Репин садко описание картины кратко

Обновлено: 11.05.2024

Слева в лучах яркого подводного света проходит целая вереница невест. Девушки одеты в роскошные наряды и головные уборы, на шеях красавиц блестят жемчужные ожерелья.

Но Садко смотрит вовсе не на невест, а куда-то вверх. Там в простом синем сарафане стоит прекрасная девушка Чернавушка, в которую влюблён герой.

Помимо людей, на картине мы также можем увидеть морских обитателей: рыб, кальмара, медузу, морскую звезду и других. Рядом с Садко растут высокие тёмные водоросли.

Вариант 2 - Подробно

17 предложений/ 215 слов

На полотне изображён герой одноимённой былины новгородский купец Садко. Оказавшись в гостях у морского царя, мужчина настолько очаровал его своей искусной игрой на гуслях, что тот предложил музыканту взять в жёны любую из своих дочерей. Именно момент выбора Садко себе невесты лёг в основу сюжета картины.

На переднем плане слева мы видим целую вереницу невест. Те девушки, что стоят ближе всего к купцу, кажутся освящёнными ярким светом. Безусловно, все они красавицы.

Сам же герой стоит справа от невест. Он облачён в дорогой бордовый кафтан с золотой вышивкой, поверх которого накинут чёрный полушубок. На голове мужчины такая же бордовая шапка с меховой оторочкой.

Но взгляд купца направлен вовсе не на дочерей морского царя, а куда-то вверх. Посмотрев туда, мы можем увидеть темноволосую девушку в простой светлой рубахе и синем сарафане. Она не участвует в параде невест, лишь, скромно повернувшись к зрителю спиной, тайком смотрит на Садко. Имя девушки Чернавушка. Впоследствии герой женится на ней, что спасёт ему жизнь.

Удивительно детально на полотне прописаны не только люди, но и морские обитатели. Мы можем видеть несколько рыб, кальмара и медузу. На песке под ногами садко лежат морские звёзды и раковины. Здесь же растут тёмно-зелёные водоросли.

Особое внимание художник уделил созданию эффекта нахождения героев под водой, сделав их силуэты несколько размытыми. Прописывая фон картины, Репин использовал множество оттенков: от светло зелёного и оливкового на переднем плане полотна до глубокого малахитового и почти чёрного вдали.

В 1870-х годах Репин поехал в Европу, чтобы закончить свое художественное образование. После этого он несколько лет путешествовал по Италии и Франции, посещал новые художественные выставки. Так, среди прочих, он посетил выставку импрессионистов, но не понял и не оценил нового направления в живописи. Он восхитился техникой исполнения произведений, но нашел их пустыми, лишенными смысла.

На холсте изображено подводное царство морского царя. На дне лежит морские звезды, цветут кораллы и растут водоросли, а сверху проплывают гигантские рыбы. Огромная толща воды передана с помощью глубокого синего цвета, а глубоководное дно озарено золотистым свечением.

Садко – почетный гость на морском дне. Перед ним по приказу царя проходят девицы: в нарядных платьях и полуобнаженные, унизанные жемчугами и золотом – одна другой краше. Так морской царь предлагает Садку выбрать своей невестой любую из его красавиц-дочерей. Но молодец даже не глядит на этих разряженных заморских девиц. Ему милее скромная русская красавица в простой одежде с длинной русой косой, которая стоит поодаль от всех. Именно от нее юноша не может оторвать глаз, именно ее выбирает себе в жены.

С помощью этой аллегории Репин демонстрирует свое отношение ко всем новомодным веяниям европейской школы живописи. Да, импрессионизм и другие направления, подобно дочерям морского царя, обладают красотой техники и изяществом линий. Но внутри у них пустота, они не обладают богатым внутренним содержанием, глубоким смыслом. Поэтому самыми близкими и родными по духу для художника остаются простые картины русских мастеров: завораживающие пейзажи, изображения былинных и сказочных героев или разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни.

Однажды Садко, уже богатый новгородский купец, по воле случая угодил в покои владыки моря. Царь приказал гусляру взять себе жену из девяти сотен морских красавиц. Садко решил жениться на последней из них — морской деве Чернаве. Наутро после свадьбы купец-гусляр проснулся на земле — на берегу реки Чернавы.

На картине запечатлен момент, когда Садко должен выбрать из сотен девиц одну-единственную, которая и станет его женой. Сказочная атмосфера подводного мира, жеманные морские дамы в роскошных заграничных нарядах строем шествуют перед героем. Девушек окутывает волшебное сияние, их кокетливые взгляды направлены на купца, который стоит на границе света и тени.

У девушки длинная черная коса, соболиные брови вразлет. Словно невзначай она бросает настороженный, но любопытный взгляд на купца. Между ней и другими претендентками — пропасть. Те разряжены и украшены драгоценностями, их прелести бесстыдно обнажены и залиты светом, улыбки кажутся хищными. Чернава же прячется в тени, она скромна и тиха, ее тело скрыто рубахой и сарафаном, на шее и в волосах нет богатых украшений, а на бледном лице застыло серьезное и чуть испуганное выражение.

На картине изображен человек в подводном, безвоздушном царстве, помещенный в этот мир лишь волей обстоятельств. Перед ним красуются толпы блестящих красавиц, разодетых и раскрашенных, залитых светом, но он видит лишь скромную русскую девушку. Метафоры вполне понятны.

Repin-Ilya-Sadko

Картина посвящена купцу Садко — герою знаменитой русской былины, который так хорошо играл на гуслях, что очаровал даже морского царя, и тот предложил ему в жены собственную дочь. На полотне изображен момент, когда морские невесты появляются из морской пучины и неторопливо шествуют мимо Садко, чтобы он мог выбрать себе одну из них. В этой веренице художник изображает морских красавиц в национальных костюмах разных стран. Но героя привлекает девушка в одежде простой русской крестьянки, стоящая поодаль. Ее имя — Чернавушка — символично, так как после свадебного пира Садко просыпается на берегу Новгородской реки Чернавы.

Чтобы как можно достовернее и убедительнее показать фантастическую и причудливую морскую жизнь, Репин посетил недавно открытый берлинский морской аквариум.

Чтобы создать волшебное пространство подводного царства, Репин осмотрел морской аквариум Берлина, любовался морской флорой и фауной в Нормандии, побывал в Хрустальном дворце в Лондоне. Морское дно, по легенде, он писал в парижском океанариуме. Причудливой формы водоросли, удивительные рыбы, моллюски, морские звезды создают сказочную атмосферу. От проходящий перед Садко цепочки красавиц исходит сияние, они сами кажутся подводными сокровищами, ради которых стоило бы спускаться на дно морское. В руках у Садко – гусли, взгляд его направлен вдаль, где вполоборота стоит Чернавка и тоже смотрит на него. Там же, в глубине пространства, видна золотая рыбка – именно она в былине принесла ему удачу.

Автор: Алена Эсаулова

Описание картины Ильи Репина “Садко”


Картина “Садко”, написанная в 1876 году – любопытный пример живописной фантазии Ильи Репина. Во Франции картина успеха не имела, а вот в России была оценена так высоко, что ее приобрёл будущий император Александр III, а художник получил звание академика Академии художеств.

Картина посвящена купцу Садко – герою знаменитой русской былины, который так хорошо играл на гуслях, что очаровал даже морского царя, и тот предложил ему в жены собственную дочь. На полотне изображен момент, когда морские невесты появляются из морской пучины и неторопливо шествуют мимо Садко, чтобы он мог выбрать себе одну из них. В этой веренице художник изображает морских красавиц в национальных костюмах разных стран. Но героя привлекает девушка в одежде простой русской крестьянки, стоящая поодаль. Ее имя – Чернавушка – символично, так как после свадебного пира Садко просыпается на берегу Новгородской реки Чернавы.

Чтобы как можно достовернее и убедительнее показать фантастическую и причудливую морскую жизнь, Репин посетил недавно открытый берлинский морской аквариум.

В картине “Садко” использована богатейшая палитра красок – от светлого оливкового до насыщенного изумрудного. Чтобы усилить фантазийный эффект, художник изобразил своих героев в окружении мерцающих чешуей фантастических рыб, пестрых морских звёзд, розовых кораллов.

Работа “Садко” стала первым живописным опытом обращения художника к русской былине. Вот так будущий реалист Репин стал предтечей фантазийного жанра в русской живописи. В дальнейшем эту стезю продолжат Васнецов и Коровин, Врубель и Рерих.

Год написания картины: 1876.

Размеры картины: 322 x 230 см.

Техника написания: масло.

Жанр: литературная живопись.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Характеристика персонажа


(Рисунок В. Перцова для детского издания, 1970)

Садко – талантливый гусляр, который отличается не только умением играть на музыкальном инструменте. Он щедр, имеет легкий доброжелательный характер, предельно честен, однако при этом он азартен и любит прихвастнуть. Новгородский гусляр очень удачлив, он нередко оказывается в нужном месте в нужное время. Именно так он встретился с Морским царем и именно так он выиграл свое богатство в результате обычного спора.

Виртуозная игра Садко становится и его спасением, и его отрадой, и решением всех его проблем. Благодаря своему великолепному умению, обычный новгородец приумножает богатство, женится на прелестной девушке Чернавушке, становится уважаемым человеком и в реальном мире, и в фантастическом.

Гусляр Садко – это человек слова. Несмотря на свой простодушный характер, он искренний и справедливый. За свое спасение старцем Миколой он в благодарность выстроил церковь Миколы Чудотворца (Можайского). Это характеризует Садко как ответственного и добропорядочного человека.

О работе:

Себе в жёны Садко выбирает не писаную красавицу из представляющих ему себя эффектных обитательниц моря, а скромную, застенчиво укрывшуюся в дальнем углу Чернаву.

Положительные черты Садко

Гусляр очень талантлив.

Его зовут играть на пирах, подпаивают и подбадривают. Нравится купцам игра гусляра. Редкий пир проходит без него. Как положено творческому человеку Садко расстраивается, когда остается без работы. Гусляр идет на берег моря и передает свою печаль через струны. Вода вторит музыканту, вздымается так, что самому мастеру становится страшно. Он замолкает и уходит прочь. Садко отзывчивый и добрый. Он разговаривает с морским владыкой, подчиняется его воле. Гусляр не приказывает морякам бросаться в пучину, чтобы успокоить морского царя, а сам идет на дно. Таким поступком он спасает корабли и дружину.

Юноша терпелив и трудолюбив.

Садко – патриот своей страны. Он настоящий христианин. Вернувшись в Новгород, в благодарность за помощь святого Миколы, гусляр строит церковь.

Отрицательные черты

Есть у персонажа и черты, присущие отрицательным героям. Именно поэтому Садко представляется реальным человеком со слабостями и талантами. Одно из качеств – хвастовство. Гусляр сначала взывает на спор купцов. Он обещает поймать рыбу с золотыми перьями. Помогает ему морской царь. Хвастун оказывается в истории из-за желания разбогатеть. Алчность движет купцом всю былину. Он отправляется торговать, чтобы увеличить свое богатство. Владыка морской наказывает гусляра, но и награждает, признавая его талант. Некоторые литературоведы говорят, что у Садко не алчность, а предприимчивость. Он умеет приумножить свое богатство, даже после его значительной потери. Есть у Садко и некая легкомысленность. Он не задумывается над событиями, а плывет по течению, отдаваясь судьбе.

Садко сочувствует простым людям, поет и играет для всех. Образ в целом положителен, отрицательные качества не отталкивают от героя. Гусляр учит быть целеустремленным, благородным и честным, тогда любое ремесло принесет доход и удовлетворение. Гусляр встречает свою суженную и становится счастливым семьянином.

Прототип былинного героя

Назвать личность Садко вымышленной нельзя. Существует версия, что его прототипом стал богатый и очень щедрый купец Сотко Сытинич, живший в Новгороде приблизительно в 1167 году. Он немало сделал для своего родного Новгорода, в частности, на его деньги, согласно преданию, была построена церковь Бориса и Глеба.

Эту версию опровергает теория, базирующаяся на том факте, что былина о Садко в более-менее подобном варианте описана и французской литературой, причем, главного героя легендарного эпоса звали Садок. Это дает историкам и искусствоведам право утверждать, что, возможно, прототипом обеих историй стал один и тот же реальный человек (или произведение). А учитывая, что имя Садко и Садок имеет еврейские корни, поклонники этой версии уверены, что речь идет о забытом историей еврейском торговце или сказке, не дошедшей до наших времен.

И, наконец, третья из версий, выдвинутая Всеволодом Миллером, находит объяснение личности Садко в эпосах финско-эстонских племен. Ученый основывает свою теорию не на личности главного героя, а на самой истории, связанной с ним и описанной в легенде.

Популярные сочинения

История создания персонажа

Как и в любом народном творчестве, установить автора сказки нет никакой возможности. Но благодарить за сохранность былины следует жителей Олонецкой губернии. Местный сказитель Василий Щеголенок рассказал о приключениях Садко фольклористам XIX века (имена ученых неизвестны).

Еще одним сказителем, поведавшем о гусляре-купце, был Андрей Пантелеевич Сорокин из деревни Новинка. Мужчина с детства работал на мельнице и слушал старинные сказания, которые пересказывали друг другу крестьяне. Версию былины Андрея Пантелеевича записал Александр Федорович Гильфердинг в 1871 году.

Третий источник легенды, дошедший до наших дней, — сборщик песен Кирша Данилов. Мужчина работал на заводе Демидова и по заданию работодателя собрал воедино исторические сказания, былины и песни.

View this post on Instagram

A post shared by om tat sat (@kultura108) on Jan 11, 2020 at 10:08am PST

Из-за большого количества рукописей былины отличаются друг от друга. Неизменным остается сюжет эпоса и подробное описание быта жителей Новгорода.

Есть вероятность, что талантливый гусляр существовал на самом деле. Купец Содко Сытинец, приложивший руку к строительству церкви Бориса и Глеба, схож с образом из древней былины. Мужчина тоже жил в Новгороде, добился успеха в торговле и путешествовал по морю.

Впрочем, легко заметить схожесть Садко и с героем французской легенды. Храбрец по имени Садок совершает преступление и, убегая от наказания, переплавляется через Ла-Манш. На середине пути корабль попадает в бурю, которую останавливает только самоубийство героя.

Главный герой былины (и частично сюжет) — не уникален, о чем свидетельствуют интересные факты: у немцев есть похожее сказание о Зигфриде, у финнов — о Вяйнямёйнене, у французов — об упомянутом ранее Садоке и другие.

Читайте также: