Репин вклад в культуру россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Илья Репин. Автопортрет. 1878.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Почти четыре года Илья проработал в артели художников, где занимался писанием икон и реставрацией старинных иконостасов, но он мечтал о большем. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник направился в Петербург, но поступить в Академию художеств ему не удалось, поскольку он не знал основ классического рисунка. Тогда Репин решил поступить в частную рисовальную школу, где преподавал Крамской. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости, и с тех пор началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина.

— А! Это бурлаки бечевой тянут барку; браво, какие типы! Вот увидишь, сейчас подойдут поближе, стоит взглянуть.

Приблизились. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные? У одного разорванная штанина по земле волочится, и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие — не узнать розового ситца, висящие на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья! Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара… Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди выбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели… Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ.

— Вот невероятная картина! — кричу я Савицкому.— Никто не поверит! Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например, буксирными пароходами?

— Да, такие голоса уже раздавались,— Савицкий был умница и практически знал жизнь.— Но буксиры дороги; а главное, эти самые вьючные бурлаки и нагрузят барку, они же и разгрузят ее на месте, куда везут кладь. Поди-ка там поищи рабочих-крючников! Чего бы это стоило!

И эскиз, и картина были написаны. Картина потрясла всех – и друзей, и недругов художника. Но для этого Репину потребовались несколько лет напряженного труда, две поездки на Волгу, повседневное общение и дружба с героями будущей картины, работа над этюдами, долгие часы в мастерской. Первое впечатление от увиденной на Неве сцены не потускнело, но замысел картины со временем менялся. Исчез прямолинейный, лобовой контраст бурлаков и нарядных барышень; сцена была перенесена на Волгу, под летнее небо, затянутое легкими облаками, на песчаную отмель, раскаленную палящим солнцем. На втором плане справа была изображена тяжело груженная барка с фигуркой хозяина или приказчика на борту, а через всю картину, справа налево, шла ватага бурлаков, натужно, из последних сил тянущих судно. Желтый янтарь песка, глубокая синь воды, простор неба — и бурлацкая ватага в серых, грязных, рваных лохмотьях, насквозь пропитанных соленым потом, в прогнивших онучах или развалившихся лаптях. Небо, вода, песок — и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте, был виден дымок парохода).

2601-7

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

В мае 1873 года Репин уехал за границу как пенсионер Академии художеств. Он поехал вместе с женой и маленьким ребенком, своей первой дочерью Верой. Женился Репин в феврале 1872 года, и его избранницей стала Вера Алексеевна Шевцова.

Илья Репин. Портрет В.А.Репиной, жены художника. 1876. Холст, масло. 59 x 49. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Илья Репин. Портрет В.А.Репиной, жены художника. 1876. Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.

Илья Репин. Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). 1879. Холст, масло. 38 x 61. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина - Отдел личных коллекций.

Илья Репин. Летний пейзаж
(Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве).
1879. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – Отдел личных коллекций.

2601-1

Илья Репин. Нищая (Девочка-рыбачка). Вёль. 1874.
Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Илья Репин. Не ждали. 1884-1888. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Илья Репин. Не ждали. 1884-1888.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Художник не был революционером в жизни, с народниками его объединяла ненависть к деспотизму, самодержавию, официально-казенной церкви, однако программу и методы их борьбы он не разделял. Он не принадлежал к какой-либо одной партии, его значение как крупнейшего русского художника было иным. Борьба революционеров с царизмом явилась выражением лучших качеств русского народа и его национального характера, и потому Репин не мог пройти мимо нее, поэтому он написал свои картины, ставшие его творческим и гражданским подвигом.

2601-6

Илья Репин. Портрет композитора М.П.Мусоргского. 1881. Холст, масло. 71,8 x 58,5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Илье Репину привелось увидеть Мусоргского в последний раз в начале поста. Он сам приехал сюда из Москвы для передвижной выставки, Мусоргского он застал уже в Николаевском военном госпитале. По всем признакам, Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека; ясно было, что они уже более никогда не увидятся. И вот счастье поблагоприятствовало портрету: в начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, когда он посвежел, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных произведениях. В это время и увиделся с Мусоргским Репин. Вдобавок ко всему стояла чудесная погода, и большая, с высокими окнами комната, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. Репин писал портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта; после того уже начался последний, смертельный период болезни великого композитора. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта, и он кое-как примостился у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Он его представил в халате с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головою, что-то глубоко обдумывающим. Сходство черт лица и выражение были поразительны. Из всех знавших Мусоргского не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета — так он был жизнен, так похож, так верно и просто передавал всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского.

Даже если бы Репин оставил после себя только портреты, то и тогда ему было бы отведено одно из ведущих мест в русской живописи. И дело не только в их количестве и даже не в том, что в совокупности своей они составили блистательную, не имеющую прецедентов галерею крупнейших деятелей России и русской культуры, науки, общественной мысли.

Илья Репин. Портрет писателя И.С.Тургенева. 1874. Холст, масло. 116,5 x 89. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Илья Репин. Портрет писателя И.С.Тургенева. 1874.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Жанр реалистического живописного портрета, органически соединяющего образное обобщение и типизацию с индивидуально-конкретной характеристикой, обрел в лице Репина талантливейшего мастера. Казалось, он всю жизнь провел в состоянии увлеченной влюбленности в человека и, движимый ею, искал и находил в каждой модели неповторимо-индивидуальное своеобразие, бесконечное богатство психологии, характера, внутреннего мира. Поэтому ни один его портрет не повторял другого, а система выразительных средств — от композиции до энергии и направления мазка — обнаруживала по отношению к портретируемому удивительную гибкость и пластичность. Более того, можно сказать, что все творчество Репина в известном смысле было основано на искусстве портрета и все его картины из настоящего и прошлого России — это групповые портреты.

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581. 1885. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581. 1885.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Илья Репин. Запорожцы пишут ответ султану Мохаммеду IV. 1880-1891. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Илья Репин. Запорожцы пишут ответ султану Мохаммеду IV. 1880-1891.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

2601-2

Илья Репин. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман-Северовой.

Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман-Северовой.

1905 го­д: Илья Ре­пин и На­та­лья Нордман-Се­ве­ро­ва в “Пе­на­тах” с гос­тя­ми — Мак­си­мом Горь­ким и его воз­люб­лен­ной, ак­т­ри­сой Мари­ей Ан­д­ре­е­вой. © AD.

1905 год: Илья Репин и Наталья Нордман-Северова в “Пенатах” с гостями — Максимом Горьким и его возлюбленной, актрисой Марией Андреевой. © AD.

Илья Репин вернулся в Пенаты накануне своего 70-летия. После ранней кончины жены он прожил шестнадцать лет, окруженный друзьями, почитателями, к нему переехали дочери. После вторичной женитьбы отца отношения с детьми приобрели явно скандальный характер. Постоянное требование денег с их стороны стало нормой отношения к отцу. Репин до конца своих лет нес груз обязанностей по содержанию не только взрослых детей, но и об их домочадцах, забота о внуках также была возложена на его плечи. Ради удовлетворения материальных запросов многочисленных членов семьи, художник отстранялся от своих больших художественных замыслов и вынужденно брал заказы на портреты.

Николай Пирогов, Владимир Стасов, Максим Горький и Илья Репин, 1905 год

Николай Пирогов, Владимир Стасов, Максим Горький и Илья Репин, 1905 год

Сто­ло­вая. На сте­не — пор­т­ре­ты же­ны ху­дож­ни­ка и его до­че­рей, Веры и На­ди, а также по­сто­ян­ных гос­тей “Пе­натов”, в том чис­ле по­эта Кор­ней­чу­ка (Кор­нея Чу­ков­ско­го). Здесь хозяева обедали только по средам (в остальные дни — обедали в столовой малой). © AD

Сто­ло­вая. На сте­не — пор­т­ре­ты же­ны ху­дож­ни­ка и его до­че­рей, Веры и На­ди, а также по­сто­ян­ных гос­тей “Пе­натов”, в том чис­ле по­эта Кор­ней­чу­ка (Кор­нея Чу­ков­ско­го). Здесь хозяева обедали только по средам (в остальные дни — обедали в столовой малой). © AD

Прощание Пушкина с морем

Прощание Пушкина с морем

Текст подготовила Татьяна Халина

Илья Репин. Садко. 1876. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Илья Репин. Садко.
1876. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Илья Ефимович Репин (Ilya Yefimovich Repin; родился 24 июля 1844 года — умер 29 сентября 1930 года) был великим русским художником-реалистом XIX столетия, мастером исторической и жанровой живописи, выдающимся портретистом, глубоким психологом и человеком, неравнодушным к судьбе России. Илья Репин обладал удивительным талантом превращать бытовые сцены в эпические, видеть в частном — общее, историческое, философское. Ещё одним даром живописца было умение показать героев с глубокой индивидуальностью. Картины Репина — вершина реалистического стиля, но в творчестве мастера было место и яркой художественной фантазии, которая позволяла ему создавать красочные срезы исторических эпох.

Илья Репин оставил потомкам свыше пятисот произведений (включая рисунки, наброски, эскизы). Практически все его значимые произведения находятся в крупных музеях, включая Третьяковскую галерею, Государственный русский музей в Санкт-Петербурге, Метрополитен-музей в США.

Биография Ильи Репина

В 1863 году Репин приехал в Санкт-Петербург, но в Академию его не приняли: недоставало мастерства. Молодой человек начал учиться в вечерней рисовальной школе, и через некоторое время добился права посещать Академию как вольнослушатель. Это были годы, полные лишений: начинающий живописец жил в мансарде, сильно экономил, подрабатывал.

Самым выдающимся учеником мастера был Валентин Серов, которого Репин подготовил к поступлению в Академию. В отрочестве Серов жил в доме Ильи Репина и практически входил в его семейный круг.

После Октябрьской революции живописец оказался за пределами новой, социалистической России — в финской Куоккале. Несмотря на предложения советского правительства вернуться в СССР, он так и не решился на этот шаг.

29 сентября 1930 года жизненный путь художника завершился. В 1948 году Куоккала, вошедшая по итогам Второй мировой войны в состав СССР, была переименована в Репино.

Самые известные картины Ильи Репина

Картины Ильи Репина входят в золотой фонд русского искусства. Многие работы художника стали хрестоматийными:

Творчество мастера всецело поддерживал великий русский меценат — Павел Третьяков, приобретая его шедевры для своей галереи. Он сумел разглядеть великий талант. В наши дни шанс инвестировать средства в вечные ценности предоставляет коллекционерам сайт Very Important Lot, где не только проводятся аукционы антиквариата, но и выставляются работы современных художников. Вы можете недорого купить картину современного автора, тем самым поддержав его творчество и пополнив свою личную коллекцию перспективным произведением искусства.

Илья Ефимович Репин (1844–1930 гг.) – величайший русский художник, профессор, а потом и академик русской Академии художеств, создатель русского реализма в живописи, педагог, который был наставником для таких художников, как Б. Кустодиев, И. Грабарь, И. Куликов, В. Серов. Биография Репина уникальна. Он прожил долгую и насыщенную событиями жизнь.


Происхождение и образование

Первый большой успех

Поездка за границу и жизнь в Москве

Жизнь в Санкт-Петербурге

Семья

Овдовев в 1914 году, Репин больше не женился.

Художник скончался в 1930 году в Пенатах. Похоронен там же. До конца жизни он сохранял ясность ума и старался работать.

Он перевернул флаг России на барже в картине "Бурлаки на Волге". Может, ошибся, а может, предчувствовал революцию.

Пушкин внёс неоценимый вклад в развитие русской поэзии. Этот поэт известен и далеко за пределами нашей страны. Возможно, если спросить каждого человека в России, с чем у него ассоциируется его отечество, он незамедлительно назовёт имя великого Александра Сергеевича.

В свою очередь, Ломоносов сделал невероятный вклад в развитие русской науки и образовательных институтов по всей стране. Ломоносов был очень трудолюбив и сделал в клад в развитие следующих наук: физика, химия, естествознание, география и многих других.

Читайте также: