Чехов и традиции русской литературы кратко

Обновлено: 02.07.2024

В первой половине 80-х годов 19 века А. П. Чехов выпустил несколько сборников рассказов – “Сказки Мельпомены” (1884), “Пестрые рассказы” (1886), “В сумерках” (1887), “Невинные речи” (1887). Их основу составляли юмористические произведения писателя. Но, несмотря на веселый, задорный смех, которым искрятся эти небольшие рассказы, далеко не все они носят развлекательный характер.

Во многих из ранних произведений Чехова явно слышна резкая сатирическая нота, которая найдет свое развитие в творчестве писателя позднее.
В таких рассказах

А. П. Чехова, как “Смерть чиновника”, “Маска”, “Хамелеон” (1884), “Унтер Пришибеев” (1885), дана серьезная критика современной писателю действительности. С помощью традиционных для сатирической литературы (Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин) приемов Чехов рисует перед нами картину России второй половины 19 века.
Так, в рассказе “Унтер Пришибеев” главный герой становится символом реакции, полицейской силы, тормозящей развитии страны, губящий собственный народ. У этого героя “говорящая” фамилия и “говорящая” внешность: “сморщенный унтер с колючим лицом, делает руки по

швам и отвечает хриплым, придушенным голосом, отчеканивая каждое слово, точно командуя”.
Пришибеев с маниакальной настойчивостью следит за тем, чтобы крестьяне “песней не пели”, “огней не жгли”, “табуном” не ходили. Унтер полностью убежден, что он один имеет право наводить порядок: “Никто порядков настоящих не знает, во всем селе только я один, можно сказать, ваше высокородие, знаю, как обходиться с людями простого звания, и, ваше высокородие, я могу все понимать”.
Пришибеев боготворит власть как явление. Все, что исходит от этой власти, он считает единственно верным, неприкосновенным, почти священным. Поэтому, когда в народе герой замечает “неуважение” к власти (в лице мирового судьи), то не может сдержать себя.

Он делает все, чтобы хоть немного восстановить уважение: “Обидно стало, что нынешний народ забылся в своеволии и неповиновении, я размахнулся и…” И недоумевает, когда видит, что судья, ведущий его дело, встает на сторону обвиняющих. По мнению Пришибеева, люди, представляющие власть, – это одна каста, которая должна иметь одинаковые убеждения, одинаковый взгляд на мир.
Чехов показывает нам, что герой превратился в робота, четко выполняющего инструкции, но потерявшего душу, свою индивидуальность. Пришибеев в своем стремлении к порядку доходит до абсурда, он жалок и смешон. Однако за этой нелепой фигурой встает огромная машина подавления, тотального контроля, существовавшая в России.
В ряде рассказов Чехов подчеркивает “алогизм и абсурдность” самодержавно-полицейского режима. Одним из лучших произведений писателя, посвященных этой теме, является рассказ “Хамелеон”. В нем распространенный человеческий порок – способность изменять свое мнение в зависимости от обстоятельств – ярко раскрывает сущность российской власти.

Чехов рисует ее как полностью “прогнившую”, коррумпированную, ориентирующуюся не на закон, а на “сильных мира сего”.
Главный герой рассказа, полицейский надзиратель Очумелов, оказывается втянутым в разбирательство уличного беспорядка. Случилось мелкое происшествие – собака укусила за палец золотых дел мастера Хрюкина. Поначалу Очумелов, не раздумывая, решает уничтожить собаку: “А собаку истребить надо.

Не медля! Она наверное бешеная…” А также найти хозяина и наказать его “хорошенько”.
Мы видим, что герой чувствует себя всевластным. Он здесь хозяин и может делать все, что ему заблагорассудится. Но вот возникает одна небольшая, но существенная деталь – выясняется, что собака принадлежит генералу Жигалову.

В итоге выясняется, что кусачий пес принадлежит “генералову брату”. А следовательно, эта собака – особа неприкосновенная. Потерпевший Хрюкин оказывается виноватым и становится посмешищем для зевак.

А успокоившийся Очумелов, вновь надев маску хозяина города, “продолжает свой путь по базарной площади”.
В рассказе “Толстый и тонкий” (1883) раскрыта другая сторона жизни России – чиновничья. Здесь, впрочем, как и везде, царит пресмыкательство слабых и полное всевластие сильных. Важно, что “табель о рангах” регулирует все человеческие чувства и отношения, проникает в сферу любви и дружбы.

Так, теплая встреча двух старых друзей мгновенно перерастает в подобострастное пресмыкание, когда один друг узнает, что другой дослужился уже до “тайного”: “Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился…”
Вся искренность и теплота моментально пропали, остались лишь лицемерие и страх. “Толстый” попытался восстановить прежний тон, но это было решительно невозможно. Поэтому он лишь “отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку”.
Таким образом, ранние рассказы Чехова – это не только задорный смех и юмористическое изображение мира. Во многих произведениях писателя сатирически изображаются различные стороны общественной жизни России, выражающие и отражающие существенные черты национального характера, русской жизни в целом.

1. Какие традиции Чехова восприняла реалистическая проза нового времени?

Одной из чеховских традиций стало смешанное описание жизни персонажей и их внутреннего мира. Писатель утверждал, что в жизни все должно быть ровно, гладко, так, как есть на самом деле.

Другие традиции Чехова, которые отразились в реализме нового времени:

  • описание простых людей, сочувствие их мечтам, а не им самим;
  • из произведений исчезает герой, созданный по представлениям художника.

2. В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи?

Литературный герой обезличивается. Его внутренний облик включает и трагедию, и веселье, глубокое и примитивное.

Однако широко раздвинуты пределы душевной жизни. Внутреннее состояние героя очень подробно анализируется. Именно поэтому события, происходящие всего за несколько дней, обрисованы в крупных произведениях.

Пронизывают произведения глубокие авторские раздумья. Однако поучительные интонации отсутствуют.

4. Каково значение традиций А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского в литературе начала XX в.?

Пушкин

В качестве идеала, на которое опиралось гармоническое искусство XX века, выступало творчество Пушкина. В произведениях великого писателя особенно остро проявлялись противоречия русской истории и его современности. Он же воспел и нетленность человеческой души.

Толстой

Достоевский

Для новых реалистов он остался властителем дум. Герои произведений Достоевского пытались понять высший смысл жизни. Благодаря творческому наследию писателя многие реалисты по-своему рассказали, как раскрепощается душа, в муках и утратах.

Реалистам рубежа веков удалось объединить разные традиции русской литературной классики.

*5. Почему в литературе начала XX в. возник новый тип литературного героя?

Демократические настроения в обществе повлияли и на литературу. Интерес к простому человеку (крестьяне, солдаты, интеллигенты, мелкие офицеры) возник у европейских писателей еще в конце XVIII (18 века). До России эти идеи дошли лишь ко второй половине XIX (19 века).

А поскольку в русском литературном искусстве новые течения становились ярче и острее, реализм начала XX (20) века полностью изменил образ литературного героя.

*6. Каковы истоки и результаты обращения писателей к человеческому подсознанию?

Среди истоков раздумий писателей XX (20) века о подсознании человека можно выделить:

В результате обращения писателей к подсознанию человека его внутренние мотивы и мысли были соотнесены с:

  • поведением;
  • отношением к другим людям.

Герой произведений 20 века редко мечтал, потому что понимал, что ему никогда не приблизиться к своей мечте.

Были выделены такие противоборствующие силы:

  • интеллект против инстинктов;
  • душа против бездушной машины;


*7. Чем объяснить взаимодействие реализма, романтизма, импрессионизма?

Писатели XX (20) века обладали сложным мироощущением, и понимали, что описать человека и его душу невозможно в рамках старого направления. Это позволило им преобразить реализм. Он стал более чувственным, одухотворенным.

Проза 20 века становится более широкой, глубокой. В ней совмещены:

  • анализ деталей (реализм);
  • смелая мечта (романтизм);
  • появление условных фигур (импрессионизм).

Эти особенности реализма в русской литературе стали отличительными чертами стиля.

*8. Каково своеобразие художественного времени и пространства в реалистической литературе?

Реалистическая литература XX века особенно остро отображала авторское восприятие времени. Реалисты больше познавали мир субъективно, через свои переживания и раздумья.

Время и пространство оказались тесно связанными, смешанными друг с другом – в герое проявлялось высокое и ничтожное, смешное и трагичное. Появилась отчужденность человека от мира, восприятие его души вне времени и пространства.

Литераторам 20 века пришлось раздвинуть рамки сформировавшихся течений. Авторское начало усилилось за счет изменения жанров и стилей. Автор стремился рассматривать человека и мир в целом, без привязки к определенной ситуации. Появляются авторские раздумья, но они не поучительны.

Результаты этого процесса:


*10. В чем состоят новые черты реализма, почему он взаимодействует с другими видами художественного мышления?

К новым чертам реализма литературы начала 20 века относят:

  • выраженное авторское восприятие времени;
  • исчез герой – носитель представлений писателя;
  • взор литераторов обратился к простым людям;
  • писатели стали углубляться в психологию человека;
  • исчезли пророческие и поучительные интонации.

Поскольку реализм не смог развиваться в рамках классической теории, он вынужден был меняться. В произведениях молодых реалистов 20 века появились черты романтизма и символизма. Только при взаимодействии этих художественных стилей получилось отразить переживания, свойственные людям того времени.

Реализм в русской литературе смог передать настроения общества и проблемы времени.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей №10 имени Д.И.Менделеева

Проектная работа по теме:

«Традиции русской классической

Петрова Ирина Владимировна,

учитель русского языка и

Оглавление

I . Введение . 3

II . Основная часть

Глава 1. Антоша Чехонте и поздний Чехов. 5

Глава 2. Поэтика традиции. Чехов и Гоголь. 9

Глава 3. Чехов и Салтыков-Щедрин. 12

Глава 4. Чехов – драматург. 14

III . Заключение . 17

IV . Библиографический список использованной литературы . 18

Введение

Только просвещенные

и святые люди интересны,

только они и нужны.

Антон Павлович Чехов - один из моих любимых русских писателей. Споры о его творчестве продолжаются до сих пор. О нем написано множество литературоведческих трудов, но, несмотря на это, его творчество нельзя считать исследованным в полной мере. Когда я работала над проектом, то меня поразило то многообразие литературы, которое написано о его творчестве. По-моему, о Чехове написано больше, чем написал он сам. Что это? Наверное, творчество Чехова настолько сложно и многогранно, что до сих пор будоражит умы человечества. Наверное, до сих пор есть, над чем задуматься и поразмышлять. Творчество - своеобразная автобиография; так или иначе в ней отражается то многообразие мира, которое окружает писателя в действительности. Самые заветные образы из его жизни становятся ключевыми. Цель данного реферата – исследовать традиции русской классической литературы XIX века в творчестве великого писателя Антона Павловича Чехова. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

- сравнить литературную деятельность раннего и позднего Чехова;

- найти общие черты в творчестве Чехова и Гоголя;

- сопоставить творчество двух писателей-сатириков – Чехова и Салтыкова-Щедрина;

- исследовать драматургию Чехова.

Лучшие писатели, к числу которых, несомненно, относится и Антон Павлович Чехов, глубоко задумываются над судьбами людей. Исходя из этого "важнейшее значение в работе писателя имеет его позиция, его отношение к тому, о чём он пишет, к тем людям, о которых хочет рассказать". Это и определяет актуальность моей работы. Проследить за тем, как в сознании художника происходит формирование художественного образа, необычно интересно и увлекательно. Но проникнуть в творческую лабораторию любого писателя очень трудно, хотя и не безнадёжно. Кроме того, следует помнить о том, что разные художники слова "интерпретируют" жизненный материал по-разному, в зависимости от мировоззрения, собственного метода, писательской индивидуальности. А, сопоставляя разных литературных героев, мы всё-таки можем, пусть и в небольшой степени, лучше понять творчество писателя, его замысел. Это даёт возможность узнать, как рождается художественный образ. Знакомясь с творчеством Чехова и созданными великим писателем художественными образами, я попытаюсь решить цели и задачи, которые поставила перед собой. Я уже наметила пути исследования некоторых произведений Антона Павловича Чехова. Надеюсь, мне удастся понять глубину мысли и несомненный талант великого русского писателя, произведения которого стали бессмертными. Кроме того, в 2010 году отмечается 150-летие со дня рождения А.П.Чехова. Его имя и его произведения станут многим еще ближе и понятнее.

Глава 1

Антоша Чехонте и поздний Чехов

В рассказах Чехова нет

ничего такого, чего

не было бы в действительности.

М. Горький

Поэтика традиции. Чехов и Гоголь

В рассказах часто встречается это "но вдруг". Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!

В заключение всего вышеизложенного можно сказать, что Чехов стал продолжателем традиции Гоголя, но в то же время был яркой индивидуальностью. Чеховский неповторимый стиль в сочетании с традициями гоголевского текста сделали произведения Антона Павловича воистину незабываемыми.

Чехов и Салтыков-Щедрин

Разве здоровье не чудо? А сама жизнь? Что непонятно, то и есть чудо.

Чехов – драматург

Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом.

В заключение еще раз хочу сказать, что творчество Антона Павловича Чехова сложно и многогранно. Его произведения – это бессмертные творения, которые русский народ не должен забывать. Это стало бы преступлением перед прошлым и будущим поколением. Чехов стал продолжателем традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева и других классиков русской литературы XIX века, но в то же время был яркой индивидуальностью. Творчество этого великого писателя можно изучать бесконечно и все время делать для себя интереснейшие открытия. Творчество Чехова – это целый мир, постичь тайны которого довольно сложно, но необычайно интересно. Результатом моего исследования стал этот реферат, в котором я лишь частично раскрыла многогранность творчества Антона Павловича Чехова , сопоставив его с творчеством других писателей XIX века . В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа, поистине великий драматург – сатирик. Я давно знакома с его творчеством и давно уже поставила Антона Павловича Чехова в ряд своих любимых писателей, где есть А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Ф.М. Достоевский.
Все рассказы А.П. Чехова являются шедеврами. В них мы видим глубокий анализ действительности, данный в законченных художественных образах. Всю свою громадную писательскую энергию, весь свой талант А.П. Чехов отдал одному: чтобы человек в любых условиях оставался человеком. Моя работа может иметь и практическое применение: данный материал можно использовать на уроках литературы, проводя сопоставительный анализ произведений, а также_при_самообразовании.

Библиографический список использованной литературы

2) Традиции А.П. Чехова, — расширяют сценическое пространство. Внесценические персонажи, присутствие Истории и ее влияние — сценическое пространство расширяется до пределов картины жизни. музыкальность, мотивность, подтекст, неоднозначные персонажи, бессобытийность, глубокий психологизм, универсальность драмы, которая решается в рамках бытовой ситуации, чеховская концовка — неисчерпанность, открытость). Подтекст – в паузах, противоречии движения, мысли и высказывания

3) Процесс эпизации драмы. Элементы эпоса – притчи, сны героев, в расширенных ремарках ярко заявлен образ автора.

В каждом герое А. ищет целостность, прощение через приятие и понимание. суть видимо в глубоком психологизме и универсальности драмы, которая решается в рамках бытовой ситуации. Через частную бытовую общие философские проблемы (отцы и дети, проблема жизненного выбора, становление человека, тема одиночества).

Ситуация проведения интервью: рамки и схема проведения, типы вопросов

. проведения интервью важны следующие моменты: место проведения интервью, организация проведения интервью. 1. Место проведения интервью Особенности интервью по-разному проявляются в различных его организационных формах. Интервью . о ситуации на . и бытового обслуживания?" . интервью "третьего" лица (сослуживца, члена семьи, гостя, соседа)), как правило, оказывает влияние на психологический контекст интервью .

Еще чеховские черты:

-неисчерпаемость проблемы финалом пьесы ( чех. концовка)

Разрешение Арбузовым чеховских концовок.

Розов. Истоки традиций советской семейно-психологической, бытовой драмы, кот. отражает типические стороны нравственной жизни общества – в классчисекой драматургии (Чехов — кто бы мог подумать!).

-Сочетание элементов драмы и комедии, сложный эмоциональный сплав.

-психологизм в сочетании с водевильностью

-велика роль случая

-символы чеховские (палисадник)

Закадровые звуки (вой ветра, шаги) как у Чехова Мелодико-ассоциативный звуковой ряд (струна, ветер в Чайке).

Примеры похожих учебных работ

Театр подтекста в драматургии Ибсена и Чехова

. авторскими характеристиками". У Чехова подтекст компенсирует толщу авторского комментария, драматургическая условность у него максимально сближается с романной. [16, c.85] В отличие от пауз, чеховское молчание непроницаемо. Для .

. жизни. Чехова всегда интересовала человеческая глухота друг к другу. Персонажи его в пьесах лишены взаимопонимания. Это выражается в диалогах: герои слушают, но не слышат друг друга. В драмах Чехова .

Психологизм в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова

Глава I. Специфика драмы

. русскую жизнь конца XIX века. Прекрасно о значении творчества Чехова сказал М.Горький : «Когда умрет Чехов, . ­бражаемых событий и второстепенных персонажей вокруг главных действующих лиц. Сюжет драмы характеризуется напряженностью и стремительностью .

Читайте также: