Живаго, а, следовательно, выражают мысль самого писателя. Во-вторых, они прямо посвящены событиям Октябрьской революции.

В-третьих, объясняют отношение передовой интеллигенции к революции.
Доктор Живаго принимает историю как данность, просто включая или не включая явления действительности в орбиту своей жизни. Вот как рассуждает Юрий о войне: “Война была искусственным перерывом жизни, точно существование можно на время отсрочить (какая бессмыслица!). Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный воздух.

Каждый ожил, переродился, у всех превращения, перевороты. Можно было бы сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая. Мне кажется, социализм – это море, в котором должны ручьями влиться все эти свои, отдельные революции, море жизни, море самобытности”.
Революция – это и есть откровение, и она не подлежит обычной оценке. Ее нельзя избежать, ее события нельзя изменить. Человек, оказавшийся в ее сетях, становится безвольным.

Он видит, участвует в революционных событиях, но участвует только как песчинка, мало что может изменить в ее ходе. Нейтральность Живаго в гражданской войне объясняется тем, что он военврач, то есть нейтрален по международным конвенциям.
По мнению Пастернака, именно в войну даже угрозы смерти “были благом по сравнению с бесчеловечным владычеством выдумки и несли облегчение, потому что ограничивали колдовскую силу мертвой буквы”.
Пастернак вместе с Юрием Живаго видит погибших в борьбе и погибающих без вины, разбросанные семьи, разбитые судьбы, тяжкие материальные лишения и разрушение нравственных норм.
И автор, и Живаго воспринимают революцию не просто как совершившийся факт, но видят величие происходящего, сознают его справедливость. Главное заключается в том, что Пастернак дает нам понять, какой ценой обошлась революция, какими потерями пришлось оплатить эту “великолепную хирургию”.

В центре романа находится главный герой, врач и интеллигент по имени Юрий. Живаго приходится переживать непростые времена, когда менялись установленные порядки, и им на смену приходили новые законы и власть. Революция всегда будет сильным испытанием для каждого человека, кто лично знает, что это такое. Судьба Живаго раскрывает взгляд самого автора на все произошедшие события.

Автор вводит читателя в курс дела, и показывает насколько революция меняет ход жизни людей. Из произведения мы узнаем какие губительные последствия приносят эти коренные изменения.

Главный герой не понаслышке знает, что такое война. Юрий воевал во времена Первой мировой войны. Герой состоял в браке, был счастлив в своей семье. За собственное будущее совершенно не беспокоился. Однако, когда пришла война и время революции, жизнь Юрия пошла в противоположном направлении. Теперь он полон беспокойства и тревог за свою судьбу и судьбу близких людей.

Юрий возвращается с фронта и застает свою семью, которая вынуждена выживать в холодной Москве. Здесь постоянно восстания и бунты, люди забыли, что такое покой и тишина. Теперь все по-другому. Семья героя находится на грани, он ничем не может им помочь. Данный факт вгоняет героя в состояние отчаяния.

Примечательно, что после всех произошедших событий, Живаго больше не работал по своей профессии. Теперь он не в состоянии что-либо изменить. Юрий уподобился марионетке, которая находится в руках обстоятельств. Героя преследует страх, он не в состоянии принимать решения, не может устроится на работу. Семья Живаго выживала только за счет помощи других людей.

Вот в такое состояние приходит жизнь человека, который переживает революцию. Теперь он не может ничего изменить, человек абсолютно не властен над своей жизнью и судьбой. Люди не знают, каким будет их завтра, а будущее находится под серьезной угрозой. Живаго – талантливый врач, он не имеет проблем со знаниями. Он вынужден выживать в жестоких обстоятельствах, которые выпали на его долю. Он надеется, что всё это кончится и снова настанут мирные дни, но нет. Его призывают в партизанский отряд. Теперь надежды Юрия на нормальную жизнь рухнули.

Далее, мы видим революцию в более ярком свете. Читатель знакомится с Памфилом Палых, это крестьянин, выступает на стороне большевиков. Он очень злой человек, отомстил высшему сословию за все свои тяжелые годы. Как только его отряд оказался на грани разгрома, предводителя охватывает паника. Палых просто сходит с ума.

Революция в романе Доктор Живаго Пастернака

Несколько интересных сочинений

Практически всю свою писательскую деятельность, у Лермонтова происходит развитие темы демонизма. Она восходит ещё к библейским писаниям о падшем ангеле, восставшем против создателя и ставшим злым духом.

Родина и природа неразрывно связаны между собой. Природа является гордостью моей страны, я пользуюсь ее ресурсами, наслаждаюсь пейзажами и могу вносить свой вклад. Ни одна страна не может похвастаться таким богатством, как природа моей Родины

Комедия А.С. Грибоедова является произведением, которое сыграло большую роль в становлении и воспитании нравственного облика российского общества. В данном труде мы видим позывы к борьбе с глупостью

Читайте также: