Решение проблем внешнего долга россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Внешний долг страны образуется в результате притока в нее иностранного ссудного капитала. Внешний долг государственного сектора охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, центрального банка, а также тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и центральный банк напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как внешний долг частного сектора. Структура российского внешнего долга представлена в Табл.1, составленной по материалам Центрального Банка Российской Федерации [3].

Таблица 1 Структура российского внешнего долга, млрд.долл. (млрд. дол., на начало периода)

В т.ч. органы госуправления

Прочие секторы кредиты

-в т.ч. краткосрочные обязательства

в т.ч. в валютная структура (в процентах от всей суммы внешнего долга)

Внешний долг государственного сектора в расширенном определении

Внешний долг частного сектора

По данным Табл.1 видно, что рост долга наблюдался прежде всего в последние два десятилетия, особенно в период подъема, что можно объяснить слабостью российской кредитной системы, в результате чего российские резиденты активно прибегали к внешним заимствованиям. В структуре долга преобладают долгосрочные обязательства (87% от всего долга против 73% в среднем по миру) и существенную часть составляют рублевые обязательства (26% всего долга), что облегчает обслуживание долга.

Сравним российский внешний долг с его аналогами в других странах и регионах мира. На Россию приходится около 10% всего объема внешнего долга в мире, что существенно превышает ее долю (6%) в мировом ВВП, производимом менее развитыми странами. Лишь у стран ЦВЕ, сильно ориентирующихся на приток ссудного капитала из ЕС, подобное соотношение хуже – 18:7 (у Латинской Америки – 17:20, Африки южнее Сахары – 5:5, Ближнего и Среднего Востока – 12:12%, остальной Азии – 31:50). Можно сделать вывод, что внешний долг является крупной проблемой российской экономики.

Внешний корпоративный долг является угрозой не только самим фирмам-должникам, но, при определѐнных обстоятельствах, и национальной экономической безопасности в целом. Примерно 23% должны были быть выплачены в 2014 году. Поскольку произошло ослабление национальной валюты, усиленное непрогнозируемыми политическими факторами, то реальное экономическое бремя этих выплат оказывается для компаний намного тяжелее, чем планировалось. Во-вторых, ввиду сложной политической обстановки вокруг России, происходит снижение кредитных рейтингов, а также возрастает риск экономических санкций, что усложняет получение новых кредитов и делает их более дорогими. Так, Банк Международных расчетов в отчете установил, что в первой четверти 2014 года в связи с ситуацией на Украине иностранные банки выявили снижение в совокупном объеме выданных кредитов России с 225 миллиардов на конец декабря 2013 до 209 миллиардов в конце марта 2014 г. [1, p. 3]. Однако это падение было смягчено обесцениванием национальной валюты к доллару, что сократило долларовую цену кредитов, взятых в рублях в российских филиалах. В итоге, сокращение было лишь на 0,3 млрд долларов. Но всѐ это в целом оказывает негативное воздействие на экономику, раз корпоративный сектор настолько зависит от внешнего капитала. В-третьих, в случае значительных проблем с погашением текущих долгов и привлечения новых внешних заимствований, может усилиться чистый отток капитала из России, а также начаться процесс продажи иностранных активов российских компаний. Важная проблема России состоит в том, чтобы добиться прекращения оседания в зарубежных банках значительной части выручки от экспорта продукции и возвращения этих капиталов на родину. По данным зарубежной печати, за границей оседает от 15 до 17 млрд. долл. ежегодно. Решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит от восстановления доверия к национальной денежной единице и создания условий для внутреннего инвестирования. И если экономическая и денежная стабилизация будут проходить активно, то и сложности с выплатой внешних долгов будут преодолены.

Важная проблема состоит в том, что примерно четверть внешнего долга связана не с инвестициями в Россию, а со сделками M&A(―слияния и поглощения‖), т. е. не ведет к росту ВВП [2, c. 45]. Значительная часть прироста внешнего долга российских компаний – это кредиты, привлеченные для осуществления сделок M&A как внутри России, так и за рубежом по оценкам Газпромбанка (обзор сделок M&A 2008–2012 гг., февраль 2013 г.), доля иностранных кредитов в финансировании сделок M&A в 2010 г. составила 9%, в 2011 – 8%, а в 2012 г. – 20%. В стоимостном выражении это около 21 млрд дол. Результатом таких действий становится не увеличение ВВП, а просто монетизация собственности акционерами российских компаний или даже просто приобретение иностранных компаний. К числу подобных сделок можно отнести приобретение Роснефтью российской компании ТНК-ВР, приобретение РЖД французской логистической компании Gefco. Значительная часть программы заимствований Газпрома предназначена для инвестиций за пределами Российской Федерации, например, в строительство трубопроводов по территории иных государств. В частном секторе ситуация также не сильно отличается. Международная экспансия крупных частных компаний Лукойла, Руала, Северстали, Вымпелкома и других - также происходит с привлечением внешнего долга. Такой рост внешнего долга будет, скорее, финансировать дальнейшее бегство капитала и рост монополизма в экономике, а не рост внутренних инвестиций, а значит, в конечном итоге, не будет способствовать увеличению ВВП. А если рост долга обходится без роста ВВП и внутренних инвестиций – проблемы с его обслуживанием рано или поздно возникнут.

Основными проблемами, возникающими в связи с внешним долгом России являются: проблема устойчивости платежного баланса, т.к. быстрый рост заимствований частного сектора не приводит к адекватному росту экспорта реальной продукции и росту ВВП; необходимость обслуживания внешней задолженности, конъюнктурные риски, связанные как с современной политической ситуацией, так и с экспортно-сырьевой направленностью кредитного портфеля банков и в случае изменения цен на нефть обостряется проблема обслуживания внешних долгов.

2. Матовников М.Ю. Проблема российского внешнего корпоративного долга намного сложнее, чем кажется// Деньги и кредит. – 2013 г. -№ 9. –с.39-47.

Все предметы / Экономика / Проблема государственного долга, ее влияние на экономическую стабильность в современной России.

Общие сведения о государственном долге

Государственный долг — это общая сумма задолженности государства своим гражданам (физическим или юридическим лицам), гражданам других стран (физическим или юридическим лицам) и другим странам (их правительствам).

Составляющие государственного долга представим формулой: Государственный долг = (общая сумма накопленных бюджетных дефицитов – излишки бюджета) + обязательства перед иностранными кредиторами

Основными причинами формирования и роста долга государства являются: дефицит финансовых средств в бюджете государства и наличие у других субъектов мировой экономической системы свободных финансовых ресурсов.

Иными словами, государственный долг возникает в тот момент, когда расходы бюджета государства значительно превышают его доходы.

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

Внутренний долг, соответственно, образовывается внутри государства перед его населением, другими субъектами хозяйствования. Причиной возникновения и роста внутреннего долга может быть дефицит бюджета. Последствием же такого долга могут быть: банкротство населения, изменения во внутриэкономической политике (повышение налогов, цен, рефинансирование и прочее), увеличение процентных выплат по такому долгу.

Внешний долг представляет собой задолженность государства гражданам (физическим и юридическим лицам), а также правительствам других государств.

Причинами появления такого долга могут быть следующие: получение финансовых средств у юридических лиц иностранных государств путем кредитования, а также посредством продажи ценных бумаг иностранным гражданам и государствам.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается последствий внешнего государственного долга, то к ним относят:

Основные проблемы государственного долга и их решение в Российской Федерации.

Что касается конкретно Российской Федерации, то ее внутренний долг включает в себя следующее: задолженность государства по краткосрочным обязательствам, облигациям федерального и государственного сберегательного займа.

Ко внешнему государственному долгу относятся: кредитная задолженность перед иностранными финансовыми организациями и правительствами разных стран, кредитная задолженность перед международными финансовыми организациями, а также государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Можно сформировать следующие причины государственного долга Российской Федерации:

  1. Заимствования муниципальных образований и субъектов Российской Федерации на покрытие бюджетного дефицита.
  2. Поручительства и гарантии, выданные государством другим заемщикам.
  3. Подписание кредитных договоров и договоров займа муниципальных образований и субъектов Российской Федерации с иностранными компаниями и государствами.
  4. Обязательства третьих лиц, которые государство берет на себя.
  5. Соглашения и договоры на пролонгацию долга (внутреннего или внешнего) за предыдущие периоды (года).

Помимо перечисленных нами причин, в последнее время влияние на появление и изменение размера государственного долга оказывают кризисы, реструктуризация долга и прочее.

К настоящему моменту, ситуация на государственных финансовых и экономических рынках стала немного лучше, однако она все еще оказывает негативное влияние на экономику государства в целом, а также на уровень и качество жизни граждан.

Проблема чрезмерного выпуска облигаций государственных займов, предоставления государственных гарантий, а также расширения кредитования государством, является очень актуальной и требующей срочного решения.

Эта проблема решаема, путем совершенствования методов эффективного управления финансовыми ресурсами государства, а также грамотного ведения экономической политики.

Помимо того, в Российской Федерации на настоящий момент времени нет четких, строгих границ государственного долго, что так же должно найти отражение в части политики государства.

Однако низкий уровень долговых обязательств государства еще не гарантирует качественную и достойную жизни для граждан. Необходимо укреплять финансовые позиции государства на внутреннем и мировом рынке, а также стремиться к уменьшению государственного долга как внешнего, так и прежде всего внутреннего.

На данный момент времени основными направлениями политики в части государственного долга (внутреннего и внешнего) являются следующие:

  • увеличение государственного рефинансирования государственного долга;
  • снижение размеров заимствований государства объемами государственного долга;
  • увеличение роли внутреннего долга в системе государственных долгов;
  • уменьшение финансирования затрат, идущих на сопровождение государственного долга;
  • уменьшение объемов финансовой поддержки других государств;
  • уменьшение объемов долга перед государствами – союзниками.

Министерство финансов Российской Федерации выделяет следующие цели относительно государственного долга: изменение и формирование новых позиций в политике государственного долга, в частности раздела, касающегося внутреннего государственного долга; формирование размеров внутренних государственных заимствований в таких объемах, чтобы обеспечить рынок муниципальных займов, необходимых для финансирования регионов экономики; проведение рефинансирования государственного долга с гарантией выполнения своих долговых обязательств.

28,4 трлн долларов – поистине астрономическая сумма. Чтобы осознать, насколько это много, попробуйте представить гору чистого золота весом в полмиллиона тонн – она будет сравнима с египетской пирамидой средних размеров. И это не оценочные затраты на колонизацию Марса в ближайшем столетии, а размер долга.

Конечно, вы догадались, что речь идет о госдолге США. Объем их ВВП более века является самым большим в мире, но даже он не дотягивает до размера ее государственных обязательств (107% от ВВП).

На первый взгляд положение нашей страны намного устойчивее, чем США. Однако все не так просто.

Что такое госдолг

Кто и кому должен, и, главное, кто понесет ответственность за неисполнение своих обязательств?

Госдолг – это важный макроэкономический показатель, который отражает объем задолженности государства перед различными кредиторами, в числе которых могут быть:

  • другие страны;
  • иностранные и интернациональные корпорации;
  • банки и другие финансовые организации;
  • физические лица (квалифицированные инвесторы и обычные граждане).

Да-да, любой россиянин может одолжить денег государству. Причем не только своему, но и многим другим. И для этого не нужно нести в Министерство Финансов наличные деньги или переводить их на банковскую карту директору ФРС (Федеральная резервная система США – аналог нашего Центробанка).

Достаточно открыть брокерский счет в любом банке и приобрести государственные облигации. В России они называются ОФЗ (облигации федерального займа), в США – казначейские облигации (иначе – трежерис).

Логика следующая: если минфин США поднимает доходность трежерис, это значит, что интерес инвесторов к ним падает. Чтобы его поддержать, приходится увеличивать купонный доход (прибыль с каждой облигации).

Соответственно, с одной стороны будет быстрее расти задолженность государства перед держателями облигаций, с другой – пассивность инвесторов означает слабую веру в потенциал экономического роста страны. Оба фактора не предвещают США, а значит, и всей мировой экономике ничего хорошего.

Таким образом, чем более устойчива экономика страны и выше ее кредитный рейтинг, тем ниже доходность государственных облигаций. Она напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка.

К примеру, для США этот показатель является одним из самых низких – базовая ставка ФРС сохраняется на уровне 0,25%. Соответственно, купонный доход для трежерис – в пределах 1-2%.

В России ключевая ставка уже достигла 6,75%, а доходность вновь выпущенных ОФЗ начинается от 7,5%. Приблизительно такая же картина и в других развивающихся странах.

Дефолт (англ. default – неуплата) – ситуация, когда правительство страны отказывается от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами в связи с отсутствием денег. То есть это своего рода банкротство на государственном уровне.

Многие помнят август 1998 года, когда Россия объявила дефолт. Главной причиной была неспособность государственных институтов власти выплачивать купонный доход по ОФЗ из-за неэффективного финансового планирования и управления. Вы можете защитить свои накопления в эпоху экономических бурь, открыв вклад в Совкомбанке с отличной процентной ставкой.

А вот Аргентина, к примеру, объявляет дефолт с завидной регулярностью. Но это характерно только для стран с молодой развивающейся экономикой.

Если вы беспокоитесь о сохранности кровно заработанных денег, советуем открыть вклад в Совкомбанке. Все вклады нашего банка застрахованы, а доход не только поможет покрыть уровень инфляции, но и заработать.

Какие типы госдолгов существуют

Есть несколько видов классификации.

В зависимости от того, кому государство задолжало, госдолг делят на:

  • внешний, если кредиторы – другие государства, иностранные компании и частные инвесторы;
  • внутренний – обязательства перед собственными гражданами, отечественными фондами и корпорациями.

В более широком понимании внутренний долг может также включать социальные и пенсионные обязательства государственных служб перед своими гражданами, которые обеспечиваются из казны.

В России и в ряде других стран с федеративным устройством отдельную категорию внутреннего долга занимают обязательства регионов перед инвесторами, муниципалитетами и гражданами.

Кроме того, в зависимости от баланса задолженности и всех видов накоплений, государственный долг может быть:

  • положительным – если больше долгов;
  • отрицательным – если больше накоплений.

Очевидно, что власти любого государства должны стремиться сделать свой госдолг отрицательным. Однако у большинства развивающихся стран есть проблемы.

До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними).

Однако коронавирусный кризис подпортил эту радужную картину, и с тех пор баланс сдвинулся в область положительных значений. В настоящее время дефицит накоплений составляет около 80 млрд долларов США.

На 1 сентября 2021 года внешний долг России составляет 58,5 млрд $, внутренний – 16,5 трлн рублей. Общая сумма обязательств – около 20,8 трлн рублей.

В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом

В первую очередь – в предсказуемости. В отличие от обстановки на внутреннем рынке, которая более или менее прогнозируема, внешнеполитические игры чреваты резкими изменениями конъюнктуры.

Так, иностранные кредиторы теоретически могут внезапно потребовать исполнения обязательств по некоторым видам долга.

Кроме того, и этим часто пугают Россию, международные организации могут ввести санкции на госдолг. США, возглавляя неформальную коалицию западных стран, часто злоупотребляют этим рычагом давления против недружественных, по их мнению, государств. Например, против Ирана или Северной Кореи.

Как выплачивают госдолг

В соответствии с графиком. Отвечает за своевременное перечисление средств Министерство финансов, так что такой доход можно считать очень надежным.

Для каждой государственной облигации установлен срок ее обращения и периодичность выплаты купонного дохода держателю.

Фактически, все происходит просто: если вы открыли брокерский счет в банке, то в определенное время на него поступит заранее известная сумма – накопленный купонный доход (НКД).

Важно: с 1 января 2021 года владельцы российских ОФЗ должны уплачивать НДФЛ в размере 13% от прибыли. До этого такой доход налогом не облагался.

Вам не придется заполнять декларацию о доходах. Налог автоматически будет удержан брокером при перечислении вам прибыли.

О чем говорит размер госдолга

Здесь все относительно, поскольку само по себе абсолютное значение долга ни о чем не говорит. Более или менее ясную картину дает соотношение размера финансовых обязательств с ВВП страны.

Большое значение имеют и другие факторы:

Возвращаясь к госдолгу США, следует отметить, что несмотря на его огромный объем, американское правительство пока не считает положение критичным и продолжает повышать потолок долга. Основания для этого у него имеются – доллар уже 70 лет считается главной резервной валютой мира, которая составляет около ⅔ финансовых накоплений в мире.

А для России и других стран с развивающейся экономикой критически важен финансовый суверенитет, если они желают демонстрировать самостоятельность на международной политической и экономической аренах. Здесь, как и в человеческом обществе, – чем больше долг, тем сильнее связаны руки.

Main an

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источниками финансированию. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.

Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Ограниченность собственных финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование займов и кредитов, нарушение сроков выполнения долговых обязательств обусловили значительный рост внешней задолженности развивающихся стран.

Среди развивающихся стран в конце прошлого столетия наиболее значительную внешнюю задолженность имели латиноамериканские государства. В частности, Бразилия, Мексика и Аргентина в течение длительного времени возглавляли список крупнейших должников мира.

В последние годы наиболее быстрыми темпами увеличивалась внешняя задолженность Китая, которая к середине 90-х годов прошлого столетия возросла до 100 млрд. долл. Крупными должниками в азиатском регионе остаются Индонезия, Индия, Южная Корея и Турция.

Внешний долг Советского Союза

Историческая справка. До первой мировой войны Россия по объему внешнего долга занимала первое место в мире, а по общей сумме государственного долга занимала второе место в мире после Франции. В 1917 г. накануне Октябрьской революции государственный долг России (с учетом гарантированных правительством железнодорожных и ипотечных займов) составлял 41,6 млрд. руб. в том числе внешний долг - 14, 9 млрд. руб.*

Напротив, правительство большевиков, совершив переворот и захватив власть, 21 января 1918 г. специальным постановлением президиума ВЦИК приняло декрет, в соответствии с которым все государственные займы прошлых правительств, включая иностранные, а также государственные гарантии по частным займам аннулируются безусловно и без всяких исключений.

На протяжении 20-х годов попытки решить проблему царских государственных долгов предпринимались неоднократно. После провала Генуэзской и Гаагской конференции Англия, Франция и США попытались преодолеть разногласия путем двусторонних переговоров, но и они не имели успеха.

Советский Союз был нетто экспортером капитала, финансовая помощь зарубежным странам превышала полученные кредиты от иностранных государств. Внешний долг Советского Союза в 1985 г. составлял всего 28,3 млрд. долл. Однако к началу 90-х годов внешняя задолженность СССР увеличилась почти в 3,5 раза.

После распада СССР в начале 90-х годов и взятия на себя обязательств от имени стран СНГ по задолженности бывшего СССР, переоформленная задолженность России составляла 95,1 млрд. долл., в том числе правительствам иностранных государств - 57, 2 млрд. долл. и коммерческим банкам, и фирмам - 37, 9 млрд. долл.

Половина внешней задолженности бывшего СССР приходилась на банковские кредиты. Кроме того, 20,5% — приходилось на задолженность по клирингу и текущим расчетам с бывшими социалистическими и развивающимися странами, 10,1% — другие операции (коммерческие кредиты, аккредитивы, инкассо), 5,2% — задолженность по полученным государственным кредитам от бывших социалистических стран, 3,1% — задолженность международным финансовым организациям, 1,4% — облигационные займы, 1,3% — задолженность организациям бывшего СССР.

Таким образом, с учетом долгов СССР общий долг России на начало 2001 г. (без задолженности по ГКО-ОФЗ) составлял 155 млрд. долл.

Проектом государственного бюджета России на 2001 г. были предусмотрены внешние заимствования в размере около 5 млрд. долл. Таким образом, можно предположить, что в ближайшие годы внешний долг России превысит 160 млрд. долл., и страна будет прочно занимать первое место в мире среди государств-должников.

Таблица № 1

Динамика роста внешняя задолженность России (млрд. долл.)

Годы

Всего

% к ВВП

Долгосрочная

Краткосрочная

Среди отдельных стран по состоянию на начало 2000 г. наибольшую задолженность Россия имела перед Германией (27,6 млрд. долл.), затем следовали следующие страны: Италия (6,1 млрд. долл.), Япония (4,3 млрд. долл.), Франция (3,9 млрд. долл.), США (3,5 млрд. долл.), Австрия (3,0 млрд. долл.), Великобритания (1,4 млрд. долл.), Канада (1,4 млрд. долл.), Южная Корея (1,2 млрд. долл.) Кувейт (1,2 млрд. долл.), Нидерланды (0,7 млрд. долл.), Финляндия (0,7 млрд. долл.), Швейцария (0,5 млрд. долл.), Австралия (0,3 млрд. долл.), Объединенные Арабские Эмираты (0,3 млрд. долл.), Бельгия (0,2 млрд. долл.), Дания (0,2 млрд. долл.), Португалия (0,1 млрд. долл.), Дания (0,2 млрд. долл.), Швеция (0,1 млрд. долл.). Задолженность бывшим социалистическим странам составляла 15,2 млрд. долл..[1]

Следует подчеркнуть, что с начала 90-х годов началась работа по урегулированию проблемы внешней задолженности России в отношении основных групп кредиторов: стран-членов Парижского и Лондонского клубов.

Парижский клуб.[2] Суммарная задолженность России странам-членам Парижского клуба на середину 1996 г. оценивалась в 38,7 млрд. долл. В 1992-1993гг. Россия получала лишь краткосрочные трехмесячные отсрочки платежей.

В период с 1993 по1995 гг. Россия заключила с Парижским клубом ряд временных соглашений о реструктуризации платежей, приходящихся на указанные годы.

В 1994 г. впервые удалось добиться реструктуризации части просроченных и текущих платежей на 7,3 млрд. долл. на достаточно выгодных для России условиях.

В 1995 г. Правительство России заключило соглашение с Парижским клубом официальных кредиторов о реструктуризации долгов бывшего СССР на общую сумму 8 млрд. долл., в том числе 4,9 млрд. долл., подлежащих оплате в 1995 г. и о перепрофилировании части долга бывшего СССР на сумму 3,1 млрд. долл., реструктуризованного в 1993 г.

С кредиторами была достигнута договоренность об отсрочке выплаты долгов (27 млрд. долл.) бывшего СССР, подлежащих погашению в 1992-1995 гг. В 1996 г. Россия выплатила странам — членам Парижского клуба 1,1 млрд. долл.

В апреле 1996 г. России удалось добиться от официальных кредиторов Парижского клуба консолидации долговых платежей текущих и долгосрочных и беспрецедентной реструктуризации задолженности, как по объемам, так и по срокам. Общий объем долга, подпавший под реструктуризацию, составлял около 38 млрд. долл., а согласованная отсрочка по уплате - 25 лет, включая 6-ти летний льготный период.

На сопоставимых условиях велась работа по урегулированию задолженности бывшего ССС перед странами - кредиторами, не вошедшими в Парижский клуб — Саудовской Аравией, ОАЭ, Кувейтом, Уругваем, Южная Кореей и др.

В июле 1999 г. переговоры завершились подписанием соглашения о реструктуризации выплат в счет обслуживания советской задолженности, приходящейся на 1999-2000 гг. (около 8,1 млрд. долл.).

В 2001 г. Правительство России пыталось найти взаимоприемлемое решения вопроса дальнейшего исполнения своих обязательств в рамках Парижского клуба, исходя из текущей ситуации в стране.

На встрече лидеров ведущих капиталистических стран в Галифаксе (Канада - 1995 г.) были достигнуты договоренности о необходимости всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга бывшего СССР, что позволило России завершить переговоры с другими кредиторами, такими как Лондонский клуб, региональные клубы, и завершить процесс реструктуризации всей суммы внешнего долга бывшего СССР.

Лондонский клуб.[3] Общая задолженность России Лондонскому клубу кредиторов в середине 90-х годов составляла 28 млрд. долл. В 1995 г. между Россией Лондонским клубом было подписано соглашение о порядке и графике выплаты процентов по задолженности бывшего СССР частным банкам, которую Россия признала, как собственную.

В 1996 г. была достигнута договоренность о реструктуризация российского долга Лондонскому клубу, согласно которой выплата основной части долга должны были производиться в течение 15 лет.

Долги России Лондонскому клубу были оформлены в виде двух долговых инструментов: облигации PRIN и IAN. В облигации PRIN была оформлена задолженность бывшего СССР на сумму 22,5 млрд. долл. со сроком погашения 2002-2020 годы. В облигации IAN оформлены просроченные проценты, примерно на 6 млрд. долл.

В 1995 г. Россия выплатила банкам Лондонского клуба 500 млн. долл. в счет погашения просроченных за 1992–1994 гг. процентов. Для этого был открыт специальный счет в Банке Англии, который играет роль доверительного посредника между Россией и Лондонским клубом. До финансового кризиса 1998 г. Россия в срок выполняла свои обязательства по погашению задолженности перед Лондонским клубом.

В результате в феврале 2000 г. было заключено соглашение «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов. К тому времени общая сумма задолженности в рамках Лондонского клуба составляла 32,3 млрд. долл.

Параметры урегулирования предусматривали списание 36,5% основной суммы долга и 33% облигаций Внешэкономбанка. Оставшаяся сумма конвертировалась в еврооблигации, под гарантии Российского правительства, с отсрочкой погашения в 30 лет с 7-ми летним льготным периодом.

Таблица № 2

График погашения основной суммы долга внешнего облигационного займа с окончательной датой погашения в 2010 г.

Дата выпуска

Погашение (процентов)

Таблица № 3

График погашения основной суммы долга внешнего облигационного займа с окончательной датой погашения в 2030 г.

Дата

Погашение (процентов)

Платежи по новым облигациям растянуты на несколько лет. В семилетний льготный период Россия будет платить только проценты по льготной ставке. В эти годы общие выплаты будут относительно небольшими около 600 млн. долл. в год

Поскольку повышение рейтинга ожидалось основными игроками рынка долговых обязательств, цены российских внешних долгов практически не изменились.

По существовавши на тот момент оценкам к 2020 г. России предстояло выплатить по долговым обязательствам 212 млрд. долл., из них 70 млрд. долл. - проценты по основному долгу.

Если Парижский клуб кредиторов не реструктурирует России долги бывшего СССР, то выплаты по внешнему долгу могут составить порядка 14,5 млрд. долл. Правительство рассчитывает, что на обслуживание внешнего долга в 2001 г. удастся привлечь иностранных кредитов на 2-4,7 млрд. долл.

Таким образом, при существующих графиках платежей России придется направлять на погашение государственного внешнего долга до 50% доходов федерального бюджета. По международным стандартам долговое положение России остается сложным.

При сохранении этих тенденций России предстоит дополнительно изыскивать в ближайшем десятилетии ежегодно около 8,2 млрд. долл. только на погашение уже накопленного внешнего долга.

Если учесть, что экспорт России не так велик, а критический уровень платежей по внешнему долгу оценивается в 15-20% годовой экспортной выручки, то Россия быстро приближается к опасному пороговому рубежу.

При сохранении нынешних тенденций уже к началу XXI века наша страна может оказаться в пресловутом порочном круге, когда ей придется привлекать новые займы только на выплату процентов по уже накопленному внешнему долгу.

Внешний долг оказывает растущее давление на федеральный бюджет. С начала 90-х годов прошлого столетия в его доходную часть закладывались крупные поступления от внешних займов и кредитов. Доля внешних источников покрытия дефицита федерального бюджета составляла в 1995 г. 54,4%, в 1996 г. - 36,7%, в 1997 г. - 45,4%.

В то же время расходы на погашение внешнего долга стали одной из главных статей расходной части федерального бюджета. Это более чем серьезная угроза для политического суверенитета и экономической самостоятельности России.

Выполнять свои обязательства в полном объеме Россия сможет если ее экономика будет расти примерно на 3-4% в год, а выплаты по долгам не будут превышать 3-4 млрд. долл. в год. Более значительные ежегодные выплаты долгов будут оказывать негативное влияние на темпы экономического роста.

Смягчить решение проблемы внешней задолженности может частичное списание долгов, преимущественно долгов бывшего СССР, а также новая реструктуризация долговых обязательств России в рамках Парижского клуба кредиторов на условиях заключенного соглашения с Лондонским клубом.

Однако даже глубокая реструктуризация внешней задолженности России не меняет кардинальным образом ситуацию, а лишь откладывает решение серьезной проблемы на более длительный срок.

В выработке общей стратегии решения внешней задолженности могут быть использованы как известные мировой практике схемы, так и нетрадиционные методы. Существуют возможности решения долговой проблемы, за счет использование дебиторской задолженности иностранных государств бывшему СССР.

Возможна конверсия части долга в инвестиции, т.е. долевое участие инвесторов в акциях российских компаний. Возможна передача других активов, включая российскую собственность за рубежом.

Программа капитализации внешнего долга Аргентины была разработана в 1992 г. и предусматривала перевод долговых обязательств в акции на общую сумму в 1,9 млрд. долл.

В 1986 г. была разработана программа капитализации внешней задолженности Мексики. К концу 80-х годов было проведено свыше 200 операций по конверсии внешней задолженности на общую сумму более 3-4 млрд. долл. Конверсионные операции распространялись и на частные долги национальных инвесторов.

Как показал опыт отдельных стран Латинской Америки, капитализация внешнего долга имеет ряд положительных моментов, в частности, сокращается отток финансовых средств в счет оплаты основной части долга и процентов, привлекаются иностранные инвесторы, происходит структурная перестройка местной финансовой системы и др.

Для России проблема конверсии внешнего долга связана, прежде всего, с незначительной общей суммой капитализации фондового рынка (около 50 млрд. долл.) и достаточно значительной внешней задолженностью, возможной к переводу в акции.

Затем данная сумма передается в Центральный банк заемщика и конвертируется в местную валюту или в ценные бумаги, выраженные в местных денежных знаках. Получаемые таким образом средства используются на проведение природоохранных мероприятий в стране-должнике и, соответственно списывается часть внешней задолженности.

В счет погашения части внешнего долга может быть использована передача части национальной квоты по снижению выбросов в атмосферу парниковых газов.

На 3-ей Международной конференции по глобальному потеплению, которая состоялась в декабре 1997 г. в Японии (Киото), было достигнуто международное соглашение по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

В России в связи со значительным спадом промышленного производства ситуация прямо противоположная. В 1998 г. выброс парниковых газов в России составляет 70% от уровня 1990 г. По подсчетам специалистов Мирового банка к 2010 году эти выбросы будут на 4% меньше, чем в 1990 г.

Россия имеет возможность продать часть неиспользованных квот на выброс парниковых газов, что составит около 250 млн. т в год. Торговля неиспользованной частью квот на выброс в атмосферу парниковых газов может принести России от 3 до 10 млрд. долл. Таким образом, именно эта сумма может быть предметом переговоров о решении проблемы внешней задолженности России.

Однако даже глубокая реструктуризация внешней задолженности России, использование нетрадиционных методов погашения внешнего долга не меняет кардинальным образом ситуацию, а лишь откладывает решение серьезной проблемы на более длительный срок.

Значительные масштабы внешней задолженности России на платежеспособность России, ее имидж среди международных финансовых организаций и рейтинг страны по степени кредитного риска.

В исследовании, проведенном в конце 1999 г., Россия набрала 95 баллов, что означает наличие очень высокого риска для кредиторов. По этому показателю Россия заняла одно из последних мест в мире, уступая лишь нескольким странам, включая Ирак, который набрал 100 баллов, что свидетельствовало о наличии максимального риска для иностранных кредиторов.

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,

бывший помощник Председателя Правительства РФ

[2] Парижский клуб был образован в 1956 г. из представителей ряда западноевропейских стран-кредиторов Аргентины, которые собрались в Париже для выработки единой позиции по урегулированию внешней задолженности Аргентины. В начале 80-х годов разразился кризис внешней задолженности развивающихся стран и регулярные заседания Парижского клуба стали основной формой согласования общих подходов на двусторонних переговорах со странами-должниками. В рабочих заседаниях Парижского клуба принимают участие представители таких международных организаций как МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНКТАД и др.

[3] Лондонский клуб объединяет около 600 иностранных коммерческих банков-кредиторов бывшего СССР и России.

Читайте также: