Революционная идеология это в истории кратко

Обновлено: 17.05.2024

Все XIX столетие прошло в Европе под знаком Французской революции 1789–1793 гг. Сам этот век — эпоха сплошных революций. Судите сами:

1808–1814 гг. — революция в Испании.

1820–1823 гг. — опять Испания.

1810–1826 гг. — серия революций и национально-освободительных войн по всей Латинской Америке. После этих событий на месте Испанской империи и возникли (и немедленно принялись воевать друг с другом) современные государства.

Тропические острова оставались сонным царством до конца XIX в., но с 1895 г. началось революционное движение на Кубе, с 1896-го — на Филиппинах.

1820–1821 гг. — революция в Италии, в Королевстве обеих Сицилий.

1821 г. — опять в Италии, в Пьемонте.

В 1831 г. — в Центральной Италии.

1830 г. — революционный взрыв во Франции.

1834–1843 гг. — опять революция в Испании.

1843 — революция и гражданская война в Исландии.

В 1848–1849 гг. прокатилось по всей Европе. В июле 1848 г. — во Франции, где за три дня боев в самом Париже успели наделать много чего, а трупы считали на десятки тысяч.

В 1848–1849 гг. восстания, аграрные беспорядки, митинги, революции прокатились по всей Германии. Началось на западе и юго-западе, а к концу 1848 г. докатилось до Берлина.

В 1848–1849 гг. революции прошли почти во всех областях империи Габсбургов — в самой Австрии, в Венгрии, в Милане, Галиции, Воеводине, Хорватии.

В тех же 1848–1849 гг. революции разразились во всех государствах Италии.

В 1848 г. в Ирландии началось национально-освободительное восстание, свирепо подавленное британскими войсками. С этого времени и до обретения в 1919 г. независимости в Ирландии фактически не прекращалось состояние гражданской войны.

1856–1858 гг. — четвертая революция и гражданская война в Испании.

1858–1860 гг. — новая революция в Италии, охватившая всю страну, от Сицилии до Альп. После походов Джузеппе Гарибальди страна оказалась, наконец, освобождена от Австрийского господства и объединена. И тут же на юге Италии вспыхнула крестьянская война 1860–1861 гг., подавленная с поистине устрашающей жестокостью.

1871 г. — новая революция во Франции, трехмесячная Парижская коммуна.

К концу XIX в. вроде попритихло, но в начале XX столетия снова — рост стачечного движения, разгон войсками и полицией демонстраций и митингов, активизация национально-освободительного движения в Ирландии, в Австро-Венгрии, на Балканах, в Испании.

В Британии было как будто спокойнее, чем в других местах… Действительно — за весь XIX в. ни одной революции! Но и в здесь в 1819 г. войска подавили митинг в пользу избирательной реформы. В 1830-м толпа громила дома противников реформы, полиция не справлялась с поддержанием порядка, против демонстрантов не раз бросали войска. 1839 г. — восстания чартистов в ряде городов.

С 1871 г. по начало XX в. было сравнительно спокойно. Только в далекой Японии прошла Революция Мейдзи 1866–1871 гг., да в Латинской Америке все время стреляли. Перманентная революция, национальный вид спорта такой.

Что такое революция?

Революция — это насильственное решение вопроса о власти, свержение старой и установление новой. Вот только цели рвущихся к власти могут быть самыми разными.

Марксисты уверяли, что при революции старый общественный строй — всегда реакционный. В государстве же созрел новый, который власть не желает признавать и учитывать. Чтобы двигаться дальше, нужно изменить законы — правила игры, по которым государство живет. Если власть отказывается это сделать сама, созревает революционная ситуация. Подобру правящий класс отдавать власть не хочет, и потому надо захватить ее силой. В таком государстве возник новый общественный класс, который уже имеет влияние, и распоряжается собственностью. Но власть его не признает, и этот слой не может придти к власти законным путем, чтобы изменить общественный строй, заменить реакционные правила игры прогрессивными.

Скажем сразу — не марксисты это все придумали. Таково было мнение всей или почти всей европейской интеллигенции. Новое — хорошо, старое — плохо. Революция — нечто увлекательное, романтичное и полезное.

Второй случай — когда революционеры захватывают власть вовсе не затем, чтобы творить шаги прогресса. И даже вообще не из каких-то экономических или рационально-политических соображений. А лишь для того, чтобы воплотить в жизнь утопию.

Во Французской революции 1789–1794 гг. утописты быстро оттеснили прагматиков и начали строить свою утопию: райскую жизнь без денег и торговли, аристократии и христианства, создав новый календарь и попытавшись начать историю с чистого листа.

На примере и этого, и множества других подобных случаев хорошо видно, как захватившие власть революционеры навязывают свою утопию всему остальному населению страны.

Итак, революции могут быть по крайней мере трех типов:

В начале XX в. между этими типами революций почти не делали различий. Отношение к любой было приподнято-романтическим. Примерно как к паровозу или поискам истоков Нила.

Идеологи старые и новые

В начале XX в. либеральная утопия идет на спад. Консервативная — еще больше. Расистская еще держится, но активность ей придает только причудливое соединение с идеями социализма и коммунизма. Технократическая идеология на подъеме, но тоже все чаще объединяется с социалистами и революционерами всех мастей.

Идеологии XIX в. с разных сторон и по-разному, но помогали строить здание цивилизации.

Эти три идеологии XX в. цивилизацию отрицали. Они считали необходимым цивилизацию уничтожить, а на ее месте создать нечто совершенно новое, не имеющее корней в прошлом. События развивались так, что они действительно чуть не добились своего. Во имя чего? Это придется рассмотреть как можно подробнее.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава III РЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ: 1917 – 1921 ГГ

Глава III РЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ: 1917 – 1921 ГГ Новый, 1917-й год Россия встречала с тревогой в ожидании новых бед и потрясений. Жестокая, кровопролитная война лишь разгоралась, и ей не было видно конца. На Восточном фронте она охватывала все новые и новые территории Российской

Глава вторая РЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ: 1917 – 1921 гг

Глава вторая РЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ: 1917 – 1921 гг Первая мировая война втянула в бессмысленную бойню миллионы людей. Казалось, покончить с катастрофой такого масштаба можно только радикально изменив все существующие отношения: общественные, политические, экономические.

Глава 11. Истоки революции. Первая революционная ситуация

Глава 11. Истоки революции. Первая революционная ситуация Где начался исторический перелом, ознаменовавший развал Российской империи? Какие движущие силы вели страну к революциям 1917 года, какой идеологии придерживались революционеры, какова была их поддержка в обществе?

Глава 9. Националистическая идеология

Глава 10. Технократическая идеология

Глава 10. Технократическая идеология Я не говорю, что это возможно, я только говорю, что это существует. Чарлз Рис, ученый XIX века В ожидании переменВ начале XX века люди цивилизованного мира ждали перемен — в лучшую или в худшую сторону, но грандиозных и

Глава V. СОЮЗНИЧЕСКАЯ ВОЙНА. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПОПЫТКА СУЛЬПИЦИЯ.

Глава V. СОЮЗНИЧЕСКАЯ ВОЙНА. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПОПЫТКА СУЛЬПИЦИЯ. Настроение союзников, их стремление к правам полного гражданства. Восстание союзников. Первые их успехи. Закон Луция Цезаря и замирение восставших. Предложения Сульпиция. Попытка Сульпиция устранить Суллу.

Глава пятнадцатая. Революционная ситуация.

Глава четвертая Революционная деятельность до Октября 1917 года

Глава четвертая Революционная деятельность до Октября 1917 года Летом 1909 года Глеб Иванович Бокий вышел на свободу и сразу же включился в подпольную революционную деятельность (легально он работал гидротехником в министерстве земледелия). Годы, проведенные в крепости, не

Глава V. СОЮЗНИЧЕСКАЯ ВОЙНА. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПОПЫТКА СУЛЬПИЦИЯ.

Глава V. СОЮЗНИЧЕСКАЯ ВОЙНА. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПОПЫТКА СУЛЬПИЦИЯ. Настроение союзников, их стремление к правам полного гражданства. Восстание союзников. Первые их успехи. Закон Луция Цезаря и замирение восставших. Предложения Сульпиция. Попытка Сульпиция устранить Суллу.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Революционная практика и предательство Маркса

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Революционная практика и предательство Маркса Теоретические изыски Маркса не остались в Европе незамеченными - Прудон написал критическую книгу под названием “Философия нищеты”. Маркс не мог не ответить и написал - “Нищета философии”, которую издал в

Глава 68. Нужна ли революционная партия

Глава 68. Нужна ли революционная партия Конечно, нужна. Но не для того, чтобы парламентским путём прийти к власти, сделать такое современные узурпаторы не дадут. Партия особого типа нужна, прежде всего, для выработки стратегического направления цели, чтобы не сбиться с

Основоположниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. выработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Основными идейными принципами народничества являлись: отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитии в России; стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме; идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму; представление о русском крестьянине как о человеке будущего; отрицание государственности как формы общественного управления. Народничество развивалось в форме различных направлений, имевших общую цель борьбы - социализм и признававших необходимость революции для достижения этой цели. Ведущим теоретиком пропагандистского направления революционного народничества выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали следующие идеи: интеллигенция смогла умственно развиться, так как была освобождена от физического труда. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг; народ, крестьянство не готовы к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе; для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа. Ведущим теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества стал М.А. Бакунин. Он проповедовал следующие идеи: главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство, поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового; основное средство борьбы - революционный бунт народа. Основной теорией заговорщического направления (П.Н. Ткачев): крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества, поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, ни в призыве к бунту; самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850-начале 1860-х гг. "Земля и воля" (1861-1864) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А.А. Слепцов, В.А. Обручев. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863г. "Народная расправа" была создана в конце 60-х гг. 19в. революционным фанатиком С.Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления. "Большое общество пропаганды" существовало в 1869-1874 гг. Его возглавляли Н.В. Чайковский, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин. В 1874г. общество участвовало в подготовке массовой акции, называемой "хождение в народ", когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды крестьян. Но, в итоге, не удалось поднять их ни на бунт, ни донести до них идеи социализма. "Земля и воля" (1876-1879) - организация под руководством А.Д. Михайлова, Г.В. Плеханова. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым: агитацию словом и делом; акции по дезорганизации государства (привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее вредных представителей власти). Землевольцы перешли от летучей агитации к оседлой пропаганде, стали создавать поселения народников в деревне. Но новое "хождение в народ" также не дало результатов. Партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы, объединившихся во главе с Г.В. Плехановым в партию "Черный передел", и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы, как необходимого условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора, образовавших "Народную волю". Партию "Народная воля" (1879-1882) возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов и др. Народовольцы ставили своей целью: революционный захват власти; созыв Учредительного собрания; утверждение политических свобод; построение, в перспективе, общинного социализма. Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа. "Черный передел" (1879-1882). Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне. В 1883г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу "Освобождение труда" - первую русскую социал-демократическую организацию. Либеральное народничество как течение сформировалось в 80-90-х гг. в результате острого организационного и идейного кризиса революционного народничества. Либеральные народники доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством.



Основоположниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. выработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Основными идейными принципами народничества являлись: отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитии в России; стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме; идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму; представление о русском крестьянине как о человеке будущего; отрицание государственности как формы общественного управления. Народничество развивалось в форме различных направлений, имевших общую цель борьбы - социализм и признававших необходимость революции для достижения этой цели. Ведущим теоретиком пропагандистского направления революционного народничества выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали следующие идеи: интеллигенция смогла умственно развиться, так как была освобождена от физического труда. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг; народ, крестьянство не готовы к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе; для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа. Ведущим теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества стал М.А. Бакунин. Он проповедовал следующие идеи: главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство, поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового; основное средство борьбы - революционный бунт народа. Основной теорией заговорщического направления (П.Н. Ткачев): крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества, поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, ни в призыве к бунту; самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850-начале 1860-х гг. "Земля и воля" (1861-1864) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А.А. Слепцов, В.А. Обручев. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863г. "Народная расправа" была создана в конце 60-х гг. 19в. революционным фанатиком С.Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления. "Большое общество пропаганды" существовало в 1869-1874 гг. Его возглавляли Н.В. Чайковский, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин. В 1874г. общество участвовало в подготовке массовой акции, называемой "хождение в народ", когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды крестьян. Но, в итоге, не удалось поднять их ни на бунт, ни донести до них идеи социализма. "Земля и воля" (1876-1879) - организация под руководством А.Д. Михайлова, Г.В. Плеханова. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым: агитацию словом и делом; акции по дезорганизации государства (привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее вредных представителей власти). Землевольцы перешли от летучей агитации к оседлой пропаганде, стали создавать поселения народников в деревне. Но новое "хождение в народ" также не дало результатов. Партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы, объединившихся во главе с Г.В. Плехановым в партию "Черный передел", и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы, как необходимого условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора, образовавших "Народную волю". Партию "Народная воля" (1879-1882) возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов и др. Народовольцы ставили своей целью: революционный захват власти; созыв Учредительного собрания; утверждение политических свобод; построение, в перспективе, общинного социализма. Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа. "Черный передел" (1879-1882). Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне. В 1883г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу "Освобождение труда" - первую русскую социал-демократическую организацию. Либеральное народничество как течение сформировалось в 80-90-х гг. в результате острого организационного и идейного кризиса революционного народничества. Либеральные народники доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Суррикат Мими

Это убеждение или пропаганда, что только революционным путем можно изменить жизнь к лучшему.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Какая же форма правления более всего способствует решению этой задачи? Для выполнения этих условий, по мнению мыслителя, не подходит ни абсолютная монархия, поскольку она основана на произволе одного лица, ни демократическая республика, если законы не принимаются большинством населения и в ней государственная власть недостаточно сильна и подотчетна обществу, что в итоге обязательно приводит к установлению диктатуры какого-либо социального класса.

Однако отказ германской монархии от дальнейших реформ привел её к закономерному крушению в ноябре 1918 года, а неспособность либералов в союзе с социал-демократами находившимися у власти в период Веймарской республики успешно решать социальные вопросы привело к торжеству национал-социалистов, которые, извратив до предела как консервативную, так и социалистическую идею, надолго похоронили надежды на достижение искомого консервативно-центристского синтеза.


В 1862 г. на политической арене вместе с прогрессистами появляется Лассаль и выступает против весьма умеренной политики прогрессивной партии по отношению к канцлеру Бисмарку, требуя более решительного давления на правительство. Однако это требование не встретило сочувствия со стороны либеральной буржуазии и тогда Лассаль покидает ряды прогрессистов, решая обратиться непосредственно к рабочим. Он очень быстро оказывается одним из самых ярких пропагандистов учения Маркса, превосходя в популярности самого автора революционного коммунистического учения.

В результате, под влиянием Лассаля на рабочем конгрессе в Лейпциге в мае 1863 г. был создан Всеобщий германский рабочий союз, президентом которого на 5 лет с практически диктаторскими полномочиями избрали самого Лассаля

Следуя национал-патриотической линии Лассаля, лидеры правого крыла СДПГ (Ф. Эберт, Ф. Шейдеман, Г. Бауэр и др.), с началом Первой мировой войны голосовали в рейхстаге за военные кредиты и поддержку воюющего правительства; в то время как левые социал-демократы (во главе с К.Либкнехтом, Р.Люксембург и К.Цеткин) оставались на позициях пацифизма и интернационализма.

Однако этим фактом значение Лассаля для развития левой политической мысли, безусловно, не исчерпывается.

Все перечисленные идеи дали мощные всходы в политической мысли, несмотря на столь раннюю смерть самого Лассаля. Ибо как идейную платформу современной социал-демократии, так и современную концепцию социализма как общества социальной справедливости сегодня сложно представить свободными от влияния лассальянского наследия.

Чем же ценен для нас Лассаль в контексте несостоявшегося становления консервативного центризма?

Тем самым ему удалось пройти между леворадикальным антигосударственным нигилизмом и тоталитарным большевистским социализмом, столь сильно скомпрометировавшего левую идею в ХХ веке.

Задача научного предвидения в социологии заключается в том, чтобы сконструировать более совершенную систему развития общества исследованием историко-экономических процессов, чтобы найти средства для разрешения конфликта между классом буржуазии и рабочим классом и уничтожить условия создающие этот конфликт и антагонизмы.

Проблема в том, что понимание всего разнообразия капиталистического общества и создание его теоретического понимания требовало не только его сравнения с более ранними общественными формациями, но и сопоставления с гипотетическим бесклассовым обществом, который будет появляться в будущем. Чтобы представить себе такое общество требуются определённые знания о механизме развития общественной жизни при разных условиях и необходима способность ставить разные вопросы, которые в голову не приходили тем людям, которые считают капитализм и его законы развития естественным, а то и божественным промыслом высших сил, которые не должны поддаваться пониманию.

Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.

Видные исторические деятели народничества:

Идеология революционного народничества

У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.

Герцен А.И.

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.

Хождение в народ

Хождение в народ

Земля и воля

Революционное народничество - таблица

Черный передел

Народная воля

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

Убийство Александра 2

Читайте также: