Репрезентативность выборки это в социологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

ВЫБОРКИ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ - свойство выборки , заключающееся в ее способности адекватно представлять состояние дел в генеральной совокупности . В количественных исследованиях различают статистическое и нестатистическое обоснование репрезентативности.

Статистическое обоснование репрезентативности применяется к случайным (вероятностным, статистическим) выборкам - простым, стратифицированным, кластеризованным, многоступенчатым. Оно обеспечивается оцениванием случайной ошибки выборки для наиболее важных, с точки зрения целей исследования, переменных.

Нестатистическое обоснование репрезентативности применяется к целевым (квотным, "основного массива", "снежного кома" и т.п.) выборкам. Репрезентативность квотной выборки обычно обосновывается соответствия распределения выборки распределению генеральной совокупности по наиболее важным социально-демографическим показателям, таким как пол, возраст, образование и т.п., а также применением рандомизирующих процедур при отборе респондентов, таких как использование элементов маршрутной выборки, запрет на опрос родственников и знакомых и др. Для выборки, полученной методом "основного массива" или "снежного кома", обоснование репрезентативности строится на основе оценки неохваченной части генеральной совокупности - ее объема, а также существенности отличий от выборки исследования.

Выборки качественных исследований обосновываются теоретически и, в силу этого, часто называются теоретическими.

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко . 2003 .

Смотреть что такое "ВЫБОРКИ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ" в других словарях:

ВЫБОРКИ ДИЗАЙН — стратегия формирования выборочной совокупности , включающая определение генеральной совокупности , выборки основы , числа ступеней ( Выборка многоступенчатая), критериев расслоения и кластеризации на каждой ступени, методов отбора на каждой… … Социология: Энциклопедия

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ — (отфранц. representatif показательный, характерный), представительность, мера возможности восстановить, воспроизвести представление о целом по его части или мера возможности распространить представление о части на включающее эту часть… … Философская энциклопедия

Репрезентативность информации — [representativity of infor­mation] представительность информации, достаточная для обоснования решения, ради которого она собрана. Например, в выборочном методе статистики репрезентативность выборки. это соответствие характеристик выборки… … Экономико-математический словарь

репрезентативность информации — Представительность информации, достаточная для обоснования решения, ради которого она собрана. Например, в выборочном методе статистики репрезентативность выборки. это соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности.… … Справочник технического переводчика

Репрезентативность — (от франц. representatif представляющий что либо) важнейшее свойство той или иной выборки информации, состоящее в отражении (представлении) ею особенностей всей генеральной совокупности (напр., всей ценопопуляции). О репрезентативности выборки… … Экологический словарь

Репрезентативность — свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности. По английски: Representativeness Синонимы: Представительность См. также: Выборочные совокупности Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ — (от франц. representatif показательный) представительность выборки экономических показателей (чаще всего статистических), используемых для анализа экономических процессов и явлений. Репрезентативность зависит как от достоверности имеющихся… … Экономический словарь

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ — (от фр. representatif показательный) англ. representativeness; нем. Reprasen tativitat. 1. Представительность. 2. Показатель к. л. наблюдений в статистике и др. науках. 3. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной… … Энциклопедия социологии

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ — (от фр. rерresentatif показательный) представительность выборки статистических, экономических показателей, используемых для анализа политических и экономических процессов и явлений. Р. зависит как от достоверности имеющихся показателей, так и от… … Юридическая энциклопедия

Для ее решения следует исходить из генеральной совокупности, выборочной совокупности и репрезентативности.

Генеральная совокупность – вся совокупность единиц наблюдения, имеющая отношение к данной проблеме. Она бывает ограничена территорией, временем, отраслью или профессией, функциональными рамками.

Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, выступающая в качестве непосредственного объекта изучения по разработанной методике или программе отбора.

В социологии существуют различные методы, с помощью которых можно отобрать необходимые единицы опроса (людей) из генеральной совокупности. Но цель при этом одна: выборочная совокупность должна воспроизводить характеристики генеральной, т.е. быть репрезентативной (представительной).

Выборочная совокупность считается репрезентативной, если отклонение от генеральной совокупности не превышает 5%.

Иногда исследование может быть сплошным, т.е. опрашиваются все, кто входит в объект исследования. Это можно сделать в случае необходимого объема генеральной совокупности, желательно, чтобы количество опрошенных было не менее 100 человек. При сильной неоднородности генеральной совокупности также необходимо проведение сплошного исследования.

Общий принцип выборочного исследования – демократичность, т.е. равновероятность попадания каждой единицы генеральной совокупности в выборочную.

Выделяют следующие основные виды выборки: 1) простую случайную; 2) механическую; 3) гнездовую; 4) стратифицированную. Чем же они отличаются друг от друга?

Механическая выборка характеризуется отбором из генеральной совокупности каждого десятого или двадцатого человека (или с каким-то другим шагом). Наиболее точный и широко применяемый метод – отбор строго установленного процента (обычно 10%) всего объекта исследования (метод квотной выборки).

Гнездовая выборка состоит в отборе некоторых статистических групп (гнезда), таких как бригады, семьи, классы, студенческие группы и т.д., которые затем целиком или выборочно подвергаются обследованию.

Стратифицированная выборка отличается тем, что предварительно вся генеральная совокупность разбивается на некоторые страты (слои), а затем уже в них проводится простая случайная, или механическая выборка.

Остановимся на вопросе об объеме выборки. То, сколько человек будет охвачено обследованием, играет не последнюю роль. Объем выборки – это общее число единиц наблюдения, включенных в выборочную совокупность. Он прежде всего зависит: 1) от степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем менее объем выборки); 2) необходимой степени точности результатов; 3) числа признаков выборки.

Объем выборочной совокупности должен составлять не менее 5% объема генеральной совокупности. Желательно, чтобы количество опрошенных было не менее 100 человек. В то же время при больших объемах генеральной совокупности выборочная совокупность может составлять и менее 5% от объема генеральной совокупности.

Таким образом, если возникла потребность провести социологическое исследование, то прежде всего необходимо тщательно к нему подготовиться. Для этого следует уяснить, что конкретно нужно узнать; обобщить то, что уже известно по данному вопросу; определить то, что неизвестно, хорошо продумать всю организацию исследования. Разработка программы и составление выборки определяют весь ход проведения социологического исследования и его результаты.




Для ее решения следует исходить из генеральной совокупности, выборочной совокупности и репрезентативности.

Генеральная совокупность – вся совокупность единиц наблюдения, имеющая отношение к данной проблеме. Она бывает ограничена территорией, временем, отраслью или профессией, функциональными рамками.

Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, выступающая в качестве непосредственного объекта изучения по разработанной методике или программе отбора.

В социологии существуют различные методы, с помощью которых можно отобрать необходимые единицы опроса (людей) из генеральной совокупности. Но цель при этом одна: выборочная совокупность должна воспроизводить характеристики генеральной, т.е. быть репрезентативной (представительной).

Выборочная совокупность считается репрезентативной, если отклонение от генеральной совокупности не превышает 5%.

Иногда исследование может быть сплошным, т.е. опрашиваются все, кто входит в объект исследования. Это можно сделать в случае необходимого объема генеральной совокупности, желательно, чтобы количество опрошенных было не менее 100 человек. При сильной неоднородности генеральной совокупности также необходимо проведение сплошного исследования.

Общий принцип выборочного исследования – демократичность, т.е. равновероятность попадания каждой единицы генеральной совокупности в выборочную.

Выделяют следующие основные виды выборки: 1) простую случайную; 2) механическую; 3) гнездовую; 4) стратифицированную. Чем же они отличаются друг от друга?

Механическая выборка характеризуется отбором из генеральной совокупности каждого десятого или двадцатого человека (или с каким-то другим шагом). Наиболее точный и широко применяемый метод – отбор строго установленного процента (обычно 10%) всего объекта исследования (метод квотной выборки).

Гнездовая выборка состоит в отборе некоторых статистических групп (гнезда), таких как бригады, семьи, классы, студенческие группы и т.д., которые затем целиком или выборочно подвергаются обследованию.

Стратифицированная выборка отличается тем, что предварительно вся генеральная совокупность разбивается на некоторые страты (слои), а затем уже в них проводится простая случайная, или механическая выборка.

Остановимся на вопросе об объеме выборки. То, сколько человек будет охвачено обследованием, играет не последнюю роль. Объем выборки – это общее число единиц наблюдения, включенных в выборочную совокупность. Он прежде всего зависит: 1) от степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем менее объем выборки); 2) необходимой степени точности результатов; 3) числа признаков выборки.

Объем выборочной совокупности должен составлять не менее 5% объема генеральной совокупности. Желательно, чтобы количество опрошенных было не менее 100 человек. В то же время при больших объемах генеральной совокупности выборочная совокупность может составлять и менее 5% от объема генеральной совокупности.

Таким образом, если возникла потребность провести социологическое исследование, то прежде всего необходимо тщательно к нему подготовиться. Для этого следует уяснить, что конкретно нужно узнать; обобщить то, что уже известно по данному вопросу; определить то, что неизвестно, хорошо продумать всю организацию исследования. Разработка программы и составление выборки определяют весь ход проведения социологического исследования и его результаты.

Любой научный проект предполагает установление объекта и предмета, который конкретизирует: что именно намерен изучать автор, в каких пределах и на каком примере. При этом принято выделять лишь 1 объект в каждом исследовании.

Любой научный проект предполагает установление объекта и предмета, который конкретизирует: что именно намерен изучать автор, в каких пределах и на каком примере. При этом принято выделять лишь 1 объект в каждом исследовании.

В зависимости от области науки среди объектов исследования могут оказаться целые группы людей. Подобное встречается в психологических и социологических проектах, где автор изучает поведение или мнение конкретных лиц (в зависимости от выбранного признака классификации и пр.).

Варианты социологического исследования

Проведение социологического исследования

Как мы видим, объект исследования – един, а вот число испытуемых может разниться от 1 до нескольких тысяч. Сегодня мы расскажем об особенностях формирования выборки в социологической научной работе и раскроем понятие репрезентативности выборки.

Выборка в социологическом исследовании

Выборка в социологическом исследовании представляет собой конкретизацию респондентов согласно определенным признакам: пол, возраст, место работы или должность, образование, место проживания и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Репрезентативность в социологическом исследовании представляет собой способность полученных результатов отражать общие тенденции, возможность переносить полученный результат на более широкий круг лиц.

Репрезентативность в социологическом научном исследовании можно интерпретировать, как своеобразное качество выборки, которое позволяет получить результаты по отдельной группе лиц, но при этом итоги могут быть перенесены на все человечество (или более широкий круг лиц), подчеркивать тенденции в обществе.

В чем проявляется репрезентативность выборки в социологическом исследовании?

Эксперты полагают, что в социологии действует принцип: больше – лучше. Выборка в социологии считается репрезентативной, если количество испытуемых велико.

Понятие репрезентативности в социологии

Качественная и количественная репрезентативность

В социологическом научном изыскании невозможно повторить опрос или эксперимент и получить при этом один и тот же результат. Поэтому здесь целесообразно моментально фиксировать результат. Даже если задать один и тот же вопрос одному и тому же респонденту в разное время, то можно получить совершено разные ответы.

Поэтому в таких экспериментах точность и качество результатов берут числом испытуемых: чем объемнее выборка, тем лучше. Чем больше совпадений по одним и тем же заданиям, тем больше человек придерживаются данной позиции.

Замечали ли Вы, что в опросах ВЦИОМ принимает участие не 10,20 или 50 человек, а тысячи. Такой подход позволяет точно определить тенденции в обществе, настроение отдельных групп и пр.

Какие типы выборок выделяют в социологических исследованиях?

Исследователь должен определить цель социологического мероприятия, а также определить:

  • Кто выступает в качестве объекта исследования, какими характеристиками он должен обладать;
  • На какой территории будет проходить социологический опрос (определение территориальных границ)?
  • Объем выборки (оптимальное количество испытуемых);
  • Способ обработки полученных результатов, шкала оценки и пр.

Самыми распространенными типами выборок в социологических исследованиях выделяют:

Случайная предполагает, что в опросе принимает участие любой человек (независимо от возраста, социального статуса, образования и пр.). Важно отметить, что случайные выборки всегда является репрезентативными и отражают мнение общества в целом.

Данная выборка предполагает распределение респондентов по группам согласно заявленному единому признаку (например, по месту проживания, региону, конкретной организации и ее филиалам и пр.). Здесь важно изначально определить количество групп и количество участников в каждой из них. Лучше всего придерживаться принципа равномерности, чтобы в каждой группе было одно и то же число испытуемых.

Данный способ подбора испытуемых предполагает, что из одного общего списка (генеральной совокупности) с определенным интервалом будут избраны отдельные лица (например, каждый пятый человек).

Данный способ заключается в том, что каждый респондент делится контактами своего окружения, которые автоматически попадут в число испытуемых.

Такой способ предполагает целенаправленный подбор респондентов согласно конкретным параметрам (квотам). В числе наиболее распространенных квот выделяют пол, возраст, образование и пр.

Каждый исследователь самостоятельно определяет оптимальный объем выборки и требования к испытуемым, исходя из задач социологического исследования, при этом важно, чтобы выборка была репрезентативной.

Понятие репрезентативности в социологическом исследовании

Репрезентативностью называется способность выборочной совокупности максимально точно отображать характеристики генеральной совокупности.

Другими словами, репрезентативность – это качество выборки. Выборка может быть репрезентативной или нерепрезентативной. Если в социологическом исследовании применялась большая группа людей, то выборка будет репрезентативной.

Выборка – это отобранное определенное количество элементов генеральной совокупности. Репрезентативная выборка характерна тем, что все элементы генеральной совокупности представлены в той же пропорции.

Репрезентативность выборки социологического исследования определяется двумя случайными компонентами: ошибками, которые были допущены при регистрации и случайными ошибками.

Например: если объект социологического исследования сложный и имеет несколько элементов, то потребуется большее количество интервьюеров. Не всегда все интервьюеры имеют хорошую квалификацию, что может привести к ошибкам при регистрации. В отличие от этого, проведение выборочного исследования интервьюерами, которые более подготовлены и проинструктированы, ведёт к уменьшению количества ошибок, то есть к случайным ошибкам.

Построение выборки сводится к трём основным проблемам:

  • определить объем выборки (то есть построить определенную процедуру, для того чтобы выборка была репрезентативной);
  • определить объём выборки (количество, которое нужно опросить);
  • оценка качества выборки (анализ точности результатов).

Готовые работы на аналогичную тему

Важно помнить, что показатели выборки и генеральной совокупности не должны превышать 5%. Если такая пропорция нарушается, то выводы такого социологического исследования не будут соответствовать действительности.

Типы выборок

Выборки делятся на: случайные и целенаправленные.

Случайная выборка является наиболее точной и репрезентативной. Суть данной выборки в том, что благодаря случайному отбору, все единицы генеральной совокупности имеют одинаковые шансы попасть в выборочную совокупность. Такой вид выборки обычно используется перед выборами, референдумами и другими массовыми мероприятиями. Помимо того, что данная выборка даёт нам точность, она имеет сложности в применении. Для того, чтобы провести случайною выборку, социолог должен иметь список элементов генеральной совокупности, что не всегда даётся легко. Случайный отбор требует большого объема выборки для получения точных результатов.

Разновидностями случайной выборки бывают серийная, районированная, механическая и другие.

  • Серийная или гнездовая выборка имеет вид серий. Заключается в отборе отдельных элементов (семья, группа, школа, коллектив и т.д.), которые подвергаются сплошному исследованию.
  • Районированную выборку используют в тех случаях, когда весь массив данных нужно разбить на однородные части. Такими частями могут выступать районы города.
  • Принцип механической выборки заключается в том, что все элементы генеральной совокупности относят в один список и с него через равные интегралы отбирают необходимое количество респондентов. Механическая выборка имеет соотношение генеральной совокупности к выборочной. Например: Если генеральная совокупность 2000 человек, а выборочная 200, то это значит, что с общего списка отбирается каждый десятый.

Целенаправленная выборка – это вид выборки, где отбор осуществляется по критериям доступности, типичности, равенства и т.д. Целенаправленная выборка делится на стихийную, метод снежного кома и квотную.

Не подошло решение или нужна уникальная работа, оставляй бесплатную заявку и получай расчет на почту!

1. Выборочный метод в социологических исследованиях

1.1 Зачем нужна выборка

1.2 Основные понятия и типы выборочного метода. Репрезентативность

2. Планирование и проведение выборки

2.1 План выборочного наблюдения

2.2 Проведение выборочного наблюдения

Список использованных источников

1. Выборочный метод в социологических исследованиях

Большинство социологических исследований носит не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным.

Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, чем сплошное исследование, хотя требует более изощренной методики и техники.

1.1 Зачем нужна выборка

1.2 Основные понятия и типы выборочного метода. Репрезентативность

При построении социологической выборки используется множество специальных терминов, в том числе два важнейших – генеральная и выборочная совокупности.

Совокупность, из которой отбираются варианты для совместного изучения, называется генеральной, а отобранная из генеральной совокупности часть ее членов носит название выборки, или выборочной совокупности.

Выборкой называется совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению. Выборка как способ или процесс действия – это отбор объектов генеральной совокупности в выборочную. Выборка должна наилучшим образом репрезентировать объект исследования (генеральную совокупность).

Генеральная совокупность- это множество элементов, которые являются объектом данного исследования. Так, если объектом изучения выступает трудоспособное население страны, то генеральная совокупность представляет собой всех женщин в возрасте 16-54 лет и мужчин в возрасте 16-59 лет. Примерами генеральных совокупностей являются также все жители Москвы (10,6 млн. человек по данным переписи 2002 года), мужчины-москвичи (4,9 млн. человек по данным переписи 2002 года) и т.д.

Выборочная совокупность- уменьшенная модель генеральной совокупности. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает. В выборку, или выборочную совокупность, входят только те, кого социолог намеревается непосредственно опросить. Так, например, предметом его исследования выступает экономическая активность пенсионеров. Все пенсионеры – пожилые люди в возрасте старше 55 (женщины) и 60 (мужчины) лет – будут составлять генеральную совокупность. По специальным формулам социолог рассчитал, что ему достаточно опросить 2,5 тыс. пенсионеров. Это и станет его выборочной совокупностью Социология.

Репрезентативная выборка- это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена данная выборка, представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в этой генеральной совокупности. Таким образом, если 50% всех законодательных органов штатов собираются лишь раз в два года, приблизительно половина состава репрезентативной выборки законодательных органов штатов должна быть такого типа. Если 30% избирателей Пенсильвании принадлежат к “синим воротничкам”, около 30% репрезентативной выборки для этих избирателей (а не 100%, как в приведенном выше примере) должны быть из числа “синих воротничков”. И если 2% всех студентов колледжей являются спортсменами, приблизительно та же самая часть репрезентативной выборки студентов колледжей должна приходиться на спортсменов. Иными словами, репрезентативная выборка представляет собой микрокосм, меньшую по размеру, но точную модель генеральной совокупности, которую она должна отражать.

Репрезентативность обеспечивается двумя классами достаточно строго формализованных процедур: 1) дизайном выборки (стратегией и процедурами ее формирования), который определяется характеристиками генеральной совокупности и целями исследования; 2) расчетом ее минимального объема, который при выбранном дизайне способен обеспечить приемлемую точность результатов.

Как только социолог определился с тем, кого он хочет опросить, он определил основу выборки. После чего решается вопрос о типе выборки.

Метод выборки – способ построения того типа выборки, название которого этот метод носит, например метод вероятностной выборки. В социологии методом называют основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

Случайная (вероятностная) выборка- это выборка, для которой каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным. Это позволяет исследователю рассчитать, насколько правильно выборка отражает генеральную совокупность, из которой она выделена (спроектирована). Такую выборку иногда называют еще случайной. С помощью случайной выборки строится подавляющее большинство телефонных опросов и опросов на основе избирательных списков. Для построения такой выборки необходимо иметь полный список всех элементов генеральной совокупности.

Вероятностные методы включают:

1) Случайная выборка (простой случайный отбор)

Такая выборка предполагает однородность генеральной совокупности, одинаковую вероятность доступности всех элементов, наличие полного списка всех элементов. При отборе элементов, как правило, используется таблица случайных чисел.

2) Механическая (систематическая) выборка – разновидность случайной выборки, упорядоченная по какому-либо признаку (алфавитный порядок, номер телефона, дата рождения и т.д.). Первый элемент отбирается случайно, затем, с шагом `n’ отбирается каждый `k’-ый элемент. Размер генеральной совокупности, при этом – N=n*k

3) Стратифицированная (районированная) применяется в случае неоднородности генеральной совокупности. Генеральная совокупность разбивается на группы (страты). В каждой страте отбор осуществляется случайным или механическим образом.

4) Серийная (гнездовая или кластерная) выборка

При серийной выборке единицами отбора выступают не сами объекты, а группы (кластеры или гнёзда). Группы отбираются случайным образом. Объекты внутри групп обследуются сплошняком.

Отбор в такой выборке осуществляется не по принципам случайности, а по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д.

1) Квотная выборка

Изначально выделяется некоторое количество групп объектов (например, мужчины в возрасте 20-30 лет, 31-45 лет и 46-60 лет; лица с доходом до 30 тысяч рублей, с доходом от 30 до 60 тысяч рублей и с доходом свыше 60 тысяч рублей). Для каждой группы задается количество объектов, которые должны быть обследованы. Количество объектов, которые должны попасть в каждую из групп, задается, чаще всего, либо пропорционально заранее известной доле группы в генеральной совокупности, либо одинаковым для каждой группы. Внутри групп объекты отбираются произвольно. Квотные выборки используются в маркетинговых исследованиях достаточно часто.

2) Метод снежного кома

Выборка строится следующим образом: у каждого респондента, начиная с первого, просятся контакты его друзей, коллег, знакомых, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. Таким образом, за исключением первого шага, выборка формируется с участием самих объектов исследования. Метод часто применяется, когда необходимо найти и опросить труднодоступные группы респондентов (например, респондентов, имеющих высокий доход, респондентов, принадлежащих к одной профессиональной группе, респондентов, имеющих какие-либо схожие хобби/увлечения и т.д.).

3) Стихийная выборка

Опрашиваются наиболее доступные респонденты. Типичные примеры стихийных выборок – опросы в газетах/журналах, анкеты, отданные респондентам на самозаполнение, большинство интернет-опросов. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – активностью респондентов.

4) Выборка типичных случаев

Отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие средним (типичным) значением признака. При этом возникает проблема выбора признака и определения его типичного значения.

Показано, что в той степени, в какой выборка является репрезентативной, выводы, основанные на изучении этой выборки, можно без всяких опасений считать применимыми к исходной совокупности.

При сравнении типов выборки можно сказать, что по содержательным критериям невероятностная выборка не хуже вероятностной, а может быть, и лучше. Ее недостатки: невозможность установить степень репрезентативности и более высокая стоимость (с точки зрения затрат она обычно превосходит вероятностную на несколько порядков). Но есть и преимущества – более глубокое, качественное и всестороннее раскрытие предмета по сравнению с вероятностной.

2. Планирование и проведение выборки

Составление выборки – процесс выбора единиц (людей, организаций и т.п.) из интересующей социолога генеральной совокупности с таким условием, чтобы, проведя свое исследование, ученый мог обобщить полученные результаты снова на всю генеральную совокупность, из которой осуществлялась выборка.

2.1 План выборочного наблюдения

Процесс составления плана выборочного наблюдения состоит из четырёх этапов.

1. Определение изучаемой совокупности

Составление плана выборочного наблюдения начинается с определения изучаемой совокупности, т. е. совокупности элементов или объектов, обладающих информацией, которую желает получить исследователь, и о которой нужно сделать заключение. Изучаемая совокупность должна быть точно определена иначе исследование будет в лучшем случае не эффективно, а в худшем – послужит основой для неправильных выводов.

2. Определение основы выборочного метода

Основа выборочного наблюдения представляет собой элементы, из которых состоит изучаемая совокупность. Обычно это перечень инструкций или список элементов для определения изучаемой совокупности. Примерами основы выборочного наблюдения могут служить телефонные справочники, справочники ассоциаций, содержащие перечень компаний, занятых в данной отрасли.

Зачастую можно составить перечень элементов совокупности, допустив ошибки, выявить и устранить которые возможно, по меньшей мере, тремя способами: 1) пересмотр основы выборки. Если в этом качестве использовался телефонный справочник, совокупность семей можно пересмотреть после проверки достоверности информации, приведенной в телефонном справочнике данного района; 2) устранение ошибки основы выборки после тщательного отбора респондентов на этапе сбора данных с целью исключения неподходящих элементов; 3) откорректировать собранные данные с помощью системы весовых коэффициентов.

3. Определение метода проведения отбора элементов связан с принятием некоторых сопутствующих решений. Исследователь должен сделать выбор между байесовым и традиционным подходом к отбору, повторной и бесповторной выборкой, а также вероятностным и детерминированным выборочным методом.

Баейсов подход – метод отбора элементов, в соответствии с которым элементы выбираются последовательно; собирается детальная информация о параметрах совокупности, полученная в результате предыдущих исследований, а также о затратах и возможных последствиях, связанных с принятием неправильных решений.

При повторной выборке исследователь выбирает элемент из основы выборки и получает необходимую информацию. Затем элемент возвращают в основу выборки; элемент можно неоднократно включать в выборку. При бесповторной выборке элемент генеральной совокупности, выбранные для включения в выборку, удаляется из основы выборки и, следовательно, не может использоваться вновь.

4. Определение объема выборки

Объем выборки – количество элементов совокупности, которые нужно изучить.

Объем выборки определяется четырьмя факторами. Первый – число групп и подгрупп, анализ которых следует провести. Второй – ценность информации, которую должно предоставить исследование, и требуемая точность результатов. Третий фактор – стоимость выборки: следует провести анализ затрат и выгод. Если стоимость выборки низка, оправдано формирование большей по объему выборки. Четвертый фактор – разброс значений совокупности. Если все члены совокупности придерживаются единого мнения, вполне достаточно выборки из одного человека. По мере возрастания разброса мнения должен увеличиваться и объем выборки.

Для расчета объема выборки можно использовать следующую формулу:

где – объем выборки

А – предельная ошибка выборки

t? – число, определяемое по специальной таблице, учитывающей доверительный интервал и предельную ошибку.

2.2 Проведение выборочного наблюдения

Для успешного проведения выборочного наблюдения необходимо досконально определить его план с точки зрения совокупности, инструментария, единиц, метода осуществления и объема выборки. Если единицами выборки являются семьи (домохозяйства), необходимо сформулировать рабочее понятие семьи. Следует описать процедуры для случаев, когда в квартире никто не живет, и в случае повторных звонков респондентам, которых не было дома. Каждое решение, предусмотренное планом выборочного наблюдения, должно подкрепляться соответствующей детальной информацией.

Пример: выборочное наблюдение для Министерства туризма

Цель телефонного опроса, проводимого для Министерства туризма штата Флорида, – это изучение поведения жителей штата, находящихся в туристических поездках. Семьи стратифицировали по месту по месту проживания на северный, центральный и южный район Флориды. Для отбора этих семей использовали случайный компьютерный набор телефонных номеров. Из каждой семьи выбирались кандидаты, соответствующие четырем критериям: 1) возраст 25 лет или старше; 2) проживает во Флориде как минимум 7 месяцев в году; 3) прожил во Флориде, по меньшей мере, два года; 4) получал водительские права во Флориде.

Для отбора одного респондента из каждой семьи воспользовались методом случайных чисел, чтобы получить представительную выборку из индивидуумов, отвечающих заданным критериям. Перечислены все члены семьи, соответствующие четырем критериям, из них выбран тот, кто следующим отпразднует свой день рождение. Для установления контакта с этим человеком потребовался ряд повторных звонков. Определены следующие этапы формирования плана выборочного наблюдения:

1. Изучаемая совокупность: совершеннолетие, отвечающее четырем критериям (элемент совокупности) в семье с работающим телефоном (единица выборки) в штате Флорида (территория) в период проведения опроса (время).

2. Основа выборки: компьютерная программа, случайным образом генерирующая номера телефонов.

3. Единица выборки: номера работающих телефонов.

4. Метод проведения выборочного наблюдения: стратифицированная выборка. Изучаемую совокупность распределили по географическому признаку на три района Флориды: северный, центральный и южный.

5. Объем выборки: 868.

6. Осуществление: поделить выборку на слои; воспользоваться компьютером для произвольного набора телефонных номеров; перечислить всех членов семьи, соответствующих четырем критериям; выбрать одного члена семьи методом следующего дня рождения.

Составление выборки – сложная процедура, включающая множество действий и этапов, на каждом из которых социолог может допустить ошибку. Ранняя ошибка порождает последующие, нарастает снежный ком искаженной информации, который способен парализовать исследование или свести его ценность к нулю. Именно поэтому важным является умение преодолевать все эти трудности, неожиданности и неприятности.

Можно сделать вывод, что правильно произведенная выборка довольно хорошо представляет или репрезентирует структуру и состояние генеральной совокупности. Однако полного совпадения выборочных данных с данными обработки генеральной совокупности, как правило, не бывает. В этом и заключается недостаток выборочного метода, на фоне которого видны преимущества сплошного описания генеральной совокупности. Ввиду неполного отображения выборкой статистических характеристик генеральной совокупности перед исследователем возникает важная задача: во-первых, учитывать и соблюдать те условия, при которых выборка наилучшим образом репрезентирует генеральную совокупность, а во-вторых, в каждом конкретном случае устанавливать, с какой уверенностью можно перенести результаты выборочного наблюдения на всю генеральную совокупность, из которой выборка взята.

Показаны этапы планирования и проведения выборки, их сложность и правильная реализация.

выборка респондент статистический

Список использованных источников

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 84-85.

2. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2003. – С. 735-736.

Читайте также: