Репин вклад в культуру россии кратко
Обновлено: 02.07.2024
Илья Репин. Автопортрет. 1878.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Почти четыре года Илья проработал в артели художников, где занимался писанием икон и реставрацией старинных иконостасов, но он мечтал о большем. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник направился в Петербург, но поступить в Академию художеств ему не удалось, поскольку он не знал основ классического рисунка. Тогда Репин решил поступить в частную рисовальную школу, где преподавал Крамской. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости, и с тех пор началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина.
— А! Это бурлаки бечевой тянут барку; браво, какие типы! Вот увидишь, сейчас подойдут поближе, стоит взглянуть.
Приблизились. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные? У одного разорванная штанина по земле волочится, и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие — не узнать розового ситца, висящие на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья! Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара… Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди выбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели… Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ.
— Вот невероятная картина! — кричу я Савицкому.— Никто не поверит! Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например, буксирными пароходами?
— Да, такие голоса уже раздавались,— Савицкий был умница и практически знал жизнь.— Но буксиры дороги; а главное, эти самые вьючные бурлаки и нагрузят барку, они же и разгрузят ее на месте, куда везут кладь. Поди-ка там поищи рабочих-крючников! Чего бы это стоило!
И эскиз, и картина были написаны. Картина потрясла всех – и друзей, и недругов художника. Но для этого Репину потребовались несколько лет напряженного труда, две поездки на Волгу, повседневное общение и дружба с героями будущей картины, работа над этюдами, долгие часы в мастерской. Первое впечатление от увиденной на Неве сцены не потускнело, но замысел картины со временем менялся. Исчез прямолинейный, лобовой контраст бурлаков и нарядных барышень; сцена была перенесена на Волгу, под летнее небо, затянутое легкими облаками, на песчаную отмель, раскаленную палящим солнцем. На втором плане справа была изображена тяжело груженная барка с фигуркой хозяина или приказчика на борту, а через всю картину, справа налево, шла ватага бурлаков, натужно, из последних сил тянущих судно. Желтый янтарь песка, глубокая синь воды, простор неба — и бурлацкая ватага в серых, грязных, рваных лохмотьях, насквозь пропитанных соленым потом, в прогнивших онучах или развалившихся лаптях. Небо, вода, песок — и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте, был виден дымок парохода).
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
В мае 1873 года Репин уехал за границу как пенсионер Академии художеств. Он поехал вместе с женой и маленьким ребенком, своей первой дочерью Верой. Женился Репин в феврале 1872 года, и его избранницей стала Вера Алексеевна Шевцова.
Илья Репин. Портрет В.А.Репиной, жены художника. 1876. Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
Илья Репин. Летний пейзаж
(Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве).
1879. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – Отдел личных коллекций.
Илья Репин. Нищая (Девочка-рыбачка). Вёль. 1874.
Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева
Илья Репин. Не ждали. 1884-1888.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Художник не был революционером в жизни, с народниками его объединяла ненависть к деспотизму, самодержавию, официально-казенной церкви, однако программу и методы их борьбы он не разделял. Он не принадлежал к какой-либо одной партии, его значение как крупнейшего русского художника было иным. Борьба революционеров с царизмом явилась выражением лучших качеств русского народа и его национального характера, и потому Репин не мог пройти мимо нее, поэтому он написал свои картины, ставшие его творческим и гражданским подвигом.
Илья Репин. Портрет композитора М.П.Мусоргского. 1881. Холст, масло. 71,8 x 58,5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Илье Репину привелось увидеть Мусоргского в последний раз в начале поста. Он сам приехал сюда из Москвы для передвижной выставки, Мусоргского он застал уже в Николаевском военном госпитале. По всем признакам, Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека; ясно было, что они уже более никогда не увидятся. И вот счастье поблагоприятствовало портрету: в начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, когда он посвежел, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных произведениях. В это время и увиделся с Мусоргским Репин. Вдобавок ко всему стояла чудесная погода, и большая, с высокими окнами комната, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. Репин писал портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта; после того уже начался последний, смертельный период болезни великого композитора. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта, и он кое-как примостился у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Он его представил в халате с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головою, что-то глубоко обдумывающим. Сходство черт лица и выражение были поразительны. Из всех знавших Мусоргского не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета — так он был жизнен, так похож, так верно и просто передавал всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского.
Даже если бы Репин оставил после себя только портреты, то и тогда ему было бы отведено одно из ведущих мест в русской живописи. И дело не только в их количестве и даже не в том, что в совокупности своей они составили блистательную, не имеющую прецедентов галерею крупнейших деятелей России и русской культуры, науки, общественной мысли.
Илья Репин. Портрет писателя И.С.Тургенева. 1874.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Жанр реалистического живописного портрета, органически соединяющего образное обобщение и типизацию с индивидуально-конкретной характеристикой, обрел в лице Репина талантливейшего мастера. Казалось, он всю жизнь провел в состоянии увлеченной влюбленности в человека и, движимый ею, искал и находил в каждой модели неповторимо-индивидуальное своеобразие, бесконечное богатство психологии, характера, внутреннего мира. Поэтому ни один его портрет не повторял другого, а система выразительных средств — от композиции до энергии и направления мазка — обнаруживала по отношению к портретируемому удивительную гибкость и пластичность. Более того, можно сказать, что все творчество Репина в известном смысле было основано на искусстве портрета и все его картины из настоящего и прошлого России — это групповые портреты.
Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581. 1885.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Илья Репин. Запорожцы пишут ответ султану Мохаммеду IV. 1880-1891.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Илья Репин. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман-Северовой.
1905 год: Илья Репин и Наталья Нордман-Северова в “Пенатах” с гостями — Максимом Горьким и его возлюбленной, актрисой Марией Андреевой. © AD.
Илья Репин вернулся в Пенаты накануне своего 70-летия. После ранней кончины жены он прожил шестнадцать лет, окруженный друзьями, почитателями, к нему переехали дочери. После вторичной женитьбы отца отношения с детьми приобрели явно скандальный характер. Постоянное требование денег с их стороны стало нормой отношения к отцу. Репин до конца своих лет нес груз обязанностей по содержанию не только взрослых детей, но и об их домочадцах, забота о внуках также была возложена на его плечи. Ради удовлетворения материальных запросов многочисленных членов семьи, художник отстранялся от своих больших художественных замыслов и вынужденно брал заказы на портреты.
Николай Пирогов, Владимир Стасов, Максим Горький и Илья Репин, 1905 год
Столовая. На стене — портреты жены художника и его дочерей, Веры и Нади, а также постоянных гостей “Пенатов”, в том числе поэта Корнейчука (Корнея Чуковского). Здесь хозяева обедали только по средам (в остальные дни — обедали в столовой малой). © AD
Прощание Пушкина с морем
Текст подготовила Татьяна Халина
Илья Репин. Садко.
1876. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Илья Ефимович Репин (Ilya Yefimovich Repin; родился 24 июля 1844 года — умер 29 сентября 1930 года) был великим русским художником-реалистом XIX столетия, мастером исторической и жанровой живописи, выдающимся портретистом, глубоким психологом и человеком, неравнодушным к судьбе России. Илья Репин обладал удивительным талантом превращать бытовые сцены в эпические, видеть в частном — общее, историческое, философское. Ещё одним даром живописца было умение показать героев с глубокой индивидуальностью. Картины Репина — вершина реалистического стиля, но в творчестве мастера было место и яркой художественной фантазии, которая позволяла ему создавать красочные срезы исторических эпох.
Илья Репин оставил потомкам свыше пятисот произведений (включая рисунки, наброски, эскизы). Практически все его значимые произведения находятся в крупных музеях, включая Третьяковскую галерею, Государственный русский музей в Санкт-Петербурге, Метрополитен-музей в США.
Биография Ильи Репина
В 1863 году Репин приехал в Санкт-Петербург, но в Академию его не приняли: недоставало мастерства. Молодой человек начал учиться в вечерней рисовальной школе, и через некоторое время добился права посещать Академию как вольнослушатель. Это были годы, полные лишений: начинающий живописец жил в мансарде, сильно экономил, подрабатывал.
Самым выдающимся учеником мастера был Валентин Серов, которого Репин подготовил к поступлению в Академию. В отрочестве Серов жил в доме Ильи Репина и практически входил в его семейный круг.
После Октябрьской революции живописец оказался за пределами новой, социалистической России — в финской Куоккале. Несмотря на предложения советского правительства вернуться в СССР, он так и не решился на этот шаг.
29 сентября 1930 года жизненный путь художника завершился. В 1948 году Куоккала, вошедшая по итогам Второй мировой войны в состав СССР, была переименована в Репино.
Самые известные картины Ильи Репина
Картины Ильи Репина входят в золотой фонд русского искусства. Многие работы художника стали хрестоматийными:
Творчество мастера всецело поддерживал великий русский меценат — Павел Третьяков, приобретая его шедевры для своей галереи. Он сумел разглядеть великий талант. В наши дни шанс инвестировать средства в вечные ценности предоставляет коллекционерам сайт Very Important Lot, где не только проводятся аукционы антиквариата, но и выставляются работы современных художников. Вы можете недорого купить картину современного автора, тем самым поддержав его творчество и пополнив свою личную коллекцию перспективным произведением искусства.
Илья Ефимович Репин (1844–1930 гг.) – величайший русский художник, профессор, а потом и академик русской Академии художеств, создатель русского реализма в живописи, педагог, который был наставником для таких художников, как Б. Кустодиев, И. Грабарь, И. Куликов, В. Серов. Биография Репина уникальна. Он прожил долгую и насыщенную событиями жизнь.
Происхождение и образование
Первый большой успех
Поездка за границу и жизнь в Москве
Жизнь в Санкт-Петербурге
Семья
Овдовев в 1914 году, Репин больше не женился.
Художник скончался в 1930 году в Пенатах. Похоронен там же. До конца жизни он сохранял ясность ума и старался работать.
Он перевернул флаг России на барже в картине "Бурлаки на Волге". Может, ошибся, а может, предчувствовал революцию.
Пушкин внёс неоценимый вклад в развитие русской поэзии. Этот поэт известен и далеко за пределами нашей страны. Возможно, если спросить каждого человека в России, с чем у него ассоциируется его отечество, он незамедлительно назовёт имя великого Александра Сергеевича.
В свою очередь, Ломоносов сделал невероятный вклад в развитие русской науки и образовательных институтов по всей стране. Ломоносов был очень трудолюбив и сделал в клад в развитие следующих наук: физика, химия, естествознание, география и многих других.
Читайте также: