Решение проблемы происхождения сознания в диалектическом материализме кратко

Обновлено: 30.06.2024

Сознание – это одно из центральных философских понятий, под которым понимают высший уровень психической активности человека как социального существа.

Одна из важных философских тем – это происхождение сознания. Все разнообразие точек зрения, сложившееся в истории философии по рассматриваемой проблеме может быть сведено к трем основным:

  1. Источником человеческого сознания выступает некоторая надмировая духовная сущность. В христианстве – это Бог, который дал человеку бессмертную разумную душу, в объективном идеализме человеческое сознание трактуют в качестве порождения мирового разума. Например, Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Георг Вильгельм Фридрих Гегель подробнее считал, что человеческое сознание сформировалось после саморазвития Абсолютной идеи.
  2. Сознание отождествляется с понятием души или духовного начала, и рассматривается в качестве неотъемлемого элемента мироздания. Например, таков взгляд первобытного анимизма, то есть идеи всеобщей одухотворенности мира. В философии такое воззрение было названо гилозоизмом, который был поддержан философами-материалистам – Демокритом, Д. Дидро и пр.
  3. Сознание в качестве высшей формы отражения действительности. Данная концепция была разработана в советской философии в 60-х-70-х годах ХХ века с точки зрения диалектического материализма. В ней формирование сознания было рассмотрено в качестве результата эволюции материи как таковой, а в качестве итога развития всеобщего свойства материи – отражения.

Отражение – это способность объектов материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить ряд определенных признаков и свойств друг друга. Иными словами, отражение представляет реакцию материального объекта на воздействие извне, которое уже содержит информацию об испытываемом воздействии.

Функция отражения, а также характер проявления отражения находятся в прямой зависимости от уровня организации материального носителя. Отражение для неживой материи представляет взаимодействия на физическом и химическом уровнях, а в живой – биологическое отражение, называемое раздражимостью. Когда сформировалась нервная система, отражение перешло в область психики. Человеческое сознание является социальной формой отражения, так как связано с появлением общества и формируется только внутри социума.

На сегодняшний день наука не дает однозначного ответа на вопрос о возможности возникновения живой материи из неживой, то современная философия, обсуждая проблемы сознания, предпочитает ограничиваться биологическими предпосылками сознания, анализируя психические формы отражения в живой природе.

Готовые работы на аналогичную тему

С обозначенной позиции формирование сознания основано на длительном периоде психологического развития животных, у которых уже обнаруживались зачатки интеллекта.

В эволюции психики животных выделено три основных этапа:

Отличие психики человека от психики животных

Несмотря на то, что человеческое сознание своими предпосылками и некоторыми функциями связано с психикой высших животных, оно от нее кардинально отличается:

  • человеческое сознание творчески активное: животные только воспроизводят в психических образах предметный мир, а человеческое сознание в идеальной форме создает образы того, что в материально-предметном мире не могло самостоятельно эволюционно возникнуть, так как человек может оперировать абстракциями и обладает логическим мышлением;
  • человеческое сознание конструктивно – психическая активность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а человеческое сознание ориентируется на преобразование мира и его реконструкцию;
  • человеческое сознание целенаправленное и целесообразное, то есть животные реализуют генетически заложенную программу или индивидуально приобретенный опыт, который не передается по наследству. Человек же стремится достичь поставленную цель, идеальный образ которой есть у него в сознании еще до начала деятельности;
  • человеческое сознание обладает самосознанием – животные не могут обратить психику на самих себя. Животные не реализуют свою деятельность и свои поступки, у человека же формируется совокупность взглядов на самого себя, как индивидуальный и социальный субъект, имеющий возможность корректировать свои личностные качества, а также поведение в обществе;
  • человеческое сознание универсально по своей форме и объективно по содержанию. В психике животных отражены только объекты и качества, жизненно необходимые, чтобы сохранить и продолжить вид. Знания, которые получают люди, становятся общественным достоянием.

Иными словами, сознание людей называют высшей формой отражения. Оно включает все типы психического отражения, характерные для мира животных, но при этом имеет ряд качественных отличий.

Человеческое сознание в качестве высшей формы психического отражения формируется в антропогенезе, как результат трудовой деятельности людей, развитие социальных связей и языка. Сознание является социальным явлением, как в историческом аспекте его возникновения, так и в ходе формирования сознания и индивида. В философии различают общественное и индивидуальное сознание, оба они являются общественным продуктом, так как сознание отдельного человека формируется под воздействием общественного в ходе социализации личности.

ЛЕКЦИЯ 3.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ (ИДЕАЛИЗМ, ГИЛОЗОИЗМ, ПАНПСИХИЗМ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ). ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО МАТЕРИАЛИЗМА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ.

Материализм подходит к проблеме сознания с позиций материалистического монизма, полагая, что материя, бытие первичны, а сознание вторично, что сознание производно от материи и является свойством материи. Однако само это свойство и в учениях материалистов понималось по-разному. Например, некоторые из них считали, что сознание - это свойство всей материи, в том числе и неодушевленной. Такой взгляд получил название гилозоизм (от греч. gilo - вещество, soi - жизнь). Представителями гилозоизма были нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), французский материалист Дени Дидро. (1713-1784) и др.

Аналогичную позицию занимает и панпсихизм (от греч. раn - все и psyche - душа).

Панпсихизм - это учение о всеобщей одушевленности природы. Согласно этому учению все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. Это же относится и к миру как целому, в котором якобы не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием.

Диалектический материализм (материя и сознание.)

Диалектический материализм также решает проблему сознания в его отношении с материей.

Во-первых, опираясь на данные естественных наук, он утверждает, что непосредственным носителем сознания, психики является мозг, т.е. вполне определенное материальное образование.

Во-вторых, как показывают данные конкретных наук, ощущения, представления, мысли, сознание имеют в своей основе такие материальные процессы в мозгу человека, как электрохимические, биофизические, биохимические, биоэлектрические, физиологические и др.

Однако неотделимость материи и сознания не означает их тождественности. Материя и сознание существуют реально. Но это различные реальности.

Материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества.

Сознание - субъективная реальность, существующая в голове человека, в его восприятиях, представлениях, мыслях, как отражение объективной реальности.

Материя, ее виды, уровни есть чувственно воспринимаемая, физическая реальность, материальный прообраз, сознание - это идеальный образ, идеальная копия материального, идеальная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же. Идеальный образ не имеет никаких материальных признаков и свойств (физических, химических, биологических и т.п.). Например, образ иглы не колет, образ воды не утоляет жажду, образ огня не жжет, образ ножа не режет. Уже одно это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень - желчь, желудок - желудочный сок и т.д. Характерно, что человек не ощущает того, какие физиологические процессы происходят в его мозгу при возникновении идеального образа, а сам образ осознается и человеком, и животным как существующий вне нас, вне головы или органа чувств, иначе, как замечал Фейербах, кошка бросалась бы не на мышку, а царапала собственные глаза.




Материя и сознание, материальное и идеальное - противоположности, но их противоположность не абсолютна, а относительна, в том смысле, что она носит ограниченный характер. Их противопоставление допустимо лишь в рамках уяснения вопроса о сущности, природе мира. За пределами же этого вопроса противоположность материи и сознания относительна.

Итак, сознание, с позиции диалектического материализма, - это суть отражение в человеческой голове природных и социальных явлений. Но отражение присуще и животным. Вся психика вообще носит отражательный характер. Тем не менее, даже высокоорганизованные животные имеют психику, элементарное мышление, но не имеют сознания.

Человеческое отражение в отличие от отражения животных:

· избирательно и целенаправленно;

· не только чувственно-образно, но и понятийно-образно;

· обобщает и обладает высокой степенью абстрактности;

· является продуктом социально-исторической деятельности, труда;

· регулирует саму деятельность человека и его поведение;

· активно и целесообразно воздействует на мир;

· отражает прошлое и устремлено в будущее в виде программирования и выбора средств достижения целей;

· обязательно связано с языком, выражается членораздельной речью;

· направлено также на отражение самого себя, собственного бытия, собственного духовного мира человека.

Сегодня возникла странная ситуация, когда в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ставится под сомнение, когда крепнет убежденность в иррациональности явлений сознания, а в практике исследования сознания, напротив, широко используются объективные методы, о сознании говорят как о языковом сознании, как о поведении, как о мозговых (нейрофизиологических) процессах. Все это свидетельствует о различных вариациях в трактовке сознания.

Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать их, хранить в памяти, воспроизводить вновь, обеспечивать ценностные и регулятивные ориентации людей, общаться, обмениваться опытом, передавать опыт от одного поколения к другому, стимулировать творческие способности человека. Сознание мгновенно связывает, соотносит все то, что человек увидел, услышал, почувствовал и пережил.

Исходя из всего этого, можно дать следующее определение сознания: сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. В этом определении нашли отражение основные принципы современного материализма в понимании сознания:

· в сознании нет ничего над природного и сверхъестественного;

· сознание присуще не всей материи, а только такой ее высокоорганизованной частице, как мозг человека;

· сознание есть идеальный образ объективного мира, и это не позволяет отождествлять его с материей, как это делали вульгарные материалисты;

· сознание производно, вторично по отношению к материи;

· сознание активно-творческое, а не пассивно-созерцательное;

Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания.

Свойство отражения имеет всеобщий характер, т.е. оно присуще всей материи. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения. Отсюда ясно, что сознание есть нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.

Сознание есть продукт общественно — исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. Фиксируются 4 аспекта отношения сознания к материи: исторический, онтологический, гносеологический и праксеологический, деятельностный.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

· Оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

ЛЕКЦИЯ 3.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ (ИДЕАЛИЗМ, ГИЛОЗОИЗМ, ПАНПСИХИЗМ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ). ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО МАТЕРИАЛИЗМА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ.

Материализм подходит к проблеме сознания с позиций материалистического монизма, полагая, что материя, бытие первичны, а сознание вторично, что сознание производно от материи и является свойством материи. Однако само это свойство и в учениях материалистов понималось по-разному. Например, некоторые из них считали, что сознание - это свойство всей материи, в том числе и неодушевленной. Такой взгляд получил название гилозоизм (от греч. gilo - вещество, soi - жизнь). Представителями гилозоизма были нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), французский материалист Дени Дидро. (1713-1784) и др.

Аналогичную позицию занимает и панпсихизм (от греч. раn - все и psyche - душа).

Панпсихизм - это учение о всеобщей одушевленности природы. Согласно этому учению все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. Это же относится и к миру как целому, в котором якобы не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием.

Диалектический материализм (материя и сознание.)

Диалектический материализм также решает проблему сознания в его отношении с материей.

Во-первых, опираясь на данные естественных наук, он утверждает, что непосредственным носителем сознания, психики является мозг, т.е. вполне определенное материальное образование.

Во-вторых, как показывают данные конкретных наук, ощущения, представления, мысли, сознание имеют в своей основе такие материальные процессы в мозгу человека, как электрохимические, биофизические, биохимические, биоэлектрические, физиологические и др.

Однако неотделимость материи и сознания не означает их тождественности. Материя и сознание существуют реально. Но это различные реальности.

Материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества.

Сознание - субъективная реальность, существующая в голове человека, в его восприятиях, представлениях, мыслях, как отражение объективной реальности.

Материя, ее виды, уровни есть чувственно воспринимаемая, физическая реальность, материальный прообраз, сознание - это идеальный образ, идеальная копия материального, идеальная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же. Идеальный образ не имеет никаких материальных признаков и свойств (физических, химических, биологических и т.п.). Например, образ иглы не колет, образ воды не утоляет жажду, образ огня не жжет, образ ножа не режет. Уже одно это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень - желчь, желудок - желудочный сок и т.д. Характерно, что человек не ощущает того, какие физиологические процессы происходят в его мозгу при возникновении идеального образа, а сам образ осознается и человеком, и животным как существующий вне нас, вне головы или органа чувств, иначе, как замечал Фейербах, кошка бросалась бы не на мышку, а царапала собственные глаза.

Материя и сознание, материальное и идеальное - противоположности, но их противоположность не абсолютна, а относительна, в том смысле, что она носит ограниченный характер. Их противопоставление допустимо лишь в рамках уяснения вопроса о сущности, природе мира. За пределами же этого вопроса противоположность материи и сознания относительна.

Итак, сознание, с позиции диалектического материализма, - это суть отражение в человеческой голове природных и социальных явлений. Но отражение присуще и животным. Вся психика вообще носит отражательный характер. Тем не менее, даже высокоорганизованные животные имеют психику, элементарное мышление, но не имеют сознания.

Человеческое отражение в отличие от отражения животных:

· избирательно и целенаправленно;

· не только чувственно-образно, но и понятийно-образно;

· обобщает и обладает высокой степенью абстрактности;

· является продуктом социально-исторической деятельности, труда;

· регулирует саму деятельность человека и его поведение;

· активно и целесообразно воздействует на мир;

· отражает прошлое и устремлено в будущее в виде программирования и выбора средств достижения целей;

· обязательно связано с языком, выражается членораздельной речью;

· направлено также на отражение самого себя, собственного бытия, собственного духовного мира человека.

Сегодня возникла странная ситуация, когда в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ставится под сомнение, когда крепнет убежденность в иррациональности явлений сознания, а в практике исследования сознания, напротив, широко используются объективные методы, о сознании говорят как о языковом сознании, как о поведении, как о мозговых (нейрофизиологических) процессах. Все это свидетельствует о различных вариациях в трактовке сознания.

Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать их, хранить в памяти, воспроизводить вновь, обеспечивать ценностные и регулятивные ориентации людей, общаться, обмениваться опытом, передавать опыт от одного поколения к другому, стимулировать творческие способности человека. Сознание мгновенно связывает, соотносит все то, что человек увидел, услышал, почувствовал и пережил.

Исходя из всего этого, можно дать следующее определение сознания: сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. В этом определении нашли отражение основные принципы современного материализма в понимании сознания:

· в сознании нет ничего над природного и сверхъестественного;

· сознание присуще не всей материи, а только такой ее высокоорганизованной частице, как мозг человека;

· сознание есть идеальный образ объективного мира, и это не позволяет отождествлять его с материей, как это делали вульгарные материалисты;

· сознание производно, вторично по отношению к материи;

· сознание активно-творческое, а не пассивно-созерцательное;

Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания.

Свойство отражения имеет всеобщий характер, т.е. оно присуще всей материи. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения. Отсюда ясно, что сознание есть нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.

Сознание есть продукт общественно — исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. Фиксируются 4 аспекта отношения сознания к материи: исторический, онтологический, гносеологический и праксеологический, деятельностный.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

· Оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

Согласно воззрениям диалектического материализма, сознание, психика, мышление не есть какое-то самостоятельное, второе начало, находящееся во внешнем взаимодействии с материей или существующее параллельно ей. Сознание зависимо от материи, является производным по отношению к ней. Сознание присуще только определённым образом организованной материи. Сознанием обладают лишь те высшие представители органического мира, которые наделены нервной системой большей или меньшей сложности. Нервная система является необходимым условием сознательной деятельности. Сознание — свойство определённым образом организованных физических существ. Общественный человек во всей материальности, во всей его физической и социальной конкретности является носителем высших форм сознания, которые развиваются в результате человеческого труда и общественной деятельности человека. Сознание — это одно из проявлений жизни материи на определённой ступени её развития.

Согласно материалистическому учению в полном соответствии с неопровержимыми данными современной науки, нет и не может быть сознания там, где нет материи, притом материи, организованной особым, определённым образом. Сознание есть не что иное, как особое свойство определённого вида материи, весьма сложной по своему строению, возникшей на высоком уровне эволюции природы.

Камень можно передвигать, можно изменить его положение, но камню, как и всему неорганическому миру, равно как и растительному миру и низшим формам животных, неприсуща способность воспринимать процессы, которые с ними происходят; они лишены сознания. Только определённым образом организованная материя — вещество высшей нервной системы животных обладает способностью воспринимать, внутренне отражать, осознавать происходящие в ней и вне её процессы, т. е. выражать эти, подлежащие объективному изучению, процессы, происходящие в нервной системе особым образом, так, как они протекают для самого чувствующего и мыслящего существа. Объективные физиологические процессы в наших нервных центрах сопровождаются их внутренним субъективным выражением в форме сознания. То, что само по себе объективно, что есть некоторый материальный процесс, то для наделённого мозгом существа есть в то же время и субъективный, психический акт. Само сознание тоже имеет длительную историю развития. Если низшие ступени животного сознания (инстинкты) связаны с развитием нервной системы у высших животных, то дальнейшее развитие сознания связано с переходом от животного к человеку, с развитием общественного труда, в котором создаются условия для развития человеческого мозга.

Вульгарный материализм считает, будто мысли или желания есть нечто вещественное, выделяемое мозгом, подобно тому, как жёлчь выделяется печенью. Такой взгляд совершенно искажает наши представления по этому вопросу. Мысли, чувства, волевой акт — не есть что-то, что можно измерить, взвесить, сдвинуть. Подобно тому, как округлости не свойственна тяжесть, а обе они — разные свойства одного и того же тела, так протяжение и сознание суть различные свойства материи. Воззрения материалистов древности, исходившие из того, что человеку присуща душа, состоящая из тончайшей материи, из круглых, гладких и подвижных огнеподобных атомов, относятся к младенческому периоду науки. Мы весьма далеки от подобного понимания психики. Ощущение и сознание есть внутреннее состояние движущейся материи, есть особое свойство отражать протекающий в ней физиологический процесс, — неотделимое от объективного нервного процесса, но и не тождественное ему. Но мы не менее далеки от признания мышления особой духовной субстанцией, как этого хотят идеалисты.

Теория отражения, получившая большое развитие в работах Ленина, не есть однако новый принцип в философии марксизма, введённый или установленный Лениным. Маркс и Энгельс целиком стояли на точке зрения диалектико-материалистической теории отражения.

При этом Ленин указывал — и в этом пункте им даётся чрезвычайно чёткая характеристика диалектико-материалистического понимания соотношения эмпирического и рационального момента в познании, — что процесс познания и движение его от ощущения к мысли совершаются скачкообразно. Многие философы не понимают скачка, который происходит в движении познания от ощущения к мысли, от представления к понятию. Понимание этого перехода как скачкообразного перехода, как перехода в результате противоречий, понимание единства ощущений и мышления как диалектического единства — вот чрезвычайно важный момент, характеризующий существо ленинской теории отражения.

В самом деле, в чём ограниченность сенсуалистического эмпиризма? В том, что им вырыта пропасть между ощущением и понятием. В чём ограниченность рационалистических направлений в философии вплоть до Гегеля? В том, что ими понятие оторвано от ощущения. Только диалектический материализм, рассматривающий познание как процесс, даёт подлинное разрешение этих проблем. Ленинская трактовка этого вопроса даёт нам могучее оружие для разгрома всяких идеалистических теорий.

Наивный реалист подходит не исторически к познанию, не понимает того, как совершается познавательный акт, каковы соотношения между предметом, представлением и понятием. Ленин, развивая марксистскую теорию познания, вскрыл диалектичность перехода не только от материи к сознанию, но и от ощущения к мысли. Ощущение, восприятие, представление дают непосредственное отражение ощущаемого предмета. Понятие, идея, мысль не есть непосредственное: они связаны с предметом через посредство ощущения. Совершая переход от наглядного представления к понятию, сознание как будто отступает, отходит от предмета. Ощущение, представление как будто ближе к реальности, чем мышление. Но мышление схватывает предмет в целом, в его движении и связи. Оно глубже проникает в предмет, отражает его сущность. Таким образом, не будучи непосредственным, оно тем не менее совершеннее, глубже отражает предмет. Мышление уводит нас дальше от предмета, но лишь затем, чтобы подвести нас ближе к нему. Таково диалектическое единство ощущения и мышления в процессе познания.

Следующий момент, чрезвычайно важный для понимания теории отражения и её развития, которое дал Ленин, — это понимание самого отражения. Отражение — это образ, копия, снимок, дающий правильное отображение действительности. Однако это правильное отображение действительности получается в процессе развития, в процессе общественной практики. При этом Ленин, подчёркивая это обстоятельство, направлял этот пункт и заострял его против агностицизма, в какой бы форме он ни проявлялся. Ленин говорит: если бы у нас было больше органов чувств, могли ли бы мы познать больше? И указывает, что нет. Отвечая таким образом, Ленин считал, что в нашем распоряжении имеется достаточно средств для правильного понимания объективного мира, что всякие агностические теории, рождающие сомнение, скепсис, по отношению к нашему познанию, должны быть категорически отвергнуты и разоблачены. Однако познание не даёт нам какой-либо законченной, абсолютной картины, прогресс познания идёт через относительные истины к абсолютным.

Ощущение, по Ленину, — это прежде всего результат воздействия материи на наши органы чувств. Ощущение — это превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания, субъективный образ объективного мира. В этой связи встаёт чрезвычайно важный вопрос, как же относится ощущение как образ, ощущение как снимок, как отображение к тому, что отображается? В каком смысле здесь можно говорить о сходстве отображения с отображаемым, копии с оригиналом? Для того чтобы разобраться в этом пункте, проанализируем чрезвычайно интересные высказывания Ленина по вопросу о соотношении цвета и света.

Цвет есть результат воздействия физического объекта, т. е. световой волны, на нашу сетчатку. Цвет однако не есть иероглиф, символ по отношению к свету — к объективному процессу, воздействующему на нашу сетчатку. Цвет не есть и нечто исключительно субъективное, как это пытались представить некоторые из механистов, в частности Сарабьянов, Аксельрод и др. В субъективной форме, в форме ощущения здесь отражается объективное качество световой волны. Цвет похож на вызывающее его световое воздействие, как на объективный процесс, но относительно.

Таким образом мы видим, что Ленин не отождествляет ощущение цвета и вызывающий это ощущение луч света. Но не отождествляя цвет и свет (а это можно сказать и по отношению к другим нашим органам чувств и другим видам наших ощущений), Ленин вместе с тем даёт подлинно материалистическую, исключающую всякие элементы агностицизма, трактовку этого вопроса.

Малейшее уклонение от теории отражения неизбежно приводит к идеализму и агностицизму. В той мере, в какой философ отходит от теории отражения, он становится кантианцем, махистом, гегельянцем и перестаёт быть диалектическим материалистом. Плеханов, а вслед за ним как механисты, так и меньшевиствующие идеалисты, также совершили ряд существеннейших отступлений от теории отражения в сторону антимарксистской теории иероглифов.

В чём же заключается, по Ленину, ошибка Плеханова и почему несостоятельна теория иероглифов? Ошибка Плеханова состоит в том, что он скатывается на позицию агностицизма, т. е. недоверия к показанию наших органов чувств, а следовательно недоверия к познанию объективного мира. В самом деле, если наши ощущения и представления не похожи на объекты, ими отображаемые, а представляют собою иероглифы, символы, то у нас не может быть уверенности в том, что знания наши действительно отвечают объективному миру, к которому они относятся. Мы не можем быть уверены в истинности сведений, которые доставляет нам научное познание об объективном мире. Короче, иероглифическая теория познания приводит к отрицанию существования внешнего мира, так как знаки или символы возможны и по отношению к мнимым предметам. В этом смысле теория иероглифов близка к скептицизму Юма и агностицизму Канта. В этом заключается несостоятельность теории иероглифов или теории символов. В этом состоит коренное отличие её от материалистической теории отражения.

Однако неотделимость материи и сознания не означает их тождественности. Материя и сознание существуют реально. Но это различные реальности. Материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества. Сознание - субъективная реальность, существующая в голове человека, в его восприятиях, представлениях, мыслях, как отражение объективной реальности. Материя, ее виды, уровни есть чувственно воспринимаемая, физическая реальность, материальный прообраз; сознание - это идеальный образ, идеальная копия материального, идеальная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же. Идеальный образ не имеет никаких материальных признаков и свойств (физических, химических, биологических и т.п.). Например, образ иглы не колет, образ воды не утоляет жажду, образ огня не жжет, образ ножа не режет. Уже одно это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов (У. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт), которые считали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень - желчь, желудок - желудочный сок и т.д. Характерно, что человек не ощущает того, какие физиологические процессы происходят в его мозгу при возникновении идеального образа, а сам образ осознается и человеком, и животным как существующий вне нас, вне головы или органа чувств, иначе, как замечал Фейербах, кошка бросалась бы не на мышку, а царапала собственные глаза.

Материя и сознание, материальное и идеальное - противоположности, но их противоположность не абсолютна, а относительна, в том смысле, что она носит ограниченный характер. Их противопоставление допустимо лишь в рамках уяснения вопроса о сущности, природе мира. За пределами же этого вопроса противоположность материи и сознания относительна.

Итак, сознание, с позиции диалектического материализма, - это суть отражение в человеческой голове природных и социальных явлений. Но отражение присуще и животным. Вся психика вообще носит отражательный характер. Тем не менее, даже высокоорганизованные животные имеют психику, элементарное мышление, но не имеют сознания. Человеческое отражение в отличие от отражения животных:

избирательно и целенаправленно;

не только чувственно-образно, но и понятийно-образно;

обобщает и обладает высокой степенью абстрактности;

является продуктом социально-исторической деятельности, труда;

регулирует саму деятельность человека и его поведение;

активно и целесообразно воздействует на мир;

отражает прошлое и устремлено в будущее в виде целеполагания, программирования и выбора средств достижения целей;

обязательно связано с языком, выражается членораздельной речью;

направлено также на отражение самого себя, собственного бытия, собственного духовного мира человека.

Сегодня возникла странная ситуация, когда в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ставится под сомнение, когда крепнет убежденность в иррациональности явлений сознания, а в практике исследования сознания, напротив, широко используются объективные методы, о сознании говорят как о языковом сознании, как о поведении, как о мозговых (нейрофизиологических) процессах. Все это свидетельствует о различных вариациях в трактовке сознания.

Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать их, хранить в памяти, воспроизводить вновь, обеспечивать ценностные и регулятивные ориентации людей, общаться, обмениваться опытом, передавать опыт от одного поколения к другому, стимулировать творческие способности человека. Сознание мгновенно связывает, соотносит все то, что человек увидел, услышал, почувствовал и пережил.

Исходя из всего этого можно дать следующее определение сознания: сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. В этом определении нашли отражение основные принципы современного материализма в понимании сознания:

в сознании нет ничего надприродного и сверхъестественного;

сознание присуще не всей материи, а только такой ее высокоорганизованной частице, как мозг человека;

сознание есть идеальный образ объективного мира, и это не позволяет отождествлять его с материей, как это делали вульгарные материалисты;

сознание производно, вторично по отношению к материи;

сознание активно-творческое, а не пассивно-созерцатель-ное;

Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты или сферы сознания (см. рисунок).

Структура сознания

1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

2. Мотивация - совокупность побуждений, определяющих целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой и неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы. Эмоциональные механизмы сознания работают по принципу взаимной оценочно-когнитивной корреляции.

Сознание человека выполняет следующие функции:

познавательную – благодаря сознанию, человек приобретает новые знания;

целеполагающую - человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть;

ценностно-ориентационную - человек не только отражает, но и оценивает явления действительности, а также определяет свое отношение к ним;

управленческую - человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач;

коммуникативную - человеческое сознание передается в знаковой форме, (как нет сознания без общения, так нет и общения без сознания);

рефлексивную - благодаря ей происходит самоосознание, саморегуляция, самоконтроль.

2. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Сознание - высшая форма отражения

Итак, сознание - высшая форма отражения действительности. Естественно возникает вопрос: как возникла столь сложная и высокая форма отражения, что ей предшествовало на низших ступенях развития материи? С точки зрения диалектического материализма, сознание - продукт длительного исторического развития самой материи, которая в процессе эволюции от неживой к живой порождала все более сложные формы отражения. Следовательно, истоки высшей формы отражения - сознания - следует искать в самой материи, ее эволюции.

В приведенных выше определениях даны все универсальные характеристики отражения:

отражение вторично по отношению к отображаемому;

между отображением и отображаемым существуют отношения сходства, адекватности;

носителем (субстратом) отражения является уровень организации материальных систем.

Материя неоднородна по своему строению, по уровню своей организации. Следовательно, мы можем сравнивать различные материальные системы по интенсивности отражения. Если рассматривать материю с точки зрения уровня ее организации, то можно выделить следующие фазы, ступени, уровни в развитии самого отражения.

Первый уровень - неорганическая материя. Этому уровню присущи 3 простейшие формы отражения:

а) механическая - результаты таких механических воздействий, как удар, давление, дробление, перемещение и др. Примерами таких результатов могут быть: следы человека, животного на почве, отпечатки вымерших животных или растений в слоях земли, деформация или разрушение тел при их столкновении и т.д.;

б) физическая - результаты воздействия тепла, света, влаги, звука, магнетизма, электричества, гравитации и т.д. Это, например, окисление металла под воздействием влаги, расширение тел под воздействием тепла или сжатие под воздействием холода, изменение магнетизма тел под воздействием магнита, деформация пород под воздействием солнца, ветра, влаги и т.д. Физическая форма отражения используется в ЭВМ, при управлении с земли космическими кораблями и системами;

в) химическая - результаты взаимодействия химических элементов, их реакции, т.е. изменения в самих элементах, образование их соединений и т.д.

Химическое взаимодействие и его результаты особенно важны в том отношении, что именно в них наука видит ключ к разгадке тайны происхождения жизни на земле. Согласно взглядам наших отечественных ученых (школа академика А.И. Опарина) жизнь зародилась в первозданном океане, где различные химические элементы находились (как находятся и сейчас) в растворенном состоянии и свободно перемещались вместе с движением воды. Это создавало условия для их взаимодействия, соединения, благодаря чему в водах океана возникали все более и более сложные углеродистые соединения, приведшие к возникновению аминокислот, нуклеиновых кислот и белка, что означало появление жизни. Жизнь возникает с появлением таких сложных органических соединений, которые способны к саморегулированию, самосохранению, самосовершенствованию и размножению.

Второй уровень - органическая материя. Этот уровень материи чрезвычайно многообразен, и его эволюция шла от низших форм к высшим. Здесь также можно выделить 3 формы отражения:

У растений это проявляется в направленности их роста в результате воздействия односторонних раздражителей (механических, физических, химических и др.), например, в сторону наиболее интенсивного освещения, в сторону земного притяжения. Это проявляется в движении отдельных органов растений (веток, лепестков, листьев) по направлению к благоприятным воздействиям внешних факторов - освещения, тепла, влаги, химических веществ.

В деревьях под воздействием света (солнца) формируются годичные кольца, запечатлевается радиоактивное воздействие. Ряд растений (цветы) отвечают на воздействие насекомых - свертываются и поедают их (например, росянка). У микроорганизмов (вирусы, амебы, бактерии, инфузории, гидры и пр.) это проявляется в их свободном передвижении под влиянием односторонних раздражителей (химических, световых, температурных, электрических, механических и т.д.) по направлению к полезным раздражителям или от раздражителя, если он вреден для их жизнедеятельности, самосохранения. В этом плане показательны многочисленные опыты И.П. Павлова с амебой и росянкой (насекомоядным растением). Павлов наблюдал такую картину: когда амеба была сыта, она спокойно проплывала мимо водорослей. Если же была голодна, то подплывала к водорослям и потребляла их. На чашечку насекомоядного растения росянки ученый воздействовал различными мелкими предметами: кусочками бумаги, спичечного коробка и т.д. Росянка не реагировала. Как только попадало насекомое, растение тут же его захватывало и поедало.

В этом суть избирательной реакции: реагирование на биологически благоприятные и неблагоприятные раздражители в соответствии с потребностями организма;

б) чувствительность животных. Эта форма отражения появляется у животных с возникновением нервов и нервной системы - развитой или неразвитой (нервные волокна, нервные клетки, узлы, цепочки, сложная нервная система). Эта форма отражения заключается в способности животных чувствовать воздействие внешних факторов (тепла, холода, света, звука, запаха и т.д.), в способности преобразовывать это воздействие в виде элементарных ощущений (светоцветовых, звуковых, обонятельных), в реакции на внутренние, биологически заложенные факторы. Данная форма отражения наиболее типично проявляется в безусловных и условных рефлексах.

Безусловные рефлексы (в том числе инстинкты) - это врожденные акты поведения неосознанного характера, вызываемые воздействием внутренних и внешних раздражителей. Формируются они исторически и передаются по наследству, а не приобретаются. К ним относятся рефлексы:

пищевые (добыча пищи, ее выслеживание, поимка, собирание и заготовка кормов и др.);

защитные (сохранение особи - замирание, прятание, защита зубами, когтями, рогами и т.д.);

половые (влечение, спаривание, токование птиц, призывы, изменение наряда и т.п.);

родительские (забота о потомстве - строительство гнезд, нор, добыча пищи и кормление детенышей, их охрана).

Условные рефлексы - это приобретенные акты поведения. Они возникают при постоянно или многократно повторяющемся воздействии внешних раздражителей, не связанных с жизнедеятельностью организма, т.е. биологически нейтральных. Например, после звонка собаке дается пища. После многократных повторений у собаки после звонка выделяется желудочный сок и слюна, хотя пища может и не подаваться. В данном случае вырабатывается условный рефлекс на звонок - биологически нейтральный фактор. Но здесь важно подкрепление: нейтральный внешний раздражитель подкрепляется биологически необходимым фактором, в данном примере - пищей, иначе рефлекс не вырабатывается. Если подкрепление прекращается, условный рефлекс угасает и прекращает свое действие. Вся условно-рефлекторная деятельность является сигнальной: на основе образования временных связей многократные сигналы-раздражители выполняют роль предвестников о предстоящем наступлении биологически важного для организма акта;

в) психическое отражение высших животных. Эта форма присуща высшим животным, имеющим центральную нервную систему и осуществляющим высшую нервную деятельность. Этим животным свойственны, конечно, раздражимость и чувствительность в виде безусловных и условных рефлексов, но у них уже появляется более высокая форма отражения в виде психических ощущений, восприятий и даже элементарных представ- лений.

Сознание появляется лишь на высшем - социальном уровне материи.

Третий уровень - социальная материя. Этой материи свойственны две основные формы отражения:

а) чувственная форма в виде ощущений, восприятий и представлений, имеющихся и у животных, но носящих у них неосознанный характер;

б) теоретическая форма отражения в виде понятий, суждений, умозаключений, воображения, гипотез и т.д., совершенно отсутствующая у животных.

Учитывая, что физиологическая основа психики животных и сознания человека сходна, но человек обладает сознанием, а животное нет, возникает необходимость выяснить те коренные причины, которые привели к появлению высшей формы отражения - сознанию человека.

Для большинства философов Античности душа, так же как и тело, считалась по своей природе материальной. Например, у Гераклита душа – огонь, Демокрит утверждал, что душа – это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных атомов и т. п.

Попытку преодолеть материально-вещественное понимание души предпринял Сократ, указавший на своеобразие духовных явлений. Сократ под душой понимал разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. После Сократа греческие философы без колебаний указывали на душу как подлинную сущность человека. В частности, Аристотель представлял душу (сознание) как форму организации живого и способ его поведения. В наивной форме Аристотель вскрыл структуру души, изложил систему категорий, описывающих ее: ощущение, чувство, рассудок, воображение, мнение, фантазия, знание, мысль, разум и др.

Особый подход к проблеме сознания был в эпоху теоцентрического мировоззрения. Человеческое тело в монотеистических религиях обычно делится на три основные зоны (тело, душа и дух). Тело и душа (психика) образуют то, что называется плотью. Христианство не отвергает тело человека, но особый упор делает на его духовный мир. По своей природе дух призван господствовать над плотью. Дух есть богоподобное сосредоточение личности, в котором проявляются самосознание, воля, свобода, творчество и совесть.

В объективном идеализме это безличный универсальный дух, над-ындивидуальное сознание, первооснова всего существующего (мировой дух Г. Гегеля, мировая воля А. Шопенгауэра и т. п.). Субъективные идеалисты (И. Фихте, Д. Беркли, Э. Мах и пр.) трактуют духовное начало как психологическую деятельность индивида, рассматривая ее как единственную реальность.

Материалисты стремились дать естественное объяснение происхождению и сущности сознания, выдвигая положение о зависимости сознания от материи. В истории философии предпринимались попытки (Дж. Бруно,

Б. Спиноза, Д. Дидро и др.) объяснить происхождение сознания с точки зрения гилозоизма – учения, приписывающего способность ощущения и мышления всей материи.

Ответить на вопрос о происхождении и сущности сознания, об отношении души и тела, материального и идеального стало возможным в связи с развитием естественных наук. С точки зрения науки сознание – это свойство особым образом организованной материи – человеческого мозга.

Естественно-научные исследования подтвердили материалистическое положение о мозге как материальном органе сознания и о сознании как функции мозга.

Таким образом, сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, разумном регулировании и самоконтролировании поведе

Раздражимость — исходная форма отражения, способность к реакции.

Восприятие — не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.

Сознание — предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.[5]

Говоря об отражении действительности нашими органами чувств, диалектический материализм подчёркивает, что действительность познаваема, что никакой преграды между "явлением" и "вещью в себе" нет, что познание - это процесс, который всё полнее открывает перед нами законы развития действительности. Таким образом, марксистско-ленинская теория отражения использует указанную оптическую аналогию в целях критики агностицизма, но не делает ни малейшей уступки в пользу механицизма, вскрывая и подчёркивая специфику умственных процессов.

Сознание и самосознание

Осмысление внешнего мира человеком при помощи сознания предполагает также определенную совокупность представлений о самом себе, своей роли во внешнем мире, оценку своих действий и поступков, а также тех возможностей, которые раскрываются перед ним. Это предполагает наличие особой сферы сознания, которую принято обозначать термином самосознание.

Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.

Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности. Самосознание имеет явные и неявные формы. Осязательное восприятие человеком внешних вещей достаточно часто является неявной формой самосознания. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности носят название рефлексии. Рефлексия представляет собой не только осознание того, что есть, но и одновременно фактор изменения самого человека. При этом рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте осознаваемой или неосознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности.

Сознание и бессознательное

Сознание - совокупность чувственных и умственных образов, для которых в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание того, что явилось переживающим эти образы. Основой сознания является восприятие. Человек воспринимает мир посредством слуха, зрения и др. чувств. Восприятие - развернутый во времени процесс. Когда этот процесс сворачивается в образ, мы отождествляем его с объективной реальностью - это и есть восприятие. Многие исследователи считают, что образ и есть сознание. Образ представляет собой как бы собранную в одну точку энергию разрозненных столкновений человека с миром, сумму информации разного рода, полученной в ходе взаимодействия с миром. Процесс формирования образа - это процесс выделения себя из окружающего мира. Имея образ, человек различает себя в мире. Выделение своего "Я" из природы, его противопоставление природе - начало сознания.

Самосознание - это процесс, когда "Я" обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире.

Бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе в этом отчета, автоматически. Бессознательными могут быть и телесные движения, и работа памяти, воображение. Проблеме бессознательности уделяется большое внимание в современной идеалистической философии и психологии (Фрейд). По мнению Фрейда сознание находится в непримиримой противоположности бессознательности, которая не просто неосознанное или незамечаемое, но нечто, чего человек боится и стыдится. Это - вместилище извечных агрессивных наклонностей, животных влечений человека. В обществе эти эгоистические, антиобщественные наклонности не преодолеваются, а загоняются "в глубь сознания", продолжают существовать в качестве запретных.

Для большинства философов Античности душа, так же как и тело, считалась по своей природе материальной. Например, у Гераклита душа – огонь, Демокрит утверждал, что душа – это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных атомов и т. п.

Попытку преодолеть материально-вещественное понимание души предпринял Сократ, указавший на своеобразие духовных явлений. Сократ под душой понимал разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. После Сократа греческие философы без колебаний указывали на душу как подлинную сущность человека. В частности, Аристотель представлял душу (сознание) как форму организации живого и способ его поведения. В наивной форме Аристотель вскрыл структуру души, изложил систему категорий, описывающих ее: ощущение, чувство, рассудок, воображение, мнение, фантазия, знание, мысль, разум и др.

Особый подход к проблеме сознания был в эпоху теоцентрического мировоззрения. Человеческое тело в монотеистических религиях обычно делится на три основные зоны (тело, душа и дух). Тело и душа (психика) образуют то, что называется плотью. Христианство не отвергает тело человека, но особый упор делает на его духовный мир. По своей природе дух призван господствовать над плотью. Дух есть богоподобное сосредоточение личности, в котором проявляются самосознание, воля, свобода, творчество и совесть.

В объективном идеализме это безличный универсальный дух, над-ындивидуальное сознание, первооснова всего существующего (мировой дух Г. Гегеля, мировая воля А. Шопенгауэра и т. п.). Субъективные идеалисты (И. Фихте, Д. Беркли, Э. Мах и пр.) трактуют духовное начало как психологическую деятельность индивида, рассматривая ее как единственную реальность.

Материалисты стремились дать естественное объяснение происхождению и сущности сознания, выдвигая положение о зависимости сознания от материи. В истории философии предпринимались попытки (Дж. Бруно,

Б. Спиноза, Д. Дидро и др.) объяснить происхождение сознания с точки зрения гилозоизма – учения, приписывающего способность ощущения и мышления всей материи.

Ответить на вопрос о происхождении и сущности сознания, об отношении души и тела, материального и идеального стало возможным в связи с развитием естественных наук. С точки зрения науки сознание – это свойство особым образом организованной материи – человеческого мозга.

Естественно-научные исследования подтвердили материалистическое положение о мозге как материальном органе сознания и о сознании как функции мозга.

Таким образом, сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, разумном регулировании и самоконтролировании поведе

Раздражимость — исходная форма отражения, способность к реакции.

Восприятие — не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.

Сознание — предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.[5]

Говоря об отражении действительности нашими органами чувств, диалектический материализм подчёркивает, что действительность познаваема, что никакой преграды между "явлением" и "вещью в себе" нет, что познание - это процесс, который всё полнее открывает перед нами законы развития действительности. Таким образом, марксистско-ленинская теория отражения использует указанную оптическую аналогию в целях критики агностицизма, но не делает ни малейшей уступки в пользу механицизма, вскрывая и подчёркивая специфику умственных процессов.

Сознание и самосознание

Осмысление внешнего мира человеком при помощи сознания предполагает также определенную совокупность представлений о самом себе, своей роли во внешнем мире, оценку своих действий и поступков, а также тех возможностей, которые раскрываются перед ним. Это предполагает наличие особой сферы сознания, которую принято обозначать термином самосознание.

Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.

Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности. Самосознание имеет явные и неявные формы. Осязательное восприятие человеком внешних вещей достаточно часто является неявной формой самосознания. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности носят название рефлексии. Рефлексия представляет собой не только осознание того, что есть, но и одновременно фактор изменения самого человека. При этом рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте осознаваемой или неосознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности.

Сознание и бессознательное

Сознание - совокупность чувственных и умственных образов, для которых в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание того, что явилось переживающим эти образы. Основой сознания является восприятие. Человек воспринимает мир посредством слуха, зрения и др. чувств. Восприятие - развернутый во времени процесс. Когда этот процесс сворачивается в образ, мы отождествляем его с объективной реальностью - это и есть восприятие. Многие исследователи считают, что образ и есть сознание. Образ представляет собой как бы собранную в одну точку энергию разрозненных столкновений человека с миром, сумму информации разного рода, полученной в ходе взаимодействия с миром. Процесс формирования образа - это процесс выделения себя из окружающего мира. Имея образ, человек различает себя в мире. Выделение своего "Я" из природы, его противопоставление природе - начало сознания.

Самосознание - это процесс, когда "Я" обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире.

Бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе в этом отчета, автоматически. Бессознательными могут быть и телесные движения, и работа памяти, воображение. Проблеме бессознательности уделяется большое внимание в современной идеалистической философии и психологии (Фрейд). По мнению Фрейда сознание находится в непримиримой противоположности бессознательности, которая не просто неосознанное или незамечаемое, но нечто, чего человек боится и стыдится. Это - вместилище извечных агрессивных наклонностей, животных влечений человека. В обществе эти эгоистические, антиобщественные наклонности не преодолеваются, а загоняются "в глубь сознания", продолжают существовать в качестве запретных.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читайте также: