Революция мэйдзи в японии конституция 1889 г кратко

Обновлено: 04.07.2024

78. РЕВОЛЮЦИЯ МЭЙДЗИ В ЯПОНИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1889 г. И УТВЕРЖДЕНИЕ МОНАРХИИ.

В октябре 1867 г. в Японии началась революция Мэйдзи. Во главе движения оказалось низшее самурайство, которое подвергалось сильному буржуазному влиянию, умеренно радикальные круги дворянства: связанные с императорским двором. В мае 1868 г. сегун капитулировал.

В 1868 г. было провозглашено уничтожение цехов и гильдий и предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию. Все японское население получило право беспрепятственного передвижения по стране. Было введено формальное равенство всех сословий перед законом и установлено право частной собственности на землю, введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати.

Японский кабинет министров (правительство) того периода не был подотчетен парламенту, его состав определял император. Правительство во главе с министром-президентом занималось вопросами текущего управления страной, применения законов, международных отношений и бюджета. Решения правительства оформлялись императорскими указами.

Японский парламент состоял из двух палат. Принцы крови, князья и маркизы являлись наследственными членами палаты пэров, графы, виконты и бароны избирали из своей среды членов палаты пэров на семь лет, ряд членов палаты пэров назначался пожизненно императором за особые заслуги перед Японией. Каждый японский пэр лично утверждался императором. Нижняя палата – палата депутатов – избиралась населением. Парламент мог рассматривать только поправки к Конституции Японии, которые исходили от императора, законодательная власть осуществлялась в единении с императором.

Местное управление находилось в руках 46 губернаторов (префектов), назначенных центральной властью. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям тайна переписки и т. д.

В октябре 1867 г. в Японии началась революция Мэйдзи. Во главе движения оказалось низшее самурайство, которое подвергалось сильному буржуазному влиянию, умеренно радикальные круги дворянства: связанные с императорским двором. В мае 1868 г. сегун капитулировал.

В 1868 г. было провозглашено уничтожение цехов и гильдий и предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию. Все японское население получило право беспрепятственного передвижения по стране. Было введено формальное равенство всех сословий перед законом и установлено право частной собственности на землю, введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати.

Японский кабинет министров (правительство) того периода не был подотчетен парламенту, его состав определял император. Правительство во главе с министром-президентом занималось вопросами текущего управления страной, применения законов, международных отношений и бюджета. Решения правительства оформлялись императорскими указами.

Японский парламент состоял из двух палат. Принцы крови, князья и маркизы являлись наследственными членами палаты пэров, графы, виконты и бароны избирали из своей среды членов палаты пэров на семь лет, ряд членов палаты пэров назначался пожизненно императором за особые заслуги перед Японией. Каждый японский пэр лично утверждался императором. Нижняя палата – палата депутатов – избиралась населением. Парламент мог рассматривать только поправки к Конституции Японии, которые исходили от императора, законодательная власть осуществлялась в единении с императором.

Местное управление находилось в руках 46 губернаторов (префектов), назначенных центральной властью. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям тайна переписки и т. д.

В октябре 1867 г. в Японии началась революция Мэйдзи. Во главе движения оказалось низшее самурайство, которое подвергалось сильному буржуазному влиянию, умеренно радикальные круги дворянства: связанные с императорским двором. В мае 1868 г. сегун капитулировал.

В 1868 г. было провозглашено уничтожение цехов и гильдий и предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию. Все японское население получило право беспрепятственного передвижения по стране. Было введено формальное равенство всех сословий перед законом и установлено право частной собственности на землю, введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати.




Японский кабинет министров (правительство) того периода не был подотчетен парламенту, его состав определял император. Правительство во главе с министром-президентом занималось вопросами текущего управления страной, применения законов, международных отношений и бюджета. Решения правительства оформлялись императорскими указами.

Японский парламент состоял из двух палат. Принцы крови, князья и маркизы являлись наследственными членами палаты пэров, графы, виконты и бароны избирали из своей среды членов палаты пэров на семь лет, ряд членов палаты пэров назначался пожизненно императором за особые заслуги перед Японией. Каждый японский пэр лично утверждался императором. Нижняя палата – палата депутатов – избиралась населением. Парламент мог рассматривать только поправки к Конституции Японии, которые исходили от императора, законодательная власть осуществлялась в единении с императором.

Местное управление находилось в руках 46 губернаторов (префектов), назначенных центральной властью. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям тайна переписки и т. д.

- первая Конституция в истории Японии. Официальное название - Конституция Великой Японской империи. Официально провозглашена 11 февраля 1889 г., вступила в силу 29 ноября 1890 г. Действовала до принятия и вступления в силу послевоенной Конституции. Невелика по объему: состоит из семи глав, 76 статей. Основным принципом, пронизывающим всю систему Конституции Мэйдзи, является принцип суверенитета династического монарха (династия "непрерывна на вечные времена") - императора, имеющего божественное происхождение (статьи 1, 3, 4). В Конституции император был провозглашен священным и неприкосновенным. Он наделялся важными прерогативами, руководил Вооруженными силами, устанавливал мир и объявлял войну, распускал нижнюю палату парламента для выборов. Однако ряд положений Конституции налагал ограничения на властные действия императора. Так, суверенитет императора должен был осуществляться в соответствии с установлениями Конституции, а свои законодательные полномочия император обязывался реализовывать в согласии с парламентом. Прогрессивной новацией для тогдашней Японии был принцип разделения властей. Однако государственные органы трех разделяемых ветвей формально состояли при особе императора и служили вспомогательными инструментами реализации его суверенитета. Был введен институт двухпалатного парламента с избираемой нижней палатой и верхней палатой пэров. Издание законов и отдача императорских указов обуславливались согласием парламента. Нижняя палата имела право законодательной инициативы. Ее согласие требовалось для принятия бюджета. При неполучении согласия мог действовать бюджет предыдущего года. Компетенция парламента была ограничена правом императора на отдачу чрезвычайных приказов, независимостью верховного командования Вооруженными силами, осуществлявшегося императором, и т.п. По отношению к исполнительной власти - кабинету министров - в Конституции проводился принцип дачи министрами советов императору, означающий, что министры являются помощниками императора и несут ответственность перед ним. Конституция ограничила компетенцию судов общей юстиции рассмотрением гражданских и уголовных дел, то есть административные дела были вне их компетенции. Конституция предусматривала создание Тайного совета - высшего консультативного органа при императоре. Большое значение имел институт прав и обязанностей подданных. Конституция обозначила реальный шаг вперед в направлении участия народа в делах государства. Был принят избирательный закон, согласно которому нижняя палата парламента избиралась примерно полумиллионом избирателей, отвечавших налоговому цензу. Конституция признала частную собственность нерушимой и содержала положения о широком круге других основных прав. Положения о правах и свободах сопровождались указаниями на то, что они предоставляются "в пределах закона", то есть не являются неотъемлемыми и могут ограничиваться текущим законодательством. Однако эти права и свободы, хотя и ограниченные законом, были конституционным закреплением гражданского статуса, обретенного японцами благодаря отмене феодализма. Конституция Мэйдзи определила более чем на полстолетия основные принципы правления Японией.

Япония от А до Я. Энциклопедия . EdwART . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "Конституция Мэйдзи" в других словарях:

Конституция Мэйдзи — Конституция Японской империи (яп. 大日本帝國憲法 Дай Ниппон Тэйкоку Кэмпо. современными иероглифами: 大日本帝国憲法), известная также как Конституция Мэйдзи, являлась основным законом Японской империи с 11 февраля 1889 года по 2 мая 1947 года. Принятая после … Википедия

Конституция Японской империи — (яп. 大日本帝國憲法 Дай Ниппон Тэйкоку Кэмпо. современными иероглифами: 大日本帝国憲法), известная также как Конституция Мэйдзи, являлась основным законом Японской империи с 11 февраля 1889 года по 2 мая 1947 года. Принятая после Реставрации Мэйдзи, эта… … Википедия

Конституция Японии (29 января 1890) — Конституция Японской империи (яп. 大日本帝國憲法 Дай Ниппон Тэйкоку Кэмпо. современными иероглифами: 大日本帝国憲法), известная также как Конституция Мэйдзи, являлась основным законом Японской империи с 11 февраля 1889 года по 2 мая 1947 года. Принятая после … Википедия

Конституция Японской империи (29 января 1890) — Конституция Японской империи (яп. 大日本帝國憲法 Дай Ниппон Тэйкоку Кэмпо. современными иероглифами: 大日本帝国憲法), известная также как Конституция Мэйдзи, являлась основным законом Японской империи с 11 февраля 1889 года по 2 мая 1947 года. Принятая после … Википедия

Мэйдзи конституция — (Meiji Constitution), конституция восстановленной яп. империи. Разработанная Ито Хиробуми по нем. образцу, М.к. постепенно совершенствовалась, включив в себя европ. ин ты пэрства (1884), кабинета мин. (1885), тайного совета (1888); офиц. принята… … Всемирная история

Мэйдзи реставрация — (Meiji Restoration), Мэйдзи исин, восстановление императорского правления в Японии или, что более распространено, свержение власти сёгуната Токугава в 1868 г. Чаще всего периодом М.р. считается время с момента свержения сёгуна та до офиц. ввода в … Всемирная история

Конституция Японии — (яп. 日本國憲法, 日本国憲法, Нихон коку кэмпо:/Ниппон коку кэмпо:) основной закон Японии, вступивший в силу 3 мая 1947 года. Формально является серией поправок в Конституцию Мэйдзи, однако традиционно считается отдельной Конституцией. Никакие… … Википедия

Мэйдзи — 1) исторический период с 1868 г. по 1912 г. Назван так по девизу правления императора Муцухито Просвещенное правление . Период, начавшийся с Реставрации Мэйдзи возвращения всей полноты государственной власти императору после многовекового… … Вся Япония

В середине 19в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном итоге разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны.

II. Во исполнение обещания император "дарует" в 1889 г.

своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам. Конституция (а также ее официальный комментарий), представляла собой умелое переложение принципов, заимствованных из западных конституций (и прежде всего прусской Конституции 1850 г.). Согласно ст. 1, в Японской империи царствует и ею правит император, принадлежащий к "единственной и непрерывной во веки веков" династии. Особа императора, в соответствии с "божественным" законом, объявлялась "священной и неприкосновенной". Император как глава государства имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и пр. Законодательная власть также вверялась "императору и парламенту". Император утверждал законы и предписывал их исполнение.

Сам император был ответственен только перед Богом, чему противоречило требование Конституции осуществлять им свою власть "в соответствии с Конституцией". Видимость этого противоречия устранялась главным конституционным постулатом, что сама конституция - "божественный дар" императорского самоограничения, предоставления императором некоторых прав парламенту, правительству, подданным. Конституция и построена по этой концептуальной схеме самоограничения, путем перечня прав парламента, правительства, а также прав и свобод подданных. Конституции запрещала парламенту какие-либо обсуждения относительно изменений в статусе императорского дома. Женщины и военнослужащие не получили избирательных прав. Избирательным правом, таким образом, пользовалась незначительная часть населения Японии, около 1%. Первая мировая война, сопровождавшаяся ростом японской промышленности и торговли, привела к укреплению позиций японского монополистического капитала, финансовой олигархии, возглавляемой крупными семейными концернами “дзайбацу”. В то же время она принесла новые бедствия, растущую нищету народным массам, что усугублялось хроническим кризисом полуфеодального сельского хозяйства, основанного на эксплуатации безземельных крестьян-арендаторов.

К концу эпохи Мэйдзи полуабсолютистский режим в Японии становится все в большей мере анахронизмом. Тэнноизм уже не может, как раньше, выполнять интегрирующую роль, объединяя японское общество вокруг трона. Усиливается влияние в стране идеологии буржуазного либерализма. Власть, с одной стороны, пытается силой укрепить господствующий режим, прибегая к репрессиям, с другой — идет на некоторые уступки либеральному движению, требующему политических реформ, всеобщего избирательного права, ответственного правительства и пр. Вводятся ограниченная практика формирования так называемых парламентских кабинетов и некоторое снижение в 1919 г., а затем и формальная ликвидация в 1925 г. имущественного избирательного ценза. Фактически имущественный ценз сохранялся, так как по закону 1925 г. избирательными правами, не наделялись все должники и лица, не имеющие постоянного места жительства, не удовлетворяющие цензу оседлости в 1 год. Отстранялись от участия в выборах и женщины. Возрастной ценз пользующихся активным избирательным правом был определен в 25-лет, пассивным — в 30 лет. Кроме того, характерным для Японии было правило внесения кандидатом в депутаты денежного залога, который переходил государству, если он не набирал определенного минимума голосов. Новый избирательный закон, повысивший число японских избирателей до 15% населения, впервые был применен во время выборов в 1928 г. Половинчатый, непоследовательный характер этих ре-фирм был следствием общей слабости либерального движения, не имеющего широкой социальной опоры в силу прежде всего традиционного консерватизма составляющих большинство японского населения сельских жителей. На пути радикальных политических перемен стояла вся мощь полуабсолютистского государства, жесткое противодействие военно-бюрократической верхушки, Тайного совета, Палаты пэров.

В 1921 г. появляется первый в стране профсоюзный центр — Всеобщая федерация труда. Распространение социалистических и анархо-синдикалистских идей сопровождается формированием Социалистической лиги Японии.

В том же году происходит объединение многочисленных местных крестьянских организаций в Японский крестьянский союз. В 1922 г. создается Коммунистическая партия Японии, в программных требованиях которой значилась ликвидация монархий, реакционно-феодальных звеньев государственного аппарата, установление гарантий демократических прав и свобод. Поддержка политических требований либералов рабочим движением могла бы привести к формированию в парламенте дееспособного оппозиционного большинства, опоры стабильных ответственных кабинетов. Но традиционная конфронтация, взаимные разоблачения, общая неспособность выработать доступную японскому народу идеологию, которая могла бы заменить или хотя бы серьезно поколебать веру в императора, ослабляли и тех, и других. Мешала демократическим реформам и непоследовательная политика самих либералов, идущих часто из-за сиюминутных интересов на прямой сговор с правящими кругами, особенно в вопросах внешней политики. Разобщенное либерально-демократическое движение не могло даже противостоять введению в 1925 г. крайне жестокого репрессивного закона “Об охране общественного порядка”, названного в прессе “законом об опасных мыслях”. Если новый избирательный закон 1925 г. вступил в действие только через 3 года, то закон об опасных мыслях — немедленно. Он предусматривал суровое наказание в 10 лет каторжных работ не только за любые антимонархические, антигосударственные действия, но и просто за “намерение” совершить их.

Читайте также: