Ресурсы библиотечного обслуживания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современная библиотека – поиск новых моделей библиотечно-

информационного развития

В фондах многих современных библиотек помимо книг хранятся произведения искусства: картины и гравюры, плакаты и открытки, грампластинки, кассеты и диски с записями произведений литературы, музыкального и киноискусства. Редкие и ценные рукописные и печатные книги, составляющие гордость библиотечных фондов, уникальные собрания региональных и национальных библиотек разных стран мира относятся к объектам культурного наследия.

Как культурно-цивилизационный феномен библиотека выполняет двойную функцию: сохраняет знание и культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использования виде. Она одновременно трансформируется в соответствии со своей миссией форума идей:

отношение к читателю как к центральной фигуре;

понимание первостепенного значения гуманитарной составляющей библиотечной деятельности;

отношение к технике и технологии как к возможностям обновления, расширения и совершенствования библиотечного обслуживания

До недавнего времени библиотечные учреждения определялись физическим пространством, которое занимали, документными фондами, которые имели в своем распоряжении, и кругом лиц, к ним причастных.

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети интернет, с другой, создает электронные информационные ресурсы (базы данных, коллекции оцифрованных документов, веб-сайты и веб-порталы), доступные за ее физическими стенами. Кроме того, ей предоставляются виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.

Все эти явления потребовали поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность данного учреждения культуры как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.

Библиотечное обслуживание – совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей пользователей путем предоставления библиотечных услуг.

Современная библиотека ставит своей целью удовлетворение реальных проблем и запросов своих пользователей. Современное библиотечное обслуживание ориентировано на личность, ее динамично изменяющиеся потребности основываются на равноправном сотрудничестве библиотечного специалиста и пользователя.

Библиотека в современном обществе подчеркивает принцип равенства всех желающих воспользоваться ее услугами. Особенно в этом отношении важна деятельность публичных библиотек, сохраняющих и передающих культурное наследие всем, независимо от возраста, социального статуса, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, пола, языка и других дифференцирующих признаков. Она способствует не разделению, а консолидации общества, предоставляет пользователям стартовый минимум информации, чтобы они могли ориентироваться в обществе, адаптироваться к нему, тем самым смягчает социальные конфликты, способствуют их всестороннему развитию.

Обслуживание читателей е библиотеке включает два основных вида взаимосвязанной деятельности: документально-информационную (выдачу первичных и вторичных документов) и социально-коммуникативную (организацию межличностного общения читателей в библиотеке):

коммуникативные услуги путем организации различных форм межличностного общения читателей в библиотеке (различного рода массовые мероприятия, читательские клубы и объединения и т.п.).

услуги библиотечного сервиса, которые являются необходимым условием реализации процесса обслуживания и выступают в форме предоставления читателям различного рода удобств и использовании документальных и коммуникативных услуг [2].

В последние десятилетия мы стали свидетелями того, как изменились услуги библиотек и способы их предоставления из-за бурного развития информационных технологий.

Библиотека особенно уязвима перед лицом изменений, происходящих в сфере коммуникаций. Перевод книг в цифровой формат, создание мощных электронных хранилищ с удаленным доступом могут существенно изменить потребности общества, а надобность в библиотеках как стационарных местах чтения отпадет.

На сегодняшний день услуги библиотек весьма разнообразны: выдача материалов в читальных залах и на дом, информационный поиск и бесплатный доступ в интернет, работа с правовыми базами данных и предоставление компьютеров для самостоятельной работы, обучение работы за компьютером, прослушивание музыкальных материалов, доступ к полнотекстовым электронным журналам, а также выездные выставки-просмотры и презентации книг, Дни информации и Дни специалиста, обучающие семинары, тренинги и мастер-классы, клубы по интересам и экскурсии. Библиотеки являются поистине центром местной громады. И, кроме того, дополнительные услуги: ксерокопирование, сканирование, набор текстов, запись информации на диски, услуги онлайнового межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов, изучение иностранных языков.

Развитие интернета открыло для библиотек новый уровень возможностей для обслуживания своих пользователей. Воплощением идеи современного канала доступа к разнообразным библиотечным услугам и информационным ресурсам стали библиотечные веб-сайты.

Интернет-технологии трансформируют и сами формы справочно-библиографического обслуживания в библиотеках. Одна из особенно интересных разработок связана с широким распространением такой службы интернет, как электронная почта, которая давно стала удобным средством коммуникации. Ответом библиотек на такое повсеместное ее развитие стал новый вид сервиса – электронные (виртуальные) справки, или справки по электронной почте. Все чаще на сайтах предлагается такая услуга.

Неотъемлемой частью предоставления услуг в библиотеке становится доступ к базам данных. Это организованная коллекция записей, сделанных с помощью компьютерных технологий и стандартизированных по формату и содержанию, которая хранится в одном из машиночитаемых режимов: на магнитных носителях, оптических дисках и других устройствах хранения информации.

Современные базы данных в подавляющем большинстве предоставляются в онлайновом доступе и могут содержать тексты рефератов, журнальных и газетных статей, законов, отчетов и т.д. а также библиографические описания книг, статей и других печатных материалов. Одной из разновидностей таких библиографических баз данных выступают электронные каталоги библиотек. Существуют тысячи баз данных самого разного содержания и объема как в публичном доступе, так и приобретаемые за плату.

Современная парадигма библиотечного обслуживания базируется не только на использовании фонда документов конкретной библиотеки, но и предполагает использование принципиально новых возможностей доступа к информации вне зависимости от времени и местонахождения как документа, так и пользователя.

Таким образом, предназначение библиотеки состоит в сохранении баланса традиционных, базовых ценностей с трансформацией, не допускающей поглощения книги, чтения, существующей культуры.

Устойчивое развитие предполагает библиотечную деятельность в единстве с гуманистическими ценностями, знаниями, в гармонии с окружающей социальной и природной средой. Библиотекарь сегодня – один из главных участников реализации информационно-интеллектуальных процессов и развития духовной культуры.

Цель исследования – анализ теоретических основ обслуживания пользователей библиотек.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, цели, задачи обслуживания его функции и принципы.
2. Технологию и ресурсы библиотечного обслуживания.
3. Формы и методы библиотечного обслуживания.

Содержание работы

Введение
1. Сущность, цели, задачи, функции и принципы библиотечного обслуживания
2. Технология и ресурсы библиотечного обслуживания
3. Формы и методы библиотечного обслуживания
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Обслуживание пользователей библиотек.docx

Обслуживание пользователей библиотек:

по страницам профессиональной печати.

1. Сущность, цели, задачи, функции и принципы библиотечного обслуживания

2. Технология и ресурсы библиотечного обслуживания

3. Формы и методы библиотечного обслуживания

Для чего нужна библиотека? Отвечая на этот вопрос, люди обычно говорят: библиотека необходима, чтобы получить книги, которых нет дома, выяснить сведения о выдающихся людях, исторических событиях и т.п.

Деятельность библиотеки, которая обеспечивает требования читателей, их стремление к развитию своих знаний, есть библиотечное обслуживание. И, следовательно, цель обслуживания - наиболее полное удовлетворение и развитие читательских потребностей. Эта цель конкретизируется при выполнении определенной услуги.

Сегодня библиотека способны сыграть важную роль в развитии образования, науки и культуры, стать центрами местных сообществ населения. И потому необходимо придать ей новый облик, адекватный требованиям времени.

Наиболее глобальным фактором, влияющим на развитие библиотечного дела, явилась информатизация. Она вносит изменения в потребности пользователей, в профессиональные требования к библиотекарю, в видовой и содержательный состав фонда, технологию и организацию всех библиотечных процессов, в том числе и обслуживания.

Теоретически обосновать единство всех видов обслуживания в библиотеке позволяет рассмотрение его как системы. С этих позиций в библиотечном обслуживании, как и в любой деятельности, можно выделить следующие компоненты: цели, субъект деятельности, объект, на который направлена эта деятельность, предмет, ресурсы (средства возможности), процессы (технология), условия, результаты деятельности.

Цель исследования – анализ теоретических основ обслуживания пользователей библиотек.

1. Уточнить сущность, цели, задачи обслуживания его функции и принципы.

2. Технологию и ресурсы библиотечного обслуживания.

3. Формы и методы библиотечного обслуживания.

Объектом исследования является библиотечное обслуживание пользователей, предметом теоретические основания библиотечного обслуживания.

Методами исследования является теоритический анализ литературных источников.

Библиотечное обслуживание завершается результатом, каковым является библиотечная услуга, предоставленная читателю.

Ресурсы, которыми располагают субъекты обслуживания – библиотечный фонд, справочно-библиографический аппарат, технические средства, библиотечное оборудование, архитектурно - планировочное решение библиотечного здания, интерьер библиотеки, собственные интеллектуальные и вербальные возможности субъектов.

Условия, в которых осуществляется обслуживание - это библиотечная среда, влияющая и на субъекты, и на процессы, и соответственно на результат обслуживания. Все компоненты библиотечного обслуживания в единстве и взаимосвязи направлены на удовлетворение и развитие читательских потребностей. Систему библиотечного обслуживания можно рассматривать как взаимосвязанную деятельность библиотек по удовлетворению и развитию потребностей читателей.

Сущность, функции, цели, задачи и принципы

Обслуживание остается одной из основных функций библиотеки как системы и социального института, является главной составляющей деятельности библиотеки. Сущность библиотечного обслуживания с течением времени остается неизменной, но выполняемые библиотекарем функции в настоящее время кардинально меняются.

Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек. Именно обслуживание изменяет и направляет работу всех подразделений библиотеки и осуществляемые ими технологические процессы. Обслуживание формирует образ библиотеки в глазах ее читателей и, в конечном итоге, предопределяет место библиотеки в учреждении, организации и обществе.

Библиотека аккумулирует функции трех разных сфер, будучи отнесенной по своему правовому и экономическому статусу к одной из них культуре. [37]

Сочетание трех функций — информационной, образовательной и культурной — обязательны для любой библиотеки. Доминирование же одной из них создает определенный тип.

Например, если преобладает образовательная функция, то библиотека будет учебной, если информационная — научной, если культурная — публичной. Такое деление, конечно, условно, как условно выделение в чистом виде соответствующих потребностей, однако оно важно для определения статуса библиотеки и ее положения в обществе, а соответственно и для решения финансирования, развития материально-технической базы и иных экономических аспектов деятельности.

Каждая из функций библиотеки требует своего ресурсного обеспечения. Вот почему в условиях ограниченности этих ресурсов важна правильная оценка последних с точки зрения наиболее оптимального использования.

Библиотека общества знаний как структурный элемент глобальной мировой библиотеки, не имеющей физических границ, обеспечивает передачу информации о накопленном человечеством знании любому человеку без временных, географических и иных ограничений. Ее информационная функция приобретает ориентирующий, аналитический и оценочный характер.

Совершенствуется образовательная функция библиотек. Библиотеки призваны помочь гражданам получить необходимые знания, расширить их читательские интересы, показать взаимосвязь между теми или иными явлениями, содействовать развитию самостоятельного мышления, творчества с тем, чтобы они могли сознательно с пользой для дела участвовать в развитии производства, предпринимательства, фермерства, в решении социальных вопросов.

Культурная функция библиотеки инновационной модели предполагает распространение культурных образцов, обеспечивающих процесс инкультурации человека, введение его в систему основных ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установок культуры, в том числе информационной, критериев оценок и принципов отбора социально приемлемых форм и способов осуществления деятельности в формирующемся обществе знаний. Она является важным звеном в системе просвещения населения (правового, экологического, художественного, краеведческого). Реализация этой функции, с одной стороны, превращает моделируемую библиотеку в социальный институт, гарантирующий воспроизводство национальной и региональной культуры, с другой - придает библиотеке статус места интенсивной межкультурной коммуникации, где формируются стандарты понимания иных культур с удержанием их специфики и оригинальности.

Особое значение приобретает культурная функция. Как культурный центр библиотеки:

- развивает и поддерживает изучение, сохранение, распространение и защиту местной культуры;

- способствует распространению ценностей национальной культуры и знакомству с другими культурами, воспитывает уважение к ним;

- содействует организации социального межкультурного диалога;

- создает условия для индивидуального и коллективного творчества.

Цель библиотечного обслуживания – это удовлетворение потребностей пользователей путем предоставление библиотечных услуг. [37]

Библиотека предоставляет документы пользователю (читателю) с целью наиболее полного удовлетворения и развития читательских потребностей.

Это цель библиотечного обслуживания, которая конкретизируется при выполнении определенной услуги.

Цель, задачи и принципы библиотечного обслуживания определяются в зависимости от понимания роли библиотеки и господствующей в обществе концепции читателя, что, в свою очередь, обусловлено более общими политическими и идеологическими теориями, так как цели публичной библиотеки напрямую зависят от целей самого общества. [26, С. 31]

В настоящее время в условиях переходного периода развития государства определение цели библиотечного обслуживания стало одной из важнейших задач библиотечного сообщества. [26, С. 31]

Такое понимание цели библиотечного обслуживания в полной мере отвечает специфической природе библиотеки как информационного института, а также ее социальной роли в обществе.

Сформулированная цель позволяет определить задачи библиотечного обслуживания, шаги, которые необходимо сделать для достижения цели:

— снижение барьеров (физических, интеллектуальных, технических, организационных, межличностных, финансовых) доступности получения пользователем необходимой ему информации и библиотечных услуг;

— постоянное изучение читательских и информационных интересов, запросов и потребностей пользователей с целью наиболее полного их удовлетворения;

— расширение номенклатуры и повышение уровня креативности предоставляемых пользователю услуг;

— содействие формированию культуры чтения и информационной культуры пользователей;

— продвижение чтения в нечитающие слои общества. [26, С. 32-33]

Очевидно, что поставленные задачи в полной мере отвечают как поставленной цели, так и сущности библиотечного обслуживания.

Решение каждой из них будет способствовать облегчению доступа к информационным ресурсам и расширению круга пользователей, способных применять их для достижения своих жизненных целей.

Определение принципов библиотечного обслуживания также базируется на понимании роли библиотеки в обществе в целом и цели библиотечного обслуживания, в частности. Их понимание также претерпело переосмысление.

Сегодня принципы библиотечного обслуживания могут быть уточнены и сформулированы следующим образом:

— принцип конгруэнтности библиотечного обслуживания;

— принцип толерантности и приоритета интересов личности пользователя;

— принцип диалогичности библиотечного обслуживания;

— принцип индивидуализации и специализации библиотечного обслуживания.

Такая формулировка принципов библиотечного обслуживания в библиотеках стала возможна лишь в последнее время, в условиях демократизации библиотечного дела, и сегодня она вполне отвечает общемировой практике. [26, С. 33]

Суть каждого из названных принципов нуждается в разъяснении.

Принцип конгруэнтности — важнейший принцип библиотечного обслуживания. Он означает, во-первых, соответствие библиотечного обслуживания (основных направлений, форм, методов, а также технических средств и т. д.) тем задачам, которые ставит перед собой общество, во-вторых, соответствие потребностям пользователей, и в-третьих — его соответствие уровню развития самой отрасли.

Принцип конгруэнтности требует также соотнесения основных параметров библиотечного обслуживания с деятельностью других социальных институтов: местным самоуправлением, СМИ и др.

Данный принцип предполагает также внимательное, доброжелательное отношение к личности со стороны библиотечного персонала вне зависимости от национальности, вероисповедания, социального статуса, состояния здоровья и т. д. Выполнение этого принципа обеспечивает доступ к библиотечному обслуживанию людей с физическими недостатками, проблемами сенсорного восприятия, испытывающих трудности в обучении и др.

1. Библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио- и видеодокументы, электронные документы, базы данных, в том числе, базы данных Интернет, озвученные книги, другие издания специальных форматов для слепых и слабовидящих и т. п.), представленных в достаточном количестве

2. Документный фонд любой библиотеки обязан отвечать принципу толерантности, сложившемуся в обществе многообразию мнений, точек зрения, не содержать документы, пропагандирующие вражду, насилие, жестокость, порнографию.

3. Политика формирования фонда ориентирует библиотеку на стратегию доступа ко всей имеющейся информации, а не только к ее собственным ресурсам. Каждая библиотека Краснокамского муниципального района становится участницей распределенного единого библиотечного фонда библиотечной системы в целом и получает к нему свободный доступ.

В этой связи основными характеристиками фонда библиотеки являются:

- информативность, соответствие потребностям граждан,

4. Объем фонда библиотеки должен составлять от 2 до 6 экз. на одного жителя в зависимости от плотности проживания.

Там, где имеются значительные социокультурные различия или иные особые обстоятельства, средний показатель может корректироваться (увеличиваться или сокращаться), так как величина фонда зависит практически от реальных потребностей местных жителей, места и роли конкретной библиотеки, близости других библиотек, доступа к внешним ресурсам и др.

Центральная библиотека для обслуживания жителей всей территории должна располагать увеличенным объемом фонда: 4 - 8 экз. документов на одного жителя.

Для сохранения значимости документного фонда библиотеки и обеспечения выполнения нормативов муниципального задания необходимо постоянное обновление информационных ресурсов и комплектование вновь издаваемой печатной и электронной продукцией фондов библиотек. В составе фонда должно содержаться до 50 % наименований документов, изданных за последние 5 лет на различных носителях.

Ежегодное пополнение фонда - не менее 250 документов (книги, периодика, аудио-, видео документы, электронные документы, базы данных, озвученные книги и др.) из расчета на 1000 жителей.

Расчет финансирования комплектования производится по формуле:

- коэффициент, характеризующий количество книг, приобретаемых в год на 1000 жителей;

- средняя стоимость 1 документа;

- число жителей, проживающих в зоне обслуживания библиотеки.

Аналогично рассчитываются показатели фонда, его пополнения и для жителей в возрасте до 14 лет.

5. В универсальном фонде библиотеки, если в микрорайоне обслуживания нет специализированной детской библиотеки, литература для жителей в возрасте до 14 лет должна составлять от 30 до 50 % фонда библиотеки и включать документы на различных носителях, а также обучающие и развивающие программы, игры и т.п.

6. При комплектовании фонда библиотеки необходимо учитывать потребности этнических групп получателей, национальных меньшинств. Доля этих документов в составе фонда и текущего комплектования должна составлять не менее 10 %.

Величину собраний для этнических групп пользователей целесообразно определять с учетом международных принципов (например: при численности 500 жителей - 100 томов; при численности до 2000 жителей - из расчета 1 том на 10 человек).

7. Центральная библиотека в соответствии с региональным законодательством об обязательном экземпляре документов получает 1 экз. местных изданий бесплатно.

Объем фонда периодических изданий центральной библиотеки рассчитывается, исходя из количества населения (но не менее 150 названий), центральной детской библиотеки - населения в возрасте до 14 лет (не менее 50 названий) Краснокамского муниципального района.

9. Показатели для фонда аудиозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей, электронные документы (в том числе снабженных субтитрами для людей с ослабленным слухом) должны быть не менее 10 единиц на 1000 жителей. Ежегодное пополнение - не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписей из расчета на 1000 жителей.

10. Библиотека стремится обеспечить достаточную полноту фонда справочных и библиографических изданий: универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари, краеведческие и туристические справочники, атласы, маршрутные карты, адресные книги, пособия, программы в помощь обучению, образованию и развитию, информационные издания для обеспечения разных сфер жизнедеятельности региона и данной местности, информационные бюллетени новых поступлений и др.

Фонд справочных и библиографических изданий должен составлять до 10 % к общему фонду и быть доступен любому пользователю в любое время работы библиотеки.

11. Библиотека сохраняет культурные традиции и отражает местную историю в контексте истории и культуры всего края и страны. В этой связи ценность ее фонда возрастает от наличия в нем книжных памятников местного уровня (при этом не ставится ограничений в собирании и хранении памятников; регионального и национального уровня), краеведческих изданий, местных документов, документов на языках этнических групп, других уникальных коллекций.

Центральная районная библиотека сохраняет в своем фонде "книжные памятники", краеведческие издания, местные документы, документы на языках этнических групп, других уникальных коллекций и т. п. обо всем районе и всех поселениях, входящих в состав Краснокамского муниципального района.

12. Библиотека является источником библиографических данных о собственном фонде и о внешних библиотечных ресурсах. В этой связи в справочно-библиографическом аппарате центральной библиотеки находит адекватное отражение не только фонд самой библиотеки, но и местонахождение документов или информации в других библиотеках района.

Информация обо всей поступающей в библиотеку литературе, о содержании и объеме поступлений, источниках приобретения в обязательном порядке доводится до сведения жителей Краснокамского муниципального района.

До 90 % фонда в библиотеке может быть представлено на открытом доступе.

Доступ к документам, которые отсутствуют в фонде библиотеки, но могут быть получены посредством каналов межбиблиотечной связи, осуществляется по предварительному заказу (внестационарное обслуживание, межбиблиотечный абонемент, электронная доставка документов). Организатором этой связи является центральная библиотека.

13. Сроки хранения отдельных частей фонда библиотеки зависят от существующих потребностей и спроса со стороны пользователей, а также от состояния документов, степени их устарелости или износа.

Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны оставаться в составе фонда библиотеки и центральной библиотеки. Единственный экземпляр таких документов может храниться в печатном виде (если имеются для этого условия) или быть записан на электронный носитель.

14. Библиотека обязана обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной сигнализации и др. Для обеспечения сохранности в процессе использования библиотечного фонда применяются превентивные средства защиты (копирование документов, перевод документов на новые носители и т.д.).

15. При центральной районной библиотеке организуются депозитарий, обменно-резервный фонд документов.

16. Для эффективного использования документов в процессах библиотечного и информационного обслуживания, качественного предоставления услуг населению библиотека должна иметь соответствующие технические средства и средства связи: персональный компьютер на 1000 жителей, сканер, ксерокс, телефон-факс, канал связи для обеспечения доступа к сети Интернет, видео-, аудиокомплексы и др.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Зачастую библиотеки являются единственным доступным информационным центром, особенно в условиях района, села. Они формируют информационную среду с учетом местных особенностей социально-экономического развития, учитывая хозяйственный профиль, общую социокультурную ситуацию, потребности населения. Поэтому информационная функция – одна из основных в работе библиотек и особую актуальность приобрела в последнее время.

Информационная деятельность и нашей Маслянинской центральной библиотеки стала одним из приоритетных направлений работы. У пользователей библиотеки, а также всех желающих, появилась возможность получать информацию не только из печатных источников, но и из телекоммуникационной сети Интернет.

Для того чтобы качественно и оперативно удовлетворять информационные запросы пользователей, центральная библиотека систематически изучает разнообразные источники информации, ведет поиск, отбор, оценку поступающих материалов, тем самым формирует и совершенствует информационные ресурсы библиотеки.

  1. СБА библиотеки включает: каталоги, картотеки, библиографические пособия.

а) Подготовленные в библиотеке :

· Папки-досье (пресс-папки).

· Информационные уголки, стенды.

· Альбомы краеведческого характера.

· Аудиокниги. Музыкальные диски.

Использование компьютерной техники значительно расширило информационные ресурсы и образовательные услуги библиотеки. Пользователям нашей библиотеки для удовлетворения информационных потребностей предложены следующие услуги:

составление библиографических списков, указателей, пресс-дайджестов по темам (в т.ч. по запросам пользователей);

поиск информации в Интернет-ресурсах;

поиск информации в правовых справочно-поисковых системах (Консультант Плюс: "Российское законодательство", Версия Проф, Комментарии Законодательства, Новосибирский Выпуск; ФСО России: Законодательство России и Новосибирской области, Официальные и периодические издания: полнотекстовые электронные версии журналов - Собрание законодательства РФ и др.);

ЭБД (электронные библиографические картотеки: "Официальные документы РФ", "Официальные документы местных органов власти", "Информационный центр" /Администрации и Совета депутатов Маслянинского района Новосибирской области/);

образовательные услуги (обучение навыкам поиска и обработки информации, повышение уровня информационной культуры читателей);

поиск информации по электронным каталогам, в т.ч. НГОНБ, и использование электронной доставки книг из библиотек России;

ВБА И МБА по печатным изданиям из фондов других библиотек;

распечатка и запись на съёмный носитель пользователя.

Информационная деятельность Маслянинской центральной библиотеки ведется по нескольким направлениям:

- Осуществляется информационное обеспечение органов местной власти. Ведётся индивидуальное и групповое информирование руководителей и сотрудников структурных подразделений местных муниципальных образований /района, посёлка/, а также глав и ведущих специалистов села.

Для юношества проводится работа по формированию информационной культуры. Ежегодно проводятся библиотечные уроки, которые сопровождаются практическими занятиями ("АК. Правила пользования", "СК. Правила пользования", "СБА библиотеки", "Информационные ресурсы библиотеки" и др.). Проводятся индивидуальные и групповые консультации по СБА, ведется обучение самостоятельной работе в Интернет и использованию компьютерной техники.

· Справочно-информационные издания по учебным заведениям России, Новосибирска и Новосибирской области, Маслянино.

· Литература о профессиях.

· Библиографические списки и буклеты.

Проводятся Дни информации, информационные часы, библиографические обзоры, выставки-просмотры по темам: "Абитуриент, сделай свой выбор", "ВУЗ рассказывает о себе", "Угадай профессию" и др.

· советы молодому специалисту (консультации психологов);

· все о вступительных экзаменах (в т. ч. ЕГЭ).

- Осуществляется обеспечение населения социально-бытовой информацией. Так, большая часть информационных потребностей нашего населения (в т. ч. пенсионеры) связана с правовыми вопросами (решения местной Администрации, документы о льготах, социальном обеспечении и др.), вопросами трудоустройства, образования, медицинского обслуживания, обустройством быта.

Создан ряд библиографических картотек, благодаря которым пользователи получают новую своевременную информацию. Такие как:

- Ведется информационная поддержка работников культуры и искусства. Основными потребителями информации в нашем райцентре являются: работники ДК, музея, руководители и участники народных коллективов самодеятельности ДШИ (детской школы искусств), студенты, учащиеся, а также все, кто интересуется искусством. Имеются картотеки:

Читайте также: