Репродуктивное поведение это кратко

Обновлено: 05.07.2024

вся система действий и отношений личности в связи с рождением или отказом от рождения детей любой очередности – в браке или вне брака.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Репродуктивное здоровье и поведение мужчин

Проведенный социологический опрос показал, что распределение мужчин по данным самооценки своего здоровья в городе и на селе одинаково.

Репродуктивное поведение российских женщин

Статья посвящена особенностям репродуктивного поведения современной российской женщины. Акцент сделан на психологических и социальных факторах репродуктивного поведения, приведены результаты собственного исследования.

Репродуктивное поведение родильниц г. Москвы

Репродуктивное поведение и здоровье населения

Активная двигательная деятельность является отличным средством профилактики, благодаря которому можно предупредить наиболее распространенные заболевания.


Определение понятия

Репродуктивное поведение представляет собой обширную систему, включающую в себя психологические состояния, действия и отношения, непосредственно связанные с рождением или с отказом от рождения детей, вне зависимости от их очередности, вне брака или в браке. В это понятие входит также решение супругов усыновить ребенка.

родители целуют дочку

Формирование репродуктивного поведения происходит под влиянием этнических, этнокультурных, экономических и политических факторов. Проявляется же оно в виде реакции людей на внутренние и внешние стимулы к планированию семьи и продолжению рода, в числе которых - общественное мнение и семейные традиции, осознание ценности детей и проч.

В своем концентрированном виде репродуктивное поведение человека представляет собой ряд действий, называемых соответствующей стратегией. Это все то, что происходило с момента принятия решения о зачатии ребенка до его появления на свет. Исследования репродуктивного поведения позволяют объяснить те изменения, которые оно претерпело на протяжении истории развития человеческого общества. Их цель состоит также в объяснении влияния на процессы рождаемости проводимой государством семейной политики, условий жизни людей и их психики.

Типы репродуктивного поведения

В истории развития человеческого общества отношение людей к рождению детей претерпевало некоторые изменения. Это и привело к выделению нескольких типов репродуктивного поведения. Первый из них был характерен для доисторического этапа развития общества людей. В тот период репродуктивное поведение формировалось, как правило, стихийно. Воздействие на него оказывали лишь биологические законы размножения. Неограниченное рождение детей являлось необходимостью выживания людей в условиях высокой смертности, которую несли болезни, голод и войны.

Вторым историческим типом репродуктивного поведения населения явился тот, который был характерен для периода феодально-аграрного производства. В эти времена намерения иметь детей регулировались нормами, установленными церковью, традициями, государством и общественным мнением. В странах с преобладающей численностью сельского населения среди особенностей репродуктивного поведения можно было выделить его привязанность к годовым циклам аграрных работ, а также к соблюдению постов. Довольно жестким в этот период был и контроль над деторождением в каждой отдельно взятой семье. С одной стороны, он основывался на высокой смертности, а с другой – на ограниченности территории. Для максимального увеличения числа детей в обществе существовали нормы повсеместной и ранней брачности.

Родители уже с малых лет использовали своего ребенка в качестве помощника в хозяйственных делах, а также для воспитания младших сестер и братьев. Помимо этого, при имеющей место весьма низкой производительности труда дети для семьи являлись источником рабочей силы. Многочисленное потомство способствовало и росту авторитета родителей в обществе. Все вышеперечисленные факторы на репродуктивное поведение оказывали самое благотворное влияние. У людей при этом росла мотивация потребности к увеличению рождаемости и ее поддержания на самом высоком уровне.

В период становления капитализма получил свое развитие третий тип репродуктивного поведения. В эту историческую эпоху начала интенсивно развиваться медицина. Одновременно с этим произошло улучшение санитарно-гигиенических условий жизни людей, что привело к существенному снижению детской смертности. Подобный фактор и привел к возникновению двух видов репродуктивного поведения человека. Один из них ориентировался на многодетность, а второй - на малодетность.

В большинстве экономически развитых стран в основе регулирования количества детей оказалось повышение среднего возраста заключения брачных отношений. Со временем полезность ребенка для родителей начала снижаться. После введения общего, а также специального образования дети стали приступать к работе в более позднем возрасте. В связи с этим выросла материальная нагрузка родителей на их содержание. Экономическая полезность детей начала отступать на задний план. С их появлением на свет родители начали удовлетворять лишь свою эмоциональную и социальную потребность в продолжении рода. Взрослые при этом приходилось зарабатывать достаточные для содержания детей деньги, повышать свой социальный статус, а также больше времени проводить вне семьи. В результате возникло противоречие. Оно выразилось в различии репродуктивных интересов общества и семьи.

толпа людей

О первой половине 20 в. нам известно как о периоде борьбы женщин за свою эмансипацию. Тогда-то и возник четвертый тип репродуктивного поведения. Для него характерен пересмотр взглядов на взаимоотношение представителей разных полов в обществе и в семье. Помимо этого, благодаря снижению во второй половине 20 в. младенческой смертности был устранен страх бездетности в случае рождения небольшого числа детей. Женщины начали принимать активное участие в различных областях общественного производства. Это позволило им стать экономически независимыми и самостоятельно принимать решение, касающееся рождения детей.

Структура

Репродуктивное поведение является совокупностью следующих компонентов:

  • потребности в детях;
  • репродуктивных установок;
  • мотивов деторождения;
  • решений;
  • действий.

Рассмотрим все указанные выше элементы. Они входят в структуру репродуктивного поведения.

Потребность в детях

Среди всех существующих факторов репродуктивного поведения человека этот является одним из самых основных. При этом, входя в общую систему потребностей индивида, данный элемент занимает ведущее положение в социальной сфере наряду с желанием семьи и брака, реализовываться как личность, получать образование и т.д.

К факторам, влияющим на репродуктивное поведение человека при рассмотрении потребностей в детях, не относится его сексуальная потребность. Ведь ее удовлетворение вовсе не предполагает появления на свет ребенка. Причем,с развитием человечества сексуальные отношения все в меньшей и меньшей степени служат средством для деторождения. Появлению ребенка на свет в большей степени способствует специальная мотивация, которая является не биологической, а социально-психологической.

женщина поднимает вверх ребенка

Потребность в детях является свойством социализированной личности. Проявляется оно в том, что индивид, не ставший родителем, испытывает затруднения в собственной самореализации. Такие сложности возникают у него при выяснении семейного статуса. Одним из таких примеров может служить встреча знакомых, не видевшихся в течение долгого времени. В этом случае осуществляется непроизвольная оценка поведения личности с опорой на бытующие репродуктивные нормы, которые представляют собой образцы и принципы поведения, касающегося деторождения, принятые обществом или отдельными социальными группами. Как и любые другие, эти нормы усваиваются человеком как средства ориентации поведения.

Основы репродуктивного поведения, касающегося потребностей в детях, составляют:

  1. Стремление человека иметь такое количество детей, которое типично для того общества, в котором он живет. Сюда же входит и желание дать им качественное воспитание.
  2. Чадолюбие. Данное понятие представляет собой глубоко усвоенные установки к детям в целом.

Интенсивность желания

Потребность в детях не подлежит изменению под влиянием условий жизни или при их изменении. По-разному могут сложиться только семейные ситуации. Именно они или будут способствовать, или воспрепятствуют удовлетворению индивида потребности в детях.

Различают определенную силу или интенсивность желания иметь ребенка. Причем это фактор остается неизменным на протяжении всей жизни человека. В связи с этим репродуктивное поведение классифицируют на:

  • малодетное, когда в семье один или два ребенка;
  • среднедетное (три или четыре ребенка);
  • многодетное (от пяти детей).

Репродуктивные установки

В поведении индивида относительно желания иметь детей выделяют три направления. Первое из них связано с деторождением. Второе – с предотвращением самого факта зачатия. Третье – с прерыванием беременности.

дети подпрыгивают

От второго элемента, входящего в структуру репродуктивного поведения, и зависит выбор человеком того или иного направления. Установка на деторождение является социально-психологическим регулятором, который обуславливает либо положительное, либо негативное отношение к наличию в семье определенного количества детей. Формирование данного элемента происходит у человека еще до прохождения им периода полового созревания. Подтверждением этому стали опросы, проводимые среди детей. Их результаты наглядно продемонстрировали конкретную ориентацию на создание большой или маленькой семьи. Причем у детей обусловлено подобное решение в большинстве случаев репродуктивным поведением их родителей. Немаловажную роль играют при подобном планировании и те отношения, которые имеют место между членами семьи.

Составляющие репродуктивной установки

Социально-психологический регулятор деторождения включает в себя три компонента:

  1. Когнитивный. Данный компонент можно назвать рассудочным. Он оказывает непосредственное влияние на решение о количестве детей, а также на разницу в их возрасте.
  2. Аффективный. Это эмоциональный компонент структуры репродуктивного поведения. Он оказывает непосредственное воздействие на формирование негативных или позитивных чувств, которые связаны с рождением того или иного числа детей или с отказом человека от их рождения.
  3. Этический. Это нравственный компонент установки. Благодаря ему формируется ответственность и воля человека, принимающего решение о рождении определенного количества детей и их воспитании.

Из всех перечисленных компонентов доминирующей установки только один из них может оказывать основное влияние на каждого человека, решившего стать родителем.

Существует три показателя, являющихся основными индикаторами репродуктивной установки. Это среднее ожидаемое число детей. Оно может быть идеальным, желаемым и ожидаемым. Первый из этих показателей является представлением женщины или мужчины о наиболее вероятном числе детей, которых может иметь средняя по своему уровню дохода семья. При этом не обязательно своя. Среднее желаемое число показывает на потребность женщины и мужчины иметь то или иное количество детей в собственной семье. И к этому человек обязательно придет, если этому ничто не сможет помешать.

папа с малышом

Среднее ожидаемое число – это количество детей, которое планируют иметь супруги с учетом всех обстоятельств их жизни. Выяснение этого показателя репродуктивного поведения в семье имеет большое практическое значение. Оно позволяет прогнозировать тенденцию рождаемости в стране.

Репродуктивные мотивы

Данный элемент структуры отношения к деторождению представляет собой психические состояния индивида, побуждающие его к достижению своих целей благодаря появлению в семье ребенка любой очередности.

В стратегии репродуктивного поведения выделяют следующие виды мотивов:

Помимо этого все репродуктивные мотивы могут быть разделены на два класса. В первом из них родители рассматриваются, как субъекты поведения. Именно от них идут к детям различные стремления и чувства. Это желание проявления заботы и любви к ребенку, его опеки, направления в развитии и т.д.

Во второй класс входят мотивы, где родители являются объектами. Сюда относят все то, что способно удовлетворить потребность родителей в получении от ребенка уважения, любви, а также в обретении смысла жизни и т.д.

мама с малышом

Пропорция экономических, социальных, а также психологических мотивов в структуре репродуктивного поведения постоянно меняется. И на сегодняшний день можно говорить о том, что подобная тенденция отражает глобальный процесс отмирания многодетности, происходящий на протяжении всего периода развития человеческого общества. Отмечается, что в современном социуме практически сходят на нет социальные и экономические мотивы, предполагающие наличие в семье нескольких детей. При этом на первый план выдвигаются мотивы внутренние, то есть психологические.

Репродуктивные решения

Каким образом действует механизм, определяющий ситуацию удовлетворения потребности человеком в деторождении? Стоит отметить, что репродуктивные решения не принимаются сами по себе. Они полностью зависят от конкретной ситуации в обществе и в семье.

В репродуктивном поведении могут быть выделены два типа, позволяющих соотнести полученные результаты с возможностью истинно свободного выбора. Первое из них рутинное. Второе – проблемное.

Рутинное – это поведение, когда выбор полностью отсутствует. Человек не принимает самостоятельных решений, а результаты всегда соответствуют ожидаемым, определяясь лишь действующими социальными нормами. Вся цепь действий, событий и отношений разворачивается машинально. При этом на ее пути не встречается никаких препятствий и неожиданностей. Рутинное поведение имеет место, например, в тех случаях, когда у супругов нет удовлетворения потребности в детях, и они стремятся как можно быстрее реализовать это свое желание. В таком случае они ничего не выбирают и не решают. Их поведение рутинно и машинально. Происходит зачатие, нормально развивается беременность, и спустя положенный срок рождается малыш.

Однако в ход события может вмешаться и нечто неожиданное, превращающееся для супругов в барьер. В таком случае результат не будет соответствовать ожиданиям. Это и приводит к развитию проблемной ситуации. Разрешить ее можно только при реализации своего свободного выбора.

Подобной проблемой может стать отсутствие желаемого зачатия и родов. Причем подобная ситуация может иметь место в многодетной и малодетной семье. Разрешить эту проблему можно с применением всех доступных способов лечения.

Порой новые явления репродуктивного поведения в семье выступают следствием кризиса и дезорганизации брачных уз. Причем в настоящее время этому способствует спонтанное развитие цивилизации индустриально-урбанистического типа. Подобное направление значительно углубляет кризис в семье, приводит к нарастанию в ее функционировании и жизни различных негативных явлений, а также подводит эту первичную ячейку общества к полному краху. Противодействовать подобному изменению государство может лишь при проведении специальной семейной политики, ориентированной на ее укрепление и возрождение.

Репродуктивные действия

Подобный элемент в общей системе деторождения отражает результаты данной направленности поведения человека. Ими могут быть появление ребенка любой очередности в семье или применение контрацептивов.

дети лежат на животе

Согласно проведенным исследованиям, в настоящее время наблюдается падение интереса к увеличению количества детей в семье. Факторами, оказывающими непосредственное влияние на эту тенденцию, являются:

  • стремление к получению среднего специального или высшего образования, а также к карьерному росту;
  • желание достижения экономического благополучия и приобретения собственного жилья;
  • вовлеченность женщин в общественное производство;
  • толерантность к сожительству и к добрачным половым связям;
  • поздний возраст для заключения брака;
  • рост числа разводов;
  • низкий уровень материальной помощи государства семьям, воспитывающим детей;
  • недостаточное количество дошкольных учреждений.

В связи с этими факторами репродуктивная функция для жителей России начинает становиться второстепенной.

Репродуктивное поведение - система действий, отношений и психологических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения ребенка в браке или вне его.

Отказ от рождений, действия его реализующие, раскрываются через понятие контрацептивного поведения. Основными характеристиками которого является применение контрацепции, искусственный аборт и воздержание.

Структура репродуктивного поведения:

1. Репродуктивные потребности (потребность в детях);

2. Репродуктивные установки;

3. Репродуктивные мотивы;

Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений. Величина потребности в детях неизменна на протяжении жизни человека. В связи с этим различают малодетное, среднедетное и многодетное репродуктивное поведение.

Репродуктивные установки – это психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Они делятся на два класса:

Ø Установки детности, регулирующие достижение определенного числа детей;

Ø Установки на применение контрацепции и искусственное прерывание беременности.

Основными внешними индикаторами репродуктивных установок служат три основных показателя предпочитаемых чисел детей:

Среднее идеальное число детей – характеризует представление индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, не обязательно в своей. Этот показатель отражает представление людей о социальных нормах детности, о наилучшем числе детей при определенных жизненных условиях;

Среднее желаемое число детей – это показатель, характеризующий индивидуальную потребность в детях, выявляет личностные предпочтения индивида в отношении числа детей, которое хотел бы иметь в своей семье, если бы ему ничего не мешало осуществить свое желание;

Среднее ожидаемое (планируемое) число детей – характеризует реальные намерения, репродуктивные планы людей и семей с учетом конкретных обстоятельств их жизни, с учетом конкуренции репродуктивных планов с другими жизненными планами.

Репродуктивные установки формируются в раннем возрасте и затем мало изменяются в течении всей жизни человека. Уменьшение среднего желаемого числа детей с переходом от старшего поколения к младшему указывает на снижение потребности людей в большем, по сравнению с предыдущим поколением, числе детей.

Среднее желаемое число детей указывает тот предел, до которого можно поднять уровень рождаемости с помощью средств социальной политики.

Репродуктивные мотивы – это психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей.

Репродуктивный мотив характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Выделяют следующие репродуктивные мотивы:

Ø Экономические мотивы рождения детей – это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достигаются) определенные экономические цели, т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) свой экономический статус;

Ø Психологические мотивы - это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологические, внутренние цели личности. (Например, иметь ребенка, чтобы опекать его, проявлять свою любовь к нему; стремление продолжить себя в своих детях и т.п.)

В качестве результатов репродуктивных действий может быть рождение определенного числа детей или отказ от рождения, т.е. контрацептивное поведение.

В настоящее время глубоко важна роль семьи в охране и укреплении здоровья населения, в рождении и воспитании подрастающего поколения. Подготовка к супружеству начинается с восприятия примера поведения родителей в семейной жизни. Далее в этот процесс включаются работники детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений. В решении задачи повышения роли семьи в охране здоровья и воспроизводства здорового потомства важное место должны занимать медико-социальные меры, осуществляемые среди молодоженов до брака и на этапе создания семьи. Переход от традиционной формы семьи, с единством брачного, сексуального и репродуктивного поведения, к современной, сопровождался обособлением данных видов поведения: сексуального от репродуктивного и их обоих от брачного. В свою очередь это нашло отражение в снижении возраста начала половой жизни, росте добрачных зачатий и внебрачных рождений, широком распространении искусственных абортов, в том числе при первой беременности. Ранее начало половой жизни стало типичным явлением среди молодежи: от 40 до 60% несовершеннолетних юношей и девушек имеют опыт сексуального общения. Согласно данным социологического опроса со вступлением в брак связывают начало половой жизни только 43,3 % девочек-подростков. Большинство из них считали, что вступать в интимные отношения можно с 17-18 лет, а каждая третья была убеждена, что это можно делать и в более раннем возрасте. Ослабление родительского контроля и увеличение числа контактов, особенно в крупных городах, способствуют формированию у многих юношей и девушек представления об абсолютной свободе в интимных отношениях, что нередко приводит к серьезным нравственным издержкам и личным трагедиям, наносит ущерб здоровью будущих родителей и их потомства. Вступление неподготовленных в области гигиены половой жизни подростков в интимные отношения часто влечет за собой многие негативные медико-социальные последствия, как для них самих, так и для их семей, а также для общества в целом. Прежде всего, имеются в виду увеличение числа венерических заболеваний среди молодежи, наступление нежелательных беременностей, проблемы юных матерей-одиночек. Беспорядочные половые связи, случайные беременности и ранние роды в значительной степени являются результатом низкой сексуальной культуры молодежи. Ситуация осложняется плохой информированностью молодежи по вопросам контрацепции. Часто подобная информация носит искаженный характер, что связано с особенностями её основных источников. Структура используемых средств контрацепции, женщинами и мужчинами активного репродуктивного возраста свидетельствует о необходимости расширения федеральных и региональных информационных программ средств массовой информации по сексуальной культуре и планированию семьи. При этом необходимо создать надежную, доступную для населения информационную базу обо всех современных методах контрацепции. Повышение роли медицинских и социальных работников, специалистов негосударственных структур в области планирования семьи, совершенствование системы их подготовки будет способствовать снижению числа абортов и летальности от них.

Цель данной работы - раскрыть сущность понятия репродуктивного поведения.

В задачи входит изучение и анализ понятий: репродуктивное поведение, рождаемость, планирование семьи, а также рассматриваются факторы и перспективы репродуктивного поведения.

Понятие репродуктивного поведения

Многодетное (потребность в 5 и более детях);

Среднедетное (потребность в 3-4 детях);

Малодетное (потребность в 1-2 детях).

Рождаемость

Коэффициент возрастной рождаемости, который исчисляемые для женщин каждого возраста и отражает интенсивность рождений в год;

Коэффициент рождаемости в возрастном интервале - это отражающий интенсивность рождаемости не за год, а за рассматриваемый период времени;

Кумулятивный коэффициент рождаемости - равен сумме коэффициентов рождаемости в возрастных интервалах;

Коэффициенты итоговой или суммарной рождаемости определяется для женщин всех возрастов и должен быть равен сумме коэффициентов возрастной рождаемости. Для обеспечения простого воспроизводства населения коэффициент суммарной рождаемости должен составлять 2,1%.

Планирование семьи

Планирование семьи используется в двух основных смысловых контекстах:

На уровне государства понимается деятельность, направленная на создание условий для реализации ответственного родительства и для достижения каждой семьей желаемого числа детей. На практике, она бывает направлена либо на стимулирование рождаемости, либо на ограничение деторождения.

На уровне семьи понимается принятие семейной парой решение о величине семьи, числе детей и т.д. В этом случае, планирование семьи осуществляется через внутрисемейное регулирование деторождения, о котором мы уже говорили.

Что же такое планирование семьи? Планирование семьи - это комплекс мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и сохранения здоровья женщин и детей[3]. Комплекс мероприятий, имеющих своей целью способствовать супружеской паре в решении следующих задач:

Избежать нежеланных детей;

Иметь только желанных детей;

Регулировать интервалы между беременностями;

Установить количество детей;

Контролировать выбор времени рождения ребенка в зависимости от возраста родителей.

Традиционные методы (барьерные, химические, биологические, прерванное половое сношение);

Современные методы (гормональная контрацепция, внутриматочная контрацепция);

Необратимая контрацепция - хирургическая стерилизация (перевязка маточных труб).

Ведущим критерием при выборе метода контрацепции является эффективность (надежность) метода, которая определяется индексом Перля. Индекс Перля показывает процент контрацептивных неудач при использовании метода в течение одного года. Выбор метода контрацепции - сложная задача. При выборе метода контрацепции учитывается возраст женщины, особенности половой жизни, наличие гинекологических и соматических заболеваний. Подбор метода контрацепции должен делать врач. Контрацепция - это способы предохранения от нежелательной беременности. Следует помнить, что беременность может наступить даже при первом и единственном половом контакте, до прихода первой менструации, во время менструации, при сексуальном контакте, когда половой член не был введен во влагалище, но сперма оказалась в области наружных половых органов, при первом половом акте, в случае, если девушка приняла душ, ванну. А если беременность наступила, и она нежелательна, то последует ее прерывание оперативным способом, т.е. искусственный аборт. А последствия, особенно у подростков, искусственного прерывания могут быть непредсказуемыми: это и воспалительные заболевания, нарушение менструальной функции, бесплодие в дальнейшем. На протяжении многих лет проблемы регулирования рождаемости решались в условиях широкой доступности искусственных абортов и крайне ограниченного применения современных методов контрацепции. Сейчас же существует - национальная модель планирования семьи, основанная на применении искусственных абортов как метода регулирования рождаемости, широкого применения современных методов контрацепции. Россия является лидером не только по числу искусственных абортов, но и по число детей, родившихся нежеланными, или в неподходящее для родителей время. Отсюда вытекают такие последствия, как практика отказа от детей, распространение детей-сирот при живых родителях. Масштабы этого явления достигли размеров, неприемлемые в цивилизованных странах. Конечно, во многом злую шутку сыграла и идеология - постулат о государственном воспитании детей, всеобщая занятость женщин, из-за нехватки трудовых ресурсов и низкой производительности труда и т.д.

Факторы и перспективы.

Факторы репродуктивного поведения. На мой взгляд, можно выделить некоторые факторы. Во первых, это влияние Запада – подражание успешной, обеспеченной и независимой женщине, и, как следствие, желание женщины сделать карьеру перед рождением ребенка. То есть потребность в детях уходит на второй план. На первый план выходит хорошее образование, карьера, и, так сказать, желание стать независимой. И, если раньше как то спасала рождаемость в сельской местности, то сейчас все рвутся в город с желанием заработать денег и т.д.

Заключение

Анализ репродуктивного и контрацептивного поведения молодежи в рамках комплексного исследования, проводимого в разных организованных коллективах сотрудниками ИГМА[5] и ИвНИИ МиД, проведенного у трех переходящих друг в друга возрастных контингентов (подростки до вступления в брак средний возраст 16,0+1,9 лет), лица, вступившие в первый брак (средний возраст – 21,4+2,1года), и лица вступившие в повторный брак (средний возраст 37,6+2,4 года), показывает, что формирование репродуктивного и контрацептивного поведения должно осуществляться непрерывно по мере перехода их из одного состояния в другое, для чего разрабатывается и внедряется организационная модель системы слежения за репродуктивным поведением молодежи, позволяющим определять репродуктивное здоровье создаваемых семей на различных этапах их формирования и управлять им. Репродуктивное поведение женщин и всего населения в целом – важнейший фактор для формирования концепции политики в области планирования семьи и практической её реализации в каждой стране. В связи, с чем необходимо совершенствовать систему мониторинга контрацептивного поведения женщин и всего населения в целом. В настоящее время более 50% врачей не считают свою подготовку в этой области достаточной. На основании особенностей репродуктивного поведения населения в современных условиях России предложена структура службы планирования семьи, которая должна совершенствоваться и дополняться с учетом развития системы охраны репродуктивного здоровья и соответствующих служб.

Список литературы

Репродуктивное поведение– поведение людей, связанное с вопросами рождения детей любой очерёдности, в браке или вне брака.

Можно выделить следующие типы репродуктивного поведения:

1)малодетное – потребность в 1-2 детях;

2)среднедетное – потребность в 3-4 детях;

3)многодетное – потребность в 5 и более детях.

Репродуктивное поведение является частью общего поведения людей и представляет собой их реакцию на внутренние и внешние стимулы.

Внутренние стимулы репродуктивного поведения – потребности людей в детях (репродуктивные потребности), когда без наличия определённого числа детей человек испытывает затруднения как личность.

Внешние стимулы репродуктивного поведения:

· социальная ценность детей, показывающая насколько дети нужны обществу;

· нормы репродуктивного поведения, представляющие собой образцы поведения и принципы, связанные с рождением определённого числа детей.

Из двух групп факторов – внутренних и внешних – главной в определении числа детей в семье является первая группа.

В специальных выборочных обследованиях, проводимых с целью более подробного изучения состава и планирования семьи, могут быть использованы три основных показателя: идеальное, желаемое и ожидаемое число детей.

Идеальное число детей – представление человека о наилучшем числе детей в семье вообще (в средней семье по стране, городской, сельской, русской и т.д.) без учёта конкретной жизненной ситуации и личных предпочтений.

Желаемое число детей – число детей, которое индивид предпочёл бы иметь в своей семье, исходя из личных предпочтений.

Ожидаемое число детей – число детей, которое индивид намерен иметь в семье, исходя из личных предпочтений, а также учитывая конкретную жизненную ситуацию.

Читайте также: