Воцерковленный человек это простыми словами кратко

Обновлено: 05.07.2024

Воцерко́вленный (от церковь; воцерковлённый — неправильно [1] ) — церковный термин, который используется в практике Русской Православной Церкви и в околоцерковных кругах, а также в других религиозных организациях. Он имеет два значения, одно — терминологически точное обозначение определённого обряда, другое — переносное, связанное с особенностями современной церковной жизни.

Содержание

Обряд воцерковления

Неканоническое употребление термина

Многие, но не все современные воцерковленные православные придерживаются традиционных православных канонов одежды и внешнего вида (женщины носят платки и длинные юбки, в том числе — вне церкви, мужчины — бороды). Многие воцерковленные проходят катехизацию и разбираются не только в обрядовой, но и в вероучительно-догматической стороне православия. Воцерковленных нередко противопоставляют невоцерковленным, или захожанам (крещёным, считающим себя православными, но пренебрегающими богослужениями и Таинствами Церкви). Численность воцерковленных колеблется, по разным оценкам, от 2 до 10 %.

Самосознание воцерковленных предполагает полное подчинение всех сторон внутренней и внешней жизни человека внешнему для него идеалу. Идеалом является Христос в том виде, в каком он предстаёт в православной церкви.

Часто мы плывем по течению реки, под названием - жизнь, не задумываемся о смысле прихода в этот мир, о Боге - Создателя всего здесь и сейчас, пребывая в иллюзии материальной жизни, зачастую не понимая людей, верующих в Господа Бога. Со зрелостью возникает внутренняя потребность души, которая отзывается импульсом в устремлении к Богу. Меня заинтересовало значение понятия:

  • “Воцерковление”. Что значит воцерковление? В это понятие вкладывают разные смыслы, у каждого свое понимание воцерковления, попробую в статье непредвзято разобраться со значением этого слова.

Что значит быть воцерковленным?

  • Во внутреннем мире человека вера возникает не сразу, по мере страданий и внутренней активной духовной работы над своей “Личностью Я” и Душой.

Сознательно выбрав путь к Богу, человек старается жить по заповедям Господа Иисуса Христа и руководствоваться церковным уставом в качестве внешнего проявления во время первых неуверенных шагов на пути спасения своей души.

Выражение: ”Формальная вера” - относиться к внешнему проявлению знания церковного устава и его соблюдения. Обычно в этом состоянии человек сознательно и бессознательно старается выполнять “букву церковного устава”, открыто внешне показывает свою праведность и указывает на недостатки другим православным верующим христианам.

Выражения: “Воцерковленный” и “формальная вера” обозначают два близких понятия, но в них содержится разница понимания и значения обозначающего верующего христианина, посвятившего полностью себя православной вере.

Например, форма слова содержится в словах - “формальная вера”. Говорит о соблюдении проявления внешней веры, которая на начальном укреплении веры в Господа Иисуса Христа помогает пробудить спящую душу.

Чтение Святого Писания - Библии и Евангелие с регулярной покаянной молитвой во Славу Господа Иисуса Христа положительно повышает вибрационный актив тонких полевых конструкций - это тонких тел, увеличивается светимость биополя, очищается и преображается душа, человек перестает любить грех, он начинает его ненавидеть.

Молитва, текущая внутри молящегося христианина - внутренняя часть нашей души, духовное делание. Чтение молитвенных правил по утрам и вечерам, обязательное чтение покаянного канона Господу нашему Иисусу Христу и молебна Пресвятой Богородице, а также чтение акафистов посвященных Господу Иисусу Христу, Приснодеве Богородице и Святым угодникам. Необходимо выполнять обязательное требование во время чтения молитв, покаянных канонов и акафистов - пребывать в молении стоя с прямой спиной. Более подробно о правилах чтения келейной молитвы читайте тут: “ Сидя молиться и как читать правило, стоя с прямой спиной ”.

Для каждого верующего вход в церковную жизнь - это и радость и трудности на пути. Многие уверовавшие стремятся сразу же покаяться во всех своих грехах и жить праведной жизнью. Увлекаясь горячим стремлением в вере и сталкиваясь с тем, что в церкви действуют божественные законы, а в миру другие. Начинают всячески поучать своих близких и родных, вызывая в себе таким образом грех тщеславия и гордости. А там, где пустила свои корни гордыня, буйным цветом цветет агрессивность. Духовное невежество порождает во “воцерковленных” множественные грехи. Получается, что на словах одно, а на деле другое. Чтобы слова не расходились с делами, надо и самим пытаться стать молящимся христианином, жить по заповедям, хотя бы в своей семье.

  • Поэтому, многие старцы предупреждают верующих о постепенном воцерковлении. А не увлекаться сильным желанием воцерковления и неминуемо скатиться к формальной вере, без пробуждения к истинной вере во Христа.
  • Тут нужно понимать, что законы Церкви и мира различны. Господь предупреждал об этом: ”Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу”( Иак. 4, 4).

А часто мы наблюдаем, вроде человек с виду воцерковленный, в церкви он один, а за её пределами совсем другой. Например, находясь в храме на литургии думает о Боге и о душе, а уже дома он самовлюбленный деспот. Из этого следует, что мы сами себе враги.

  • ”Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною”( Мф. 16, 24)

Для того, чтобы не заблудиться на пути к Богу, можно обращаться за советами к священникам и духовникам, они помогут человеку не сбиться с пути воцерковления, поддержат, научат, подскажут и благословят на совершение благих дел угодных Богу.

Из моего понимания и жизненного опыта: если верующего человека вы считаете воцерковленным и спросите его об этом, является ли он воцерковленным, то думаю вы получите отрицательный ответ. Любой осознающий себя верующим христианином не сможет вам в этом признаться, оставаясь глубоко верующим в Господа Иисуса Христа, соблюдающий внешние правила церковного устава и молясь Богу. Так как то, что происходит между душой человека и Богом наедине, нужно хранить внутри себя и не выносить наружу.

  • Поэтому есть такое выражение: ”О Боге не говорят, о Боге молчат”.

Из своего наблюдения жизненных событий. Я как то раз столкнулся с такой ситуацией, когда на примере одной прихожанки воочию увидел воцерковленного человека.

Однажды в будний день, придя на очередную молитву в Церковь, войдя в помещение церкви, я как обычно перекрестился и поздоровался с прислужницами. В церкви находились две женщины, одна служащая женщина наливала масло в лампады, а другая женщина в черном одеянии сидела на скамеечке. Во время приветствия, я обратил внимание на то как женщина в черном встала со скамейки и поздоровалась со мной с поклоном. Я опешил от такого необычного приветствия. Во время молитвы, я краем уха услышал телефонный разговор служащей в храме, которая сказала в трубку: “Она Воцерковленная в черной одежде, ты её узнаешь”. После молитвы, на выходе из храма, я проявил любопытство и поинтересовался у служащей: “Что значит воцерковленная?” Женщина попыталась мне объяснить: ”Эта женщина как зашла в храм сразу стала интересоваться, можно ли заказать “соборование”, так как не местная и приехала к сестре издалека , которая лежала в тяжелом положении в городской больнице”. Мне служащая в церкви попыталась объяснить насколько заметно людей разбирающихся в церковном уставе.

Пришедшая в церковь воцерковленная женщина оказалась очень грамотной в церковном уставе и решала жизненную проблему своей болящей сестры, заказать самое необходимое в такой трудный момент - совершить “соборование”.

Известный факт, что при заказе “соборования”, а именно, в момент совершения обряда происходит мощное защитное подключение к православному эгрегору, а также осуществляется подпитка высоковибрационными энергополями воплощенного “аспекта души”, что влияет на общее выравнивание энергополей тонких полевых конструкций. “ Таинство Елеосвящения: Соборование из семи священников ”. Эта воцерковленная, посвятив себя Богу - служила в Церкви в другом городе в свободное от основной работы время. Отрабатывая свой горизонтальный энергообмен, посвящая себя служению Богу. Совершение таинства соборования усилит поддержку Отца Небесного, а молитва окажет помощь душе болящей женщины, находящейся в страдальческом трудном положении физического тела. Но на все Воля Божья! Даже если душа болящей покинет тленное тело, то действие церковного обряда соборования окажет сильную поддержку в загробном мире.

В этот момент мне в голову пришла хорошая мысль, ну раз сестра болящей заказала соборование, то все же дело выздоровления не за горами, а вот если бы она попросила батюшку о исповеди и причастии тяжело больной, то это не предвещало бы ничего хорошего. Очень часто человек находясь на границе жизни и смерти, во время исповеди и причащения настраивается на уход из земной жизни. В его сознании включаются механизмы неизбежности смерти и уход из жизни предрешен. Во время совершения обряда соборования включается на глубинном уровне души желание продолжать земную жизнь. Потому люди часто обращаются к соборованию во время великих церковных событий, в надежде на выздоровление и Божью Волю.

  • Как называть верующего христианина находящегося в постоянном молитвенном предстоянии и соблюдающего Заповеди Божьи - Воцерковленным?

Думаю многие верующие в Господа Иисуса Христа и ведущую праведную христианскую жизнь, не стану говорит о себе что они воцерковленные. Так как любое проявления возвеличивания себя пробуждает в душе духовную гордыню, а также притягивают и другие грехи. Однозначно можно сказать, что они ведут среди мирян монашескую христианскую жизнь, трудятся во Славу Бога нашего Господа Иисуса Христа. У каждого в земной жизни свои цели и задачи, как пробудить грешную спящую душу и правильно выйти на прямую дорогу, неся свой крест по пути Господа Иисуса Христа .


Воцерковление, воцерковленность — что это такое? Такими вопросами часто задается человек, который лишь недавно переступил порог храма. Как проходит воцерковление? Правда ли, что воцерковление — это сознательная и мучительная борьба со своими грехами? О том, как она происходит — читайте в статье!

Воцерковление — что это?

По данным опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения, примерно 75% населения России считает себя православными, но из них крещены только 84%, в общих чертах знакомы с содержанием Священного писания 54%, посещают храм 17%, соблюдают посты и религиозные праздники 11%, исповедуются и причащаются 8%, носят нательные кресты 3%.

Воцерковление. Священник Димитрий Шишкин

Священник Димитрий Шишкин

В житейском плане мы все понимаем, что нужно соответствовать своему званию, доказывать состоятельность. Не случайно при приёме на ответственную работу требуют резюме. И всякий трезвомыслящий человек старается это резюме наполнить реальным, выигрышным для себя содержанием, особенно важным в условиях рыночной экономики и конкуренции. Цена вопроса высока – жизнь земная, достаток и благополучие семьи, стабильность и благоденствие.

Комментарии, как говорится, излишни.

Если так важно соответствовать профессиональным требованиям, если мы столько уделяем внимания своей работе, понимая, что от этого зависит наша земная жизнь, то как же истово мы должны стараться соответствовать своему званию христианина, если цена этого вопроса – вечная жизнь!

Почему-то многим кажется, что духовная жизнь — это только метафора, что-то само собой разумеющееся и туманное, некое естественное продолжение обычной, земной жизни. Что нет в этой духовной жизни ни особых задач, ни правил, ни требований. Однако это не так.

Воцерковленный человек — это…

Вот почему с понятием духовной жизни неразрывно связано понятие воцерковлённости, то есть соответствие тем внешним и внутренним требованиям, которые позволяют нам не только называться, но и быть христианами.

воцерковленный человек это

Церковь – это Тело Христово, непостижимое и таинственное продолжение, распространение Господа во времени, пространстве и в вечности… Тут великая тайна! Мы все, православные, хотя и части от целого, но части полновластные, разумные и свободные, вот почему ещё Церковь в целокупности своей именуют Невестой Христовой! Что может быть теснее и вместе с тем свободнее, чем единство жениха и невесты, связанных взаимной любовью.

Но в обычном, житейском смысле, между женихом и невестой ещё присутствует чувственность, то, что греки именуют эросом. В жизни же духовной действует любовь иная, высшая. Греки вообще хитрецы премудрые, у них ведь для каждого оттенка любви есть своё слово, и высшее из них — чистейшая агапа — означает Божественную любовь Высшего Жениха – Христа и Его Божественной Невесты – Церкви. И это единство так неразрывно и всеобъемлюще, что Церковь действительно есть Тело Христово, а Господь, если так можно сказать, – Душа Церкви, её Жизнь.

Больше того, Тело Христово созидается и по сей день обретением, приобщением к высшей жизни новых и новых душ. Такова теснота общения, единство нерасторжимое в Духе, которое Бог благоволил нам даровать… и если бы мы только понимали величие и высоту этого единства!

Да, можно посещать храм, исповедоваться и причащаться формально и не жить духовной жизнью. Это так. Больше того, можно за внешним соблюдением церковных обрядов утратить живое общение с Богом и перестать быть членом Церкви. Но также верно и то, что нельзя пренебрегать исполнением Заповедей, посещением храма, исповедью, причастием и думать, что ты живёшь духовной жизнью, потому что церковная жизнь – это единственно возможный путь воссоединения человека с Богом.

Но почему же то, что мы обыкновенно называем Церковью, столь очевидно несовершенно?!

Церковь подлинная, святая скрыта за внешней деятельностью несчастных и грешных людей, недостатки и немощи которых так очевидны. Но та же Церковь пребывает в тех же несчастных людях, в тайниках их страдающих и кающихся душ, в тайниках, освящённых милующим светом. И каждому, хотящему быть членом Церкви, раньше или позже предстоит осознать в себе эту антиномию – очевидное греховное несовершенство и покаянную причастность Божественной благодати. В этой сокровенности, если угодно, одна из тайн Церкви.

Вспомните, именно святость, сияние славы Господней, Его любовь несказанную, тишину мы находим изначально в Церкви, потому и тянемся к ней, но потом это сияние как бы отступает, и вот тогда-то мы видим всю ту грязь и ужас, которые сами-то и создали страстями своими, греховной жизнью. И вот здесь самое главное не забыть ту Церковь, а точнее сказать, ту любовь живую, которую мы в Церкви вначале увидели Духом.

Дело всё только в нас, в слепоте нашей, в неумении вспомнить и рассмотреть то, что видели мы вначале. А увидеть надо, и не только увидеть, а отыскать, обрести, сродниться. И пусть это мучительно и больно порой, но без труда, без опыта преодоления своей слепоты, не может быть единения с Богом, без которого жизнь бессмысленна и пуста.

И вот ещё что важно. Мы всё какой-то правды, справедливости ищем, любви, пожалуй. Но ищем-то из своей же болезни, потому что сами больны и взгляд наш горячечный, замутнённый. А Господь всех нас, больных и зачумлённых, страшных в падениях и грехах, но и кающихся любит одинаково, потому что видит в нас тот добрый залог, те усилия, падения и ошибки, но и слёзы сокровенные, живые, которые делают нас причастниками Его жизни, Его святости, и которые мы сами видим и знаем в себе.

Знаем, помним и верим, что Господь это малое добро тоже в нас видит и знает, и милует, и жалеет, покрывая наши грехи любовью. Но почему же мы другим в этой жалости так легко отказываем, почему видим их только жестоким, суровым взглядом, да ещё и, страшно сказать, определяющим?! Вы понимаете, вот таким-то видится нам человек, и видение наше становится приговором, костенеет со временем. Слепцы, слепцы мы и в этом главная наша беда!

Пока не поверим в святость других, пусть в перспективе, как в возможность реальную, пока не почувствуем её живо – и сами не станем причастниками благодати. Потому, что надо нам усвоить себе взгляд Христов, дух Его, а без этого всё – мука одна безысходная и слепая.

Воцерковление – это труд преодоления препятствий

Воцерковление – это труд преодоления препятствий, путешествие к Богу, совершаемое зачастую не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Это сознательная и мучительная борьба со своими грехами, терпеливое восхождение к высшей Цели, достойной всех трудов и усилий.

Господь учит нас искать Царствие Божие, то есть оно не явлено, скрыто от нас и нужно приложить немало терпения и труда, чтобы это сокровище обрести, открыть для себя и усвоить. Но Царствие Божье – это не что-то, что будет потом, когда-нибудь, после смерти. Царствие Божие – это состояние духа, которое делает человека причастником жизни Бога уже здесь, в земной жизни. «

Человек, начинающий знакомство с Православием, обязательно столкнётся с вопросом о воцерковлении. Воцерковленный человек – это настоящий христианин? Или же так называют религиозных фанатиков? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться, что такое воцерковление. Данное понятие имеет три значения.

воцерковленный человек это

Православное богослужение

Во-первых, воцерковлением называют постепенное ознакомление человека, готовящегося к принятию Крещения, с основами Православной веры и благочестия (катехизация).

Также в богослужебной терминологии воцерковлением именуется священный обряд, который совершается над ребёнком и его матерью спустя 40 дней после родов. Данный чин появился не ранее 4 века нашей эры. Его прообразом являлся ветхозаветный иудейский обряд посвящения первенца Богу на 40-й день после рождения. Он был совершён в том числе и над Богомладенцем Иисусом Христом.

Сегодня чин воцерковления воспринимается как заключительный этап Крещения и включает благодарственные молитвы. Он призван благословить мать и ребёнка, принять их в ряды членов Святой Церкви. Обряд также совершается над крещаемыми взрослыми.

Необходимость чина воцерковления для матери обусловлена тем, что на протяжении 40 дней она проходила через процесс послеродового очищения. Согласно благочестивой традиции, в течение этого периода православная женщина воздерживается от посещения храма и участия в Таинствах. Чин воцерковления призван вернуть её к привычной церковной жизни.

Воцерковленный человек – это дитя Церкви

Воцерковленный христианин – тот, кто регулярно молится, осознанно участвует в богослужениях и Таинствах, деятельно стремится к духовному совершенствованию. Он исполняет Божественные заповеди, совершает добрые дела, изучает Евангелие и другие душеполезные книги. Протоиерей Андрей Малкин отмечает:

Святая Церковь является телом Христовым. В связи с этим священник Димитрий Шишкин важным критерием воцерковленности называет обретение мирного духа Христова. В Новом Завете сказано:

Носить в себе дух Христов – значит любить ближнего, видеть в нём высшее Божье творение, быть к нему снисходительным, а к себе строгим.

Кто такой невоцерковлённый человек?

Игумен Нектарий добавляет, что, отказываясь от Церкви, человек лишает себя участия в церковных Таинствах. А они являются наиболее прямым и коротким путём к Богу.

Священник Александр Дьяченко отмечает, что для невоцерковленного человека Церковь и спасение не являются смыслом жизни:

Священник Валерий Духанин резюмирует:

Как найти Бога и с чего начать воцерковление?

Ищущим Бога необходимо помнить следующие Евангельские слова:

Подлинная Вера – Божий Дар. Он даётся лишь тем, кто искренне и усердно желает его обрести. Поэтому всем сомневающимся, но желающим стать на путь Истины, священники советуют горячо просить Бога открыть Себя. Протоиерей Александр Торик наставляет:

Что делать тем, кто был крещён в детстве, но лишь будучи взрослым серьёзно осознал потребность в Боге и Церкви? Протоиерей Максим Помазанский советует таким людям найти подходящий православный храм и начать посещать богослужения:

Необходимость участия в Церковных Таинствах

Осознанное участие в установленных Богом Таинствах (Исповедь, Причастие и т.д.) – ключевой вопрос церковной жизни. Весь процесс воцерковления является подготовкой именно к этому. В Таинствах происходит благодатная встреча человека и Бога, которая освящает и преображает душу и тело христианина.

Воцерковленный человек — опасности и ошибки в начале пути

Воцерковляющимся людям, ощутившим радость Богообщения, присущи ревностные порывы кардинально и немедленно изменить свою жизнь. Протоиерей Максим Помазанский предостерегает новоначальных христиан (неофитов) от фанатизма и перегибов:

С другой стороны, воцерковляющемуся человеку свойственно глубокое осознание своей греховности, которую он прежде не замечал. Однако не стоит опускать руки и впадать в уныние, ведь подобное прозрение – признак подлинного покаяния и исправления души. А значит, и приближения к Богу.

Преподобный Ефрем Сирин учил:

Эти слова нужно помнить и тем, кто внутри Церкви столкнулся с человеческими недостатками. Игумен Нектарий (Морозов) предостерегает от осуждения и высокого самомнения в таких случаях:

Воцерковленный человек: примеры прихода в Церковь

Приведём историю воцерковления выдающегося духовного писателя 20 века игумена Никона (Воробьёва). Его мирское имя – Николай. В юности он был далёк от Бога и церкви. В то же время, будучи образованной и глубокой натурой, Николай жаждал познать смысл человеческого существования.

Мучительные размышления приводили юношу в тупик. Николай оказался на грани самоубийства. В отчаянии он впервые обратился к Богу:

И вдруг Николай услышал сладкозвучный колокольный звон, который проник в глубину его сердца. Это был ответ Бога на крик души молодого человека, горевшего поиском Истины. Позднее Николай осознал, что нигде поблизости не было храма, источника колокольного звона.

Православный публицист Анна Петрова (Шмойлова) написала рассказ о своём воцерковлении, которое произошло в 90-е годы. Будучи юной, она самостоятельно пришла к осознанию бытия Бога. Однако церковная жизнь казалась девушке мрачной и отталкивающей. Анна ещё сильнее утвердилась в этом убеждении, когда решилась впервые зайти в храм, но её оттуда выгнала грубая прихожанка.

Однако Анна не остановилась в своём поиске Бога. Она увлеклась изучением Евангелия, слушала по радио лекции на духовные темы, начала соблюдать пост. Позднее, узнав о церковных Таинствах, Анна ощутила острую необходимость исповедаться. Поэтому, невзирая на страх, девушка вновь решилась пойти в храм и горячо попросила Бога принять её.

На этот раз в церкви все были тихими и вежливыми. Испытывая одновременно и волнение, и радость, Анна исповедалась и получила разрешение на Причастие. На следующий день перед Причастием девушка услышала проповедь священника, которая стала точным попаданием в её духовные переживания. Сейчас Анна (уже воцерковленный человек) вспоминает:

Читайте также: