Духовное красноречие это кратко

Обновлено: 05.07.2024

2. Ораторская речь.

3. Роды и виды ораторской речи.

5. Список литературы.

Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

Классическая риторика создала идеальный образ оратора. Для разных эпох он видоизменялся: для древних греков это — философ, учитель (как Сократ); для римлян — трибун, политик (как Цицерон);

в эпоху Средневековья — богослов; позднее — еще и красноречивый адвокат, способный вызвать сочувствие у суровых судей; ученый, выступающий с блестящими лекциями. И только докладчика, читающего текст выступления по бумажке и навязывающего аудитории директивы, утвержденные в высших инстанциях, мы не можем назвать оратором. (Голуб И. Б., Неклюдов В. Д. Русская риторика и культура речи: учеб. Пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. — М. : Логос, 2011. —

328 с. — (Новая университетская библиотека). – с. 40)

Демократия предполагает открытость, гласность, широкие ответственные дискуссии, публичные выступления, которые играют огромную роль в возможности высказывания самых разных точек зрения, в оздоровлении общественной атмосферы в умножении духовного богатства жизни, в объединении всех прогрессивных сил общества. Одна из главных особенностей демократии – возможность убеждать правдивым, свободным словом. Это требует от выступающего в разнообразных аудиториях, порой весьма сложных, высокого мастерства, основанного на хорошем знании материала и активном владении действительной речью – оружием оратора. Это требует колоссальной ответственности за сказанное слово и предельной взыскательности своей речи.

Русские ораторы вписали яркие страницы в историю мирового красноречия. Блестящие речи политических деятелей и деятелей культуры прошлого и настоящего, многочисленные выдающиеся работы по теории красноречия – наше наследие, наше национальное богатство, достижение нашей цивилизации. Мы должны изучать это богатство и активно овладевать им. Д. С. Лихачев справедливо заметил, что ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего, нашими боевыми соратниками, в произведениях гуманистических, человеческих в высшем смысле этого слова культура не знает старения, мы открываем новое в старом. Лучшие произведения ораторского искусства продолжают участвовать в жизни человека, их продолжают читать, они воздействуют на нас.

Речь оратора передает его личность, его индивидуальность, его духовность, его связь с политической и культурной жизнью народа. Всесторонний анализ речей ярких ораторов показывает нам глубину и оригинальность из идей. Многообразие жанров и тематики, которая отражает круг их интересов, логику развития их мысли, языковые и композиционные особенности их выступлений.

Сейчас многие выступают с речами и докладами, читают лекции, проводят беседы. Речевая активность людей значительно возросла. И это радует. Но для повышения мастерства, конечно, необходимо изучать теорию ораторского искусства, глубоко анализировать речи выдающихся ораторов, переносить теоретические знания в собственную практику.

2. Ораторская речь.

Современная русская риторика дает такое определение: ораторская речь — это подготовленное речевое произведение, имеющее стройную композицию, завершенное в смысловом отношении, отличающееся определенным отбором языковых средств с целью воздействия на аудиторию.

Конечно, прежде всего, следует отметить, что ораторская речь – речь подготовленная. Скорее искусство, чем наука. Речь не способна производить сильное впечатление, не затрагивая чувства человека. Такая речь будет действовать только на способность логического восприятия и оценки явлений.

Чем выше умение использования обеих форм человеческого мышления: логической и образной, тем выше мастерство публичной речи. Оратор должен быть убежден в той идее, с которой он выступает перед аудиторией, должен быть хорошим актером. Готовясь к выступлению первое, что он должен сделать – определить свою основную задачу и средства, которые помогут ее осуществить. После разработки задач надо создать образ, в котором оратор предстанет перед аудиторией: манеры говорить, жесты, мимику, характер. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее.

К выступлению перед любой аудиторией оратор должен подготовиться.

Процесс подготовки можно разделить на два этапа. 1 этап можно назвать временем замысла, его вынашивания, продумывания идеи и темы, а так же конкретного содержания предстоящего выступления, его конспектирования. 2 этап - это уже реальное воплощение замысла и темы ораторской речи - ее публичное исполнение. Как на первом, так и на втором этапах оратор полностью самостоятелен, и его труд составляет совокупность обоих этапов. Материал для выступления необходимо подбирать, исходя из общего образовательного уровня аудитории, возраста слушателей и места проведения выступления. Неверно думать, что интересной может быть речь, содержащая только новые для аудитории сведения. Такую речь люди слушать не будут - при всем желании просто не смогут. Необходимо, чтобы новое перемежалось и сочеталось с уже известным, а трудное с легким. Трудно удерживать внимание слушателей дольше, чем на три четверти часа. Называют и еще одну временную величину - 5-10 минут - естественный период, в течение которого человек может слушать не отвлекаясь.

Одним из важнейших условий ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда будет бледна и скучна, а главное — не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Также и речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она просто быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, тогда эта речь запомнится надолго. Всегда краски и образы привносят живую струю в речь. Тогда на слушателей производится более сильное впечатление.

3. Роды и виды ораторской речи.

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков, авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие – обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.

В современной практике публичного общения выделяют следующие виды красноречия : социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Вид красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуационно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.

К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируются положение в стране, события в мире, основная их цель – дать слушателям конкретную информацию. В этих публичных выступлениях содержатся факты политического, экономического характера, оцениваются текущие события, даются рекомендации, делается отчет о проделанной работе. Эти речи могут быть посвящены актуальным проблемам или могут носить призывной, разъяснительный, программно-теоретический характер. Выбор и использование языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки выступления.

Политическое красноречие в России в целом было развито слабо. Лишь военное ораторское искусство достигло сравнительно высокого уровня. Не раз обращался к воинам Петр I.

В начале XIX в. развернулась кипучая деятельность революционных ораторов. Они в основном выступали на митингах. Эти ораторы несли в массы новые идеи, о жизни и светлом будущем. К первым годам установления советской власти относятся выступления таких сложившихся еще до революции ораторов, как Н. И. Бухарин, Г. Е. Зиновьев, С. М. Киров, А. М. Коллонтай, В. И. Ленин, А. В. Луначарский, Л. Д. Троцкий, Г. В. Чичерин и другие.

Стремительно развивается парламентское красноречие и сегодня. В нем отражается столкновение различных точек зрения, проявляется дискуссионная направленность речи.

В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. с пробуждение общественно-политического сознания. Университетские кафедры становятся трибуной для передовой мысли. Ведь в 40-60 г. г. на многие из них пришли работать молодые ученые, воспитанные на прогрессивных европейских идеях. Можно назвать таких ученых XIX-XX в. в., как Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, Н. И. Вавилов – прекрасных лекторов, которые завораживали аудиторию.

Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в. после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Судебный процесс – это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель данного процесса – вынести законный и обоснованный приговор, чтобы каждый совершивший преступление был, подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден. Достижению этой цели способствуют обвинительная и защитительная речи.

Судебные речи талантливых русских юристов дореволюционного периода С. А. Андреевского. А. Ф. Кони, В. Д. Спасович, К. К. Арсеньева, А. И. Урусова, Н. И. Холева, Н. П. Карабчевского, Ф. Н. Плевако с полным правом называют образцами судебного красноречия.

Разумеется, в судебных речах подробно анализируются фактический материал, данные судебной экспертизы, все доводы за и против, показания свидетелей и т. д. Выяснить, доказать, убедить – вот три взаимосвязанные цели, определяющие содержание судебного красноречия.

К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь, посвященная ушедшему из жизни.

Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное. Для него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам и сравнениям.

Духовное (церковно-богословское) красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово, которую произносят с церковного алевона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

После того как князь Владимир Святославович в 988 году крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран, главным образом Византии, создания оригинальных памятников искусства.

Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие дидактическое, или учительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, сребролюбие, гордыня, пьянство. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство национального самосознания. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.

Как видим, основу речей любого рода составляют, общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет специфические, языковые черты, которые образуют микросистему с одинаковой стилистической окраской.

Форма выражения в ораторской речи может не отрабатываться с той степенью полноты и тщательности, как это бывает в речи письменной. Но нельзя согласиться и с тем, что ораторская речь спонтанна. Ораторы готовятся к выступлению, хотя и в разной степени. Это зависит от их опыта, мастерства, квалификации и, наконец, от темы выступления и ситуации, в которой произносится речь. Одно дело – речь на ферме или конференции, а другое – на митинге: разные формы речи, разное время произнесение, разная аудитория.

Ораторская речь – речь подготовленная. И готовится она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи.

Стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связаны с той или иной сферой и условиями человеческой деятельности. Они отличаются системой языковых средств. Именно эти средства образуют определенную стилевую окраску, отличающую данный стиль от всех других.

Художественно-беллетристический стиль имеет функцию воздействия и эстетическую; в нем наиболее полно и ярко отражается литературный и, шире, общенародный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь явлением искусства, средством создания художественной образности.

Разговорный стиль обслуживает сферу бытовых и профессиональных (но только неподготовленных, неофициальных) отношений. Основная его функция – общение; проявляется в устной форме; имеет две разновидности: литературно-разговорную и обиходно-бытовую речь.

Использование стилистических элементов зависит от вида, темы и целей речи.

Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно, но важно помнить, что хорошее заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации, а, плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.

По классической схеме ораторского искусства :

1. Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.

2. Кратко повторяет основные мысли своей речи.

3. Призывает публику к конкретным действиям по реализации своей идеи.

4. Еще раз на наивысшем эмоциональном накале кратко (возможно использовать шутку, цитату, афоризм) излагает главную идею выступления.

Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но в принципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед этим пару слов и подведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так – то просто будет забыть.

5. Список литературы.

Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. – М., 2012 г.

Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи. – Ростов – на – Дону, 2004 г.

Волков. А. А. Курс современной риторики – М., 2001г.

Апресян Г. З. Ораторское искусство, – М., 1978г.

Аннушкин. В. А. Первая русская риторика – М., 1999г.

Аристотель. Античные риторики, - М., 1978г

Ли Кокка. Карьера менеджера. – Москва: Прогресс, 1993 354 с.

Д. Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, перевод с английского. Общ. Ред. и предисл. Зинченко В. П. и Жукова Ю. М. : Прогресс, 1994 – 704 с.

Памятка для родителей о приучении ребенка к дисциплине Памятка для родителей о приучении ребёнка к дисциплине * Ограничения (требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

имеет в России давние традиции. Особенностью духовного красноречия в России является осмысление истории, элемент воспитания, обращение к внутреннему миру человека. Духовное красноречие изучает специальная наука - гомилетика.

Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие дидактическое, или учительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, сребролюбие, гордыня, пьянство. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство национального самосознания. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.

Богословско-церковное красноречие также одно из древних, имеющее

немалый опыт воздействия на массы. Мы говорим по преимуществу о

христианской религии и особенно таких наиболее влиятельных

разновидностях как православие и католицизм.

Основным видом богословско-церковного красноречия является проповедь,

ее черта – морально-этическая назидательность. Ритор не видит нужды в том,

чтобы аргументировать и точно доказать свои мысли. Он говорит «словом

Следует отметить, что церковные служители небезразличны к коренным

переменам происходящим в обществе. В своей проповеднической деятельности

церковь уже не представляет человека ничтожным, а, напротив, старается как-

то возвысить его. Не отрицая земных радостей и даже ратуя за мир на земле,

взоры верующих. Обратимся к такому виду богословского красноречия, как

преподавание в духовных семинариях и академиях, как речь на соборах,

посвященных различным теологическим проблемам, толкованию тех или иных

канонов, апостольских посланий и т. д. В них можно усмотреть и правила

формальной логики, и чувство звучащего слова, и элементы ораторского

искусства в духе современности. Но теперь все это не замкнуто в церковной

как особый вид ораторского искусства, ведет свое происхождение из красноречия античного, так как среди первых христианских проповедников апостольского периода были лица, прошедшие систематическую школу у греческих и латинских риторов. Распространяя новую религию среди культурных язычников, требовавших от всякого оратора уменья применять к своим речам правила античного красноречия, первые представители церковно-общественной проповеди должны были пользоваться теми же приемами ораторского искусства, которые были выработаны в лучшие периоды классических литератур. Мы знаем, напр., что ап. Павел произнес несколько речей в Афинах пред стоическими и эпикурейскими философами. С другой стороны, в основу Ц. красноречия вошли восточные элементы; это были те черты глоссолалии, дидаскалии и профитии, которые характеризуют первобытную бессознательно-экстатическую проповедь первых веков (см. Проповедь). На этих двух основах — классической и иудейской — и развивались последующие школы Ц. красноречия. Поэтому до самого конца XVII в. законы Ц. красноречия входили в состав школьной риторики, ведавшей, главным образом, внешние стороны проповедей, рекомендовавшей компилятивный способ их составления с указанием источников и т. д. Такой порядок мы находим и в католическом, и в русском Ц. красноречии: образцами для известного труда Иоанникия Голятовского "Наука албо способ зложения Катания" (Львов, 1655) и разных руководств по Ц. красноречию, бывших в употреблении в Киевской духовной академии — вроде "Orator" (1688), "Concha" (1698), "Arbor Tulliana" (1685), "De arte Rhetorica" Феофана Прокоповича и других, — служили аналогичные руководства: Raymondi Lullii, "Орега еа, quae ad inventam a Lullio artem universalem pertinent" (1607); Cypriani Soari, "De arta Rhetorica" (1636); Thomae Aquinati, "Summa Theologicci" (Парма, 1652) и т. д. См. М. Безобразова, "O великой науке Раймунда Люллия" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1896, стр. 389 — 399); Н. И. Петров, "Киевская Академия во второй половине XVII века" (Киев, 1895); В. Ф. Певницкий, "Средневековые гомилетики" (Киев, 1895). Только в конце ΧVII в. западные и русские проповедники начинают делать различие между Ц. красноречием и светским. В 1681 г. появилось руководство Cansini, "De eloquentia sacra et humana", а в начале XVIII в. преподаватель риторики в Заиконоспасской академии (1709 — 1715), Иоаким Богомоловский, получивший образование в польских и немецких школах, составил руководство по гомилетике, где впервые русское Ц. красноречие строго отделялось от светского. Правда, Феофан Прокопович еще в 1706 г. говорил, что сознание превосходства Ц. красноречия перед светским должно выражаться в скромности, осмотрительности и набожности проповедника, в том, чтобы он "не как трибун всходил на кафедру, а как смиренный служитель Евангелия" ("De arte Rhetorica", cap. IX). Но Иоаким Богомоловский пошел еще дальше и учил, что характерные черты, отличающие Ц. красноречие от других видов ораторства, вытекают из самого существа христианской проповеди, в силу которого она является не только ораторским словом, но и выполнением религиозного служения, возложенного Спасителем на апостолов и их преемников. Проповедник должен не только учить добру. но и трогать сердца людей, будить в них добрые чувства и такие образом вести их к добродетели, к вечному спасению (см. Д. Савицкий, "Русский гомилетик начала XVIII в. Иоаким Богомоловский", Киев, 1902, гл. IV). Конечно, все эти правила, которые были формулированы в руководствах только в позднее время, на практике существовали гораздо раньше. Христианская проповедь II и III вв. являла уже некоторые специально ей присущие черты, отличавшие ее от красноречия светского. Такого характера были никоторые слова и беседы Климента, еписк. римского, Климента Александрийского, Тертуллиана, Илария, Оригена, Ипполита, Дионисия, Мефодия Тирского, Киприана, Арнобия, Лактанция и др. (см. Н. Барсов, "История первобытной христианской проповеди до IV в.", СПб., 1885, стр. 158 — 186, 229 — 369). В IV в. Ц. красноречие достигает блестящего своего периода: Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий оставили неподражаемые образцы проповедей, в которых христианские черты — убедительная величавость и высокая мощь новой религии — гармонируют с ясностью выражений и высокохудожественным стилем языческих ораторов. Отец Василия Великого был ритор; кроме того, будущий проповедник слушал многих учителей красноречия в "обители наук" IV в., Афинах, изучая философию, диалектику, астрономию и медицину. Тем не менее, друг его, Ливаний, находил в проповедях Василия Великого новый, именно христианский элемент, которого не было в красноречии языческом: своим искусством составления бесед, по словам Ливания, Василий Великий доказал, что "напрасно превозносится Платонова мудрость и Демосфенова стремительность". Как и ораторство греко-римское, Ц. красноречие давало образцы двух родов красноречия: genus deliberativum — учительное, или совещательное, и genus demonstrativum — торжественное, или панегирическое; область первого — ум и воля, второго — чувство и воображение. Если первое можно сравнить с прозой, то второе является истинной поэзией, с присущими ей драмой и лирикой (митроп. Антоний, "Из истории христиан. проповеди", СПб., 1895, стр. 309; Н. Барсов, "Очерки из истории христианской проповеди. Вып. 3. Представители ораторски-практического типа проповеди в IV в. на Востоке", Харьков, 1895). После IV в. начинается падение Ц. красноречия (см. К. Dietrich, "Geschichte der byzantinischen und neugriechischen Literatur", Лпц., 1902, введ. и гл. 1).

Произведения русского Ц. красноречия древнего периода, вместе с историей всей Ц. письменности, были внесены в курс литературы впервые проф. С. Шевыревым, "История русской словесности преимущественно древней" (М., 1846, т. I, 1859, ч. III, 1860, ч. IV). Принципы и памятники Ц. красноречия в России до XVII века разработаны довольно хорошо в специальных и общих курсах истории русской литературы. Н. К. Никольский обратил внимание на то, что к этому периоду обыкновенно механически присоединяется история светской литературы XVIII и XIX вв., а духовная литература совсем выбрасывается, между тем как русское Ц, красноречие продолжало развиваться и позже (см. "Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности", СПб., 1902, стр. 2). Такой странный порядок давал повод думать, что вся духовная литература послереформенного периода не имела преемственной связи с общими течениями русской письменности XI — XVII вв. Поэтому у нас очень мало известны представители Ц. красноречия XVIII — XIX вв., несмотря на ближайшую их связь с церковными проповедниками предшествующего времени. Историю Ц. красноречия последних трех веков разделяют на следующие периоды: 1) юго-западная схоластическая школа, к которой тесно примыкает северно-русская, вдохнувшая жизнь во внешние приемы киевских ученых проповедников. Представители ее — Стефаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, автор "Статира", Димитрий Ростовский, Стефан Яворский. Последний раньше всех согласовал проповедь с жизнью общества и отражал умственное, нравственное и религиозное брожение своего времени. Отчасти он примыкает ко 2) эпохе публицистического направления Ц. красноречия. Петр Вел. желал при содействии Ц. красноречия примирить народ со своими нововведениями. Явился Феофан Прокопович († 1736), обновивший русскую проповедь. См. А. Архангельский, "Духовное образование и духовная литература при Петре Вел." (Казань, 1883); 3) придворная проповедь Елисаветинского и отчасти следующих царствований. Ц. красноречие этого направления служило целям правительства. Представители его: Димитрий Сеченов, митр. новгородский, Симон, еписк. псковский, Амвросий Юшкевич, архиеп. новгородский, Кирилл Флоринский (ректор Моск. дух. акад.), Гедеон Криновский, еписк. псковский, Евстафий Могилянский, протоиерей Леванда, Георгий Конисский, архиеп. белорусский, Тихон, еписк. воронежский († 1783), ректор Казанской семинарии Константин Борковский, Иоасаф, еписк. нижегородский и др.; 4.) нравственно-практическое направление Ц. красноречия второй половины XVIII в. С одной стороны, проповедь делается простой, безыскусственной и переносится в село, для чего синодом издан "Сборник поучений различных авторов на весь год" (1775); с другой — отражает в себе борьбу официальной части русского общества с неверием, французским материализмом, вольнодумством и масонством, в противовес которым проповедь старается уяснить нравственный идеал человека. Представители этого направления: Платон, митр. московский, прозванный вторым Златоустом и моск. апостолом (см. А. Надеждин, "Митрополит московский Платон Левшин, как проповедник", Казань, 1883), Михаил, митрополит с.-петербургский, архим. Макарий, первый начальник Алтайской миссии, проф. Я. Амфитеатров, Анастасий Братановский, архиеп. могилевский и астраханский, переводивший проповеди с французского и обличавший современные нравы; 5) эпоха созерцательно-богословского направления в Ц. красноречии, с конца XVIII и до середины XIX в. Проповедь направлена на вразумление высшего общества, жившего рассудочной жизнью, и проповедники впервые решаются смотреть на духовные вопросы "очами здравого рассудка". Представители этого направления: Феофан Русанов, экзарх Грузии, и два замечательных оратора: Филарет, митр. московский, оставивший до 450 пространных речей, и Иннокентий, архиеп. херсонский. По отзывам современников, "Иннокентий желал затронуть чувство слушателей, а Филарет действовал преимущественно на разум"; 6) жизненно-практическое направление. Содержание речей захватывает общественно-жизненные вопросы и переходит из богословской области в личную и домашнюю жизнь. Представители: Парфений, архиеп. иркутский, Григорий, митр. с.-петербургский, Иоанн, еписк. смоленский, С. Д. Вертоградов, протоиерей Путятин (см. В. Классовский, "Состав, формы и разряд словесных произведений", СПб., 1876), прот. А. Белоцветов, прот. В. Нордов, Димитрий, архиеп. херсонский, Никанор, архиеп. херсонский, прот. В. Сперанский, Феофан, еп. тамбовский, Макарий, митр. московский, Леонтий, митроп. московский, Амвросий, архиеп. харьковский, прот. Иоанн Сергиев Кронштадтский, свящ. Д. Бережков, свящ. Вл. Соколов, прот. М. Павловский, свящ. Григорий Петров и др.

Литература. "Русское проповедничество. Исторический его обзор и взгляд на современное его направление" (СПб., 1871); "Исторический очерк русского проповедничества" (т. I, СПб., 1878); П. Заведеев, "История русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени" (Тула, 1879); Н. Катаев, "Очерк истории русской церковной, проповеди" (изд. 2, Одесса, 1883); П. Савлучинский, "Русская духовная литература первой половины XVIII в. и ее отношение к современности, 1700 — 62 гг." (Казань, 1878); Филарет, "Обзор духовной литературы" (изд. 3, в 2 томах); С. Булгаков, "Образцы святоотеческой и русской проповеди" (Харьков, 1887; продолжение не выходило); Я. Зарницкий, "Сборник проповеднических образцов" (СПб., 1889); "Проповеди. Приложение к "Руководству для сельских пастырей" (Киев, 1877 — 1892); "С церковного амвона. Сборник образцовых проповедей" (М., 1890); "Троицкие листки. Духовно-нравствен. чтение для народа", отд. выпуски, под ред. архим. Никона; проф. А. Говоров, "Основной принцип Ц. проповеди и вытекающие из него предмет и задачи Ц. красноречия" (речь, Казань, 1895).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Роды красноречия

Способность грамотно и красиво говорить начала цениться еще с древних времен, и по сей день не теряет своей актуальности, а даже наоборот, искусство красноречия развивается наряду с современным миром. Навыки владения риторикой зародились во времена Древней Греции, с тех пор ораторское дело совершенствовалось, ведь со временем появлялись новые сферы коммуникации и, соответственно, рождались новые разновидности речей. В статье подробнее о них.

Роды красноречия, и какие виды к ним относятся

Все виды и роды красноречия можно разделить на две формы: диалогическую и монологическую. Диалог – это общение между собой двух и личностей, а монолог – это вещание одного человека, рассчитанное на множество слушателей, которые не вступают в общение с оратором. Большинством ученых выделено 5 основных родов красноречия:

  1. Социал-политическое. .
  2. Судебное.
  3. Социал-бытовое.
  4. Церковно-богословское.

Далее немного подробнее о них и их видах.

Роды красноречия

Социал-политическое красноречие

Один из самых древних родов ораторского искусства. Берет свое начало из античности, яркими представителями этой разновидности риторики того времени являются Сократ и Цицерон. Их политические речи до сих пор изучают на лекциях в высших учебных заведениях. В настоящее время социально-политическое красноречие встречаются на заседаниях правительства, общественных митингах, собраниях и советах местного самоуправления.

Этот большой род красноречия включает в себя такие виды, как:

  • Отчётные доклады собраний.
  • Доклады на политико-экономические и социально-политические тематики.
  • Политические и дипломатические речи.
  • Агитационная и митинговая речи.

Академическое красноречие

Этот жанр искусства грамотного слога, как ясно из названия, относится к научной тематике. Особое внимание уделяется глубокой аргументации, высоко логической культуре, сухому изложению темы с употреблением большого количества терминологии. Этот блок риторики разделён на три подвида:

  1. Академический. Включает в себя разного рода научные доклады, рефераты и другие информационные обзоры.
  2. Вузовский. Сюда относятся лекции преподавателей учебных заведений.
  3. Школьный. Разговоры с учениками и объяснение темы урока, в щадящей форме, понятной для школьников.

Академическое

Судебное красноречие

Это тоже один из древнейших крупных родов красноречия в риторике. Зародился и активно использовался ещё в Древней Греции, в наших краях начал развиваться с появлением судебной практики. Судебное красноречие характеризуется тем, что при составлении речи употребляются четкие выражения цели, без расплывчатости.

Присутствует умение воспользоваться навыками психологии и знания художественной литературы, ведь в судебном зале идёт упор на воздействие на заседателей. Это может быть как один человек, так и небольшая группа людей. Среди разновидностей выделяют следующие:

  • Обвинительные речи прокуроров или других уполномоченных лиц.
  • Защитное слово адвоката или другие формы оправдательных речей.
  • Монолог в защиту самого себя.

Социал-бытовое красноречие

Эта разновидность включает общение, связанное с социально-бытовыми ситуациями. Несет в себе отражение общественных коммуникаций, воплощает древние народные обычаи и традиции. Выражением этого рода ораторского искусства считается:

  1. Всевозможные застольные речи, так называемые тосты. Стоит отметить, что это проявления древнейшей языковой культуры, которые сохранились до наших дней и передаются следующему поколению.
  2. Слово, связанное, например, с вручением награды, поздравлениями с юбилеем, или же просто выражением похвалы собеседнику.
  3. Еще одной вековой традицией являются речи об усопшем.

Богословско-церковное красноречие

Здесь и так ясно, что свое начало этот род красивого слога берет из глубокой древности. Основой этого направления является проповедь, она пропитана верованиями в воплощение светлой и абсолютной истины. Однако стоит заметить, что церковные речи не лишают слушателей возможности задуматься над смыслом жизни. Проповеди устроены так, чтобы они могли влиять не на интеллект прихожан, а именно на их чувства и эмоциональные переживания.

Богословско-церковное

Как освоить ораторское искусство?

  • Полезно будет быть осведомленным, какая категория людей составляет основную массу аудитории, перед которой необходимо выступить. Зная, кто будет слушать речь, легче мысленно настроить направление слов. Например, задействовать молодежный сленг во время научного доклада будет уместно только в том случае, когда основная масса сидящих в зале – это молодые люди, не сильно разбирающиеся в науке. Люди с ученой степенью вряд ли положительно отреагируют на такой поступок.
  • Научиться импровизации. Это очень ценное умение, но бывает, что во время монолога волнение берет верх, и навыки импровизации играют с человеком злую шутку. Есть риск попасть в неловкое положение прямо на сцене. Чтобы этого избежать, рекомендуется составить схему своего выступления. Стоит обратить внимание, что имеется в виду не текст речи, а именно пошаговые этапы своего доклада. Составить план выступления – когда нужно сделать упор на основные моменты, выделить ключевые слова, вступить в диалог со слушателями. Наглядные материалы в виде схем, таблиц и графиков также положительно повлияют на выступление. И еще один совет – не забыть в конце своей речи повторить аудитории основную идею.
  • Очень длинное публичное выступление тяжело высидеть даже самому заинтересованному слушателю. Одной из тонкостей ораторского искусства является способность быть лаконичным, использовать короткие и понятные фразы, без ненужных и общих рассуждений.

Необходимо запомнить, что красноречием называют не только способность выражать мысли, но и умение грамотно и доступно делать это для публики, которая выступает слушателем. Нужно суметь развить в себе способность с помощью искусства речи заразить своей идеей другого человека, или даже группу людей, научиться влиять на их эмоции и разум.

Помощниками в этом деле выступают чёткий и звонкий голос и не зажатая мимика – с таким арсеналом шансы заинтересовать массы людей увеличиваются в несколько раз. Не стоит бояться осваивать это искусство – обладание грамотной речью всегда было и будет залогом воспитания, уважения и образованности.

Читайте также: